Пособие по развитию речи для детей 2-3 лет гербова

Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий Текст

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщению их к художественной литературе.

От автора

По статистическим данным в России насчитывается свыше 24 тысяч малокомплектных детских садов. Особенно много их в сельской местности и в городах областного подчинения. В последние годы во всех регионах Российской Федерации в связи с недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях всех типов увеличилось число разновозрастных групп в учреждениях с одновозрастным составом детей.

Потребность в методической литературе, направленной на решение проблем развития дошкольников в разновозрастных детских коллективах, весьма ощутима.

Данное методическое пособие адресовано работникам дошкольных учреждений, работающим в разновозрастных группах с детьми 2–4 лет.

Цель пособия – помочь воспитателям в планировании работы по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе с использованием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, а также в подборе разнообразных развивающих игр – дидактических, игр-инсценировок, игр-импровизаций, пальчиковых игр, игр-драматизаций и т. д.

Особенности речевого развития детей 2–4 лет

Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2 лет 6 месяцев малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.

Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.

Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит названную взрослым игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 1000–1200 и более слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее и равномернее.

На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2 лет 6 месяцев в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять свои впечатления, делать простые обобщения, умозаключения.

На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (количество самостоятельных высказываний ребенка за 30 минут игры) составляет 25–28 слов у детей 2 лет – 2 лет 6 месяцев, 70–80 слов – у детей 2 лет 6 месяцев – 3 лет, 110–115 слов – у детей 3 лет – 3 лет 6 месяцев (данные Г. Ляминой).

На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой. Ученый-лингвист А. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает во второй половине третьего года жизни. Данные исследований свидетельствуют, что возраст 3–4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2 лет 6 месяцев – 3 лет.

Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.

Для звукопроизношения детей в возрасте 2 лет 6 месяцев – 4 лет характерны общие особенности. В это время – «период усвоения звуков» (А. Н. Гвоздев) – наряду с правильным произношением звуков наблюдаются их искажение, пропуск, замена, смягчение.

Известно, что каждый возрастной период детства имеет свои приоритеты. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

О том, что речь малышей 2–4 лет развивается полноценно, свидетельствуют следующие показатели:

• в 2 года – 2 года 6 месяцев дети способны выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте;

• у детей 2–4 лет хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы (простые и более сложные);

• в 3 года – 3 года 6 месяцев дети начинают активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с помощью уже имеющегося у них и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои впечатления, мысли, желания;

• дети с готовностью откликаются на предложение взрослого почитать им, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Обеспечить необходимый уровень речевого развития детей педагогу поможет решение следующих задач:

• интенсивное развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок и т. п.);

• целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Эти общие задачи предусматривают решение частных задач, важных для речевого развития младших дошкольников.

• Обогащение, уточнение и активизация словаря. Говоря об интенсивном количественном и качественном росте словаря, характерном для ребенка 2–4 лет, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

– ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;

– узнает и называет предмет (действие, качество или др.) лишь в привычных для него словосочетаниях и условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ногти);

– понимает и правильно использует слова в любых доступных связях и отношениях.

К трем годам в словарном запасе ребенка есть почти все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия).

• Помощь в овладении грамматической структурой речи (правильное употребление глаголов, падежных форм имен существительных (с предлогами и без них), различение форм единственного и множественного числа имен существительных, форм настоящего и прошедшего времени глаголов).

• Воспитание звуковой культуры речи. У большинства детей 2–4 лет речь характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, многие дети заменяют твердые свистящие звуки (з, с) мягкими (зь, сь), шипящие (ж, ш, ч, щ) – свистящими (з, с).

Темпы овладения речью у детей разные. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Если к концу третьего года жизни ребенок не начал говорить, необходима консультация специалиста.

• Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах.

Особенности работы по развитию речи в младшей разновозрастной группе

Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2–4 года, 2–3 года, 3 года 6 месяцев – 4 года), показали, что в младших разновозрастных группах возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Совместные занятия с детьми 2–4 лет необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с индивидуальными формами работы в свободное от занятий время.

Совместные однотемные занятия проводят, как правило, раз в неделю. Их продолжительность не должна превышать 15 минут. В настоящем пособии некоторые занятия имеют несколько вариантов. Воспитатель может выбрать тот, который сочтет наиболее целесообразным.

Средняя продолжительность занятий с возрастными подгруппами – 6—10 минут (зависит от количества детей в подгруппе и сложности учебной задачи). Такие занятия организуются в удобное для воспитателя время. На них формируют речевые умения, особенно важные для того или иного возрастного периода.

Естественно, своевременное и полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий, которая предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с использованием стихотворных текстов, хороводные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, перед полдником и т. д.).

Один из важнейших факторов успешного овладения речью – общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают маленьких по собственной инициативе. Приведем пример.

«Смотри, это бегемот. А это крокодил плохой», – говорит девочка, показывая картинки девочке помладше. Малышка закрывает крокодила ладошкой и что-то лопочет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!» – и юная учительница снимает руку девочки с картинки и решительно перелистывает страницу книжки.

При каждом удобном случае следует предлагать кому-нибудь из старших детей проверить, как справился с заданием младший. При этом ребенок должен почувствовать уважение со стороны воспитателя, отношение к себе ка***омпетентному человеку, например: «Митя, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, какие фрукты собрал Андрейка. Если он что-то напутал, не ворчи на него, а помоги исправить ошибки». Спустя какое-то время можно сказать: «Как дела? Спасибо тебе, Митя, за помощь!»

Смотрите так же:  Генеральная доверенность на все полномочия цена

Разнообразить общение с детьми помогают стихотворения, народные песенки и потешки, прочитанные к месту и ко времени. (В планах занятий даны стихотворения, которые сделают общение с детьми содержательнее в тот или иной отрезок времени: при умывании, приеме пищи, в процессе игры, на прогулке.)

За завтраком (полдником) можно напомнить малышам потешку «Травка-муравка», на прогулке под текст соответствующей потешки попросить детей показать, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ, топ, топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала их, чем угощала.

Приведем еще несколько примеров того, как можно использовать стихотворения в ходе общения с детьми.

Воспитатель наблюдает за играющими детьми. Затем говорит: «Ой, ребята, что-то Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок, – обращается воспитатель к мальчику. – Где же ты был?» Выслушав ответ, педагог обнимает ребенка и декламирует стихотворение Н. Пикулевой «Лисий хвостик»:

Лисий хвостик
Бегал в гости.
Мосточком бежал,
Листочком дрожал.
Вернулся назад —
И рад!

Воспитатель отпускает от себя малыша, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, то прячутся от педагога, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

Воспитатель баюкает куклу. Возле него собираются малыши. Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.

Пение и игра воспитателя на музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино, балалайка, домбра и др.) очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь детям надо много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальные работники отмечают, что малыши, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников. Они умеют слушать пение и игру на инструменте, без труда и с удовольствием подпевают взрослым. Поэтому не случайно в настоящем пособии дается подборка песенок с нотами (см. Приложение).

Следует ежедневно читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые.

Очень важно наполнять жизнь детей интересными, нестандартными ситуациями, поэтому каждый раздел пособия, посвященный новому календарному месяцу, начинается с описания игр-сюрпризов. Их проводят, чтобы порадовать, позабавить, удивить детей, чтобы позже они могли рассказать о сюрпризе сотрудникам дошкольного учреждения, родителям.

Организация игр-сюрпризов – часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогут на достаточно длительное время занять одну подгруппу детей, пока педагог работает с другой частью группы.

В планах занятий представлены задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность обучения и оптимальную речевую плотность занятия.

Рассмотрим подробнее разные виды заданий и упражнений:

• чередование хоровых ответов детей с индивидуальными (малыши предупреждают кого-то об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п.; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Индивидуальных и хоровых ответов должно быть достаточно для того, чтобы малыши могли овладеть осваиваемым навыком. Так, например, куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т. п. (5–6 индивидуальных приглашений). (Когда дети говорят хором, надо следить за тем, чтобы они не кричали);

• задания, предполагающие ответ действием (найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то). Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;

• специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, предупреждают утомление, способствуют формированию игровых умений и развитию творческих способностей;

• разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом!», «Заинька, походи…», «Ладушки, ладушки…»; рассказ К. Ушинского «Гуси» и др.). Слова в сочетании с жестом чрезвычайно важны для становления речевой и умственной деятельности детей. Жест наполняет слово конкретным содержанием. В занятия включены также народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько детей (договорившись между собой) показывают какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью у самых маленьких детей пользуется русская народная игра «Зеркало», а у детей постарше – игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;

• драматизации. Чаще всего их проводят на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. В процессе этих игр важно научить детей не только произносить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать его действия мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи;

• вопросы и задания, побуждающие детей к самостоятельным инициативным высказываниям.

Известно, что в работе с малышами эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых посвящена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.).

В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено – работа с самыми маленькими и самыми старшими детьми в группе. Малыши 2 лет – 2 лет 6 месяцев из-за возрастных особенностей не могут полноценно участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все занятия по развитию речи, рекомендуемые для этого возраста. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2 лет 6 месяцев, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек) и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх.

С детьми 3 лет 6 месяцев – 4 лет необходимо проводить особую работу. Их нужно готовить к переходу в старшую разновозрастную группу. Рассмотрим основные направления этой работы.

1. Развитие фонематического слуха. Упражнения, способствующие его развитию, вводятся во второй половине года. Детей учат различать на слух и называть слова с определенным звуком. Пока воспитатель отрабатывает с младшими детьми произношение какого-либо звука, дети 3 лет 6 месяцев – 4 лет самостоятельно выполняют более сложные задания, например, находят предметы (картинки, названия которых начинаются на определенный звук [1] ).

С подгруппой четырехлетних детей следует отдельно проводить занятия по отработке трудных для произношения свистящих звуков. Занимаясь в маленьком коллективе сверстников, ребенок легче и быстрее осваивает звуки, а воспитателю проще планировать индивидуальные задания, отбирать речевой материал, определять, кто из детей нуждается в дополнительных занятиях.

2. Подготовка детей к обучению рассказыванию. В ходе специальных занятий детей учат рассматривать сюжетные картины и игрушки в определенной последовательности. При этом беседу с детьми необходимо строить таким образом, чтобы основная тема делилась на микротемы, например: «Наша кукла очень симпатичная… Наша кукла – музыкальная игрушка». На каждое высказывание педагога, характеризующее игрушку, дети подбирают «доказательства». Воспитатель обобщает все, что говорилось детьми, в маленьком рассказе. Далее он повторяет рассказ, предлагая младшим дошкольникам договаривать отдельные слова и фразы. В заключение дети 4 лет рассказывают об игрушке самостоятельно (1–2 ответа). Как правило, дети нуждаются в помощи при переходе от одной микротемы к другой. Подсказывать им следует целую фразу, например: «Наша кукла очень красивая. Продолжай…»

Итак, предложенная система работы по развитию речи у детей 2–4 лет включает:

– индивидуальные занятия с детьми.

В каждом месяце предусмотрено проведение 4 фронтальных занятий и нескольких занятий с возрастными подгруппами (их количество может быть разным).

Предполагается, что фронтальные занятия будут проводиться со всей группой детей, но если есть необходимые условия, то их можно провести поочередно с двумя подгруппами малышей (при наличии спальни, раздевалки или любой другой свободной территории, где дети могут самостоятельно играть под присмотром взрослого).

В настоящем пособии предусмотрено только четыре фронтальных занятия, в то время как «Программа воспитания и обучения в детском саду» (издание 5-е) рекомендует проводить 8 занятий в месяц с детьми 2–3 лет по развитию речи и приобщению к художественной литературе. Дело в том, что с детьми 2–3 лет нужно обязательно повторять занятия, на которых решаются новые программные задачи. Идеальная схема повторения материала – через 2–3 дня, затем – через неделю, потом – в конце месяца. Но схема может быть изменена, если педагог увидит, что материал усвоен или нужны дополнительные занятия для решения той или иной задачи.

Воспитатель может повторять с детьми 2–3 лет как материал фронтальных, так и подгрупповых занятий.

В заключение этого раздела приведем несколько советов педагогам, работающим в разновозрастной группе.

• Очень важно приучать малышей положительно реагировать на просьбу воспитателя не шуметь, не греметь игрушками, разговаривать потише, пока он занимается с подгруппой детей. Позже надо обязательно поблагодарить малышей за соблюдение договоренности, объяснив, что их товарищам (младшим или самым старшим) удалось быстро и продуктивно позаниматься. При этом не следует читать детям нравоучения.

• Разговаривая с ребенком, нужно проявлять выдержку и терпение. Если на вопрос не последовало ответа, следует повторить его и подсказать ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести слово или фразу.

Смотрите так же:  Направления адвокатов

• Если занятие «не получилось» и этот материал важен для детей, необходимо повторить занятие, проанализировав причины неудачи (воспитатель не очень внимательно прочитал рекомендации к занятию; завысил требования к детям; взял слишком быстрый темп; неудачно разместил детей и др.).

• От воспитателя зависит настроение и самочувствие маленьких детей. Следует почаще хвалить малышей, радоваться их успехам, вносить в жизнь детей что-то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Спокойное, терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого малыша – залог формирования добрых взаимоотношений у детей разного возраста. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослым. Чтобы ребенок знал, что им довольны, что у него все получается, воспитатель должен замечать его успехи на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе, воспроизвел движение).

• Следует ежедневно индивидуально заниматься с детьми, испытывающими трудности в овладении родным языком. Организовать общение с ребенком помогут следующие пособия:

– наглядно-дидактические пособия для детей 2–4 лет (Гербова В. В. Правильно или неправильно. Для занятий с детьми 2–4 лет. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008; Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 2–3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008; Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3–4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008);

– разнообразные игры на развитие мелкой моторики рук.

Валентина Гербова — Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий»

Описание и краткое содержание «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий» читать бесплатно онлайн.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка».)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев [1] приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).

Смотрите так же:  Договор финансовой аренды презентация

Рецензии на книгу « Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие » Валентина Гербова

И родители, и воспитатели довольны, да и дети в восторге от ярких рисунков.

Купила для занятий с ребенком дома. Формат плакатов большой А3, картинки красивые, яркие, понятные. Подходит для тематических бесед по картинкам. Возможно приобрету еще для садика.

Для детского сада отлично подходят. Рисунки большие и четкие. Нашей воспитательнице понравилось.

Наглядное пособие состоит из 12 плакатов формата А3 и небольшого методического пособия и может быть использовано как в качестве материала в детском саду, так и дома, однако надо иметь в виду то, что несколько плакатов относятся именно к детскому садику. Есть иллюстрации на зимнюю, новогоднюю, летнюю темы, репка, разные действия детей в помещении. Все 12 плакатов четкие, хорошего цветового разрешения, бумага плотная (не картон), слегка глянцевая.
Для более подробных занятий и интеграции материала в процесс обучения рекомендую использовать «Занятия по развитию речи» того же автора — Гербовой В.В.
Наибольший интерес у нас вызвал Дед Мороз и неправильная Репка.

Пособие приобрела, когда ребенку еще не было года. Смотрел с очень внимательно, картинки большие красочные. Предназначено, конечно, для детей постарше, темы очень актуальные для детей 2-3 лет.

Данное пособие предлагаю использовать мамам, папам и воспитателям. Оно состоит из 12 картинок по развитию речи с различными сюжетами (формат картинок А3), в которых участвуют дети. К картинкам прилагается методическое пособие, которое поможет Вам заниматься с ребенком, а это очень большой плюс. Картинки яркие, красочные, демонстрирующие типичные ситуации в отношениях между малышами и просто сюжеты из их жизни, такие как: «не дает коляску», «наряжаемся», «так нельзя», «дед мороз» и др. Сюжет достаточно насыщен действиями и эмоциями героев, от описания можно перейти к обсуждению действий и поступков детишек на картинке.
Очень интересное и полезное пособие для деток, которые учатся говорить и которые уже разговаривают.картон плотный.Примеры картинок прилагаю.

Валентина Гербова: Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие

Аннотация к книге «Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие»

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет.
В ходе занятий по этому пособию не только совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, дошкольники учатся правильно строить речевые высказывания), но и уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.
Художник-иллюстратор: В. Куркулина.

Данное пособие предлагаю использовать мамам, папам и воспитателям. Оно состоит из 12 картинок по развитию речи с различными сюжетами (формат картинок А3), в которых участвуют дети. К картинкам прилагается методическое пособие, которое поможет Вам заниматься с ребенком, а это очень большой плюс. Картинки яркие, красочные, демонстрирующие типичные ситуации в отношениях между малышами и просто сюжеты из их жизни, такие как: «не дает коляску», «наряжаемся», «так.

Наглядное пособие состоит из 12 плакатов формата А3 и небольшого методического пособия и может быть использовано как в качестве материала в детском саду, так и дома, однако надо иметь в виду то, что несколько плакатов относятся именно к детскому садику. Есть иллюстрации на зимнюю, новогоднюю, летнюю темы, репка, разные действия детей в помещении. Все 12 плакатов четкие, хорошего цветового разрешения, бумага плотная (не картон), слегка глянцевая.
Для более подробных занятий и интеграции.

Пособие по развитию речи для детей 2-3 лет гербова

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и.

  • Комментарии [0] |
  • Просмотров: 24179

В пособии представлены программа развития речи детей 2–7 лет и методические рекомендации по ее реализации в младших, средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений.

Цель пособия – последовательное, целенаправленное обучение детей родному языку, своевременная помощь ребенку в формировании звуковой культуры речи, овладении лексикой, грамматикой, связной речью. Для старших групп разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 5–6 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

  • Просмотров: 28425

    В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 3–4 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

    2-е издание, исправленное и.

  • Просмотров: 36079

    Жанр: Педагогика, Наука и Образование

    В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2–3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

  • Просмотров: 23562

    В пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

    В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

    Валентина Гербова Развитие речи в детском саду 2-3 года Наглядно-дидактическое пособие

    Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие.Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет.В ходе занятий по этому пособию не только совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, дошкольники учатся правильно строить речевые высказывания), но и уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире.Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.Художник-иллюстратор: В. Куркулина.

    Год выпуска: 2008
    Страниц: 12 (Картон)
    Тип обложки: карт — картонная обложка, картонные страницы
    Иллюстрации: Цветные

    Произведения автора Гербова

    В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по развитию речи у детей 6–7 лет. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также.

    Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

    Данная книга — вторая в комплекте хрестоматий для чтения дошкольникам. Она адресована детям среднего дошкольного возраста. Сборник включает лучшие отечественные и зарубежные произведения детской литературы, отобранные с.

    Данная книга открывает трехтомное издание универсальных хрестоматий для чтения детям дошкольного возраста. Эта хрестоматия для детей 2—4 лет включает лучшие отечественные и зарубежные произведения малых форм: фольклор.

    В пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям. Литературный.

    В ходе занятий по этому пособию не только совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, дошкольники учатся правильно строить речевые высказывания), но и уточняются и закрепляются представления детей об.

    Великая по объему и значимости для ребенка эта книга содержит множество историй, которые помогут вам развивать вашего малыша по разным направлениям (речь, Знакомство с окружающим миром, математические представления и.

    С помощью заданий, предлагаемых в книге, взрослый сможет организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию навыков активной разговорной речи. Рассматривание картинок со специально разработанными.

    С помощью альбома по развитию речи детей среднего дошкольного возраста воспи- татели и родители смогут целенаправленно осуществлять работу по формированию звуко-произношения, совершенствованию фонематического слуха и.

    С помощью этого пособия воспитатели и родители значительно расширят словарь ребенка, научат его понятно для окружающих выражать свои мысли, разовьют фонематический слух и фонематическое восприятие. Пособие может быть.

    В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по развитию речи у детей 4–5 лет. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также.

    В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по развитию речи у детей 3–4 лет.
    Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также.

    Данное методическое пособие содержит годовое примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 3–4 лет по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Планирование построено на основе интеграции всех образовательных.

    Данная книга — третья, и последняя, в комплекте хрестоматий для чтения детям дошкольного возраста. Она адресована старшим дошкольникам и продолжает знакомить с произведениями народного фольклора, авторскими сказками.

    «Польза не во многих, но в хороших книгах», — утверждали мудрые. Рассказы, стихи и сказки, собранные в этой книге, вполне по силам каждому ребёнку, кто уже одолел «Букварь».

    Дети — народ загадочный. Иногда родителям очень тяжело разобраться, почему в этот или иной момент их ребёнок поступает так, а не иначе, почему бывает, капризен, непослушен, жаден, навязчив, груб…
    Мы отобрали для этой.

    Каталог товаров

    Покупателям

    Конкурсы

    О компании

    Мы в соц. сетях

    Консультант по заказам интернет-магазина:

    Телефоны:

  • +7 (846) 331-22-33 Самара
    с 10:00 до 20:00
  • +7 (8482) 55-55-88 Тольятти
    с 10:00 до 20:00
  • © 1994-2020 Интернет-магазин «Чакона»: купить книги в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани.

    Вы можете оформить заказ в интернете или посетить наши розничные магазины. В наличии широчайший ассортимент товаров. Со многими издательствами мы работаем без посредников, поэтому у Вас есть возможность заказать самые свежие новинки и книги, которые только готовятся к выпуску. Доставка по России может быть для Вас бесплатной. Желаем удачных покупок!

    Оставьте комментарий