Приказ мчс россии 353

ГАРАНТ:

1. Внести изменения в Инструкцию по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденную приказом МЧС России от 17.03.2003 N 132 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2003 г., регистрационный N 4477) согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2005 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внесены изменения в Инструкцию по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации.

Изменено определение государственного пожарного надзора. Определено, что государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Изменился состав органов, осуществляющих государственный пожарный надзор.

Из Инструкции исключены положения об обязанностях, правах и ответственности государственных инспекторов по пожарному надзору.

Изменены положения о порядке приостановления эксплуатации объекта надзора при выявлении нарушения требований пожарной безопасности. Установлено, что приостановление работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Приказ МЧС РФ от 26 апреля 2005 г. N 353 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 17.03.2003 N 132»

Регистрационный N 6703

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 июня 2005 г. N 25, в журнале «Пожарная безопасность», 2005 г., N 5

Приказ МЧС РФ от 26 апреля 2005 г. N 353 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 17.03.2003 N 132» (утратил силу)

Приказ МЧС РФ от 26 апреля 2005 г. N 353
«О внесении изменений в приказ МЧС России от 17.03.2003 N 132»

Приказом МЧС РФ от 31 октября 2007 г. N 566 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2008 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607) и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491) приказываю:

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, директоров департаментов и начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, начальников пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.10.2007 N 566 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132 И ОТ 26.04.2005 N 353»
  • Наименование документ ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.10.2007 N 566 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132 И ОТ 26.04.2005 N 353»
    Вид документа приказ
    Принявший орган мчс рф
    Номер документа 566
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 31.10.2007
    Номер регистрации в Минюсте 10446
    Дата регистрации в Минюсте 08.11.2007
    Статус действует
    Публикация
    • «Российская газета», N 260, 21.11.2007
    • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 48, 26.11.2007
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.10.2007 N 566 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132 И ОТ 26.04.2005 N 353»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 ноября 2007 г. N 10446

    Признать утратившими силу с 1 января 2008 г. Приказы МЧС России от 17.03.2003 N 132 » Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2003 г., регистрационный N 4477) и от 26.04.2005 N 353 «О внесении изменений в Приказ МЧС России от 17.03.2003 N 132» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 г., регистрационный N 6703).

    На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.10.2007 N 566 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132 И ОТ 26.04.2005 N 353» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.10.2007 N 566 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132 И ОТ 26.04.2005 N 353» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.10.2007 N 566 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗОВ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132 И ОТ 26.04.2005 N 353» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

    Приказ МЧС РФ от 26.04.2005 N 353

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2005 г. N 6703

    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    ПРИКАЗ
    от 26 апреля 2005 г. N 353

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132

    В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491) приказываю:

    1. Внести изменения в Инструкцию по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденную Приказом МЧС России от 17.03.2003 N 132 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2003 г., регистрационный N 4477), согласно приложению.

    2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, директоров департаментов и начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, начальников пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

    Приложение
    к Приказу МЧС России
    от 26.04.2005 N 353

    ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ИНСТРУКЦИЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ ОТ 17.03.2003 N 132

    1. Пункт 1 слова «органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — ГПС МЧС России)» заменить словами «органов, осуществляющих государственный пожарный надзор,».

    абзац 2 изложить в следующей редакции:

    «Государственный пожарный надзор (далее — ГПН) — осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;»;

    Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33, 3413; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607).

    абзац 3 исключить;

    абзац 4 изложить в следующей редакции:

    «Органы, осуществляющие ГПН (далее — органы ГПН):

    Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491).

    а) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — Управление государственного пожарного надзора МЧС России);

    б) управления государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных последствий (далее — региональные центры);

    в) управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации), и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

    г) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (далее — ЗАТО)».

    3. Пункты 4 — 10 исключить.

    «Управление государственного пожарного надзора МЧС России, в пределах своей компетенции:»;

    «руководит и контролирует деятельность управлений государственного пожарного надзора региональных центров, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО;»;

    абзац 4 исключить;

    в абзаце 10 слова «федерального надзора России» заменить словами «государственного пожарного надзора».

    «Управления государственного пожарного надзора региональных центров:»;

    в абзаце 2 слова «ГПС МЧС России» заменить словами «управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций);»;

    в абзаце 4 слова «органов управления ГПС МЧС России» заменить словами «управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации»;».

    «Управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России:»;

    в абзаце 3 слова «подразделений ГПС МЧС России» заменить словами «территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;»;

    в абзаце 5 слова «подразделений ГПС МЧС России» заменить словами «территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;».

    абзац 1 изложить в следующей редакции:

    «Территориальные отделы (отделения, инспекции) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО:».

    8. В пункте 21 исключить слова «составляются и».

    9. В абзаце 1 пункта 22 исключить слова «, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета,».

    в абзаце 2 слова «органом управления ГПС МЧС России», «органа управления» и «ГПС МЧС России» заменить словами «органом ГПН», «органа ГПН» и «органов ГПН» соответственно;

    в абзаце 3 слова «ГПС МЧС России» заменить словами «органов ГПН».

    11. В абзаце 2 пункта 31 слова «вышестоящий орган ГПН» заменить словами «Управление государственного пожарного надзора МЧС России».

    12. В пункте 32 слова «Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России» заменить словами «Управление государственного пожарного надзора МЧС России».

    13. В абзаце 1 пункта 35 слова «органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, органов управления специальных подразделений ГПС МЧС России» заменить словами «управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации».

    14. В пункте 60 слова «управление федеральной службы налоговой полиции» заменить словами «органы внутренних дел».

    15. В пункте 66 слова «органом управления ГПС МЧС России, создаваемым в субъекте Российской Федерации» заменить словами «управлением (отделом, отделением) государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации».

    16. В пункте 69 слова «подразделения ГПС МЧС России и вышестоящим органом управления ГПС МЧС России» заменить словами «органа ГПН и вышестоящим органом ГПН».

    17. Пункт 70 изложить в следующей редакции:

    «70. Приостановление работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

    18. Пункты 71 — 76 исключить.

    19. В абзаце 2 пункта 85 слова «органов управлений и подразделений ГПС МЧС России» заменить словами «управлений государственного пожарного надзора региональных центров, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО».

    20. В пункте 88 слова «территориальных подразделений ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, специальных подразделений ГПС МЧС России, а также органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в административных округах города Москвы, и региональных отделов ГПС МЧС России, создаваемых в административных округах города Москвы» заменить словами «управлений государственного пожарного надзора региональных центров, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО».

    в абзаце 1 слова «органах управления и подразделениях ГПС МЧС России» заменить словами «управлениях государственного пожарного надзора региональных центров, управлениях (отделах, отделениях) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), отделах (отделениях, инспекциях, группах) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО»;

    в абзаце 2 слова «органов управления и подразделениях ГПС МЧС России» заменить словами «управлений государственного пожарного надзора региональных центров, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО».

    Изменения в нормативных правовых актах Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2008 года.

    31 октября 2007 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МЧС России от 1 октября 2007 года № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» (регистрационный № 10424).

    Административный регламент по исполнению государственной функции определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности.

    В соответствии с приказом МЧС России от 31 октября 2007 года № 566 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 ноября 2007 года, регистрационный № 10446), с 1 января 2008 года признаны утратившими силу:

    — приказ МЧС России от 17 марта 2003 года № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2003 года, регистрационный № 4477);

    — приказ МЧС России от 26 апреля 2005 года № 353 «О внесении изменений в Приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 года, регистрационный № 6703).

    Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях связанных с пожарами

    Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г. N 270
    «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

    В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

    2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 15.06.2004 N 283 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 сентября 2004 г., регистрационный N 6028).

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2006 г.

    Регистрационный N 7904

    к приказу МЧС РФ

    от 2 мая 2006 г. N 270

    Инструкция
    о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    I. Общие положения

    1. Настоящая Инструкция разработана на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(1) (далее — УПК Российской Федерации), Федерального закона «О пожарной безопасности»*(2), иных федеральных законов и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях*(3) в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — органы ГПС МЧС России, если не указано иное), а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

    2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц органов ГПС МЧС России в пределах их компетенции:

    а) заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору — начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;

    б) главных государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместителей; главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;

    в) старших дознавателей и дознавателей органов ГПС МЧС России (далее — дознаватели ГПС МЧС России);

    г) иных должностных лиц органов ГПС МЧС России.

    3. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях, контроль за их осуществлением возлагаются на должностных лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции.

    4. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в настоящей Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также принятию по ним процессуальных решений влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    II. Прием сообщений о преступлениях

    5. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах ГПС МЧС России.

    6. В общедоступных помещениях административных зданий органов ГПС МЧС России на стендах размещаются: выписки из положений УПК Российской Федерации и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, письменного заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц органов ГПС МЧС России, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов прокуратуры и суда (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК Российской Федерации могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщений о преступлениях. Такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на Интернет-сайте МЧС России и (или) интернет-сайтах территориальных органов МЧС России.

    7. Правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК Российской Федерации являются должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 2 настоящей Инструкции.

    Должностные лица органов ГПС МЧС России, перечисленные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, вправе уполномочить своими распоряжениями иных подчиненных должностных лиц, с учетом степени их юридической подготовки, принимать и оформлять сообщения о преступлениях.

    Должностные лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции принимают сообщения о преступлениях, как правило, в дни и часы, предусмотренные графиком приема граждан.

    Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их оформление осуществляются в органах ГПС МЧС России при наличии организованного постоянного дежурства дознавателей, а также должностных лиц, уполномоченных на осуществление этих действий. Их отсутствие не является основанием для иных должностных лиц, указанных в подпункте «г» пункта 2 (из числа уполномоченных принимать сообщения о преступлениях) настоящей Инструкции, отказать заявителю в приеме от него сообщения о преступлении.

    Прием руководителями органов ГПС МЧС России граждан с жалобами на то, что дознаватель или иное уполномоченное должностное лицо органов ГПС МЧС России отказалось принять сообщение о преступлении, осуществляется незамедлительно.

    8. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в орган ГПС МЧС России, в устном или письменном виде.

    Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

    9. Прибывшему в орган ГПС МЧС России с сообщением о преступлении предлагается написать соответствующее заявление, в котором он также указывает о своей осведомленности об ответственности по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации*(4) (далее — УК Российской Федерации), которая может наступить в случае заведомо ложного доноса.

    10. Устное сообщение о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст. 476 УПК Российской Федерации). При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В нем должны также содержаться данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

    11. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

    12. Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в произвольном письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление заносится в протокол (приложение 3 к ст. 476 УПК Российской Федерации).

    13. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и (или) оформлены в порядке, установленном пунктами 8-12 настоящей Инструкции, считаются полученными из иных источников. Такими источниками могут быть, например, сведения, распространенные в средствах массовой информации, содержащиеся в письмах, жалобах и иных обращениях граждан и организаций; информация, переданная по телефону, телеграфу и иным средствам связи.

    При обнаружении признаков преступления в ходе проверки вышеуказанных сообщений, должностные лица, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, составляют рапорт (приложение 1 к ст. 476 УПК Российской Федерации). Аналогичный рапорт составляется дознавателем ГПС МЧС России в случае выявления в ходе расследования уголовного дела признаков другого ранее неучтенного преступления.

    14. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление (приложение N 1 к настоящей Инструкции) о принятии этого сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

    15. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков изготавливаются типографским способом.

    Заполненные талоны-корешки сдаются должностному лицу органа ГПС МЧС России, осуществившему регистрацию этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи талона-уведомления заявителю).

    16. Отказ в принятии сообщения о преступлении правомочным должностным лицом, а также невыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

    III. Прием сообщений об иных происшествиях

    17. Сообщения об иных происшествиях принимаются в круглосуточном режиме согласно территориальности по каналам единой телефонной связи «01».

    18. Прием сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами дежурных смен единой дежурно-диспетчерской службы (дежурными диспетчерами) — «01».

    IV. Регистрация сообщений о преступлениях

    19. Для регистрации поступивших по почте и принятых сообщений о преступлениях, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятыми процессуальными решениями в каждом органе ГПС МЧС России ведется Книга регистрации сообщений о преступлениях (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

    В Книге регистрации сообщений о преступлениях (далее — КРСП, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; сведения о заявителе, должностном лице, его принявшем; номер талона-уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения, а также сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение о преступлении, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дате его принятия; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).

    КРСП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.

    20. Обязанности по ведению КРСП и регистрации в ней сообщений о преступлениях возлагаются решением руководителя органа ГПС МЧС России на одно из должностных лиц, указанных в подпунктах «б»-«г» пункта 2 настоящей Инструкции, а также могут быть возложены на специалиста.

    21. При регистрации сообщения о преступлении в нем проставляется штамп регистрации (приложение N 3 к настоящей Инструкции), в оттиск которого вносятся регистрационный номер сообщения по КРСП, дата регистрации, фамилия, инициалы и подпись должностного лица, зарегистрировавшего данное сообщение.

    22. Функции по регистрации сообщений о преступлениях в нерабочее время и нерабочие дни могут быть также возложены на дежурных дознавателей ГПС МЧС России.

    23. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в КРСП, ведущейся в том органе ГПС МЧС России, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

    24. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.д.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в КРСП на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другим средствам передачи информации), либо по его прибытии в орган ГПС МЧС России.

    25. Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного по результатам проверки полноты регистрации сообщений о преступлении и ином происшествии, жалоб и иных обращений граждан и организаций, осуществляется в том органе ГПС МЧС России, в котором он был составлен.

    26. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК Российской Федерации, осуществляется на основании полученной от этих лиц информации. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

    27. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том органе ГПС МЧС России, в который они поступили для проверки.

    Регистрации в КРСП также подлежат сообщения о преступлениях, поступившие для проверки и принятия процессуального решения из вышестоящих органов ГПС МЧС России (независимо от ранее произведенной регистрации).

    28. Запрещается отражать в КРСП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

    29. Непринятие правомочным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

    V. Регистрация сообщений об иных происшествиях

    30. Регистрация сообщений об иных происшествиях осуществляется непосредственно при их поступлении от должностных лиц, указанных в пункте 18 настоящей Инструкции, к должностному лицу органа ГПС МЧС России, на которое решением должностных лиц органа ГПС МЧС России, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, возложена обязанность по регистрации указанных сообщений.

    Регистрация сообщений об иных происшествиях производится должностным лицом органа ГПС МЧС России в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (приложение N 4 к настоящей Инструкции).

    В Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (далее — ЖРП, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о происшествии; дата и время его принятия; данные о заявителе, должностном лице, его принявшем и зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; фамилия лица, получившего для проверки сообщение о происшествии, и время получения; результаты проверки сообщения; особые отметки (номер карточки учета пожара; акт или рапорт о последствиях пожара и т.д.).

    ЖРП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в нем последнего сообщения о происшествии.

    Запрещается отражать в ЖРП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

    31. Непринятие правомочным либо уполномоченным должностным лицом органа ГПС МЧС России мер к регистрации принятого сообщения об ином происшествии или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

    32. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение об ином происшествии (в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в ЖРП может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. В иных случаях регистрация указанных сообщений может быть осуществлена при прибытии должностного лица в орган ГПС МЧС России.

    33. Если сообщение об ином происшествии не относится к компетенции органов ГПС МЧС России или указанное в нем происшествие произошло на территории, обслуживаемой другим органом ГПС МЧС России, то сообщение об этом передается по территориальности, о чем делается отметка в ЖРП.

    VI. Проверка сообщений о преступлениях

    34. Принятые сообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте, после их регистрации незамедлительно докладываются должностным лицам, указанным в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, которые организуют проверку сообщений о преступлениях, в том числе, по которым были произведены отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

    35. Анонимные заявления о преступлениях, которые в соответствии с частью 7 ст. 141 УПК Российской Федерации не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению должностных лиц органов ГПС МЧС России, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность*(5) для проверки в установленном порядке. Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана по различным каналам связи.

    36. Правомочными проверять сообщения о преступлениях являются дознаватели органов ГПС МЧС России.

    37. Должностные лица органов ГПС МЧС России, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, вправе уполномочить своими решениями иных подчиненных должностных лиц, с учетом степени их юридической подготовки, проверять сообщения о преступлениях.

    38. В ходе проверки сообщений о преступлениях правомочные или уполномоченные на это должностные лица органов ГПС МЧС России могут: получать объяснения; истребовать и изучать необходимые документы и материалы; назначать документальные проверки или ревизии; затребовать имеющиеся в распоряжении средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные статьей 146 УПК Российской Федерации, а также осуществить иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности».

    39. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган дознания или предварительного следствия по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд, то должностное лицо, принявшее или проверяющее сообщение, обязано вынести в 3 экземплярах постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 УПК Российской Федерации) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 УПК Российской Федерации).

    Первый экземпляр постановления вместе с сообщением о преступлении и иными документами (при их наличии) должен быть в течение суток после его вынесения направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй — заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщается в накопительное дело органа ГПС МЧС России (приложение N 5 к настоящей Инструкции), направившего вышеназванные документы.

    Информация, содержащаяся в сообщениях, требующих неотложного реагирования, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам телефонной или факсимильной связи.

    Информация о направлении сообщений и постановлений по подследственности или подсудности регистрируется в журналах и разносных книгах, предусмотренных инструкцией по ведению делопроизводства, о чем делается отметка в КРСП.

    Если по сообщению о преступлении принято решение о направлении его для проверки и принятия процессуального решения в нижестоящий орган ГПС МЧС России, то об этом делается соответствующая отметка в КРСП.

    40. Повторные сообщения приобщаются к первичному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в КРСП.

    В случаях, когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения об этом же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в КРСП.

    41. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления первого сообщения о нем.

    Должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором или его заместителем до 30 суток.

    42. Ходатайство о продлении срока проверки сообщения оформляется в виде постановления (приложения 8 и 9 к ст. 476 УПК Российской Федерации) в 2 экземплярах. Первый из них подшивается в материалы проверки, а второй — в накопительное дело.

    43. О продлении срока проверки сообщения о преступлении должна быть произведена соответствующая отметка в КРСП.

    44. По сообщениям о преступлениях принимаются решения, предусмотренные ст. 145 УПК Российской Федерации. В случаях принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, этот материал регистрируется в Журнале регистрации материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (далее — ЖРОМ) (приложение N 6 к настоящей Инструкции), а по нереабилитирующим основаниям — дополнительно (через дробь) в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движении уголовных дел*(6), о чем делается соответствующая отметка в КРСП.

    45. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

    VII. Проверка сообщений об иных происшествиях

    46. Проверка сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России по решению должностных лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящей Инструкции.

    47. По результатам проверки сообщений об иных происшествиях должностным лицом, ее осуществившим, составляется и докладывается должностным лицам органа ГПС МЧС России, указанным в подпунктах «а» и «б» настоящей Инструкции, рапорт, к которому могут быть приложены соответствующие материалы (протокол об административном правонарушении, акты, справки, объяснения и др.).

    48. Сроки проверки сообщений об иных происшествиях определяются с учетом федерального законодательства должностным лицом органа ГПС МЧС России, ее поручившим (назначившим).

    49. Должностные лица органов ГПС МЧС России, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящей Инструкции, рассмотрев представленные результаты проверки сообщения об ином происшествии, в соответствии со своими полномочиями принимают одно из следующих решений:

    а) о регистрации рапорта в КРСП, организации проверки в порядке ст. 144 УПК Российской Федерации или о его направлении по подследственности;

    б) о привлечении лица к административной ответственности по представленному протоколу об административном правонарушении;

    в) о возбуждении административного дела и производстве административного расследования;

    г) о списании материалов проверки в накопительное дело.

    50. О принятом решении должно быть письменно уведомлено лицо, сообщившее об ином происшествии, если оно установлено.

    VIII. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях

    51. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России, указанными в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, а также по их поручениям иными должностными лицами органов ГПС МЧС России.

    52. Ежедневный контроль за своевременностью и полнотой регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также за соблюдением правил ведения книг и журналов, предусмотренных настоящей Инструкцией, возлагается на заместителей:

    главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;

    начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору;

    главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

    главных государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору;

    главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

    53. Начальник управления государственного пожарного надзора МЧС России — заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; начальники управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору; главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору своим решением создают в органе ГПС МЧС России специальную комиссию по проверке регистрационно-учетной дисциплины (далее — Комиссия), которая обязана проводить ежемесячные сверки своевременности и полноты регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях, соблюдения сроков их проверки, обоснованности принятых решений, а также по решениям вышеуказанных должностных лиц проводить служебные проверки в отношении должностных лиц органов ГПС МЧС России, допустивших нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Председателем комиссии назначается заместитель:

    начальника управления государственного пожарного надзора МЧС России;

    начальника управления государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

    главного государственного инспектора закрытого административно-территориального образования по пожарному надзору;

    главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору.

    54. По результатам вышеуказанных сверок Комиссия составляет акт (приложение N 7), а по результатам служебной проверки — заключение, которые докладываются начальнику управления государственного пожарного надзора МЧС России; начальникам управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — государственным инспекторам Российской Федерации по пожарному надзору; главным государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главным государственным инспекторам закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору; главным государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, которые принимают безотлагательные меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также применяют в отношении виновных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    55. В ходе инспектирования и контрольных проверок, проводимых вышестоящими органами ГПС МЧС России, в обязательном порядке должно изучаться состояние регистрационно-учетной дисциплины при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Результаты проверок подлежат отражению в соответствующих справках, которые после их составления представляются для ознакомления под роспись начальнику проверенного органа ГПС МЧС России.

    56. Принятые, зарегистрированные и проверяемые (проверенные) сообщения о преступлениях, книги регистрации сообщений о преступлениях, талоны-корешки, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются прокурорам, их заместителям и по их поручениям иным прокурорским работникам, должностным лицам органов ГПС МЧС России, указанным в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, контролирующим (проверяющим) должностным лицам вышестоящих органов ГПС МЧС России, а также в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами, — судьям и другим должностным лицам.

    К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гессе Ж. Ф.

    В работе рассмотрены особенности взаимо-действия надзорных органов МЧС России с другими надзорными органами, нацеленного на повышение эффективности деятельности надзорных органов при осуществлении госу-дарственного контроля (надзора) и муници-пального контроля. Показано, что эффектив-ность деятельности надзорных органов МЧС России напрямую связана с успешным меж-ведомственным взаимодействием с другими надзорными органами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.The paper discusses interaction features of su-pervisory authorities of EMERCOM Russia with other oversight bodies. This interaction increased effectiveness of supervisory authorities in carrying out state control (supervision) and municipal control. It is shown that the effectiveness of supervisory authorities of EMERCOM Russia is deals with successful interdepartmental cooperation with other oversight bodies within supervisory activities .

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Гессе Ж. Ф.,

    Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии надзорных органов МЧС России с правоохранительными органами»

    ?ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

    13-14 ноября 2015 г.

    К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

    А. К. Кокурин, В. Ю. Емелин, Ж. К. Гессе

    Вопросы взаимодействия надзорных органов МЧС России с другими надзорными органами — перспективное, практически ориентированное направление повышения эффективности деятельности надзорных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

    Основанием этого выступают проблемы, возникающие при осуществлении контрольно-надзорных функций при проведении плановых/внеплановых и документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны различных надзорных органов, в частности, с правоохранительными органами.

    Правоохранительные органы — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К ним относятся суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции и др.

    Среди правоохранительных органов наиболее часто надзорные органы МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры и различными службами органов внутренних дел в пределах их компетенции.

    Например, совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, КСБ России, Минэкономразвития России, КСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений» правоохранительные органы осуществляют взаимодействие при ведении единого порядка учёта преступлений на территории Российской Кедерации.

    Приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» регламентирован порядок приёма, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений и иным сообщениям, которые регистрируются органами федерального государственного пожарного надзора (КГПН) и направляются по подведомственности для рассмотрения в другие правоохранительные органы.

    Наиболее часто надзорные органы МЧС России при исполнении государственной функции за выполнением требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности взаимодействуют с органами прокуратуры, полномочия, организация и порядок деятельности которой определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с учётом их полномочий по следующим направлениям:

    1. информирование о состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами;

    2. планирование и проведение проверок в рамках мероприятий по контролю за соблюдением требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

    3. осуществление административно-правовой деятельности по пресечению нарушений требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях правил пожарной безопасности;

    4. участие в проведении прокурорских проверок, оперативно-следственных действий по делам о пожарах и мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    5. ведение единого учёта преступлений;

    6. участие в работе координационных советов и органах по борьбе с преступлениями;

    7. обеспечение исполнения обязанностей и защита прав государственных инспекторов по пожарному надзору и других должностных лиц надзорных органов МЧС России;

    8. проведение совместных консультаций, совещаний, семинаров, конференций по правовым вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

    Важное место в деятельности надзорных органов МЧС России уделяется взаимодействию с различными службами органов внутренних дел, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

    В то же время полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Так, совместным приказом МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами» устанавливается порядок взаимодействия органов управления и подразделений ГПС МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами, в соответствии с которым региональные центры МЧС России и органы ГПС МЧС России должны обеспечить: 1. Своевременную передачу в дежурные части соответствующих территориальных органов внутренних дел сообщений:

    — об обнаруженных на месте пожара погибших гражданах, а также гражданах, здоровью которых причинён вред, в том числе и не связанный с опасными факторами пожара, либо наступлении иных тяжких последствий;

    — о несанкционированном проникновении на объект пожара посторонних лиц, признаках хищения имущества и оборудования с объекта, о повреждении запорных устройств входных дверей и оконного остекления, а также других признаках, свидетельствующих об имевшем место преступлении, предусмотренном соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;

    — о пожарах на объектах с массовым пребыванием людей;

    — о пожарах в зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    — о пожарах, на тушение которых привлечены силы и средства по повышенному номеру (рангу) пожара или для организации их тушения создано три и более боевых участка;

    — о пожарах на объектах жизнеобеспечения в соответствии с перечнями, утверждёнными в установленном порядке.

    2. Участие должностных лиц органов ФГПН в следственно-оперативных группах для выезда на все случаи крупных пожаров, а также пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью.

    3. Своевременное составление акта о пожаре по установленной форме с отражением в нём всех необходимых сведений.

    4. Сохранение от уничтожения (повреждения) огнём финансово-хозяйственной документации и технических средств контроля объекта пожара, а также следов (носителей

    информации), могущих быть признанными в установленном порядке вещественными доказательствами.

    5. Недопущение необоснованного разрушения (повреждения), полного уничтожения или изменения обстановки на объекте пожара, а также уничтожения информации о фактах и явлениях, связанных с развитием пожара, в том числе и до значительных (крупных) размеров.

    6. Проведение, при наличии признаков административного правонарушения, по всем пожарам, независимо от размеров причинённого материального ущерба и иных последствий, административного расследования, установленного КоАП РФ.

    Органы внутренних дел должны обеспечить:

    1. Незамедлительное направление на место происшествия, связанного с пожаром, для его охраны и обеспечения общественного порядка ближайших нарядов полиции, группы немедленного реагирования, участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию, а в необходимых случаях — сотрудников других подразделений органов внутренних дел.

    2. Выезд на все случаи крупных пожаров и пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью, следственно-оперативных групп в составе: следователя, эксперта-криминалиста, сотрудников службы криминальной полиции, а также сотрудника органа ГПС (по согласованию, должностное лицо ОНДиПР, исполняющего по должности обязанности дознавателя).

    3. Качественный осмотр мест происшествия, связанных с пожарами, и возбуждение уголовных дел в соответствии с подследственностью, за исключением случаев, когда отсутствие состава преступления очевидно.

    В целях организации эффективного взаимодействия надзорных органов МЧС России и органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений приказом МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений» определено, что органы ФГПН и органы внутренних дел обеспечивают производство судебных экспертиз и исследований по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и находящимся в производстве:

    — органов ФГПН — в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы, а также в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России;

    — органов предварительного следствия системы МВД России — в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России, а также в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы.

    Органы ФГПН и органы внутренних дел организуют направление в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве органов ФГПН, о преступлениях, совершённых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, объектов исследований (следов рук неустановленных лиц, следов подошв обуви, следов протекторов колес транспортных средств и микрообъектов: микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла), изъятых с мест преступлений (происшествий) для их проверки и постановки на учёт.

    Органы внутренних дел организовывают своевременную проверку указанных объектов исследований и их постановку на учёт.

    ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России» при наличии соответствующих обращений организовывает в установленном порядке и с учётом имеющихся воз-

    можностей стажировку сотрудников судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы на базе экспертно-криминалистических центров МВД России.

    ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД России» и ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» осуществляют по согласованию регулярный взаимный обмен материалами научно-методического и справочного характера, информацией о проводимых семинарах, сборах, конференциях по проблемам использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.

    Деятельность надзорных органов МЧС России по взаимодействию со службами органов внутренних дел осуществляется и по другим вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, например:

    — с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями — по вопросам координации сроков проведения плановых и внеплановых проверок организаций, на объектах которых сконцентрированы товарно-материальные ценности, а также в предревизион-ный период;

    — с подразделениями вневедомственной охраны — по проверке наличия лицензий на выполнение работ (услуг), связанных с оснащением предприятий установками, системами охранно-пожарной сигнализации, вывода сигналов на пульты централизованного наблюдения и в подразделения ГПС МЧС России, а также сертификатов на соответствующую продукцию, по контролю за порядком несения службы по охране организаций;

    — с государственной инспекцией по безопасности дорожного движения — по проведению проверок состояния пожарной безопасности автотранспортных средств на предприятиях;

    — со службами полиции, включая вневедомственную охрану, по осуществлению мероприятий по раскрытию и предупреждению преступлений, связанных с пожарами, применению мер административного воздействия за нарушение и невыполнение требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, а также привлечению сотрудников полиции к проведению в установленном порядке проверок выполнения на объектах отдельных мероприятий, указанных в предписаниях. Взаимодействие осуществляется на основании соглашений, приказов, указаний, договоров, а также разрабатываемыми на их основе совместными планами работ, либо мероприятиями, согласованными с соответствующими службами и включаемыми в планы работ.

    Государственные инспекторы по пожарному надзору на обслуживаемой территории по мере необходимости в установленном законом порядке совместно со службами органов внутренних дел осуществляют проверки предприятий, жилых домов, дачных, жилищностроительных, гаражных кооперативов и других объектов защиты, а также рассматривают и принимают решения по протоколам о нарушениях требований пожарной безопасности, составленных сотрудниками полиции, в том числе участковыми уполномоченными полиции.

    В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по надзору (контролю) приоритетным становится взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов, соглашение с которой и дополнительное соглашение с которой от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 «О взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов» определяет общие принципы взаимодействия МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений при исполнении:

    1. исполнительных документов, выданных судами на основании принятых ими судебных актов, в том числе судебных актов об административном приостановлении деятельности (далее — исполнительные документы);

    2. актов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе органов государственного надзора, входящих в систему МЧС России.

    В этом случае, задачами взаимодействия МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются:

    1. укрепление законности и правопорядка в сферах государственного надзора и исполнительного производства;

    2. осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес;

    3. повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений об административном приостановлении деятельности, актов уполномоченных органов государственного надзора, в том числе входящих в систему МЧС России, по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов;

    4. формирование и проведение совместной информационной политики в установленных сферах деятельности.

    Взаимодействие МЧС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных и других формах.

    Взаимодействие пресс-служб МЧС России и ФССП России осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и в иных формах сотрудничества.

    Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию надлежащего взаимодействия МЧС России и ФССП России обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица МЧС России и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов МЧС России и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов МЧС России и ФССП России.

    В целях оперативного обмена информацией допускается её передача между МЧС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (например, в системе межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ). СМЭВ представляет собой федеральную государственную информационную систему, утверждённую Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ. При этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, должностными лицами, осуществляющими передачу (принятие) информации, принимаются меры, направленные на её защиту. Оригиналы документов при необходимости направляются заказной почтой или передаются нарочным.

    Обмен информацией из баз данных осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными федеральными и ведомственными нормативными актами. Стороны обязуются в необходимых случаях обеспечивать конфиденциальность получаемой информации и использовать её исключительно в служебных целях.

    С целью повышения уровня квалификации должностных лиц надзорных органов МЧС России, совершенствования правоприменительной деятельности, повышения уровня их взаимодействия с судами необходимо проводить совместные совещания руководителей судов общей юрисдикции, арбитражных судов с руководящим составом надзорных органов МЧС России.

    Кроме этого, надзорные органы МЧС России могут привлекаться судами к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причинённого жизни, здоровью людей, вреда, причинённого животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юриди-

    ческих лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

    Таким образом, эффективность деятельности надзорных органов МЧС России напрямую связана с успешным межведомственным взаимодействием с другими надзорными органами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

    1. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений».

    2. Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015).

    4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 13.07.2015).

    5. Приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами».

    6. Приказ МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений».

    7. Соглашение от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 «О взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов».

    Смотрите так же:  Возмещение материального вреда ст гк рф

Оставьте комментарий