Сенсорные пособие

Сенсорное пособие «Развивай-ка»

Наталья Фёдорова
Сенсорное пособие «Развивай-ка»

Ни для кого не секрет, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Работая с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, я уделяю большое внимание развитию сенсорных способностей детей. С этой целью я изготовила дидактическое пособие «Развивай-ка». Это дидактическое пособие служит прекрасным средством пальчиковой гимнастики. Задачи: развивать любознательность, мышление, мелкую моторику пальцев, обогащать тактильную чувствительность, формировать познавательное отношение к миру, воспитывать самостоятельность и целенаправленность.

Варианты игровых действий:

«Назови детёнышей животных» — ребенку предлагается по очереди открыть все окошечки и назвать детёнышей животных изображённых в окошках.

Подбери ключик к замку

Позвони по номеру.

Задания на ориентацию (верх, низ, справа, слева) .

«Кто, кто в теремочке живёт? «- открой и назови.

«Завяжи шнурок, бантик, узелок…»

Из своего опыта работы могу с уверенностью сказать, что вариантов игровых действий множество. Порой дети придумывают свои. Это пособие пользуется большой популярностью среди моих воспитанников. Сколько разнообразных действий могут производить дети, с удовольствием надавливая, открывая, прижимая, завязывая, переключая разные предметы. Функциональное, развивающее, нестандартное пособие развивает мелкую моторику и помогает решить большое разнообразие образовательных задач.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста». Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания-запоминание, мышление, воображение-строятся.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Осьминожек Развивай-ка» .

Дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно «Чудесная полянка» Дидактическое пособие, тактильно – сенсорное панно «Чудесная полянка» своими руками. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость,.

Сенсорное воспитание. Аппликация «Радуга для зайки» «Радуга для Зайки» Цель: развитие умственных способностей детей в процессе сенсорного воспитания. Задачи: 1. Ознакомлять детей с системой.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей в соавторстве с Литвиненко Ириной Викторовной. Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни.

Сенсорное панно «Воздушный шар» для детей 3–4 лет Цель:развивать умение различать и называть цвета (желтый, синий, зеленый, красный); формировать умение понимать понятия «один», «много»;.

Сенсорное развитие детей Тема: «Сенсорное развитие детей» Форма проведения: собрание пятиминутка Присутствовали: 12 человек «У ребенка есть страсть к игре, и ее.

Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже.

Сенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Сенсорное воспитание в образовательном процессе Описание материала: предлагаю Вашему вниманию материал по теме «Сенсорное развитие в образовательном процессе». Данный материал будет полезен.

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки»

Екатерина Гуськова
Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки»

Как изготовить пособие?

Для мешочков потребуется несколько лоскутов ткани разных цветов и фактур, а так же маленькие прозрачные пакетики. Размер мешочков, наполнители и количество – на усмотрение педагога.

Размеры моих мешочков 10 на 10 см, а в качестве наполнителей я использовала: гречу, рис, горох, тыквенные семечки, фисташки, фасоль, зерна кофе, пластмассовые пульки, макароны, косточки от абрикосов, флис, мелкие ракушки и камушки. Количество 26 штук.

Важно: мешочков должно быть парное количество. У меня по 13 штук.

Для какого возраста предназначены?

Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 2 — 2,5 лет). Это интересно и познавательно. Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее задания. Проверено: даже взрослым интересно играть

Какие задачи позволяют решать?

Яркие мешочки скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики, описывает предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, размеры, развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи.

В зависимости от содержимого мешочки могут оказывать стимулирующее и расслабляющее воздействие.

Как применять?

Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы. А Выбор упражнений – простор для педагогического творчества. Предлагаю Вашему вниманию следующие варианты игр с сенсорными мешочками:

Упражнение «Угадай, что внутри»

Ребенок выбирает мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Холодные или теплые? Как ты думаешь, что внутри мешочка?».

Упражнение «Найти пару для своего мешочка»

Ребенку предлагается прозрачный мешочек. Инструкция: «Посмотри на мешочек. Еще раз внимательно пощупай его. А теперь найди из остальных мешочков мешочек с таким же содержимым». Здесь ребенку нужно сделать акцент именно на особенностях содержания: большой или маленький, круглый или другой формы, жесткий или мягкий и т. д. После того, как выбор сделан, воспитанник сравнивает мешочке на ощупь и делает вывод о том, правильно ли была выбрана пара.

Игра-занятие «Найди на ощупь».

Педагог может загадать найти мешочек с конкретным «секретиком»: к примеру, абстрактным – мягким, твердым, круглым… или же более конкретным – «найди мешочек с камушками», «найди мешочек с ракушками», «найди мешочек с тыквенными семечками» и т. д.

Дидактическое пособие «Космос» Что такое космос, Как он выглядит? А что же в космосе происходит? как движутся планеты? и много других вопросов задают воспитанники, которым.

Дидактическое пособие «Черепашка» Дидактическое пособие «Черепашка» многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач предназначено для работы с.

Дидактическое пособие «Огород» Дидактическое пособие «Огород» предназначено для развивающей игры детей дошкольного возраста. Для детей 2-3 лет учим называть овощи и ягоды,.

Дидактическое пособие по познавательному развитию «Сенсорные фигуры и символы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Деятельности.

Дидактическое пособие «Портрет» Представляю свой вариант дидактической игры «Собери портрет», который выполнен из фетра. Сейчас игрушки из фетра пользуются большой популярностью.

Дидактическое пособие «Развивалочка» Автор: Гладилина Анжелика Алексеевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида.

Дидактическое пособие «Ромашка» Пояснительная записка к дидактическому пособию для детей старшего дошкольного возраста «Ромашка» Автор: Егоршина Екатерина Владимировна,воспитатель;.

Дидактическое пособие «Ёлочка» Используя данное пособие можно организовать много интересных дидактических игр с детьми разного возраста. Привожу пример некоторых.

Мастер-класс «Тактильные мешочки из воздушных шаров» Предлагаю интересный и необычный способ изготовления тактильных мешочков. Это легко и очень просто, с задачей справятся даже дети. Поэтому.

Тактильные мешочки из воздушных шариков Все знают нужно развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой.

Пособие по использованию сенсорной комнаты

Республиканское Объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов

Т.Е. Браудо, Ю.А. Кириченко Е.А. Соловьева, М.В. Ряховская. Под редакцией профессора Е.Т. Лильина

Проблема развития восприятия у детей. Сенсорная реабилитация.

Сенсорная комната Снузлин. Подробная информация, фото и видео, практические рекомендации

По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесе­ны к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам, т.е. веду­щей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязатель­ная модальность. Это разделение весьма условно, и полностью не может отражать ту сложную структуру личности, которую представляет собой современный человек. Однако, само существование такого подхода поз­воляет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет ог­ромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нару­шения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В част­ности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а сле­довательно, предметной деятельности и речи.

Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согла­сованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями та­кого хорошо известного в коррекционной педагогике диагноза, каким является задержка психоречевого развития.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики до­казал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин». Первоначально «Снузлин» или Сенсорная комната, был разработан в Голландии с це­лью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью под­ходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само слово «Снузлин» — составленное из «обонять» и «осязать», трансфор­мированное из голландского языка, является попыткой выразить кон­цепцию взаимодействия ощущений и эмоций.

Определяющим постулатом послужило утверждение, что для обес­печения деятельности инвалида необходима разработка особой, специ­ально организованной окружающей среды, в частности, учитывающей недостаточность восприятия.

Поэтому в настоящий момент «Снузлин» нашел широкое примене­ние в практике зарубежной реабилитологии. Например, в центре Вит-тинттон Холл города Честерфильда, сотрудники которого давно зани­мались исследованием сенсорных впечатлений, удалось создать свою концепцию «Снузлина», как своего рода досугового Центра, позволяю­щего обеспечить широкий спектр сенсорных впечатлений людям с раз­личной степенью интеллектуальной и физической недостаточности. При этом посетителям Сенсорной комнаты предоставляется возмож­ность самим выбирать способ и силу воздействия различных стимулов расслабляющего или, напротив, активизирующего характера, а также их последовательность. В обязанности сотрудников входят выяснить, что именно хочет в данный момент пациент и реализовать его желание. Авторы этой концепции особенно подчеркивают исключение необхо­димости какой бы то ни было интеллектуальной работы со стороны па­циента (в данной модели использования Сенсорной комнаты). Следо­вательно, данная модель может применяться не для коррекции интел­лектуального дефекта, а только для обеспечения лиц, находящихся в условиях сенсорной депривации необходимым объемом разного рода ощущений, умения самостоятельно влиять на окружающую среду с це­лью получения приятных ощущений от света, звука, движения, так­тильных и вкусовых раздражителей.

Идентичным образом идея «Снузлина» находит применение в рабо­те с субъектами, обладающими высокой активностью и саморазруши­тельными тенденциями в поведении. Для оптимизации активности и поведения таких детей применяются упражнения, направленные на ре­лаксацию. Успокаивающая музыка, мягкий свет, теплый, наполненный водой матрац, звуки природы — вот те возможности «Снузлина», кото­рые помогают ребенку максимально расслабиться и успокоиться.

Смотрите так же:  Договор страхования и его структура

Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим синдромом раннего детского ау­тизма (РДА). Известно, что детям с данной патологией доставляет осо­бое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налажива­нии контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В си­туации максимального воздействия различных раздражителей взрос­лый оказывается особенно необходимым ребенку. В этом случае следу­ет помнить об осторожности в использовании «Снузлина», учитывая особую чувствительность детей с РДА. Вся методика коррекционной работы с детьми с данной патологией должна строится с учетом инди­видуальных рекомендаций, данных психиатром или психоневрологом, наблюдающим ребенка.

Общий комплекс упражнений в Сенсорной комнате

Сотрудниками нашего Объединения разработана специальная мето­дика, позволяющая использовать «Снузлин» или Сенсорную комнату не только, как средство проведения досуга и релаксации детей с ограни­ченными возможностями, но и как один из методов коррекции сниже­ния темпа психоречевого развития ребенка, развития его познаватель­ной мотивации и произвольного внимания.

Методика коррекционной работы основана на поэтапном включе­нии и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит слож­ный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на кото­рой начинает формироваться речь».

Руководствуясь его же теорией о сложной структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с которыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, пытаясь скоррегировать задержку психоречевого развития ребенка, его интеллектуально-познавательной сферы, не принимая во внимание особенности состояния восприятия.

Поэтому первые занятия с использованием «Снузлина» должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.

Как отмечала Е.Д. Хомская (1982), кожно-кинестетическая или об­щая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствитель­ность является основой всех видов движений.

Кожно-кинестетическая чувствительность — это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982) разделяет их в це­лом на две категории:

а) виды чувствительности, связанные с рецепторами, содержащими­ся в коже;

б) виды чувствительности, связанные с рецепторами, находящими­ся в мышцах, суставах и сухожилиях.

Первые занятия с детьми посвящены профилактике или устранению так называемой «тактильной агнозии текстуры объекта». Для этого мы предлагаем дополнить комплектацию Сенсорной комнаты специаль­ными панно, на котором представлены материалы, распределенные по следующим признакам: «шероховатость» — «гладкость», «мягкость» -«твердость».

Перед посещением Сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко до­ступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откро­ет их нам только после того, как мы выполним его задания.

Только после беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Методист, или лучше если это будет голос «вол­шебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «вол­шебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способнос­тей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в ком­нате, для дошкольников и младших школьников — организовать игру или сказку. Мотив работы в Сенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.

С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала прохо­дя по панно босиком, затем ощупывая его руками. После соответствую­щего ознакомления, методист предлагает детям самостоятельно найти ту или иную текстуру. Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне.

Во время второго занятия в Сенсорной комнате детям предлагается пройти по специальному панно, где представлены объемные геометри­ческие фигуры, буквы или цифры, но не просто пройти, а сначала но­гой, затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур.

После выполнения задания, включается боковой свет и методист просит детей в воздухе нарисовать знакомые контуры, используя эф­фект теневого театра. Изменения вносятся и в занятия в сухом бассей­не, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В завершаю­щей части занятия используется теплый водяной матрац со звучащей в глубине музыкой. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.

Следующее занятие в Сенсорной комнате посвящено одному из на­иболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узна­ванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Нельзя не отметить, что введение новых элементов происходит параллельно закреплению навы­ков, полученных на предыдущих занятиях.

В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитатель может на этом этапе использовать в работе четыре различных раствора:

  • сладкий (раствор сахара),
  • соленый (раствор соли),
  • кислый (раствор яблочного уксуса или лимона),
  • горький раствор.

Более подробное описание методики этой работы можно найти в различных изданиях Монтессори-материалов.

Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы детям дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произволь­ности.

Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров.

Работа с использованием цветных цилиндров посвящена (в данной педагогической системе) сличению по цвету двух, на первый взгляд раз­личных для ребенка систем: кнопок пульта и цилиндров с цветными пу­зырями. Работа с данным тренажером направлена на формирование сложного понятия, что своим действием ребенок может изменить цве­товое оформление окружающей его действительности. Для закрепления этого понятия важной является начало работы в компьютерном классе с различными программами-раскрасками.

Использование компьютерных игр до соответствующих занятий в Сенсорной комнате может при наличии у ребенка определенных видов расстройств, привести к несформированности цепочки «собственное действие — изменение на мониторе».

Использование «зеркального шара» в качестве тренажера для разви­тия зрительного гнозиса с акцентуацией на частях целого, мелькающих объектах должен применяться крайне избирательно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.

Вводить различные сенсорные модальности необходимо посте­пенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объясне­нием.

Для закрепления полученных навыков, как в Сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе воспитатель может провести заня­тие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне Сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры «Волшебный ме­шок». Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого за­дания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.

Оборудованием является «волшебный мешок»: непрозрачный ме­шок с завязками, в который кладется определенный набор кусочков ткани, игрушек, бытовых предметов или геометрических фигур. Детям дается инструкция найти предмет по образцу, воспринимаемому зри­тельно, зрительно-тактильно или только тактильно, а также по назва­нию. Наиболее сложным заданием является определение хорошо зна­комых, обследованных на предыдущих занятиях предметов без предъ­явления образца и в условиях, когда ребенок точно не знает, что лежит в «волшебном мешке». Рассмотрим вариант подобной игры, которую можно проводить, как в Сенсорной комнате, так и игровой комнате.

Помоги кукле

Цель: Научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и ве­личин, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреп­лять названия предметов, величин, форм.

Оборудование: «волшебный мешок», набор игрушечной посуды (раз­ной величины тарелки, блюдца, ложки и чашки).

Ход игры: Детирасполагаются вокруг педагога. Педагог демонстри­рует куклу, объясняя, что зовут ее Маша, она пришла на наше занятие. Педагог объясняет, что Маша купила посуду и должна накрыть стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешке». Дети выполняют зада­ние, ориентируясь только на вид предмета.

Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответст­вие выбранного предмета предъявляемому образцу. Интересным и важ­ным разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприя­тия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы. Можно предложить детям следующую игру:

Откуда вода?

Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.

Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.

Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, по­казывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой вы­бор. В конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды.

При развитии слухового восприятия большое внимание следует уде­лить развитию неречевого слуха. С этой целью проводятся занятия на­правленные в начале на развитие элементарной реакции на слуховой раздражитель, затем на его различение и использование как сигнал к Действию, осмысление.

Важно научить распознавать различные звуки, определять источник звука, его направление и удаленность, а также направление и скорость его движения. Все это поможет детям лучше ориентироваться в окружаюшей среде. Наиболее просто дети воспринимают звуки не только на слух, но и с опорой на зрение: слухозрительно, что должно предшество­вать изолированному слуховому восприятию.

Приведем примеры игр, направленных на развитие слухового вос­приятия.

Что звучало?

Цель: научить детей различать на слух инструменты, похожие по зву­чанию.

Оборудование: гармонь, детское пианино и металлофон, ширма.

Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем пе­дагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инстру­мент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог за­крывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны на­звать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инстру­менте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.

Смотрите так же:  Налог на материальную помощь студентам

Найди, где звенит

Цель: Научить по звуку определять направление в пространстве.

Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. За­тем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняет­ся. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.

При развитии зрительного восприятия су шествуют упражнения на­правленные на восприятие формы, размера, цвета, а также целостного образа. Остановимся на последней группе упражнений. Детям предла­гаются сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает. Это упражнение помогает су­дить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мы­шления, произвольного внимания. При работе с детьми с органически­ми поражениями ЦНС необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.

В дополнение упражнений, выполняемых в игровой, в условиях Сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстракт­ную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейза­жи и т.п.), и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, описать, с чем могут быть связаны эти ассо­циации.

Для развития обоняния следует проводить упражнения, задачей ко­торых является узнавание различных запахов и определение их источ­ников. С этой целью можно использовать, как естественные источники запахов (дольки лимона, цветы, чеснок, различные фрукты и т.д.), так и самостоятельно изготовленные ароматные подушечки, наполненные травой, пропитанные духами и др. Таким образом составляется «библи­отека запахов».

При невозможности приобретения «Снузлина» мы рекомендуем ор­ганизовать «сенсорные уголки» в игровых помещениях. Их можно обо­рудовать при помощи подручных средств. Например, угол в комнате от­гораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изоли­рованности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в вит­раж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаива­ют и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить за­нятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «библиотеки запахов», «волшебного мешочка» и других средств.

Использование Сенсорной комнаты при коррекции нарушений психического развития.

Перейдем к подробному рассмотрению упражнений, направленных на коррекцию конкретных нарушений восприятия, познавательной и эмоциональной сферы (развитие фантазии, устранение эмоциональной скудности, снижение уровня тревожности и уровня агрессивности). С Целью коррекции этих расстройств мы предлагаем следующие вариан­ты работы.

Упражнение 1.

Подростков приглашают в Сенсорную комнату, рассаживают по кругу.

Инструкция: «Сейчас вы закроете глаза и попробуете представить се­бе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты». Детям раздается по листу бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры. «С закрытыми глазами нужно выбрать тот ма­териал, из которого вы бы хотели изобразить свое внутреннее состоя­ние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять вашу руку. В процессе работы карандаши нельзя менять».

Включают спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее по желанию детей каждый рассказывает о своих впечатле­ниях, ощущениях, которые они испытали за время тренинга, что они пытались нарисовать на бумаге.

Необходимо отметить, что при обсуждении нельзя критиковать, подшучивать, иронизировать над чувствами, прозвучавшими мыслями и ощущениями. Это распространяется не только на методиста, но и на участников группы.

Упражнение 2.

Рассчитано на детей младшего школьного возраста. Направлено на развитие эмоциональной сферы. Задачей данного упражнения являет­ся научение детей выражать свое эмоциональное состояние в движе­ниях и позе, что особенно важно для детей с двигательными наруше­ниями.

Инструкция: «Сейчас мы включим музыку и постараемся предста­вить себя в каком-либо образе (животного, растения, папуаса и т.д.), ко­торый бы соответствовал музыке, а потом изобразим его».

При помощи этого упражнения дети учатся выражать свои эмоции в танце, это помогает осознанию своего эмоционального состояния, выплескиванию своей агрессивности не на кого-либо, а в пространст­во, где никто не пострадает, никто не будет ругать и осуждать. Именно в это состоит главный психотерапевтический эффект данного упраж­нения.

Упражнение 3.

Рекомендовано для детей всех возрастов, направлено на преодоле­ние ночных страхов и неврозов. Дети рассаживаются в круг.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рассказывать друг другу, что нам снится. Расскажите наиболее страшный, наиболее счастливый сон или то, что приснилось сегодня».

Ребенок сам должен подобрать к своему сну картинку, запах, цвет, подходящую музыку, и на созданном фоне рассказать сон. Если сон страшный, нужно стараться наиболее точно донести свои ощущения до окружающих. Это помогает ребенку вспомнить, заново пережить и про­работать свои страхи. В ходе рассказа группе о своих ощущениях он вы­водит вовне тревожащие его чувства.

Методическое пособие «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»

Таут Ирина Петровна

МАУ ДО «Сорокинский

центр развития ребенка — детский сад№1»

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.

Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.

Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.

Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.

Сенсорный куб

Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.

Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.

На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины — для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» — с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.

Математический планшет «Геометрик»

Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.
Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.

Модуль с замочками

Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.
? Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться.
? Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и цвет. Открывая дверцу ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет ,щеколда) но и видит за ней картинку соответствующую цвету дверцы.
в нижней части пособия располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.

Развивающий коврик

Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком.

Пособие выполнено из тканей разных по цвету и фактуре. В первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.

А во втором ряду — искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет и отличительные качества друг от друга.

Развивающее пособие Гусеница

1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.

2 круг — направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов и развивают моторику пальцев рук.

3 круг гусеницы — оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.

4 круг — оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).

Смотрите так же:  Уголовный кодекс 216 статья

Список литературы:

1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.

2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006.

3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

5. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/

6.Интернет ресурсы: 1september.ru

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Пособия для сенсорного развития

Уникальные материалы, которые интегрируются в работу дефектологов, педагогов раннего развития, нейропсихологов, речевых терапевтов для стимуляции всех органов чувств ребенка – зрения, обоняния, осязания и тактильности, слуха.

  • Успешность умственного, физического, речевого, коммуникативного, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
    – является основой для интеллектуального развития
    – для развития воображения;
    – развивает внимание;
    – дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
    – обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
    – обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
    – влияет на расширение словарного запаса ребенка;
    – влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    • В нашем центре все специалисты уделяют сенсорному развитию большое значение, т.к. оно является фундаментом для развития ребенка, подготовки к школе, успешного обучения в школе, корректного восприятия и переработки мозгом ребенка слуховой, зрительной, вестибулярной информации. Развивать сенсорику не имея в руках огромное количество сенсорных стимуляторов – невозможно. Поэтому наши специалисты зачастую интегрируют в свою программу более 800 видов различных стимулятор, тренажеров и пособий для всего спектра сенсорного развития.

      Дидактическое пособие «Сенсорные подушечки».
      материал (младшая группа) на тему

      Скачать:

      Вложение Размер
      didakticheskoe_posobie.docx 408.29 КБ

      Предварительный просмотр:

      Дидактическое пособие «Сенсорные подушечки».

      Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

      К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

      Цели: — развивать моторику пальцев рук;

      — развивать интерес к общению в игре;

      — выполнять точно инструкцию взрослого.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Дидактическое пособие «Сенсорный куб.» Описание изготовления дидактического пособия и вариантов заданий.

      Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешно.

      Скатерть используемая для развития сенсорных способностей.

      Цель: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, мышление, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предмето.

      «Сенсорный куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демо.

      Сенсорная ширма для детей.(Совершенствование мелкой моторики рук.)Вашему вниманию хочу предоставить сенсорную ширму, которая сделана своими руками из подручных средств. Здесь есть и шнурочки с бантика.

      laquo;НАРЯДИМ СОЛНЫШКО» Дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоение названий цвета. Отличительное свой.

      Коррекционно–развивающее сопровождение дошкольников с онр через пособие «Сенсорные пакетики»

      КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПОСОБИЕ «СЕНСОРНЫЕ ПАКЕТИКИ».

      В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными нарушениями речи остается стабильно высоким. Для того чтобы обеспечить таким детям равные возможности для полноценного развития в период дошкольного детства, необходимо обеспечить коррекционно — развивающее сопровождение.

      Опыт работы с детьми с ОНР показывает, что эффективность обучения детей, с использованием нетрадиционных методов наряду с традиционными, выше, по сравнению с использованием только традиционных методов обучения.

      Работая с детьми с общим недоразвитием речи, помимо речевого расстройства отмечаем недостаточную сформированность таких психических процессов, как внимание,память, восприятие, и представлений об окружающем, а также моторных движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы,и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. И хотя недостатка в пособиях по сенсорному развитию в данное время нет, но выбрать подходящее бывает очень трудно, да и стоимость их достаточно высока. Часто бывает так, что дорогие красивые игрушки из магазина остаются без малейшего внимания ребенка. Поэтому мы стараемся изобретать новые интересные и, по возможности, многофункциональные, пособия.

      Таким пособием, на наш взгляд, стали «Сенсорные пакеты», которые мы рекомендуем сделать самим и использовать в коррекционной работе с детьми. Эти чудесные пакетики стали любимыми играми наших воспитанников, они заинтересовали как самых маленьких ребят, так и детей постарше. Мы уверены, что они понравятся и вашим детям.

      Для изготовления пакета нам понадобятся:

      zip – пакет (размер пакета на ваше усмотрение)

      гель для волос (можно самый дешевый)

      красители, сухие блестки, любые мелкие предметы (можно добавить в пакет разноцветные пуговицы различной формы и величины).

      Берем гель, блестки, пакет. Высыпаем блестки в гель и тщательно перемешиваем.Если гель прозрачный, можно добавить краситель, получив нужный цвет. В пакет с гелем можно добавить бусины, мелкие игрушки (только не острые!).Тематика пакетов может быть разной: «Золотая осень», «Космос», «Зеленый луг», «Африка» и т.д.Чтобы дети не смогли открыть застежку, мы проклеили ее цветным скотчем. Яркие цвета и наполнители «Сенсорных пакетов» привлекут внимание дошкольников,они непременно захотят взять их в руки. Уверены, это займет ребенка надолго и подарит ему восхитительные тактильные ощущения.

      Ребенок может использовать пакетик в самостоятельной деятельности: можно просто рисовать пальчиками или ватными палочками, нащупывать предметы в пакете, очень удобно делать отпечатки ладошек, рисовать незамысловатые картинки и т.д.

      Давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательных областей коры головного мозга. Одним из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНРявляется работа по сенсорному развитию. Применение «Сенсорных пакетов» позволяют задействовать все различные анализаторы: зрение, слух, осязание. Чем больше количество информации получит мозг ребенка через анализаторы,тем лучше будет он функционировать,тем богаче будет его опыт. Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. У ребенка появляется интерес к знаниям, самостоятельность в действиях.

      «Сенсорные пакетики» развивают тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений. Мы немало внимания уделяем взаимодействию ребенка с мелким предметам, ощупыванию, перебиранию предметов и прочим тактильным играм. Так как известно, что свойство психики ребенка таково, что он большую часть информации получает эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. Часть мозга, которая отвечает за речь, тесно связана с ладонями и пальцами. Это значит, что играя с небольшими предметами, ребёнок не только познает мир, но и развивает речь.

      Яркие пакетики скрывают в себе множество «секретиков», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики (что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую форму через гель, свойства предметов, – развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи. Это интересно и познавательно. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольников, в процессе постановки задачи могут «участвовать»любимые сказочные персонажи.Конечно, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее задания: пальчиками дети помогают фигуркам продвигаться вперед или в нужное место, ориентируясь на словесную инструкцию.Можно распечатать лабиринт и подложите под пакетик. Закрепите конструкцию скотчем. Предложить ребенку пальцем пройти лабиринт; подложить под пакет распечатанные большие буквы, цифры и предложите ребенку обводить их.

      Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

      Дети с общим недоразвитием речи уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, а занятия приводят часто к умственному переутомлению. Сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье воспитанников, улучшить память, внимание, включить сенсомоторные механизмы способствующие развитию речи и поможет организация коррекционной работы с «сенсорными пакетиками».Эти упражнения способствуют нормализации нарушений мышечного тонуса, развивают общую и мелкую моторику, корригируют речевые нарушения и высшие психические процессы. Нами составлены игры и упражнения с пакетиками. При необходимости каждое упражнение адаптируем под индивидуальные особенности ребенка и его возможности: двигательные и интеллектуальные. Проводим работу по принципу «от простого к сложному». Выбор упражнений- большой простор для творчества педагогов. «Сенсорные пакеты» будут интересны для применения в коррекционной работе с детьми с ОНР, т. к. они доступны, безопасны, креативны.

      1.Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР .- 2-е изд., испр., и доп. — М.: АРКТИ, 2014.

      2. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 2011.

      3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2014 .

      4. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011 .

      5.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. — МПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

    Оставьте комментарий