Повышение тарифов осаго в апреле

Новые тарифы ОСАГО. Что изменилось для автовладельцев

В России с 9 января 2020 года начали действовать обновленные тарифы ОСАГО. Это первый из двух этапов проводимой ЦБ и Минфином масштабной реформы ОСАГО, которая подразумевает изменение тарифов, размеров страховых выплат, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования.

ТАСС рассказывает подробнее о нововведениях.

Как определяется стоимость ОСАГО?

Цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в установленном ЦБ диапазоне с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.
  • Также на тариф влияют и другие факторы. Например, указаны ли в полисе все водители, которые будут пользоваться машиной или управлять ее сможет любой человек, у которого есть действующие права.

    И как ЦБ изменил тарифы?

    Центробанк расширил базовый тариф на 20% вниз и вверх. Так что для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка теперь составляет 2746–4942 рублей, вместо действовавшего ранее коридора 3432–4118 рублей.

    Также с 9 января 2020 года по стажу и возрасту водителей разделили на 58 категорий, а не на четыре, как раньше. При этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизили, а молодым и неопытным — повысили. Так, например, для водителей 16–21 лет со стажем до двух лет он увеличился с 1,8 до 1,87, а для водителей в возрасте от 59 лет со стажем от трех лет он будет фактически в два раза меньше — 0,93.

    Кроме того, с 1 апреля 2020 года изменилась система присвоения КБМ. Если на эту дату у человека было несколько КБМ, то ему присвоили наименьший из них.

    Базовые ставки тарифов изменились и для других категорий водителей. Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы снизились на 10,9% — до 694–1047 рублей, для легковых автомобилей юридических лиц — они уменьшились на 5,7%, и ставка теперь составляет 2058–2911 рублей вместо ранее действовавшего диапазона 2573–3087 рублей. Тарифный коридор для такси расширился в обе стороны и составляет 4110–7399 рублей вместо прежних 5138–6166 рублей.

    А какие поправки планирует Минфин?

    Минфин изначально предлагал введение новых сроков страхования — на три года вместо одного сейчас, и трех вариантов страховой суммы:

  • 500 тыс. рублей;
  • 1 млн рублей;
  • 2 млн рублей.
  • Сейчас это 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей — за вред имуществу.

    Также ведомство хочет отменить два коэффициента:

  • по мощности автомобиля;
  • региональный;
  • и вместо этого разрешить страховщикам устанавливать цену на 30-40% отклоняющуюся от базового тарифа в большую или меньшую сторону. При этом цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

    Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

    А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

    Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ранее в 2018 году ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО.

    Регулятор добавил ряд новых правил. В частности:

    • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
    • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
    • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
    • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
    • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.
    • Центробанк рассчитывал, что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничества.

      Когда заработает вторая часть изменений?

      Второй этап реформы, требующий законодательных изменений, был анонсирован на 2020 год. Минфин рассчитывал внести законопроект в Госдуму в осеннюю сессию в 2018 году, но не успел это сделать.

      Представитель ведомства рассказывал, что из-за замечаний законопроект пришлось дорабатывать. В итоге документ внесли в Госдуму только в июле 2020 года.

      В чем цель реформы?

      ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

      Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

      Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. ЦБ уточнил, что нововведения, заработавшие в январе, не позволяют в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.

      Что ждать водителям?

      Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы.

      Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг. Ранее в ЦБ оценивали, что средняя цена полиса в результате введения новых тарифов может вырасти не более чем на 1,5%. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), рост сборов страховщиков составит около 5%.

      Кроме того, нововведения помогут «очистить» рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

      А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

      Что изменится с 1 апреля

      В новом месяце в стране проведут индексацию социальных пенсий, а также предоставят дополнительные возможности для покупателей страхового полиса ОСАГО. Кроме того, в России полностью откажутся от аналогового телевидения, а у некоторых авиакомпаний появятся тарифы «без багажа». Подробности – в нашем материале.

      Весенний призыв

      Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко

      1 апреля в России снова начинается военный призыв. Он продлится до 15 июля, и на службу в армию, как и всегда, примут молодых людей от 18 до 27 лет, признанных годными по состоянию здоровья. Срок, в течение которого призывники будут отдавать долг Родине, не изменился – 12 месяцев.

      Полностью список категорий, не пригодных для службы, можно увидеть на официальном сайте министерства обороны.

      Индексация социальных пенсий

      С 1 апреля увеличится размер пенсий по государственному обеспечению. В этом году коэффициент индексации составит 1,2.

      Надбавки получат люди, которым выплачивают социальную пенсию вместо страховой. Кроме того, выплаты повысятся у инвалидов, сирот, работников летно-испытательного состава, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, у ветеранов и других категорий граждан, которым положены социальные отчисления. Всего индексация затронет около четырех миллионов человек.

      В результате социальная пенсия в среднем вырастет на 182 рубля и после повышения составит 9 266.

      «Бонус-малус» и покупка ОСАГО

      Фото: ТАСС/Алексей Смышляев/Интерпресс

      Согласно новым правилам, вступающим в силу в апреле, автовладельцы смогут сами выбрать компанию-страховщика при покупке полиса ОСАГО через системы «Единый агент» и «е-Гарант». Ранее в таком случае за них этот выбор делался автоматически: клиенты распределялись между компаниями случайным образом по номеру транспортного средства. Со 2 апреля при покупке бумажного полиса с помощью «Единого агента» владельцам транспортных средств будет предлагаться список доступных компаний-страховщиков прямо в офисе. А для тех, кто заказывает полис в интернете с помощью системы «е-Гарант», перечень доступных компаний высветится на экране.

      Однако в день каждый страховщик сможет продать лишь ограниченное количество полисов. Сколько именно – будет прямо пропорционально зависеть от доли компании на рынке. Когда лимит выданных полисов в день будет исчерпан, компания исчезнет из реестра и снова появится там только на следующий день.

      Кроме того, с начала апреля в силу вступают изменения системы присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) . Напомним, при расчете цены полиса ОСАГО он дает скидку тем автовладельцам, которые не являлись участниками ДТП. Теперь коэффициент не будет обнуляться во время перерыва в вождении, скидка или, наоборот, надбавки будут сохраняться. Пересчитываться КБМ будет только раз в год – 1 апреля, и в течение года меняться не будет.

      Подробности страхования жизни

      Центробанк обязал страховщиков рассказывать россиянам обо всех рисках и самых важных условиях, связанных с приобретением полиса страхования жизни. Теперь во время оформления документов агенты компаний должны четко и ясно донести до клиентов, что высокая доходность по программе такого страхования не является гарантированной. А этот пункт чаще всего привлекает россиян в таких полисах – их расценивают как долговременные инвестиции. И такой исход, правда, не исключен, но и не обязателен – это и должны будут разъяснить всем.

      Более того, до клиентов в обязательном порядке должны будут донести информацию о принципах начисления инвестиционного дохода при приобретении инвестиционного страхования, а также о порядке и возможностях расторжения договора с компанией. Кроме того, пользователь должен понимать, что данные инвестиции не являются вкладом, а значит, и не страхуются через Агентство страхования вкладов. Все эти обязанности лягут на плечи страховщиков с 1 апреля согласно указанию руководства Центробанка.

      Увеличение перечня продуктов для льготной ставки НДС

      В апреле также обновится список товаров, для которых действует льготная ставка НДС – 10% против стандартных 20%. В основном в перечень входят большинство продовольственных продуктов, медицинские товары, товары для детей и продукты первой необходимости. Теперь список пополнится: некоторые категории дополнят, в перечне появятся, например, декоративные корма для рептилий, детское тесто для лепки, кровати-манежи, вязаные варежки. А для некоторых товаров льготы, наоборот, упразднят: например, из перечня исчезнут некоторые жиры и животные масла, использующиеся для пищевых целей.

      Также изменится формат соответствующей документации. В начале месяца появятся новые бланки продаж, дополнительные листы к ним, а также электронный формат документов. Пользоваться обновленной книгой можно будет только во втором квартале этого года. С 1 апреля также будут действовать новые бланки по освобождению от НДС.

      Электронные талоны в аэропорту

      Фото: ТАСС/Артем Геодакян

      В апреле в международном аэропорту Шереметьево начнут обслуживать посетителей по электронным посадочным талонам. По словам генерального директора авиаузла Михаила Василенко, систему уже протестировали, и она готова к работе.

      Использование электронных талонов не только увеличит пропускную способность аэропорта, но и поможет сэкономить время самих пассажиров. Получить их путешественники смогут, воспользовавшись интернетом. Во время прохождения онлайн-регистрации пассажирам будет предоставляться электронный посадочный талон, по которому и можно будет пройти в стерильную зону аэропорта.

      При этом отказываться от стандартных «бумажных» билетов не планируют. Такой способ будет все еще предпочтительнее для россиян, которые не часто пользуются авиаперелетами. А для тех, кто еще не привык полагаться на технику и электронные билеты, в аэропорту по-прежнему останется возможность распечатать посадочный талон.

      Услуга «без багажа»

      Фото: Москва 24/Александр Авилов

      В начале апреля пассажиров авиарейсов ждет и другое нововведение. На ряде направлений авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия» появятся тарифы «без багажа». Линейку услуг обновят по просьбе пассажиров, которые любят летать налегке.

      Раньше людям, путешествующим только с ручной кладью, приходилось оплачивать и перевозку отсутствующего регистрируемого багажа. Теперь пассажиры смогут сэкономить: благодаря новым тарифам снизится стоимость билетов экономкласса, на некоторых направлениях цена может упасть на 30%. Кстати, для пассажиров, привыкших путешествовать с багажом, ничего не изменится.

      Куда можно полететь: на рейсах «России» безбагажные тарифы введут на среднемагистральных направлениях, а у «Аэрофлота» обновленный билет можно будет купить для полетов в Берлин, Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, Ганновер, Дрезден, а также в Рим, Милан, Венецию, Болонью, Неаполь и Верону.

      Прощание с прошлым

      Фото: ТАСС/Василий Кузьмиченок

      В апреле жители России окончательно простятся с аналоговым телевидением. Полный переход на цифровое вещание планируется совершить уже к середине месяца.

      99% горожан столицы никакой разницы не заметят, так как они уже давно отказались от аналогового сигнала телевидения. Понять, какой сигнал на вашем телевизоре, просто: если рядом с логотипами центральных каналов вы видите букву «А», значит необходимо подключить цифровой сигнал.

      Изменения в расписании пригородных поездов

      Фото: Москва 24/Антон Великжанин

      Апрель знаменуется также началом дачного сезона. А значит, изменится и расписание пригородных поездов, чтобы справиться с потоками москвичей, отправляющихся на природу.

      Таким образом, запустят дополнительные 19 электричек и продлят маршруты следования 12 пригородных поездов, а 14 электричек будут ходить с новой периодичностью. Изменения затронут Горьковское, Казанское, Киевское, Павелецкое, Рижское и Савеловское направления Московской железной дороги (МЖД).

      Узнать обо всех изменениях в маршрутах вы сможете на официальном сайте Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), а также в мобильном приложении перевозчика, на железнодорожных станциях и остановочных пунктах.

      Московский зоопарк продержит двери открытыми дольше

      Фото: портал мэра и правительства Москвы

      Наконец, с 1 апреля изменит режим работы и Московский зоопарк. Теперь он будет открыт для посетителей ежедневно с 8:00 до 19:00, а кассы будут работать до 18:00. Возможно, скоро и московские медведи, наконец, проснутся.

      Тарифы ОСАГО: на сколько подорожает «автогражданка»

      Базовый тариф по ОСАГО с 12 апреля 2015 года будет повышен на 40-60% без учета региональных коэффициентов, а с учетом их влияния, стоимость полиса может вырасти более чем на 100%, подсчитали эксперты.

      Полисы ОСАГО стали недоступными для населения во многих регионах России из-за убыточных тарифов. При этом страховые компании часто предлагают полисы ОСАГО в пакете с другими услугами с целью компенсировать свои потери.

      Российские власти в 2014 году приняли ряд мер стабилизации рынка ОСАГО, но, по словам заместителя председателя ЦБ Владимира Чистюхина, курирующего страховой рынок, этих мер оказалось недостаточно.

      В феврале 2014 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с ЦБ обеспечить внесение изменений в профильный закон, чтобы повысить уровень страховой защиты для граждан и остановить развитие кризиса на этом рынке.

      Об очередном этапе реформы ОСАГО и новом расчете стоимости полиса читайте в специальном материале ТАСС.

      Почему повышается базовый тариф

      Рост базового тарифа на оплату услуг страховщиков связан с повышением размера страховых выплат за причиненный вред пострадавшим в ДТП, предусмотренным мартовским постановлением правительства РФ.

      Размер выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в результате ДТП, с 1 апреля вырастет более чем в три раза ­ со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

      При этом расчет будет производиться по специальным формулам, которые будут оценивать в рублях ту или иную травму.

      Новые правила обязывают страховщиков выплачивать определенные суммы на основании таблицы выплат сразу после получении диагноза и до выставления счета за лечение. Если пострадавшему придется платить за лекарства или процедуры

      сверх уже оплаченных трат, то он сможет востребовать их со страховщика. И еще одно нововведение. Если раньше претендовать на выплату по случаю смерти потерпевшего мог только иждивенец, то теперь любые родственники погибшего смогут рассчитывать на страховую выплату.

      Поправки будут касаться только тех, кто будет заключать договора ОСАГО после 1 апреля.

      Стоимость полиса: влияние коэффициентов

      На величину стоимости полиса будут влиять так называемые территориальные и другие коэффициенты, вступившие в силу 1 апреля 2015 года.

      Например, по территориальности для Москвы он составляет 2. То есть 40-­60% можно умножать на два. Вместе с тем, влияние региональных коэффициентов может быть как повышательным, так и понижательным.

      По словам заместителя председателя ЦБ Владимира Чистюхина, в 11 регионах РФ, где была показана экстремальная убыточность свыше 100%, — коэффициенты повышаются, но не более чем на 20-25%, в 10 регионах — снижаются, не более чем на 41%.

      Для молодых водителей, стаж которых ниже трех лет, для водителей, возраст которых ниже 22 лет, установлены свои коэффициенты, которые поднимают стоимость страховки более чем в полтора раза.

      К этому страховщики добавляют коэффициенты по мощности двигателя и по количеству аварийных случаев.

      Вместе с тем, Чистюхин заверил журналистов, что рост стоимости полиса ОСАГО с учетом увеличения региональных коэффициентов не превысит 100%.

      Страховщики: повышения тарифа на 30% недостаточно

      Реформа ОСАГО регламентируется законом, принятым Госдумой в июле с 2014 года. Принятию этого закона предшествовали почти три года обсуждений и согласований, полностью все изменения должны заработать в России лишь в 2020 году.

      В рамках реформы, с 1 октября 2014 года стоимость полиса выросла на 25­30%. При этом страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить имущественный вред по ОСАГО, увеличилась со 120 тыс. до 400 тыс. рублей.

      В 2015 году изначально планировалось увеличение тарифов на 30%.

      Однако автостраховщики тогда заявили, что такое повышение недостаточно для стабилизации ситуации на рынке, так как в 40 регионах России ОСАГО стало убыточным.

      Участники страхового рынка указали, что для очередного раунда стабилизации рынка «автогражданки», повышение базового тарифа должно быть более значительным, чем годом ранее.

      «Необходимо учесть инфляционную составляющую, изначальную неоцененность тарифа, все эти факторы в совокупности указывают на необходимость повышения тарифа более чем на 60%», — сказал глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

      Дефицит тарифа по ОСАГО к весне 2015 года может достичь 56%, такую оценку привел глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.

      «С учетом уже вступивших в силу поправок в ОСАГО, а также с учетом изменения порядка осуществления таких выплат по жизни и здоровью недостаточность тарифа в ОСАГО составит 56%», — сказал он.

      В начале марта Банк России признал, что увеличение стоимости полисов ОСАГО в 2015 году может превысить запланированные 30% из-за девальвации рубля.

      «В настоящее время мы заканчиваем процедуру обсуждения относительно тарифа. Мы не собираемся учитывать все пожелания страховщиков, но, тем не менее, 30-процентный порог придется превысить», — сказал Чистюхин на пресс-конференции.

      Депутаты: тарифы нужно заморозить до 2017 года

      Против повышения тарифов ОСАГО выступили депутаты Госдумы от ЛДПР. Депутаты фракции внесли в Госдуму проект закона о замораживании до 2017 года тарифов ОСАГО.

      По словам замруководителя фракции либерал-демократов Ярослава Нилова, инициатива предлагает «ввести мораторий на повышение тарифов ОСАГО» и «заморозить существующие на 1 января 2015 года тарифы и коэффициенты ОСАГО, оставив их неизменными до 1 января 2017 года».

      По словам парламентария, «ЛДПР категорически против постановки вопроса о росте тарифов ОСАГО». «В сегодняшний непростой период автовладельцы и так страдают от отсутствия парковок, штрафов, «эвакуационной войны». В этих условиях поднимать вопросы о подорожании ОСАГО неуместно», — подчеркнул он.

      Нилов добавил, что «страховым компаниям нужно сначала выполнить прежние обещания, организовать текущую работу без нареканий и жалоб, и только потом ставить на повестку дня возможное увеличение стоимости своих услуг». «Причем обсуждаться это должно максимально широко, в том числе и на парламентских слушаниях», — заключил депутат.

      В Москве резко подорожали полисы ОСАГО

      «Альфастрахование» и «Ингосстрах» на прошлой неделе повысили ставки тарифов ОСАГО для населения, следует из опубликованных на сайтах обеих компаний приказов. «Альфастрахование» подняло тарифы 21 мая, «Ингосстрах» – 23 мая. Причем ставки у обеих компаний выросли на одну и ту же величину: на 14%, с 3600 руб. до 4118 руб. После майских праздников тарифы в столице поднял «Росгосстрах», рассказал его представитель: на 11%, с 3699 руб. до тех же 4118 руб. На основе базовой ставки рассчитывается итоговая цена полиса – с поправкой на возраст, стаж и аварийность водителя и прочие коэффициенты.

      «Альфастрахование», «Росгосстрах» и «Ингосстрах», по данным Российского союза автостраховщиков, в январе – апреле заняли соответственно 1-е, 2-е и 4-е места по сборам ОСАГО.

      До сих пор цены на полисы снижались. С начала года средняя стоимость ОСАГО уменьшилась на 5,62%, следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). По его последним данным, за первые четыре месяца средняя стоимость полиса составила 5219 руб. – на 311 руб. меньше, чем в январе – апреле 2018 г.

      Примеру крупнейших страховщиков их конкуренты пока не последовали. ВСК 20 мая пересмотрела свои цены на ОСАГО, но оставила неизменной ставку для столичных автомобилистов – 3590 руб., рассказывает вице-президент компании Василий Бусаров. Среди крупных страховщиков самый низкий тариф ОСАГО для Москвы у «Согаза», у которого с 14 мая он составляет 3390 руб., говорится в приказе компании. У «РЕСО-гарантии» в Москве этот показатель составляет 4118 руб., но такой тариф действует еще с начала года, говорит ее представитель.

      Стоимость запчастей растет, это приводит к росту средней выплаты по ОСАГО как в Москве, так и в других регионах, что снижает рентабельность бизнеса, объясняет директор департамента обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров. По этой причине компания вернулась к ставке в Москве до уровня, который уже действовал до 9 апреля, добавляет он. Представитель «Росгосстраха» повышение тарифа в Москве оправдывает убыточностью ОСАГО и действиями других страховщиков. Гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков комментировать изменения тарифов не стал, а представитель «Ингосстраха» на запрос «Ведомостей» не ответил.

      Повышение тарифов ожидаемо, но изменение ставок только в Москве выглядит не совсем обоснованно, считает директор группы финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин: «Москва никогда не относилась к территориям с высокой убыточностью». С ним соглашается и управляющий директор отдела страховых и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Алексей Янин. Это подтверждают и данные РСА. Москва с точки зрения убыточности по ОСАГО на 41-м месте из 86 регионов, говорится в рейтинге союза по итогам 2018 г.

      В ОСАГО в целом наблюдается рост убыточности, в частности за счет увеличения частоты выплат, замечает директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова. Москва – один из самых прибыльных регионов в ОСАГО и повышение тарифов в столице «является в некотором смысле мерой экстренного реагирования в ответ на рост убыточности со стороны компаний», считает она. За счет Москвы страховщики пытаются получить дополнительную прибыль, но повышение тарифов может лишить их части клиентов, которые перейдут к конкурентам с более низким тарифом, полагает Бредихин.

      На Москву приходится четверть сборов ОСАГО, добавляет Янин.

      ЦБ не комментирует тарифную политику отдельных страховщиков, но будет внимательно следить за ситуацией на рынке ОСАГО, сказал «Ведомостям» его представитель. Он отмечает, что на цену ОСАГО влияет множество факторов. Так, с 1 июня в ОСАГО начнет работать омбудсмен, «что также может оказать влияние на цену полиса», опасается представитель ЦБ. Споры по ОСАГО для страховщиков будут платными в случае удовлетворения жалобы клиента.

      Список компаний, повысивших тарифы в Москве, может пополниться. ВСК по итогам I квартала отмечает рост убыточности и поэтому планирует увеличение тарифов, в том числе в Москве и Подмосковье, рассказывает Бусаров. «РЕСО-гарантия» никаких глобальных тарифных изменений не планирует, так как регулярно мониторит ситуацию с убыточностью и точечно меняет цены в отдельных секторах рынка и регионах, сказал ее представитель.

      События года

      Страхование

      Финансы

      Энергетика

      Бизнес

      Здравоохранение

      Недвижимость

      Нефть и газ

      Образование

      Промышленность

      Технологии

      Эксперт: Полис ОСАГО подорожает для 15-20 процентов водителей

      — С 9 января 2020 года стартовала реформа ОСАГО, которую активно обсуждали в прошлом году. Основная идея реформы — сделать тариф более индивидуальным, зависящим от уровня риска конкретного водителя.

      Первые два изменения вступили в силу 9 января. Это расширение тарифного коридора на 20 процентов в обе стороны и изменение коэффициента возраста и стажа. Нижняя граница коридора для легковых автомобилей физических лиц теперь составляет 2746 рублей (ранее — 3432 рубля), верхняя — 4942 рубля (ранее — 4118 рублей).

      Коэффициент «возраст-стаж» по новым правилам рассчитывается по 58 категориям вместо 4. Вместо двух вариантов возраста и двух вариантов стажа теперь используется по 8 градаций в каждой категории. Максимальное значение коэффициента составляет 1,87, минимальное — 0,93. В отличие от ранее действовавшего принципа применяются не только повышающий, но и понижающий коэффициенты. Для водителей старше 35 лет с опытом вождения более 3 лет, а также для категории 30-34 года со стажем более 10 лет коэффициент снизился. Повышение коснулось в основном молодых и неопытных водителей.

      Следующее изменение, касающееся коэффициента «бонус-малус» (КБМ), вступит в силу 1 апреля. Водитель сможет выбрать более выгодный для себя коэффициент, также он не будет обнуляться при перерыве в вождении. С периодичностью один раз в год КБМ будет пересчитываться с учетом убытков, произошедших за этот год.

      Ожидания страховщиков в отношении реформы позитивны: около 10 миллиардов рублей дополнительных премий в год, что составляет примерно пять процентов премий. Ожидания ЦБ в три раза ниже (+1,5 процента премий), но увеличение средней стоимости полиса не подвергается сомнению. В результате первого этапа реформы полис подорожает для 15-20 процентов водителей. Пока лидеры сегмента либо оставили базовые тарифы без изменений (в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях), либо повысили их для большинства субъектов РФ. Увеличение коснулось и нетоксичных регионов, что объясняется как стратегией регионального развития (данный субъект РФ не входит в число территорий присутствия), так и желанием скомпенсировать убытки предыдущих периодов. При этом страховщики обязаны сообщать Центральному банку об изменении ставок и публиковать их на своих сайтах.

      Снижение стоимости полиса могут ожидать аккуратные водители старше 30 лет, но не во всех регионах. При этом стоимость уменьшится в большинстве случаев не за счет базового тарифа (по расчетам РСА, снижение базовых ставок коснется около 20 регионов), а за счет коэффициентов. По мере дальнейшей реализации реформы страховщики будут конкурировать за малоубыточных клиентов, прежде всего за счет цены. Идеальных тарифов ждать не стоит, но без сомнения новая тарификация будет более справедливой. В то же время при серьезном увеличении цены для аварийных водителей возможен сценарий отказа от покупки полиса. В этом случае необходимо изменение системы штрафов и контроля за наличием полиса (например, с помощью камер).

      Купить полис ОСАГО станет проще. В 2018 году ОСАГО стало драйвером интернет-продаж, в 2020 году тенденция сохранится. Только семь процентов интернет-продаж приходится не на ОСАГО. Если в целом по рынку интернет-канал приносит страховщикам около пяти процентов премий, то в сегменте ОСАГО доля электронных продаж выше 30 процентов. Со 2 апреля 2020 года вносится изменение в систему «Единый агент»: страхователи смогут выбирать страховую компанию (но не из всех страховщиков ОСАГО, а в зависимости от квоты).

      Еще одним нововведением стала служба страхового омбудсмена. Именно выгодоприобретатели по ОСАГО будут ее первыми клиентами. С 1 июня 2020 года досудебное урегулирование через службу финансового уполномоченного станет обязательным. Работа будет строиться на безвозмездной основе для прямых клиентов, но обращения третьих лиц, которым уступлено право требования (в том числе автоюристов), будут платными. В результате ожидается снижение судебных расходов страховщиков, уменьшение доли выплат по договорам уступки права требования, что в конечном итоге положительно скажется на убыточности сегмента.

      В качестве следующих этапов реформы предлагается увеличение срока действия полиса до трех лет, возможность выбора лимитов ответственности, ликвидация территориального коэффициента и коэффициента мощности. Возможно введение коэффициентов, учитывающих нарушения правил дорожного движения, характер вождения автомобиля, а также отказ от учета износа по всем видам выплат (пока это правило применяется только при натуральном возмещении). Однако пока эти нововведения находятся на стадии обсуждения. Наиболее ожидаемые шаги, касающиеся отмены коэффициентов территории и мощности, будут реализованы в 2020 и 2021 годах соответственно.

      Сейчас на рынке осталось около 50 страховщиков ОСАГО, среди них есть компании, у которых убытки по этому виду страхования оказывают серьезное давление на финансовый результат. Но в целом ситуация в сегменте улучшается, рынок готов к переменам. Говорить о победе над страховым мошенничеством и злоупотреблении правом со стороны автоюристов рано, но решение этой проблемы уже не представляется невозможным.

      Как изменится ОСАГО в 2020 году

      Центральный банк и Минфин в 2018 г. основательно взялись за реформу ОСАГО – сперва ожидалось, что нововведения состоятся в середине уходящего года, но по разным причинам они отложились на начало 2020 г.

      Изменятся не только тарифы, но и подход к расчету цены полиса. Необходимость в реформе ее авторы и страховщики аргументируют переходом к индивидуальной цене полиса ОСАГО, но вначале многим автомобилистам придется смириться с подорожанием услуги.

      Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется умножением базового тарифа (коридор 3432–4118 руб.) на коэффициент стажа и возраста водителя (КВС), коэффициент бонус-малус (КБМ: скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии), региональный коэффициент (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и коэффициент, связанный с мощностью двигателя.

      Новый год – новые тарифы

      В январе ЦБ вводит новые тарифы ОСАГО – коридор расширится на 20% в обе стороны: от 2746 до 4942 руб. Указание ЦБ находится на регистрации в Минюсте.

      После изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 руб., говорил в мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Тарифы необходимо поменять, объяснил он, чтобы создался конкурентный рынок с хорошей ценовой и физической доступностью услуги. Повышение верхней границы тарифа поддержали страховщики – они лоббировали такое изменение все последние годы.

      Расширение коридора снизит убыточность услуги в проблемных регионах, как следствие, увеличится доступность полисов, утверждает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Благодаря этому удастся уйти от дотационного подхода и кросс-субсидирования, когда законопослушные водители одного региона платят за сверхубыточных из другого, поддерживает его член правления «Росгосстраха» Дмитрий Пурсанов.

      В большинстве регионов страховщики продают ОСАГО по верхней границе коридора. «РЕСО-гарантия» готова была снизить цену полиса для опытных водителей в 90% регионах России, но из-за убыточности молодых водителей компания вынуждена продавать полисы по максимуму, объясняет Иванов.

      Российский союз автостраховщиков проанализировал убыточность в разных регионах и выяснил, что лишь в 20 (из 85) цена ОСАГО после изменений может снизиться. По предварительным прогнозам ЦБ, расширение коридора снизит цены на ОСАГО для 80% водителей, а доля тех, для кого ОСАГО сильно подорожает, не превысит 5%. Если подорожание ОСАГО и произойдет, то средняя цена полиса вырастет максимум на 1,5%, привел в ноябре новую оценку Чистюхин. В январе – ноябре средняя цена полиса ОСАГО составила 5703 руб., по данным РСА (союз обобщает информацию от всех страховщиков ОСАГО).

      Эксперты не верят ни ЦБ, ни страховщикам. Сразу после расширения тарифного коридора средняя цена полиса, скорее всего, вырастет, считает замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов. «Никакого снижения цены ожидать не стоит», – уверен и сопредседатель Центра стратегического развития страхового рынка Александр Коваль (с 2009 по 2012 г. возглавлял Федеральную службу страхового надзора). Он напоминает, что в прошлые годы ЦБ уже расширял коридор и тогда полисы ОСАГО дешевле не становились – а сейчас не позволит это сделать и изменение курса доллара и евро, что влечет повышение цен на запчасти. Волатильность курса рубля сказывается на стоимости ремонта, соглашается президент РСА Игорь Юргенс: около 70% российского автопарка – иностранные машины, которые чинятся иностранными материалами.

      Чем моложе, тем дороже

      Одновременно с новыми тарифами ЦБ введет более гибкую систему КВС с детальной градацией: вместо действующих четырех ступеней будет 58. Как обещает ЦБ, изменения снизят КВС для опытных водителей старшего возраста, а для молодых и неопытных повысят, что скажется и на цене полиса.

      Например, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа (16–21 год, стаж вождения 0 лет) коэффициент – 1,87; для наименее рискованного сочетания (старше 59 лет, стаж более 3 лет) коэффициент будет в 2 раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для пенсионеров.

      Скидку перестанут обнулять

      С опозданием в несколько месяцев после повышения тарифов ЦБ изменит подход к применению КБМ. С 1 апреля скидка за безаварийную езду или надбавка за аварийность будет назначаться водителю раз в год и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2020 г. у автовладельца в системе данных РСА будет числиться несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий (более выгодный. – «Ведомости»). Такой подход исключит случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, сообщил ЦБ. «Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем (а не за договором. – «Ведомости») и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться», – указал ЦБ. Сейчас около 80% автовладельцев ездит безаварийно и совокупная накопившаяся скидка даст снижение цены полиса, говорит Юргенс.

      Без прописки, без мощности

      Минфин подготовил поправки, поэтапно отменяющие коэффициенты: мощности – с 1 сентября 2020 г. и региональный – с 1 сентября 2020 г. Против отмены этих коэффициентов всегда выступали страховщики, но Минфин предусмотрел льготу. Он готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2020 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. – на 40% ниже или выше. В обоих случаях максимальная цена не может превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ.

      Отмена коэффициента мощности – правильное решение, это не определяющий фактор аварийности, говорит руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Но отмена коэффициента территорий будет означать не индивидуализацию, а, наоборот, усреднение тарифа, продолжает он. В Германии, одном из эталонных страховых рынков, территория разбита на 415 регионов, каждому из которых присвоено одно из 12 значений коэффициента. «Так что и мировая практика, и здравый смысл против этого нововведения», – резюмирует он.

      Кто не в каско: москвичам придется раскошелиться на ОСАГО

      Лоббируя повышение тарифов ОСАГО, страховщики постепенно подтягивают его цену к уровню более эффективного и затратного полиса каско. Запланированное Центробанком России на эту и будущую осень новое повышение тарифов автогражданки сотрет грань между двумя несопоставимыми по качеству и рискам страховками. ОСАГО утратило адекватность тарифов, а государство теряет над ним контроль, констатируют эксперты. В ситуации разбирались «Известия».

      Каско, посторонись

      С нового года в России расширился коридор базового тарифа ОСАГО: с 3432–4118 рублей до 2746–4942 рублей. В 2003 году, еще за месяц до вступления в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», полис добровольной страховки у московских страховщиков предлагался в среднем за 1500 рублей. В июле, когда закон вступил в силу, базовый тариф был установлен на уровне 1980 рублей, а для москвичей и жителей Санкт-Петербурга (как и сейчас) сразу же применялась двойная ставка — 3860 рублей. Причем какого-либо обоснования такого коэффициента страховщики не предъявляли.

      В 2020 году без учета снижающих и повышающих коэффициентов жителям двух самых больших городов России уже придется выложить страховщикам без малого 10 тыс. рублей — и это, судя по всему, не предел.

      Оформление полисов ОСАГО в одном из офисов страховой компании

      Для примера: представители нескольких столичных страховщиков, к которым обратился корреспондент «Известий», рассчитали стоимость каско и ОСАГО для хетчбэка Ford Focus 2017 года выпуска при условии, что нет повышающих и понижающих коэффициентов. Агент «Альфастрахования» предложил каско по цене 28,5 тыс. рублей, агент «Ресо» — 36,6 тыс. рублей, Росгосстраха — 42,7 тыс. рублей, «Ингосстраха» — 36 тыс. рублей. При расчете стоимости ОСАГО практически во всех компаниях требуют прислать персональные данные по почте или через мессенджер. Несколько страховых агентов, которые согласились рассчитать стоимость автогражданки без документов, оценили полис ОСАГО на Focus в 11 тыс. рублей. На меньшую сумму не готов страховать ни один агент, хотя коридор это позволяет. В личной беседе страховые агенты поясняют, что базовую ставку устанавливает руководство и во многих компаниях она идет по верхней границе.

      Еще каких-то пять лет назад, когда средняя страховка обходилась москвичу в 3860 рублей, такой небольшой разрыв между каско и ОСАГО казался невозможным, констатирует автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

      «В 2014 году в Москве автогражданка на доступный (500–600 тыс. рублей) не мощный автомобиль в среднем стоила 4–5 тыс. рублей, каско — 40–50 тыс. рублей. Сейчас страховщики, требуя очередного повышения стоимости ОСАГО, апеллируют к падению рубля к курсу доллара. Однако тут нужно учесть существенный момент — каско, будучи существенно более затратной услугой, параллельно дешевеет», — отмечает Ифанов.

      Хорошая услуга со скидкой, плохая — с доплатой

      Слова Ифанова подтверждает исследование аналитического агентства «Эксперт РА»: средняя стоимость полиса каско во II квартале прошлого года снизилась до 34,8 тыс. рублей (-17%). По данным агентства, это абсолютный минимум за последние шесть лет. При этом каско покрывает два несравнимо более затратных риска «Угон» и «Ущерб»: оба страхуются на полную стоимость автомобиля. В ряде случаев автовладельцу даже не требуются справки из ГИБДД для возмещения ущерба, а для ремонта используются новые запчасти. ОСАГО же, возмещающее ущерб третьим лицам, несравнимо более низкая по качеству услуга: по ущербу автомобилю лимит составляет всего 400 тыс. рублей, вред здоровью — 500 тыс. рублей. При этом по полису ОСАГО нельзя получить компенсацию, если второй участник аварии неизвестен. А если водитель скрылся с места ДТП, но был задержан, то страхователю придется еще долго судиться, чтобы получить деньги за ремонт.

      А кроме того, расчет восстановительного ремонта по ОСАГО отдан на откуп Российскому союзу страховщиков, в методике которого цены на запчасти не соответствуют стоимости оригинальных заводских деталей компаний-изготовителей. Во время предпоследней реформы автогражданки страховщики пролоббировали исключение выплат наличными средствами, ремонт осуществляется преимущественно в неавторизованных автопроизводителями сервисах.

      «Каско — честная коммерческая услуга, где страховщики вежливы, конкурируют друг с другом, заманивают скидками и очень гибки по условиям договора. ОСАГО уже давно стало чем-то вроде оброка: если автомобилист приходит за этим полисом, страховщики часто с грубостью назначают ему свои условия. В регионах создают искусственно очереди, желающим быстрее — за отдельную плату. В Москве, к примеру, страховщики преднамеренно создают барьеры для страхования иногородних и мотоциклистов, потому что их не устраивает небольшая сумма за договор», — рассказывает Ифанов.

      Автогражданка в прогрессии

      Январское повышение стоимости ОСАГО на 20% — не последняя реформа этого вида страхования в этом году. В сентябре Центробанк планирует позволить страховщикам расширить тарифный коридор вниз и вверх на 30%, а с 1 сентября 2020 года — еще на 40%, сообщают «Ведомости». Таким образом, уже в следующем году средняя стоимость ОСАГО может составить около 20 тыс. рублей. И это без учета повышающих коэффициентов, а также активно лоббируемой страховщиками наценки к полису за дорожные штрафы. Подобная реформа окончательно дискредитирует ОСАГО, убежден лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

      «Причина удешевления каско очевидна — его просто перестали покупать, и в сложившейся ситуации страховщики готовы снизить цену, всё еще оставаясь в прибыли. С ОСАГО этого не произойдет, потому что эта услуга обязательная. Но в итоге дальнейшее повышение тарифов просто выведет ОСАГО из-под государственного контроля. Сейчас несколько миллионов автовладельцев покупают поддельные полисы, их будет еще больше», — заключил Похмелкин.

      Смотрите так же:  Обязанности заместителей генерального прокурора

    Оставьте комментарий