Жалоба на действия федерального судьи

Жалоба на действия федерального судьи

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций. ».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами. ».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС. », «указать ККС. », ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Смотрите так же:  Купить полис осаго воронеже

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в. полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение. квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. »

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей. к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

*Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» № 4 (22) 2009.

ККС: как правильно жаловаться на судей

ВККС РФ опубликовала на своем сайте Рекомендации по написанию и подаче обращений в квалификационную коллегию судей, подготовленные Квалификационной коллегией судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югра.

Данные рекомендации можно использовать в качестве образца гражданам и других регионов РФ.

Как отмечается в Рекомендациях, при рассмотрении обращений граждан, квалификационная коллегия судей руководствуется Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992г., ФЗ «Об органах судейского сообщества» от 14.03.2002г., ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Жалоба на действия судьи должна содержать сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, а именно:

– грубом или систематическом нарушении процессуальных и иных правовых норм;

– неэтичном поведении (грубости) в отношении участников процесса и иных граждан;

– недостойном поведении в быту.

В случае же несогласия с судебным актом, обжалования определений и решений суда, необходимо обращаться в суд вышестоящей инстанции.

Отмена вышестоящим судом решения судьи не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 2 статьи 16 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” предусмотрено, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

Жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях:

– отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;

– обжалования судебного акта;

– наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений,

– если текст не поддается прочтению;

– если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов;

– если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.

Жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества или данных о месте его жительства, работы или учебы, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.

П ри поступлении жалобы или сообщения, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, председатель квалификационной коллегии судей, либо член этой коллегии по его поручению, принимает решение об их проверке квалификационной коллегией судей или направлении для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда.

При принятии решения о проверке квалификационной коллегией судей поступившей жалобы, содержащей сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, информация о результатах проверки направляется председателю соответствующего или вышестоящего суда, а также председателю соответствующего совета судей для решения вопроса о внесении в квалификационную коллегию судей представления или обращения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об отказе в этом.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона » О статусе судей в РФ», а также кодекса судейской этики) на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

– досрочного прекращения полномочий судьи.

Для всех видов обращений, индивидуальных и коллективных, поданных в письменной форме, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.

Если обращение не содержит вопросов, относящихся к компетенции квалификационной коллегии, оно не позднее 5 дней после поступления направляется органам или должностным лицам, правомочным разрешить обращение, с сообщением об этом заявителю.

Обращения граждан, принятые к производству квалификационной коллегией разрешаются в течение одного месяца со дня их регистрации, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — безотлагательно, но не позднее, чем через 15 дней.

Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки — в течение не более 15 дней со дня их поступления в квалификационную коллегию.

В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений и жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены председателем коллегии, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.

Отдельные категории обращений рассматриваются в сроки, отличные от установленных:

– поручения по обращениям граждан, поступившие из аппаратов Верховного Суда Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Законодательного Собрания Республики Башкортостан и Администрации Президента Республики Башкортостан с пометкой «срочно», исполняются в 3-х дневный срок, с пометкой «оперативно» — в 10-ти дневный срок, остальные — в срок не более 1 месяца.

Смотрите так же:  Приказ на матпомощь в связи со смертью

– запросы по обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исполняются безотлагательно, в 3-х дневный срок, а требующие изучения и проверки — в 20-дневный срок (при обязательном уведомлении о получении запроса в 3-х дневный срок).

– запросы и обращения других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, также исполняются в 3-х дневный срок, а требующие изучения и проверки — в 20-дневный срок (при обязательном уведомлении о получении запроса в 3-х дневный срок). Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.

Кто судит судей?

Кроме ответов, написанных как под копирку: закон запрещает вмешиваться в деятельность судов. Отсюда вывод — все куплены… Но тот же закон предусмотрел, что по жалобам сторон судейские действия могут подвергаться проверке, а сами судьи наказываться, и наделил такими полномочиями квалификационные коллегии судей (ККС) регионов. О том, что это за институт, как все-таки призвать судью к ответу, «РГ» рассказал председатель ККС Свердловской области, председатель состава судебной коллегии по гражданским делам Свердловского облсуда Станислав Сидоркин.

Станислав Сидоркин: Наряду с экзаменационной комиссией, советом и конференцией судей квалификационная коллегия судей — это орган судейского сообщества, можно сказать, общественная организация. Среди прочих у нее две главные функции: во-первых, формирование корпуса судей, ККС проводит отбор кандидатов на должность судей, во-вторых, аттестация судей, присвоение им квалификационных классов. Кроме того, коллегия рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности судей за те или иные проступки. Вот почему в просторечии ККС называют судом над судьями.

И кто же судит судей?

Станислав Сидоркин: Коллегия состоит из двух судей областного суда, трех районных, пяти судей арбитражных судов, по одному от мирового, уставного и военного судов, а также представителя президента и семи представителей общественности. Таким образом, в ККС Свердловской области входит 21 человек. Судей отбирают на областной конференции судей, которая проводится раз в четыре года. Кандидатуры представителей общественности предлагает Заксобрание региона. Сегодня из семи членов-общественников мы имеем только четырех: требования к образованию, практическому опыту претендентов очень жесткие. Представителя президента делегирует сам президент своим указом. Сегодня это главный федеральный инспектор по Свердловской области Андрей Березовский.

Известно, что и судей назначает президент. Как в этом участвует коллегия?

Станислав Сидоркин: Кандидат сдает экзамен экзаменационной комиссии судей. Если результат хороший (троечников мы, как правило, не берем), он пишет заявление и приносит в коллегию пакет документов: от характеристик с каждого места работы за последние пять лет до справок о состоянии здоровья. Наша задача — проверить все сведения: действительно ли кандидат оканчивал вуз, занимался правоприменительной деятельностью, не имеет ли судимости он сам или его близкие родственники, указал ли все имущество, каким владеет, и все источники доходов… Жесткость требований проявляется, в частности, в том, что сегодня в Свердловской области около 80 вакансий судей районных судов, 5 — мировых и 11 в областном суде.

Если проверка подтверждает, что в документах кандидата все точно, и мы не видим препятствий для его назначения, коллегия дает заключение в администрацию президента.

Там отклоняют представленные вами кандидатуры?

Станислав Сидоркин: Нечасто: любое сомнение толкуется не в пользу соискателя, и, коль он решил стать судьей, должен сам доказать, что этому ничто не мешает. Но, если у администрации президента возникают какие-то опасения, она проводит дополнительную проверку. Вопросы адресуют главному федеральному инспектору субъекта Федерации. В целом проверка может продолжаться до восьми месяцев, и лишь после нее президент принимает решение о назначении.

А снимает судью с должности тоже президент?

Станислав Сидоркин: Нет. Прекращение полномочий судьи — исключительное право квалификационной коллегии. Как и дача согласий на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, на получение им наград. К исключительной компетенции коллегии, повторюсь, относятся и вопросы дисциплинарной ответственности судей. Закон предусматривает три вида такой ответственности: замечание, предупреждение и прекращение полномочий. Председатель суда может лишь инициировать рассмотрение ККС вопроса о дисциплинарной ответственности.

За что коллегия наказывает судей?

Станислав Сидоркин: Закон о статусе судей запрещает вмешательство в рассмотрение судебного дела, влияние на судью при принятии им судебного акта, в том числе коллегией. Для этого необходимо обращаться с жалобой в апелляционную инстанцию. Если считаешь, что суд принял неправильное решение, приведи доводы, их рассмотрят вышестоящие судьи. Компетенция коллегии — все остальные действия в суде. Они, как и претензии, условно делятся на несколько групп. Если коротко, это жалобы на нарушение норм судейской этики, да и просто обычной морали и нравственности, а также на действия судей, в которых можно усмотреть коррупционную составляющую. Но большинство обращений в коллегию, а их каждый год поступает около тысячи, касается именно несогласия с судебными актами. Если жалоба не содержит никаких иных фактов — об этике, противодействии коррупции или о дисциплинарном проступке судьи, мы не имеем права ее рассматривать, возвращаем заявителю. А если, например, человек обвиняет судью еще и в грубости, ККС может направить его обращение в комиссию по этике совета судей. Проверив факты, комиссия либо готовит соответствующее заключение для коллегии, либо напрямую отвечает заявителю.

Как часто коллегия рассматривает дела о прекращении полномочий судей?

Станислав Сидоркин: Редко, в Свердловской области подобное происходит один-два раза в год. Так, в прошлом году мы прекратили полномочия судьи Асбестовского суда Максима Виноградова, которого обвиняют в попытке получения взятки. Однако и замечания, и предупреждения выносятся нечасто: два-три раза за год. Поводы разные. Например, судья систематически выносит решения вразрез с судебной практикой, ведь по закону он обязан повышать свой профессиональный уровень.

Или волокита. Более сорока процентов судей районных судов имеют стаж менее двух лет — у них пока нет достаточного опыта; штатный некомплект заставляет судей рассматривать дела не только по своей специализации, а это требует больше времени. Однако одни судьи все-таки успевают рассматривать дела в срок, а кто-то систематически не может. Возникает вопрос: по какой причине? Или почему дело рассмотрено без одной из сторон? Все ли меры приняты судом для извещения участников процесса? Суд должен иметь доказательства, что все от него зависящее сделано. Если доказательств нет, тоже возникает вопрос к судье.

Когда есть смысл обращаться не к вам, а к председателю райсуда?

Станислав Сидоркин: Во всех случаях, касающихся делопроизводства. Например, вас не известили о рассмотрении в отношении вас судебного дела, вынесли заочное решение. Как только узнали об этом, во-первых, обращайтесь к судье с требованием отменить решение и пересмотреть дело с вашим участием, а во-вторых, сообщите об этом председателю: это исключительно вина суда. Затягивается рассмотрение вашего иска, не соблюдаются сроки выдачи процессуальных документов, а сами документы выдаются не в надлежащем виде — скорректировать все это может председатель суда. К тому же он должен знать, как реально ведется в суде делопроизводство.

Часто ли судей обвиняют в коррупции?

Станислав Сидоркин: Напрямую, как правило, нет, но намеков достаточно. Заинтересованность судьи усматривают во многом: начиная с того, как вел судебный процесс, и заканчивая размером взысканной суммы. Мол, сумма потому такая большая, что судью заинтересовали… Подводится и соответствующая подоплека: представитель противной стороны — одноклассник, однокашник, сосед судьи — кто угодно, вот потому-то и принято такое решение…

Часто нам пишут, что адвокат противной стороны заходил к судье. Что это — коррупция, этика. Да, наверное, не должен судья пускать адвоката в свой кабинет. Но у нас около 80 процентов судей работают в кабинетах, имеющих свободный доступ из коридора. Многие адвокаты этим пользуются, чтобы уточнить, вовремя ли начнутся слушания. Ответ получили и вышли… Я лично к этому отношусь негативно: судья должен избегать всего, что может бросить тень и на дело, и на его беспристрастность, поскольку толкование результата всегда будет не в его пользу. Что такое гражданское дело, в отличие, например, от уголовного? Если подсудимому по уголовному делу дали три года, а думали, что будет пять, он останется довольным. А по гражданскому делу одна из сторон недовольна всегда. Когда к этому присоединяется еще так или иначе воспринятое действие судьи, это совершенно определенно истолковывается. Но как реагировать на намеки и предположения? Ведь их не проверишь. Проверить можно только факт: был он или нет.

Поэтому идеально, на мой взгляд, поступать так: зашел адвокат к судье, вы это как-то истолковали, заявите ходатайство об отводе судьи. Так и говорите: к вам только что заходил адвокат, считаю, вы вынесете предвзятое решение… Откажут — станем разбираться: почему заявили отвод, почему его отклонили?

Как обратиться в коллегию

По почте: 620019, г. Екатеринбург, ул. Московская, 120, каб. 119, 120.

Через приемную Свердловского областного суда на 1-м этаже Дворца правосудия: г. Екатеринбург, ул. Московская, 120.

Куда и как пожаловаться на судью

Существует четко прописанный в УПК, ГПК, АПК, КОАП РФ порядок обжалования состоявшегося решения суда. На не вступившее в законную силу постановление подается апелляционная жалоба. Если решение вступило в силу, можно воспользоваться правом подачи кассационной или надзорной жалобы. Вместе с тем, в некоторых случаях участник процесса может быть не согласен именно с действиями судьи, а не с его решением. Более того, некоторые определения и постановления суда не предусматривают отдельного обжалования.

Как правильно реагировать на неправомерные действия судей? О том, какие способы пожаловаться на судей можно использовать, расскажем в нашей статье.

Апелляция, кассация, надзор

В наших статьях мы неоднократно разбирали, как заявить о несогласии с решением, прибегнув к отдельной процедуре опротестования: жалоба по уголовному делу, жалоба на решение арбитражного суда, жалоба по гражданскому делу. В таких жалобах обычно не ставится вопрос о поведении судьи, здесь обращается внимание вышестоящей инстанции на неправильное применение материального или процессуального права. И все же в отдельных случаях можно указать в апелляционных или кассационных обращениях на необоснованное, а порой и предвзятое отношение суда к одной из сторон по делу.

Рассмотрим несколько случаев:

Отвод председательствующему

К примеру, вы считаете, что суд явно склоняется к противоположной стороне и даже не скрывает этого. Вероятнее всего, когда очередное ваше ходатайство было отклонено, а несколько заявлений другой стороны благосклонно принято во внимание, вы заявите отвод председательствующему. Насколько заявление об отводе обоснованно — этот вопрос решается в каждой конкретной ситуации, но следует знать нормы, на которые нужно ссылаться.

В уголовном, гражданском, арбитражном праве есть статьи процессуального закона, которые позволяют любому участнику заседания заявить отвод судье, если есть следующие основания:

  • судья каким-либо образом связан с рассматриваемым делом лично: является истцом по связанному делу, потерпевшим, родственником пострадавшего или подсудимого, близким другом истца или, к примеру, его дети имеют прямое отношение к юрлицу, участвующем в арбитражном споре;
  • являлся ранее должностным лицом, связанным с рассматриваемым делом – к примеру, был ранее секретарем, а сейчас это же лицо является судьей;
  • прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
  • Вот последнее основание наиболее часто звучит в ходатайствах об отводе судьи. Вместе с тем, заявитель обязан указать конкретные обстоятельства, свидетельствующие о заинтересованности. Если же таких доказательств нет, то и оснований для удовлетворения отвода не будет.

    О несогласии с отказом в отводе можно, наряду с другими доводами, указать в апелляционной жалобе (также и в кассационной, надзорной). Вышестоящая коллегия всегда обращает внимание на высказанное в первой инстанции недоверие к судье, тщательно рассматривает доводы заявителя.

    Таким образом, один из способов воздействовать на судью, который настроен предвзято – заявить отвод, мотивируя конкретными доказательствами. Впоследствии можно обратить внимание на недоверие суду в апелляционной жалобе.

    Несогласие с действиями председательствующего

    Если оснований для отвода нет, а вернее, нет доказательств, подтверждающих заинтересованность и предвзятость, можно воспользоваться правом высказать несогласие с действиями председательствующего.

    Как это делается и для чего? Такое право регламентировано процессуальными законами. Лицо, которое желает выразить несогласие, с разрешения суда в судебнои провесе встает и заявляет, с чем конкретно он не согласен. Важно то, что все слова будут зафиксированы в протоколе судебного заседании и на аудиозаписи, которую суды обязаны вести с 2017 года. Опять же, вышестоящая инстанция ознакомится с заявлениями о предвзятости и сделает свои выводы.

    К примеру, по уголовным делам на основании ч. 3 ст. 243 УПК РФ можно возразить действиям председательствующего. Это не ходатайство и не заявление, которое требует отдельного разрешения, но все доводы (они должны быть высказаны корректно и мотивированно) занесут в протокол заседания.

    Обжалование действий судьи

    Необходимо понимать, что не все действия можно отдельно обжаловать – по ним будет составляться общая жалоба на итоговое решение суда или частная жалоба на определение. К примеру, отложение гражданского дела для рассмотрения на новую дату отдельно не обжалуется, но можно обратить внимание апелляционной инстанции на необоснованные действия суда по отложению в своей жалобе на окончательное решение.

    Обратный пример — когда в суд не явился ваш представитель и подал ходатайство об отложении, представив доказательства уважительной причины неявки (болезнь, отпуск и т.д.). Если при явной аргументированности просьбы представителя суд, несмотря ни на что, продолжает рассматривать дело и итог рассмотрения не в вашу пользу, действия суда по игнорированию ходатайства отдельно не обжалуются. При этом несогласие с ними можно подробно отразить в основной апелляционной жалобе.

    Все заявления, несогласия, возражения в судебном заседании можно заявлять как письменно, так и устно, соблюдая уважение к участникам процесса и регламент. Иногда вышестоящие суды, усмотрев нарушение процессуальных норм судьей при первоначальном рассмотрении дел, могут поднять вопрос о дисциплинарной ответственность судьи.

    Смотрите так же:  Я донор компенсация

    ККС – квалификационная коллегия судей

    В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ», квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, который рассматривает жалобы на судей и выносит решение о привлечении их к дисциплинарной ответственности. На судью может быть наложено замечание, предупреждение или могут быть досрочно прекращены его полномочия.

    ККС – это областной уровень рассмотрения жалоб, состав этой судейской коллегии формируется из судей областного или краевого звена. В том случае, если с решением не согласны (судья или автор жалобы), то результат можно обжаловать в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 суток после вынесения.

    В соответствии с правилами ст. 12.1 вышеуказанного закона, основанием для привлечения судьи любого звена следует считать дисциплинарный проступок, который трактуется как нарушение Кодекса судейской Этики или нарушение положений Закона о статусе судей.

    В каждом конкретном случае коллегия анализирует все события, связанные с проступком: для наложения взыскания обязательным условием должна быть вина судьи. Не имеет значение, был ли совершен проступок во время служебной деятельности или вне ее. При малозначительном проступке могут ограничиться замечанием или предупреждением. Основания для сложения полномочий должны быть более вескими.

    Разные, начиная от некорректного обращения к участникам процесса и до грубейших нарушений норм Кодекса судейской этики. Из практики приведем примеры повесток заседаний, которые были предметом рассмотрения в разных регионах:

  • о неполноте представленных сведений о доходах, расходах за предыдущий год. При мелких ошибках могут наложить замечание, а при отсутствии в сведениях объектов недвижимости, автомобилей может быть и досрочное прекращение полномочий;
  • о некорректном поведении в судебном заседании – например, резкое повышение тона на участников процесса, ведение разбирательства без мантии и т.д. Здесь все зависит от ситуации, но чаще всего налагается взыскание в виде предупреждения;
  • о волоките и несоблюдении разумных сроков рассмотрения дел – это довольно серьезные проступки, поскольку в настоящее время к вопросу о своевременном рассмотрении дел и материалов Верховный Суд и Уполномоченный по права человека в РФ относятся с пристальным вниманием;
  • использование служебного положения в обычной жизни – демонстрация удостоверения судьи при явном отсутствии оснований для этого, к примеру – чтобы пройти без очереди к кассе, достать билеты на лучшие места на концертах и т.д.;
  • появление в пьяном виде в общественном месте или вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. В интернете много роликов с участием должностных лиц, которых задерживает ДПС. Не беремся судить, есть ли среди них судьи, но в практике есть случаи досрочного прекращения судейских полномочий по причине нахождения в состоянии опьянения за рулем или просто на улице.
  • Из примеров видно, что чаще всего нарушение этики и нарушение закона о судьях практически всегда совпадает. Так, выражаясь нецензурно в процессе, судья тем самым умаляет авторитет судебной системы и одновременно нарушает нормы морали. Стоит заметить, что дисциплинарно судью невозможно привлечь, если с момента проступка прошло 6 месяцев.

    Написать жалобу в квалификационную коллегию судей можно любому гражданину. На официальном сайте судов и ККС есть интернет-приемные для подачи подобного обращения. Кстати, представление о сложении полномочий может направить в ККС и председатель того суда, где работает нарушитель.

    В интернете часто советуют пожаловаться на судью в прокуратуру. По нашему мнению, это неправильно и с точки зрения закона необоснованно: прокуратура не является ведомством, которое контролирует суд. Ее полномочия по отношению к судебной системе сводятся к надзору за законностью судебных решений, и прокурор, как и другие участники процесса, вправе любое из них обжаловать. Проводить проверку и собирать на судью материал относительно его поведения прокурор не имеет права.

    Как подать жалобу председателю суда на действия судьи

    Для начала напомним читателю, что председатель суда и председательствующий – это два разных должностных лица судебной системы. Если председательствующим называется судья, который ведет процесс, то председателем суда является руководитель районного или областного суда. Судьи мирового суда — самостоятельные единицы, у них на участке нет председателя. Но на действия мировых судей можно подать жалобу председателю районного суда того района, к которому относится мировой.

    Чаще всего к председателю районного суда обращаются именно из-за нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел, когда судьи бездействуют и затягивают рассмотрение споров. На него как на руководителя возлагаются функции по распределению нагрузки между районными судьями, контроль за работой мировых судей – все они являются его подчиненными сотрудниками. Это означает, что председатель вполне может повлиять на одного из судей, проверить своевременность рассмотрения дел и указать на необходимость ускорить процесс принятия решения по спорам.

    Об этом сказано в ст. 6.1 УПК РФ. Приняв к рассмотрению жалобу о затягивании процесса, в течение 5 суток председатель обязан вынести постановление. В нем он устанавливает срок, в течение которого судья должен завершить рассмотрение и вынести решение (вынести постановление, приговор).

    Если подчиненный судья не последует распоряжению, председатель вправе «вынести сор из избы» и обратиться в ККС. Председатель также вправе повлиять и на размер премии по итогам года – поощрение служащих судебной системы напрямую зависит от добросовестности работы.

    Такой же механизм воздействия на подчиненных судей и ускорения рассмотрения предусмотрен и при незаконном затягивании процедуры рассмотрения арбитражным судьей — тогда жалоба подается также на имя председателя арбитражного суда. В административном судопроизводстве подобную жалобу председательствующий рассматривает в течение суток. По такой схеме можно пожаловаться и председателю областного суда, если в чем-то вас не устроила работа судьи этого же уровня.

    Как правильно пожаловаться на судью районного звена

    Итак, подать жалобу можно председателю или напрямую в ККС. Правила написания жалоб идентичны, в соответствии с требованиями статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, в тексте должно быть:

    • название ККС, куда адресовано обращение, например: «… в квалификационную коллегию судей Самарской области»;
    • ФИО автора обращения. Допускается написание жалобы представителем юридического лица, хотя на практике таких случаев немного. Необходимо указать адрес и телефон для связи;
    • данные о судье, действия которого обжалуются заявителем – ФИО, место работы;
    • обстоятельства проступка, которые заявитель считает несовместимыми со статусом судьи;
    • личная подпись, дата, доверенность (если обращение подается от имени представителя). Если подпись отсутствует, а также не указаны личные данные и местожительства, жалоба не рассматривается, так как признается анонимной.
    • Можно приложить копии материалов, которые подтверждают дисциплинарный проступок (аудио, видеофайлы).

      Несоблюдение перечисленных правил написания обращения может повлечь возвращение его заявителю. К примеру, если в тексте не указано, в чем конкретно выразилось неподобающее поведение судьи. Обратите внимание, что в квалификационную коллегию подаются жалобы именно относительно действий судей. Несогласие с решением или с приговором коллегия не рассматривает, такое обращение вернут, так как для обжалования процессуальных документов предусмотрен другой порядок.

      Можно воспользоваться примерным образцом жалобы на действия судьи:

      В квалификационную коллегию судей Самарской области
      (как вариант – председателю Новоночного районного суда г. Самары)

      443099
      г. Самара, ул. Куйбышева, д. 60

      от Носова Георгия Николаевича,
      проживающего в г. Самара,
      ул. Нейтральная, д. 10, кв. 3
      тел. 8929292929

      Жалоба
      О совершении судьей дисциплинарного проступка
      ОБРАЗЕЦ

      Я являюсь участником разбирательства по иску Иванова А.А. к Петрову Е.Н., дело находится в производству у судьи Новоночного районного суда г. Самары Сидорова А.А.

      26.01.2020 в ходе заседания судья Сидоров А.А. высказал недовольство по поводу заявленных сторонами ходатайств и неоднократно выразился по этому поводу, используя грубую нецензурную брань. По вопросу оскорбления меня как личности я направил заявление о возбуждении административного производства в правоохранительных органы.

      Настоящая жалоба подается в связи с тем, что действия судьи Сидорова А.А. противоречат Закону о статусе судей в РФ, Кодексу судейской этики и нарушают права граждан на судебную защиту.

      На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в России»,

      Рассмотреть вышеуказанные действия судьи Новоночного районного суда г. Самары Сидорова А.А. на предмет совершения им дисциплинарного проступка.

      Привлечь судью Сидорова А.А. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.

      Приложение: флеш-накопитель с аудиозаписью судебного провесса26.02.2020, копии протоколов судебного заседания.

      Носов Г.Н. /подпись/
      21.03.2020

      Жалобу можно подать лично или воспользоваться системой подачи жалобы на сайте ККС. К примеру, на сайте Высшей квалификационной коллегии это можно сделать, пройдя по ссылке.

      Таких сроков прямо не предусмотрено в законе, но необходимо учитывать 6-месячный период привлечения к ответственности судей. Получается, что своевременным будет считаться обжалование действий судьи в течение полугода после совершения им проступка.

      Если форма обращения соблюдена, его принимают и изучают заранее сформированной комиссией, в состав которой входят не только судьи, но и представители общественности. В течение 1 месяца жалоба на действия судей должна быть рассмотрена. О том, кто входит в комиссию, всегда имеется информация на сайте ККС. Для проверки фактов члены комиссии вправе запрашивать дополнительные сведения, документы, выезжать на место при необходимости, получать объяснения лиц. При наличии признаков дисциплинарного проступка составляется заключение об этом, возбуждается дисциплинарное производство, затем назначается день заседания. Заявителя информируют об этапах рассмотрения его обращения, а также о результате.

      На сайте ККС также можно найти всю необходимую информацию о запланированной повестке и о принятом по итогам голосования решении. Если на заседании присутствует менее половины комиссии, рассмотрение откладывается.

      Результат заседания оглашается сразу же в день рассмотрения, решение вступает в силу немедленно. То есть, если жалоба удовлетворена и полномочия судьи Сидорова А.А. будут прекращены, то уже со следующего дня он не сможет исполнять свои служебные обязанности. При этом судья вправе обжаловать принятое решение, а вот в случае отказа в удовлетворении жалобы заявитель может обжаловать решение в ВККС только по основанию нарушения процедуры (например, не исследовались представленные им материалы).

      Жалоба на действия судьи: образец и правила составления

      Дата публикации материала: 12.11.2020

      Последнее обновление: 12.11.2020

      Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на действия (или бездействие) судьи.

      Обратите внимание! Более актуальная версия статьи находится здесь: Жалоба на судью: составление, образец и порядок подачи в 2018 году.

      В каких случаях можно жаловаться на судью?

      Какие поступки судьи могут стать поводом для жалобы? На сегодняшний день причиной жалобы может стать любое нарушение закона со стороны судьи. Например:

    • Если срок разрешения судебного спора затянулся более чем на 2 месяца;
    • Если судебные протоколы искажают ход заседания;
    • Если судья не дает высказаться представителю;
    • Если судья не приобщает к делу существующие доказательства;
    • Если судья игнорирует ходатайства и т.д.
    • На самом деле, причин может быть множество, однако прежде чем обращаться к юристу за помощью в составлении жалобы, необходимо провести небольшую подготовительную работу и составить надежную базу для последующего обжалования. Для того чтобы вы могли обоснованно жаловаться на незаконные действия судьи, вам необходимо:

    • Регулярно знакомиться с материалами дела;
    • Записывать судебные заседания на диктофон;
    • Подавать заявления и ходатайства через канцелярию;
    • Проверять протоколы заседаний. Если протокол составлен несвоевременно или же искажает ход заседания – в течение 5 дней подавать замечания в порядке, установленном ст.231 ГПК.
    • Куда жаловаться на незаконные действия судьи?

      На этот вопрос мы ответим чуть ниже, а пока хотелось бы сказать о том, куда жаловаться НЕ надо. Как показывает практика, жалобы на судей в СМИ не дают результата, так как в России суд является независимым органом. Также не стоит обращаться с жалобой и в органы прокуратуры, ваше заявление просто не примут.

      Кто может подать жалобу на незаконные действия или бездействие судьи? Подать такую жалобу может как любой гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин.

      Куда можно обратиться с жалобой на судью?

    • Если вы столкнулись с некорректным поведением судьи, с жалобой вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей, а также в Совет судей.
      Образец жалобы в Совет судей.
    • При нарушении судебной процедуры (это может быть как невыполнение судьей своих процессуальных обязанностей, так и затягивание разрешения судебного спора) вы можете подать жалобу Председателю суда.
      Образец жалобы на имя Председателя суда.
    • Если же вы подозреваете судью в пристрастности, вы имеете полное право заявить судье отвод.
      Пример отвода вы можете найти здесь.

    Какого результата стоит ожидать от жалобы на действия судьи?

    Сразу хотелось бы отметить, что случаи увольнения судей после подачи жалобы очень редки. Но, в большинстве случаев, правильно составленная и поданная жалоба приносит должный результат — и судья начинает намного более ответственно относиться к своим обязанностям, а нарушения в судебной процедуре также сводятся к минимуму.

    Как правильно составить жалобу на судью?

    Жалоба составляется в свободной форме, и, согласно, п. 2.2. Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, должна содержать следующие сведения:

  • Наименование адресата;
  • Данные заявителя(ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
  • Суть обращения;
  • Дата;
  • Подпись заявителя.
  • Отдельно хотелось бы остановиться на сроках рассмотрения жалобы. По общему правилу ваша жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня подачи заявления. Однако если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно.

    В том случае, если орган, принявший вашу жалобу, принял решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, вас обязаны соответствующим образом уведомить об этом решении.

    Оставьте комментарий