Ук статья 84

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к Ст. 84 УК РФ

1. Амнистия (amnestia) — в переводе с греческого означает забвение, прощение и представляет собой правовую форму государственного прощения лиц, совершивших преступления. Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции) и объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (п. «е» ст. 103 Конституции) путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Амнистия применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение неотбытой части наказания, снятие судимости и др.

2. Институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, акт об амнистии рассчитан на неоднократное применение. Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Все это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. В Постановлении КС РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» по этому поводу говорится, что постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.

3. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования объявления амнистии указывается, как правило, принцип гуманизма. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, на которых распространяется акт амнистии, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются положения и термины, используемые в постановлении об амнистии.

4. В постановлении об объявлении амнистии указывается срок исполнения амнистии (как правило, шесть месяцев). Однако это не означает, что по истечении указанного срока действие акта об амнистии заканчивается, поскольку амнистия является актом бессрочным и под ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта амнистии в силу, независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности. В судебной практике имеют место ситуации, когда деяния виновного подпадают под действие нескольких актов об амнистии. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться положения того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления и предписания которого наиболее благоприятны для осужденного или иного лица, на которого распространяется действие акта об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться уголовно-правовым принципом справедливости, а не положениями ст. 10 УК.

5. Актом об амнистии с осужденных может быть снята судимость. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27.03.1953 судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных. В последние годы снятие судимости с лиц, освобожденных от наказания, предусматривалось только в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20.04.2005 N 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» .
———————————
СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1518.

6. Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, поскольку не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица, что представляется вполне обоснованным, поскольку только в таком случае воля законодателя реализуется без каких-либо ограничений.

Новая редакция Ст. 84 УК РФ

Комментарий к Статье 84 УК РФ

1. Издание актов об амнистии осуществляется законодательной властью в связи со значительными изменениями в жизни государства. Такие изменения иногда называют объективно сложившимися обстоятельствами, т.е. обстоятельствами, возникшими в окружающей социально-экономической и социально-политической среде. Они затрагивают интересы широких масс населения. Если государственная власть способна учесть данные обстоятельства, не изменяя структуры и содержания уголовного закона, а посредством освобождения от УО (наказания), смягчения наказания, улучшения положения осужденного иным образом, то она ставит вопрос о необходимости принятия соответствующего нормативного правового акта, способного повлиять на судьбу большого количества совершивших преступления лиц, т.е. акта об амнистии. Но если требуется отмена или изменение каких-либо противоречащих сложившимся обстоятельствам уголовно-правовых норм, то следует вести речь о необходимости законодательной декриминализации (депенализации).

2. Акт об амнистии объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ на основании п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции. Наряду с этим акт об амнистии (как, впрочем, и акт о помиловании) является своего рода исключением из правовых принципов разделения властей, индивидуализации наказания, вступает в противоречие со ст. 10, ч. 1 ст. 19, ст. 45, 46, 118 Конституции.

3. Акт об амнистии — это документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от УО или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенных категорий лиц, совершивших преступления (осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к УО (осужденных) лиц.

4. Введение с 1 января 1997 г. в действие УК РФ не отразилось на динамике прекращения УД в связи с актами об амнистии, поскольку издание таких актов происходит произвольно, т.е. независимо от положений УК РФ и связано не с уголовно-правовыми идеями, а, как правило, с историческими событиями, знаменательными датами (например, окончания войны, принятия Конституции, юбилея события в жизни государства), а также с экономической или политической реформой, явлениями мирового значения, необходимостью разгрузки следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем.

Амнистия по-прежнему является спасительной тростинкой, вытягивающей органы следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем из трясины политической и экономической нестабильности.

5. Действующее уголовное законодательство рассматривает акт об амнистии в качестве основания: а) освобождения от УО, в том числе прекращения производства всех следственных дел и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; б) освобождения от основного или дополнительного вида наказания; в) замены одного наказания другим, более мягким; г) сокращения срока наказания; д) освобождения от уголовно-правовых последствий наказания. Пределы государственного гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, определяются соответствующим актом об амнистии.

6. Конкретные условия применения актов об амнистии не предусмотрены ни уголовным (см. коммент. статью), ни уголовно-процессуальным (см. п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК), ни уголовно-исполнительным (см. п. «д» ст. 172, ч. 4 ст. 175 УИК) законодательствами. Данная конкретизация осуществляется непосредственно в актах об амнистии и варьируется в зависимости от причины принятия каждого акта.

7. Используемое правоприменителями выражение «принятие акта об амнистии» отражает несколько расплывчатый временной промежуток. Момент принятия растягивается от обсуждения и утверждения данного акта до его вступления в законную силу. Поэтому следует уточнить, что акт об амнистии может быть применен только к тем лицам, которые совершили преступные деяния до момента вступления этого акта в законную силу (как правило, до момента его официального опубликования). Сказанное закреплено и в самих актах об амнистии (см., например, п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 399-III ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» ).
———————————
РГ. 2000. 30 мая.

8. Срок действия актов об амнистии на первый взгляд строго определен. Он устанавливается, как правило, на шесть месяцев с момента их официального опубликования. Фактически же эта процедура оказывается бессрочной, так как вопросы применения любого акта об амнистии всегда возникают и по истечении шести месяцев (см., например, п. 7 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и п. 16, 17 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

9. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции высшего органа государственной власти (см. ст. 10, 11, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции), постольку нормы акта являются обязательными к исполнению всеми соответствующими органами — дознания, следствия, суда, ведающими исполнением наказания.

10. Важным признаком, отличающим акт об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших преступления определенной категории и (или) характеризующихся теми или иными специфическими признаками.

Смотрите так же:  Можно ли оформить страховку осаго не на владельца

11. Применяя акт об амнистии к лицам, совершившим длящиеся и продолжаемые преступления, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к его прекращению, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания (см. п. 4 — 5 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929).

12. Лицо, освобожденное от уголовного наказания в силу акта об амнистии, считается несудимым, поэтому совершение им аналогичного или другого преступления и осуждение за него после применения акта об амнистии не образует рецидива преступного поведения. Для лиц, отбывших наказание, актом об амнистии судимость может быть снята.

13. Основной объем прекращенных УД в силу акта об амнистии приходится на дела, связанные с преступлениями небольшой тяжести. Вместе с тем по амнистии могут быть прекращены дела, связанные с совершением и более тяжких преступлений (вплоть до особо тяжких), что нельзя признать достаточно обоснованным.

Однако большее возражение вызывает не то, что амнистия применяется к лицам, совершившим тяжкие и даже особо тяжкие преступления, а то, что освобождение от УО (наказания) в связи с изданием акта об амнистии не предусматривает никаких уголовно-правовых последствий, вытекающих из факта совершения столь тяжких преступных деяний. Наряду с этим законодатель констатирует: «Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания. » (см. п. 8 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД). Возникает неадекватная ситуация, в которой административное наказание представляется более суровым, нежели уголовное. В связи с этим юридическая природа безусловного применения актов об амнистии вносит дисбаланс в уровни юридической ответственности.

14. Законодатель предписывает правоприменителю учитывать ненарушение осужденным лицом злостно установленного порядка отбывания наказания (см., например, п. 14 Постановления от 18.06.1999 N 4148-II ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» ). Одновременно законодатель прописывает правила, согласно которым осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, как бы не являются такими нарушителями лишь потому, что они — инвалиды I или II группы; больные туберкулезом; мужчины, достигшие 60-летнего, или женщины, достигшие 55-летнего возраста; беременные или имеющие несовершеннолетних детей женщины; лица, награжденные государственными наградами, и т.д. (см. подп. «д» п. 10 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.06.1999 N 4147-II ГД «Об объявлении амнистии» ). Подобные указания законодателя не способствуют достижению целей наказания.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3181.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3180.

15. Гуманизм, проявляющийся в актах об амнистии, имеет целью прежде всего поддержание политического и правового авторитета государства. Лица, к которым применяются эти акты, должны осознавать их гуманистическую сущность, поэтому практика освобождения от УО (наказания) лиц, страдающих психическим расстройством (заболевших до или после вынесения обвинительного приговора суда), должна следовать правилу проявления гуманизма после окончания применения к ним принудительных мер медицинского характера. В действительности же закон до недавнего времени предписывал суду выносить определение о прекращении УД, извещая об этом органы здравоохранения, если издавался акт об амнистии, распространяющийся на лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (см. п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 410 УПК РСФСР). В настоящее время издание акта об амнистии является основанием прекращения в отношении лица уголовного преследования, вынесения судом Постановления о прекращении УД независимо от наличия и характера заболевания лица (п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 443 УПК).

16. Акт об амнистии исключает производство по УД (после издания этого акта дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). В случае возбуждения УД вопреки акту об амнистии, освобождающему обвиняемого от УО (но по желанию лица, привлекаемого к ней), обвинительный приговор, хотя бы и вынесенный с освобождением осужденного от отбывания наказания (по акту об амнистии), подлежит отмене с прекращением производства по делу. Если акт об амнистии вступил в силу во время нахождения УД на стадии судебного производства, суд доводит разбирательство дела до его разрешения по существу и постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (см. ч. 5, 6, 8 ст. 302 УПК).

17. Прекращение уголовного преследования, УД не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке (см. ч. 2 ст. 27 УПК). Но если оно все же было прекращено, то прокурор вправе отменить его и возобновить производство по УД (см. ч. 1 ст. 214 УПК). Для отказа в возбуждении УД вследствие акта об амнистии согласия лица, в отношении которого поставлен вопрос о возбуждении дела, не требуется . Если обвиняемый не возражает против прекращения дела по акту об амнистии лишь в части его обвинения и оспаривает обоснованность обвинения в других преступлениях, суд не вправе прекратить УД в полном объеме .
———————————
См.: БВС РСФСР. 1987. N 12. С. 8.

См.: БВС РСФСР. 1985. N 3. С. 3.

17.1. Согласно ч. 2 ст. 27 УПК применение акта об амнистии возможно не только в том случае, если лицо не возражает против прекращения дела, но и если это лицо имеет статус подозреваемого или обвиняемого. Вместе с тем применение актов об амнистии вопреки закону зачастую происходит не только до предъявления лицу обвинения, но и до привлечения его в качестве подозреваемого.

18. Если наказание осужденному было смягчено актом об амнистии (или о помиловании), суд, применяя условно-досрочное освобождение от наказания или заменяя его более мягким, должен исчислять фактически отбытую часть наказания, исходя из наказания, установленного актом об амнистии (или о помиловании). Подробнее см. п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 80.

19. Возможность истребования потерпевшим в полном размере материального ущерба от преступления в связи с применением п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК предусмотрена п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 1.

Другой комментарий к Ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации

2. Действие актов об амнистии связывается с обстоятельствами различного характера: а) данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него (например, наличие государственных наград, несовершеннолетие, участие в боевых действиях по защите Отечества); б) факт совершения преступления впервые; в) вид и размер назначенного наказания; г) совершение преступления в определенное время и в определенной обстановке (например, во время проведения контртеррористической операции).

3. Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, а также от судимости.

Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний о: а) невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судами.

5. В актах об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется (обычно на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы и т.п.).

Уголовный кодекс РФ Статья 84. Амнистия

Вернуться назад на Уголовный кодекс РФ

Статья 84 УК РФ:

Комментарий к статье 84 УК РФ:

3. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта амнистии в силу. Постановление подлежит исполнению в течение шести месяцев.

4. Как следует из содержания ст. 84 УК, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость.

5. По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы: амнистии политической направленности; амнистии уголовно-правовой направленности. Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет не главную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы и т.п.). Примером является амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики (Постановление Государственной Думы РФ ).

Конституция РФ (ст. 103) не определяет рамки применения и не называет направлений актов об амнистии. Соответственно, в принципе амнистия может касаться любого контингента лиц и любых совершенных ими преступлений. И такие примеры в нашей законодательной практике не единичны. Так, например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» были освобождены все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы. Вместе с тем подобное решение вопроса об амнистии носит исключительный характер. Обобщение более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (имеется в виду первый в России правовой акт, принятый в форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени (Постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»), показывает, что в основном все амнистии носят избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов амнистии следует, что амнистия (за редким исключением) не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат амнистии также осужденные, уже освободившиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения прежде всего к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией РФ оснований и поводов для принятия решения об амнистии. Однако при этом нельзя игнорировать права и законные интересы законопослушных граждан. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы N 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» в связи с запросом Советского районного суда г. Челябинска и жалобами ряда граждан» отметил, что при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания за деяния, наиболее опасные для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения. Иное не согласуется с вытекающими из конституционно-правовой характеристики России как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) требованиями справедливости и соразмерности при регулировании общественных отношений и может рассматриваться как противоречие Конституции Российской Федерации.

6. Акт об амнистии имеет нормативный характер. Это означает, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, который может быть и достаточно узким (амнистия от 20 апреля 2005 г.), и касаться десятков тысяч человек (Постановление Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»).

7. Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовного наказания. Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство. Акт амнистии является основанием для прекращения уголовного преследования, если лицо против этого не возражает. В противном случае, а такие ситуации в следственной и судебной практике не единичны, прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается и производство по делу продолжается в установленном законом порядке. Если при этом вина лица будет доказана, суд постановляет объявить обвинительный приговор и в соответствии с актом амнистии освобождает осужденного от наказания.

8. Амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления до опубликования акта об амнистии или дня, указанного в постановлении Государственной Думы об объявлении амнистии. Одновременно Государственная Дума принимает постановление о порядке применения этого акта. По сути, это процессуальный документ, в котором довольно детально, во избежание возможных ошибок в толковании актов об амнистии, определяются правила и процедуры реализации на практике постановления об объявлении амнистии. В частности, называются органы государственной власти и управления, на которые возлагается применение постановления. Это исправительные учреждения и следственные изоляторы; органы дознания и предварительного следствия; суды; уголовно-исполнительные инспекции и т.п. В постановлении о порядке применения амнистии указывается, что решение о применении акта амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. В связи с этим учреждениям и органам, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы должны исполняться теми, кому они адресованы, незамедлительно.

В постановлении о порядке применения актов об амнистии дается также аутентическое толкование наиболее сложных вопросов (понятий), связанных с применением амнистии. Отдельные вопросы применения акта амнистии могут решаться Верховным судом РФ и Конституционным Судом РФ. Например, в одном из постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации было принято принципиально важное решение о том, что освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии (ст. 84 УК) не может служить основанием для освобождения от материальной ответственности.

Административная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление

Статья 84 УК РФ. Амнистия (действующая редакция)

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с его реализацией (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии; раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие подобных актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»).

б) о прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;

2) освобождение от наказания, которое реализуется путем:

в) замены назначенного наказания более мягким;

г) освобождения от дополнительного наказания;

д) сокращения неотбытой части наказания;

3) снятие судимости.

6. Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождение от уголовной ответственности, от наказания; сокращение срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

Статья 84. «Уголовный кодекс РФ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.10.2020)

Статья 84 УК РФ . Амнистия

Статья 84. Амнистия

Комментарий к статье 84 УК РФ

1. Акт об амнистии есть акт органа государственной власти, прекращающий или ограничивающий в строго определенных пределах применение уголовного закона к некоторым категориям индивидуально не определенных лиц. Решение об объявлении амнистии принимается в форме постановления Государственной Думы.

Освобождение от наказания осуществляется в отношении осужденных путем: а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора или до обращения его к исполнению; б) сокращения срока (размера) назначенного наказания; в) замены назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК; г) освобождения от дополнительного наказания.

4. Постановление об объявлении амнистии обычно сопровождается постановлением о порядке применения акта об амнистии. Основной его задачей является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт об амнистии. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

Статья 84. Амнистия

2. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений — если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

3. Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления (например, несовершеннолетние; женщины, впервые совершившие преступление; ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды; лица, осужденные за преступления определенной категории или которым назначен определенный вид и размер наказания). Обычно указывается несколько таких критериев.

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие подобных актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» ).

В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. К осужденным, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения.

4. Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

5. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе:

1) освобождение от уголовной ответственности, которое реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний:

а) о невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц;

б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;

а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора суда или до обращения его к исполнению;

б) сокращения срока или размера назначенного наказания;

6. Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождение от уголовной ответственности, от наказания; сокращение срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-либо иных условий.

Другой комментарий к статье 84 Уголовного Кодекса РФ

1. Амнистия в переводе с греческого означает «забвение», «прощение» и служит одним из эффективных исходящих от государства средств устранения противоречий в сфере применения права, и особенно уголовного права. Институт амнистии имеет многоплановый междисциплинарный характер и представляет собой комплекс взаимно обусловленных уголовно-правовых, государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.

2. Решение об амнистии принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме постановления. Согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ вопрос об амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут.

5. По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы: амнистии политической направленности; амнистии уголовно-правовой направленности. Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет не главную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы и т.п.). Примером является амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики (Постановление Государственной Думы РФ от 6 июня 2003 г.).

Конституция РФ (ст. 103) не определяет рамки применения и не называет направлений актов об амнистии. Соответственно, в принципе амнистия может касаться любого контингента лиц и любых совершенных ими преступлений. И такие примеры в нашей законодательной практике не единичны. Так, например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» были освобождены все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы. Вместе с тем подобное решение вопроса об амнистии носит исключительный характер. Обобщение более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (имеется в виду первый в России правовой акт, принятый в форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени (Постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»), показывает, что в основном все амнистии носят избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов амнистии следует, что амнистия (за редким исключением) не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат амнистии также осужденные, уже освободившиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения прежде всего к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией РФ оснований и поводов для принятия решения об амнистии. Однако при этом нельзя игнорировать права и законные интересы законопослушных граждан. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 5 июля 2001 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. N 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» в связи с запросом Советского районного суда г. Челябинска и жалобами ряда граждан» отметил, что при освобождении одних лиц от уголовной ответственности и наказания за деяния, наиболее опасные для охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, в то же время должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц и являющиеся необходимым условием их реализации законность, правопорядок и общественная безопасность были поставлены под угрозу нарушения. Иное не согласуется с вытекающими из конституционно-правовой характеристики России как правового государства (ст. 1 Конституции РФ) требованиями справедливости и соразмерности при регулировании общественных отношений и может рассматриваться как противоречие Конституции Российской Федерации.

6. Акт об амнистии имеет нормативный характер. Это означает, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, который может быть и достаточно узким (амнистия от 20 апреля 2005 г.), и касаться десятков тысяч человек (Постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»).

Статья 84 УК РФ. Амнистия

Полный текст ст. 84 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 84 УК РФ.

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

1. Комментируемая статья регулирует применение амнистии. Амнистия (от греч. amnestia — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования. Амнистия также может предусматривать снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание.

Амнистия отличается от помилования (ст. 85 УК РФ) тем, что распространяется не на отдельных индивидуально поименованных лиц, а на целые категории преступников, определяемые родовыми признаками (например, несовершеннолетних, женщин, ветеранов войны и т.д.

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако имеют и практические задачи: могут служить уменьшению населения исправительных (воспитательных) учреждений и др. В РФ объявление амнистий всегда приурочивалось к национальным праздникам и юбилеям.

Согласно п.»ж» ч.1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ (см. также постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.98 N 2134-2 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 181, 182).

Также следует отметить, что освобождение от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех лиц, которые совершили указанные в акте об амнистии преступления до вступления постановления Государственной Думы в законную силу. При этом нужно учитывать особенности длящихся и продолжаемых преступлений. Длящееся преступление является оконченным в момент задержания лица, или явки его с повинной, или наступления обстоятельств, исключающих уголовную ответственность лица; продолжаемое преступление является оконченным в момент совершения последнего эпизода этого преступления (см. комментарий к ст. 9 УК РФ). Поэтому как длящееся, так и продолжаемое преступления могут быть начаты до вступления акта об амнистии в силу, но окончены после этого момента, и тогда амнистия к таким лицам не применяется.

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии означает, что уголовные дела соответствующих категорий, еще не рассмотренные судами, подлежат прекращению. При этом такое освобождение является освобождением по нереабилитирующему основанию, не устраняет самого факта совершенного лицом преступления. Уголовный процесс, в таком случае, продолжается обычным порядком и заканчивается постановлением приговора.

2. Как правило, в постановлениях об амнистии содержится пункт, запрещающий ее применение к некоторым категориям лиц. Такой запрет может касаться:
— лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, независимо от срока наказания, назначенного судом;
— лиц злостно нарушающих режим отбывания наказания;
— лиц, ранее освобожденных из мест лишения свободы досрочно и вновь совершивших умышленные преступления.

О применении комментируемой статьи см. также постановление КС РФ от 05.07.2001 N 11-П.

Консультации и комментарии юристов по ст 84 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 84 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Оставьте комментарий