Приказ домашнее обучение

Приказ домашнее обучение

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5.2.88(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014,№ 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325; № 9, ст. 1268) приказываю:

Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Министр В.И. Скворцова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2016 г.
Регистрационный № 42916

Перечень
заболеваний, наличие которых дает право на обучение
по основным общеобразовательным программам на дому
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н)


п/п
Код по МКБ 10* Нозологические единицы Особенности течения заболевания, требующие обучения на дому (форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, течение заболевания, осложнения, терапия)
Новообразования
1. С00-С97 Злокачественные новообразования В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации
Болезни крови кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
2. D60-D61 Апластические анемии В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга
3. D66-D67 Нарушение свертываемости крови Тяжелой степени
4. D69 Пурпура и другие геморрагические состояния Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
5. D89 Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
Болезни эндокринной системы
6. Е10 Сахарный диабет I типа Тяжелой степени
Психические расстройства и расстройства поведения
7. F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
8. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга
9. F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
10. F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
11. F70- F79 Умственная отсталость
12. F84 Общие расстройства психологического развития Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
13. F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
14. F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта)
15. F98.1 Энкопрез неорганической природы Тяжелой степени, исключается каломазание
16. F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
Болезни нервной системы
17. G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
18. G24.1 Идиопатическая семейная дистония Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии (более 1 месяца)
19. G24.2 Идиопатическая несемейная дистония
20. G25.3 Миоклонус
21. G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством
22. G25.5 Другие виды хореи
23. G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
24. G31.8 Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске
25. G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы
26. G40 Эпилепсия Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца)
27. G43 Мигрень Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней)
28. G71.0 Мышечная дистрофия Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
29. G71.2 Врожденные миопатии
30. G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках
31. G71.8 Другие первичные поражения мышц
32. G72.8 Другие уточненные миопатии
33. G80 Детский церебральный паралич
34. G82 Параплегия и тетраплегия
Болезни глаза и его придаточного аппарата
35. Н16 Кератит Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) в условиях длительного применения
36. Н20.1 Хронический иридоциклит
37. Н30 Хориоретинальное воспаление иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных
38. Н46 Неврит зрительного нерва действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
39. Н33 Отслойка и разрывы сетчатки В течение 1 года после хирургического лечения
40. Н40.3 — Н40.6 Глаукомы Терминальная стадия
Q15.0 Врожденная глаукома
Болезни системы кровообращения
41. 150 Сердечная недостаточность Стадии II, III
Болезни органов дыхания
42. J43 Эмфизема Тяжелой степени; состояние после трансплантации легкого
43. J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь
44. J96.1 Хроническая респираторная недостаточность II, III степени тяжести
Болезни органов пищеварения
45. К50-К52 Неинфекционный энтерит и колит Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением
46. К72.1 Хроническая печеночная недостаточность Тяжелой степени
47. К74 Фиброз и цирроз печени Состояние после трансплантации печени
Болезни кожи
48. L10-L14 Буллезные нарушения Тяжелой степени
49. L20-L30 Дерматит и экзема Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
50. М05-М14 Воспалительные полиартропатии Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
51. М24 Другие поражения суставов Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей
52. М30-М36 Системные поражения соединительной ткани В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
53. М91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости
(Легга-Калве-
Пертеса)
После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
Болезни мочеполовой сферы
54. N01-N08 Гломерулярные болезни Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки
55. N10-N16 Тубулоинтерстициальные болезни почек Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки
56. N18 Хроническая почечная недостаточность Тяжелой степени
Последствия травм
57. Т90 Последствия травм головы Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли
58. Т91 Последствия травм шеи и туловища Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке
59. Т93 Последствия травм нижней конечности (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
60. Т94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.

Обзор документа

Утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право обучаться по основным общеобразовательным программам на дому.

Перечень содержит следующие разделы: новообразования, болезни крови кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, болезни эндокринной системы, психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, глаза и его придаточного аппарата, системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, кожи, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой сферы, последствия травм.

Указаны особенности течения заболеваний, требующие обучения на дому.

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически — это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
  • Минусы надомного обучения

    1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
    2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
    3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
    4. Практически полное отсутствие социализации.
    5. Дистанционное обучение

      Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

      Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

      Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

      Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

      Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

      Плюсы дистанционного обучения

    6. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
    7. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.
    8. Минусы дистанционного обучения

    9. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
    10. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
    11. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.
    12. Семейное обучение

      Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

      В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

      Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

      Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

    13. Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
    14. Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
    15. Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
    16. Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
    17. Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

      Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

      Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

      Плюсы семейного обучения

    18. Это полноценная форма получения образования.
    19. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
    20. Доступно всем.
    21. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
    22. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
    23. Минусы семейного обучения

    24. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
    25. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
    26. Выводы

    27. Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
    28. Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
    29. Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
    30. Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
    31. Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

      Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

      Минздрав опубликовал список детских болезней, дающих основание для домашнего обучения

      Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому. В списке — 60 пунктов.

      В ранее действовавший перечень заболеваний внесены уточнения. Изменены названия болезней согласно Международной классификации, а также конкретизированы особенности их течения.

      С00-С97 Злокачественные новообразования (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).

      D30-D61 Апластические анемии (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).

      D66-D67 Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени).

      D69 Пурпура и другие геморрагические состояния (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).

      D89 Отдельные нарушения, вовлекающие имунный механизм. (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).

      Е10 Сахарный диабет I типа (тяжелой степени).

      F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое расстройство). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F70-F79 Умственная отсталость. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F84 Общие расстройства психологического развития. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта). (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      F98.1 Энкопрез неорганической природы. (Тяжелой степени, исключается каломазание).

      F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

      G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы (Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G24.1 Идиопатическая семейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

      G24.2 Идиопатическая несемейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

      G25.3 Миоклонус. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

      G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

      G25.5 Другие виды хореи. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

      G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

      G31.8 Другие уточненные денегеративные болезни нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).

      G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).

      G40 Эпилепсия (С частыми приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне длительного подбора противосудорожной терапии).

      G43 Мигрень в тяжелой степени.

      G71.0 Мышечная дистрофия. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G71.2 Врожденные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G71.8 Другие первичные поражения мышц. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G72.8 Другие уточненные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G80 Детский церебральный паралич. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      G82 Параплегия и тетраплегия (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

      H16 Кератит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

      H20.1 Хронический иридоциклит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

      H30 Хориоретинальное воспаление. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

      H46 Hеврит зрительного нерва (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

      H33 Отслойка и разрывы сетчатки. (В течение 1 года после хирургического лечения).

      H40.3-H40.6 Глаукома. (В терминальной стадии). Q15.0 Врожденная глаукома. (В терминальной стадии).

      I50 Сердечная недостаточность 2 и 3 стадии.

      J43 Эмфизема. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).

      J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).

      J96.1 Хроническая респираторная недостаточность 2 и 3 степени тяжести.

      K50-K52 Неинфекционный энтерит и колит тяжелой степени.

      K72.1 Xроническая печеночная недостаточность тяжелой степени.

      K74 Фиброз и цирроз печени (Cостояние после трансплантации печени).

      L10-L14 Буллезные нарушения тяжелой степени.

      L20-L30 Дерматит и экзема. (Тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).

      М05-M14 Воспалительные полиартропатии тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.

      M24 Поражения суставов. (Cостояния после хирургического лечения, требующие длительной иммобилизации).

      M30-M36 Системные поражения соединительной ткани. (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).

      М91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) после хирургического лечения и требующий иммобилизации.

      N01-N08 Гломерулярные болезни тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.

      N10-N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек тяжелой степени, осложненное течение, состояние после трансплантации почки.

      N18 Хроническая почечная недостаточность тяжелой степени.

      Т90 Последствия травм головы. (Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения и т.п.).

      Т91 Последствия травм шеи и туловища. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

      Т93 Последствия травм нижних конечностей. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

      Т94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

      Обучение на дому: по необходимости и по желанию

      Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение

      Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие детишки, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Формально они тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.

      Обучение на дому может осуществляться как по необходимости (по медицинским показаниям), так и по желанию родителей. И в зависимости от того, чем вызвано решение перейти на надомное обучение, будет отличаться и сам процесс обучения и технология оформления всех необходимых документов. Рассмотрим все возможные варианты.

      Вариант 1. Надомное образование

      Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные детишки либо вообще не получают образование, либо учатся дома, но не имеют никаких документов о получении образования. Для таких детей надомное обучение — единственная возможность получить аттестат зрелости.

      Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:

    32. для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
    33. для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
    34. для 9 классов — 11 уроков в неделю;
    35. для 10-11 классов — 12 уроков в неделю.
    36. По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.

      Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

      Технология процесса

      • Прежде всего, необходимо собрать все медицинские справки для оформления обучения на дому по медицинским показаниям. Родители или законные представители ребенка должны предоставить администрации школы медицинскую справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
      • Одновременно родители (или заменяющие их лица) должны написать заявление на имя директора образовательного учреждения.
      • Если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе родители вместе с представителями образовательного учреждения составляют вспомогательную программу, в которой подробно описывается перечень изучаемых предметов и количество часов в неделю, отведенных на изучение каждого предмета.
      • На основании представленных справок и заявления издается приказ по образовательному учреждению о назначении преподавателей для домашнего обучения и периодичность аттестестации ребенка в течение года.
      • Родителям выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители сдают этот журнал в школу.
      • Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому». Вот самые основные из них:

      • Основанием для организации обучения на дому ребенка — инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
      • Обучение на дому детей — инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.
      • Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
      • Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
      • Родителям (законным представителям), имеющим детей — инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
      • Вариант 2. Семейное образование

        Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.

        Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:

      • Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, «перепрыгнуть» через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
      • Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
      • Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
      • Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.

      Семейная форма обучения: технология процесса

    37. Для оформления надомного обучения по собственному желанию, родителям необходимо написать соответствующее заявление в департамент образования. Для рассмотрения этого заявления, как правило, формируется комиссия, в состав которой входят представители департамента образования, школы, к которой прикрепляется ребенок, родители (или лица их заменяющие) и другие заинтересованные лица (тренеры или педагоги ребенка). Иногда на заседание комиссии приглашают и самого ребенка. Если комиссия признает целесообразность обучения данного ребенка на дому, издается приказ о прикреплении его к конкретному учебному заведению, где ребенок будет проходить итоговые аттестации.
    38. Можно пойти другим путем и написать заявление непосредственно на имя директора образовательного учреждения, ближайшего к месту жительства ребенка. Но в связи с тем, что семейное образование пока не особо распространено в нашей стране, директора школ редко берут на себя ответственность принимать решение. Как правило, они направляют заявление родителей в департамент образования.
    39. В образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ с указанием обязательной программы, соответствующей возрасту ребенка, а так же сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестации.
    40. Затем между школой и родителями ребенка заключается договор, в котором прописываются все права и обязанности обеих сторон (администрации школы, родителей и самого обучающегося). В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая — семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.
    41. При оформлении надомного обучения по собственному желанию преподаватели из школы, к которой прикреплен ребенок, не обязаны приходить к нему домой. В этом случае ребенок должен самостоятельно, с помощью родителей проходить установленную программу. Хотя иногда родители договариваются с преподавателями за определенную плату о дополнительных уроках. Но этот вопрос решается исключительно по личной договоренности.
    42. Для итоговой аттестации ребенок должен в установленные дни приходить в школу, к которой он прикреплен. В зависимости от обстоятельств и возраста ребенка его могут обязать проходить итоговую и промежуточную аттестацию одновременно со сверстниками. В этом случае ребенок должен приходить в школу только в дни итоговых контрольных и тестирований. Но для ребенка и для родителей более удобен вариант, когда назначается индивидуальный график итоговой и промежуточной аттестации.
    43. Законная поддержка

      Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье». Вот основные положения этого закона:

    44. Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования по заявлению родителей. И на любом этапе обучения, по решению родителей, ребенок может продолжить образование в школе (п. 2.2 «Положения»). В заявлении родителей в общеобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию) необходимо указать выбор семейной формы получения образования и причину, по которой принимается такое решение. В приказе о переводе ребенка это также отмечается.
    45. Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования (п. 2.3 «Положения»). Главное в договоре — порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором (п. 2.3 «Положения») предоставляет учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке; методическую, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию.
    46. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не усвоения учащимся учебных программ, которое может быть выявлено во время промежуточной аттестации. Перевод в последующий класс производится по результатам промежуточной аттестации (п. 3.2 «Положения»).
    47. Родители вправе сами обучать ребенка, или самостоятельно пригласить преподавателя, или обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение (п. 2.4 «Положения»).
    48. Родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (п.8 ст.40 Закона РФ «Об образовании»). В настоящее время эта сумма составляет около 500 рублей в месяц, хотя в некоторых регионах она несколько выше за счет компенсаций местной администрации.
    49. Вариант 3. Дистанционное обучение

      Во всем мире среди детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать общеобразовательные учреждения широко распространено дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения — это получение образовательных услуг без посещения школы (лицея, гимназии, ВУЗа) с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, ТВ и Интернет. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. В нашей стране дистанционная форма получения среднего образования пока внедряется лишь в некоторых школах в виде эксперимента. Узнать о наличии таких «экспериментальных» школ в вашем районе можно в региональном департаменте образования.

      Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 года N 11-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает возможность получения образования дистанционным способом. Но для внедрения системы дистанционного образования в школы необходимо время. Во-первых, учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, подтверждающую право данного учреждения предоставлять услуги дистанционного образования. Во-вторых, пока еще не разработаны единые программы по дистанционному образованию и специальная литература. И в-третьих, во многих школах нашей страны отсутствует необходимая техника и специалисты для внедрения этих программ. А вот получить высшее или среднее специальное образование дистанционным способом уже вполне реально. Практически во всех крупнейших учебных заведениях (ВУЗах, колледжах, техникумах, и.т.д.) действует факультет дистанционного образования.

      Необходимо помнить, что у вас всегда есть право выбора. Независимо от того, какой из вариантов домашнего обучения вы выбрали, ребенок в любой момент может перейти с домашнего обучения на обычную форму, (то есть, как и его сверстники, ходить в школу). Для этого ему необходимо лишь пройти аттестацию за ближайший отчетный период (учебный год, полугодие, четверть).

      Законодательным основанием для возможности и порядка перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья служит:

      часть 1 п. 2 статьи 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;

      Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

      Статья 63 «Общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

      Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;

      Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

      Что такое домашнее обучение по состоянию здоровья

      Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательное учреждение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.

      Домашнее обучение по состоянию здоровья — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его обучение и успешную аттестацию. В то время как рассмотренная в предыдущем материале «Семейное образование: Компенсации родителям за семейное обучение?» форма «семейного обучения», предусматривает открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей.

      В отличие от семейного обучения дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.

      Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

      Правовые нормы перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

      В соответствии с принятым в 2012 году Законом об образовании дети могут получать общее образование как в образовательных учреждениях, так и вне их.

      Ребенок по медицинским показаниям имеет право:

    50. на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании».
    51. Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает:

    52. перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.
    53. Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы для домашнего обучения возможно в том случае, если:

      у ребенка имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени;

      одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего ребенка при проведении медико-социальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

      Исходя из приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н:

    54. вторая степень ограничения способности к обучению предполагает необходимость обучения на дому.
    55. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

      Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

      Напомним, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к основным общеобразовательным программам относит:

    56. образовательные программы дошкольного образования,
    57. образовательные программы начального общего образования,
    58. образовательные программы основного общего образования и
    59. образовательные программы среднего общего образования,
    60. т.е. те образовательные программы, которые должны осваиваться детьми в школе.

      Таким образом, если у ребенка есть заболевание с той особенностью течения, которое изложено в приказе 436н, он имеет не только право на домашнее обучение, но и может претендовать на статус ребенка инвалида.

      Почему может претендовать:

    61. потому что необходимо еще и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое должно подтвердить нуждаемость в таком виде обучения, то есть в домашнем обучении.
    62. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам:

      Утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н

      Новообразования
      1. C00 — C97 Злокачественные новообразования В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации
      Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
      2. D60 — D61 Апластические анемии В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга
      3. D66 — D67 Нарушение свертываемости крови Тяжелой степени
      4. D69 Пурпура и другие геморрагические состояния Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1
      5. D89 Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
      Болезни эндокринной системы
      6. E10 Сахарный диабет I типа Тяжелой степени
      Психические расстройства и расстройства поведения
      7. F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
      8. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга
      9. F20 — F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
      10. F30 — F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
      11. F70 — F79 Умственная отсталость
      12. F84 Общие расстройства психологического развития Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
      13. F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
      14. F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта)
      15. F98.1 Энкопрез неорганической природы Тяжелой степени, исключается каломазание
      16. F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)
      Болезни нервной системы
      17. G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
      18. G24.1 Идиопатическая семейная дистония Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии (более 1 месяца)
      19. G24.2 Идиопатическая несемейная дистония
      20. G25.3 Миоклонус
      21. G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством
      22. G25.5 Другие виды хореи
      23. G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
      24. G31.8 Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске
      25. G35 — G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы
      26. G40 Эпилепсия Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца)
      27. G43 Мигрень Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней)
      28. G71.0 Мышечная дистрофия Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
      29. G71.2 Врожденные миопатии
      30. G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках
      31. G71.8 Другие первичные поражения мышц
      32. G72.8 Другие уточненные миопатии
      33. G80 Детский церебральный паралич
      34. G82 Параплегия и тетраплегия
      Болезни глаза и его придаточного аппарата
      35. H16 Кератит Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
      36. H20.1 Хронический иридоциклит
      37. H30 Хориоретинальное воспаление
      38. H46 Неврит зрительного нерва
      39. H33 Отслойка и разрывы сетчатки В течение 1 года после хирургического лечения
      40. H40.3 — H40.6 Глаукомы Терминальная стадия
      Q15.0 Врожденная глаукома
      Болезни системы кровообращения
      41. I50 Сердечная недостаточность Стадии II, III
      Болезни органов дыхания
      42. J43 Эмфизема Тяжелой степени; состояние после трансплантации легкого
      43. J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь
      44. J96.1 Хроническая респираторная недостаточность II, III степени тяжести
      Болезни органов пищеварения
      45. K50 — K52 Неинфекционный энтерит и колит Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением
      46. K72.1 Хроническая печеночная недостаточность Тяжелой степени
      47. K74 Фиброз и цирроз печени Состояние после трансплантации печени
      Болезни кожи
      48. L10 — L14 Буллезные нарушения Тяжелой степени
      49. L20 — L30 Дерматит и экзема Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
      Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
      50. M05 — M14 Воспалительные полиартропатии Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
      51. M24 Другие поражения суставов Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей
      52. M30 — M36 Системные поражения соединительной ткани В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата
      53. M91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
      Болезни мочеполовой сферы
      54. N01 — N08 Гломерулярные болезни Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки
      55. N10 — N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки
      56. N18 Хроническая почечная недостаточность Тяжелой степени
      Последствия травм
      57. T90 Последствия травм головы Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли
      58. T91 Последствия травм шеи и туловища Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске
      59. T93 Последствия травм нижней конечности
      60. T94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела

      * Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

      Порядок организации домашнего обучение детей по состоянию здоровья

      На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

    63. органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.
    64. Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06–1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

      Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:

    65. для 1 – 4 классов — 8 уроков в неделю;
    66. для 5 – 8 классов — 10 уроков в неделю;
    67. для 9 классов — 11 уроков в неделю;
    68. для 10 – 11 классов — 12 уроков в неделю.
    69. Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.

      Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.

      Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:

      желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;

      для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);

      при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

      Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:

      включая объем его учебной нагрузки,

      а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или

      путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся,

      Во время домашнего обучения школа обязана:

      предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

      условия для промежуточной и итоговой аттестации;

      документ государственного образца о соответствующем образовании.

      Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.

      Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:

      то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;

      длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.

      Порядок оформления перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья

      Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение

      Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.

      Для получения справки нужно:

      обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза;

      далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.

      Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо:

      обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и

      получить решение комиссии в назначенное время.

      В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи:

      врача, который выдал документ,

      лечащего и главного врача поликлиники, и

      круглая печать поликлиники.

      Данная справка действительна 1 год.

      Шаг 2. Изучить документы школы, в которой учится ребенок.

      Несмотря на то, что домашнее обучение официально признано, далеко не каждая школа может его предоставить. Для того, чтобы узнать возможен ли перевод на домашнее обучение по причине здоровья в школе, нужно посмотреть устав школы. Устав можно попросить у завуча школы или найти на интернет-сайте школы.

      После того как убедитесь, что школа позволяет осуществить перевод ребенка на домашнее обучение, необходимо приступать к сбору документов.

      Шаг 3. Собрать комплект документов.

      Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно собрать следующие документы:

      справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике;

      заявление на имя директора школы;

      свидетельство о рождении ребёнка;

      заявление в департамент образования.

      Чтобы написать заявление на имя директора школы понадобится помощь педагогов или завуча, так как в заявлении должен быть указан перечень предметов, которые будут изучаться ребёнком и количество их часов.

      Заявление в департамент образования стоит отправить (передать) одновременно с заявлением на имя директора. Это обусловлено тем, что несмотря на то, что школа обязана перевести ребёнка на домашнее обучение на основании врачебных показаний, директор школы может побояться брать на себя ответственность и перенаправить заявление в департамент образования.

      Шаг 4. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.

      Далее, с комплектом документов нужно прийти в школу, чтобы составить индивидуальный график домашнего обучения для ребёнка.

      В нём должны быть отображены:

      предметы и количество их часов;

      также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и

      график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.

      При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.

      Помимо индивидуального графика домашнего обучения:

      между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и

      указываются сроки контрольных аттестаций.

      Шаг 5. Получить журнал учёта проведённых занятий.

      На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий. В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. В идеальном варианте, журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.

      Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание. Это почти тот же классный журнал, только для ребёнка, обучающегося на дому.

      Если к ребёнку приходит репетитор, то пройденные темы, также должны быть отображены в журнале.

      Шаг 6. Получить аттестат.

      В отличие от семейного образования — на домашнем обучении ребёнок остаётся приписан к школе на время обучения. В зависимости от сложности заболевания, ребёнок может периодически посещать школу и общие уроки, также приходить на контрольные, промежуточные и итоговые аттестации. Всю эту информацию родители должны будут согласовывать, составляя индивидуальный график.

      Таким образом, при сдаче ОГЭ или ЕГЭ, ребёнок вместе со своим классом сдаёт экзамены в установленное время и месте. В этом случае ребёнок получает аттестат стандартного образца. В случае, если заболевание не позволяет ребёнку покинуть дом или место лечения, школа берёт на себя организацию проведения итоговых аттестаций. Экзамены могут быть проведены дома, либо перенесены в связи с ухудшением состояния здоровья ребёнка.

      Если ребёнок учится на домашнем обучении по индивидуальному графику или осваивает не полную программу, в таком случае школа также организует аттестации, согласно плану домашнего обучения ребёнка. В итоговом аттестате будут прописаны предметы, которые усвоил ребёнок.

      Порядок домашнего обучение детей по состоянию здоровья в Москве

      Каждый субъект РФ вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся домашнего обучения лиц с ограниченными возможностями. Например, в Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 № 16 (ред. от 14.12.2016). Положения данного Закона распространяются на домашнее обучение детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья.

      Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения детей на дому:

      для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому;

      обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

      обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями. Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования;

      лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы;

      коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

      Статья 7 «Обучение на дому» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

      Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу:

    Оставьте комментарий