Собственность общественных организаций

Собственность общественных организаций

СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) — имущество. принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами. К числу объектов С.о.о.(о.) относятся здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно просветительного и… … Большой экономический словарь

СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ — (организаций) по законода тельству РФ общественные объединения (организации), являющиеся юридичес кими лицами, могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, Имущество культурно просветительного и… … Финансовый словарь

Собственность в жилищной сфере — (англ. property in dwelling sphere) по законодательству РФ недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), гос ной, муниципальной собственности, в … Энциклопедия права

Собственность в жилищной сфере — (англ. property in dwelling sphere) по законодательству РФ недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), гос ной, муниципальной собственности, в собственности… … Большой юридический словарь

СОБСТВЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВНАЯ — – собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в С. к … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Собственность — принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

Собственность коллективная — собственность арендных, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций, общественных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами. Собственность, при которой работник… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Собственность бывших неприятельских государств — собственность государственная, частная, муниципальная, общественных и иных организаций и объединений в бывших неприятельских государствах;. Источник: Федеральный закон от 15.04.1998 N 64 ФЗ (ред. от 23.07.2008) О культурных ценностях,… … Официальная терминология

Общественная собственность — Общественная собственность собственность, находящаяся во владении, распоряжении и использовании обществом, выступающим как коллективный субъект. Содержание 1 Характеристика общественной собственности … Википедия

КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — по законодательству ряда государств самостоятельная форма собственности наряду с государственной и частной (или личной). Обычно под К.с. понимается собственность, принадлежащая кооперативам. В настоящее время законодательством РФ не предусмотрена … Юридический словарь

Собственность общественных объединений

Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям, признанным юридическими лицами. В собственности общественных организаций числятся такие объекты, как земля, жилищный фонд, имущество оздоровительного назначения, деньги, ценные бумаги, транспорт. Кроме того, собственностью могут быть другие учреждения, скажем, издательства или СМИ.

Какие организации признаются общественными?

Общественное объединение (организация) – самоуправляемое добровольное формирование, группа людей, которые объединили усилия для достижения цели, прописанной в Уставе. К общественным организациям относят молодежные, ветеранские, кооперативные организации, союзы предпринимателей, творческие союзы (писателей, художников), научные и культурные сообщества. Членами общественной организации становятся физические лица и объединения лиц, высший управляющий орган – общая конференция (съезд).

Как происходит формирование собственности?

Имущество общественной организации приобретается на взносы участников. Взносы бывают членскими (выплачиваются периодически) и вступительными (выплачиваются единовременно, когда новый участник регистрируется). Общественная организация может использовать для приобретения имущества добровольные пожертвования и доходы от организуемых мероприятий: выставок, аукционов, лотерей – и деятельности иного рода, не запрещенной законодательством.

Если цель существования организации, зафиксированная в Уставе — политическая, она не может использовать материальную помощь от граждан, фирм, других государств для деятельности, связанной с выборами.

§ 5. Собственность общественных организаций

Общие положения о собственности общественных организаций содержатся в ст. 8 Закона Украины «О собственности», Законе Украины «Об объединении граждан» и специальных нормативных актах, регулирующих отдельные виды деятельности общественных организаций.

Общественные организации (в том числе благотворительные и другие фонды) в соответствии со ст. 21 Закона Украины «Об объединении граждан» могут иметь в собственности средства и другое имущество, переданное им учредителями, членами (участниками) или государством, приобретенное от вступительных и членских взносов, пожертвованное гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также имущество, приобретенное за счет собственных средств или на других основаниях, не запрещенных законом.

Имущество общественных организаций в отличие от кооперативов, предназначенное для осуществления непроизводственной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей членов общественных организаций. Хозяйственная деятельность общественных организаций допускается только тогда, когда она непосредственно вытекает из уставных задач и имеет подчинен относительно этих задач характер. Поэтому собственность общественных организаций в целом отражает производные, вторичные экономические отношения у. присвоении части совокупного общественного продукта, которая непосредственно не связана с удовлетворением первейших жизненных потребностей человека. При этих обстоятельствах правовое регулирование отношений собственности общественных организаций существенно отличается от регулирования кооперативной собственности.

Основными источниками образования собственности общественных организаций являются вступительные и членские взносы, добровольные взносы государственных, кооперативных и других общественных организаций. Политические партии имеют право на имущество, приобретенное от продажи общественно-политической литературы, других агитационно-о-;

пагандистських материалов, изделий с собственной символикой,:

проведение фестивалей, праздников, выставок, лекций, других политических мероприятий.

Общественные организации также имеют право на имущество и средства, приобретенные в результате хозяйственной и другой коммерческой деятельности созданных ими хозрасчетных учреждений и организаций, основанных предприятий. Наряду с этим право собственности общественных организаций возникает не только при наличии названных юридических фактов, но и вследствие общих оснований возникновения права собственности, в частности при заключении гражданских сделок, при наследовании и т.д.

Субъектом права собственности общественных организаций выступает сама общественная организация. В науке гражданского права некоторое время доминировала мысль о багатосуб’єктність права собственности общественных организаций, согласно которой это право одновременно принадлежит нескольким субъектам. Так, Профсоюзы является многозвенной системой, которая состоит из многих организаций разных уровней, имеющие право юридического лица. Исходя из концепции багатосуб’єктності, можно сказать, что право собственности принадлежит всем юридическим лицам этой общественной организации: отраслевым профсоюзам, всем профсоюзным организациям. В отношении союзов, добровольных обществ высказывалось мнение о том, что субъектом права собственности выступает как сам союз, так и объединенные ею общественные организации. Багатосуб’єктність права собственности общественных организаций не была воспринята наукой и практикой. На смену ей пришла концепция о единстве субъекта права собственности общественных организаций.

Если организация образует многозвенную систему, где первичные звенья (юридические лица) объединяются с звеньями (также юридическими лицами) высших уровней, то субъектом права собственности на имущество таких организаций признается общественная организация как целое (союз композиторов, детский фонд и т.д.), а не отдельные ее звенья (первичные, областные, республиканские), хотя они и наделены правами юридического лица. Нет ли здесь противоречия? Названные звенья общественных организаций, признанные юридическими лицами и субъектами гражданско-правовых отношений, имеют имущество отделено от имущества других организаций), которым они могут владеть, пользоваться, распоряжаться в пределах, определенных уставом. Но наличие указанных правомочий не означает, что им принадлежит право собственности на это имущество. Владельцем этого имущества в целом является общественная организация как система в составе всех своих подразделений, которые имеют лишь право оперативного управления или право полного хозяйственного ведения по поводу предоставленного им имущества.

Если общественная организация является одноланковою, то есть единым юридическим лицом, а не системой юридических лиц, то именно она и будет субъектом права собственности (например, касса взаимопомощи, радиоклуб и т.д.).

Объектом права собственности общественных организаций выступает имущество, необходимое для осуществления уставных задач организации, сооружения с соответствующим оборудованием, санатории, дома отдыха, клубы, дома культуры, стадионы, пионерские лагеря, культурно-просветительные фонды, другое имущество.

В соответствии с характером деятельности общественной организации объектом ее собственности могут быть предприятия.

+Одним из разновидностей объектов права собственности общественных организаций выступают имущественные фонды этих организаций. В уставах или положениях, как правило, не осуществляется дифференциация имущества по фондам. Но специфика правового режима отдельных видов имущества общественных организаций дает возможность провести его обобщенную классификацию, разделив его на денежные средства и имущество в натурально-речевому определении.

В юридической литературе нет единой точки зрения относительно классификации объектов права собственности общественных организаций. Есть мнение, что объекты права собственности делятся на основные производственные фонды, основные фонды непроизводственного назначения, оборотные фонды. Критерием для такой классификации стало целевое назначение и использование объектов.

Но более разумным является концепция Ю. К. Толстого, который, несмотря на то, что общественные организации, как правило, не занимаются хозяйственной деятельностью, определил, что их имущество не делится на основные и оборотные средства, а на основные средства и другие материальные ценности. Так, согласно Положению о порядке проведения инвентаризации в профсоюзных организациях и подведомственных им учреждениях к основным средствам относятся сооружения, оборудование, культурный, спортивный, хозяйственный инвентарь, книги в библиотеках, имущество и инвентарь пионерских лагерей и т.п.; в других материальных ценностей — бланки членских билетов, хозяйственные, строительные материалы, топливо, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, спецодежду, а также другие материалы, которые находятся на складах или в пути.

Относительно денежных средств, то это отдельная группа объектов, и распределяются они по целевому назначению (административно-хозяйственные расходы, капитальный ремонт, материальная помощь членам организации). Культурно-образовательные фонды занимают особое место среди имущества общественных организаций, учитывая их особое значение в деятельности общественных организаций.

Согласно ст. 24 Закона Украины «Об объединении граждан» объединения граждан (общественные организации, политические партии) с целью выполнения уставных задач и целей могут осуществлять необходимую хозяйственную и другую коммерческую деятельность.

Смотрите так же:  Как написать заявление на выплаты по сокращению

Источниками формирования объектов собственности общественных объединений являются вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставами, добровольные взносы и пожертвования, поступления от проведения предусмотренных уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей, доходов от производственной, хозяйственной, издательской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом.

Относительно политических партий и массовых общественных движений, которые имеют политические цели, то они не могут получать финансовую поддержку или иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.

Содержание субъективного права собственности общественных организаций заключается в том, что профсоюзные и иные общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, принадлежащим им на праве собственности, согласно их уставов (положений).

Право собственности объединений граждан (общественных организаций, фондов, политических партий) реализуют их высшие уставные органы управления (общее собрание, конференции, съезды и т.п.) в порядке, предусмотренном законодательством Украины и уставными документами. Некоторые функции по управления имуществом могут быть возложены высшими уставными органами управления на создаваемые ими органы, местные ячейки или передано союзам объединений граждан (ст. 23 Закона Украины «Об объединении граждан»).

Высокая степень обобществления имущества большинства общественных организаций означает осуществление ими права собственности путем закрепления имущества на праве оперативного управления (если речь идет о предприятиях, которые осуществляют хозяйственную деятельность, то на праве полного хозяйственного ведения) за отдельными звеньями соответствующей общественной организации (например, отраслевыми профсоюзами, областными, городскими комитетами и т.п.).

Порядок осуществления отдельными звеньями общественных организаций права на закрепленное за ними имущество определяется не только уставами, но и другими специальными актами, которые утверждаются высшими органами соответствующей общественной организации.

Согласно решению Союза научных и инженерных обществ создаваемые ею хозрасчетные центры научно-технических услуг, а также другие хозрасчетные формирования признаются субъектами права полного хозяйственного ведения в отношении имущества, предоставленного им общественной организацией или полученного в результате производственно-хозяйственной деятельности. Собственником имущества центров остается общественная организация, образовавшая его.

Относительно имущества профсоюзных организаций, то источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов.

Финансовую деятельность профсоюзов, осуществляется в соответствии с их уставами, за исключением коммерческой деятельности, государство не контролирует.

Источники доходов предприятий и организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплату налогов контролируют государственные финансовые органы и налоговые инспекции.

Пределы осуществления права оперативного управления или полного хозяйственного ведения конкретных общественных организаций зависят от правового режима имущественных фондов этих организаций и определяются как их уставными целями, так и назначением имущества.

В целом правовой режим имущества, закрепленного за учреждениями и предприятиями соответствующих общественных организаций, подчиняется правилам, установленным законодательством Украины относительно государственных предприятий и государственных учреждений. ! Средства и другое имущество объединений граждан, в том числе тех, которые ликвидируются, не могут перераспределяться между их членами и используются для выполнения уставных задач или на благотворительные цели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по решению суда направляются в доход:

государства (ст. 21 Закона Украины «Об объединении граждан»).

Сейчас особый правовой режим установлен в отношении имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенного на территории Украины. Так, Постановлением Верховной Рады Украины «Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенные на территории Украины» от 10 апреля 1992 г. было предусмотрено осуществить временно (до определения правопреемников общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР) передачу имущества и финансовых ресурсов расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, находящихся в ведении этих организаций, Фонда государственного имущества Украины.

В связи с неопределенностью в законодательном порядке правопреемников имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР Верховная Рада Украины Постановлением «Об имуществе общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР» от 4 февраля 1994 г. установила, что временно, до законодательного определения субъектов права собственности указанного имущества) оно является общегосударственной собственностью. За Фондом государственного имущества Украины было закреплено право распоряжаться имуществом общесоюзных общественных организаций в процессе приватизации и полномочия арендодателя имущественных комплексов предприятий и организаций (их структурных подразделений).

В ноябре 1996 г. Верховная Рада Украины поручила Фонду государственного имущества Украины вместе с соответствующими общественными организациями Украины до 1 января 1997 г. провести инвентаризацию имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР по состоянию на 24 августа 1991 г. и подать Верховной Раде Украины перечень субъектов, в ведении которых находится это имущество.

Этим же постановлением предусмотрена подготовка проекта Закона Украины о собственности на имущество общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР.

Гражданское право

Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.—М.: Издательство БЕК, 1994. — 384 с.
§6. Право собственности общественных организаций
Понятие и основания возникновения права собственности обще-:

ственных организаций. Как одна из разновидностей права собственности юридических лиц* (ст. 52 Основ гражданского законодательства), право собственности общественных организаций закрепляет и охраняет принадлежность определенных материальных благ добровольным объединениям граждан, составляющих такие организации. Совокупность соответствующих правовых норм и составляет институт права собственности общественных организаций.

В субъективном же смысле данное право представляет собой закрепленную законом возможность общественной организации (добровольного объединения граждан) по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом, необходимым для осуществления уставных задач.

Право собственности общественных организаций возникает прежде всего в силу таких юридических фактов, как получение средств от вступительных и членских взносов; добровольных пожертвований российских и иностранных граждан, юридических лиц и государств; получения доходов от хозяйственной деятельности предприятий, принадлежащих общественным организациям; доходов от культурно-просветительных, спортивных и других платных мероприятий и т. д., а также по иным общегражданским основаниям. Ввиду большого разнообразия общественных организаций, особенностей их строения и целей деятельности в отношении каждого их вида не всегда могут использоваться любые основания возникновения права собственности. Например, одним из оснований возникновения права собственности политических партий и профессиональных союзов, имеющих только фиксированное индивидуальное членство, являются вступительные и членские взносы. В отличие от этого массовые общественные движения, не имеющие фиксированного членства, не могут использовать их в качестве источника образования права собственности.

Для некоторых общественных организаций закон прямо ограничивает основания возникновения права собственности. Так, согласно ст. 18 Закона об общественных объединениях, политические партии и массовые

* Закон о собственности в РСФСР выделяет право собственности общественных объединений (организаций) в самостоятельную разновидность права собственности (п.

общественные движения, преследующие политические цели, не вправе получать финансовую или иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.

Вместе с тем в отдельных случаях предусматриваются обязательные основания возникновения права собственности некоторых общественных организаций (например, при создании благотворительных и иных фондов в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о собственности в РСФСР требуется передача имущества их учредителями в собственность фондов, поскольку последние не должны создаваться исключительно за счет пожертвований сторонних лиц).

Субъекты права собственности общественных организаций. По своей структуре общественные организации могут быть простыми и сложными. Простые или однозвенные общественные организации признаются юридическими лицами и являются полноправными участниками гражданского оборота, в том числе субъектами права собственности на принадлежащее им имущество.

Сложные или многозвенные общественные организации существуют как в виде строго централизованных структур, так и в виде структур с четко разграниченными функциями и правами. В качестве примера общественной организации с разграниченными функциями и правами можно привести созданную в 1989 году Федерацию обществ потребителей, объединяющую на добровольных началах региональные и республиканские общества и союзы потребителей. Каждое звено этой системы (в том числе и сама Федерация) становится юридическим лицом и обладает обособленным имуществом на праве собственности.

Что же касается многозвенных общественных организаций, существующих в виде строго централизованных структур (например, профсоюзы, партии и ряд других массовых общественных организаций), то здесь субъектом права собственности признается соответствующая общественная организация в целом*.

Следовательно, соответствующие звенья таких общественных организаций, признанные юридическими лицами, не относятся к субъектам права собственности. За ними необходимое имущество закрепляется не на праве собственности, а на основе иных вещных прав (полного хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.). Так, Русская Православная Церковь — собственник принадлежащего ей имущества как единое целое, а религиозные организации, имеющие права юридического лица, обладают имуществом на основе иных вещных прав.

Аналогично обстоит дело и с имуществом благотворительных и иных общественных фондов, являющихся юридическими лицами. Они рассматриваются в качестве единых собственников своего имущества, а созданные ими отделения, предприятия и организации с правами юридических лиц становятся субъектами ограниченных вещных прав на имущество

• К сожалению, в большинстве уставов общественных организаций не содержится прямых указаний по этому поводу, хотя из их анализа можно сделать бесспорный вывод о том, что именно общественная организация в целом считается субъектом права собственности. Лишь в некоторых уставах имеется прямое указание на это (п. 47 Устава Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов; п. 75 Устава Всероссийского общества глухих (Уставы добровольных обществ. Сборник нормативных актов. Ч. 1. М., 1986. С. 45; Ч. 2. М., 1986. С. 57).

фондов. Следует отметить, что имущественное положение религиозных организаций и фондов принципиально не отличается от соответствующего статуса общественных организаций.

Неоднократно предпринимались законодательные попытки объявить собственниками некоторые государственные учебные, научные и тому подобные учреждения, например Московский университет им. М.В. Ломоносова или Академию наук, сохранив, однако, их бюджетное финансирование. Некоммерческая организация (учреждение), превращенная в собственника, регулярно финансируемого государством,- весьма своеобразная правовая конструкция. Ведь такая организация заведомо не в состоянии покрывать все свои расходы из собственных доходов, т.е. функционировать как обычный собственник. Поэтому речь должна была бы идти о создании соответствующих фондов как особых юридических лиц, аккумулирующих бюджетные средства и все иные источники доходов этих некоммерческих организаций (добровольные пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и др.). Такие фонды и следует рассматривать как собственников соответствующего имущества.

Объекты права собственности общественных организаций. В соответствии с действующим законодательством объектами права собственности общественных организаций являются здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами (положениями). В собственности общественных организаций могут находиться и предприятия, создаваемые в соответствии с целями, указанными в их уставах (положениях) , за счет средств этих организаций.

Законодательством об общественных объединениях предусмотрена возможность установления видов имущества, не могущего находиться в собственности общественных организаций*. Этим вновь подчеркнут целевой характер как самого права собственности общественных организаций, так и его объектов.

К объектам права собственности религиозных организаций закон относит здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Право собственности религиозных организаций возникает на имущество, приобретенное и созданное ими за счет собственных средств, пожертвований граждан и организаций или переданное государством, а также полученное по иным основаниям, предусмотренным законом.

Имущество общественных организаций в зависимости от его назначения подразделяется на фонды, состав, количество, источники образования и направления использования которых определяются уставами этих

* Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 357) учредителями и участниками (акционерами) коммерческих банков не могут быть политические организации и специализированные общественные фонды, в том числе благотворительные, поскольку это не соответствует целям их деятельности. Следовательно, они не могут быть ни собственниками таких банков, ни владельцами их акций.

организаций. В их уставах обычно выделяются основные фонды производственного и непроизводственного назначения, оборотные и специальные фонды. Имущество и средства общественных организаций являются неделимым фондом и не подлежат разделу между членами этих организаций, в том числе при их выбытии из общественной организации или при прекращении ее деятельности в случае ликвидации.

Крупные общественные организации, как правило, имеют развитую сеть производственных и иных предприятий, имущество которых принадлежит данным организациям на праве собственности.

Осуществление права собственности общественных организаций. Осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения общественными организациями своим имуществом определяется целями их деятельности, установленными уставами этих организаций.

Так, ст. 28 Закона о свободе вероисповеданий допускает создание религиозными организациями различного рода издательских, полиграфических, реставрационно-строительных и других производственных предприятий и благотворительных учреждений, обладающих правами юридических лиц. Кроме того, религиозные организации вправе производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания. При этом данные организации пользуются исключительным правом создания предприятий по производству богослужебной литературы и предметов религиозного назначения.

Создаваемые или приобретаемыеобщественными организациями предприятия наделяются ими правом паяного хозяйственного ведения, а учреждения — правом оперативного управления на переданное имущество (ст. ст. 17-19 Закона о собственности в РСФСР).

Предприятия общественных организаций могут передаваться в аренду их коллективам этими организациями как собственниками (ст. 24 Основ законодательства об аренде).

В целях установления общественного контроля за соблюдением границ уставной деятельности в имущественном обороте закон обязывает некоторые общественные организации вести свои дела публично. Так, политические партии ежегодно публикуют для всеобщего сведения свои бюд-жеты (ст. 18 Закона об общественных объединениях), а благотворительные и иные общественные фонды — отчеты об использовании имущества, находящегося в их собственности (п. 1 ст. 18 Закона о собственности в РСФСР).

По общему правилу, общественные организации отвечают по долгам всем (любым) имуществом, принадлежащим им на праве собственности (ст. 15 Основ гражданского законодательства), в том числе и относящимся к основным фондам. Однако для отдельных видов такого имущества законодательство устанавливает привилегированный статус. Например, на имущество культового назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Имущество, остающееся при ликвидации общественных организаций после удовлетворения претензий кредиторов, направляется на цели, предусмотренные в их уставах (положениях.) (п. 3 ст. 17 Закона о собственности в РСФСР). П,.и прекращении деятельности религиозной организации распоряжение находящимся в ее собственности имуществом осуще-

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Глава IV. Собственность общесвенного объединения.Управление имуществом общественного объединения

Статья 30. Собственность общественного объединения

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления.

Собственность общественного объединения охраняется законом.

Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» и законодательством Российской Федерации о выборах.

Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях

От имени общественных движений права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений.

Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах

От имени общественных фондов права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов.

Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества.

Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями.

Учредитель (учредители) — собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу данные учреждения сохраняют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника.

Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидированную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности, за которыми после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами.

Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

2. Субъекты права собственности общественных организаций

Круг субъектов. Среди субъектов права собст-

венности ст. 10 Конституции СССР и ст. 102 ГК называют

прежде всего наиболее массовые профсоюзные организа-

ции, охватывающие практически всех трудящихся нашей

ности выступают также научные, научно-технические, на-

учно-просветительные общества, общество рационализа-

торов и изобретателей, союзы работников литературы.

искусства, журналистики, культурно-просветительные,

оборонные, спортивные общества, общества лиц, страда-

ющих некоторыми физическими недостатками, общества

охраны природы, охраны памятников истории и культуры.

Единство субъекта права собствен-

ности общественной организации.

Общественные организации имеют в большинстве случаев

свои системы, охватывающие звенья каждой обществен-

ной организации, начиная с низовых (первичных) и кон-

чая республиканскими или общесоюзными объедине-

Как правило, правами юридических лиц наделены все

или большинство звеньев системы той или иной

общественной организации. Так, в системе профсоюзов,

строящихся по производственному признаку, права юри-

дических лиц имеют все профсоюзные комитеты от мест-

ных (фабричных, заводских и т. д.) до центральных от-

раслевых, а также все советы профсоюзов от областных до

ВЦСПС. В системе общества охраны природы юриди-

ческими лицами являются все организации, исключая

Независимо от того, представлена ли та или иная

общественная организация в гражданском обороте не-

большим числом или многими юридическими лицами,

субъектом права собственности на имущество является

вся общественная организация в целом. Таким образом,

право собственности общественных организаций харак-

теризуется, в отличие от права колхозно-кооперативной

собственности, единством субъекта, но лишь в рамках

данной общественной организации, например профсоюзов,

ДОСААФ, общества . Следовательно, степень

обобществления имущества здесь выше, чем в колхозно-

кооперативной собственности. Однако в отличие от госу-

дарственной собственности имущество всех общественных

организаций единого фонда не образует.

При переходе имущества от одного звена обществен-

ной организации к другому (например, от областного ко-

митета профсоюза к местному комитету) собственник не

меняется, им были и остаются профсоюзы. При отчужде-

нии имущества данной общественной организации госу-

дарству или другой общественной организации (профсо-

юзный комитет продает имущество организации

ДОСААФ) происходит смена собственника.

Отдельные звенья общественной организации, в част-

ности профсоюзные комитеты, пользующиеся правами

юридических лиц, осуществляют право оперативного уп-

равления имуществом, выделенным им из единого фонда

данной общественной организации, аналогично тому, как

это право осуществляется государственными организа-

циями. Правом собственности они не обладают. Поэтому

вышестоящие звенья общественной организации вправе

перераспределять имущество внутри системы, независимо

от того, относится ли оно к основным или оборотным

средствам. Имущество внутри системы общественной

организации передается безвозмездно, при этом согласия

передающей и принимающей организации не требуется.

Имущество учреждений и предприя-

тий общественных организаций. Профсо-

юзные и другие общественные организации в целях осу-

ществления стоящих перед ними задач вправе создавать

соответствующие учреждения, предприятия. Так, проф-

союзы имеют клубы, дворцы культуры, дома отдыха,

стадионы и т. п. Обычно крупные учреждения и предпри-

ятия получают права юридических лиц и осуществляют

право оперативного управления закрепленным за ними

имуществом. Но собственником как самого предприятия,

так и его имущества остается соответствующая

3. Право собственности общественных объединений (организаций).

Круг субъектов права собственности общественных объединений (организаций) достаточно широк: это общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности3.

1 См.’ п. 4, 5, 6. 7 ст. 10. ст. 44 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

2 См. также п. 1 ст. 18 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», п 7 сг. 22 Федерального закона «О производственных кооперативах».

1 См/ ст 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».

Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являются субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких, как общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности.

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности и других, не запрещенных законом источников1.

Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах (например, профсоюзы), не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

Объектами права собственности общественного объединения могут быть лишь те виды имущества, которые необходимы ему для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Это — земельные участки, издательства, средства массовой информации, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, отвечающее характеру уставных задач общественного объединения.

Содержание и осуществление права собственности общественных объединений. Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом общественные объединения вправе использовать только для достижения целей, предусмотренных их учреди-

1 См.: ст. 31 Федерального закона «Об общественных объединениях», а также ст. 26, Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

тельными документами (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Причем предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания такой организации (например, спортивное общество оказывает населению услуги по ремонту спортивного инвентаря), приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг, иного имущества, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика1.

Использование имущества при ликвидации общественного объединения. Поскольку общественные объединения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники не имеют имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ), при ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)2.

Смотрите так же:  Денежная субсидия военнослужащим в 2020 году

Оставьте комментарий