Закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта, 30 октября 2018 г., 18 марта, 27 июня, 2 августа 2020 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2020 г. N 157-ФЗ

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Президент Российской Федерации

29 декабря 2006 г.

Государство предполагает поддерживать семьи с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала — средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на указанные цели.

Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. на материнский капитал в размере 250 000 руб. имеют право женщины, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.

Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается принцип целевого расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала можно будет улучшить жилищные условия семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.

Также предусматривается, что средства материнского капитала можно будет израсходовать на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. В этом случае возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.

Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери, в том числе путем их вложения в негосударственные пенсионные фонды.

Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 г. подается до 1 октября 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2020 г.

Федеральный закон от 27 июня 2020 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2020 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 433-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 131-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Смотрите так же:  Сколько будет стоит госпошлина на развод в 2020 году

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Внесены изменения в закон о государственной поддержке семей, имеющих детей

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 марта 2020 года и одобрен Советом Федерации 13 марта 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом расширяется перечень оснований для отказа гражданам, имеющим право на получение средств материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в распоряжении этими средствами. Таким основанием станет наличие информации о признании жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, непригодным для проживания и (или) признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы будут обязаны проводить проверку путём направления в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля запросов об отсутствии или наличии такой информации.

Кроме того, Федеральный закон направлен на пресечение имеющихся на практике злоупотреблений и мошенничества, в результате которых средства материнского (семейного) капитала не расходуются на цели, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Возможность использования средств материнского (семейного) капитала для погашения обязательств по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения предлагается сохранить только при условии, если названные договоры заключены с кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами (они подконтрольны Центральному банку Российской Федерации). К числу организаций, на погашение займов у которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, предлагается отнести также единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество «ДОМ.РФ») и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (если эти кооперативы осуществляют свою деятельность не менее трёх лет со дня их государственной регистрации).

В связи с изменением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом уточняется перечень документов, которые граждане должны представить при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

19 октября 2006

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сформулированы основные приоритеты, направленные на улучшение демографической политики в России. В частности предложена программа стимулирования рождаемости, материальной поддержки женщин, имеющих детей, развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения), а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации данной программы разработан проект федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, права на дополнительные меры государственной поддержки, обеспечением которых будет являться материнский (семейный) капитал.

В случае, когда женщина по состоянию на 31 декабря 2006 года уже имеет двух детей, рожденных (усыновленных) ею, и родит (усыновит) третьего и последующего ребенка в 2007 году и позже, то она также будет иметь право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением этого ребенка.

При этом проектом федерального закона предусматриваются случаи, когда право на материнский (семейный) капитал может быть предоставлено не только женщинам, родившим (усыновившим) детей.

В таких случаях как: смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, а также в случае совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), право на материнский (семейный) капитал будет иметь супруг этой женщины.

Если же указанные обстоятельства коснутся обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), то право на материнский (семейный) капитал перейдет к самому ребенку (детям в равных долях).

Действие проекта федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации независимо от их места жительства при условии, что ребенок, с рождением (усыновлением) которого у них возникает право на материнский (семейный) капитал, будет также иметь гражданство Российской Федерации.

Таким образом, право на материнский (семейный) капитал будут иметь и граждане Российской Федерации, проживающие в иностранных государствах, а также граждане Российской Федерации, чей предыдущий ребенок (дети) не имеют гражданства Российской Федерации.

Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка независимо от периода времени, прошедшего с момента рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Проектом федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала – 250 тыс. рублей.

Размер указанного капитала будет пересматриваться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции. Термин «пересмотр» допускает возможность увеличения размера материнского (семейного) капитала не только на индекс роста инфляции на очередной год, но и в большем размере.

Пересмотр размера материнского (семейного) капитала будет осуществляться вплоть до перечисления средств материнского (семейного) капитала по заявлению о его распоряжении.

В целях регистрации права на материнский (семейный) капитал проектом федерального закона предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Кроме того, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы проектом федерального закона будут возложены обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с проектом федерального закона право на распоряжение материнским (семейным) капиталом может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, либо прошествии трех лет со дня усыновления ребенка.

По прошествии указанного срока лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала, либо ее части на следующие цели:

Первое – на приобретение жилья на территории Российской Федерации путем перечисления указанной суммы либо ее части на:

  • на уплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании;
  • на погашение задолженности по ипотечным кредитам, в том числе привлеченным до момента возникновения права на материнский (семейный) капитал;
  • на уплату взносов в рамках жилищно-накопительных программ, программ участия в долевом строительстве;
  • на покупку жилья путем присоединения материнского (семейного) капитала к собственным средствам граждан.

Второе – на получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родных, так и усыновленных, в том числе первым, вторым и последующим ребенком). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

В рамках данного направления сумма материнского (семейного) капитала либо ее часть может быть перечислена на оплату:

дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (в том числе платными отделениями ВУЗов);

образовательных услуг, оказываемых негосударственными и немуниципальными образовательными учреждениями;

иных расходов, установленных Правительством Российской Федерации.

Третье — на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка.

Смотрите так же:  Договор разработки котлована

Направление средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «О негосударственных пенсионных фондах».

При этом проектом федерального закона предусматривается предоставление лицу, выбравшему направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии возможности отказаться не чаще одного раза в год от указанного направления и выбрать иное направление распоряжения им.

В соответствии с проектом федерального закона заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть подано не чаще двух раз в год:

  • не позднее 1 мая для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года,
  • не позднее 1 октября для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи указанного заявления.
  • В соответствии с проектом федерального закона по результатам рассмотрения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации будет обеспечен перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им.

    Проектом федерального закона установлены основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и порядок их учета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

    Сумма расходов, связанных с реализацией данного проекта федерального закона, начиная с 2010 года, по предварительным данным, составит 131,8 млрд. рублей.

    Соответственно, денежные средства, начиная с 2010 года, будут предусматриваться в федеральном законе о федеральном бюджете. При этом необходимая текстовая статья уже содержится в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

    Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в связи с проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и во исполнение Сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р.

    Проектом федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц суммы материнского (семейного) капитала, предоставляемой государством для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки.

    В связи с этим вносится изменение в пункт 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Данный пункт в его действующей редакции может быть неоднозначно истолкован на практике применительно к суммам материнского (семейного) капитала, поскольку соответствующие денежные средства не являются государственным пособием, и, следовательно, не могут быть однозначно отнесены к выплатам, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, так как выплата данных сумм на руки матери не предполагается, а предполагается только возможность их целевого использования (на приобретение жилья, получение ребенком образования и увеличение сумм пенсионных накоплений).

    Проектом федерального закона также вносятся изменения в статьи 219 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в случаях, если расходы на обучение и приобретение жилья, осуществляются за счет суммы материнского (семейного) капитала, не предоставляется. Данные изменения вносятся в целях исключения предоставления двойной льготы, так как вышеперечисленные вилы налоговых вычетов предоставляются только при расходовании собственных денежных средств, а не средств, предоставленных государством.

    Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов всех уровней и не приведет к сокращению доходной базы соответствующих бюджетов, поскольку представление материнского (семейного) капитала является новеллой в законодательстве, соответственно, указанные суммы никогда ранее не включались ранее в состав налогооблагаемой базы.

    Социальная политика в отношении семьи, женщин и детей

    Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

    Документ является поправкой к

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 7 марта 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 13 марта 2020 года

    Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 23, ст. 2886; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4217; 2015, N 10, ст. 1424; N 21, ст. 2983; N 48, ст. 6714; 2016, N 27, ст. 4235; 2017, N 1, ст. 11; 2018, N 1, ст. 16) следующие изменения:

    1) в части 7 статьи 7 слова «в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона,» заменить словами «в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала»;

    а) дополнить частью 1 3 следующего содержания:

    «1 3 . Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы направляют запрос, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля об отсутствии или о наличии в отношении жилого помещения, приобретение которого в соответствии с заявлением о распоряжении планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, информации о признании данного жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.»;

    б) часть 2 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

    «8) наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.»;

    пункт 2 изложить в следующей редакции:

    «2) разрешения на строительство либо уведомления, указанного в пункте 2 части 7 статьи 51 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выданных лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);»;

    пункт 4 изложить в следующей редакции:

    «4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство либо которому (которым) выдано уведомление, указанное в пункте 2 части 7 статьи 51 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в течение шести месяцев со дня получения кадастрового паспорта либо со дня получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указанного в пункте 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).»;

    б) пункты 3 и 4 части 7 изложить в следующей редакции:

    «3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

    4) единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».».

    1. Действие положений части 1 3 и пункта 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, подавших в Пенсионный фонд Российской Федерации или его территориальные органы заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала с указанием направления их использования на приобретение (строительство) жилого помещения или на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Смотрите так же:  Сингулярный договор это

    2. Действие положений пункта 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Федеральным законом № 390-ФЗ внесены поправки в часть 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Согласно новой редакции указанной нормы решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.

    При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Кроме того, Федеральным законом № 390-ФЗ внесены изменения в часть 4 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ.

    Новая редакция части 4 статьи 5 устанавливает, что при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в пятидневный срок с даты их поступления.

    Помощник прокурора города юрист 1 класса Д.П. Квасников

    В Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» внесены изменения

    С 29 марта 2020 года в программу материнского (семейного) капитала внесены поправки, касающиеся распоряжения средствами на улучшение жилищных условий семьи. Одно из главных изменений коснулось усиления контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых на средства материнского капитала. Согласно новым положениям сведения органов жилищного надзора о том, что квартира или дом являются непригодными для проживания, теперь признаются законным основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами. Информацию о состоянии жилого помещения Пенсионный фонд и его территориальные отделения запрашивают в органах местного самоуправления, государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Они предоставляют сведения не только о пригодности помещения для проживания, но и, например, о том, подлежит ли дом сносу или реконструкции.

    Указанные сведения ПФР запрашивает практически во всех случаях распоряжения материнским капиталом на улучшение жилищных условий семьи: при покупке жилья, погашении кредита или займа и в случае компенсации расходов на уже построенное жилье.

    Внесенные изменения в закон о материнском капитале позволят пресечь злоупотребления при использовании средств на приобретение помещений, непригодных для проживания. Еще одной мерой по повышению эффективности распоряжения материнским капиталом согласно поправкам стало исключение организаций, неподконтрольных Центральному банку, из перечня тех, чьи займы можно оплачивать материнским капиталом. Обычно такие организации предоставляют ипотечные займы по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает расходы семей на приобретение жилья и повышает риск несвоевременной оплаты либо невыплаты долга и процентов по займу. Как следствие, семья может потерять заложенное жилье, которое часто является единственным.

    Вместе с тем перечень организаций, выдающих займы под использование материнского капитала, дополнен единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ (ранее – Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) и сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами. Таким образом, закон установил исчерпывающий перечень организаций, займы которых могут погашаться материнским капиталом. В него вошли кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы и кредитные сельскохозяйственные потребительские кооперативы, работающие не менее трех лет, а также единый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.

    Поправки также закрепили месячный срок, в течение которого ПФР информирует владельца сертификата о том, что материнский капитал израсходован полностью. Уведомление направляется в течение месяца с даты последнего платежа, завершающего расходование средств.

    Напоминаем, что для подачи заявления на получение сертификата на материнский капитал либо распоряжения его средствами необязательно обращаться в клиентскую службу ПФР, можно воспользоваться электронными сервисами, порталом государственных услуг, личным кабинетом гражданина на сайте ПФР, а также обратившись в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Необходимую информацию о размере (остатке) средств МСК можно получить в бесплатном мобильном приложении ПФР.

    Кроме того, с 2020 года Пенсионный фонд запустил навык виртуального голосового помощника компании «Яндекс» Алисы – «Помощник материнского капитала». Данный помощник находится на стадии обучения, несмотря на это, может дать ответы на следующие вопросы: какие документы нужны для оформления сертификата на материнский (семейный) капитал; где можно подать заявление на выдачу сертификата; кто имеет право на получение сертификата материнского (семейного) капитала и прочие вопросы касательно МСК.

    В 2020 году индексация материнского капитала не проводилась, его размер, как и годом ранее, составляет 453 026 рублей.

    Закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей

    О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

    С 1 января 2014 года размер материнского (семейного) капитала составляет429 408, 5 руб.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29. 12. 2006 №256 — ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

    — женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007года;

    — женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

    — мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

    Для получения сертификата необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту фактического проживания в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующегозаявления.

    К заявлению необходимо приложить следующие документы:

    — документы, удостоверяющие личность, гражданство РФ, место жительства (пребывания), или фактического проживания лица, имеющего право на получение материнского капитала;

    — документы, подтверждающие принадлежность к гражданству РФ ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал;

    — документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

    Средства материнского капитала в полном объеме либо по частям можно направить:

    — на улучшение жилищных условий;

    — на получение образования ребенком (детьми);

    — на формирование накопительной части трудовой пенсии матери ребенка.

    Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться одновременно по нескольким указанным направлениям.

    Распорядиться материнским капиталом можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Исключение составляют случаи использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья.

    Оставьте комментарий