Требования к уровню подготовки по обществознанию

6 КЛАСС Требования к уровню подготовки обучающихся. 7 КЛАСС

    Святослав Красинский 2 лет назад Просмотров:

    1 Обществознание 6 КЛАСС Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования обществознания. Календарно-тематический план для 6 классов по обществознанию ориентирован на использование: — Введение в обществознание: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение — Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. М.: ТИД «Русское слово РС». Тематическое планирование рассчитано на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю. Сокращение часов в календарно-тематическом планировании предусмотрено программой надомного обучения. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Развитию интереса к предмету способствует также работа с дополнительной литературой на уроках, где используется индивидуальная форма деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся. Должны знать/понимать: Термины и понятия Межпредметные связи дисциплины «Обществознание» с другими предметами гуманитарного цикла Должны уметь: Сравнивать общественные явления и события, объяснять смысл и значение важнейших понятий Уметь дискутировать, анализировать фрагменты документа, самостоятельно давать оценку общественным явлениям, высказывать собственное суждение Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками Владеть компетенциями: u Информационно-поисковой u Учебно-познавательной u Коммуникативной u Рефлексивной u Смыслопоисковой Использовать знания об обществах и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 7 КЛАСС

    2 Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования обществознания. Календарно-тематический план для 7 классов по обществознанию ориентирован на использование: — Введение в обществознание: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение — Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. М.: ТИД «Русское слово РС». Тематическое планирование рассчитано на 17 часов в год, 0,5 час в неделю. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Развитию интереса к предмету способствует также работа с дополнительной литературой на уроках, где используется групповая форма деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся. Должны знать/понимать: Термины и понятия Межпредметные связи дисциплины «Обществознание» с другими предметами гуманитарного цикла Должны уметь: Сравнивать общественные явления и события, объяснять смысл и значение важнейших понятий Уметь дискутировать, анализировать фрагменты документа, самостоятельно давать оценку общественным явлениям, высказывать собственное суждение Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками Владеть компетенциями: u u u u u Информационно-поисковой Учебно-познавательной Коммуникативной Рефлексивной Смыслопоисковой Использовать знания об обществах и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Федеральный компонент основного общего образования по обществознанию 35 часов в год, 1 час в неделю. 8 КЛАСС Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования обществознания.

    3 Календарно-тематический план для 8 классов по обществознанию ориентирован на использование: — Введение в обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. Цели и задачи изучения предмета: — Знакомство с окружающим миром, обществом. — Развитие следующих видов деятельности: открытие новых знаний; развитие самооценки и самоанализа; понимание многогранности исторических и социальных процессов. — Воспитание гражданских и патриотических качеств личности. — Учащиеся должны уметь применять на практике знания об обществах и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. — Применение различных методов при работе с учащимися: Словесно-книжный работа с текстом, развивает способность оценивать текст и подбирать альтернативную информацию; Наглядный использование пособий в представлении учебного материала; Практический способствует развитию креативного мышления, способствует развитию умения работать с обществоведческим материалом, источниками, монографиями; Метод проблемного изложения материала ориентирует учащихся на поиск информации; Эвристический решение задач с разработкой множества вариантов; Исследовательский использование ЗУНов для самостоятельной работы, проектная деятельность. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: ? развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопознанию и самореализации; ? воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; ? освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации; ? овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; ? формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности.

    4 Тематическое планирование рассчитано на 17 часов в год, 0,5 час в неделю. Сокращение программы согласовано с требованиями к обучению учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Сокращение тем было произведено за счет следующих блоков тем: Тема Сокращено до Человек и общество Экономика Социальная сфера Итоговый урок 5,5 часов 6 часов 4,5 часов 1 час Итого: 17 часов Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Развитию интереса к предмету способствует также работа с дополнительной литературой на уроках, со средствами ЭОР, ЦОР, мультимедия, где используется как индивидуальная, так и групповая форма деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся. Должны знать/понимать: Термины и понятия Межпредметные связи дисциплины «Обществознание» с другими предметами гуманитарного цикла Должны уметь: Сравнивать общественные явления и события, объяснять смысл и значение важнейших понятий Уметь дискутировать, анализировать фрагменты документа, самостоятельно давать оценку общественным явлениям, высказывать собственное суждение Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками Приоритетами деятельности является способствование формированию у учащихся следующих компетенций: u Информационно-поисковой u Учебно-познавательной u Коммуникативной u Рефлексивной u Смыслопоисковой Тематический план ориентирован на использование литературы: учебников: Шпаргалка по обществознанию. Барышева А.Д. М Словарь по обществознанию. Под ред. Петрунина Ю.Ю., М

    5 Практикум по обществознанию Важенин А.Г., М Обществознание: термины и понятия. Справочник абитуриента. Хуторской В.Я., М Обществознание. Под ред. Марченко М.Н. М Обществознание. Курбатов В.И., М Обществознание. Каверин Б.И, Чижик П.И., М Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки классы. Синова И.В. М Обществознание в схемах и таблицах. Авт.-сост. Северинов К.М., М Обществознание в схемах и таблицах. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. М Обществознание. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах., М интернет-источников: КЛАСС Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Программа рассчитана на 35 часов 1 час в неделю (17 часов, 0,5 часа в неделю в классах ОВЗ). Программа сокращена согласно требованиям надомного обучения. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических

    6 отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета — опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Изучение обществоведения в 9 классе — это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д. Формыконтроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделированиежизненныхситуаций. Предполагаемыерезультаты. В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться: знания и представления о нормах российского законодательства; знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности; коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом. Данное тематическое планирование ориентировано на использование учебно-методического комплекта: 1. Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М. : Просвещение, Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. — М. : Просвещение, 20!0. 4. И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г. Реализация способствует: развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

    7 воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; -освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования; -овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; -формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Требования к уровню подготовки В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенностисоциально-гуманитарногопознания; уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

    8 извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствованиясобственнойпознавательнойдеятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением. Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы Методические пособия для учителя: Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. — М. : Дрофа, Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. — Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. — М.: Новый учебник, Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационнодеятельностных игр / В. В. Гордеева. — Волгоград : Учитель, Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. — М.: Школа-Пресс, Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. — Волгоград : Учитель, Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. — М. : Экстремум, 2007.

    9 Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи. : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. — М.: Новая школа, Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. — М. : Российское педагогическое агентство, Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. — М. : Международная Педагогическая Академия, Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб, пособие для кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. — М. : Просвещение, Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. — М. : Издательство деловой и учебной литературы, Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. — Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. — М. : Новый учебник, Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. — М. : Дрофа, Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. — М.: Просвещение, Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. — Волгоград : Учитель, Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. — Волгоград.: Учитель, Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгофадской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. — Волгофад : Учитель, с. Дополнительная литература для учителя: Гражданский кодекс Российской Федерации.Кодекс об административных правонарушениях.конституция Российской Федерации.Семейный кодекс РФ.Трудовой кодекс РФ. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. — М.: Айрис-Пресс, Пахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. /Л. С. Бахмутова. — М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. — М.: Проспект, Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. — Ростов н/д.: Феникс, 2005.

    10 Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М.: Рольф Айрис-Пресс, Политика и право. Школьный практикум кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. — М. : Дрофа, Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. — М. : Альфа-М, ИНФРА-М, Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. — М. :Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. — М. :Астрель, Дополнительнаялитературадляучащихся: Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов н/д. : Феникс, Дыдко,. С. П. Обществознание классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. — М. : АСТ : Астрель :ПолиграфИздат, Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. -М. : АСТ : Хорвест :Астрель, Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М. : Виктория Плюс, Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О. А. Северина. — Волгоград: Учитель, Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. — М. : Айрис- Пресс, 2010.

    Требования к уровню подготовки по обществознанию

    8(495)912-63-37
    [email protected]

    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию

    Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Кодификатор

    элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию

    подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

    «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

    элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготов­ки выпускников образовательных организаций для проведения единого госу­дарственного экзамена по обществознанию (далее — кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществоз­нанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

    В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» стандарта, т.е. не является объектом контроля.

    Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

    Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государст­венном экзамене по обществознанию, составлен на базе раздела «Обязатель­ный минимум содержания основных образовательных программ» Федераль­ного компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично про­фильный уровни).

    Кодраздела Код контро­лируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
    1 Человек и общество
    1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
    1.2 Мировоззрение, его виды и формы
    1.3 Виды знаний
    1.4 Понятие истины, ее критерии
    1.5 Мышление и деятельность
    1.6 Потребности и интересы
    1.7 Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности
    1.8 Системное строение общества: элементы и под­системы
    1.9 Основные институты общества
    1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
    1.11 Наука. Основные особенности научного мыш­ления. Естественные и социально-гуманитарные науки
    1.12 Образование, его значение для личности и об­щества
    1.13 Религия
    1.14 Искусство
    1.15 Мораль
    1.16 Понятие общественного прогресса
    1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
    1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
    2 Экономика
    2.1 Экономика и экономическая наука
    2.2 Факторы производства и факторные доходы
    2.3 Экономические системы
    2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло­жение
    2.5 Постоянные и переменные затраты
    2.6 Финансовые институты. Банковская система
    2.7 Основные источники финансирования бизнеса
    2.8 Ценные бумаги
    2.9 Рынок труда. Безработица
    2.10 Виды, причины и последствия инфляции
    2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
    2.12 Роль государства в экономике
    2.13 Налоги
    2.14 Г осу дарственный бюджет
    2.15 Мировая экономика
    2.16 Рациональное экономическое поведение собст­венника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
    3 Социальные отношения
    3.1 Социальная стратификация и мобильность
    3.2 Социальные группы
    3.3 Молодежь как социальная группа
    3.4 Этнические общности
    3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
    3.6 Конституционные принципы (основы) нацио­нальной политики в Российской Федерации
    3.7 Социальный конфликт
    3.8 Виды социальных норм
    3.9 Социальный контроль
    3.10 Свобода и ответственность
    3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
    3.12 Социальная роль
    3.13 Социализация индивида
    3.14 Семья и брак
    4 Политика
    4.1 Понятие власти
    4.2 Государство, его функции
    4.3 Политическая система
    4.4 Типология политических режимов
    4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки
    4.6 Гражданское общество и государство
    4.7 Политическая элита
    4.8 Политические партии и движения
    4.9 Средства массовой информации в политической системе
    4.10 Избирательная кампания в Российской Федера­ции
    4.11 Политический процесс
    4.12 Политическое участие
    4.13 Политическое лидерство
    4.14 Органы государственной власти РФ
    4.15 Федеративное устройство России
    5 Право
    5.1 Право в системе социальных норм
    5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
    5.3 Понятие и виды юридической ответственности
    5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
    5.5 Законодательство РФ о выборах
    5.6 Субъекты гражданского права.
    5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
    5.8 Имущественные и неимущественные права
    5.9 Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
    5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
    5.11 Особенности административной юрисдикции
    5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
    5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
    5.14 Споры, порядок их рассмотрения
    5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
    5.16 Особенности уголовного процесса
    5.17 Гражданство РФ
    5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан­ская служба
    5.19 Права и обязанности налогоплательщика
    5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

    Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене

    Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществозна­нию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпуск­ников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

    В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем — требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого прове­ряется на ЕГЭ.

    рабочая программа по обществознанию для 11-х классов на 2017-2018 учебный год
    рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

    Рабочая программа составлена к учебнику Боголюбова

    Скачать:

    Вложение Размер
    11kl._rab._programma.doc 261.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Гимназия № 61
    Выборгского района Санкт-Петербурга

    Директор ГБОУ гимназия № 61

    Приказ №____ от ____________

    Петрова Марина Владимировна

    учителей истории и обществознания

    Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана, примерных программ.

    Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2015-2016 учебный год.

    Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:

  • Базисный учебный план для основной школы.
  • Примерная программа по истории.
  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

    При составлении авторской рабочей программы учитель может использовать данную программу в сочетании с программой «История «Академический школьный учебник» 5-11 классы Сборник программ по отечественной и зарубежной истории и обществознанию. М,.«Просвещение» 2008г. (коллектив авторов). «ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБШЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 10—11 классы» М,. «Просвещение » 2008г. (коллектив авторов).

    Учебно-методический комплект для учащихся:

    Учебник: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеева «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014г

    Учебно-методический комплект для учителя:

    1. Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2013г
    2. Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ 2014 Обществознание.М.2015г.
    3. Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2015 г.

    4) Т.А.Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2011г.

    Курс «Обществознание» для 11 классов, содержание которого представлено в настоящей программе, является составной частью большого курса под названием «Обществознание». Содержание и методические особенности последнего представлены в следующей программе.

    Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие

    основные цели курса:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
  • — привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах — науке, религии, искусстве и т. д.

    Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

    В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

    Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

    Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

    11 А-класс технической направленности, наибольшее внимание отводится для изучения вопросов практической составляющей. Например, в разделе «Экономика» больше усилий направлено на решение экономических задач.

    11Б-класс гуманитарной направленности, наибольшее внимание отводится для формулировки мировоззренческих позиций и развития филосовской мысли.

    11В-универсальный класс. Особое внимание будет уделено формированию целостной картины мира и взаимосвязи всех составляющих общественного прогресса.

    Формируемые знания и умения ученика

    Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
    экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
    профессионального образования или для самообразования,
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

    Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • —решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

    —анализ современных общественных явлений и событий;

    —освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.
  • В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

    Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

    Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

    • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
    • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
    • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
    • особенности социально-гуманитарного познания.
      Уметь:
    • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
    • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
    • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
      объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
  • Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

    — определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

    • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

    • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

    • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

    • выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

    • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

    • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. »);

  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;
  • • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

    Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

    Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования. Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

    Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (28+1=29 ч.)

    Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

    Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

    Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

    Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
    Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

    Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

    Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

    Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

    Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

    Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

    Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

    Глава 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14+1=15 ч.)

    Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

    Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
    Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
    Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

    Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (20+1=21 ч.)

    Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
    Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
    Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
    Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
    Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
    Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

    Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека.
    Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2+1 =3 ч.)

    Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

    Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5-9 класс

    Разработано в соответсвии с новыми ФГОС, Примерной программы Основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н.Боголюбова.

    Просмотр содержимого документа
    «Рабочая программа по обществознанию ФГОС 5-9 класс»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Будоговищенская основная общеобразовательная школа»

    Белёвского района Тульской области

    решением Педагогического совета приказом

    МОУ «Будоговищенская ООШ» МОУ «Будоговищенская ООШ»

    Белёвского района Белёвского района

    Протокол № 45-ОД от 31.08. 2018 г.

    № 1 от 31. 08. 2018 г. ______________/В.И. Радюкова/

    Гусев Виктор Викторович

    Нормативная основа программы:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

    ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

    Примерная программа основного общего образования по обществознанию (М. Просвещение 2010 г.)

    Рабочая программа «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] – 2-е изд., доработ. – М.: – Просвещение, 2013. – 63 с.

    Структура Рабочей программы:

    содержание курса по предмету;

    требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников);

    раздел «Литература и средства обучения»;

    календарно — тематическое планирование с перечнем контрольных и практических работ.

    Раздел I. Пояснительная записка

    Рабочая программа по обществознанию для 5-9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова.

    Актуальность изучения программы обществознания в основной школе возрастает в связи с необходимостью создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

    «Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Особое место курса обусловлено спецификой данной учебной дисциплины многоаспектным изучением общественной жизни, использованием для этого комплекса общественных наук ( социологии, политологии, экономики, правоведения,, социальной психологии, этики и культурологи), а также знаниях философии, а также в его интегративном характере, комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление

    Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

    Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

    • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

    • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

    • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

    • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

    Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежавшие в основе правомерного поведения.

    Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

    Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

    • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

    • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

    • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

    Сроки реализации программы: 5 лет

    Общая характеристика учебного предмета

    «Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

    Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

    Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

    Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

    Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

    Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, — антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

    Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

    Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

    В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

    В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

    В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

    На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

    В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

    В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

    Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

    Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

    Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

    Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

    Раздел II. Содержание курса по предмету «Обществознание» 5 – 9 классы

    СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

    I. Человек в социальном измерении

    Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

    Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

    Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

    Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

    Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

    Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

    Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

    Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

    Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

    2. Ближайшее социальное окружение

    Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

    Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

    Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

    Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

    Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

    Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

    Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

    Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

    Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

    4. Общество, в котором мы живём

    Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

    Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

    Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

    Российское общество в начале XXI в.

    Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

    Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

    5. Регулирование поведения людей в обществе

    Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

    Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

    Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

    Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

    Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

    Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

    Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

    Как защищаются права человека в России.

    Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

    6. Основы российского законодательства

    Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

    Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

    Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

    Административные правоотношения. Административное правонарушение.

    Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

    Правоохранительные органы. Судебная система.

    ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

    Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

    Типы экономических систем. Собственность и её формы.

    Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

    Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

    Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

    Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

    Особенности экономического развития России.

    8. Человек в экономических отношениях

    Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

    Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

    Предприниматель. Этика предпринимательства.

    Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

    9. Мир социальных отношений

    Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

    Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

    Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

    10. Политическая жизнь общества

    Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

    Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

    Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

    Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

    Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

    Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

    Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

    Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

    Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

    Глобализация и её противоречия.

    Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

    11. Культурно-информационная среда общественной жизни

    Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

    Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

    Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

    Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

    12. Человек в меняющемся обществе

    Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

    Раздел III. Учебно-тематический план.

    1. Социальная сущность личности

    1.1. Человек в социальном измерении.

    1.2. Ближайшее социальное окружение

    2. Современное общество

    2.1. Общество – большой дом для человечества.

    2.2. Общество, в котором мы живём.

    3. Социальные нормы

    3.1. Регулирование поведения людей в обществе.

    3.2. Основы российского законодательства.

    4. Экономика и социальные отношения

    4.1. Мир экономики.

    4.2. Человек в экономических отношениях.

    4.3. Мир социальных отношений.

    5. Политика. Культура

    5.1. Политическая жизнь общества.

    5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.

    Смотрите так же:  Приказ 574 фсин россии

Оставьте комментарий