Таможенная пошлина как платеж функции таможенной пошлины

Таможенные платежи и их виды

Фискальная функция таможенных органов связана с формированием федерального бюджета Российской Федерации за счет взимания таможенных платежей с участников ВЭД при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза, а также с аккумуляцией и распределением между сторонами Таможенного союза бюджетных доходов от импорта товаров на единую таможенную территорию.

Таможенные платежи — это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Легальное определение таможенных платежей отсутствует, что порождает большое количество споров о сущности данного понятия.

Статья 70 ТК ТС предусматривает следующие виды таможенных платежей (рис. 10.1):

  • • ввозная таможенная пошлина;
  • • вывозная таможенная пошлина;
  • • налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • • таможенные сборы.
  • В целях защиты экономических интересов России и Таможенного союза могут применяться:

  • 1) специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
  • 2) антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
  • 3) компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.
  • Для оперативного регулирования объемов ввоза и вывоза отдельных категорий товаров законодательством РФ могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины.

    Рис. 10.1. Виды таможенных платежей

    Особые признаки таможенных платежей:

  • 1) выполняют фискальные, регулятивные и протекционистские функции;
  • 2) регулируются ТК ТС (разд. 2), международными договорами государств — участников Таможенного союза, решениями ЕЭК (ранее — КТС), НК, Законом о таможенном регулировании, Законом РФ «О таможенном тарифе», а также законодательством РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
  • 3) имеют фискальный характер, так как подлежат в установленном порядке обязательному отчислению в бюджеты государств — участников Таможенного союза с предварительным распределением ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей (ст. 51 БК);
  • 4) имеют трансграничный характер, так как взимаются только в случае перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и являются обязательным условием такого перемещения;
  • 5) правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы государств — участников Таможенного союза;
  • 6) уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государств — членов Таможенного союза. За неуплату, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности;
  • 7) имеют комплексный характер, так как включают фискальные платежи: налогового (НДС, акцизы) и неналогового характера (таможенные пошлины, сборы, иные пошлины);
  • 8) порядок и правила уплаты таможенных платежей зависят от вида таможенной процедуры, под которую помещается товар, и направления перемещения товаров (импорт, экспорт, внутри Таможенного союза).
  • Особенности взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования устанавливаются гл. 49 ТК ТС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Таможенный платеж в данном случае является совокупным, т.е. не дифференцируется на отдельные пошлины и налоги.

    Для более точного уяснения понятия «таможенные платежи» следует обратить внимание, что оно уже, чем понятие «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», так как в состав последних дополнительно включаются обязательные платежи, уплачиваемые при реализации конфискованных товаров, проценты за предоставление плательщикам отсрочек» или рассрочек’, а также пени и штрафы. Также следует отличать «таможенные платежи» от «платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров», описанных в ст. 30 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Последние не относятся к таможенным платежам, не взимаются таможенными органами и являются оплатой услуг, предоставленных государственными органами специальной компетенции в области технического контроля, количественных ограничений оборота товара, лицензирования, осуществления валютного контроля, статистических услуг, подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, экспертизы и инспекции, карантина, санитарной службы и фумигации и т.д.

    При импорте товаров на таможенную территорию Таможенного союза взимается большее количество разновидностей таможенных платежей, чем при экспорте с таможенной территории Таможенного союза.

    Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и национальным законодательством государств — участников Таможенного союза.

    Таможенная пошлина занимает центральное место в системе таможенных платежей, так как является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу, носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенной пошлины находится в совместном ведении Таможенного союза и его сторон. Статья 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» относит к таможенным пошлинам ввозную таможенную пошлину, включая сезонные пошлины, и вывозную таможенную пошлину.

    Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ исключил таможенную пошлину из ст. 13 НК, содержащей перечень федеральных налогов и сборов. От налога таможенную пошлину отличают преобладание регулирующей функции таможенной пошлины над фискальной, подзаконный характер установления ставок таможенной пошлины и признак возмездное™ как платы за совершение юридически значимых действий таможенными органами при выпуске товара. Однако (что не характерно для фискального сбора) возмездность таможенной пошлины не отличается эквивалентностью: размер таможенной пошлины в большинстве случаев превышает издержки таможенных органов.

    Критерии классификации таможенных пошлин различны: направление перемещения товаров, способ исчисления таможенной пошлины, порядок введения таможенной пошлины и т.д.

    По направлению перемещения товаров таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные), которые взимаются соответственно при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и вывозе за ее пределы. Как указывалось выше, ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Таможенным союзом и являются едиными на всей его таможенной территории, а ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Российской Федерацией и действую на территории РФ.

    Основную часть таможенных пошлин как в Таможенном союзе, так и за рубежом составляют ввозные таможенные пошлины, которые являются главным механизмом защиты и приспособления национальной экономики к иностранной продукции. Ввозные таможенные пошлины устанавливаются прежде всего в протекционистских целях и играют роль в оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса государств — членов Таможенного союза.

    Вывозные таможенные пошлины применяются реже и нацелены либо на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удержание их на территории государства, либо на развитие отдельных отраслей экономики, например перерабатывающих отраслей, посредством повышения вывозных таможенных пошлин на сырье.

    Международное таможенное право предусматривает возможность применения транзитных таможенных пошлин, целью введения которых может быть сокращение транспортных потоков по таможенной территории либо осуществление экономического давления на сопредельные страны. Транзитная пошлина почти повсюду обнуляется посредством заключения международных договоров. Начиная с середины XX в. в национальных правовых системах реализуется международный принцип свободы таможенного транзита, закрепленный в ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30.10.1947 и ряде иных международно-правовых актов1. Данный принцип предусматривает освобождение процедуры таможенного транзита от уплаты таможенных пошлин.

    По способу исчисления таможенные пошлины могут быть (ст. 71 ТК ТС):

    • 1) адвалорные —тарифные ставки, установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
    • 2) специфические —тарифные ставки, установленные в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
    • 3) комбинированные —тарифные ставки, сочетающие специфический и адвалорный способы расчета таможенной пошлины.
    • Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза, видов сделок и других факторов. Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоемкой продукции. Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток — в необходимости правильного определения цены товара и установления его таможенной стоимости, что не всегда удается сделать1. Преимущество специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, однако они недостаточно реагируют на изменение цеповых показателей внешнеторговой деятельности.

      По порядку введения таможенные пошлины делятся на две группы: ординарные и партикулярные.

      Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, имеют безусловный и бессрочный характер. К ним относится большинство применяемых ввозных и вывозных пошлин Таможенного союза.

      Партикулярные таможенные пошлины носят протекционистский характер и устанавливаются на ограниченные сроки в целях предотвращения вреда или ликвидации угрозы национальной экономике при импорте иностранного товара. К партикулярным пошлинам относятся сезонные пошлины, особые пошлины, пошлины, взимаемые в условиях установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым применяется тарифное квотирование.

      Установление сезонных пошлин находится в национальном ведении Российской Федерации и иных членов Таможенного союза. Сезонные пошлины — виды таможенных пошлин, которые применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров, цены на которые циклически меняются по временам года. Сезонная таможенная пошлина применяется вместо ввозной либо вывозной таможенной пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шесть месяцев в году (ст. 6 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

      Особые пошлины устанавливаются в целях защиты экономических интересов государств — членов Таможенного союза от ввоза иностранных товаров и уплачиваются сверх взимаемых ввозных таможенных пошлин. Согласно ст. 7 Закона РФ «О таможенном тарифе» в зависимости от причины введения подобной защитной меры особые пошлины могут быть трех видов:

    • • специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
    • • антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
    • • компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.
    • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

      Особые таможенные пошлины устанавливаются Россией па основании Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

      Введению специальной защитной меры при импорте товара должно предшествовать официальное расследование, проводимое в соответствии с таможенным законодательством государств — членов Таможенного со юза i! целях установления необходимости их введения. Основанием применения защитных мер может быть установление факта увеличения импорта на таможенную территорию, наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и причинение этим серьезного ущерба (угрозы ущерба) отрасли внутренней экономики. Введению указанных видов партикулярных пошлин может предшествовать применение аналогичных предварительных особых пошлин, которые вводятся до завершения расследования в случае, если дальнейшая задержка с установлением особых мер может нанести серьезный ущерб национальной экономике. Максимальный срок действия предварительной специальной пошлины составляет 200 дней, предварительной антидемпинговой — шесть месяцев, предварительной компенсационной — четыре месяца.

      Специальная пошлина — это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры в случае возросшего импорта товара, когда данный товар наносит вред (создает угрозу вреда) отрасли внутренней экономики. Данная пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года. Наряду со специальной пошлиной в качестве защитной меры для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию может вводиться импортная квота.

      Антидемпинговая пошлинаразновидность особой пошлины, которая применяется в целях противодействия демпинговому импорту, которая взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

      Демпингэкономическое явление, связанное с продажей товаров по искусственно заниженным ценам, менее средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок и устранения конкуренции по ценовому признаку.

      Антидемпинговая пошлина является разновидностью мер по противодействию демпинговому импорту, которая применяется наряду с одобрением цеповых обязательств, принятых экспортером. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

      Компенсационная пошлинапошлина, которая применяется в целях нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль внутренней экономики и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Является компенсационной мерой наряду с одобрением обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Срок действия компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

      Партикулярные пошлины характерны для установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

      Согласно Перечню товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств — членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009, государства — члены Таможенного союза получают право применять отличные от ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных наименований товаров и транспортных средств в течение установленных периодов времени. Установление переходного периода объясняется существующими различиями в структуре экономик государств-членов и различными потребностями в части объемов и номенклатуры импортируемых на национальные территории товаров.

      С 1 января 2010 г. вступил в силу Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Более низкие или более высокие ставки устанавливаются решением ЕЭК на срок не более шести месяцев.

      Национальным законодательством государств — членов Таможенного союза предусмотрено применение тарифных квот. Если объем товаров не превышает установленного количества (квоты), применяется пониженная ставка таможенной пошлины, а когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка (см. решение КТС от 18.11.2010 № 505).

      Тарифная квота — мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТП.

      К налоговым составляющим таможенных платежей относятся НДС и акциз. С 1 февраля 1993 г. они стали взиматься при ввозе товаров на таможенную территорию России, что и послужило основанием отнесения их к системе таможенных платежей.

      Современное состояние интеграционного процесса ЕврАзЭС в рамках Таможенного союза не достигло уровня согласования налоговой политики государств — членов Таможенного союза, что является задачей следующих этапов интеграционного развития.

      В настоящее время порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и между членами Таможенного союза, определяется национальным налоговым и таможенным законодательством его государств-членов с учетом требований интеграционного законодательства: согласно ст. 4 Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Основным документом Таможенного союза, регулирующим правила взимания НДС и акцизов, является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколы, принятые к нему.

      По своей природе НДС и акцизы являются косвенными налогами и выполняют фискальные функции мобилизации доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

      Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в федеральный бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Ставки НДС установлены ст. 164 НК.

      Акциз — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления. Включается в цену товаров и впоследствии уплачивается потребителем. Им облагаются только некоторые категории «подакцизных» товаров. Положения об акцизах регулируются гл. 22 НК, ст. 181 которой определяет исчерпывающий список подакцизных товаров 10 видов, которые можно объединить в четыре группы:

    • • спиртосодержащая продукция;
    • • табачные изделия;
    • • автомобили;
    • • горюче-смазочные материалы.
    Смотрите так же:  Договор о материальной ответственность водителя экспедитора

    Таможенные сборы — обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими юридически значимых действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Таможенный сбор является фискальным сбором, выполняющим компенсационные функции по возмещению затрат, произведенных таможенными органами.

    Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза. Согласно положениям гл. 14 Закона о таможенном регулировании можно выделить следующие виды таможенных сборов:

  • • таможенные сборы за таможенные операции — уплачиваются за таможенные операции при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;
  • • таможенные сборы за таможенное сопровождение -уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • • таможенные сборы за хранение — уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа;
  • • ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов (ст. 130 Закона о таможенном регулировании).
  • Таможенные платежи: понятие, разновидности

    Фискальные функции таможенных органов связаны с тем, как формируется государственный бюджет РФ за счет взимания таможенных платежей с участников внешнеэкономической деятельности за перемещение товаров и средств международной перевозки через таможенные границу в Таможенном союзе, что также аккумулируется и распределяется среди сторон Таможенного союза в виде внебюджетного дохода от импорта товаров на единую таможенную территорию.

    Таможенные платежи — это те платежи, которые являются обязательными и взимаются в лице таможенных органов при перемещении товара через таможенные границы Таможенного союза.

    Не существует единого определения таможенного платежа, благодаря чему рождаются много споров насчет сущности этого понятия. На основании 70 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза предусматриваются такие виды таможенных платежей:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акцизы, которые взимаются во время ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.
  • Для того, чтобы защитить экономические интересы Российской Федерации и Таможенного союза, применяются:

  • специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.
  • Для того, чтобы производилось оперативное регулирование объемов ввозимой и вывозимой продукции отдельных категорий, законодательство России может устанавливать сезонные таможенные пошлины.

    Рисунок 1. Таможенные платежи их виды

    Признаки таможенных платежей

    Основными признаками таможенного платежа являются:

  • выполнение фискальных, регулятивных и протекционистских функций;
  • регулирование на основе Таможенного кодекса Таможенного союза международных договоров государств-участников Таможенного союза, решений ЕЭК (ранее — КТС), НК, Закона о таможенном регулировании, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также законодательства Российской Федерации о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
  • наличие фискального характера, так как платежи являются подлежащими установленному порядку обязательного отчисления в бюджет средств государств-участников Таможенного союза на основе предварительного распределения ввозных таможенных пошлин и других платежей, являющихся эквивалентными;
  • наличие трансграничного характера, как так платежи могут взиматься только если товары перемещаются через таможенные границы Таможенного союза и это обязательное условие для их перемещения;
  • права на взимание таможенного платежа находится также у таможенных органов государств, которые участвуют в Таможенном союзе;
  • возможность уплаты таможенного платежа обеспечена на основе принудительной силы государств, являющихся членами Таможенного союза. В случае неуплаты, нарушения сроков уплаты, уклонения от уплаты таможенного платежа виновное лицо может быть привлечено к ответственности на уголовном, административном или финансово-правовом уровне;
  • наличие комплексного характера за счет включения фискальных платежей: налогового (НДС, акциз) и неналогового характера (таможенных пошлин, сборов, других пошлин);
  • порядок и правила уплаты налоговых платежей напрямую зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещен товар, и направления, в котором его перемещают (импорт, экспорт, транспортировка внутри Таможенного союза).
  • Особенностями того, как взимаются таможенные платежи с физического лица во время перемещения товаров для личного использования установлены на основании 49 главы Таможенного кодекса Таможенного союза с Соглашения Правительства РФ, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

    Таможенные платежи в данном случае являются совокупными, не дифференцируемыми на отдельные пошлину и налог.

    Чтобы конкретнее уяснить понятие и виды «таможенных платежей», необходимо обратить внимание, что они являются более узкими, чем «платежи, которые предусмотрены на основании таможенного законодательства», потому что в состав последних включен обязательный платеж, уплачиваемый во время реализации конфискованных товаров, процент за то, что плательщики получают отсрочку или рассрочку, включая пени или штрафы. Обязательным является различение «таможенных платежей» от «платежей, которые могут взиматься на основании импорта или экспорта товаров», что описано в 30 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Указанные последними не являются таможенными платежами, не могут взиматься таможенным органом и являются оплатой услуг, которые предоставляются государственными органами специальной компетенции относительно технического контроля, количественного ограничения при обороте товара, получения лицензии, во время осуществления валютного контроля, статических услуг, что подтверждает соответствие товаров обязательным требованиям, экспертизе и инспекциям, карантину, санитарной службе и фумигации и др. Во время импорта товаров на территорию Таможенного союза может взиматься больше таможенных платежей, чем во время экспорта.

    Таможенными пошлинами являются обязательные платежи, которые взимаются в лице таможенных органов во время перемещения товаров через границу Таможенного союза, включая другие случаи, которые установлены на основании таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства определенных стран, которые участвуют в Таможенном союзе.

    Таможенные пошлины занимают основное место внутри системы таможенных платежей по причине того, что они – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Уплата таможенных пошлин является обязательной и может обеспечиваться на основании мер принуждения со стороны государства. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенных пошлин регулируется Таможенным союзом и его сторонами. В 5 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» находится определение таможенных пошлин и их соотношения с ввозными таможенными пошлинами, сезонными пошлинами и вывозными таможенными пошлинами.

    В Федеральном законе от 29 июля 2004 под номером 95-ФЗ таможенная пошлина исключается из 13 статьи Налогового кодекса, которая содержит необходимый перечень из необходимых федеральных налогов и сборов. От налогов таможенные пошлины отличаются преобладанием регулирующих функций таможенных пошлин над фискальными, подзаконным характером того, как устанавливаются ставки таможенных пошлин.

    Категории классификаций таможенных пошлин являются различными: от направления перемещения товара, способа того, как исчисляются таможенные пошлины, до того, как ведется порядок таможенных пошлин и др.

    В направлении того, как осуществляется перемещение товаров, таможенные пошлины можно разделить на ввозные и вывозные, взимаемые во время ввоза или вывоза товаров на территорию Таможенного союза.

    Как было указано ранее, ставка ввозимых таможенных пошлин может устанавливаться в лице Таможенного союза и является единой на его территории, а ставка вывозимых пошлин может устанавливаться исключительно РФ и действовать на ее территории.

    Основной частью таможенных пошлин в странах зарубежья и на территории Таможенного союза является ввозная таможенная пошлина, которая является основным механизмом защиты и того, как приспосабливается национальная экономика к зарубежным товарам. Ввозную таможенную пошлину устанавливают в первую очередь для протекционистских целей и для того, чтобы оптимизировать соотношение экспорта и импорта, учитывая требования платежного и торгового равновесия в государствах-членах Таможенного союза.

    Применение вывозных таможенных пошлин является гораздо более редким явлением и нацелено на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удерживание их в стране, либо для развития определенных отраслей экономики (перерабатывающие отрасли), повышением вывозной таможенной пошлины на сырье.

    Международным таможенных правом предусматривается возможность того, чтобы применять транзитные таможенные пошлины, цель введения которых, в большинстве случаев — уменьшение транспортного потока на таможенной территории или осуществление экономического давления на сопредельные государства. Обнуление транзитной пошлины происходит с помощью заключения международных договоров. С середины ХХ века национальными правовыми системами реализуется принцип международной свободы таможенных транзитов, который закреплен в 5 статье Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года и перечне иных международно-правовых актов. Данным принципом предусматривается свобода процедур таможенного транзита от того, чтобы уплачивать таможенные пошлины.

    Смотрите так же:  Патент на изобретение солнечный водонагреватель

    На основании способа исчисления таможенные пошлины бывают:

  • адвалорными — тарифные ставки, которые установлены в процентах относительно таможенной стоимости облагаемого товара;
  • специфическими — тарифные ставки, которые устанавливаются в зависимости от того, какие физические характеристики присущи товарам (количество, масса, объем или другие характеристики);
  • комбинированными — тарифные ставки, которые являются сочетанием специфического и адвалорного способов расчета таможенных пошлин.
  • Ставки таможенных пошлин едины и не могут подлежать изменениям относительно лиц, которые премещают товар через таможенные границы Таможенного союза, вида сделки или иных факторов. Самой распространенной является адвалорная пошлина. Она больше всего может отвечать современным взглядам справедливой конкуренции и применяется к готовым изделиям и различной технической продукции. Основным преимуществом адвалорной пошлины является то, что она поддерживает уровень защиты внутреннего рынка от колебания цены на товар в области мирового рынка. В то же время, ее недостаток — необходимость правильно определить цену на товар и установить его таможенную стоимость (а это удается сделать далеко не всегда).

    Основное достоинство специфической пошлины заключается в том, что отсутствует необходимость точно определять таможенную стоимость, а недостаток — малая степень реакции на изменения целевых показателей ВТД.

    Порядок введения пошлин

    По тому, в каком порядке вводятся пошлины, их можно разделить на 2 группы: ординарные и партикулярные.

    1. Применение ординарных таможенных пошлин требуется в тех случаях, когда внешняя торговля находится в стабильном положении, являясь также безусловными и бессрочными. Таковыми является большая часть пошлин ввоза и вывоза товаров из Таможенного союза.
    2. Применение партикулярных таможенных пошлин является протекционистским и может устанавливаться на неограниченный срок для предотвращения вреда или ликвидации возможных угроз для национальной экономики во время осуществления импорта иностранных товаров. Партикулярными являются сезонные пошлины, а также особые, которые взимаются при условии временного изъятия из режима работы на таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым может быть применено тарифное квотирование.

    Решение о применении или отмене сезонной пошлины принимается Российской Федерацией и другими странами-участниками Таможенного союза. Сезонная пошлина является видом таможенной пошлины, которая может быть применена относительно сельскохозяйственной продукции и других видов товаров, цена которых может циклически изменяться относительно времени года. Сезонную таможенную пошлину обычно применяют на замену ввозной либо вывозной. Срок действия таких пошлин не может быть больше, чем полгода на основании 6 статьи Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

    Особые пошлины могут устанавливаться для защиты экономических интересов стран, являющихся членами ТС, от ввоза на их территорию иностранных товаров и могут уплачиваться поверх ввозных таможенных пошлин, взимаемых стандартно. На основании 7 статьи Закона РФ «О таможенном тарифе», относительно причин на то, чтобы вводить такие меры защиты, особая пошлина бывает 3 видов:

  • специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
  • антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
  • компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.
  • Замечание 4

    Специальная, антидемпинговая или компенсационная пошлина могут быть установлены на основании международных договоров стран, которые являются членами ТС или на основании законодательства стран-членов ТС и взиматься в порядке, который предусматривается Таможенным кодексом Таможенного союза для ввозной таможенной пошлины.

    Установление особых таможенных пошлин регламентировано Российской Федерации на основании следующих документов: Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

    Перед тем, как ввести специальную защитную меру во время импорта товаров, необходимо для начала провести официальное расследование, которые должно проводиться на основании таможенного законодательства стран, являющихся членами ТС для того, чтобы установить необходимость для их ввода. Основанием для применения защитных мер может являться установление факта увеличения импорта на таможенную территорию, имеет место демпинговый импорт или субсидируемый импорт, включая возможность причинения серьезного ущерба внутренней экономике. Перед тем, как ввести партикулярные пошлины, могут быть применены аналогичные особые пошлины, вводимые перед завершением расследования при вероятности дальнейшей задержки и установления особых мер, может быть нанесен серьезный ущерб национальной экономике. Минимальным сроком, на который вводятся предварительные специальные пошлины, является 200 дней, предварительная демпинговая занимает минимум полгода, а предварительная компенсационная — не менее 4 месяцев.

    Специальной пошлиной является пошлина, применяемая во время введения специальных защитных мер, если резко увеличиваются размеры импорта товара в случае нанесения данным товаром вреда (создание угрозы вреда) внутренней экономике.

    Данные пошлины могут взиматься любым из таможенных органов вне зависимости от того, взимается ли ввозная таможенная пошлина. Сроки действия данной пошлины не должны превышать 4 лет. Вместе со специальной пошлиной, как защитная мера для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию, может быть введена импортная квота.

    Антидемпинговой пошлиной является разновидность особых пошлин, применяемая для противодействия демпинговому импорту, взимаемая также таможенным органом, вне зависимости от того, взимается ли ввозная таможенная пошлина.

    Демпингом можно назвать экономическое явление, которое связано с реализацией товаров по ценам, которые являются искусственно заниженными или же цена которых ниже в сравнении с себестоимостью.

    Антидемпинговую пошлину можно считать разновидностью мер для противодействия демпинговому импорту, применяемую вместе с одобренными обязательствами, принятыми в лице экспортера. Сроки действия антидемпинговых пошлин не должны превышать 5 лет, начиная со дня, когда демпинговая пошлина была введена в силу.

    Компенсационными пошлинами являются те пошлины, которые могут быть применены для нейтрализации воздействия специфических субсидий иностранных государств на отрасли внутренней экономики и могут взиматься таможенным органом вне зависимости от того, взимается ли ввозная пошлина.

    Это компенсационная мера вместе с одобрением обязательств, которые приняты в лице уполномоченного органа субсидирующего иностранного государства или экспортера. Сроки действия компенсационной меры не могут превышать 5-летний срок с того момента, как она начала свое действие. Введение партикулярных пошлин характерно для установления временных изъятий из режима, в котором функционирует единая таможенная территория ТС.

    На основании Перечня товаров и ставок, относительно которых в переходном периоде в лице одного из государств-членов ТС может применяться ставка ввозной таможенной пошлины, которая отличается от ставок ЕТТ (утвержденных на основании решении Межгоссовет ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года), у государств-членов ТС есть право на применение отличных от ЕТТ ставок ввозной таможенной пошлины по отношению к отдельным наименованиям товаров и транспортных средств во время установленного периода.

    То, что устанавливается переходный период, может быть объяснено различиями в структуре экономики стран, являющихся членами ТС и различными потребностями относительно объемов и номенклатуры товаров, которые подвергаются импорту на национальную территорию.

    Начиная с 01.01.2010 действует Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, которые отличаются от ставок ЕТТ. Установление более низких или более высоких ставок может усиливаться на основании решения ЕЭК на срок, не превышающий 6 месяцев.

    На основании Национального законодательства стран, являющихся членами ТС, предусматривается применение тарифных квот. В случае, если объемы товара не превышают установленное количество, может применяться пониженная ставка, а в случае превышения — повышенная ставка на основании решения КТС от 18 ноября 2010 года под номером 505.

    Тарифная квота является мерой, которая регулирует ввоз на единую таможенную территорию некоторых видов товаров, которые происходят из третьих стран. Ею также предусматривается применение на протяжении определенного периода времени более низкой ставки на ввозную таможенную пошлину во время ввоза определенного количество товаров в сравнении со ставкой ввозных таможенных пошлин, применяемых на основании ЕТП.

    НДС и акцизы в качестве таможенных пошлин

    На сегодняшний день порядок, по которому взимается НДС и акцизы по отношению к товарам, перемещаемым через таможенные границы ТС и между странами-участниками ТС, может определяться на основании налогового и таможенного законодательства, а именно на основании 4 статьи Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, также на основании законодательства Российской Федерации о таможенном деле, которое может применяться в части, не урегулированной законодательством России о налогах и сборах. Основной документ ТС, на основании которого регулируются правила, по которым взимается НДС и акцизы, — это Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколы, принятые к нему.

    НДС и акцизы — это косвенные налоги, которые выполняют фискальные функции относительно мобилизации доходов федерального бюджета РФ.

    Налогами на добавленную стоимость являются косвенные налоги, которые представляют из себя форму изъятия в федеральный бюджет той части добавленной стоимость, которая может создаваться на каждой из стадий процесса изготовления товаров, работ или услуг и которую вносят в бюджет по мере того, как реализуют.

    Ставки НДС относительно налога добавленной стоимость устанавливаются на основании 164 статьи Налогового кодекса РФ.

    Акцизом являются косвенные федеральные налоги, устанавливаемые на предметы, которые используются для массового потребления.

    Данная цена включена в цену товара и должна уплачиваться покупателем. Акцизом могут облагаться только некоторые группы таких товаров. Положение об акцизах может регулироваться на основании 22 главы Налогового кодекса РФ, 181 статьи, в которой определяются исчерпывающие списки подобных товаров 10 видов, объединяющихся в 4 подкатегории:

  • алкоголь;
  • табачные изделия;
  • автомобили;
  • горюче-смазочные материалы.
  • Таможенный сбор является обязательным платежом, который взимается таможенным органом за совершение юридически значимых действий, которые связаны не только с тем, как товары выпускаются, но и с тем, как хранятся, как происходит их таможенное сопровождение. Таможенные сборы являются фискальными сборами, которые выполняют компенсационные функции относительно возмещения затрат, произведенных в лице таможенных органов.

    Вид и ставка таможенного сбора может устанавливаться на основании законодательства государств, которые являются членами ТС. На основании положений 14 главы Закона о таможенном регулировании могут быть выделены такие виды таможенных платежей:

  • таможенный сбор за таможенную операцию может уплачиваться за таможенную операцию во время декларирования товаров и включает подачу в таможенные органы неполной, периодической, временной или полной таможенной декларации;
  • таможенный сбор таможенного сопровождения может уплачиваться за сопровождение транспортного средства, которое перевозит товар на основании таможенной процедуры таможенного транзита;
  • таможенный сбор за хранение может уплачиваться во время пребывания товара на складах временного хранения таможенных органов;
  • ставка таможенного сбора за таможенные операции может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Размеры таможенного сбора могут ограничиваться только на основании примерной стоимости услуг, предоставляемых таможенными органами на основании 130 статьи Закона о таможенном регулировании.
  • Сущность и современная трактовка таможенных платежей Текст научной статьи по специальности « Государственные финансы. Налоги»

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Вера Николаевна

    Представлены сущностная характеристика таможенных платежей , сравнительная характеристика понятий « налог » и « таможенная пошлина ». Обоснована налоговая природа таможенной пошлины и выделены ее основные функции. Приведено понятие таможенного тарифа и проанализировано его назначение в системе таможенных платежей .

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Кожевникова Вера Николаевна,

    Essence and modern treatment of customs duty

    The essential description of the customs payments is represented in the article. There is also a comparative description of notions of «tax» and «customs duty». The tax base of the customs duty has been grounded and its basic functions have been defined. The concept of customs-tariff is given along with the explanation of its function in the system of customs payments.

    Смотрите так же:  Требования магазина одежды

    Текст научной работы на тему «Сущность и современная трактовка таможенных платежей»

    ?- возможность отсрочки признания полученного дохода или налоговое освобождение при передаче активов между компаниями — членами холдинга.

    Данные направления способствуют снижению налоговой нагрузки, следовательно, для стимулирования увеличения объемов производства и улучшения финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, в том числе и агрохолдингов, большое значение имеет совершенствование налогообложения. На наш взгляд, совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям.

    Во-первых, считаем, что следует разрешить сельскохозяйственным производителям исполнять налоговые обязательства по уплате НДС в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 145 НК РФ, согласно которой сельскохозяйственный производитель освобождается от исполнения налоговой обязанности по уплате НДС, если выручка от реализации не превышает 2 млн р. за календарный квартал. Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам товаров, работ, услуг, используемых в производственной деятельности, учитывается в составе расходов для целей налогообложения единым налогом. Если же масштабы деятельности превышают установленный критерий, организация становится плательщиком НДС в обязательном порядке.

    Во-вторых, на наш взгляд, агрохолдинги должны использовать ЕСХН, который спо-

    собствует снижению налоговой нагрузки. Соответственно необходимо развивать консолидированную налоговую отчетность для агрохолдингов.

    В-третьих, для развития налогообложения в сельском хозяйстве следует использовать зарубежный опыт, который заключается в том, что налоги в сельском хозяйстве экономически развитых стран (Германия, Франция, Италия, США, Канада и др.) носят в основном не фискальный характер, а призваны стимулировать рост производства, приток инвестиций в отрасль, предпринимательскую инициативу. Система налогообложения в этих странах направлена на поддержку мелких индивидуальных производителей через предоставление им существенных налоговых льгот. На крупных сельскохозяйственных производителей распространяется мягкий налоговый режим.

    Таким образом, в целях развития налогообложения в сельском хозяйстве России при выборе метода налогообложения и предоставления льгот следует учитывать как специфику отрасли, так и зарубежный опыт налогообложения. Важным и необходимым шагом в развитии сельскохозяйственных объединений является закрепление законодательной базы, регулирующей финансово-хозяйственные отношения. Реализация данных направлений позволит значительно улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий и обеспечить стабильное развитие отрасли.

    ассистент Байкальского государственного университета

    экономики и права, г. Иркутск E-mail: [email protected]

    СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

    Составной частью финансовой политики государства является таможенная политика. Она осуществляется путем применения таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу, а также таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей. Согласно Таможенному кодексу РФ, таможенное дело

    «представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу»1. В России общее управление та-

    © В.Н. Кожевникова, 2008

    моженной деятельностью осуществляют Президент и Правительство РФ, а центральным исполнительным органом является Федеральная таможенная служба. Таможенная деятельность осуществляется через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. К основным функциям таможенных органов относятся:

    — взимание таможенных платежей, налогов и сборов;

    — обеспечение порядка при перемещении товаров через границу;

    — ведение борьбы с контрабандой;

    — оказание содействия в борьбе с терроризмом;

    — осуществление контроля за вывозом стратегических материалов;

    — ведение таможенной статистики внешней торговли;

    — обеспечение государственных органов, предприятий и граждан информацией по таможенным вопросам;

    — содействие защите государственной безопасности, окружающей среды и интересов российских предприятий и предпринимателей.

    Согласно ст. 318 Таможенного кодекса, к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы2.

    Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами Налогового кодекса РФ. Уплата этих платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров, а также она осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в зависимости от избранного режима декларирования.

    Таможенные сборы, согласно Налоговому кодексу РФ, имеют правовую природу. «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав

    или выдачу разрешений (лицензий)»3. Следовательно, таможенные сборы — это плата за услуги, предоставляемые таможенными органами.

    Перейдем к рассмотрению понятия «таможенная пошлина» и ее классификации. В экономической литературе прочно закрепилось понятие таможенной пошлины, но ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно ее экономической сущности; высказываемые точки зрения порой прямо противоречат друг другу. Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с законом РФ «О таможенном тарифе», однако четкого определения таможенной пошлины не дает. В Налоговом кодексе РФ содержится определение государственной пошлины, согласно которому это «сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий»4. А.Н. Козырин говорит, что «в правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций»5. А.П. Киреев считает, что «таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта»6. В учебнике «Таможенное право России» под редакцией Н.И. Химичевой приведены следующие основные признаки таможенной пошлины: «Во-первых, это обязательный взнос в Федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели. В-третьих, таможенная пошлина возмездна, то есть фактически она является платой за предоставление таможенными

    Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58)

    органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру). В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой го-сударства»7. Наибольший интерес в вопросе об экономической сущности пошлин представляют взгляды A.M. Александрова, который определяет пошлины как особые сборы, односторонне нормируемые публичными союзами и взимаемые с отдельных граждан, учреждений и организаций за услуги некоммерческого и непромышленного характера, оказываемые им этими публичными союзами. Резкое отличие пошлин от налогов заключается в том, что пошлины являются платой за услугу, и между услугой и размером пошлины должна существовать тесная взаимосвязь, которая, по мнению A.M. Александрова, состоит в следующем: пошлина должна быть, самое большое, равноценной стоимости услуги, т.е. покрывать все расходы по ее оказанию, или же она может быть даже несколько меньше. Если же пошлина устанавливается в большом размере, т.е. в таком, что за покрытием всех расходов по оказанию той или иной услуги остается еще некоторый излишек, идущий в доход казны, то в этом случае имеется отклонение от пошлинного принципа и пошлина превращается, до известной степени, в налог, взимаемый лишь в скрытой форме.

    Как нам думается, по своей экономической сущности таможенная пошлина (если употреблять именно это название) представляет собой не что иное, как налог, поскольку, исходя из определения, пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВТД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, то становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует нам налоговую природу последней (табл.).

    Таможенные пошлины обладают всеми основными сущностными признаками налога. Так, их уплата носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Ведущим принципом регулирования налоговых отношений в сфере ВТД является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, который запрещает субъектам данных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин. Таможенная пошлина, как и любой налог, не возвращается плательщику, и последнему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в государственный бюджет, где обезличиваются. Таможенная пошлина, как и все прочие налоги, выполняет безвозмездную фискальную функцию.

    Сравнительная характеристика налога и таможенной пошлины

    Налог Таможенная пошлина

    Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж

    Взимается с юридических и физических лиц Взимается с юридических и физических лиц

    Обеспечивается государственным принуждением Обеспечивается государственным принуждением

    Размер, основания и сроки устанавливаются государственными органами Размер, основания и сроки устанавливаются таможенными органами

    Взимается в целях финансирования деятельности государства Взимается в целях регулирования экономических интересов государства и отечественных товаропроизводителей

    Уплачивается регулярно, при наличии налогооблагаемой базы Возникает при необходимости для субъекта, вступающего в таможенные правоотношения

    На наш взгляд, таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог в конечном счете потребителем, поскольку включается в цену товара, влияя тем самым на его конкурентоспособность. В зависимости от проводимой государством внешнеторговой политики ставки таможенных пошлин могут дифференцированно удорожать товары, перемещаемые через границу. При взимании таможенных пошлин реализуется не только фискальная, но и регулирующая функция, поскольку введение пошлин преследует, кроме всего прочего, цели защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке и регулирования структуры экспорта и импорта товаров.

    Свои функции таможенная пошлина реализует через таможенный тариф, который является одновременно «инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при взаимодействии с мировым рынком»8 и «сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к

    товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)»9. Кроме того, таможенный тариф — это «конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины»10.

    1 Таможенный кодекс РФ. Ст. 1, п. 2.

    2 Там же. Ст. 318, п. 1.

    3 Налоговый кодекс РФ. Ст. 8, п. 2.

    4 Там же. Ст. 333.16, п. 1.

    5 Козырин А.Н. Таможенное право России: Общая часть. М., 1995. С. 20.

    6 Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособие для вузов. М., 1997. С. 204-207.

    7 Таможенное право России: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 171.

    8 Киреев А.П. Указ. соч.

    9 О таможенном тарифе: федер. закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1.

    10 Киреев А.П. Указ. соч.

    аспирант Байкальского государственного университета

    экономики и права, г. Иркутск E-mail: [email protected]

    ОБ ОТНЕСЕНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ К СТРАХОВЫМ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ*

    За 2006-2007 гг. в Иркутской области произошло более 3 тыс. несчастных случаев на производстве, из них 204 — со смертельным исходом. В 2007 г. страховыми несчастными случаями признано 1 281, из них 88 — со смертельным исходом и 149 — с тяжелым.

    Если посмотреть по отраслям промышленности, то наибольшее количество несчастных случаев на производстве происходит на предприятиях деревообрабатывающей промышленности и в строительстве.

    Как известно, с 6 января 2000 г. на территории России действует федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В нем говорится, что работодатель должен оформлять со своими работниками трудовой договор и вносить за каждого из них обязательную страховую сумму. Только тогда работник, получивший травму и утративший профессиональную трудоспособность, получает право на материальную поддержку

    * Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

    Оставьте комментарий