Новости
До 2020 года налог на недвижимость увеличится в несколько раз
Постепенное увеличение налога на квартиры и нежилую недвижимость от полутора до десяти раз ожидает россиян в течение ближайших пяти лет. Закон, регламентирующий это повышение, подписал президент РФ В. В. Путин 4 октября 2014 года, а текст этого закона был опубликован два дня спустя. Увеличение налоговой ставки, произойдёт потому, что документ предусматривает расчёт налога на недвижимость, исходя из кадастровой, а не инвентаризационной её стоимости. Чем старее городское жильё — тем ощутимее окажется разница перерасчёта для его владельца.
Закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» подразумевает постепенный переход в исчислении налога на недвижимость с инвентаризационной на кадастровую её стоимость до 1 января 2020 года. Его текст опубликован на Едином портале правовой информации.
Налоговая ставка по новым правилам составит 0,1% от кадастровой стоимости жилых помещений. Согласно положениям нового закона, она может быть увеличена местными городскими властями до 0,3% или полностью отменена. А база для налогообложения составит размер кадастровой стоимости жилой недвижимости минус стоимость 10 кв. м. от площади комнаты для владельца комнаты, или 20 кв. м. от общей площади квартиры для владельца квартиры, или 50 кв. м. от общей площади жилого дома для владельца дома. Этой льготой владелец недвижимости сможет воспользоваться лишь для одного объекта из каждой категории, но выбрать объект для применения вычета сможет сам. Ставка налога на офисную и торговую недвижимость составит 2% от кадастровой стоимости объекта, если его стоимость превысит 300 млн. руб., причём муниципалитеты изменить эту ставку не смогут. Ставка налога на все остальные объекты недвижимости составит 0,5%. Для смешанных типов недвижимости, в составе которых имеется жилое помещение, налоговая база уменьшается на 1 млн. руб.
В течение переходного периода до 1 января 2020 года разрешается считать налог, исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости. Момент перехода на расчёт по кадастровой стоимости субъекты РФ могут определять сами. Для более плавного увеличения налога предусмотрены понижающие коэффициенты: при переходе на расчёт налога по кадастровой стоимости в 2015 году налог на недвижимость будет уплачен с коэффициентом 0,2, в 2016 году — 0,4, в 2017 — 0,6, в 2018 — 0,8. В 2020 году понижающего коэффициента не будет.
Если владелец недвижимости сочтёт кадастровую оценку своего имущества завышенной, то ему следует обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд, которые рассмотрят его обращение в соответствии с законом «Об оценочной деятельности в РФ».
РБК приводит пример расчёта стоимости налога на недвижимость для обычной московской квартиры площадью 54 кв. м. С учётом имущественного вычета в 20 кв. м. (то есть, расчёт производится для владельца квартиры) и средней кадастровой стоимости в 160 тыс. руб. за 1 кв. м. и при применении ставки налогообложения в 0,1% налог составит 5440 руб. По оценкам департамента экономической политики и развития Москвы, первый платёж в этом случае составит 1000 руб., а при увеличении ставки до 0,3% размер среднего налога за московскую квартиру превысит 20 тыс. руб.
Но проблема в том, что инвентаризационная стоимость квартир в старых домах столицы ниже кадастровой 20-40 раз. И владельцы именно такой недвижимости, в отличие от обладателей новых квартир, почувствуют на себе увеличение налога больше всего. Глава независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин считает, что размер налога для таких собственников может вырасти 8-10 раз, а для владельцев новых квартир — в 1,5-2 раза, в зависимости от региона.
С 2020 года изменился порядок расчета налога на имущество физических лиц
С 1 января 2020 года изменился порядок налогообложения объектов капитального строительства, принадлежащих физическим лицам. Об этом сообщает ФНС в своем информационном сообщении от 18.12.2018 .
К 63 регионам, где недвижимость облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости, добавятся еще семь: Пермский край, Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области.
В этих регионах к налогообложению впервые будут привлечены объекты, права физлиц на которые зарегистрированы в упрощенном порядке без проведения техинвентаризации и определения инвентаризационной стоимости. Речь идет о садовых, дачных домах, хозпостройках площадью более 50 кв. м, гаражах и т.п.
Также в этих субъектах РФ впервые будут обложены налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости жилые помещения, введенные в эксплуатацию с 2013 года, по которым не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка. При этом будет применен понижающий коэффициент 0,2 к первому налоговому периоду расчета налога.
В 14 регионах, где налог на имущество считается по кадастровой стоимости второй год, коэффициент к налоговому периоду составит 0,4. В 21 регионе, где новый порядок применяется третий год, этот коэффициент составит 0,6. Одновременно с этим в 49 регионах, где налогообложение недвижимости осуществляется по кадастровой стоимости третий и последующие годы, будет применен коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с его суммой за предыдущий период. Исключением являются объекты торгово-офисного назначения.
В оставшихся регионах сохраняется расчет налога по инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства. Для расчета налога эта стоимость будет индексирована на коэффициент-дефлятор 1,481.
Также с 2020 года изменился порядок перерасчета налога на имущество физических лиц. Теперь независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога.
При оспаривании кадастровой стоимости сведения о ее новом значении (рыночной стоимости здания, строения, сооружения, помещения), установленном после 1 января 2020 года решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться при определении налога, начиная с периода налогообложения объекта недвижимости по оспоренной кадастровой стоимости.
В сообщении ФНС также отмечается, что с 2020 года лица предпенсионного возраста получили право на льготу, освобождающую их от уплаты налога по одному объекту определенного вида.
Повышение налогов на собственность
Новый закон позволит сократить налоговые издержки россиян. Рассказываем, как изменится порядок расчета, какие льготы действуют по налогу на имущество и другие новеллы нового закона.
За что нужно платить налог
В России налог на имущество платят все физлица и юрлица, в собственности у которых есть любой из объектов капитального строительства (квартиры, дома, дачи, гаражи и машино-места, сооружения, помещения и земельные участки), в том числе объекты незавершенного строительства. За временные постройки, такие как сараи, беседки, туалеты на дачных участках и другие небольшие объекты, налог платить не требуется.
Как будет действовать коэффициент-понижатель
Сегодня налог на имущество в зависимости от кадастровой стоимости действует в 49 регионах России. В остальных пока еще применяется старая система налогообложения в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества. Налогообложение вводилось поэтапно: первые 28 экспериментальных регионов (включая столицу и Подмосковье) подключились к новой системе налогообложения в 2015 году (первый раз платили налог в 2016-м). На данный момент в этих регионах повышающий коэффициент достиг 0,6. Еще в 21 регионе налог стартовал в 2016 году — там повышающий коэффициент дорос до 0,4. В прошлом году налог на имущество в зависимости от кадастровой стоимости стали платить еще 15 субъектов.
По новым правилам в субъектах, которые достигли четвертого налогового периода (с коэффициентом 0,8), перестанут действовать формула и коэффициенты-понижатели. Рост коэффициента будет составлять не более 10%, где понижатель достигнет 0,6. То есть ограничение на рост налогового бремени почувствуют не все регионы, а только первые 28 экспериментальных начиная с 2018 года. В остальных регионах ежегодный рост налога продолжится в 20% до достижения коэффициента 0,6.
Ранее редакция подробно описала примеры расчета налога на имущество и ставки налогообложения в зависимости от стоимости и назначения имущества. Для самостоятельного расчета также можно воспользоваться калькулятором.
Гаражи уравняют в налогах
Законом уравниваются ставки налога для гаражей и машино-мест. Раньше владельцы машино-мест, расположенных в офисных и торговых центрах, платили 2% от кадастровой стоимости и льготы на них не распространялись. Теперь собственники гаражей в таких зданиях будут платить такие же ставки, как и остальные (от 0,1% до 0,3%), а льготные категории граждан получат налоговые вычеты. При этом новые правила должны распространиться на налоговый период 2017 года, который оплачивается до 1 декабря 2018-го.
Оспорить кадастровую стоимость
Новыми поправками дается возможность оспорить результаты кадастровой стоимости, если были допущены ошибки при ее расчете. Теперь оплатить налог по оспоренной стоимости можно будет не за текущий налоговый период, а с момента появления ошибки в оценке (последней кадастровой оценке). Документом запрещается проводить перерасчет суммы налога задним числом, когда новую кадастровую оценку применяли к уже текущему налоговому периоду за исключением, если налог в результате такой оценки снизится.
Когда нужно платить налог
В России установлен единый порядок оплаты налогов на имущество. Первые уведомления от налоговых инспекций россияне получат нынешней осенью. Налог необходимо оплатить до 1 декабря 2018 года. В случае просрочки предусмотрены пени, которые составляют 1/300 от текущей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. ФНС может ограничить выезд за границу в случае, если долг по налогам превысит 30 тыс. руб., а также взыскать долг из заработной платы или с банковской карточки.
Кстати, налоговики теперь не обязаны присылать уведомления, поэтому рекомендуем самим узнать сумму налога на сайте ФНС.
Какие предусмотрены льготы
Законом сохраняются все старые льготы, такие как налоговый вычет с комнаты — 10 кв. м, квартиры — 20 кв. м, частного дома — 50 кв. м (по одному объекту каждой категории). Вычет будет теперь применяться и к частям имущества (комнаты, квартиры, дома). Документом также устанавливаются новые льготы для детей-инвалидов, все старые льготные категории сохраняются.
Новое в налогообложении 2020 года
Алексей Валентинович СОРОКИН, начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ
Изменение налогового законодательства — перманентный процесс. Как правило, законодательные поправки касаются как федеральных, так и региональных и местных налогов, а следовательно, оказывают значительное влияние на доходную базу субъектов РФ и муниципалитетов.
Переходный период заканчивается
Основными собственными доходными источниками региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги. Происходящая в настоящее время реформа имущественного налогообложения предусматривает переход с исчисления платежей от балансовой стоимости имущества организаций и инвентаризационной стоимости имущества физлиц на исчисление от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, законодательством предусмотрен переходный период, в течение которого субъекты РФ должны утвердить законы об изменении порядка определения налогооблагаемой базы. В настоящее время эта работа проведена в 74 субъектах РФ, а 11 регионов в качестве налогооблагаемой базы еще используют балансовую стоимость и инвентаризационную стоимость объектов недвижимости.
В 2018 году переходный период в отношении налога на имущество физических лиц заканчивается. Поэтому уже в текущем году все оставшиеся регионы должны принять законы об установлении единой даты применения кадастровой стоимости на территории субъекта РФ, на основании которых органы местного самоуправления обязаны утвердить соответствующие нормативные правовые акты. В противном случае с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц не будет считаться установленным, поскольку инвентаризационная стоимость с указанной даты в соответствии с налоговым законодательством не применяется.
Проблемы перехода к налогообложению по кадастровой стоимости
Основную проблему перехода к применению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения обозначил Президент РФ в Послании Федеральному собранию РФ в 2018 году, отметив, что в ряде случаев кадастровая оценка не соответствует реальной рыночной стоимости. Правительству РФ было поручено разработать и внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие:
совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;
уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц.
Во исполнение данного поручения Президента РФ 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон № 334?ФЗ, определяющий, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков налога на имущество физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим годом (по расчетам за 2017 год).
Аналогичная проблема была обозначена и в Послании Президента РФ Федеральному собранию в текущем году. Она касается уже физических лиц — плательщиков земельного налога. Поручение президента реализовано Федеральным законом от 15 апреля 2020 года № 63?ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс и введена норма, предусматривающая, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога — физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим налоговым периодом (по расчетам за 2018 год).
Федеральные законы «О государственной кадастровой оценке» и «О государственной регистрации недвижимости» предписывают субъектам РФ до 2020 года перейти на новый порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. При этом оценку должно осуществлять созданное регионом государственное бюджетное учреждение. Предполагается, что это позволит повысить достоверность оценки объектов недвижимости и тем самым уменьшить число обращений собственников в суд для оспаривания установленной кадастровой стоимости. Сегодня количество таких исков достаточно велико, а суды, как правило, встают на сторону истцов, что влечет за собой негативные последствия для бюджетов.
Необходимо отметить, что по результатам новой кадастровой оценки будет рассматриваться вопрос о возможности налогообложения по кадастровой стоимости не только объектов, значащихся в сформированных субъектами РФ перечнях, а всех объектов недвижимости организаций. На сегодняшний день сроки перехода на применение кадастровой стоимости в отношении всех объектов имущества организаций не определены, так как последствия такого решения еще должны быть детально проанализированы.
Не менее важной задачей для увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов является расширение налоговой базы по имущественным налогам за счет вовлечения вновь вводимых, а также ранее не учтенных объектов недвижимого имущества в налоговый оборот путем постановки их на кадастровый учет и регистрации соответствующих прав. Для ее решения Правительство РФ поручило Минэкономразвития РФ подготовить проекты правовых актов:
по совершенствованию процедуры внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в объеме, необходимом для признания их объектами налогообложения по соответствующим налогам, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия без дополнительного взаимодействия с правообладателями;
по наделению органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для целей внесения данных сведений в ЕГРН.
Критерии недвижимого имущества разработаны
С 1 января 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс, в части исключения движимого имущества из состава объектов имущественного налогообложения. Цель нововведения — стимулирование организаций к обновлению активной части своих фондов, что в конечном итоге направлено на повышение темпов роста экономики. Безусловно, отмена налога на движимое имущество организаций не может не повлиять на доходную часть бюджета субъектов РФ. По оценке Минфина России, в 2020 году регионы недополучат 183 миллиарда рублей, по оценке Совета Федерации, выпадающие доходы субъектов РФ составят 360 миллиардов рублей. Точная цифра станет известна только после того, как будет проанализирована налоговая отчетность за 2020 год.
Серьезная проблема, которую сегодня поднимают регионы, связана с квалификацией объектов. Понятие недвижимого имущества и его состав Налоговым кодексом не определяются, а Гражданский кодекс не содержит четких критериев разграничения движимого и недвижимого имущества, что создает правовую неопределенность в вопросах отнесения отдельных объектов к тому или иному виду. Например, спорным остается вопрос о буровых скважинах, доменных печах, сталеплавильных станках, трубопроводах и т. д. В целях законодательного урегулирования данного вопроса и определения более четких признаков объекта недвижимости Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства РФ разработало проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс, прежде всего в части установления критериев определения движимого и недвижимого имущества. В настоящее время законопроект дорабатывается в Аппарате Правительства РФ и вскоре будет внесен в Государственную думу.
Льготы для предпенсионеров и многодетных семей
Изменения 2020 года коснулись также и местных налогов — земельного налога и налога на имущество физических лиц. Коррективы были приняты в целях реализации поручений Президента РФ и носят социальную направленность. Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2018 года № 378?ФЗ с 1 января 2020 года появилась новая льготная категория граждан — предпенсионеры. То есть теперь Налоговый кодекс предоставляет льготы физическим лицам, отвечающим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года, аналогичные льготам, которые есть у пенсионеров. По земельному налогу предпенсионеры имеют право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости шести соток, а по налогу на имущество физических лиц им предоставляется льгота на один объект соответствующего вида: дом, квартиру или гараж.
Упомянутый выше Закон № 63?ФЗ предусматривает предоставление физлицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, налогового вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. Кроме того, эти семьи получают дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере пяти квадратных метров в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и семи квадратных метров в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Механизм «двух ключей»
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагают расширение практики применения механизма «двух ключей». Механизм «двух ключей» — это передача с федерального на региональный и местный уровни полномочий по установлению налоговых льгот по региональным и местным налогам. В прошлом году в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие передачу субъектам РФ полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективного имущества, движимого имущества и имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря.
Также в 2018 году Минфин России подготовил законопроект, который предусматривал передачу регионам полномочий по установлению льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу в отношении резидентов особых экономических зон, управляющих компаний особых экономических зон и участников свободных экономических зон. Однако работа над указанным законопроектом приостановлена в связи с тем, что Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона, устанавливающий единый механизм развития территорий. Этот механизм включает в себя также и меры налогового стимулирования. По решению Правительства РФ вопрос о целесообразности доработки первого законопроекта будет рассмотрен по итогам анализа законопроекта Минэкономразвития России о едином механизме развития территорий.
Справка
В 2014 году налог на имущество организаций исчислялся от кадастровой стоимости объектов торгового и административно-делового назначения в четырех субъектах РФ, в 2015 году — в 28 субъектах, в 2017 году — в 56 субъектах, в 2018 году — в 70 субъектах, в 2020 году — в 74 субъектах РФ.
В 2015 году налог на имущество физических лиц исчислялся от кадастровой стоимости объектов недвижимости в 28 субъектах РФ, в 2017 году — в 61 субъекте РФ, в 2018 году — в 70 субъектах, в 2020 году — в 74 субъектах РФ.
Туристический сбор
В настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по введению так называемого курортного сбора. Сейчас в нем участвуют четыре региона РФ, но ряд субъектов уже предложили расширить этот инструмент и сделать его не курортным, а туристическим. Инициатива поддержана Президентом РФ. Минфин России соответствующий законопроект подготовил. Предполагается, что в конце мая — начале июня этот документ будет внесен в Правительство РФ.
Налог на имущество людей может быть снижен
Законопроект, ограничивающий рост налога на недвижимость, внесла в Госдуму группа депутатов во главе с ее председателем Вячеславом Володиным. В нем предложено отказаться от запланированного повышения налоговых платежей, взимаемых с населения, и ограничить их рост из-за пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего им имущества.
Доработать методику кадастровой оценки поручал президент Владимир Путин в марте по итогам послания Федеральному собранию. Некоторые высокопоставленные госслужащие были неприятно удивлены, когда увидели, как растет в их платежках налог, рассказывали «Ведомостям» чиновники.
Также проект предлагает запретить пересчитывать уже выплаченный налог, который был рассчитан с ошибками. А если оценка была оспорена, то налог должен пересматриваться за все время, а не с года подачи заявления. Ошибки в кадастровой оценке встречаются очень часто из-за плохого наследства от БТИ, рассказывает Каминский, только в Московской области у 76% объектов не обозначен год постройки, а 40% земельных участков не имеют границ.
В 2015 г. кадастровая стоимость заменила более низкую инвентаризационную для расчета налога на недвижимость людей в 28 регионах, с тех пор их число превысило 60. Общая ставка налога – 0,1%, регионы могут обнулить ее или увеличить, но не более чем втрое. Чтобы нагрузка не выросла слишком резко, был установлен переходный период. Первые четыре года сумма налога, которая рассчитывается по кадастровой стоимости, уменьшается на понижающие коэффициенты: в первый год – 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8. С пятого года скидка отменяется и нужно платить полную сумму налога. К этой сумме также прибавляется налог, рассчитываемый по инвентаризационной стоимости, но его доля, напротив, постепенно сокращается и на пятый год обнулится.
И тем не менее для многих нагрузка выросла ощутимо, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Чем ближе к центру, тем больше кадастровая стоимость в Москве, говорит председатель совета директоров «Бест-новостроя» Ирина Доброхотова, больше других пострадали жители ветхих и изношенных домов в центре. А также жители новостроек с апартаментами, которые приравниваются не к жилой, а к коммерческой недвижимости, налог с которой выше, отмечает Доброхотова.
Депутаты предлагают ввести сразу два ограничения. Первое – отказаться от повышения коэффициента выше 0,6 и сделать эту «скидку» постоянной. Это означает, что после окончательного расчета налога, его сумма будет автоматически уменьшаться на 40%. Сейчас коэффициент 0,6 (для расчета налога на 2017 г.) применяют 28 регионов, перешедшие на кадастровую стоимость с 2015 г., включая Москву, еще 21 – 0,4, 15 – 0,2.
Второе предложение депутатов – ограничить рост налога из-за пересмотра кадастровой оценки в тех регионах, где действует коэффициент 0,6. Его сумма не должна увеличиваться более чем на 10% независимо от того, как выросла кадастровая стоимость. «Пусть хоть удвоится», – говорит федеральный чиновник. Обычно налог начинает резко расти, именно когда коэффициент достигает 0,6, объясняет он. В 2017 г., например, эти доходы регионов почти удвоились.
Минфин поддерживает законопроект и участвовал в его разработке, указывает его представитель. Возможный вариант с замораживанием понижающего коэффициента называл ранее помощник президента Андрей Белоусов.
Недополучат регионы около 6 млрд руб., ссылаются авторы проекта на данные Федеральной налоговой службы. Но получат компенсацию из федерального бюджета, пообещал Володин. Этот вопрос будет решаться, отмечает представитель Минфина, не уточняя, как именно.
Доля налога на имущество людей в налоговых доходах муниципалитетов, как правило, не превышает 5%, говорит Редькин. Но оценка в 6 млрд руб. ему кажется заниженной. В 2017 г. люди заплатили 52 млрд руб. налога на имущество, если предположить, что коэффициент во всех регионах был 0,6, то с его ростом до единицы регионы должны были получить еще 34 млрд, большая часть из которых, правда, приходится на Москву, объясняет Редькин.
Новые правила выгодны людям, так как налог будет меньше, говорит председатель комиссии по кадастровой оценке Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский. Но он ограничивает финансовую самостоятельность регионов, считает Редькин. «История про то, что регионам дают какую-то власть в плане налоговой политики, скорее лукавство – сверху поступает указание, сколько собирать», – замечает руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов.