Обязанности ответственность и полномочия работников по охране труда

Охрана труда: что важно знать работодателю?

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу ГАРАНТ.РУ за информацией по вопросам применения отдельных положений ТК РФ, в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.
  • При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

    Специальная оценка условий труда

    Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

    Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

    Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

    Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

    Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

    Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

    В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

    Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

    Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

    Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

    При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

    А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

    Документы по теме:

    Читайте также:

    Обязанности по охране труда руководителей структурных подразделений

    Руководители структурных подразделений, в том числе заместители руководителя предприятия, начальники цехов, участков, мастера и исполняющие обязанности мастеров, а также иные руководители и специалисты, имеющие в своем подчинении каких-либо работников, несут персональную ответственность за состояние охраны труда в своих подразделениях (дисциплинарную, материальную, а в соответствующих случаях – административную и уголовную). Подчеркнем, именно они, а не специалисты по охраны труда.

    Смотрите так же:  Налог с оборота косвенный

    Специалисты по охраны труда организуют и координируют работу по охране труда на предприятии и в подразделениях, обеспечивают выполнение других возложенных на них функций, но ответственность в первую очередь несут все же их руководители. Они обязаны знать и соблюдать законодательство по охране труда и требовать этого от своих подчиненных.

    Их обязанности по охране труда не определены в каком-то одном конкретном нормативно-правовом акте, но, опираясь на целый ряд актов, можно сказать, что в пределах своих полномочий в условиях своего подразделения руководители структурных подразделений обязаны обеспечить:

  • • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, станочного и иного оборудования, машин, механизмов, инструментов, при осуществлении ими технологических процессов, при использовании в производстве сырья и материалов, как в рабочее время, так и во время технологических перерывов;
  • • наличие и исправность ограждений опасных зон, блокировок, занулений, заземлений корпусов электроустановок, отопления, освещения, вентиляционных систем и других С КЗ;
  • • принятие безотлагательных мер по предотвращению травмоопасных или аварийных ситуаций (в том числе с приостановкой работы соответствующего оборудования), по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте производственных и вспомогательных помещений; контроль за концентрацией вредных веществ в воздухе рабочей зоны, за уровнями шума, вибраций, освещенности, излучений и других вредных и опасных производственных факторов;
  • • наличие в подразделении комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда в соответствии со спецификой деятельности, локальных актов организации (приказы, распоряжения, коллективный договор, соглашения по охране труда и др.), ознакомление работников с их требованиями; постоянный контроль за их исполнением;
  • • подготовку предложений по улучшению состояния охраны труда для включения их в коллективный договор, в планы мероприятий по охране труда и контроль за правильным расходованием выделенных на это средств;
  • • обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • • проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, ведение соответствующей документации;
  • • разработку, согласование в установленном порядке и утверждение у руководителя предприятия инструкций по охране труда для работников (по профессиям и видам работ), их своевременный пересмотр, доведение до сведения работников под роспись в специальном журнале, наличие комплекта инструкций для всех работников подразделения;
  • • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и СИЗ;
  • • предоставление необходимых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными, особыми условиями труда (сокращенный рабочий день и рабочая неделя, дополнительный отпуск, повышенная оплата труда, выдача молока по установленным нормам или лечебно-профилактического питания); ведение соответствующей документации;
  • • приобретение и выдачу за счет средств предприятия в соответствии с типовыми отраслевыми нормами сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также контроль за применением и правильным использованием работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; ведение соответствующей документации;
  • • участие в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах в подразделении;
  • • подготовку необходимых документов и проведение медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований работников;
  • • расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, происшедших в подразделении;
  • • выполнение в установленные сроки предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля, предписаний специалиста по охране труда предприятия;
  • • выполнение распоряжений вышестоящих должностных лиц предприятия по вопросам охраны труда;
  • • назначение в своих подразделениях ответственных за безопасное производство работ грузоподъемных машин и других подъемных сооружений; за состояние лестниц и стремянок по цеху, участку; за обучение и приобретение практических навыков безопасных способов работы в период прохождения стажировки с вновь принятыми работниками и других в соответствии с нормативными документами;
  • наличие в подразделении внутренних (локальных) нормативных документов по охране труда:
    • а) правил внутреннего трудового распорядка;
    • б) коллективного договора (при его заключении);
    • в) соглашения по охране труда между руководителем и уполномоченными трудового коллектива (мероприятия по охране труда на текущий год);
    • г) должностных обязанностей специалистов подразделения с отражением в них вопросов охраны труда;
    • д) инструкций по охране труда для профессий и видов работ;
    • е) программ первичного инструктажа на рабочих местах;
    • ж) программ обучения руководителей и специалистов предприятий по вопросам охраны труда; экзаменационных билетов;
    • з) графика проведения периодических медицинских обследований работников подразделения;
    • и) программ обучения работников безопасности труда по профессиям и видам работ, к которым предъявляют дополнительные требования безопасности труда;
    • к) других документов в соответствии с нормативными требованиями охраны труда;
    • ведение учетных журналов:
      • а) инструктажей по охране труда на рабочем месте;
      • б) выданных под роспись инструкций по охране труда;
      • в) ежегодных инструктажей на I группу по электробезопасности;
      • г) очередных проверок знаний электротехнического персонала;
      • д) выдачи нарядов-допусков и распоряжений при работе с электроустановками;
      • е) учета выдачи нарядов-допусков на неэлектротехнические работы;
      • ж) проведения проверок паяльных ламп;
      • з) испытаний предохранительных поясов;
      • и) учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;
      • к) проверок технического состояния зданий, сооружений, помещений;
      • л) других журналов в соответствии с нормативными требованиями охраны труда;
      • подготовку совместно со службой охраны труда перечней работ, профессий, должностей, фамилий работников, пользующихся какими-то компенсациями, ограничениями, или к которым предъявляют дополнительные требования, в том числе списков (перечней):
        • а) лиц, занятых на работах со вредными условиями труда, которым предусматривается бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов;
        • б) лиц, которым предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенный рабочий день, занятых на работах с вредными условиями труда;
        • в) лиц, которым предусматривается бесплатная выдача спецодежды и других СИЗ;
        • г) работ, связанных с повышенной опасностью, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск;
        • д) работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и но которым необходимо пройти предварительное обучение и проверку знаний;
        • е) работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В;
        • ж) разработанных и действующих в подразделениях инструкций по охране труда;
        • з) профессий и должностей, представители которых должны проходить обязательные медицинские осмотры (предварительные при поступлении на работу и периодические во время работы);
        • и) должностей инженерно-технических работников и электротехнологического персонала, занимающим которые необходимо иметь квалификационную группу по электробезопасности;
        • к) неэлектротехнического персонала, выполняющего работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, и которому надо иметь I группу электробезопасности;
        • л) должностей, профессий, освобожденных от первичного и повторного инструктажей по охране труда (если в этом есть необходимость);
        • м) других списков в соответствии с требованиями законодательства об охране труда;
        • отстранение от работы работника <временное недопущение к работе) с оформлением соответствующих документов (актов):
          • а) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
          • б) не прошедшего в установленном порядке обучение, инструктаж по охране труда, стажировку, проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также предварительный или периодический медицинский осмотр;
          • в) при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работ, обусловленных трудовым договором;
          • г) по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
          • Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению
            требований законодательства о труде и об охране труда

            Основные обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда, в соответствии с положениями ст. 212 Трудового кодекса РФ, возлагаются на работодателя (администрацию юридического лица).

            «Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

            Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
            (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
            Работодатель обязан обеспечить:

            • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
            • создание и функционирование системы управления охраной труда; (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
            • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
            • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
            • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
            • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
            • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
            • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
            • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
            • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
            • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
            • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
            • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
            • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
            • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
            • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
            • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
            • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
            • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
            • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
            • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
            • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
            • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)»
            • В статье 419 ТК РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

              • «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются кдисциплинарной и материальной ответственностив порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются кгражданско-правовой,административной и уголовной ответственностив порядке, установленном федеральными законами».

              Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

              Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц.

              Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП Российской Федерации.

              Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются:

              • юридические лица;
              • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
              • должностные лица организаций.
              • Кроме должностных лиц, которые в силу своих должностных обязанностей являются ответственными за неукоснительное исполнение требований к условиям и охране труда на данном предприятии, в организации, учреждении, независимо от их организационно-правовой формы, ответственность может быть возложена и на других работников юридического лица, если специальным приказом руководителя работник назначен ответственным за обеспечение и соблюдение правил охраны труда в отдельном подразделении (цех, участок и т. д.) или на определенном участке выполнения работ. Кроме руководителей юридических лиц и их заместителей ответственность может быть возложена на главных инженеров и главных специалистов юридических лиц (главный энергетик, главный механик и т. д.), если этими специалистами не были своевременно приняты необходимые меры для обеспечения требований охраны труда, устранения выявленных недостатков и т. п.

                Основные виды административных наказаний, перечисленные в ст. 3.2 КоАП РФ:

                • предупреждение;
                • административный штраф;
                • дисквалификация;
                • административное приостановление деятельности.
                • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

                  КоАП РФ «Статья 3.4. Предупреждение

                  1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

                  2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба….».

                  Предупреждение

                  • Мера морально-правового воздействия, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Это самая мягкая мера административного наказания, она применяется в тех случаях, когда отсутствуют отягчающие обстоятельства или есть смягчающие обстоятельства.
                  • Поскольку наказание является самым мягким, оно всегда является альтернативным. Т.е. может быть назначено или предупреждение, или, допустим, штраф. Предупреждение всегда выносится в письменной форме.
                  • Основная функция предупреждения – если в течение года будет совершено аналогичное правонарушение – оно будет уже повторным. Соответственно – отягчающие обстоятельства и уже нельзя будет назначено предупреждение.
                  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

                    КоАП РФ «Статья 3.5. Административный штраф

                    1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях… «.

                    Административный штраф — самая распространенная мера наказания. Штраф представляет собой единовременное денежное взыскание, выражающееся в рублях и зачисляемое в бюджет РФ или субъекта.

                    Штраф — налагается за совершение административного правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. При наложении административного взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя и степень его вины, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

                    Изменения в Административном Кодексе

                    ДО 31.12.2013 г. С 01.01.2015 г.
                    Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
                    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
                    1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

                    2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
                    2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
                    Статья 5.27 (1) Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
                    1. нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
                    2. нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
                    3. допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
                    4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
                    5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
                    6. несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
                    7. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
                    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц – в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

                    ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

                    КоАП РФ «Статья 3.11. Дисквалификация

                    1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

                    2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет…» .

                    Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

                    «Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
                    (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

                    1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —
                    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

                    2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —
                    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

                    3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —
                    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

                    4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –
                    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

                    5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
                    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

                    Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.»

                    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП).

                    КоАП РФ «Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

                    1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
                    Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
                    Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

                    2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

                    3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания».

                    КоАП РФ «Статья 27.16. Временный запрет деятельности

                    1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
                    При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

                    2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

                    3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

                    4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

                    5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

                    6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности».

                    Право на временный запрет имеют:

                    Выписка КоАП ст. 28.3 п. «16) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, частью 2 статьи 14.54, частью 1 статьи 19.4, частью 23 статьи 19.5, статьей 19.6 настоящего Кодекса…».

                    СРОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    «Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

                    5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.»

                    УК РФ «Статья 143. Нарушение требований охраны труда

                    1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
                    2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека,
                    — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
                    3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,
                    — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

                    Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации».

                    Действующим законодательством РФ предусматривается возможность возложения на виновных лиц уголовной ответственности за совершенное нарушение или несоблюдение требований к условиям и охране труда. Указанная возможность установлена положениями ст. 143 УК РФ в случае
                    нарушения должностными лицами юридического лица требований охраны труда. Норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, на которых в установленном законодательством порядке возложены обязанности по обеспечению требований охраны труда на предприятии, в организации, учреждении, а также на тех лиц, на которых данные обязанности возлагаются в силу закона. Условием применения подобной меры воздействия на виновного является причинение тяжкого вреда здоровью работника в результате нарушения требований к условиям и охране труда, которое допущено ответственным должностным лицом по неосторожности. Доказанная вина ответственного должностного лица в таких случаях означает, что к виновному в нарушении требований к условиям и охране труда могут быть применены меры наказания, предусмотренные нормой ст. 143 УК РФ, а именно: штраф, привлечение к выполнению исправительных работ, лишение свободы. Если при тех же условиях в результате неправомерных действий (бездействия) ответственного лица, совершенных по неосторожности, произошел смертельный случай, на виновного налагается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. С одновременным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без установления определенного срока.

                    Возложение уголовной ответственности на лиц, ответственных за обеспечение и соблюдение условий и правил охраны труда, может применяться судом по представлению соответствующих государственных органов только в случаях причинения здоровью пострадавшего работника вреда, который признается тяжким. А также в случаях, когда неосторожные действия ответственных лиц повлекли смерть работника.

                    Уголовная ответственность согласно ст. 143 УК РФ предусмотрена за:

                    yарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека:

                    • штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
                      • либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;
                      • либо исправительными работами на срок до двух лет;
                      • либо принудительными работами на срок до одного года;
                      • либо лишением свободы на один год с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового;
                      • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
                      • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
                        • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба наказываются (ст. 216 УК РФ):
                        • штрафом в размере от 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо
                        • ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
                        • Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает 500 тысяч рублей.

                          • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
                          • деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
                          • Изменения в Уголовном Кодексе

                            ДО 31.12.2013 Г. С 01.01.2014 Г.
                            СТАТЬЯ 143. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА СТАТЬЯ 143 НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
                            Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
                            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                            наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок
                            Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

                            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                            наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности (пр.)

                            То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

                            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                            наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

                            То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

                            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                            Лишением свободы на срок до 4 лет.

                            То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

                            ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
                            Лишение свободы на срок до 5 лет.

                            1. Обязан ли работодатель обеспечить:
                            а) ознакомление работников с требованиями охраны труда;
                            б) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;
                            в) пункт а) и пункт б).

                            2. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
                            а) Дисциплинарная, материальная;
                            б) гражданско-правовая, административная, уголовная;
                            в) дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

                            3. Перечислите виды ответственности за нарушения трудового законодательства.
                            а) административная, дисциплинарная, материальная, уголовная, гражданско-правовая;
                            б) замечание, выговор, строгий выговор;
                            в) лишение месячной или квартальной премии, ежегодного вознаграждения.

                            4. Административное наказание это:
                            а) установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения;
                            б) денежный штраф за совершение административного правонарушения;
                            в) дисквалификация за совершение административного правонарушения.

                            5. Какие лица могут быть привлечены к административной ответственности?
                            а) Юридические лица, должностные лица организаций;
                            б) учредитель или руководитель организации;
                            в) для лиц, перечисленных в пунктах а) и б).

                            6. Перечислите основные виды административных наказаний.
                            а) Предупреждение;
                            б) административный штраф, дисквалификация;
                            в) административное приостановление деятельности и пункты а) и б).

                            7. Что такое административное предупреждение?
                            а) Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;
                            б) самая мягкая мера административного наказания;
                            в) мера морально-правового воздействия.

                            8. В каких случаях устанавливается административное предупреждение?
                            а) Когда отсутствуют отягчающие обстоятельства или есть смягчающие обстоятельства;
                            б) когда есть альтернатива — может быть назначено или предупреждение, или, допустим, штраф;
                            в) за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей .

                            9. Когда нельзя применять административное предупреждение?
                            а) Если в течение года было совершено аналогичное правонарушение
                            б) при наличии вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира;
                            в) пункты а) и б).

                            10. Дайте определение административного штрафа.
                            а) Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях;
                            б) административный штраф — самая распространенная мера наказания;
                            в) административный штраф — перечисление денег в пользу бюджета РФ или субъекта.

                            11. Что учитывается при наложении административного взыскания – штрафа?
                            а) Должность работника, его служебные обязанности;
                            б) форма собственности организации (ООО, ОАО, государственная, муниципальная);
                            в) характер совершенного правонарушения, личность нарушителя и степень его вины, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

                            12. Допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере:
                            а) от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
                            б) от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
                            в) от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей.

                            13. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда влечет наложение административного штрафа:
                            а) на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей;
                            б) на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до ста десяти тысяч рублей;
                            в) на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

                            14. Дайте определение административного наказания — дисквалификация.
                            а) Дисквалификация заключается в лишении физического лица права работать на должностях административно-технического персонала;
                            б) дисквалификация заключается в лишении физического лица права работать по полученной специальности;
                            в) дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом.

                            15. Кто принимает решение о дисквалификации?
                            а) Административное наказание в виде дисквалификации назначается руководителем Роструда в регионе — главным государственным инспектором труда региона;
                            б) административное наказание в виде дисквалификации назначается главным государственным инспектором труда;
                            в) административное наказание в виде дисквалификации назначается судом.

                            16. На какой срок устанавливается дисквалификация?
                            а) До шести месяцев;
                            б) на один год;
                            в) от шести месяцев до трех лет.

                            17. Административное приостановление деятельности. Дайте определение.
                            а) Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг;
                            б) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
                            в) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

                            18. Особенность административного приостановления деятельности.
                            а) Административное приостановление деятельности применяется в случае если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
                            б) административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей;
                            в) административное приостановление деятельности применяется для государственных и муниципальных организаций.

                            19. Нарушение требований охраны труда выявлено при эксплуатации подъемного крана. Кто принимает решение об административном приостановлении деятельности?
                            а) Суд;
                            б) Роструд;
                            в) Ростехнадзор.

                            20. В каких случаях выносится решение о временном запрете деятельности?
                            а) Временный запрет деятельности осуществляется при административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности;
                            б) временный запрет деятельности осуществляется при невыполнении предписания государственного инспектора труда;
                            в) при повторном выявлении случая допуска к работе не обученного работника.

                            21. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено:
                            а) не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности;
                            б) не позднее 7 суток с момента фактического прекращения деятельности;
                            в) не позднее 10 суток с момента фактического прекращения деятельности.

                            22. На каких должностных лиц распространяется действие ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда»?
                            а) Норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, на которых в установленном законодательством порядке возложены обязанности по обеспечению требований охраны труда на предприятии, в организации, учреждении, а также на тех лиц, на которых данные обязанности возлагаются в силу закона;
                            б) норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, которые обладают в организации распорядительными функциями;
                            в) норма данной статьи УК распространяется на тех должностных лиц, которые организуют и руководят производственной деятельностью работников организации.

                            23. Какая уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более человек:
                            а) наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового;
                            б) наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового;
                            б) наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

                            Смотрите так же:  Ооо договор займа взаимозачетом
  • Оставьте комментарий