Компенсация за автомобиль такси

Предоставление компенсации сотруднику за использование личного автомобиля в служебных целях

Если работник вынужден пользоваться собственным автотранспортом в служебных целях, то ему положена выплата компенсации. Этот пункт отмечен в статье 188 ТК РФ. Сотрудник имеет возможность использовать собственный автомобиль по договоренности с руководителем предприятия. Компенсация предоставляется даже за единичное пользование транспортом в должностных целях.

В Трудовом кодексе указывается, на что конкретно идет компенсация:

  • амортизацию автотранспорта;
  • оплату затрат на ГСМ (бензин, топливо);
  • техобслуживание.
  • Соглашение о покрытии расходов

    В соглашении между руководителем и сотрудником должна отражаться информация:

    • о марке транспорта работника, годе выпуска;
    • о сумме компенсации, приведенных расчетах, сроках по выплатам.
    • Часть предприятий издает указ о выплате компенсации. Если в нем присутствует подпись работника, то в суде документацию приравнивают к соглашению. Однако рекомендуется составить именно соглашение, чтобы не инициировать ненужные споры.

      В соглашении между руководителем и подчиненным есть возможность указать 2 вида компенсации одновременно: и на ГСМ-расходы, и на износ автотранспорта. В законодательстве не прописаны конкретные суммы, поэтому мера возмещения затрат за пользование собственным автомобилем устанавливается в каждой организации.

      Контролирующие органы РФ для верного расчета налогов предлагают учитывать степень износа автомобиля и время его эксплуатации. Необходимо использовать простые расчеты, отображаемые в соглашении:

      1. Сумма выделяемых средств равна сумме амортизации транспорта. Расчеты ведутся в текущем периоде.
      2. Вести расчеты, исходя из стоимости 1 км автопробега по должностным обязанностям. Расценки можно заимствовать у такси.
      3. Налоговый учет

        Письмо Министерства Финансов от 20 апреля 2015 г., №03-04-06/22274 и указ Минтруда от 27 июля 2016 г., №17-3/В-291 указывают, что компенсация за пользование личным имуществом в служебных целях не облагается налогом на доходы физлиц (НДФЛ).

        Страховые взносы также не облагаются налогом в размере, согласованным с руководителем предприятия, и не упоминаются в справке о доходах.

        Документы для оформления компенсации

        Для доказательства того факта, что сотрудник не получает доход от использования собственного авто, нужно собрать документы:

      4. Между руководителем и подчиненным заключается соглашение, которое дополняет действующий ТД. Если использование собственного имущества в должностных целях оговаривается на собеседовании, то этот пункт вписывается в договор.
      5. Копия документа о регистрации транспорта. Она необходима для доказательства прав на авто, т. к. возмещение расходов полагается за пользование собственным имуществом. Мнения контролирующих органов о возмещении затрат на транспорт, управляемый на основании доверенности, разделилось. Существуют записи, которые как разрешают данную выплату, так и запрещают ее.
      6. Документы для учета рабочих поездок. Путевые и маршрутные листы оформляются при условии компенсации, которая перечисляется с учетом служебного пробега.
      7. Если компенсация предоставляется по фиксированной ставке, то документация оформляется любым удобным способом: маршрутные листы, журнал учета командировок.

      Важно! Если для учета выплат используется собственная форма, то в нее необходимо включать реквизиты первичной документации. Форма должна соответствовать политике предприятия.

    • Чеки, квитанции на оплату ГСМ и прочие расходы работнику компании следует предоставлять вместе с авансовым отчетом. Согласно предоставленным квитанциям оплачивается денежная компенсация. Покрытие расходов на бензин осуществляют, учитывая его действительный расход и лимит, утвержденный в технической документации.
    • Покрытие затрат, которое указано в соглашении и трудовом договоре. Размер компенсации утверждается в приказе или расчетном листе. Сумма возмещения может быть указана и в двустороннем соглашении, если выплачивается по фиксированной ставке.
    • Компенсация за использование собственного авто

      Ст. 272 НК РФ, п. 7 гласит: компенсация денежных средств за пользование собственным автотранспортом по служебным нуждам отображается в расходах на дату выплаты. При оплате налога на прибыль следует руководствоваться нормативами, указанными в Постановлении Правительства РФ, 08. 02. 02, №92:

    • Если объем двигателя легкового транспорта сотрудника 2000 куб. см, то размер компенсации не может превышать утвержденную норму, а именно 1200 рублей.
    • Если двигатель объемом выше 2000 куб. см, то предоставляется выплата 1500 рублей.
    • Ограничения на размер компенсации за использование грузового транспорта в должностных целях не утверждаются на законодательном уровне. Категория автотранспорта отмечена в ТС или ПТС. Чтобы учесть компенсации для налога на прибыль, нужно собрать ту же документацию, что и для НДФЛ.

      Аренда авто в служебных целях

      Утвержденная сумма возмещения денежных средств за пользование автомобилем по служебным нуждам очень мала. Поэтому если в должностные обязанности входят постоянные разъезды, стоит заключить договор аренды. За арендованный транспорт служащему также полагается компенсация. Авто можно взять в аренду вместе с сотрудником. При аренде автомобиля без сотрудника ответственным лицом назначается уполномоченное лицо организации.

      Для работодателя на УСН преимущество заключается в уменьшении налоговой базы (согласно ст. 346 НК РФ, п.1). Расходы на содержание транспорта несет работодатель и может включать их в статью расходов.

      В обеих ситуациях необходимо:

    • Заключить договор аренды.
    • Установить сумму компенсационных ежемесячных платежей.
    • Передать транспорт по акту.
    • Важно! Ежемесячные платежи аренды работодатель включает в доход своего сотрудника. Компенсация облагается НДФЛ по ставке 13% (по статье 226 НК РФ п.1, ст. 224 п.1). Страховые взносы платить не придется.

      Бухгалтерский учет компенсации

      Возмещение денежных средств отображается в статье затрат на дату перевода компенсации. Расходы списываются на те же счета, что и зарплата сотрудника. (Счет 44 — Расходы на продажу, счет 20 — Основное производство, счет 26 — Общехозяйственные расходы).

      Когда дата перевода денежных средств не совпадает с ее фактической выплатой, возникает разница во времени. Рекомендуется осуществлять выплаты сотруднику в месяце их начисления. Если в налоговом и бухучете фигурируют разные суммы, то организации, регулярно имеющей разницу в отчете, начисляются увеличенные платежи по налогу на прибыль в текущем периоде, согласно Приказу Минфина РФ №114, ред. 24.12.2010.

      Пример. Компенсация сотруднику предприятия

      ООО «Ибис» перечислило 23.07.2017 г. на зарплатную карту работника компенсацию за пользование собственным авто в размере 4000 рублей за июль 2017 г. Для отражения налога на прибыль выплата предоставлена по нормативу — 1500 рублей, т.к. объем двигателя личного транспорта выше 2000 куб.см. В бухучете будут отражены проводки:

      Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
      Начислена выплата служащему 73 51 4000
      Компенсация отражена в расходах 44 73 4000
      Налоговое обязательство: (4000 — 1500) х 20% 99 68 500

      Недостатки компенсации по фиксированной ставке

      Единый размер выплат целесообразно устанавливать для служащих, чья деятельность связана с регулярными служебными поездками. Если сотрудник пользуется автомобилем несколько дней в месяц, а его компенсация неизменна, то могут возникнуть недопонимания с контролирующими органами.

      Если для сотрудника утверждено фиксированное возмещение затрат — 3000 рублей в месяц, а из 21 рабочего дня маршрутные листы составлены лишь на 17, то сумма выплаты, не облагаемая НДФЛ, рассчитывается:
      3000 руб. / 20 х 17 = 2550 рублей. Так считают одни представители контролирующих органов. Однако другая сторона утверждает, что сумму компенсации необходимо выплачивать независимо от фактического количества дней пользования автомобилем.

      Поэтому возмещение затрат по фиксированной ставке рекомендуется предоставлять сотрудникам, использующим автотранспорт в должностных целях регулярно. В иных ситуациях лучше оформлять выплаты с помощью путевых листов и иных документов.

      С кого требовать компенсацию ущерба пассажиру при поездке в такси

      Вот почему агрегаторы такси должны отвечать за аварии

      Пленум Верховного суда вынес постановление N 26 в городе Москве «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», которое поможет урегулировать споры между перевозчиками такси и их пассажирами при возникновении конфликтных ситуаций в целях компенсации ущерба в аварии при поездке в такси.

      Методы работы агрегаторов такси стали серьезной юридической проблемой для законопослушных пассажиров. Добиться компенсации, если по вине водителя такси произошло ДТП, порой не так уж просто. Проблему власти стараются решить, идя в наступление на безответственных агрегаторов (не все такие, но их хватает) сразу по нескольким юридическим фронтам.

      Весной текущего года Минтранс отправил в правительство проект закона, который, если будет принят, позволит тщательней проверять действующие разрешения на перевозку у таксистов. Дело все в том, что, заказывая такси по телефону через агрегатор, мы в качестве пассажиров не можем быть до конца уверены, что приедет официально зарегистрированный профессионал. Вполне возможно, что под личиной официального водителя такси может оказаться все тот же таксист-нелегал, который ни за что не отвечает и подключен к компании, распределяющей заказы между таксопарками, лишь с одной целью – собирать те самые заказы.

      Согласно статистике, порядка 80 тыс. водителей такси, 15% от работников рынка услуг, получают лицензию на перевозку только для того, чтобы подключиться к компаниям-посредникам, дающим работникам такси клиентов. Как только цель водителями достигнута, они нередко аннулируют разрешение на перевозку, получая вложенные деньги и уходя в «подполье», становясь нелегалами. Преференции для таких работников колоссальные – никакой ответственности ни перед государством, ни перед клиентами-пассажирами.

      В самых страшных случаях, когда автомобиль попадает в ДТП и пассажир получает тяжкие травмы или погибает, добиться компенсации от таких нелегалов, по сути «бомбил», крайне сложно даже через суд. И хотя водителю или владельцу рабочего автомобиля спустить на «тормозах» содеянное точно не получится – компенсировать так или иначе придется, самыми защищенными от закона в этой нелегальной цепочке оказываются именно агрегаторы такси. Нередко недобросовестные компании выступают как поставщики информационных услуг. И суды это принимали на веру.

      Не поверил в такую безнаказанность и Верховный суд. В одном из судебных разбирательств по делу о гибели пассажира такси он обратил внимание на ряд фактов, которые явно указывали на то, что такси действовало от имени компании-агрегатора. Одними из главных доказательств этого стали:

      SMS-оповещение от компании-агрегатора

      Прописанная стоимость оказанных услуг поездки

      И благодарность за выбор именно данной компании. Так сказать, подпись от фирмы.

      Компания-агрегатор заказов тоже должна отвечать за опасные для жизни услуги!

      Очередным шагом к нормализации ситуации на рынке услуг перевозок стало постановление пленума ВС, в котором с законодательной точки зрения прописаны особенности взаимоотношений клиента и работника такси. Главным пунктом, помимо оговоренных в постановлении условий перевозки багажа и ответственности при его утрате, а также норм трактования заключения договора, стал пункт № 9 документа:

      Этот крайне важный пункт позволит закрыть лазейку для компаний, которые очень полюбили перекладывать тяжелый груз ответственности на своих водителей. Теперь суды должны будут подходить к решению возникших споров более комплексно, а требовать компенсации ущерба пострадавшим пассажирам можно будет и с компаний, оказывающих услуги.

      Вопросы компенсации работникам транспортных расходов

      Автор: Демидов Г. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

      Надо ли облагать страховыми взносами компенсацию за рабочие поездки на личном автомобиле? На что обратить внимание при заполнении расчета по страховым взносам в связи с выплатой работникам компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях? Можно ли признать в составе расходов по налогу на прибыль суммы оплаты такси для рабочих поездок сотрудников? Можно ли помимо нормированной компенсации за использование личного транспорта работника в служебных целях учесть расходы, возмещаемые в связи с этим работнику, например, стоимость ГСМ? О том, какое мнение по данным вопросам высказал Минфин, вы узнаете из представленной статьи.

      Компенсация за рабочие поездки на личном автомобиле и страховые взносы

      Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений. Из положений этого подпункта следует, что объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работника, производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и организацией.

      Вместе с этим по правилам п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

      В Письме от 23.10.2017 № 03-15-06/69146 Минфин подтвердил, что исходя из положений ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами оплата организацией расходов на командировку работника (суточные, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ, и фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на наем жилого помещения и др.), а также установленная ст. 188 ТК РФ компенсация, выплачиваемая организацией работнику за использование им личного автотранспорта в служебных целях, в размере, определяемом соглашением между организацией и работником. Таким образом, база для исчисления страховых взносов определяется как сумма всех выплат и иных вознаграждений в пользу работника за вычетом сумм, перечисленных в ст. 422 НК РФ, в том числе упомянутых компенсационных выплат в размере, предусмотренном в вышеназванном соглашении.

      К сведению: в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2017, действовала аналогичная норма (ст. 9). Минтруд, как и Минфин, придерживался мнения о том, что компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях не облагается взносами (Письмо от 27.07.2016 № 17-3/В-291).

      Согласно выводам, сделанным ВС РФ в Определении от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855, компенсация работнику за использование личного автомобиля в служебных целях в пределах размера, установленного соглашением между организацией и работником, не является оплатой труда и не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, в связи с чем указанная выплата не подлежит обложению страховыми взносами.

      На что обратить внимание при заполнении расчета по страховым взносам в связи с выплатой работникам компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях?

      Форма расчета и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected]

      С учетом положений п. 1 ст. 421 НК РФ предусмотренные в пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты, исчисленные в пользу работников, включая оплату командировочных расходов и компенсационные выплаты, отражаются:

      по строкам 030 подразд. 1.1 (по страховым взносам на ОПС) и 1.2 (по страховым взносам на ОМС) приложения 1 к разд. 1 расчета;

      по строке 020 приложения 2 (по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) к разд. 1 расчета;

      по строке 210 подразд. 3.2.1 разд. 3 расчета.

      Далее не облагаемые страховыми взносами командировочные расходы и компенсационные выплаты необходимо отразить:

      по строкам 040 подразд. 1.1 и 1.2 приложения 1 к разд. 1;

      по строке 030 приложения 2 к разд. 1 расчета.

      По строке 220 подразд. 3.2.1 разд. 3 расчета будет отражаться база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по работнику за вычетом выплат по командировочным расходам и компенсационных выплат.

      К сведению: нарушение порядка заполнения расчета может привести к несоблюдению контрольных соотношений между показателями этого документа, в связи с чем налоговые органы будут вправе направить требование о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений.

      Оплата такси для рабочих поездок и налог на прибыль

      Вопрос об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с перевозкой в служебных целях работников службами такси, был рассмотрен Минфином в Письме от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839.

      Чиновники отметили, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

      В случае если организация в качестве служебного транспорта использует услуги такси, затраты, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:

      на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно этой статье к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта);

      при выполнении требований ст. 252 НК РФ (документальное подтверждение и экономическое обоснование).

      Какие документы нужны для подтверждения данного вида расходов, Минфин не уточнил.

      Однозначно потребуются документы, свидетельствующие об оплате поездок.

      К сведению: если оплата такси была произведена наличными, при отсутствии кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности признать расходы будет нельзя (письма Минфина РФ от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, УФНС по г. Москве от 06.08.2009 № 16-15/080978).

      Разъясняя вопросы документального подтверждения расходов, Минфин в Письме от 02.03.2017 № 03-03-07/11901 уточнил следующее:

      документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила);

      согласно п. 111 Правил в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, содержащая обязательные реквизиты, которые представлены в приложении 5 к Правилам.

      Для подтверждения экономической обоснованности использования работниками такси организация может:

      издать приказ или разработать локальный нормативный акт с указанием перечня работников, которым разрешены поездки на такси, и причин использования такси (необходимость оперативного решения служебных задач при отсутствии у организации транспортных средств);

      вести специальный журнал поездок, в который работники будут записывать маршрут;

      при выдаче подотчетных сумм четко указывать цели, на которые выдаются средства (выдача наличных для служебных поездок на такси с указанием цели поездок).

      К сведению: организация может минимизировать проблемы с документальным подтверждением расходов и их целями в случае заключения договора со специализированной организацией. При безналичной оплате в качестве подтверждающих документов могут быть использованы акты, заявки, копии путевых листов и другие документы, подтверждающие стоимость и маршрут поездки, оформление которых предусмотрено договором с автотранспортным предприятием.

      Напомним, ранее Минфин согласился с тем, что расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределами могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 04.10.2011 № 03-03-06/1/621, от 27.08.2009 № 03-03-06/2/162, от 31.07.2009 № 03-03-06/1/505, от 13.04.2007 № 03-03-06/4/48, от 22.05.2007 № 03-03-06/2/82). При этом выплаченная работнику компенсация не облагается НДФЛ и страховыми взносами.

      В Постановлении от 29.12.2014 № Ф06-18541/2013 по делу № А55-6762/2014 АС ПО признал правомерным включение в состав расходов сумм возмещения командированному работнику стоимости проезда на такси от гостиницы до места работы. Суд учел, что такое возмещение было предусмотрено локальным актом организации, расходы на проезд в автотранспорте включены в утвержденные генеральным директором сметы представительских расходов, к авансовым отчетам прилагаются отчеты по транспортным расходам, утвержденные указанным лицом.

      Компенсация стоимости ГСМ дополнительно к компенсации за использование личного транспорта работника в служебных целях

      По правилам ст. 188 ТК РФ работодатель обязан выплатить работнику компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, используемого в служебных целях, а также возместить ему расходы, связанные с использованием личного транспорта. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

      При этом в силу пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

      К сведению: расходы на компенсацию работнику расходов на использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок учитываются в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно – 1 200 руб. в месяц, свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб. в месяц.

      Вопрос:

      Можно ли помимо нормированной компенсации за использование личного транспорта работника в служебных целях учесть расходы, возмещаемые ему в связи с таким использованием, например, стоимость ГСМ?

      Ответ:

      Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 10.04.2017 № 03-03-06/1/21050, в выплачиваемой работнику компенсации, учитываемой в расходах в пределах установленных норм, уже содержится возмещение затрат, которые возникают в процессе эксплуатации личного транспорта (на износ, приобретение ГСМ, ремонт). В связи с этим учесть возмещаемую работнику стоимость ГСМ повторно (то есть помимо сумм компенсации) нельзя.

      Ранее аналогичный вывод содержался в письмах Минфина РФ от 19.08.2016 № 03-03-06/1/48789, от 04.12.2015 № 03-03-06/70852, от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239.

      К сведению: учитывая позицию Минфина, организациям выгоднее заключать с работником договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) или без экипажа (ст. 642 ГК РФ), так как в этом случае при соблюдении условий ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли можно признать большую сумму затрат, связанных с использованием автомобиля в служебных целях, в частности, фактические расходы на бензин.

      Итак, с учетом разъяснений, поступивших со стороны Минфина:

      компенсация за рабочие поездки на личном автомобиле не облагается взносами;

      затраты на поездки на такси можно включить в расходы при исчислении налога на прибыль, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными;

      в выплачиваемой работнику компенсации, учитываемой в расходах в пределах установленных норм, уже содержится возмещение затрат, которые возникают в процессе эксплуатации личного транспорта (на износ, приобретение ГСМ, ремонт). В связи с этим учесть возмещаемую работнику стоимость ГСМ помимо сумм компенсации нельзя.

      Можно ли получить выплату по ОСАГО за автомобиль в прокат или за такси на время ремонта?

      1. Выплату за такси или аренду машины получить можно, но шансы примерно 50/50.
      2. Взыскать возмещение напрямую с виновника по судебной практике 2020 года можно успешнее.
      3. Если вред причинён здоровью, то шансы компенсации такси существенно увеличиваются.
      4. Логика судей при таких вопросах проста: пользоваться такси или прокатом авто нецелесообразно при наличии общественного транспорта.
      5. По состоянию на 2020 год по ОСАГО в случае ДТП можно взыскать различные расходы – от фактически причинённого ущерба повреждённому автомобилю потерпевшего в виде ремонта или выплаты до компенсации услуг эвакуатора и платного хранения машины на стоянке. Но что, если Вы вынуждены были воспользоваться услугами проката или аренды автомобилей на то время, пока Ваше авто было в ремонте либо не на ходу после ДТП до осуществления ремонта или выплаты страховой компанией?

        Покрывает ли ОСАГО стоимость аренды на время ремонта?

        И да, и нет. Забегая вперёд, отметим, что шансы получить выплату в виде компенсации за прокат машины составляют примерно 50%. И вот почему!

        Порядок возмещения вреда в 2020 году регулирует ФЗ-40 «Об ОСАГО». Именно он устанавливает порядок осуществления такого возмещения. Но вот перечня, за что именно положена компенсация потерпевшему, в этом законе нет. Поэтому стороны руководствуются здравым смыслом и другими положениями закона.

        Так, статья 1 указанного выше ФЗ говорит о том, что договор страхования подразумевает возмещение вреда имуществу, жизни или здоровью потерпевших. Ни о какой компенсации связанных с повреждением имущества услуг в виде аренды автомобиля на время ремонта не говорится.

        С другой стороны, статья 6 закона приводит исчерпывающий список того, что ОСАГО не покрывает, и услуг по прокату автомобилей там нет.

        Суть ответа на вопрос о компенсации стоимости арендованной машины в то время, пока Ваш автомобиль ремонтировался, сводится к тому, что фактически Вы понесли дополнительные расходы, которые должны быть возмещены. Но и общественный транспорт никто не отменял.

        Но пункт 4.12 Правил страхования, утверждённых Банком России, в то же время говорит о том, что:

        4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
        .
        иные расходы, произведённые потерпевшим в связи с причинённым вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

        Как видим, иные расходы всё же подлежат компенсации. А список в скобках дан с пометкой «в том числе», то есть список не исчерпывающий.

        Судебной практики по вопросу именно проката автомобилей на время ремонта на 2020 год практически нет. Но ввиду смежных решений и постановлений судов различных инстанций можно сделать вывод о том, что при предъявлении иска в суд о возмещении услуг аренды:

      6. суд либо откажет в возмещении проката авто на время ремонта на основании того, что Вы могли воспользоваться более дешёвым общественным транспортом,
      7. либо судья частично удовлетворит иск о возмещении расходов на использование арендованной машины, уменьшив сумму иска до «разумных» пределов; а вот разумность эта в денежном выражении предстанет уже на личное усмотрение судьи.
      8. Здесь существенную роль в Вашу пользу сыграет, например, предоставление документов о том, что от Вашего места жительства до места работы общественный транспорт вообще не ходит. Такими документами могут послужить адрес регистрации в паспорте, справка с места работы и распечатка схемы маршрутных сетей загородного района.

        Но решить данный вопрос на уровне требования к страховщику вряд ли удастся, потому как страховые компании всеми правдами и неправдами пытаются уменьшить сумму выплаты.

        Можно ли получить выплату за пользование услугами такси?

        Это уже более реально, но только в случае, если речь идёт о вреде здоровью и обоснованности поездки именно на такси. Если потерпевший в ДТП получил травму, из-за которой ему по меньшей мере некомфортно передвигаться на автобусе, троллейбусе, трамвае или метро, то компенсировать услуги использования такси вполне возможно. Вот пример судебной практики по этому вопросу.

        А вот передвижение на такси по городу просто из-за простоя собственной машины в ремонте или если она оказалась не на ходу, сложнее, и здесь ровно по аналогии с возмещением услуг аренды автомобилей – суд может сослаться не отсутствие необходимости ездить на такси за имением общественного транспорта.

        Можно ли взыскать напрямую с виновника?

        Можно. Никто не запрещает подать иск к виновнику – причём, одновременно со страховой компанией. Это позволяет сделать возможность привлечения самого виновника в качестве соответчика, а страховой компании основным ответчиком или наоборот. А судья уже определить надлежащего ответчика по компенсации либо услуг такси, либо аренды автомобиля.

        Как правильно попытаться взыскать?

        В первую очередь, необходимо подать требование (досудебную претензию) страховщику о такой компенсации, приложив в обязательном порядке в случае пользования такси чеки об оплате услуг с указанием маршрута передвижения.

        А в случае аренды автомобиля обязательно нужно приложить следующие документы:

      9. договор с организацией по услугам проката автомобилей,
      10. все чеки, подтверждающие фактическую оплату,
      11. желательно приложить копии организационно-правовых документов об осуществлении услуг фирмой.
      12. Всё это вместе с требованием, которое пишется в свободной форме, вложить в конверт и отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на юридический адрес страховой компании. В требовании нужно указать разумный срок для возмещения проката или такси – как правило, он составляет 10-15 рабочих дней.

        Далее при отсутствии ответа или отказе следует такое же отправить виновнику аварии, если Вы хотите взыскать с него напрямую такие расходы.

        При отсутствии удовлетворения такого требования от виновника придётся подавать исковое заявление в суд. Оно подаётся по месту нахождения основного ответчика. При сумме иска менее 50 тысяч рублей, исковое подаётся в мировой суд, более 50 000 – в районный или городской.

        Такси в России обходится дешевле личного автотранспорта

        Высокая стоимостью машины не окупается на фоне сравнительно недорогого такси

        Россиянам, которые проезжают меньше 5,4 тыс. км в год, в перспективе десяти лет дешевле ездить на такси, чем пользоваться личным автомобилем. Россия оказалась на первом месте по величине этого расстояния среди крупнейших стран, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование HSBC.

        В исследовании учитывались стоимость Toyota Camry в конкретной стране, расходы на топливо и обслуживание автомобиля, средние цены на такси и уровень доходов жителей. По этому соотношению Россия с отрывом лидирует среди крупнейших стран, практически вдвое опережая Индию и в несколько раз — США и Германию, в которых владеть автомобилем наиболее выгодно.

        Россия лидирует из-за относительно низкого среднего уровня доходов, усложняющего покупку личного автомобиля, цена которого с учетом импортных тарифов достаточно высока, и сравнительно низких цен на такси.

        Согласно расчетам банка, стоимость поездки составляет в среднем около 130 рублей в целом по России и около 350 рублей в Москве. «Таким образом, в России цены на такси пропорциональны доходам, а цены на автомобили не пропорциональны. Поэтому сложилась такая ситуация», — пояснил представитель банка.

        Сервисы такси в России могут позволить себе более низкие цены по сравнению с другими странами благодаря большой аудитории — в России во многих регионах плохо развит общественный транспорт, что повышает спрос на такси. При этом по степени проникновения приложений такси Россия на третьем месте в мире. Они установлены у 45% населения, больше — только в Китае (51%) и Мексике (46%). В США приложениями для вызова такси пользуются 40% населения, в Великобритании — 30%, в Индии — 28%, в Германии — 20%.

        Руководитель кластера Sharing Economy Российской ассоциации электронных коммуникаций Антон Губницын, указывает, что перевес будет еще более значительным, если кроме цены автомобиля, обслуживания и топлива учесть расходы на платный паркинг и штрафы. HSBC сравнивает владение автомобилем не только с такси, но и с сервисами попутчиков, такими как BlaBlaCar, которые являются некоммерческими по своей сути, так как в них нет отплаты труда водителя, а только компенсация части расходов на топливо, подчеркивает Губницын: при такой методике выгода отказа от личного авто «становится еще более выпуклой».

        Смотрите так же:  Оформить кредитную карту в сбербанке россии

    Оставьте комментарий