Налог это взимаемый платеж

Отличие налога от сбора

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
  • Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.
  • А вот дальше начинаются отличия.

    Чем отличается налог от сбора

    Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

    А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

    Разница между налогом и сбором в порядке их установления

    Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

    Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О ).

    Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

    Налог это взимаемый платеж

    7. Основы налогообложения предприятия

    Налог (НК РФ) – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Необходимо отличать налог от сбора. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Отличительные особенности налога и сбора:

    1. сбор является разовым платежом за определенные действия совершенные государственным органом в пользу плательщика, а для налог – это стабильные и длительные отношения организации, физического лица и государства;

    2. уплата налога носит для субъекта платежа принудительный характер; уплата сбора носит добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой сбора.

    Аккумулирует налоговые отчисления государство (это реализуется фискальная функция налога), после чего данные средства идут на осуществление экономической, социальной, демографической и др. политики. Следовательно налог – это доход государства.

    Так же благодаря увеличению, снижению величины налога, установлению льготного налогообложения государство регулирует деятельность экономики (регулирующая функция налога). Т.е. поощряет или сдерживает определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей и регулировать количество денег в обращении.

    1. косвенные налоги — заложены в цену товаров и услуг (например, НДС, акцизы, таможенные пошлины), которые оплачивают потребители товаров и услуг;

    2. прямые налоги — это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика (налог на прибыль, имущество).

    Косвенные и прямые налоги в зависимости от органа, который из изымает, делятся на три основные группы: Федеральные, Региональные и Местные.

    В рамках экономики фирмы следует рассмотреть следующие виды налогов: НДС, Акциз, Налог на прибыль.

    Налог на прибыль (Федеральный налог)

    Это налог, который взимается с доходов (от реализации товаров, работ и услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы) юридических лиц.

    Доходы игорного бизнеса облагаются налогом на игорный бизнес (Региональный налог).

    Налогоплательщиками являются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

    Налоговая ставка: базовая ставка — 20%, из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в региональный бюджет.

    НДС (Федеральный налог)

    Это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Т.е. продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке (ФНС).

    Налоговая ставка 18%, если деятельность не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

    Акциз (Федеральный налог)

    Это налог, включаемый в цену товара и уплачиваемый покупателями, установленный на определённый круг товаров. (ФНС)

    Примеры подакцизных товаров: алкогольная, табачная продукция, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо.

    Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов

    Новая редакция Ст. 8 НК РФ

    1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

    3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

    Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

    Комментарий к Статье 8 НК РФ

    Настоящая статья Кодекса дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:

    Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;

    2) индивидуальная безвозмездность.

    Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;

    3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

    При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;

    4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).

    Настоящая статья дает также определение сбора.

    Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:

    1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;

    2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

    Другой комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации

    1. В пункте 1 ст. 8 Кодекса дано определение понятия налога: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Как указал КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П , налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

    Следует отметить, что установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами. На это указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02 (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 23 июля 2003 г. N НА-6-14/813 ). Аналогичную позицию высказал КС России в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 28-О и от 4 марта 2004 г. N 49-О .

    Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.

    Справочные правовые системы.

    СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1109.

    Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.

    2. В пункте 2 ст. 8 Кодекса дано определение понятия сбора: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Действующая редакция Кодекса устанавливает только два сбора (оба являются федеральными): сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).

    В пункте 43 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора предписано исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (см. комментарий к ст. 122).

    Налог

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

    Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

    В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

    Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

    Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

    Элементы налога

    Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

    Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

    К элементам налога относятся:

    срок уплаты налога.

    Виды налогов

    Все налоги подразделяются на несколько видов:

    Прямые и косвенные налоги

    Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

    Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

    К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

    Аккордные и подоходные налоги

    Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

    Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

    Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

    Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

    Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

    Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Смотрите так же:  Возмещение ущерба с ндс или без ндс

    Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

    Основные функции налогов

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Налоговая нагрузка

    Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

    Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

    Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

    Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

    Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

    Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

    «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

    Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Что такое налоги?

    Налоги появились в древние времена, еще во времена разделения общества на классы и возникновения государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей налоги собираются и сегодня. За это время существовали разные формы налогов, например дань, барщина, полюдие, оброк, церковная десятина.

    Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов.

    Налоги — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 « Понятие налога и сбора »Налогового Кодекса РФ).

    При этом налоги следует отличать от сборов / пошлин (понятие сборов дано в п 2. Ст. 8 «Понятие налога и сбора» Налогового Кодекса РФ) взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

    Современные интернет — энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов известных людей:

    Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».

    Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

    Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

    Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».

    А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

    А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

    Почему надо платить налоги?

    Их платить надо потому, что:

    • Обязанность уплаты установлена законодательно;
    • За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).
    • Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?». Представьте такую ситуацию — я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги. Что тогда будет? В таком случае у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций, таких как защита странны, борьба с преступностью, обеспечение граждан бесплатной медициной, образованием и т.д. Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.

      Виды налогов

      Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:

      Прямые — это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.

      К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги

      В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

      Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.). Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.

      Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

      Косвенные налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор, а уплата его по сути перекладывается продавцом на покупателя.

      Рассмотрим основные достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

      Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

      Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.

      Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

      Остальные виды налогов рассматривать столь подробно не имеет смысла. Потому просто назовем их. Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:

      По субъекту налогообложения:

    • Налоги с физических лиц;
    • Налоги с юридических лиц;
    • По способу изъятия:
    • Прямые налоги;
    • Косвенные налоги;
    • По источнику уплаты:

    • Зарплата;
    • Выручка;
    • Доход или прибыль;
    • Себестоимость;
    • Стоимость имущества и др.
    • По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:

      По объекту налогообложения:

    • Имущественные;
    • Налоги на потребление;
    • Налоги на доходы;
    • Ресурсные (рентные);

    По способу налогообложения:

  • Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
  • Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;
  • По методу исчисления:

  • Пропорциональные;
  • Прогрессивные;
  • Регрессивные;
  • Твердые (установленные в абсолютных суммах);
  • Линейные;
  • Ступенчатые.
  • Содержание

    Что такое налог

    Налог – это платеж, взимаемый с организаций и физических лиц на безвозмездной основе. Он служит основой для финансового обеспечения государства и/или муниципальных образований. Однако только фискальной функцией (сбор средств для формирования бюджетов) деятельность системы налогообложения не исчерпывается: она также призвана стимулировать развитие экономики через установление налоговых льгот и послаблений. На предприятиях налоги рассматриваются как расходные обязательства и всегда учитываются при планировании деятельности. Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше у компании возможностей к развитию. Если же показатель слишком высок, велик риск, что для того, чтобы выжить, предприятие уйдет «в тень». Таким образом, налоговая политика в государстве должна преследовать следующую цель: сохранять баланс, придерживаться «золотой середины», обеспечивая достаточный приток средств в казну, с одной стороны, и оставляя предприятиям средства на их развитие, с другой. Все налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Но ставки, порядок, сроки уплаты, а также налоговые льготы и основания для их применения могут устанавливаться разными органами в зависимости от вида налога.

    федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ;
    региональные – обязательны к уплате на территориях определенных субъектов РФ; налоговые ставки, порядок, сроки уплаты налогов и налоговые льготы устанавливают законодательные органы субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом;
    местные – обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований; налоговые ставки, порядок, сроки уплаты налогов и налоговые льготы устанавливают представительные органы муниципалитетов.
    Также налоги можно разделить на:
    — налоги с доходов (на прибыль организаций, на доходы физических лиц);
    — имущественные налоги (на земельные участки, транспорт и другое имущество);
    — налоги, действующие в рамках специальных режимов (единый налог на вменяемых доход, налог по упрощенной системе налогообложения и др.).
    Существуют также и другие классификации.

    Особенности системы налогообложения РФ

    Если взглянуть на систему налогообложения России в мировом масштабе, то выяснится, что в целом налоговая нагрузка достаточно сбалансирована. Однако при ближайшем рассмотрении обнаружится целый ряд проблем и нестыковок. Во-первых, в большинстве случаев законы в нашей стране устанавливаются без привязки к нуждам реального бизнеса и потребностям реальной экономики. Очень часто специалисты в области налогообложения игнорируют экономические принципы установления налогов, что приводит к процессуальным, судебным ошибкам, на исправления которых в дальнейшем уходит неоправданно много времени и сил. Во-вторых, формулировка законов часто оставляет желать лучшего: двусмысленные фразы, отсутствие внятных определений часто становятся поводом к налоговым спорам и, как следствие, дополнительным тратам на судебные разбирательства – как со стороны предприятий, так и со стороны государства. В-третьих, не нередки случаи злоупотреблений со стороны законодателя, из-за чего достаточно часто приходится наблюдать факты несправедливости, коррупции и экономической неэффективности. В-четвертых, нерациональное распределение полученных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами приводит к росту нагрузки на бюджетную систему страны, появлению различий между финансовыми состояниями разных регионов и, конечно, к коррупции.

    Ссылки

    Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

    13. Налоги и налогообложение

    Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. В принятом новом Налоговом кодексе РФ налоги и сборы определяются следующим образом:

    Под налогами понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Элементы налогов. Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

    Смотрите так же:  Приказ о предоставлении дополнительного дня отдыха донору

    субъект налога — лицо, которое по закону обязано платить налог;

    носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;

    объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

    Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

    стоимость определенных товаров;

    добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

    имущество юридических и физических лиц;

    передача имущества (дарение, наследование);

    операции с ценными бумагами;

    отдельные виды деятельности;

    другие объекты установленные законом.

    Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

    — ставка налога — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы[2]. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли применение в акцизном налогообложении.

    Адвалорные ставки могут быть: пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины – подоходный налог с физических лиц в России – 13%), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода – в большинстве стран рыночной экономики подоходный налог с физических лиц имеет прогрессивную шкалу), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода – например, единый социальный налог в РФ). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги — это те налоги, которые сильнее всего “давят” на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

    Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобождающаяся от налога.

    В отличие от данного порядка взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), а также физическими лицами, получающими фиксированные доходы, но из множества источников.

    Кадастровый метод взимание налогов предполагает использование кадастров, т.е. перечней типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторых других.

    Функции налогов. В современных условиях налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

    1. Регулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В РФ освобождены от налога на прибыль предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, если доля несельскохозяйственной деятельности составляет менее 25%. Кроме того, в России государство способствует развитию малого бизнеса. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное — это особые льготные условия налогообложения.

    2. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот, санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производство.

    3. Распределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий , доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер — позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и других странах.

    4. Фискальная функция — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

    Виды налогов. Созданная на основе указанных выше принципов налоговая система включает различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов.

    Классификация налогов

    Классификационные признаки Виды налогов

    Способ изъятия Прямые

    Косвенные

    Субъект налога С физических лиц

    С юридических лиц

    Смешанные

    Уровень власти Федеральные

    Местные

    Назначение Общие Целевые
    Порядок зачисления в бюджет Закрепленные Регулирующие
    Порядок введения Общеобязательные Факультативные
    Источник уплаты

    налоговых сумм

    Себестоимость

    Цены и тарифы (выручка)

    Доход (прибыль, зарплата и т.д.)

    Чистая прибыль

    Объект налогообложения Имущественные

    Налоги на потребление

    С отдельных видов деятельности, операций

    Продолжительность Регулярные (систематические)

    Сезонные

    Метод исчисления Прогрессивные

    Адвалорные

    Регрессивные

    Кратные

    Способ обложения Кадастровые

    Декларационные

    Безналичные

    Налично-денежные

    Фискальная потребность Раскладочные (репартиционные)

    Количественные(долевые)

    Первой частью Налогового кодекса России установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. О глубокой проработке Налогового кодекса может сказать тот факт, что с принятием второй части НК некоторые налоги поменяли свое название: акцизы на отдельные виды товаров ( услуг) и отдельные виды минерального сырья- акцизы, подоходный налог с физических лиц – налог на доходы физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды – единый социальный налог (взнос). Вместе с названием изменились и многие положения данных налогов. В настоящее время не применяется отдельно налог на доходы от капитала.

    Существуют различные виды налогов: прямые и косвенные, федеральные и территориальные, целевые и общие.

    По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

    При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

    Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятия. Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать прямые и косвенные налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это означает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

    Нередко и прямые и косвенные налоги подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных, личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы от капитала.

    Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является налог на добавленную стоимость, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х – начала 70-х годов, а в Российской Федерации — с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам. Таможенные пошлины в большинстве стран, в том числе и в России, устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе.

    На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные. К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности в Российской Федерации примером специального налога может служить единый социальный налог (взнос), налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, дорожный налог.

    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Особой категорией налогов являются так называемые специальные налоговые режимы. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность установления трех таких режимов. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованьях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции. Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.

    В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

    В первую очередь налоги разделяют в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и России, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). Применительно к нашей стране систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью Налогового кодекса России установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. О глубокой проработке Налогового кодекса может сказать тот факт, что с принятием второй части НК некоторые налоги поменяли свое название: акцизы на отдельные виды товаров ( услуг) и отдельные виды минерального сырья — акцизы, подоходный налог с физических лиц – налог на доходы физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды – единый социальный налог (взнос). Вместе с названием изменились и многие положения данных налогов. В настоящее время не применяется отдельно налог на доходы от капитала.

    Федеральные налоги в Российской Федерации установлены налоговым законодательством и являются обязательным к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

    Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. Согласно новому Налоговому кодексу РФ к ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство материально — сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

    К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.[3]

    К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

    В целях исследования места налогов в совокупном общественном продукте, их влиянии на формирование цен и товаров, а также для определения конкретного источника уплаты и отнесения налога принято разделять налоговые платежи на следующие группы.

    Первая группа- налоги, включаемые в себестоимость продукции. К таковым, в частности, относятся ресурсные (рентные) платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, налоги, поступающие в дорожные фонды (за исключением налога на реализацию ГСМ), экологический, лесной и водный налоги. Источником их уплаты служит часть выручки, направляемая на возмещение издержек производства, а носителем налога — конечный потребитель товара (работ, услуг). Таким образом, данная группа налогов затрагивает интересы товаропроизводителей с точки зрения повышения цен и тарифов на их продукцию и снижение из-за этого объема продаж. Но в большей степени от этого страдают конечные потребители товаров- население. Поэтому представляется важным перенос налоговой нагрузки с себестоимости на прибыль или доход налогоплательщиков.

    Ко второй группе относятся налоги, включаемые в цены и тарифы, т.е. это группа косвенных налогов. Конечным их плательщиком, как уже отмечалось, являются потребители продукции. В данную группу входят НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ. Источником их платы служит выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг).

    Третья группа – налоги и сборы, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия. В их списке – налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог и др. Как известно, основными показателями, отражающими финансовые результаты, является прибыль или убытки, образуемые в зависимости от соотношения между затратами и доходами. Следовательно, эти налоги уменьшают величину валовой и балансовой прибыли, в связи с чем предприятия заинтересованы в снижении их количества и ставок.

    Четвертая группа – налоги, введенные непосредственно на прибыль или доход юридических и физических лиц. Основными налогами данной группы являются налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и единый налог на вмененный доход. Они относятся к прямым видам налогов, которые непосредственно влияют на финансово- экономическое состояние хозяйствующих субъектов, снижают их предпринимательскую активность. При высоких обременительных ставках налогов возникает естественное стремление плательщиков снизить налоговую нагрузку путем обхода, переложения, уклонения и планирования налогов.

    Пятая группа – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). К ним относятся в основном местные налоги и сборы (сбор за право торговли, лицензионные сборы и др.). Кроме того, за счет данного источника вносятся штрафы, пени и другие финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

    Так сколько же налогов и в каком объеме мы платим? Правда ли, что в России мы платим больше налогов, чем в других странах?

    Основные налоги в Российской Федерации. Отметим, что разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один — два источника — с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразит пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?

    Во-первых, заметим, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции — соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц.

    Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании — 35%, Бельгии — 43%, Германии — 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль).

    Налог на доходы физических лиц. Основным федеральным налогом с физических лиц является подоходный налог, плательщиками которого выступают все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения служит их совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории России. С 1 января 2001 года введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении дивидендов, а также доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы по договорам страхования, по банковским вкладам, а также выигрыши в лотерею, на тотализаторе и денежные призы будут облагаться налогом по ставке 35 процентов.

    Налог на прибыль. За последние годы налог на прибыль претерпел существенные изменения. На протяжении 10 лет ставка его менялась от 30 до 35%. После принятия нового налогового кодекса его ставка была снижена до 24%. При этом были отменены практически все льготы по этому налогу. Если раньше малые предприятия в течение первых трех лет работы, а также предприятия, на которых более 50% работников были инвалиды, освобождались от налога на прибыль, то в настоящее время таких льгот нет.

    Налог на прибыль является регулирующим налогом. Ежегодно в федеральном законе «О федеральном бюджете…» устанавливается распределение этого налога между бюджетами трех уровней. Так в 2003 году налог на прибыль в 24% распределяется следующим образом:

    — 6% идет в федеральный бюджет;

    — 16% — в региональный;

    Налог на добавленную стоимость. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве стран с рыночной экономикой — это налог на добавленную стоимость (НДС). В среднем ставки этого налога по отдельным странам не превышают 25%.

    НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации.

    НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, а для налогоплательщиков кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

    Для России этот налог является “новым” налогом, т.к. он был введен с 1 января 1992 года, хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более тридцати лет.

    В чем же суть налога на добавленную стоимость?

    НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждой технологической стадии движения товара к потребителю.

    НДС — показательный пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложит налог либо “вперед” — на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо — “назад” — на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

    Фактически НДС — это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

    Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог — при вывозе товаров за границу его величина должна компенсировать покупателю.

    С 01.01.92 до 31.1992 НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции топливно-энергетического комплекса и услугам производственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам — по ставке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.

    С 1 января 1993 года ставки были снижены. До 10% была снижена ставка налога на продовольственные товары (по особому списку) и отдельные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например, услуги городского пассажирского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 20%.

    Акцизы. Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик — это в основном особые избранные товары, поэтому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом “ухода” от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.д.

    С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то предприятия-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым автомобилям, табачным изделиям, ликеро-водочным изделиям и другим подакцизным товарам.

    Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отношению к свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставшаяся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%.

    Таможенные пошлины — инструмент государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком.

    С какими целями устанавливаются таможенные пошлины?

    Во-первых, с целью защиты отечественного производителя ( протекционистская политика); во-вторых, — с целью поддержания оптимального соотношения валютных доходов и расходов.

    Тарифное регулирование осуществляется посредством таможенных пошлин и таможенных тарифов.

    Таможенные пошлины – это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Они могут быть импортными и экспортными.

    Таможенный тариф – это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины ставок. Он имеет следующий вид: код товара, название страны, ставка таможенной пошлины.

    Ставки устанавливаются Правительством РФ. Они являются едиными и служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    В РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

    адвалорные — начисленные в % таможенной стоимости облагаемых товаров;

    специфические — начисляются в определенном размере за единицу облагаемых товаров;

    комбинированные — сочетание адвалорных и видов.

    Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться сезонные пошлины (срок их действия — не более 6 месяцев).

    Для защиты экономических интересов страны применяются определенные виды пошлин:

    специальные — как защитное средство, если кол-во ввозимых товаров угрожает местным производителям или как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств.

    антидемпинговые — если товары ввозятся по цене ниже, чем их стоимость в стране вывоза, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям.

    компенсационные — применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.

    Таможенная стоимость товара декларируется его владельцем. Контроль за этим осуществляет таможенный орган, кот. занимается оформлением товара. Соблюдается полная конфиденциальность, т.к. здесь содержится коммерческая тайна.

    Методы определения таможенной стоимости:

    — по цене сделки с ввозимыми товарами (включая доставку, комиссионные);

    — по цене сделки с идентичными товарами (одинаковые характеристики, производитель и страна, качество, репутация).

    — по цене сделки с однородными товарами (взаимозаменяемые) и др.

    Налоговое планирование на предприятии.

    Желание каждого налогоплательщика — уменьшить свои налоговые отчисления. Существует несколько способов налогоплательщиков: уклонение от уплаты налогов; обход налогов; налоговое планирование; уплата налогов в соответствии с законодательством без изменения специальных методов минимизации налоговых обязательств. Следует разграничивать все эти понятия.

    Уклонение от уплаты налогов происходит в виде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты или представления документов, необходимых для исчисления или уплаты налогов. При уклонении от уплаты налогов предприятие, являясь налогоплательщиком по закону, уменьшает свои налоговые обязательства запрещенными законом способами. Уклонение от уплаты налогов является налоговым правонарушением. Поэтому сегодня выгодно быть информированным и юридически грамотным налогоплательщиком.

    Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности предприятия в целях минимизации налоговых обязательств не нарушая законодательства. Налоговое планирование основывается на том, что за каждым налогоплательщиком признается право использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

    Налоговое планирование предполагает максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценку позиции налоговой администрации и основные направления налоговой и инвестиционной политики государства.

    Российским законодательством установлено множество самых разнообразных льгот для различных категорий населения. Предусмотрены следующие виды льгот:

    — необлагаемый минимум объекта налогообложения (например, необлагаемый минимум при подоходном налоге с физических лиц);

    — изъятие из обложения отдельных элементов объекта налогообложения (например, акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме экспорта в страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не включаются в совокупный годовой доход);

    — освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (так, существует определенная законом категория населения, которая освобождена от уплаты налогов на имущество физических лиц и земельного налога);

    — понижение налоговых ставок;

    — вычет из налогового оклада, т.е. из налоговых платежей за расчетный период (так, законом установлены граждане, для которых определено, что их совокупный годовой доход, полученный в налогооблагаемом периоде, при расчете подоходного налога уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трех — или пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда);

    — целевые налоговые льготы (обычно в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет) — могут предоставляться любому юридическому лицу органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе;

    — налоговый кредит (отсрочки взимания налогов) — предоставляется на условиях срочности, платности и возвратности по договору между юридическим лицом и региональным налоговым органом. Этот кредит носит инвестиционный характер, т.е. призван стимулировать инвестиционные и инновационные затраты;

    — прочие налоговые льготы.

    В итоге следует отметить, что в среднем ставки по налогам, собираемым в Российской Федерации, близки к общемировым, но количество налогов велико. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании.

    Смотрите так же:  Приказ 625-н от 10.09.2020

    Оставьте комментарий