Протокол на осаго

Законодательство по ОСАГО: новации в европротоколе и другие важные изменения

Фото: iMoved Studio / shutterstock

16 апреля 2020 года Государственная Дума РФ приняла во втором чтении поправки в законодательство, направленные на повышение доступности полисов ОСАГО и качества урегулирования убытков.

Законопроект сохраняет для автовладельцев возможность оформления европротокола без использования специального программного обеспечения – мобильного приложения или технического средства контроля – для получения выплаты в пределах 100 тыс. рублей.

С 1 октября 2020 года на всей территории России в тех случаях, когда у участников ДТП нет разногласий по сути происшествия, максимальная выплата по европротоколу будет составлять 400 тыс. рублей при условии фиксации обстоятельств аварии техническими средствами контроля или с помощью мобильного приложения. Сейчас безлимитный европротокол действует только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

В соответствии с законопроектом страховщики не смогут взыскивать выплаченные компенсации с виновников ДТП, которые оформили европротокол, но не отправили в свою страховую компанию извещение о ДТП в установленный законом срок – 5 дней. При этом сохраняется обязанность виновника аварии направить свой экземпляр извещения в страховую компанию, если оно оформлялось на бумаге.

Кроме того, регрессные требования не будут предъявляться пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате аварии.

Документ устанавливает возможность оформления европротокола в электронном виде через Портал госуслуг. Срок вступления данной нормы в силу синхронизирован с началом эксперимента по оформлению ДТП с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».

«Электронное урегулирование ДТП позволит сделать процедуру оформления аварий и передачи данных страховщикам более быстрой и удобной, существенно сократит время оформления и урегулирования страхового случая», – отметил директор Департамента страхового рынка Филипп Габуния.

Для повышения доступности полисов ОСАГО законопроект вводит обязанность страховых компаний обеспечивать заключение договоров ОСАГО в любом подразделении, где они продают полисы автокаско и добровольного страхования автогражданской ответственности.

Проектом устанавливается обязанность страховщиков передавать в автоматизированную информационную систему ОСАГО данные не только по заключенным договорам, но и по произошедшим убыткам. На основании этих данных рассчитывается коэффициент бонус-малус (скидка за безаварийную езду). Ранее эта обязанность была установлена правилами Российского союза автостраховщиков (РСА).

Кроме того, законопроект уточняет правила осуществления РСА компенсационных выплат и контрольные полномочия таможенных органов при пересечении государственной границы на автомобиле. Владелец транспортного средства по требованию таможенника будет обязан представить для проверки «зеленую карту» или полис ОСАГО.

Документ исключает обязанность водителей иметь при себе бумажную распечатку электронного полиса.

Что должен содержать протокол о ДТП для страховой компании?

Протокол о ДТП для страховой компании заменил справку о ДТП, которую выдавали в ГИБДД, что должен содержать этот документ, чтобы его приняли страховщики?

Напомним, с 20 октября 2017 года справка о ДТП отменена вступившей в законную силу новой редакцией регламента МВД.

Страховые компании не скрывали, что подобная мера обернется для автомобилистов большой проблемой. Так оно и выходит: некоторые страховые компании до сих пор настаивают на том, что водитель, предоставляющий сведения о ДТП, должен прикладывать к документам именно справку от ГИБДД.

Официальные представители ГИБДД заявляют: проблем быть не должно, потому что водители ПОЛУЧАЮТ КОПИЮ ПРОТОКОЛА О ДТП. Это не одно и то же, но в этом процессуальном документе есть все сведения по делу об административном правонарушении, т.е. о ДТП. В ГИБДД говорят, что сведений, которые указаны в протоколе достаточно, чтобы страховая компания приняла документ и выполнила по нему свои обязательства по ОСАГО.

В настоящий момент времени, по состоянию на ноябрь-декабрь 2017 года, глава Российского союза автостраховщиков и руководитель ГИБДД МВД России ведут переговоры о возможном возвращении справки о ДТП. Представители РСА убеждены в том, что справка нужна и заявляют о том, что страховщикам сложно вести работу по выплатам за ОСАГО, если нет этого документа. Также известно, что страховые компании пока не исключают из своих требований предъявление водителем справки.

Проблема заключается в том, что протокол, хотя и имеет установленную форму, не предназначен для указания большого количества деталей о происшествии, которые ранее указывались в только справке.

Следите, чтобы в протокол о ДТП для страховой компании вошли эти сведения

Водителям важно следить за тем, чтобы сотрудники ГИБДД указывали в справке:

  • тяжесть нанесенного вреда;
  • категорию прав виновника ДТП;
  • номер полиса ОСАГО виновника ДТП;
  • VIN-номер автомобиля виновника ДТП;
  • пункт правил дорожного движения, который был нарушен.
  • Не исключено, что в ситуацию вмешается Центробанк, являющийся регулятором деятельности страховых компаний, чтобы уточнить для РСА и ГИБДД список документов, которые необходимы для получения страховой выплаты по ОСАГО, а также ведомства, ответственные за выдачу этих документов.

    Протокол на осаго

    Последнее обновление: 23.12.2015

    Европейский протокол (далее – Европротокол) – это процедура самостоятельного оформления документов фиксации факта ДТП без вызова сотрудников полиции для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением страхового возмещения, а также позволяет урегулировать ситуацию на месте и оперативно покинуть место ДТП, не создавая заторов на дороге.

    Документом, подтверждающим факт ДТП является «Извещение о ДТП», которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения места, участников и причину происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

    Заполняя Европротокол, участники ДТП подтверждают свое согласие об определении виновной и пострадавшей стороны ДТП и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет виновной стороны.

    Обязательными условиями для оформления ДТП с помощью Европротокола являются:

  • Отсутствие пострадавших
  • Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств (не считая прицепы)
  • В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП
  • Оба автотранспортных средства имеют полис ОСАГО
  • Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы
  • Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений
  • Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью Европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП
  • Оформление ДТП с помощью Европротокола проводится по обоюдному согласию участников происшествия. Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии в обычном порядке!

    Максимальная выплата по Европротоколу составляет:

    • 25 тыс. руб. по договорам ОСАГО, заключенным до 01.08.2014;
    • 50 тыс. рублей по договорам ОСАГО, заключенным после 01.08.2014;
    • 400 тыс. руб. в случае ДТП, произошедшими на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, по договорам ОСАГО, заключенными после 01.10.2014. В данном случае в страховую копанию необходимо предоставить данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью глобальных спутниковых навигационных систем. Такими данными являются: фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами.
    • Примечание. Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014, – лимит страховых выплат по Европротоколу остается 25 тыс. руб.

      Европейский протокол (европротокол) – это процесс самостоятельного оформления документов по дорожно-транспортному происшествию (ДТП) без вызова сотрудников правоохранительных органов, с целью дальнейшего обращения в страховую компанию для получения страхового возмещения.

      Оформление европротокола возможно при одновременном выполнении следующих условий:

      • произошло столкновение двух транспортных средств;

      • у каждого из участников ДТП есть действующий полис ОСАГО или «Зеленая карта»;

      • ущерб причинен только транспортным средствам участников ДТП (отсутствие ущерба прочему имуществу и вреда жизни и здоровью);

      • обстоятельства ДТП и ущерб не вызывают разногласий у участников ДТП.

      Если хоть одно из указанных условий не выполняется, то для фиксации ДТП необходимо обратиться в полицию.

      Лимиты выплат страхового возмещения при оформлении ДТП в рамках европротокола составляют:

      • 50 000 рублей, если у участников ДТП оба полиса оформлены после 2 августа 2014 года;

      • 25 000 рублей, если хотя бы у одного из участников ДТП полис оформлен до 2 августа 2014 года;

      • 400 000 рублей – для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области при условии предоставления в страховую компанию фото- или видеосъемки ДТП (транспортных средств и их повреждений), а также данных ГЛОНАСС или других навигационных систем. Требования к устройствам фиксации ДТП установлены постановлением правительства РФ от 1 октября 2014 года № 1002.

      Потерпевший, получивший страховую выплату на основании европротокола, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда. Подробнее об оформлении извещения о дорожно-транспортном происшествии в рамках европротокола смотрите в советах по страхованию.

      Цифровой протокол: ГИБДД и РСА рассказали о грядущих изменениях при оформлении мелких ДТП

      Представители руководства ГИБДД России и Российского союза автостраховщиков в пятницу обсудили с экспертным сообществом, блогерами и журналистами предстоящие изменения в правилах упрощённого оформления ДТП без участия полицейских — европротокола.

      Уже осенью наиболее продвинутые автомобилисты с помощью специализированных мобильных приложений смогут существенно упростить для себя эту процедуру, к которой многие водители по-прежнему относятся с недоверием.

      Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев в своей речи отметил, что процент ДТП, оформляемых без участия сотрудников полиции, стремительно растёт.

      В прошлом году в России произошло около 2,5 млн мелких аварий, из которых сотрудники полиции оформили 1,9 млн. Свыше 620 тыс. дорожных инцидентов урегулировали с помощью европротокола сами водители. Для этого число участников столкновения должно быть не больше двух, у обоих должен быть полис ОСАГО. При этом в ДТП не должно быть пострадавших.

      Уфимцев считает, что уже в ближайшие годы, во многом благодаря осенним поправкам и доработанному мобильному приложению РСА «ДТП.Европротокол», доля аварий, оформляемых без участия полицейских, увеличится до 50%.

      С 1 октября, напомнил Уфимцев, попавшие в аварию водители, которые заполнят только бумажный бланк европротокола, смогут рассчитывать на максимальную выплату по ущербу до 100 тыс. рублей. Если ущерб больше — до 400 тысяч рублей.

      Если разногласий у участников аварии нет, то, помимо бумажного извещения, понадобится загрузить информацию о ДТП через мобильное приложение «ДТП.Европротокол».

      В случае же, если участники столкновения придерживаются разных мнений о случившемся, они также смогут оформить всё самостоятельно с помощью извещения и мобильного приложения, но максимальная выплата в этом случае не будет превышать 100 тыс. рублей.

      Кроме того, с 1 ноября в пилотном режиме в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях будет запущен сервис «Оформление европротокола онлайн», что позволит автомобилистам через портал госуслуг и разработанное Центробанком мобильное приложение «Помощник ОСАГО» самостоятельно оформлять извещения о ДТП полностью в электронном виде.

      Оформлять ДТП с лимитом выплат до 400 тыс. рублей можно будет на смартфоне одного из участников. Второму участнику не обязательно будет вводить свои персональные данные на чужом аппарате.

      Способы идентификации всех участников аварии обсуждаются. Один из вариантов — это подтверждающее письмо, отосланное на почту второго водителя, который сможет таким образом заверить все данные. Однако привязка к госуслугам, а значит, и наличие аккаунта в этом сервисе, в любом случае будет обязательна. Результаты рассмотрения страхового случая также можно будет получить дистанционно.

      По словам Уфимцева, эксперимент продлится около года. Если итоги будут удачными, то сервис будет модернизирован и доработан, а затем распространён на всей территории Российской Федерации.

      Сложнее ситуация с оформлением европротокола при помощи системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая позволяет передавать некорректируемую информацию о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Если автомобиль оборудован приёмником ГЛОНАСС, то обоюдного согласия по обстоятельствам ДТП при оформлении европротокола не требуется.

      Система сама должна передавать данные о столкновении. Однако участники встречи высказали озабоченность, что сейчас проверить, зафиксировала ли система сам факт столкновения и передала ли данные, пока никак нельзя.

      Теоретически это должно происходить автоматически, но если возникли сомнения, то удостовериться в этом сложно — оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС, если выйти с ним на связь с места аварии, пока такую информацию не даёт. Тем более что далеко не все типы приёмников ГЛОНАСС способны зафиксировать мелкое столкновение, которое как раз и подпадает под европротокол.

      В связи с рядом неурегулированных вопросов и небольшим процентом приёмников ГЛОНАСС в автомобилях в РСА не скрывают, что делают основную ставку в развитии европротокола именно на мобильные приложения.

      В свою очередь, замглавы ГИБДД России Владимир Кузин подчеркнул, что Госавтоинспекция в рамках своей компетенции активно поддерживает дальнейшее совершенствование процедуры европротокола, развитие которой позволяет значительно уменьшить количество заторов, неизбежно возникающих в результате практически любых, даже самых незначительных, дорожно-транспортных происшествий.

      Кроме того, на оформление мелких аварий сотрудники Госавтоинспекции, чья штатная численность за последние годы заметно сократилась и сейчас составляет менее 90 тыс. человек, вынуждены тратить много времени и сил.

      Впрочем, по словам Кузина, и само количество мелких ДТП за последние годы сократилось, причём значительно. В прошлом году их было зафиксировано около 2,5 млн, хотя в предыдущие годы доходило до 3,5 млн.

      Замглавы ГИБДД РФ также отметил, что если водители после мелкой аварии обращаются в полицию, то при наличии всех необходимых условий для европротокола им тщательно объясняется процедура самостоятельного оформления ДТП. Но если автомобилисты после этого всё равно хотят дождаться приезда сотрудников, то полицейские обязательно приедут.

      «Когда речь идёт о деньгах, гладко, конечно, не будет. Шероховатости с европротоколом неизбежны, — прокомментировал итоги рабочей встречи автоэксперт Пётр Шкуматов. — Но есть очевидный факт: автомобилистам надо готовиться самостоятельно оформлять мелкие ДТП. В ближайшие годы этот тренд будет усиливаться. Да, есть подводные камни, есть спорные моменты, но видно, что ГИБДД и страховщики бесповоротно встали на этот путь и назад дороги нет: нужно учиться самостоятельности».

      Европротокол

      Европротокол — это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

      Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

      В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

      В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

    • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
    • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
    • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
    • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
    Смотрите так же:  Оформить энергетический паспорт

    Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

    Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

    Что нужно сделать после попадания в аварию?

    Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  • Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
  • Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
    • Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

      Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.

    • Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
    • Заполнить бланки извещения о ДТП
    • После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».
    • Где взять бланк европротокола?

      Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

      Как выглядит бланк европротокола?

      Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

      Как заполнить форму европротокола?

      Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

    • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
    • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
    • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
    • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
    • Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

      1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
        • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
        • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
        • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
        • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
        • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
        • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
        • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
          • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
          • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
          • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
          • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

      Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

    • Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
    • Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
    • Лимит выплат по европротоколу

      На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет
      100 000,00 рублей.

      Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

      Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, лимит может быть составлен и 400 тыс. рублей, при условии фиксации обстоятельств ДТП одним из следящих способов:

    • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
    • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
    • Часто задаваемые вопросы

      В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

      В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

    • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
    • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
    • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
    • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
    • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
    • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
    • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.
    • При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

      Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

      До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

      Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

      В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства, следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

      Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

      Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

      Европейский протокол

      Особенностью Правил обязательного страхования гражданской ответственности является возможность не вызывать инспекторов ГИБДД на место происшествия при незначительном ущербе, который не превышает 50 тыс. рублей.

      Эта схема называется «упрощённой процедурой оформления ДТП» или «Европейским протоколом». Его задача – сэкономить время всех участников дорожного движения, оперативно оформить мелкую аварию без вызова сотрудников ГИБДД и, тем самым, снизить количество пробок на дороге.

      Условия применения Европейского протокола

      Согласно Статье 41.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

      1) Правило касается только ДТП, которое произошло с участием двух транспортных средств, а гражданская ответственность обоих участников застрахована по договорам электронного ОСАГО.
      2) В результате ДТП вред причинён только имуществу, но не жизни и здоровью участников инцидента.
      3) У страховщика виновника ДТП в наличии имеется действующая, не отозванная лицензия ОСАГО.
      4) Один из участников ДТП признает себя виновным в происшествии.
      5) У обоих участников ДТП нет разногласий в отношении обстоятельств происшествия, что зафиксировано в извещениях о ДТП.

      После ДТП оба водителя должны заполнить один бланк извещения, который выдаётся вместе с полисом ОСАГО. На оборотной стороне этого бланка каждый участник ДТП должен письменно изложить свою версию произошедшего. Согласно той же статье «обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей». То есть участник ДТП, который на месте признал себя виновным (что является необходимым условием для оформления Европротокола), должен как-то зафиксировать это. Например, написав фразу: «Признаю себя виновным» или «К пострадавшей в результате ДТП стороне претензий не имею». Данное описание нужно скрепить подписями обоих участников.

      Если есть разногласия

      При наличии разногласий в обстоятельствах причинения вреда имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств, отказе от подписания извещения одним из участников дорожно-транспортного происшествия или размере ущерба, превышающем по примерной оценке 50 тыс. рублей, оформление дорожно-транспортного происшествия проводится с участием уполномоченных сотрудников полиции.

      Если обе стороны происшествия ведут себя адекватно и готовы решить вопрос на месте, оценить сразу на глаз размер реального ущерба бывает не всегда возможно. В результате экспертизы могут быть обнаружены скрытые повреждения или размер оцененного ущерба превысит 50 тыс. рублей, страховая компания выплатит только 50 тысяч, и не копейки больше. Или, к примеру, страховая заплатила 50 тысяч, но через некоторое время всплыли повреждения, которые вы не смогли обнаружить на месте ДТП – в этом случае расходы по ремонту вы оплачиваете уже самостоятельно. Как вариант – исковое заявление в суд о возмещении ущерба лицом, причинившем ущерб (статья 41.2 Правил ОСАГО).

      Кроме того, в случае упрощенного оформления ДТП, страховщики тщательно рассматривают все моменты происшествия, опасаясь мошенничества, и могут даже сознательно стараться найти противоречия, чтобы отказать в выплате.

      Главный вывод, который можно сделать из данной инициативы: если вы хоть сколько-нибудь сомневаетесь в размере причинённого ущерба или же по вашим прикидкам стоимость ремонта на грани страховой суммы – вызывайте инспектора ГИБДД. Сами страховщики пока не рекомендуют клиентам пользоваться Европротоколом и советуют оформлять ДТП традиционным способом – для их и вашего спокойствия.

      Но если ничто не вызывает у вас подозрений и все обстоятельства совпали с требованиями Европротокола, тогда заполненный бланк извещения о ДТП направляется в страховую компанию вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате. Сделать это можете вы сами или ваш представитель в страховой компании, имея при себе нотариально заверенную доверенность и следующий набор документов:

      1) документы на автомобиль (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства);
      2) гражданский паспорт;
      3) водительское удостоверение;
      4) полис ОСАГО.

      Совет Сравни.ру: Обратите внимание: бланки документов должны быть заполнены водителями-участниками ДТП в соответствии с Правилами ОСАГО. Рекомендуем вам внимательно изучить порядок действий при ДТП и основные рекомендации по заполнению бланка извещения о ДТП – в случае аварии времени на их изучение у вас, к сожалению, не будет.

  • Оставьте комментарий