Требования к самоанализу урока по фгос

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС: особенности, классификация

Анализ урока — это оценка и комплексный разбор проведенной деятельности в целом и отдельных его сторон. Основная цель подобной работы — дать оценку результату деятельности, методом сравнения запланированного и конечного результата.

ФГОС. Особенности внедрения

Урок — это важнейшая форма реализации педагогической работы. Для грамотной организации занятия, улучшения учебного процесса, усовершенствования мастерства педагога необходимо комплексное и эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Главными идеями самоанализа урока по ФГОС являются:

  • построение единой и классифицированной системы обучения;
  • систематизация и обобщение педагогического опыта;
  • эффективное конструирование урока;
  • формирование грамотного планирования результатов педагогического труда;
  • выявление возможных причин и недостатков образовательном процессе.
  • Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС является необходимой составляющей работы каждого педагога и имеет ряд существенных отличий от традиционного анализа.

    Для успешного построения урока, соответствующего требованиям государственного стандарта, необходимо выделять основные критерии, понимать специфику классификации.

    Критерии соответствия урока требованиям ФГОС

    1. Целеполагание.

    В ходе проведения урока должны заранее быть учтены воспитательные, образовательные, практические и развивающие цели.

    2. Структура.

    При разработке занятия должны учитываться: этапы, тип, логика, временные затраты, методы и содержание.

    3. Организация.

    Включает комплекс мер по грамотному выстраиванию и моделированию работы учащихся и педагога.

    4. Педагогические технологии.

    Вариативность занятий (темп, уровень сложности, способы деятельности) с учетом целей и задач урока.

    5. Рефлексия и оценка деятельности.

    Организация взаимооценки учеников и педагога по установленным критериям. Проведение качественной рефлексии (достигнутый результат, полезность, сложность, взаимодействие и др.)

    Классификация уроков по ФГОС: типы, виды, структура и требования

    Урок — основная и неотъемлемая форма организации учебного процесса. При всем многообразии форм, видов и типов уроков, существуют общее черты: заранее установленное количество, жесткие временные рамки, распределение деятельности (педагог организует учебный процесс, учащиеся получают новые знания) и т.д.

    Выбор типа урока напрямую связан с учетом возрастных, личностных и интеллектуальных особенностей детей. Также зависит от заранее сформулированных дидактических целей и задач, технических возможностей школы и т.п. В свою очередь стоит учитывать, что любой из выбранных типов может включать несколько видов, структур и форм.

    Тип № 1. Урок раскрытия знаний, формирования новых умений и навыков

  • Грамотная организация учебного процесса. Мотивация к усвоению новых знаний.
  • Постановка актуальных целей и задач: на основе раннее изученного, решать поставленные вопросы.
  • Первичное усвоение материала. Формирование системы необходимых понятий, расширение определений, терминов и описаний.
  • Самостоятельная работа. Независимое осмысление в рамках внутриурочной работы.
  • Рефлексия. Обсуждение домашнего задания.
  • Виды уроков, относящихся к данному типу: беседа, лекция, инсценировка, встреча, экскурсия, интерактивный урок, игра, проблемное занятие, урок-путешествие, конференция, уроки смешанного типа.

    Тип № 2. Урок закрепления изученного. Рефлексия

    • Самоопределение возникших трудностей.
    • Многократное, многоплановое повторение пройденного материала.
    • Обучение выявлению и локализации затруднений. Последовательный анализ деятельности.
    • Формулирование средства, метода и способа решения проблемы.
    • Исполнение в практической деятельности выбранного проекта.
    • Самостоятельная деятельность по заранее разобранному образцу.
    • Рефлексия образовательной работы в рамках занятия.
    • Виды уроков, относящихся к данному типу: сочинение, викторина, практикум, диспут, конференция, конкурс, защита проектов, деловая или ролевая игра и т.п.

      Тип № 3. Урок системной классификации и обобщения знаний

    • Организационный момент. Создание мотивации путем установления максимального психологического комфорта в классе.
    • Формирование перечня затруднений и актуализация полученных знаний. Постановка целей и задач.
    • Выработка путей и способов решения проблемы.
    • Комплексная реализация выбранного плана решения проблемных задач.
    • Закрепление результата. Самоконтроль путем выполнения индивидуального задания.
    • Рефлексия учебной деятельности.
    • Виды уроков, относящихся к данному типу: устный или письменный опрос, контрольная или самостоятельная работа, тестирование, викторина, интеллектуальная игра, защита проектов, творческий конкурс и т.п.

      Тип № 4. Урок коррекции знаний или формирующего контроля

      Обязательные этапы урока:

    • Комплексный организационный этап. Формирование мотивации.
    • Систематизация основных целей и задач урока. Фиксация основных затруднений.
    • Определение основных затруднений. Выработка проекта по их устранению.
    • Самопроверка и самоанализ.
    • Подведение итогов занятия. Структурный анализ прошедшей деятельности. Рефлексия. Разбор домашнего задания.
    • Виды уроков, относящихся к данному типу: беседа, обсуждение, конференция, семинар, консультация и т.п.

      С ведением ФГОС содержание, виды и типы уроков несколько изменилась. Уроки в современной начальной школе обязывают учителя реконструировать образовательный процесс. Новая типология занятий, система образовательной и внеурочной деятельности, а также результат педагогического труда — лишь немногое, на что нацелен ФГОС.

      Образец схемы самоанализа урока в начальной школе по ФГОС

      1. Основные сведения.

      1.1. Дата, ФИО учителя, школа, класс.

      1.2. Предмет, название учебной программы, тема урока.

      2. Организация урока.

      2.1. Соответствие выбранной структуры, типа, вида урока поставленным целям и задачам.

      2.2. Логическая цепочка, последовательность, ориентирование во времени в ходе решения образовательных задач.

      2.3. Способы и виды мотивации школьников к усвоению выбранной темы.

      3. Структура урока, его содержание.

      3.1. Реализация основных этапов урока, их комплексность и последовательность.

      3.2. Сочетание педагогических техник управления и самоуправления.

      3.3. Осуществление работы класса по различным схемам (групповая, персональная, парная работа).

      3.4. Научный подход к освещению материала. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

      3.5. Последовательность изучения материала. Связь нового знания с раннее изученным.
      3.6. Соблюдения требований программы.

      4. Методика работы педагога на занятии.

      4.1. Грамотное формулирование необходимых целей и задач.

      4.2. Систематизация проблемных ситуаций и вопросов.

      4.3. Многогранность используемых педагогических методов и приемов. Соединение разнообразных видов работы педагога и учащихся.

      4.4. Объем специальных средств обучения. Использование различных материалов: дидактических, наглядных, индивидуальных и т.д.

      4.5. Формирование связи «ученик- учитель».

      4.6. Реализация программ самоконтроля и самоанализа.

      5. Деятельность учащихся во время урока.

      5.1. Мотивированность, заинтересованность, организованность в изучении материала.

      5.2. Увлеченность, активность, самостоятельность на протяжении всего урока.

      5.3. Осмысленное усвоение материала.

      6. Эффективность содержания занятия.

      6.1. Насыщенность всех этапов урока.

      6.2. Отсутствие лишнего материала. Оптимальный выбор программы.

      6.3. Реализация всего комплекса поставленных задач.

      6.4. Эмоциональная насыщенность урока.

      6.5. Психологический комфорт.

      7. Подведение итогов. Разбор домашнего задания.

      7.1. Выбор правильного вида самоконтроля и взаимоконтроля учащегося.

      7.2. Формирование оптимального объема и уровня сложности домашнего задания.
      8. Соответствие прошедшего урока критериям ФГОС.

      8.1. Учет всех элементов традиционной и современной педагогической деятельности.
      8.2. Реализация системы новейших технологий: исследовательских, научных, проектных, интерактивных и т.д.

      8.3. Реализация всего комплекса новых образовательных стандартов.

      После анализа каждого пункта критерия начисляются баллы от 0 до 2. Система расчета баллов:

    • 0 — отсутствие заявленного критерия;
    • 1 — частичное соответствие требованиям;
    • 2 — критерий выполнен в полном объеме.
    • Безусловно не все этапы универсальны для того или иного предмета либо занятия. Предоставленная схема является лишь примером разбора образовательного урока. Исходя из требований по самоанализу урока в начальной школе по ФГОС, каждый педагог может самостоятельно выбрать наиболее удобную схему.

      Об авторе: Тихонова Яна Александровна, педагог коррекционного и компенсирующего образования, учитель начальных классов, юрист.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Есть мнение?
      Оставьте комментарий

      Понравился материал?
      Хотите прочитать позже?
      Сохраните на своей стене и
      поделитесь с друзьями

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      «Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока».

      Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов первого поколения, каким будет портрет выпускника начальной школы?
      Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

      Просмотр содержимого документа
      ««Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока».»

      Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

      «Специальная (коррекционная) школа №6 г. Иркутска»

      «Критерии современного урока.

      Анализ и самоанализ урока».

      Критерии современного урока в условиях введения ФГОС

      Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов первого поколения, каким будет портрет выпускника начальной школы?

      Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
      Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

      Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
      • анализировать свои действия;
      • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
      • отличаться мобильностью;
      • быть способными к сотрудничеству;
      • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

      Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами. Современный урок — это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога. Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются. «Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы. Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок. Учитель должен помнить, что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением».

      Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

      В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
      Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

      Какие требования предъявляются к современному уроку:
      • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
      • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
      • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
      • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
      • вывод делают сами учащиеся;
      • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
      • времясбережение и здоровьесбережение;
      • в центре внимания урока — дети;
      • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
      • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
      • планирование обратной связи;
      • урок должен быть добрым.

      При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:
      • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
      • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
      • деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
      • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
      • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

      Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

      Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
      Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
      Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

      «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

      При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
      • требований к результатам освоения основной образовательной программы;
      • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
      • требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
      Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
      1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
      2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
      3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
      4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
      5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

      Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

      В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

      Перечислите отличия растений от животных.

      Задания в учебниках ФГОС

      Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

      Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

      Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

      Определите площадь прямоугольника.

      Задания в учебниках ФГОС

      Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

      ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
      Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

      • возраста ребенка;
      • специфики учебного предмета;
      • меры сформированности УУД учащихся.
      Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
      • предъявить противоречивые факты, теории;
      • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
      • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

      При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
      Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

      Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
      • проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
      • если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
      • таким образом, в отличие от стандарта первого поколения, новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
      Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
      Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

      Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

      Анализ и самоанализ урока.

      В условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе — не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС второго поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, но именно от этого зависит качество обучения.

      У каждого педагога есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально — значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

      Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

      Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

      Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения, запланированного с осуществленным учетом успехов и продвижения учащихся.

      К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

      Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

      само построение учебного процесса на уроке,

      выявить оптимальность задач,

      рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

      Но эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

      Виды анализа и самоанализа урока

      1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

      2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

      3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

      4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

      5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

      6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

      7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

      8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

      9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

      10- комплексный анализ — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

      Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

      Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

      С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.

      Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

      Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

      Самоанализ урока английского языка, проведённого учителем английского языка Лесной Е.Н.

      Урок английского языка был проведён в 6-А классе 19.02.2016г.

      Тема урока: «Описание внешности».

      Тип урока: урок комбинированного типа посвящен развитию репродуктивных речевых навыков и занимают промежуточное место в изучении темы «Описание внешности », связывая этап формирования (рецептивный) и этап активизации (репродуктивный) речевых навыков.

      Цель урока: закрепить полученные умения и навыки по теме «Описание внешности».

      — Учебная : активизировать навыки чтения монологической и диалогической речи.

      — Развивающая : развивать речевые способности психологические функции, связанные с речевой деятельностью (память, мышление, способность логически мыслить, умение анализировать).

      — Воспитательная : воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение слушать товарища.

      — Личностно-ориентированная : способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

      В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

      Планируемый результат: (предметный) обучающиеся должны уметь:
      — использовать лексику для описания внешности

      — использовать утвердительные, отрицательные и вопросительные формы предложений в разных временах

      — выражать свою точку зрения в форме монолога

      — строить диалог, вести дискуссию

      Урок проводился в 6-А классе. В группе 13 учащихся, из них 8 – мальчиков; 5 – девочек. Два ученика являются слабоуспевающими. Следует отметить, что уровень обученности учащихся моей группы класса по английскому языку выше среднего. С редний балл – 4.31, качество знаний — 67.92% (согласно итогам 2 триместра).

      У учащихся данной группы наблюдается высокая мотивация на изучение иностранного языка с хорошими речевыми и языковыми способностями.

      На уроке были реализованы следующие принципы:

      — принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

      — принцип доступности обучения.

      Каждый вид наглядности использовался для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания.

      Принцип систематической последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

      Активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществлялось со следующим схемам: учитель – ученик; ученик – ученик.

      Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие.

      Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.

      Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения раннее изученного материала по теме. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

      Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

      Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд этот урок послужит опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

      Особый аспект на уроке имел здоровье сберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок может не только сделать зарядку, но и выбрать её тип, а также выступить в роли учителя.

      Учащихся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

      Организационный момент урока начался с проведения фонетической зарядки, включающей в себя отработку тех звуков, которые являлись необходимыми.

      Урок вёлся в рамках здоровье сберегающих технологий, была проведена физкультминутка.

      Хорошо развитая память учащихся обусловила включение содержание урока такой вид речевой деятельности, как диалогическая речь по схеме «ученик – ученик».

      На данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены.

      Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.

      Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Считаю, что каждая из целей урока была достигнута, о чем ребятам было сообщено в качестве положительных оценок в конце урока.

      Школа успешного учителя

      Активная методическая помощь педагогам

      Общие требования к анализу урока


      Общие требования к анализу урока

      1. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.

      2.Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

      3.Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

      4.Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсии) объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы. Определение цели такого приглашения.

      5.Схема наблюдений и техники записи хода урока. Схема наблюдений за уроком — условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающей четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.

      6.Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока. Просмотр записи посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализации. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителей и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

      7.Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

      Анализ урока проверяющим.

      Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение идей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

      Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

      Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основный идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

      Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

      Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

      Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

      Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.

      Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий стимулирующий характер.

      Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

      Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

      Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

      Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

      Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

      Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

      Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

      Общие выводы и предложения.

      Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

      Заключительное слово учителя.

      Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

      ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

      1 — краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

      2 — структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

      3 — системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

      4 — полный — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

      5 — структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

      6 — комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

      7 — психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

      8 — дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

      9 — аспектный анализ — это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

    • реализация учителем триединой задачи урока;
    • использование развивающих методов на уроке;
    • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
    • пути развития познавательного интереса;
    • формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
    • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
    • организация проблемного обучения на уроке и т.п.;
    • 10 — комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

      Примерная схема комплексного анализа проблемно — развивающего урока

      (схему можно использовать и для самоанализа):

    • готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);
    • внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;
    • организационные действия учителя (при необходимости);
    • планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
    • какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
    • применение проблемных методов в учении школьников;
    • соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
    • объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
    • учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;
    • подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;
    • постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
    • владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
    • соблюдение правил постановки учебной проблемы;
    • использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;
    • соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
    • формирование специальных и общих учебных умений учащихся;
    • наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;
    • умения учащихся осуществлять логические операции;
    • развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
    • затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
    • соблюдение требований проблемно — развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
    • учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;
    • что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.
    • общая результативность урока.
    • Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)

      Общие сведения:

    • школа, класс, дата проведения урока;
    • тема урока, задачи урока.
    • Оборудование урока:

    • какие средства обучения использовал учитель;
    • подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4
    • как подготовлена классная доска к уроку;
    • Содержание урока:

    • соответствует ли содержание программе, задачам урока;
    • проведена ли его дидактическая обработка;
    • формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
    • с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
    • как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
    • какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
    • как осуществлялись межпредметные связи;
    • соблюдались ли внутрипредметные связи;
    • способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
    • Тип и структура урока:

    • какой тип урока избран, его целесообразность;
    • место урока в системе уроков по данному разделу;
    • как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
    • каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
    • соответствие структуры урока данному типу;
    • как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
    Смотрите так же:  Принудительная ликвидация фирм

    Реализация принципов обучения:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  • в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  • как реализовывался принцип доступности обучения;
  • с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  • как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
  • как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
  • в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  • какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  • как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  • как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
  • Методы обучения:

  • в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  • какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  • какие методы способствовали активизации учения школьников;
  • как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.
  • какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
  • Организация учебной работы на уроке:

  • как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  • как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  • осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  • как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  • правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  • как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического
  • мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);
  • какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
  • как подводил итоги этапов и всего урока.
  • Система работы учителя:

  • умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  • показ учащимся рациональных способов учебной работы;
  • определение объема учебного материала на урок;
  • поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;
  • роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
  • Смотрите так же:  Основной институт трудового права трудовой договор

    Система работы учащихся:

  • организованность и активность на разных этапах урока;
  • адекватность эмоционального отклика;
  • методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  • отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  • уровень усвоения основных знаний и умений;
  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
  • Общие результаты урока:

  • выполнение плана урока;
  • мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
  • уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:
  • 1-й — усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

    2-й — применение в аналогичной и сходной ситуации;

    3-й — применение в новой ситуации, т.е. творческое;

  • общая оценка результатов и эффективности урока;
  • рекомендации по улучшению качества урока.

    СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА
    Основные частисодержания урока Методы деятельности Используемыепособия
    учителя ученика
    II
    Особенности ведения урока учителем Чему научились учащиеся Что нужно улучшитьна уроке
    III
    Виды контроля Что контролируется Формы и приемы контроля Выводыпо контролю
    IV
    Деятельностьучителя Мотивы поведения и состояния учащихся Имеющиеся недостатки Пути устранения недостатков
    V
    Время и структурные Деятельность Замечания
    звенья урока учителя учителя по уроку
    ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКАШкола ________________ Проверяющий _____________________________________________Дата ____________Класс __________ Учащихся в классе_________ На уроке _______________Ф.И.О. учителя ____________________________________________Предмет ________________Тема __________________________________________________________________________
    Требования к деятельностиучителя Оценка Требования к работеучащихся Оценка
    хор уд неуд хор уд неуд
    1. Начало урока
    2. Повторение и проверка заданий
    3. Теоретический уровень изложения
    4. Раскрытие темы
    5. Отбор материала
    6. Организация внимания учащихся
    7. Воспитательная сторона урока
    8. Использование ТСО, наглядности дидактического материала
    9. Индивидуальный подход
    10. Эмоциональность рассказа
    11. Педагогический такт
    12. Расчет времени
    13. Организация самостоятельной работы
    14. Объективность
    15. Домашнее задание
    16. Предложения и советы
    17. мнение учителя проводившего урок
    1. Внимание учащихся на различных этапах:
      1. Интерес к теме
      2. Прочность знаний
      3. Самостоятельность суждений
      4. Отношение к учителю
      5. Культура труда
      6. Речь
      7. Вопросы к учителю
      8. Самоконтроль
      9. Дисциплина:

      Структура и САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС.

        Пётр Гофман 2 лет назад Просмотров:

        1 Структура и САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС. СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой

        2 (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

        3 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Формирование УУД САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебновоспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. Самоанализ урока дает возможность: — правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; — развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; — формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; — формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Самоанализ урока средство самосовершенствования учителя ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 1. Характеристика класса: — межличностные отношения; — недостатки биологического и психического развития; — недостатки подготовленности класса. 2. Место урока в изучаемой теме: — характер связи урока с предыдущим и последующим уроками. 3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей. 4. Характеристика плана урока: — содержание учебного материала; — методы обучения; — приёмы обучения;

        4 — формы организации познавательной деятельности. 5. Как был построен урок в соответствии с планом: — разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата. 6. Структурный аспект самоанализа урока: — анализ каждого элемента урока; — его вклад в достижение результата; — доказательства оптимального выбора каждого элемента урока. 7. Функциональный аспект: — насколько структура урока соответствовала общей цели; — соответствие возможностям класса; — анализ стиля отношений учителя и учащихся; — влияние на конечный результат урока. 8. Аспект оценки конечного результата урока: — формирование универсальных учебных действий на уроке; — определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; — причины разрыва; — выводы и самооценка. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА I. Краткая общая характеристика класса 1. Общая подготовленность класса: — умение детей работать в парах; — умение детей работать в малых группах; — умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; — умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 2. Общая характеристика общения. 3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров. 4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе. 5. Общая характеристика освоения программы к этому времени. II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА 1. Реальность цели урока. 2. Каким образом организовать работу на уроке? 3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

        5 4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой? 5. Что знают ученики об изучаемом понятии? 6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся. 7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия? 8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу? 9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи? 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся? 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока? 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока. III. КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА? 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему? 2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии? 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха? 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения? 5. Была ли принята учебная задача учащимися? 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи? 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели? 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала? 9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми? 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя? IV. ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА 1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС? 2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-

        6 учитель, ученик-группа? 3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока. 4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи. Типы современного урока. Типология уроков важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности. Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи. ТИПЫ УРОКА Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями Урок применения метапредметных и предметных знаний Урок обобщения и систематизации предметных знаний Урок повторения предметных знаний Целевое назначение Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) Закрепление предметных знаний, формирование УУД Результативность обучения Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и

        7 Контрольный урок Коррекционный урок Интегрированный урок Комбинированный урок Нетрадиционные уроки (учебная э Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи Индивидуальная работа над допущенными ошибками Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь Результаты контрольной или самостоятельной работы Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний Запланированный результат Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. НАЗНАЧЕНИЕ 1. Задают основные результаты образования общие и по ступеням 2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные). Личностные результаты сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты — выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Системно — деятельностный подход — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии;

        8 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля. СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ. 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1-2 мин. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 5-6 мин. 3. Выявление места и причины затруднения 2-3 мин. 4. Построение проекта выхода из затруднения 5-6 мин. 5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4-5 мин. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 мин. 8. Включение в систему знаний и повторение 4-5 мин. 9. Рефлексия учебной деятельности 2-3 мин. Способность учащихся к усвоению: 1-4 мин. 60 % информации 5-23 мин. 80 % информации мин. 50 % информации мин. 6 % информации КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и

        9 поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо ); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу ); 3) устанавливаются тематические рамки («могу ). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я с образом «Я — идеальный ученик, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию («надо — «могу — «хочу ) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения),

        10 согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ) В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Тема урока: Цели урока: Деятельность педагога I. Организационный момент Цель этапа: Деятельность детей УУД II. Актуализация знаний

        11 Цель этапа: III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: IV. Первичное закрепление Цель этапа: V.Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии САМОАНАЛИЗ УРОКА Класс: Тема урока:_ Тип урока и его структура: Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся ) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? Какие УУД формировались в процессе урока? В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД Личностные: Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? Считаю, что главный этап урока это Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

        12 «модель и способ» «рисунок и схема» «роль и позиция» «содержание и форма» «изменение и развитие» Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап? Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Ссылка на источник информации: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/shema-konspekta-uroka-s-samoanalizom-po-fgos

        13 ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы, во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); в-третьих, оценены деловые и эстетические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция). Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя. При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока. Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами, инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке действий учителя и учащихся, более объективная самооценка. Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь.

        14 САМОАНАЛИЗ УРОКА Класс: Тема урока: Тип урока и его структура: 1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся. ) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока? 3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. 4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать,как другие этапы работали на главный этап? 6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся? 8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся. 9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности. shcola32.ucoz.ru/index/samoanaliz_uroka/0-102 САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ) Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки? Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока? Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

        15 Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса? Рационально ли было распределено время на этапы урока? Логичны ли были «связки» между этапами урока? Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленнойцели? Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция? Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке? Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока? Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализо вать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? По лучили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать? САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2. Сегодняшний урок ( ) в системе уроков по теме (разделу). Его цель, к обучающим задачам урока я отнесла, к воспитательным, урок был также призван способствовать развитию у учащихся. В данном классе, поэтому я. Это по типу урок, он включал в себя этапов:. Основным этапом был, задачи этапа, а этапа. При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:. Чтобы решить цель урока, я подобрала (содержание: примеры, вопросы, задание). Материал урока оказался (сложным, легким, интересным для учащихся). На этапе урока я использовала (какие?) методы обучения, потому что. На этапе (какие?) методы. В ходе урока на этапе была организована (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на этапе работа учащихся, потому что. Задания были ориентированы на развитие учащихся. Руководство учителя при выполнении заданий было (пооперационным, инструктирующим), потому что. Учащиеся имели возможность выбора. Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было. Темп урока. Мне было (легко ) вести урок, ученики включались в работу. Меня порадовали, удивили, огорчили (кто из учащихся?), потому что. Записи на доске. Наглядный материал (другие средства обучения). Цель урока можно считать:, план урока:, материал ; я полагаю, что (все)

        Смотрите так же:  Адвокат гарибян карина

        Оставьте комментарий