Ликвидация кооператива по решению суда

Оглавление:

Статья 13. Ликвидация кредитного потребительского кооператива граждан. 1. Ликвидация кредитного потребительского кооператива граждан осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Ликвидация осуществляется также в случае, если число членов кредитного потребительского кооператива граждан составляет менее чем пятнадцать человек. Органом кредитного потребительского кооператива граждан, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является общее собрание членов кредитного потребительского кооператива граждан.

2. Имущество кредитного потребительского кооператива граждан, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с их паевыми взносами.
Комментарий к статье 13
1. В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
2. Общие основания и порядок ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан определяются законодательством Российской Федерации, прежде всего Гражданским кодексом РФ (ст. 61 — 65), Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (гл. VII), Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (с последующими изменениями) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
В развитие норм указанных правовых актов были изданы: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863, которым утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; письмо Пенсионного фонда РФ от 3 мая 2001 г. N КА-16-25/3796 «О работе с плательщиками, ликвидированными (прекратившими деятельность) в установленном законодательством порядке» (с изменениями, внесенными письмом ПФ РФ от 29 июня 2001 г. N КА-16-27/5433); Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 1996 г. N 7966/95; информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 1997 г. N 23, от 13 января 2000 г. N 50, от 9 июня 2000 г. N 54, от 13 августа 2004 г. N 84 и др.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями) в п. 9 ст. 17 устанавливает, что создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение установленного указанной статьей порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в соответствии с п. 4 и 6 той же статьи, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Поскольку потребительский кооператив может быть по решению суда объявлен банкротом, в отношении его применяется законодательство о банкротстве, прежде всего Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О несостоятельности (банкротстве)» и изданные в его развитие нормативные акты. Кредитный потребительский кооператив граждан не относится к кредитным организациям, поскольку не преследует цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности, поэтому законодательство о банкротстве кредитных организаций к нему не применяется.
3. Кредитный потребительский кооператив граждан может быть ликвидирован, во-первых, в добровольном порядке — по решению общего собрания, в том числе в связи с истечением срока, если кооператив создан на определенный срок, либо в связи с достижением цели, ради которой он создан.
Во-вторых, кооператив может быть ликвидирован по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Закона, иных законов или правовых актов.
Здесь следует подчеркнуть, что основная деятельность кооператива — организация финансовой взаимопомощи пайщиков — не является лицензируемой. Однако лицензируемыми могут оказаться иные, не основные направления его работы. То обстоятельство, что это не основные виды деятельности, не может служить препятствием для принятия судом решения о ликвидации кооператива.
В-третьих, кооператив ликвидируется в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом.
В случае возникновения установленных законодательством признаков несостоятельности (банкротства) кооператива он может с целью предупреждения несостоятельности (банкротства) провести внутреннюю и (или) внешнюю проверку финансово-хозяйственной деятельности, разработать план мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кооператива, вынести его на обсуждение общего собрания кооператива.
Четвертым основанием является численность членов кредитного потребительского кооператива граждан менее 15 человек, ибо в этом случае эффективная организация финансовой взаимопомощи пайщиков невозможна: суммы, предоставляемые в заем, будут невелики, а для содержания организации потребуются столь значительные суммы взносов пайщиков, что членство в кооперативе станет им невыгодно.
Возможны и иные основания ликвидации кооператива, если таковые предусмотрены федеральными законами.
4. Порядок ликвидации кооператива определяется общим собранием кооператива в случае его добровольной ликвидации либо судом в соответствии с нормами ст. 62 — 64 ГК РФ, устава кооператива и его внутренних нормативных актов.
Принятие решения о ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан находится в исключительной компетенции общего собрания членов кооператива. Для его принятия необходимо в соответствии с п. 2 ст. 22 комментируемого Закона квалифицированное большинство: две трети голосов от общего числа членов кредитного потребительского кооператива граждан.
Следует учитывать, что расчеты с пайщиками при ликвидации кооператива будут производиться только после удовлетворения требований всех других кредиторов.
Кредитный потребительский кооператив граждан не является кредитным учреждением в смысле ст. 64 ГК РФ, поскольку не привлекает средства неограниченного круга граждан, а работает только с деньгами своих пайщиков по ими же утвержденным правилам и в соответствии с кооперативными принципами. Поэтому на него не распространяется требование первоочередного удовлетворения требований граждан, являющихся его кредиторами (вкладчиками). Однако если кооператив являлся таковым только на бумаге, не соблюдал норм кооперативной демократии, осуществлял на деле в качестве основного вида деятельности рисковые операции на открытом финансовом рынке либо привлекал, в том числе с помощью недобросовестной рекламы, средства неограниченного круга физических лиц, его деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская. Вследствие этого при ликвидации в первую очередь он должен будет выполнить требования граждан, являющихся его кредиторами (вкладчиками).
5. Кооператив может добровольно объявить о своем банкротстве либо по решению суда быть признан несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Признание кооператива банкротом влечет его ликвидацию.
6. Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив, который обязан допускать для ознакомления с указанными материалами членов ликвидируемого кооператива и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.
Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
КООПЕРАТИВОВ ГРАЖДАН

Решение суда о ликвидации кредитного потребительского кооператива № 2а-1040/2017

Отметка об исполнении решения

Дело № 2а-1040/17 14 марта 2017 года

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,

при секретаре Костине М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Близкие люди», Б. о ликвидации кредитного потребительского кооператива

Административный истец Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением к КПК «Близкие люди», Б., просит ликвидировать КПК «Близкие люди» и возложить на председателя правления КПК «Близкие люди» Б. обязанность по осуществлению процедуры ликвидации КПК «Близкие люди» с установлением шестимесячного срока проведения ликвидационных мероприятий.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является территориальным учреждением Центрального банка РФ, уполномоченным представлять интересы Банка России. КПК «Близкие люди», располагающийся по адресу: Санкт – Петербург, , зарегистрирован МИ ФНС № 15 по Санкт – Петербургу 23.06.2016 года. С даты создания у КПК возникла обязанность по вступлению в одну из действующих саморегулируемых организаций. В рамках осуществления полномочий по контролю и надзору за исполнением КПК требований действующего законодательства, административным истцом во все действующие саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов, данные о которых содержатся в государственном реестре саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, направлены запросы с просьбой предоставить информацию о членстве в данных организациях КПК «Близкие люди». Согласно представленной информации, КПК «Близкие люди» не является членом ни одной из существующих на настоящий момент саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Кроме того, в соответствии с нормами действующего законодательства, кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами. Однако, согласно выписке из ЕГРЮЛ учредители у КПК «Близкие люди» отсутствуют. Неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию и по наличию в своем составе минимального количества членов (пайщиков) является грубым нарушением положений действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд.

Представитель административного истца в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил суду заявление, в котором просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Административный ответчик КПК «Близкие люди» в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения дела по месту своей регистрации, однако направленные в их адрес уведомления не получили, почтовая корреспонденция возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

Административный ответчик Б. – председатель правления КПК «Близкие люди» в назначенное судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещалась судом о времени и месте рассмотрения административного дела по месту своей регистрации, однако направленные ей почтовые уведомления не получила, интереса к ним не проявила.

По правилам ст. 263 КАС РФ суд рассматривает настоящее дела в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе:

— по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

В силу п.9.1 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» Банк России, в числе прочего, осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

Статьей 5 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 35 названного Федерального закона № 190-ФЗ саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее — саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, КПК «Близкие люди» (ИНН №*** ОГРН №***) **.**.**** зарегистрирован МИ ФНС № 15 по Санкт – Петербургу, руководителем юридического лица является председатель его правления Б.

Так же из материалов дела следует, что Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации 13.09.2016 года обратилось во все имеющиеся саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов, направив соответствующие запросы о членстве КПК «Близкие люди» в указанных саморегулируемых организациях.

Из полученных ответов следует, что КПК «Близкие люди» не является и не являлся членом ни одной из саморегулируемой организации.

На основании указанных обстоятельств, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Так же в силу положений ч. 5 ст. 61 ГК РФ подлежат удовлетворению требования о возложении на председателя правления кооператива обязанности по совершению действий по ликвидации КПК «Близкие люди», поскольку согласно выписки ЕГРЮЛ в отношении указанного общества Б. лицом, имеющим право действовать от имени общества без доверенности, ею должны быть совершены действий по ликвидации кооператива.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

Исковое заявление Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Близкие люди», Б. о ликвидации кредитного потребительского кооператива удовлетворить.

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Близкие люди», адрес (место нахождения) 191014, Санкт – Петербург, , ИНН №***, ОГРН №***.

Смотрите так же:  Налог после приватизации квартиры

Обязать председателя правления КПК «Близкие люди» Б., **.**.**** года рождения, произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией КПК «Близкие люди» в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 17.03.2017 года

РЕШЕНИЯ СУДОВ:

Административный истец Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт – Петербургу (далее – ГУ МЮ России по СПб) обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением к Автономной неко.

Административный истец Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт – Петербургу (далее – ГУ МЮ России по СПб) обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением к Санкт – Петербу.

ЛИКВИДАЦИЯ КРЕДИТНОГО КООПЕРАТИВА

Ликвидация кредитного кооператива начинается со сбора следующих документов:

  • учредительного договора кредитного кооператива в действующей редакции;
  • свидетельства о государственной регистрации кредитного кооператива;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • выписки из ЕГРЮЛ с актуальными данными;
  • паспортных данных и ИНН участников кредитного кооператива;
  • паспортных данных и ИНН члена(-ов) ликвидационной комиссии (если член(-ы) ликвидационной комиссии предложены Вами);
  • уведомления о присвоении «кодов статистики» полному товариществу и извещения из «фондов» (ПФР, ФОМС, ФСС) о постановке на учет.
  • Кредитный кооператив может быть ликвидирован:

    1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков);

    2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

    В случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного законом, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном законом порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.

    При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива.

    После принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда — в срок, установленный судом.

    В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный законом срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств.

    Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

    Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива.

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Основные этапы ликвидации кооператива

    Ликвидация кооператива означает прекращение деятельности объединения, при этом права и обязанности не передаются другим лицам. Основанием для проведения данной процедуры может стать решение собрания уполномоченных членов, судебное решение в случаях выявления нарушений законодательства или лицензирования, в ситуации банкротства и других, предусмотренных законом, ситуациях.

    Сельскохозяйственный, производственный, гаражный, жилищно-строительный кооперативы имеют особенности в проведении процедуры реорганизации, указанные в соответствующих федеральных законах РФ.

    Особенности

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Ликвидация кооператива происходит в порядке, установленном законодательством. Основанием для прекращения деятельности кооперативов служит решение общего собрания, включая истечение установленного для деятельности организации срока или достижение поставленной цели.

    Для ликвидации кооператива по решению суда требуется наличие одного из указанных условий:

    • в случае выявления неустранимых нарушений законодательства;
    • при отсутствии требуемой для его функционирования лицензии (разрешения);
    • кооператив осуществлял запрещенную законом деятельность;
    • признание организации банкротом.
    • После погашения кредитных обязательств, оставшееся имущество подлежит распределению между его участниками на условиях, указанных в Уставе или по соглашению.

      В процедуре ликвидации данного типа объединений существуют свои нюансы:

      Неделимый фонд В уставе производственных кооперативах определенная часть имущества может быть закреплена в виде неделимого фонда, используемого по усмотрению кооператива и не входящего в паи. Имущество, которое представлено неделимым фондом, относится к совместной собственности объединения. Суммы, имеющиеся на счете учета данного фонда, подлежат распределению, либо предварительно могут быть включены в паевой фонд.
      Порядок выплат и расчетов Участник кооператива может по личной инициативе выйти из членства, уведомив об этом председателя организации за 2 недели. Для исключения члена кооператива потребуется решение общего собрания и просроченный взнос по паям, а также ненадлежащее выполнение участником своих обязанностей. В уставе могут быть отражены иные причины исключения.
      При исключении из членов кооператива Участнику производят выплаты по стоимости пая или выдается имущество на ту же сумму. В законе «О производственных кооперативах» предусмотрена возможность ликвидации кооператива при наличии непогашенной задолженности бывшего его члена. Вопрос урегулирования задолженности при ликвидации может быть решен в судебном порядке путем перевода долга с юр. лица на участников объединения.
      Ликвидация кредитного потребительского кооператива Проводится с учетом особенности вида его деятельности. Так как основная функция организации (финансовая взаимопомощь пайщиков) не подлежит лицензированию, причиной для ликвидации такого объединения может стать ведение нелицензированной деятельности по вспомогательным направлениям кооператива.

      Различия в процедурах между образованиями

      Строительный
      • Ликвидация гаражно-строительного кооператива включает в себя несколько этапов, проводимых в строгом соответствии с ГК РФ и положениями ФЗ №215-ФЗ от 30.12.2004г. ввиду схожести природы ГСК и накопительных кооперативов.
      • Председатель и члены ликвидационной комиссии избираются на общем собрании объединения. Если при прекращении деятельности у объединения останется непогашенная задолженность, для удовлетворения финансовых претензий используют материальные активы, учтенные в ликвидационном балансе организации.
      • Особенностью процедуры в отношении жилищно-строительного кооператива считается установленная в Жилищном Кодексе РФ возможность преобразования объединения в товарищество собственников жилья либо его последующая ликвидация при вынесении судебного предписания.
      Производственный Ликвидация производственного кооператива проводится согласно регламента, утвержденного ФЗ «О производственных кооперативах».

      Основанием для начала процедуры может стать:

    • решение общего собрания (при истекшем сроке действия объединения или выполнении поставленных при создании кооператива целей);
    • решение суда (при выявлении нарушений законодательства, которые нельзя устранить, при отсутствии обязательной лицензии, выявлении незаконных видов деятельности);
    • признание предприятия банкротом.
    • Сельскохозяйственный
      • Деятельность сельскохозяйственных кооперативов регламентирована ГК РФ и ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
      • Утверждаемый на общем собрании ликвидационный баланс согласуется с ревизионным союзом. Последствия ликвидации с/х кооперативов включают передачу социально значимых объектов, органу самоуправления в качестве местных объектов инфраструктуры.
      • Оставшиеся после погашения платежных обязательств активы и имущество подлежат распределению между участниками объединения.
      • В числе первоочередных расчетов стоит выплата паевых взносов, затем — выплачиваются суммы дополнительных взносов и стоимость дополнительных взносов по паям. Остаток средств и имущества распределяются пропорционально паям, либо на условиях, указанных в уставе кооператива.
      • Важные нюансы при ликвидации предприятия по решению собственника рассмотрены тут.

        Общая схема ликвидации кооператива

        Порядок ликвидации кооператива

        Пошаговая инструкция ликвидации кооператива за 2020 год включает следующие этапы:

      • Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры.
      • На общем собрании участников объединения происходит назначение комиссии или ликвидаторов, ответственных за дальнейшие шаги. Протокол собрания содержит информацию о комиссии по ликвидации, ее полномочиям управлять делами объединения и представлять его в суде.
      • Размещение информации о намерении ликвидировать объединение в печатном органе, отвечающем за публикацию данных о госрегистрации организаций. В сообщении указывают срок и правила приема претензий по платежам. Минимальный срок получения требований – два месяца после опубликования официальной информации.
      • Сбор данных о финансовых обязательствах, взыскание текущей дебиторской задолженности, письменное оповещение финансово заинтересованных лиц и организаций о предстоящей ликвидации объединения.
      • Составление промежуточного баланса с указанием, каким имуществом владеет объединение, а также со списком финансовых обязательств и результатами рассмотрения претензий кредиторов.
      • Утверждение промежуточного баланса на общем собрании кооператива или органом, принявшим решение по ликвидации, получение согласования от ревизионного союза.
      • Погашение участниками объединения обязательных взносов по паям в установленные сроки.
      • Если объединение не располагает достаточными для полного погашения обязательств денежными средствами или имуществом, членами организации вносятся дополнительные суммы, размер которых определен уставом.
      • В процессе прохождения ликвидации объединения не допускается повышать пределы субсидиарной ответственности и увеличивать сумму обязательного взноса по паям.
      • Если денежных средств, которыми располагает объединение, недостаточно для окончательного расчета с кредиторами, имущество выставляется на продажу на публичные торги.
      • Реорганизация

        Меры по слиянию, присоединению, разделению, выделению и преобразованию организации относятся к процедуре реорганизации.

        Реорганизация кооператива проводится согласно положениям российского законодательства:

      • Правление кооператива письменно оповещает всех своих участников о порядке и сроках предстоящей процедуры, а также уведомляет о назначении общего собрания.
      • Письмо дополняется документами: обоснованием цели предстоящей реорганизации и проектом решения с указанием новой организационно-правовой формы объединения, ее данных, размера долей, номинальной стоимости акций и заключение ревизионного союза по данному вопросу.
      • В отдельных случаях разделение или выделение из состава объединения новых юрлиц проводят на основании судебного решения.
      • Для проведения реорганизации в устав кооператива требуется внести соответствующие данному случаю изменения.
      • Процедура предполагает передачу прав и обязанностей кооператива своим правопреемникам. В передаточном акте и разделительном балансе указываются положения о передаче прав и обязанностей по отношениям с должниками и кредитным обязательствам.
      • После утверждения на общем собрании вышеуказанные документы передаются в регистрирующий орган вместе с учредительными документами.
      • При невозможности определения правопреемника на данном этапе возникает солидарная ответственность вновь возникших юр. лиц по платежным обязательствам реорганизуемого объединения.
      • Вновь образованные кооперативы включают в свой состав участников реорганизуемого объединения.
      • При реорганизации производственных кооперативов предусмотрена возможность преобразования в товарищеские хозяйства или хозяйственные общества. Основанием для этого является выполнение следующих условий:
        • единогласное принятие решения членами кооператива и ассоциированными членами, обладающими правом голоса;
        • присутствие на общем собрании представителя ревизионного союза, оглашающего заключение в возможности преобразования организации и контролирующего соблюдение правовых норм.
        • В случае выявления несогласных с предстоящим преобразованием членов, они могут воспользоваться своим правом на выход из кооператива и предъявить требование о выплате паев в течение 3 месяцев.
        • Окончанием процедуры считается дата государственной регистрации юрлиц, возникших в результате данной реорганизации.

          Особенности ликвидации ООО, когда в нем два учредителя, рассмотрены в статье.

          Разъяснения специалистов касательно ликвидация полного товарищества приведены тут.

          • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
          • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
          • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

            1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
            2. Позвоните на горячую линию:
              • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
              • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
              • Регионы — 8 (800) 222-69-48

            Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива

            Жилищный кооператив может быть ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

            Комментарий к Ст. 123 ЖК РФ

            1. На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация кооператива влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

            2. Кооператив может быть ликвидирован:

            — по решению общего собрания его членов;

            — по решению суда в случае допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, или осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом либо осуществляемой с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

            Требование о ликвидации кооператива по вышеназванным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

            Решением суда о ликвидации юридического лица на его членов могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

            3. Как ни парадоксально, но в отсутствие специальных норм в ЖК РФ кооператив может быть ликвидирован вследствие признания его несостоятельным (банкротом) на основании и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

            4. Общее собрание членов жилищного или жилищно-строительного кооператива, принявшее решение о ликвидации юридического лица, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом в налоговые органы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что кооператив находится в процессе ликвидации.

            Общее собрание членов кооператива, принявшее решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

            С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами кооператива. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.

            Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации кооператива и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

            Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации кооператива.

            5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

            Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием кооператива.

            Если имеющиеся у ликвидируемого кооператива денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Представляется, что к такому имуществу не могут быть отнесены жилые помещения, занимаемые членами ликвидируемого кооператива.

            После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива.

            Ликвидация считается завершенной, а кооператив — прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

            6. На основании ст. 64 ГК РФ при ликвидации жилищного или жилищно-строительного кооператива требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

            — в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемый кооператив несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

            — во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту;

            — в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого кооператива;

            — в четвертую очередь погашаются задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

            — в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

            При этом требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

            В случае недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

            При отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса кооператива обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного кооператива.

            7. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого кооператива, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

            Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого кооператива, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

            Ликвидация кооператива по решению суда

            Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

            Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

            Обзор документа

            Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 32-КГ18-14 Суд отменил вынесенные по делу о ликвидации юридического лица судебные акты нижестоящих инстанций в части возложения обязанности по ликвидации на лицо, исключенное из состава участников, поскольку выход лица из состава участников, являвшегося учредителем влечет за собой прекращение корпоративной связи с указанным юридическим лицом

            Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

            председательствующего Хаменкова В.Б.,

            судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

            рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Родина Михаила Викторовича на решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2017 года по делу по административному исковому заявлению отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о ликвидации Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива».

            Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Центрального банка Российской Федерации Авакяна А.Р., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

            отделение по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратилось в суд с административным иском о ликвидации Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива», в обоснование которого сослалось на неоднократное неисполнение данным юридическим лицом в течение одного года предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в установленный срок.

            Решением Вольского районного суда Саратовской области от 26 декабря 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2017 года, постановлено: «административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Ликвидировать Вольский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альтернатива» (412909, Саратовская область, г. Вольск, ул. Революционная, д. 46; ИНН 6441011254, ОГРН 1026401679590, зарегистрирован в качестве юридического лица 31 декабря 2002 года), исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц. Установить срок ликвидации шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложить на учредителей Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива» Родина М.В., Булгакову В.А., Саушкину Т.П. Взыскать с Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.».

            Определением судьи Саратовского областного суда от 20 июля 2017 года Родину М.В. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

            В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Родин М.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

            Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2017 года Родину М.В. восстановлен пропущенный срок подачи кассационной жалобы и отказано в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

            По запросу первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации 30 марта 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2018 года определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2017 года в части отказа в передаче кассационной жалобы Родина М.В. отменено, кассационная жалоба Родина М.В. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

            Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

            Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.

            Разрешая настоящее административное дело и возлагая на Родина М.В. обязанности по осуществлению ликвидации Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива», суд исходил из того, что Родин М.В. является учредителем этого юридического лица. При этом суд указал на наличие в Едином государственном реестре юридических лиц соответствующих сведений и на то, что они никем не оспорены и не признаны недействительными.

            Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации такие выводы судебных инстанций считает основанными на неправильном применении норм материального права и норм процессуального права.

            Из материалов дела следует, что постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от 7 августа 2001 года N 1976 зарегистрирован Вольский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Елена», одним из учредителей которого, его председателем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица, являлся Родин М.В.

            Согласно протоколу заседания общего собрания членов Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Елена» от 21 июля 2004 года N 7 общим собранием приняты решения об отстранении Родина М.В. от исполнения обязанностей председателя, избрании председателем Кольцова Б.В. и об изменении наименования юридического лица.

            На основании указанного решения общего собрания приказом председателя кооператива от 22 июля 2004 года Родин М.В. был освобожден от должности председателя кооператива с той же даты.

            2 сентября 2004 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения, в том числе в сведения о наименовании названного юридического лица — Вольский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Альтернатива» (далее также — кооператив), который в соответствии с пунктом 1.15 его Устава является правопреемником Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Елена».

            Исполнительным директором Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива» Родину М.В. было направлено уведомление от 7 декабря 2004 года N 126 о принятии правлением кооператива решения об исключении Родина М.В. «как злостного неплательщика, нарушителя Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ и Устава» из его членов (протокол заседания правления от 9 декабря 2005 года N 49).

            1 декабря 2016 года Родин М.В. подал в уполномоченный налоговый орган заявление о недостоверности в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о нем как об учредителе (участнике) Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива»; в Единый государственный реестр юридических лиц 13 декабря 2016 года внесена запись о недостоверности сведений о заявителе как учредителе кооператива.

            Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации, определены Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Федеральный закон от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»).

            Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются названным федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ).

            Согласно статье 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным кооперативом является организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива. Членом кооператива является принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям данного федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.

            Кредитные кооперативы относятся к потребительским кооперативам, поскольку не преследуют цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не работают на открытом финансовом рынке, не кредитуют население. Они предоставляют займы только членам данного кооператива, круг которых заранее определен.

            В силу статьи 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив создается и функционирует на основе принципов добровольности членства в кооперативе, управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос), доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.

            Статьей 16 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ предусмотрено, что членство в кооперативе прекращается, в том числе в случае выхода члена кооператива из кооператива на основании заявления о выходе из него по истечении срока, установленного уставом кооператива, или, если уставом кооператива срок рассмотрения такого заявления не установлен, по истечении двух недель с даты поступления в правление кооператива такого заявления; исключения из членов кооператива — с момента получения уведомления в письменной форме об исключении из членов кооператива.

            Каждый член кооператива имеет право прекратить свое членство в кооперативе в порядке, установленном указанным федеральным законом и уставом кооператива. Выход из потребительского кооператива осуществляется в порядке, предусмотренном уставом данного кооператива.

            Член кооператива может быть исключен из членов кооператива по окончании текущего финансового года в случае, если не выполняет обязанностей, предусмотренных уставом кооператива, несмотря на предупреждение в письменной форме. Решение об исключении из членов кооператива должно быть в четырнадцатидневный срок сообщено правлением кооператива исключенному лицу в письменной форме (статья 17).

            Уставами Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Елена» и Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива» в качестве одного из оснований прекращения членства в кооперативе предусмотрено исключение из числа членов кооператива.

            В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитные кооперативы относятся к числу потребительских кооперативов, которые являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1 данного кодекса).

            Согласно пункту 2 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.

            Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации этого лица могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом (пункт 5 статьи 61 названного кодекса).

            Выход из состава членов сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива участника, в том числе являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможность возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.

            В связи с этим при определении круга лиц, на которых должна быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации потребительского кредитного кооператива, следует исходить не только из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но и исследовать иные фактические обстоятельства конкретного дела и доказательства, позволяющие сделать вывод о членстве того или иного лица в кооперативе либо о выходе участника из состава членов кооператива в предусмотренном законом порядке.

            Однако вопреки изложенному выше судом при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела не были исследованы обстоятельства, связанные с исключением Родина М.В. из состава членов кооператива, что является неправильным применением и существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлекшим необоснованное возложение на Родина М.В. обязанности по осуществлению ликвидации названной организации.

            В силу положений статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

            В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод. Это выражается также в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления и исследования всех фактических обстоятельств по административному делу в целях правильного его разрешения.

            Судом в нарушение требований процессуального закона не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего дела, что ставит под сомнение соблюдение принципов законности и справедливости, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.

            С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, принятые ими судебные акты подлежат отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

            На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

            решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2017 года в части возложения на Родина Михаила Викторовича обязанности по осуществлению ликвидации Вольского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Альтернатива» отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Вольский районный суд Саратовской области в ином составе судей.

            В остальной части решение Вольского районного суда Саратовской области от 26 декабря 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2017 года оставить без изменения, кассационную жалобу Родина М.В. — без удовлетворения.

            Председательствующий Хаменков В.Б.
            Судьи Корчашкина Т.Е.
            Калинина Л.А.

            Обзор документа

            Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ разобрала вопрос, касающийся ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива.

            Она указала, что выход участника, в т. ч. являвшегося учредителем, из состава членов такого кооператива влечет за собой прекращение корпоративной связи с этой организацией. Это, в свою очередь, не предполагает возможность возложить на данного участника обязанности по ее ликвидации.

            Поэтому при определении круга лиц, на которых возлагается обязанность по ликвидации кооператива, следует исходить не только из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Нужно также исследовать иные фактические обстоятельства конкретного дела и доказательства, позволяющие сделать вывод о членстве того или иного лица в кооперативе либо о его выходе из состава членов.

            В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

            Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 09 апреля 2015 г. по делу N 33-202/2015 (ключевые темы: саморегулируемые организации — кредитный потребительский кооператив — кредитные кооперативы — государственный реестр — ликвидация юридического лица)

            Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 09 апреля 2015 г. по делу N 33-202/2015

            Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

            судьи-председательствующего Габунова Н.Э.

            судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.

            и при секретаре Клиповой Д.В.

            рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Маркеловой Е.В., Орехова В.И., Ерашовой Т.А. на заочное решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 03 декабря 2014 года по гражданскому делу по иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА», Вяткину В.Я., Орехову В.И., Мельникову В.Л., Мозжухину А.В., Дрыгину В.В., Ерашовой Т.А., Гиляшаеву А.Д., Евстюхиной А.А., Маркеловой Е.В., Ивакиной М.А., Огородникову В.В., Тулюсиной Л.В., Маленко В.П., Верещако В.В., Кривченкову Н.М., Александриной Н.Ю., Соловьевой И.А., Комонову Р.В. о ликвидации кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА».

            Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения Ерашовой Т.А., Орехова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения Гиляшаева А.Д., судебная коллегия

            Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА», Вяткину В.Я., Орехову В.И., Мельникову В.Л., Мозжухину А.В., Дрыгину В.В., Ерашовой Т.А., Гиляшаеву А.Д., Евстюхиной А.А., Маркеловой Е.В., Ивакиной М.А., Огородникову В.В., Тулюсиной Л.В., Маленко В.П., Верещако В.В., Кривченкову Н.М., Александриной Н.Ю., Соловьевой И.А., Комонову Р.В. о ликвидации кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА».

            В обоснование иска указал, что кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА» (далее — КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА», кооператив) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Калмыкия 28 апреля 2008 г. и в настоящее время является действующим юридическим лицом. Учредителями кооператива являются указанные ответчики. КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА», не являясь кооперативом второго уровня, обязан был вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитного кооператива. В результате мониторинга сайтов в сети «Интернет», на которых размещена информация о членах саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (далее — СРО КПК), установлено, что в нарушение закона кооператив не является членом саморегулируемой организации, включенной в государственный реестр СРО КПК. 29 июля 2014 г. в адрес кооператива был направлен запрос о предоставлении сведений относительно неисполнения им требований о вступлении в СРО КПК и документов необходимых для установления лиц, на которых в случае ликвидации может быть возложена обязанность по совершению действий, связанных с ликвидацией. Однако запрашиваемые сведения истцу не поступили. Просил ликвидировать кооператив, возложить на его учредителей обязанность по осуществлению его ликвидации в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

            Представитель истца Банка России Леонтьева Н.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, согласно телефонограмме она не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

            В судебном заседании представитель ответчика КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА» Шарапов М.В. иск признал и пояснил, что кооператив не осуществляет деятельность, но из-за отсутствия денежных средств в установленном порядке не ликвидирован.

            Ответчики Вяткин В.Я., Орехов В.П., Мельников В.Л., Мозжухин А.В., Дрыгин В.В., Ерашова Т.А., Гиляшаев А.Д., Евстюхина А.А., Маркелов Е.В., Ивакин М.А., Огородников В.В., Тулюсина Л.В., Маленко В.П., Верещако В.В., Кривченков Н.М., Александрина Н.Ю., Соловьева И.А., Комонов Р.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайства об отложении дела суду не представили.

            Согласно заявлениям ответчиков Ерашовой Т.А. и Орехова В.П. с 31 марта 2014 г. они прекратили членство в кооперативе, в подтверждение чего приложили незаверенную копию протокола заседания Правления кооператива от 31 марта 2014 г.

            О рассмотрении настоящего дела в порядке заочного производства Элистинским городским судом Республики Калмыкия вынесено определение 03 декабря 2014 г.

            Заочным решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 03 декабря 2014 г. исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворены. Кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА» ликвидирован. На Вяткина В.Я., Орехова В.И., Мельникова В.Л., Мозжухина А.В., Дрыгина В.В., Ерашову Т.А., Гиляшаева А.Д., Евстюхину А.А., Маркелову Е.Ю., Ивакину М.А., Огородникова В.В., Тулюсину Л.В., Маленко В.П., Верещако В.В., Кривченкова Н.М., Александрину Н.Ю., Соловьеву И.А., Комонова Р.В. возложена обязанность осуществить ликвидацию кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА» в срок, установленный законодательством Российской Федерации

            В апелляционной жалобе Ерашова Т.А., Орехов В.И., Маркелова Е.В. просят отменить заочное решение суда в части возложения на них обязанности по осуществлению ликвидации кооператива и принять по делу новое решение. При этом указали, что решение вынесено в отсутствие ответчиков в связи с географической удаленностью их места жительства от места судебного разбирательства. После регистрации юридического лица его учредители автоматически становятся участниками (членами) данной организации, то есть статус учредителя утрачивается с момента государственной регистрации. Суду следовало применить по аналогии закона положения ч. 5 ст. 112 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.6 ст. 16 Федерального закона от 07.12.1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», согласно которым учредители кооператива с момента государственной регистрации юридического лица становятся его членами и вышедший из кооператива член участвует в ликвидации кооператива в течение шести месяцев с момента выхода. Ответчики не являются членами кооператива с 01 апреля 2014 года, о чем заверенная копия протокола заседания Правления кооператива от 31 марта 2014 года была направлена в суд. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении учредителей кооперативов, в том числе в связи с прекращением членства в кооперативе, законом не предусмотрено.

            В отзыве на апелляционную жалобу представитель Банка России Самойленко С.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указал, что доказательства уважительных причин неявки ответчиков в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду и наличие обстоятельств, которые могли повлиять на содержание решения суда, ответчики суду не представили. Уставом Кооператива не определен орган, уполномоченный осуществлять ликвидацию, соответственно, такая обязанность могла быть возложена на учредителей (участников), перечень которых указан в Едином государственном реестре юридических лиц. Кооператив не предоставил запрашиваемую истцом информацию об (участниках) и о причинах невыполнения требований законодательства о вступлении в СРО КПК. Считает, что судом исследованы все имеющиеся документы, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и им дана оценка, в соответствии с которой был определен круг лиц, на которых подлежит возложение обязанности по осуществлению процедур по ликвидации кооператива. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», этот закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы. Согласно пункту 2 статьи 48 Федерального Закона N 193-ФЗ, действие этого закона не распространяется на иные несельскохозяйственные потребительские кооперативы, предусмотренные пунктом 6 статьи 116 части первой ГК РФ, то есть действие закона не может быть применено к правоотношениям, возникающим в сфере деятельности кредитных кооперативов, деятельность которых регулируется нормами Федерального закона N 190-ФЗ.

            В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

            Проверив материалы дела, заслушав объяснения ответчиков Орехова В.И. и Ерашовой Т.А., возражения Гиляшаева А.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

            Удовлетворяя требования Банка России, суд исходил из того, что в нарушение требований законодательства КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ — ЭЛИСТА», зарегистрированный в налоговом органе 28 апреля 2008 года, не является членом саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Сведения относительно неисполнения требования о вступлении в СРО КПК, документы необходимые для установления лиц, на которых в случае ликвидации кооператива может быть возложена обязанность по совершению действий, связанных с ликвидацией, кооператив не представил истцу. В силу закона единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, потому на ответчиков физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц в качестве учредителей кооператива, подлежит возложение обязанности по осуществлению его ликвидации в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Довод ответчиков о прекращении с 01 апреля 2014 г. членства в кооперативе Орехова В.И., Мозжухина А.В., Ерашовой Т.А., Маркеловой Е.В., Огородникова В.В., Маленко В.П., Кривченкова Н.М., Александриной Н.Ю., не является основанием для отказа в иске, так как копия протокола б/н заседания Правления кооператива от 31 марта 2014 г. не заверена надлежащим образом. Более того, соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном законном порядке не внесены.

            С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

            В соответствии с ч.1, п.8 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Федерального закона N 190-ФЗ) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России, который обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

            Пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.

            В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона N 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию.

            Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения требования ч.3 ст. 35 Федерального закона (ч.4 ст. 35 Федерального закона).

            Согласно информационному сообщению Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 кредитные кооперативы, нарушающие требования ч.3 ст. 35 Федерального закона N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

            Из распоряжения Центрального банка Российской Федерации от 05 июня 2014 года следует, что контроль и надзор за кредитными потребительскими кооперативами, не указанными в списке СРО КПК, микрофинансовых организаций, КПК, осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях. Отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации осуществляет деятельность по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами, находящимися на подведомственной ему территории в Республике Калмыкия.

            Судом установлено, что КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЭЛИСТА» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Калмыкия 28 апреля 2008 г. Ответчики физические лица являются учредителями данного кооператива, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Кооператив не является членом саморегулируемых организаций, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, что установлено по результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети «Интернет».

            Тот факт, что в нарушение закона кооператив не вступил в саморегулируемую организацию и не является членом какой-либо саморегулируемой организации, ответчиками не оспаривается.

            При таких данных, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требования Банка России о ликвидации кооператива.

            Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованном выводу о том, что обязанность совершить действия по ликвидации кооператива подлежит возложению на учредителей.

            Так, в соответствии со ст. 51 , п.5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

            Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федерального закона N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

            В силу ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

            В силу чч. 1 , 3 ст. 19 Федерального закона N 129-ФЗ в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. В случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

            Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18 ноября 2014 года, представленной ИФНС России по г.Элиста, что учредителями КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ — ЭЛИСТА» являются ответчики физические лица. Достоверных сведений о других его учредителях материалы дела не содержат.

            Доказательством же включения гражданина в состав учредителей юридического лица является именно наличие соответствующей записи в государственном реестре юридических лиц.

            Из материалов дела также следует, что внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об ответчиках как об учредителях кооператива кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана, изменения в неё в установленном порядке не внесены, в связи с чем довод жалобы о том, что ответчики не являются учредителями ликвидируемого кооператива, является необоснованным.

            Довод жалобы о том, что статус учредителя в организации, имеющего членство, утрачивается с момента государственной регистрации юридического лица, не основан на законе.

            Ссылка в жалобе на то, что суду следовало применить по аналогии закона положения ч. 5 ст. 112 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 16 Федерального закона от 07.12.1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», является несостоятельной, поскольку в данном случае судом правильно применены нормы специального Федерального закона N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирующие правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов. Кроме того, ч.5 ст.112 ЖК РФ не предусмотрена утрата учредителями жилищного кооператива своего статуса с момента государственной регистрации кооператива.

            Несостоятельна и ссылка в жалобе ответчиков Ерашовой Т.А., Орехова В.И., Маркеловой Е.В. на то, что решение вынесено судом в их отсутствие, поскольку Ерашова Т.А. и Орехов В.И. в своих заявлениях просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Маркелова Е.В. о времени и дате судебного разбирательства была извещена судом надлежащим образом, о чем свидетельствует ее подпись в уведомлении о получении судебного извещения 25 ноября 2014 года, ходатайства об отложении судебного заседания суду не представила. Кроме того, своим процессуальным правом обжалования решения суда ответчики воспользовались, при этом обстоятельства, которые могли повлиять на исход дела, ответчики не указали.

            Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

            Руководствуясь п. 1 ст. 328 , ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

            Заочное решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерашовой Т.А., Орехова В.И., Маркеловой Е.В. — без удовлетворения.

            Смотрите так же:  Когда нужно оплатить налог по усн за год

    Оставьте комментарий