Субсидия детям сиротам в 2020 году

Правительство России

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Распоряжение от 6 апреля 2020 года №656-р. Утверждён комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2020–2021 годы.

Документ

Распоряжение от 6 апреля 2020 года №656-р

Внесено Минпросвещения России.

Распоряжением Правительства от 22 января 2015 года №72-р был утверждён комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015–2017 годы (далее – дети-сироты).

По данным Минпросвещения России, по состоянию на 1 января 2020 года численность не обеспеченных жильём детей-сирот старше 18 лет составляет около 175 тысяч человек.

С учётом анализа ситуации в сфере обеспечения жильём детей-сирот, в том числе результатов мониторинга данных субъектов Федерации о прогнозной оценке по этому показателю, подписанным распоряжением утверждён новый комплекс мер по предоставлению детям-сиротам жилых помещений на 2020–2021 годы.

Предусматриваются действия организационного и правового характера, направленные на решение проблем, связанных с созданием условий для предоставления жилья детям-сиротам. Планируется, в частности, совершенствование законодательства в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляемым за счёт средств регионального бюджета.

В федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены субсидии региональным бюджетам на эти цели в 2020 году в объёме 7,1 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах – по 7,7 млрд рублей ежегодно.

Субсидия детям сиротам в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 02-05-11/33236 Об отражении в учете расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежащим обеспечению жилыми помещениями.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г. 1154-З N 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке.

В соответствии с Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется посредством:

участия в долевом строительстве;

приобретения жилых помещений у застройщика;

приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.

В соответствии с положениями Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее — Порядок), бюджетные ассигнования на предоставление из бюджетов бюджетной системы субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» — в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

523 «Консолидированные субсидии» — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих, в том числе капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В этой связи отражение расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» классификации расходов бюджетов противоречит положениям Порядка.

Указанная позиция доводилась до главных распорядителей средств федерального бюджета в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, направленных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2018 г. N 16-01-14/43039, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Федеральный бюджет», разделе «Бюджеты».

Сообщаем, что письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 02-05-10/32166 в адрес Министерства просвещения Российской Федерации направлены необходимые разъяснения.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

— 522 — в части субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

— 523 — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих в том числе капвложения в объекты госсобственности.

Отражение расходов на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» противоречит Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации.

Без отчества

Навести порядок планируется к 2022 году, заявила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в ходе экспертного «круглого стола». Сейчас сама система поддержки детей-сирот порой препятствует им встать на ноги. Выйдя из детского дома, они годами ждут жилья, положенного по закону, и не могут переехать в другой город, чтобы найти работу. «Мы его (сироту. — Прим. ред.) закрепили, и он никуда двинуться не может, иначе потеряет право на жилье. И квартиру не даем годами, и ограничиваем в переезде», — сказала аудитор. Зачастую ожидание жилья длится и длится, когда сироты уже давно получили образование, создали семьи, родили детей.

Такое «крепостное право» действует просто потому, что отслеживать очереди сейчас могут фактически только муниципалитеты, а единой базы в России нет.

Жилье для детей-сирот должны приобретать муниципалитеты, из федерального бюджета на него перечисляются субсидии. Но нового жилья во многих небольших городах попросту нет — застройщикам невыгодно там работать, а вторичное жилье приобретают очень низкого качества. «Муниципалитет отчитывается, что предоставил ребенку жилье, а когда мы выезжаем на место проверить, оказывается там развалившийся дом», — рассказала директор одного из детских домов.

Смотрите так же:  Как оформить оригинально письмо

Возможно, где-то не хватает денег. По подсчетам специалистов, дополнительно нужно более 160 миллиардов рублей. Субсидии из федерального бюджета можно было бы увеличить, говорит Орлова.

Но главная проблема не в деньгах, а в организации процесса. Сначала нужно провести полную ревизию системы по всей стране и вместе с этим минимизировать риски. То есть нужны гарантии последующей социализации детей-сирот. Например, предоставлять жилье им нужно там, где они реально смогут найти работу, а не в глухом селе.

В конечном итоге ситуация в каждом регионе зависит от политической воли его руководителя, резюмировали эксперты. Есть регионы, которые сокращают очередь на жилье, а есть те, где сироты ждут квартир десятилетиями.

«Выделить деньги и снова не решить проблему — нельзя. Регионы должны понимать, что они отвечают за предоставление сиротам жилья, а не за использование полученной субсидии», — подчеркнула Орлова.

Первым делом будет создана единая база детей-сирот, нуждающихся в жилье, предполагается также наладить учет и обеспечить сохранность закрепленного за сиротами жилья, рациональнее использовать имеющийся жилой фонд и строить новый.

Затем будут вноситься изменения в законодательство. Например, можно сократить с пяти лет до одного года запрет сиротам распоряжаться предоставленным им жильем. Сейчас из-за этих ограничений в течение пяти лет многие семьи не могут продать свои квартиры и объединить жилплощадь, расширить ее, не могут переехать в другой город. Наблюдать за сиротами и оценивать риски способны муниципальные власти.

Также для тех сирот, которые уже давно ждут своей очереди, может быть введен жилищный сертификат, чтобы они сами подбирали и покупали себе жилье. Сейчас Счетная палата прорабатывает этот механизм. Вводить его можно на добровольной основе по аналогии с материнским капиталом, в первую очередь для тех, у кого уже есть семьи и дети, пояснила Орлова. Использовать такой сертификат сироты смогут на приобретение жилья, на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение ипотеки.

Детям-сиротам хотят увеличить субсидию на аренду квартир

Член думского Комитета по государственному строительству и законодательству Марина Беспалова считает, что порядок обеспечения жильём детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в изменениях. Предложения, полученные ей от избирателей, депутат намерена оформить в виде законодательных инициатив, которые поступят в Госдуму в осеннюю сессию.

По данным Счётной палаты, на сегодняшний день численность детей-сирот, состоящих на учёте в очереди на получение жилья, составляет более 258 тысяч человек. Из них 65 процентов — дети старше 18 лет. «Это говорит о том, что проблема существует и её необходимо срочно решать», — сказала «Парламентской газете» Беспалова.

Из-за нехватки финансирования регионы не справляются со своевременным обеспечением детей-сирот собственными квартирами и на время задержки предоставляют им субсидию на аренду жилья. Однако этой суммы, к сожалению, чаще всего недостаточно для того, чтобы снимать квартиру.

«В рамках региональной недели я общалась со своими избирателями, и на приёмах было большое количество детей-сирот, которым уже исполнилось 18 лет, которые имеют свои семьи. И несмотря на то что в нашем регионе работает программа социальной поддержки детей-сирот, и если регион не предоставил им постоянное жильё, то им компенсируется 4000 рублей на аренду квартиры, этой суммы, которая ни разу не менялась с 2015 года, недостаточно для этих целей», — обозначила проблему парламентарий. Для её решения она намерена обратиться в правительство Ульяновской области с тем, чтобы увеличить финансирование программы по обеспечению детей жильём и поднять объём средств на компенсацию аренды жилья.

Яровая предложила создать программы воспитательной работы в организациях для детей-сирот

По задумке депутата, компенсация съёма жилья должна составлять среднее значение по стоимости аренды квадратного метра в каждом отдельном муниципальном образовании. Для того, чтобы его вычислить, Беспалова намерена обратиться в Росстат с просьбой провести мониторинг цен на аренду недвижимости эконом-класса как для сельских территорий, так и для областного центра. «Мы запросим наши службы, выясним сколько стоит квадратный метр жилья в аренду, и по итогам такого анализа подготовим предложения в правительство по формированию областного бюджета на период 2020-2022 годов», — пообещала парламентарий.

Между тем, директор межнационального НИИ профессиональных компетенций Столичной финансово-гуманитарной академии Галина Семья полагает, что такая поддержка может не столько помочь, сколь навредить детям-сиротам, поскольку увеличение выделения денег на аренду чревато тем, что эта аренда может продлиться долгое время. «Вместо того, чтобы обеспечивать выпускников квартирами, региональным властям гораздо проще будет выплатить им субсидию. Это может длиться и год, и два, и три, и я вас уверяю — необходимость обеспечить молодого человека жильём вообще «сотрётся», — поделилась нерадужным прогнозом международный эксперт по защите детей.

Ещё одна проблема, связанная с обеспечением детей-сирот квартирами и домами, заключается в том, что по закону им полагается квартира метражом не выше 33 квадратных метров, которая зачастую может не вместить всю семью. «Мы столкнулись с таким моментом, что многие дети-сироты, достигшие 18 лет, обустроились, обзавелись семьями и имеют по двое-трое детей. И государственные гарантии жилья, эти 33 квадратных метра, по санитарным нормам не могут соответствовать комфортному проживанию семьи из четырёх человек. И если они получат по очередному списку эту квартиру, то оказываются перед дилеммой: либо размещаться всем в этой однокомнатной квартире, либо продолжать жить в съёмном жилье», — рассказала Марина Беспалова.

Решением этого вопроса могла бы стать монетизация стоимости положенной сиротам квартиры, считает она. «От детей-сирот мне поступило предложение — пересчитать эти 33 метра по средней стоимости квадратного метра в регионе и использовать эти деньги на первоначальный взнос на ипотечный кредит для приобретения жилья в соответствии санитарными нормами», — сообщила законодатель.

Такую идею поддерживают и в экспертном сообществе, хоть и с некоторыми оговорками. «Надо внимательно изучить этот вопрос — даст ли монетизация реальную возможность приобрести квартиру в ипотеку или нет? — сказала «Парламентской газете» Галина Семья. — Эта инициатива мне кажется очень разумной, но для её реализации необходимо провести оценку по разным субъектам федерации — насколько реально за те деньги, которые они смогут получить, купить жилье или вступить в ипотеку. Если не просчитать это должным образом, идея не будет иметь практического применения».

Впрочем, Марина Беспалова также предупредила, что все указанные предложения должны стать предметом внимательного изучения депутатами и только потом сформироваться в поправки в федеральное законодательство. «Скорее всего, это будет внесение изменений в 159-й Федеральный закон от 21 декабря 1996 года в редакции от 25 декабря 2018 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — поделилась прогнозом член думского Комитета по государственному строительству и законодательству. — Нужно поднять и посмотреть все действующие нормативные акты, по итогам обсуждения сформировать свою позицию и совместно с Правительством отработать эти вопросы».

Права сирот в 2020 году

Вернуться назад на Сирота 2020

Одной из разновидностей господдержки для детей-сирот являются денежные пособия, которые выплачиваются им до достижения 18 лет. После наступления совершеннолетия государство продолжает оказывать матпомощь в виде социальных выплат таким гражданам, но только в том случае, если они начинают работать.

Ребенок-сирота может рассчитывать на назначение социального пособия исключительно при наличии страхового стажа у своих умерших родителей.

Если родители сироты нигде не работали, то ребенок до окончания среднеобразовательного учебного заведения, вплоть до совершеннолетия сможет получать социальную пенсию. Кроме того, эти выплаты будут поступать ему и дальше до 23-летнего возраста, но при условии, если он сразу после школы поступит в университет на дневную форму обучения.

Помимо социальной пенсии государством создан список субсидий, которыми могут пользоваться дети-сироты. К основным льготам относятся:

• бесплатное лечение и обслуживание в поликлиниках;

• возможность посещать оздоровительные программы;

• возможность поступить в университет вне конкурсной основы;

• получение жилой недвижимости;

• скидки на оплату услуг ЖКХ и налоговых сборов;

• возможность ездить бесплатно или со скидкой в общественном транспорте, включая пригородные поезда;

• предоставление бесплатных путевок в санатории и детские лагеря.

Право на получение образования является важным жизненным этапом каждого гражданина. И оно закреплено в Конституции. Субсидии в этой сфере предоставляются детям-сиротам, которые могут благодаря господдержке бесплатно посещать подготовительные курсы для поступления в ВУЗы, безвозмездно получать учебные пособия и вещи первой необходимости, включая не только питание, но и сезонную одежду, а также форму для учебы.

Помимо этого государство предоставляет право сиротам на бесплатное обучение в институте, но только в случае получения первого высшего образования.

Дети-сироты, поступившие в университет, вправе претендовать на повышенную стипендию. Кроме того, ежегодно им полагается специально выделенная матпомощь от государства в размере 3-х стипендий. Эти денежные пособия, как правило, начисляются им для покупки учебников и всего необходимого для учебы.

Субсидии при трудоустройстве предоставляются государством всем детям, имеющим статус сироты. Основными направлениями льгот этой категории граждан являются:

1. помощь выпускникам ВУЗов в приобретении формы, одежды и оборудования;

2. единоразовое пособие в денежном эквиваленте. Его величина зависит от субъекта РФ;

3. организация курсов по профессиональной ориентации детям-сиротам в возрасте 14-18 лет;

4. бесплатная диагностика профпригодности с учетом медицинских показаний;

5. выплата денежных довольствий по безработице в течение полугода, с момента постановки на учет в службу занятости;

6. бесплатное профессиональное обучение за счет работодателя.

Рассчитывать на субсидии на жилую недвижимость могут сироты, которые не имеют собственного жилья или квартиры, находящейся в соцнайме.

Основанием для ее получения являются:

• отсутствие своей квартиры;

• отсутствие жилых квадратных метров у ближайших родственников;

• отсутствие в собственности жилья по документам;

• отсутствие жилищных условий, подтвержденных письменными заключениями из СЭС, пожарной охраны.

Особенности получения жилья для детей-сирот:

1. Возраст сироты не может быть старше 23 лет, поскольку по закону при достижении этого возраста его право на постановку в очередь для получения жилья прекращается. Однако, если к тому времени сирота уже находится в очереди, то такое право за ним сохраняется.

2. Ему необходимо предоставить договор соцнайма сроком не менее 5 лет.

3. Ребенок-сирота вправе получить жилую недвижимость в порядке очереди или оформить денежную компенсацию в размере стоимости жилья.

Сирота может обратиться за помощью в предоставлении жилья в органы опеки, предоставив следующий пакет документации:

• справку, подтверждающую окончание учебы или службы в ВС РФ;

• бумагу, доказывающую отсутствие в собственности у сироты жилой недвижимости;

• копию заполненного заявления в муниципалитет с просьбой поставить в очередь на получение жилья;

• справку, подтверждающую состав семьи;

• документ, доказывающий статус сироты;

• свидетельства о появлении на свет детей и документ о заключении брака, предоставляются при наличии.

Рассмотрение документов занимает в среднем 30 дней с момента их передачи ответственному лицу органов опеки. Сразу после получения положительного ответа сирота вправе заключить договор соцнайма с последующим его перезаключением спустя 5 лет.

Рефинансирование 2020
Рынок труда 2020
Сальдо 2020
Самые высокооплачиваемые профессии в 2020 году
Санкции 2020

Дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. )

Меры социальной поддержки, предоставляемые для категорий «лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей»

субсидия на проезд, обучающимся по основным образовательным программам размер в 2020 году — 295 рублей;

ежемесячная стипендия, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджета Республики Татарстан или местных бюджетов, размер в 2020 году — 891 рубль (с 01.09.2020 г. – 930 рублей);

единовременное денежное пособие, обучавшимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета Республики Татарстан или местных бюджетов, при выпуске из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, размер в 2020 году – 753 рубля;

единовременное пособие на приобретение комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, обучавшимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета Республики Татарстан или местных бюджетов, при выпуске из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, размер в 2020 году — 59337 рублей;

ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджета Республики Татарстан или местных бюджетов, размер в 2020 году — 2693 рубля (обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и среднего общего образования, подготовки специалистов среднего звена) и 6969 рублей (обучающимся по программам подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры);

ежегодное пособие на приобретение комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета Республики Татарстан или местных бюджетов, размер в 2020 году — 25289 рублей;

ежемесячное пособие на питание, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета Республики Татарстан или местных бюджетов, размер в 2020 году – 6611 рублей (обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования), 7618 рублей (обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе среднего общего образования, подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета, магистратуры).».

О предоставлении жилья детям сиротам в 2020 году

Обеспечение жильем детей сирот в 2020 году регламентируется ФЗ от 21.12.1996 N159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 25.12.2018. Последние изменения вступили в силу буквально с Нового года – 1 января 2020 года. Давайте разберемся, кто теперь имеет право на получение жилья из детей сирот, каков порядок его получения (документы + действия), как быстро такое жилье можно получить, а также – что изменилось по сравнению с практикой прошлых лет.

Кто относится к сиротам?

Исходя из анализа положений ст.1 вышеуказанного ФЗ к детям-сиротам относятся несовершеннолетние лица, у которого УМЕРЛИ оба или один родитель.

Если факт смерти документально не подтвержден, дети приобретают статус «оставшиеся без попечения родителей». Они также приравниваются в правах к детям-сиротам и могут получить жилье от государства (а точнее – от муниципалитета).

К их числу относятся лица до 18 лет, родители которых:

  • были лишены родительских прав или ограничены в них;
  • признаны безвестно отсутствующими, недееспособными или ограничены в дееспособности;
  • объявлены умершими;
  • отбывают наказание в учреждениях закрытого типа;
  • находятся под стражей в качестве подозреваемых/обвиняемых;
  • уклоняются от воспитания детей или защиты их прав, интересов;
  • отказываются забрать их из образовательных, медицинских, социальных учреждений;
  • неизвестны.
  • А также к ним относятся дети, в отношении которых суд установил факт утраты попечения родителей, а также те, которые остались без родительского попечения в другом предусмотренном законом порядке.

    Круг лиц из числа детей-сирот, которым положено жилье

    Право на получение квартиры детьми сиротами возникает в том случае, если они соответствуют следующим критериям:

  • Претенденту исполнилось 14 лет. До 1 января 2020 года своеобразным «порогом» выступало совершеннолетие, то есть получить могли дети, которым исполнилось 18 лет. Сейчас возрастной ценз снижен.
    Такое снижение объясняется тем, что возраст постановки на учет и возраст, в котором лицо получает жилье, разнятся во времени. Ранее жилье предоставляли сразу, когда сироте исполнялось 18 лет, то есть ему не приходилось стоять в очередь. Сейчас же эти очереди растягиваются на много лет вперед, поэтому бывшие детдомовцы в свое совершеннолетие фактически остаются на улице.
  • Он успел встать на учет до 23 лет. Само жилье может быть выдано и позже указанного возраста – главное до его наступления попасть в очередь.
  • Отсутствие собственного жилья. Хотя получить могут даже те сироты, которые владеют недвижимостью (либо ею владеют лица, с которыми он проживает), однако она не соответствует нормативам жилплощади или санитарными условиям проживания.
  • Какое жилье могут предоставить?

    Закон о предоставлении жилья детям сиротам (ФЗ №159) в ч.7 ст.8 устанавливает, что жилье предоставляеися на условиях заключения договора социального найма (то есть в собственность не передается).

    Такой договор заключается сроком на 5 лет, а по их истечению может продлеваться еще каждые 5 лет, если детдомовец и дальше будет нуждаться в жилплощади. То есть по сути жилье предоставляется в соцнайм бессрочно.

    Однако данное правило действует только с 1 января 2020 года, а до этого – договор мог продлиться однократно еще на 5 лет и не более того.

    В качестве жилья, предоставляемого сиротам, могут выступать следующие объекты:

    Они должны быть благоустроены и соответствовать нормам предоставления жилплощади применительно к конкретному населенному пункту. Комната в коммуналке сиротам не предоставляется, поскольку жилье обязательно должно быть отдельным.

    Квартиры детям, оставшимся без попечения родителей, и сиротам не могут превышать 25% в одном многоквартирном доме. То есть нельзя заселить весь дом одними детдомовцами, поскольку это может негативно отразиться на их социальной адаптации.

    Это правило не действует только в отношении:

  • населенных пунктов с численностью менее 10 000 человек;
  • многоквартирных домов с количеством квартир менее 10.
  • Порядок предоставления жилья

    Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

    В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

    Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

    ШАГ 1. . Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2020 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.

    Если законный представитель сироты не подаст заявления для постановки на учет в течение 3-х месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет, то заявление должны направить органы опеки и попечительства.

    Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.

    До 18 лет Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия
    После 18 лет Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет

    Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.

    ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

    Если говорить об обязательных для каждого случая бумагах, то ими выступают:

    • Заявление. Оно не имеет строго установленной формы, однако должно иметь все необходимые реквизиты и данные, которые должно содержать официальное обращение в госорганы. В следующем разделе будет приведен образец такого заявления.
    • Российский паспорт. Причем именно российский, так как отсутствие российского гражданства с 2020 года является основанием для отказа в постановке на учет. При подаче документов с собой должны быть оригинал и копия.
    • Справка о составе семьи. Выдается по форме №9 сотрудниками ЖЭКа. При этом в ней указываются все прописанные лица, а также указывается, с кем из них в родственных отношениях состоит сирота.
    • Документы, подтверждающие сиротство. Чаще всего в таких случаях это решение суда о лишении родительских прав, однако в зависимости от ситуации – это может быть и другая бумага. Если на руках нет судебного решения, скорее всего, оно продолжает хранится в органах опеки и попечительства. Обратитесь туда.
    • Документы, подтверждающие необходимость получения жилья. Если нет никакого жилья – то берется справка в Росреестре об отсутствии в собственности жилого помещения.

    В отдельных случаях предоставление жилья детям сиротам осуществляется также при обязательной подаче следующих документов.

    Документ Ситуация
    Свидетельства о браке/рождении детей Детдомовец успел создать семью, родить ребенка.
    Справка с места работы, из ВУЗА или службы занятости Заявитель трудоустроен, обучается на дневной форме или состоит на учете в ЦЗН.
    Решение суда о лишении родительских прав Заявитель прописан в жилье, которое принадлежит его родителям, которые лишены родительских прав.
    Заключение местных органов власти У заявителя есть жилье, но оно не пригодно для проживания или жилищные условия не соответствуют санитарным нормам.
    Справка из больницы с диагнозом и рекомендации по отдельному проживанию ребенка У ребенка есть жилье, однако он вынужден делить его с тяжело больным человеком (свищи, психические заболевания, туберкулез и другие).
    Документы, подтверждающие право собственности Площадь жилого помещения, в котором живет ребенок, из расчета на одного человека меньше нормы, установленной в регионе.

    ШАГ 3. Подача заявления и документов. Заявление можно отправить в администрацию по месту жительства по почте заказным письмом с уведомлением.

    Как вариант – может отнесите его лично в канцелярию администрации. В этом случае заранее сделайте копию заявления и проследите, чтобы на нем поставили отметку о принятии, а также указали дату. Начиная с этой даты Вам должны дать ответ в течение 30 дней.

    Также можно направить документы через МФЦ. В этом случае они принимают пакет, а затем направляют его в администрацию. Преимущество данного способа заключаются в том, что не придется стоять в очереди. Несмотря на то, что по сути МФЦ является «лишним звеном», время решения вопроса не затягивается. Ответ также должен прийти не позднее 30 дней с момента подачи документов.

    Образец заявления

    Администрация г. Гуково,
    Ростовская область, г.Гуково,
    ул. Шереметьева, 5
    Алдонина Дмитрия Олеговича,
    проживающего по адресу Ростовская обл.,
    г.Гуково, ул.К.Маркса, 11/13

    Заявление
    о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей

    Я отношусь к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

    В 2014 году году в отношении меня была установлена опека. На тот момент я проживал и имел право пользования жилым помещением по адресу: Ростовская область, г. Гуково, ул. Заречная, д.23, кв.17. Данное жилое помещение площадью 24,18 м2 предоставлялось в 2011 году на семью из трех человек. В ордер были вписаны я и мои родители.

    После установления опеки я проживал совместно с опекуном, Сергеев Анатолиев Федоровичем, по адресу: Ростовская область, г. Гуково, ул. Криничная, 18.

    По окончании опеки я неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении мне жилой площади как лицу, оставшемуся без попечения родителей, взамен утраченной (квартира по адресу г. Гуково, ул. Заречная, д.23, кв.17 была передана в муниципальную собственность и заселена другими лицами), однако до настоящего времени жилье мне не предоставлено.

    Как лицо, оставшееся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», я имею право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.

    На основе вышеизложенного, прошу предоставить мне жилое помещение как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством.

    21.02.2020
    Алдонин Д.О.

    (указываются прилагаемые документы)

    ШАГ 4. Ожидание своей очереди. На это могут уйти годы, поэтому некоторые бывшие детдомовцы даже обращаются в суд, чтобы как-то ускорить процесс получения жилья. В отдельных случаях суд удовлетворяет такие иски, однако исполнить такие решение можно лишь в том случае, если у муниципалитета есть свободное жилье для предоставления. Отслеживать список детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями можно на сайте местной администрации или во время личного визита в этот орган.

    ШАГ 5. Выдача ордера. После выдачи ордера на имя заявителя он считается таким, что утратил право на улучшение жилищных условий на основании своего сиротства. То есть такое право предоставляется однократно.

    Основания для исключения претендента на получение жилья из списка

    В отдельных случаях сироту и приравненных к нему лиц могут снять с учета. Основания для этого перечислены ниже:

  • получение жилплощади по договору соцнайма или найма специализированного жилого помещения;
  • его смерть;
  • утрата «сиротского» статуса или ребенка без родительского попечения;
  • приобретение сиротой недвижимости, площадь которого превышает учетную норму жилплощади в регионе;
  • изменение места жительства (переезд в другой субъект РФ).
  • Срок получения жилья сиротами

    Законом четко не определены сроки, в которые жилье должно быть предоставлено. Говорится лишь о том, что:

    Если не сделать этого до 23 лет, лицо лишается права на улучшение жилищных условий.

    В то же время непосредственно выдача квартир детдомовцам может осуществляться и через 10, и через 20 лет после того, как они встали на учет, когда подойдет их очередь, то есть после наступления 23 лет.

    Почему медленно двигается очередь?

    Как уже говорилось выше, жилье сиротам дает не государство, а муниципалитеты. Регионы выделяют из местных бюджетов средства на приобретение жилья для сирот, которое впоследствии предоставляется им на условиях соцнайма (юридически оно является муниципальной собственностью). Однако из-за дефицита бюджетных средств недвижимость закупается в тех объемах, которых явно недостаточно для улучшения жилищных условий всех нуждающихся. А иногда — и вовсе не закупается.

    Поэтому очереди двигаются так медленно, а сроки предоставления помещений становятся такими большими.

    Как узнать очередь на жилье детям сиротам?

    Это можно сделать несколькими способами:

    1. Через региональные порталы «Госуслуги».
    2. В онлайн-режиме после заполнения заявки на сайте территориального центра «Мои документы» (бывшие – МФЦ).
    3. В местной администрации путем направления письменного запроса (направляется заказным письмом) или личного визита.
    4. Официальные порталы Министерств социальной политики по регионам также предоставляются такую информацию в онлайн-режиме. Например, Министерство социальной политики Свердловской области. В открывшейся форме нужно указать ФИО и дату рождения претендента на получение жилья, и интересующая Вас информация откроется в течение считанных секунд.

    Персональный номер в очереди не является секретной информацией – по Вашему запросу эту информацию должны предоставить в обязательном порядке.

    Можно ли отказаться от получения квартиры в пользу сертификата?

    В интернете активно распространяется информация, что сиротам сейчас дают сертификат на жилье вместо фактического предоставления жилплощади на условиях соцнайма. Некоторым это кажется более выгодным вариантом, чем получение муниципального жилья, которое даже не будет принадлежать получателю на праве собственности.

    Выдача таких сертификатов – пока что довольно редкая практика среди муниципалитетов. Так, например, только с 1 января 2020 года сертификаты их начали выдавать в Приморье. Однако приживется ли такое нововведение – вскоре узнаем. Скорее всего, как и в случае с материнским капиталом, чтобы приобрести на выделенные средства жилье, придется доплачивать из своего кармана, которого у сирот попросту нет.

    Оставьте комментарий