Как создать интерактивное пособие

Разработка электронного интерактивного учебного пособия Текст научной статьи по специальности « Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Аврунин Олег Григорьевич, Носова Яна Витальевна

Работа посвящена лицензированию программ и создания электронных учебников в Украине. Принцип подготовки текстовых и графических материалов, которые объединяет гипертекстовой связи фиксируется в основе метода создания этого учебника, а так же создание интерактивных карт-изображений гистологических препаратов, объекты на которых выбирают активные зоны и могут быть так же акцентированы цвета в режиме реального времени на чтение собственного материала.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Аврунин Олег Григорьевич, Носова Яна Витальевна,

Текст научной работы на тему «Разработка электронного интерактивного учебного пособия»

?РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО

Носова Яна Витальевна доцент, к.т.н. Аврунин Олег Григорьевич Харьковский национальный университет радиоэлектроники 61166, Харьков, пр. Ленина,14, [email protected], тел.(057) 702-13-64

Work is devoted licensing of the programs and creation of electronic textbook in Ukraine. Principle of preparation of text and graphic material which unites hypertext connections is fixed in basis of method of creation of this textbook, and similarly creation of interactive maps-images of histological preparations, objects on which are selected active areas and can be similarly accented a color real-time at reading of the proper material.

В настоящее время учебные заведения, находящиеся на государственном обеспечении не всегда могут позволить себе приобретать и использовать дорогостоящее лицензионное программное обеспечение (ПО) в необходимом объеме. Что же касается специального обучающего программного обеспечения, то для подразделений, которые преподают учебные дисциплины, актуальной является задача создания собственных программных продуктов, к тому же не требующих для разработки специального лицензионного ПО и, следовательно, позволяющего значительно упростить и удешевить задачу разработки и использования учебных программных средств в высших учебных заведениях.

Целью работы является создание электронного гипертекстового пособия с элементами интерактивности по курсу «Гистология, цитология и эмбриология». Одним из важнейших аспектов в системе образования является разработка электронных учебных пособий, которые обладают существенными преимуществами перед печатными изданиями, а также значительно облегчают процесс обучения. Главное преимущество

электронных учебных материалов состоит в том, что текстовая часть сопровождается многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.

Для создания учебного пособия с элементами интерактивности по курсу гистология, цитология и эмбриология были использованы современные программные пакеты: интегрированная среда быстрой разработки приложений Borland Delphi v. 7.0, графический редактор для обработки растровых изображений Adobe Photoshop v. 8.0, пакет для работы с векторной графикой Corel Draw v. 11.0, среда для разработки Web-страниц Front Page, а также набор вспомогательных утилит и др. Результирующим форматом представления информации в электронном учебном пособии является Web-страница, в которой используются интерактивные сценарии на языках Java Script и Dynamic HTML.

Разработанный электронный учебник может работать в большинстве Web-браузеров (Netscape Communicator, Internet Explorer v. 4.0 и выше, Mozilla Firefox, Opera и прочие) с включенными опциями запуска активного содержимого Web-страниц и используется на аппаратных платформах с установленными операционными системами Windows 9х, Me, 2000, ХР, Vista. Для получения информации об объекте обучаемому достаточно подвести курсор указателя манипулятора «мышь» к области объекта на изображении и нажать левую клавишу «мыши». При этом будет вызвана Web-страница, связанная с областью изображения объекта, содержащая контекстную информацию о выбранном микрообъекте.

Главным отличительным признаком разработанного электронного учебника от зарубежных аналогов является простота использования и интерактивность в процессе изложения учебного материала, позволяющая заинтересовать современного студента. Перспективой работы является повышение уровня интерактивности и создание модуля проверки уровня знаний обучаемого.

Образование | 10 инструментов для создания электронных учебных материалов и онлайн-курсов

Ека­те­ри­на Изме­стье­ва

Всего материалов: 711

10 инструментов для создания электронных учебных материалов и онлайн-курсов

Онлайн-кур­сы, элек­трон­ные учеб­ные мате­ри­а­лы, пре­зен­та­ции, опро­сы и авто­ма­ти­че­ское оформ­ле­ние биб­лио­гра­фий и цитат ? все это вы може­те быст­ро и про­сто сде­лать с помо­щью 10 инстру­мен­тов для созда­ния учеб­ных мате­ри­а­лов.

Онлайн-обра­зо­ва­ние ста­но­вит­ся все более рас­про­стра­нен­ным фор­ма­том ? школь­ни­кам, сту­ден­там и взрос­лым людям удоб­нее полу­чать зна­ния в любое вре­мя и в любом месте, иметь доступ к учеб­ным мате­ри­а­лам на любых устрой­ствах.

iSpring Suite

iSpring Suite — рас­ши­ре­ние для PowerPoint, при помо­щи кото­ро­го вы за один день пре­вра­ти­те про­стую пре­зен­та­цию в про­фес­си­о­наль­ный онлайн-курс.

Захо­ди­те, добав­ля­е­те в пре­зен­та­цию кар­тин­ки, ани­ма­цию, музы­ку, видео, тесты — курс готов. Оста­ет­ся загру­зить его на кор­по­ра­тив­ный сайт, блог или в соц­се­ти. Сотруд­ни­ки смо­гут открыть курс с ком­пью­те­ра, план­ше­та или теле­фо­на.

Пря­мо в iSpring Suite вы може­те создать элек­трон­ные тесты, диа­ло­го­вые тре­на­же­ры, озву­чить слай­ды, запи­сать скрин­каст, смон­ти­ро­вать видео или создать обу­ча­ю­щую игру.

При этом необя­за­тель­но быть про­грам­ми­стом или дизай­не­ром — доста­точ­но знать PowerPoint. При­ят­ный бонус: вся мощь редак­то­ра доступ­на бес­плат­но на 14 дней.

Кор­ре­спон­дент Теп­ли­цы про­те­сти­ро­вал сер­вис, подроб­ный обзор читай­те по ссыл­ке.

CourseLab

CourseLab – это мощ­ное и одно­вре­мен­но про­стое в исполь­зо­ва­нии сред­ство для созда­ния интер­ак­тив­ных учеб­ных мате­ри­а­лов (элек­трон­ных кур­сов), пред­на­зна­чен­ных для исполь­зо­ва­ния в сети Интер­нет, в систе­мах дистан­ци­он­но­го обу­че­ния, на ком­пакт-дис­ке или любом дру­гом носи­те­ле.

С помо­щью CourseLab мож­но созда­вать и редак­ти­ро­вать учеб­ный мате­ри­ал в сре­де WYSIWYG, не тре­бу­ю­щей зна­ния язы­ков про­грам­ми­ро­ва­ния.

Бес­плат­ную вер­сию про­дук­та вы може­те ска­чать на офи­ци­аль­ном сай­те, а на рус­ско­языч­ном ресур­се ? почи­тать доку­мен­та­цию или купить рус­скую вер­сию про­дук­та.

Smart Builder

Smart Builder ? это сер­вис, поз­во­ля­ю­щий созда­вать соб­ствен­ные элек­трон­ные обра­зо­ва­тель­ные кур­сы, не обла­дая навы­ка­ми про­грам­ми­ро­ва­ния. Вы може­те исполь­зо­вать раз­лич­ные медиа, игро­вые эле­мен­ты и т.д. В биб­лио­те­ке Smart Builder уже содер­жит­ся мно­же­ство эле­мен­тов от муль­ти­ме­диа объ­ек­тов до шаб­ло­нов стра­ниц.

Vyew ? это вир­ту­аль­ный кон­фе­ренц-зал или пере­го­вор­ная ком­на­та. С помо­щью сер­ви­са вы може­те сде­лать онлайн-пре­зен­та­цию перед сот­ней людей или опуб­ли­ко­вать доку­мент для сов­мест­но­го обсуж­де­ния и редак­ти­ро­ва­ния с кол­ле­га­ми.

Writing House

Writing House ? это сер­вис, кото­рый поз­во­лит вам авто­ма­ти­че­ски созда­вать биб­лио­гра­фию и оформ­лять цити­ро­ва­ние в основ­ных стан­дар­тах ? MLA, APA, Chicago или Harvard. Это быст­ро, про­сто, бес­плат­но и помо­жет вам сэко­но­мить мно­го вре­ме­ни.

MOS Solo

MOS Solo ? про­стой, но функ­ци­о­наль­ный инстру­мент, кото­рый прак­ти­че­ски не тре­бу­ет обу­че­ния, но пред­став­ля­ет мно­же­ство воз­мож­но­стей в созда­нии муль­ти­ме­дий­но­го обра­зо­ва­тель­но­го кон­тен­та. С помо­щью MOS Solo вы може­те созда­вать интер­ак­тив­ные гра­фи­че­ские элек­трон­ные кур­сы, вик­то­ри­ны, опро­сы и демон­стра­ции.

Easygenerator

Easygenerator объ­еди­ня­ет в себе про­сто­ту исполь­зо­ва­ния с мощ­но­стью и функ­ци­о­наль­но­стью, бла­го­да­ря кото­рым вы може­те создать мно­же­ство раз­но­об­раз­ных про­ек­тов и опуб­ли­ко­вать их в Интер­не­те или импор­ти­ро­вать в Power Point.

Zenler

Zenler ? это один из самых мощ­ных сер­ви­сов для созда­ния обра­зо­ва­тель­но­го кон­тен­та. С помо­щью Zenler вы може­те созда­вать элек­трон­ные кур­сы, кото­рые будут рабо­тать где угод­но, вклю­чая iPad, iPhone, Android. Вы даже смо­же­те созда­вать кур­сы на осно­ве ваших пре­зен­та­ций и мате­ри­а­лов в PowerPoint. Сер­вис так­же поз­во­ля­ет запи­сы­вать видео с экра­на, добав­лять аудио и мно­гое дру­гое.

Основ­ная вер­сия Zenler плат­ная, но вы може­те ска­чать бес­плат­ную проб­ную вер­сию.

Lesson Writer

Lesson Writer ? это сер­вис для созда­ния ком­плекс­ных уро­ков по англий­ско­му язы­ку. С помо­щью сер­ви­са мож­но быст­ро и лег­ко пре­вра­тить любую ста­тью в раз­да­точ­ный мате­ри­ал, содер­жа­щий необ­хо­ди­мые вопро­сы и зада­ния.

Как создать интерактивный учебник iBooks для школы

Школы перешли на новую систему финансирования. И теперь зарплата учителя состоит из базовой и стимулирующей частей. И эти самые стимулирующие выплаты во многом зависят от использования педагогов на уроке современных технологий.

Чтобы помочь освоиться с новой техникой, сайт kp.ru подготовил несколько открытых уроков с продвинутыми учителями, которые успешно используют информационные технологии в своей работе.

Сегодня советы от Александра Гулина , учителя истории столичного Центра образования №1828 «Сабурово». Он рассказывает, как создал собственный интерактивный учебник для iPad «История Первой мировой войны».

Учитель Александр Гулин

Для создания учебника iBooks Александр использует бесплатную программу iBooks Author. В ней заложено множество шаблонов по различным предметам. iBooks Author позволяет добавлять свой собственный текст и изображения простым перетаскиванием. Есть возможность вставлять интерактивные фотогалереи, фильмы, презентации и 3D-модели объектов. Кстати, в 2014 году учебниками iBooks уже покрывается 100% основной образовательной программы, необходимой для получения аттестата о среднем образовании в Великобритании , Австралии и США . На сегодняшний день независимыми издателями и простыми преподавателями во всём мире было создано свыше 25 000 образовательных книг.

— Я создаю для своих учеников интерактивные учебники для дальнейшего использования в классе на планшетах iPad, — рассказывает Гулин. — Этот простой метод привлекает внимание учеников. Ребята погружаются в ту историческую эпоху, которую мы рассматриваем с ними на уроке. Результат: значительный рост общей эрудиции учащихся класса и интереса к истории.

Как Александр «собирает» учебник:

Шаг 1

Для создания учебника iBooks понадобится любой компьютер Mac и доступ к сети Интернет. Перед началом работы нужно установить бесплатную программу iBooks Author по этой ссылке из магазина Mac App Store. После открытия программы вы сразу увидите шаблоны книг, каждый из которых покажет возможности при помощи встроенных демонстрационных примеров.

Шаг 2

Для мотивации детей на уроке и привлечения их внимания я использую медиазаставку – короткий и эффектный отрезок видео, который помещаю вначале. Потом простым перетаскиванием добавляю заранее созданный текст. Это можно сделать из файла Word или PDF. Плюс сразу же добавляю к оформлению фотографии. Для этого захожу в программе iBooks Author в верхнее меню «Виджеты», далее «Галерея», после чего в вёрстке появится интерактивное окно и программа сама подскажет, как его лучше разместить. Потом переходим в обычный «Проводник», откуда перетаскиваем мышкой изображения, чтобы поместить в учебник (в моем случае это иллюстрации того, как изменились границы государства за 100 лет).

Смотрите так же:  Как считается стаж по специальности

Шаг 3

Учебники iBooks позволяют использовать 3D-объекты для улучшения наглядности материала. Первая мировая война прославилась тем, что в ней использовано много никогда до этого не применявшейся военной техники.

Возможность использования трёхмерных объектов позволила мне в деталях показать учащимся различные модели самолетов и вооружения. Пожалуй, это самая эффектная часть урока – ученики могут вращать на экране 3D модели и смотреть хронику.

Трёхмерные модели легко найти в интернете, к примеру, я загрузил модель пулемёта системы «Максим». Поместить модель в учебник так же легко, как и любое изображение, о чём мы говорили выше. Необходимо в программе iBooks Author зайти в верхнее меню «Виджеты», далее «3D», после чего снова простым перетаскиванием мышкой добавить 3D-объект в учебник (формат файла 3D обычно используется «.dae»). Аналогичная последовательность шагов позволяет добавлять в любую часть книги фрагменты видео.

Шаг 4

Чтобы удостовериться, что ученики внимательно просмотрели видеосюжет и ознакомились с материалом, я часто добавляю тест с вопросами, которые создать в iBooks Author можно одним кликом. Обработку теста можно привязать к электронной почте учителя, на которую будут приходить результаты ответов всего класса в виде таблицы Excel. Результаты отображаются в виде диаграмм, что позволяет легко оценить уровень подготовки как отдельных учеников, так и всего класса. Это здорово экономит время учителя.

Шаг 5

Важная функция учебников iBooks — возможность добавления глоссария. Для его создания достаточно войти в одноимённый раздел программы iBooks Author и простым копированием добавить некоторые определения из словаря. После добавления в глоссарий термина остаётся лишь связать его с выбранными частями учебника – делается это простым добавлением гиперссылки, которая и ведет на термин в глоссарии.

Готовый учебник экспортируется в формат iBooks, после чего можно передать его на планшеты iPad в классе, используя школьный Wi-Fi.

Элективный курс «Создание интерактивного пособия с помощью Web-редактора Front Page». 9-й класс

Класс: 9

Предпрофильное образование позволяет учащимся 9 классов сделать свой выбор для дальнейшего образования. Элективные курсы позволяют ребятам сделать этот выбор.

В связи с тем, что школам России стала доступна Глобальная сеть Интернет, а так же с внедрением в образовательный процесс средств ИКТ, возникла необходимость в данном элективном курсе.

Элективный курс позволяет учащимся овладеть конкретными навыками сайтостроения, а также использовать их при создании интерактивного пособия по краеведенью.

Цель курса: Познакомить с Web-редактором FrontPage и основными приемами для создания и оформления сайтов, Web-страницы, интерактивных пособий по различным образовательным предметам.

Задачи курса:

  • познакомить с интерфейсом Web-редактора;
  • научить создавать простейшие web-сайты и web-страницы и web-страницы с помощью мастера;
  • научить создавать интерактивные пособия;
  • научить создавать систему навигации;
  • научить оформлять сайт, пособие, используя альбом шаблонов или собственные заготовки;
  • научить создавать фреймы.
  • Данный курс предполагает результат — создание интерактивного пособия по краеведению средствами Web-редактора FrontPage, показывающий уровень освоения технологии сайтостроения и полученные навыки работы с Web-редактором.

    Для успешного усвоения данного материала можно применять работу в парах и индивидуальные формы обучения, а также использовать проектный метод для реализации создания интерактивного пособия. На первых занятиях учащиеся не только знакомятся с теорией Web-редактора, но и начинают создавать свои интерактивные пособия под руководством учителя. Часть занятий элективного курса предполагают самостоятельное выполнение практических работ, используя основные алгоритмы работы с Web-редактором FrontPage и собранный самостоятельно краеведческий материал.

    Учитель корректирует содержание и дизайн интерактивного пособия, согласно критериям его оценивания. Преимущество такой работы заключается в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания и в итоге создают готовый электронный продукт, который можно использовать на уроках краеведенья, географии и других уроках. Это повышает интерес у учащихся не только к информатике, но и к другим образовательным дисциплинам.

    Дидактическая и методическая поддержка: комплект практических работ, дидактические материалы.

    Технической поддержкой курса служат персональные компьютеры с установленным пакетом офисных программ Microsoft Office 2003 корпорации Microsoft.

    Данная программа содержит пять основных блоков:способы создания сайтов;

    • навигационная структура сайта; оформление сайта; элементы, реагирующие на действие
    • пользователя; фреймы, изучение которых позволит на выходе создать свои собственные,
    • профессионально разработанные сайты.
    • Основные требования к уровню подготовленности учащихся учащиеся должны знать:

      • основные возможности Web-редактора FrontPage;
      • основные элементы интерфейса, назначение панелей;
      • основные команды меню Web-редактора FrontPage;
      • способы создания сайтов;
      • назначение и способы создания навигационной структуры сайта;
      • способы оформления сайта;
      • способы создания фреймовой структуры;
      • Учащиеся должны уметь:

        • устанавливать необходимые для работы панели и элементы интерфейса Web-редактора FrontPage;
        • создавать сайт разными способами;
        • создавать навигационную структуру сайта несколькими способами;
        • оформлять сайт, используя альбом шаблонов или самостоятельно разработанные образцы оформления;
        • создавать фреймы.

        Литература

        1. С. Симонович. “Специальная информатика”, М. , ACT “Пресс-Книга”, 2002.
        2. Энциклопедия Internet 2003, М. , ACT “Пресс-Книга”, 2003.
        3. Л. Омельченко, А. Федорова. “Front Page 2002. Самоучитель”, М. , “Пресс-Книга”, 2001
        Тема Кол-во часов Виды деятельности Планированный результат Форма контроля
        1. Знакомство с возможностями и интерфейсом редактора 2 Создание сайта с помощью мастера или шаблонов Знать: основные возможности редактора, основные элементы интерфейса, назначение панелей, команды меню.

        Уметь: настраивать окно редактора, создавать домашнюю страницу и страницы сайта с использованием шаблонов и мастера

        Самостоятельное создание домашней страницы и страниц
        2. Дизайн сайта 1 Оформление пробного сайта Знать: требования к дизайну сайта, использование меню в изменении темы сайта; нахождение фона, шаблонов.

        Уметь: разрабатывать дизайн

        Дизайн пробного сайта
        3. Создание сайта Навигация сайта 2 Создание схемы сайта Уметь: используя интерфейс программы, мастера, создавать структуру сайта Навигация пробного сайта
        4. Вставка объектов сайта 2 Создание бегущей строки, кнопки, вставка фото, видео. Работа над пробным сайтом Знать: алгоритм вставки объектов сайта.

        Уметь: создавать бегущую строку, кнопку; вставлять фото и видео

        Сайт с вставленными объектами
        5. Фреймы. Фреймовая структура 3 Создание структуры сайта с фреймами. Работа над сайтом Уметь: создавать фреймы. Сайт с использованием фреймов
        6. Создание интерактивного пособия по краеведению 4 Работа над пособием по краеведению Уметь: использовать предложенную структуру пособия
        7. Защита проекта по краеведению 1
        Итого: 15

        Основные приемы работы. Создание домашней страницы

        Разработайте схему сайта: число страниц, навигация. Домашняя страница — первая страница вашего сайта, остальные страницы находятся на уровень ниже.

        Создание и редактирование веб-узла осуществляется в режиме Конструктор. Панель режимов расположена под рабочей страницей.

        1. Запустите редактор FRONTPAGE: Пуск, Все программ, Microsoft Office, Microsoft FrontPage.

        2. В меню Файл выберите команду Создать. В правой части окна на панели выберите Веб-узел SharePoint, в диалоговом окне выбрать Пустой Веб-узел, нажать ОК. Нажать на правой панели инструментов значок в виде Белого листа с загнутым верхним краем (Создать страницу).

        3. В левой части рабочей области появится Домашняя страница с названием Index. htm.

        4. Два раза нажмите клавише Enter или щелкните два раза левой кнопкой мыши.

        Наберите текст: “Республика, в которой я живу”

        5. Создайте страницу “О Хакасии”, где наберите текст:

        Географическое положение:

        • Географическое положение
        • Реки
        • Озера
        • Горы
        • Заповедники

        Административная структура:

        • Карта ;
        • Флаг;
        • Герб;
        • Президент;
        • Правительство;
        • Столица республики — Абакан;
        • Районы республики;
        • Культура хакасского народа

          • Сказки;
          • Пословицы и поговорки;
          • Поэты, писатели, художники;
          • Национальный костюм;
          • Инструменты;
          • Ремесла;
          • Шаманизм;
          • Хайджи;
          • Праздники.
          • Культурные центры.
          • 6. Создайте на каждое слова текста страницу. Для этого щелкните левой КМ на изображение страницы над панелью Список папок.

            7. Откройте каждую страницу и наберите соответствующую информацию.

            8. Сохраните изменения: щелкните правой КМ на название Домашней странице Index. htm. правой КМ, в диалоговом окне выбрать Сохранить. Если необходимо закрыть лишние страницы, то выбрать Закрыть.

            Создание бегущей строки

            На Домашней странице создайте бегущую строку.

            Щелкните в месте создания бегущее строки. В меню Вставка выбрать Веб-компонент.

            В диалоговом окне Вставка компонента веб-узла выберите Бегущая строка, нажмите Готово. Напишите текст “Хакасии 300 лет”

            Установите следующие параметры: Ширина — 400, В точках, Цвет фона — голубой. Нажать ОК.

            Создайте гиперссылки с Домашней странице на страницу “О Хакасии”, с текста страницы “О Хакасии ” на соответствующие страницы и обратно. Сохраните изменения.

            Для этого: В меню Вставка выберите Гиперссылка;В окне Добавление гиперссылки укажите страницу, на которую ссылаетесь. Нажмите ОК.

            Вставка изображений, символов, фото на странице

            Программа позволяет изменить дизайн сайта, вставив дополнительные объекты. Для этого используют меню Вставка или панель Рисования.

            1. Вставка символа: в меню Вставка выбрать Символ, выбрать нужный , нажать Вставить.

            Символ форматируется как обычно.

            2. Вставка фото: Вставка, Рисунок, Из файла. Указать в диалоговом окне Рисунок папку, где оно находится, выбрать фото, нажать Вставить. Фото форматируется: щелкнуть два раза на фото, вызвать диалоговое окно в нем указать обтекание, положение, размер нажать ОК.

            3. Вставка картинок: выбрать Вставка, Рисунок, Картинки. На правой Панели свойств выбрать Упорядочить картинки. Выбрать в диалогов окне Коллекции картинок в поле Список коллекций щелкнуть на “+” Коллекции Microsoft Office, выбрать нужную картинку, скопировать, вставить на страницу. Картинки форматируются: задается обтекание, размер, положение, нажать ОК.

            4. Вставка объекта Word Art: выбрать Вставка, Рисунок, объект Word Art, в коллекции выбрать нужное, нажать ОК. Написать текст, нажать ОК. Объект форматируется как обычно.

            5. Вставка автофигуры: выбрать Вставка, Рисунок, Автофигуры. Выбрать нужную. Выполнить. Форматируются как обычно: выделяется, изменяется размер, заливается, изменяется контур: цвет, тип линии. Тень.

            6. Вставка видео: выбрать Вставка, Рисунок, Видеозапись. Указать нужное, нажать вставить.

            Вставьте соответствующие фото на страницы. Оформите страницы.

            Данная программа позволяет заливать страницу фоном. Для этого в меню Формат выбрать Фон. В диалоговом окне Свойства страницы указать цвет фона, текста и гиперссылок. Нажать ОК. В данном случае возможен выбор фона виде фото или фонового рисунка. Для этого в диалоговом окне Свойства страницы установить флажок в поле Фоновый рисунок, щелкнуть Обзор, найти и выбрать фото или рисунок, щелкнуть Открыть, щелкнуть ОК.

            КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНТЕРФЕЙСА ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КОМПОЗИЦИИ

            Секция: 6. Педагогика

            XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

            КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНТЕРФЕЙСА ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КОМПОЗИЦИИ

            Ввиду того, что темп современной жизни все больше и больше ускоряется, становится необходимым быстро овладевать навыками, учиться и шагать в ногу со временем. Особенно, если речь идет об обучении дизайну. Интерактивное пособие по «Композиции» может послужить хорошим толчком к углублению знаний и развитию творческого потенциала студента-дизайнера.

            Актуальность создания интерактивного учебного пособия по предмету «Композиция» обусловлена потребностью создать условия для развития и формирования личности дизайнера, а также для обучения профессионально-значимым компетентностям.

            Популяризация электронных пособий в обучении студентов, связана с новой парадигмой образования современного информационного общества. В последнее время можно заметить активное распространение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Одновременно с увеличением числа людей, имеющим свой ПК, увеличился поток информации, распространяемой через сеть и интернет. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой развитие многих сфер деятельности, не исключая образование. В Государственной программе развития образования до 2020 года дистанционное обучение через сеть и интернет названо в числе 8 направлений развития и модернизации образования для потенциала повышения человеческих ресурсов.

            Также актуальность данного пособия возросла с увеличением пользователей всемирной сети среди молодежи. По данным Минкомсвязи России [7] на 2014 года около 62 % населения пользуется интернетом каждый день. Одна из крупных мировых маркетинговых компаний Омнибус GfK представляет данные о том, что процент пользователей от 16 лет до 26 составляет 96 %. Это обусловлено активным распространением мобильных устройств-смартфонов и планшетов, которыми активно пользуется молодое поколение.

            При доступности ресурсов, студенту сегодня не всегда удается ознакомиться с нужными учебниками или отыскать подходящую книгу настолько быстро, насколько это нужно. Да, в интернете можно найти многочисленные сайты, посвященные любой нужной теме, но это не решает проблемы гибкости образовательного процесса. Чтобы найти ответ на свой вопрос студенту без интернета надо найти и прочесть много учебников, студенту с интернетом, достаточно ввести запрос в любой поисковик, но и это не всегда помогает, ввиду того, что информация часто разрозненна и не подтверждена.

            Это все подводит к выводу, что нужно на данный момент объединить современные технологии и первоисточники.

            Именно поэтому было обращено внимание на такую вещь, как интерактивное пособие. Оно способно совместить в себе и ссылки на классические учебники, и портативность современной электронной книги (и речь не о гаджете, а о формате).

            Целевая аудитория проекта создания интерактивного учебного пособия по композиции — студенты. Так как курс по предмету «Композиция» пропедевтический, ему отведено много часов еще в самом начале обучения. В МГГУ им. М.А. Шолохова он насчитывал в общем 528 часов и входит в федеральный компонент. Поскольку студенты университета имеют специфическую профессиональную ориентацию, то нужно уделить особое внимание внешнему виду учебного пособия, так как оно будет в некоторой мере отражать суть самого предмета, поэтому был так же произведен анализ современных трендов графического и веб-дизайнов.

            При исследовании проблемы разработки интерактивного учебного пособия по предмету «Композиция» были сделаны некоторые выводы о возможном применении их в системе современного образования в сфере дизайна.

            Был проведен анализ российских и зарубежных электронных образовательных ресурсов и систем в Интернете. Были выявлены возможности и специфика применения ЭОР в дизайн образовании.

            Исходя из исследований, было принято решение создать интерактивное учебное пособие по предмету «Композиция» для студентов МГГУ им. М.А. Шолохова портативным и достаточно мобильным, чтобы студент мог им пользоваться на любом девайсе.

            Поскольку электронные пособия в российском образовании не повсеместны, как, например, за рубежом, и нет творческого квалифицированного подхода к их созданию, то особый акцент в дипломной работе сделан именно на поиске наиболее понятной схемы подачи информации и формате. Сочетание иллюстративного материала, наглядных схем и цитат из основных книг по предмету «Композиция» окажет на студента наибольшее воздействие. Также если подача информации будет в удобной и эстетичной форме, то пособие будет пользоваться популярностью и, возможно, даст толчок к пересмотру подхода к созданию учебных пособий с привлечением квалифицированного специалиста в области визуальных коммуникаций.

            Предмет «Композиция» в данной работе рассматривается в роли основной дисциплины в обучении графического дизайнера. Следовательно, содержание формировалось на компиляции из работ известных авторов книг по формальной композиции — И. Иттен, О.Л. Голубева, В.Б. Устина и прочих. Авторы выбраны по рекомендациям педагогов по предмету, а при систематизации руководствовались программой курса по композиции.

            На основе изучения роли предмета «Композиция» в профессиональной подготовке графического дизайнера был сделан вывод, что электронный образовательный ресурс, посвященный данной теме, является средством формирования профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров. ЭОР имеет множество положительных характеристик, которые раскрывают его преимущество по сравнению с традиционными видами обучения: интерактивность, доступность, мультимедийность, универсальность. В основе обучающих интернет-ресурсов заложен методический опыт, набранный различными мировыми образовательными учреждениями, которые ориентированы на применение современных информационно-коммуникативных технологий, отвечающих нуждам современного образования и общества в целом.

            На основе тщательного анализа источников по предмету «Композиция», был составлен модульный план интерактивного учебного пособия, который соотносится с требованиями образовательной электронной системы Moodle. План включает в себя три раздела (модуля) с подглавами и с нарастающей сложностью подачи информации, контент компилировался у таких авторов как О.Л. Голубева, В.Б. Устин, Р.В. Паранюшкин, И. Иттен.

            Целью ставится разработка веб-ресурса, посвященному «Композиции», для студентов-дизайнеров, которые получат возможность оперативно воспользоваться сайтом для самостоятельного ознакомления с предметом.

            И если формат виртуального учебника по «Композиции» покажет продуктивный результат на педагогический процесс, дополнит его, повысит спрос на использование подобными ресурсами и на создание новых подобных ему, то это будет означать успешное выполнение поставленной цели.

            Подобный образовательный ресурс позволит решить многие задачи современного образования, направленного на внедрение ИКТ в систему обучения:

          • Студент или любой другой пользователь, записавшийся на курс «Композиция», способен дистанционно выполнять задания, получать информацию, иметь постоянный контакт с педагогом для консультаций;
          • Педагог получает возможность дистанционно контролировать обучение, составлять учебный план, когда условия обучения меняются, проводить тесты, рубежи контроля, оценивать работы студентов, и дополнять учебное пособие, а также устраивать вебинары и интенсивы на высоком уровне.
          • Концепцией проекта служит идея создания образовательного сайта по композиции, доступного одновременно в свободном доступе и в образовательной системе Moodle, где у студента будет возможность получить обратную связь с педагогом, выполнять его задания и изучать основы композиции дистанционно, получать оценки и выкладывать свои работы. Одновременное размещение в свободном доступе и в системе Moodle поможет ознакомиться с программой курса и пройти обучение онлайн. А педагог может самостоятельно формировать новые модули и структурировать собственные курсы на основе этих модулей. Сайтом можно будет пользоваться и со смартфона и прочих гаджетов, что увеличит мобильность получения знаний.

            В процессе исследования темы был произведён анализ современных видов графического дизайна, и на основе этого сформировалась концепция интерфейса интерактивного учебного пособия по композиции, которая отвечала современным эстетическим требованиям веб-дизайна: лаконичность, минимальная цветовая гамма, простая типографика. Для наглядного материала использовались как классические примеры, так и студенческие работы. Гарнитура для основного текста — OpenSans и Roboto, данный гротеск входит в категорию веб-шрифтов и удобен в использовании в сети, одинаково хорошо смотрится как в заголовках, так и в тексте, а антиква Roboto применяется как акцентирование подзаголовков и подтем.

            Главными концептуальными чертами интерфейса интерактивного пособия по предмету «Композиция» можно назвать:

          • Ясность и простота типографики;
          • Минимальная цветовая гамма (три основных цвета — реплика трех основных цветов: красный, желтый, синий);
          • Разработка разделов в соответствии с модульной системой;
          • Использование в тексте шрифтов Tipekit для снижения веб-трафика при загрузке страницы;
          • Задействование современных и классических визуальных примеров в учебном пособии.
          • Конечный ресурс интегрируем в систему Moodle для потенциального расширения его функциональности, а именно добавления заданий, составленных педагогом, тестов, обратной связи с педагогом, редактирования контента и расширения его тематического поля. Использование данного электронного обучающего ресурса значительно поможет внедрению ИКТ в образовательный процесс МГГУ им. М.А. Шолохова. Что повлечет за собой увеличение уровня знаний студентов и поможет раскрытию творческого потенциала.

            Электронное учебное пособие рассматривается как самостоятельный вид обучения, основанный на интегрированном подходе педагогически и инфокоммуникационных технологий, сущность чего составляет интерактивный и дистанционный учебный процесс. Физической основой электронных учебных пособий являются образовательные ресурсы и прикладные программы для обучения.

            На наш взгляд, форма определяется от вида деятельности учащегося и самого предмета. Студенты гораздо лучше пользуются интернет-ресурсами, чем какими-либо отцифрованными видами пособий. Цель проекта электронного пособия по предмету «Композиция» — пойти навстречу студенту и дать ему возможность самому ознакомиться с краткими выжимками классических учебников по предмету и решить, стоит ли воспользоваться первоисточником или нет.

            Для накопления визуального багажа предпроектной подготовки было принято решение начать аналитическую деятельность с обзора последних новинок дизайна, обращалось внимание преимущественно на сайты, верстку журналов и книг. Также изучались тенденции развития новых стилей, направлений и технологии.

            Первоначально проект подразумевал собой электронную книгу с гиперссылками и интерактивной навигацией в формате PDF. Была исследована предыстория электронных книг для того, чтобы понять основные тенденции к развитию и шире посмотреть на проблему. Потому что PDF в современных реалиях не может решить концептуальные проблемы, которые были поставлены перед проектом.

            Электронное пособие основывается на компиляции давно зарекомендовавших себя авторов и педагогов по данной дисциплине. Выбор авторов производился с помощью рекомендаций со стороны педагогов по предмету «Композиция».

            Интерактивное учебное пособие по предмету «Композиция» является дополнение к основному курсу «Пропедевтики» в МГГУ им. М.А. Шолохова и не может являться основным источником информации ввиду неполного отображения всех сфер данной дисциплины. В целом учебное пособие должно помогать студенту как справочное пособие, дидактический сборник для самостоятельной домашней работы и источник наглядных примеров.

            В общем, подобным учебным пособием может воспользоваться любой, интересующийся предметом, человек.

            План построения пособия построен на конспекте лекций и практических занятий по предмету «Пропедевтика», прослушанных в МГГУ им. М.А. Шолохова и положен на теоретическую основу из классических источников. Которые служили примером на занятиях и входили в курс обязательной к прочтению дополнительной литературы, а именно «Основы композиции» О.Л. Голубевой [1, c. 120], «Искусство формы» и «Искусство цвета» И. Иттена [2, c. 95], «Композиция в дизайне» В.Б. Устина [6, c. 239], а также «Композиция: теория и практика» Р.В. Паранюшкина [5, c. 79], «Композиция» Сокольниковой Н.М. [4, c. 80].

            Основной контент пособия поделен на три раздела (модули) и несколько подразделов:

            1. Элементы графики:
            I. Точка.
            II. Линия.
            III. Пятно.
            IV. Квадрат.
            V. Треугольник.
            VI. Круг.
            VII. Восприятие форм на плоскости.

            2. Правила композиции:
            I. Формальные признаки и законы.
            II. Виды композиции.
            III. Гармонизация художественной формы.
            IV. Использование сетки.

            3. Цвет в композиции:
            I. Физика цвета.
            II. Характеристики цвета.
            III. Цветовое воздействие.
            IV. Цветовой круг.Созвучие цветов.
            V. Семь типов контрастов.

            Обучение с помощью интерактивного учебного пособия по композиции является инновационным методом обучения в ВУЗе. Сам предмет «Композиция» подразумевает использование компьютерных технологий в обучении, поскольку профессия дизайнера напрямую теперь связана с новейшими технологиями. А грамотное использование этих технологий позволит значительно увеличить уровень образования, а также осовременить занятия. Вводя электронные обучающие ресурсы в обучение можно добиться очень многого:

            1. Положительно мотивировать обучение;
            2. Устраивать вебинары и интенсивы на высоком уровне;
            3. Улучшить контроль знаний студентов;
            4. Рационализировать учебный процесс;
            5. Сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
            6. Подготовить высококвалифицированных профессионалов в области дизайна, способных к креативной реализации художественного, научного и педагогического потенциала в условиях стремительно развивающегося общества;
            7. Выработать профессиональное мировоззрение у студентов-дизайнеров, а также у будущих педагогов по композиции, стилизации и колористики, и помочь осуществлять в дальнейшем креативную деятельность в образовательных учреждениях различных профилей и уровней;
            8. Приучить студентов к правильному пониманию основных принципов и задач работы дизайнера в различных областях его специальности;
            9. Способствовать накоплению эмпирического опыта в области проектно-художественной области;
            10. Закрепить и расширить практические и теоретические знания по дизайну, уметь применять эти знания в решении конкретных творческих задач, отточить навыки самостоятельной работы, уметь связать исследуемый материал с тенденциями в современной проектно-художественной деятельности.
            11. Если говорить о результатах, то обучение с помощью интегрированных занятий с ЭОР показало более высокие результаты, чем обычные занятия без дополнительных ресурсов — высокое качество работ, устойчивый интерес к новшеству в проведении занятий. Безусловно, использование ЭОР в обучении также способствует развитию гибкости мышления студента, его способности работать с информацией, развивать визуальную культуру и быть современным, что крайне важно для профессии графического дизайнера.

              Подход к созданию данного интерактивного учебного пособия по предмету «Композиция» дизайнерский, то есть, особый акцент работе делался на визуальную сторону проекта. Данный продукт подготовлен к работе программистов и последующей выкладки его в сеть, как образовательного ресурса по предмету «Композиция».

              Как за пять шагов создать интерактивный учебник iBooks

              Большим недостатком традиционных «бумажных» учебников, по мнению Apple, являются дороговизна, недолговечность, большой вес, а также отсутствие интерактивных элементов. Цифровая книга, которую компания предлагает на замену, лишена всех этих недостатков. Создать электронный учебник не составляет труда при помощи бесплатной программы iBooks Author.

              В iBooks Author заложено множество шаблонов по различным предметам. Программа позволяет добавлять свой собственный текст и изображения простым перетаскиванием. Есть возможность вставлять интерактивные фотогалереи, фильмы, презентации и 3D-модели объектов. В 2014 году учебниками iBooks уже покрывается 100% основной образовательной программы, необходимой для получения аттестата о среднем образовании в Великобритании, Австралии и США. На сегодняшний день независимыми издателями и простыми преподавателями во всём мире было создано свыше 25 000 образовательных книг.

              О том, как создать интерактивный учебник для iBooks, рассказал учитель истории Александр Гулин. С помощью программного решения Apple он разработал собственный интерактивный учебник для iPad «История Первой мировой войны».

              Как создать интерактивный учебник для iBooks:

              Шаг 1: Для создания учебника iBooks понадобится компьютер Mac и доступ к сети Интернет. Перед началом работы нужно установить бесплатную программу iBooks Author из магазина Mac App Store. После открытия программа предложит шаблоны книг, каждый из которых покажет возможности при помощи встроенных демонстрационных примеров.

              Шаг 2: Для мотивации и привлечения внимания читателя можно использовать медиазаставку – короткий и эффектный отрезок видео, который помещается вначале. Потом простым перетаскиванием добавляется заранее созданный текст. Это можно сделать из файла Word или PDF. Плюс сразу же можно добавить к оформлению фотографии. Для этого нужно зайти в программе iBooks Author в верхнее меню «Виджеты», далее «Галерея», после чего в вёрстке появится интерактивное окно и программа сама подскажет, как его лучше разместить. Потом переходим в обычный «Проводник», откуда перетаскиваем мышкой изображения, чтобы поместить в учебник (в моем случае это иллюстрации того, как изменились границы государства за 100 лет).

              Шаг 3: Учебники iBooks позволяют использовать 3D-объекты для улучшения наглядности материала. Первая мировая война прославилась тем, что в ней использовано много никогда до этого не применявшейся военной техники.

              Возможность использования трёхмерных объектов позволяет в деталях показать различные модели самолетов и вооружения. Пожалуй, это самая эффектная часть урока – зрители могут вращать на экране 3D-модели и смотреть хронику.

              Трёхмерные модели легко найти в интернете, к примеру, я загрузил модель пулемёта системы «Максим». Поместить модель в учебник так же легко, как и любое изображение. Необходимо в программе iBooks Author зайти в верхнее меню «Виджеты», далее «3D», после чего снова простым перетаскиванием мышкой добавить 3D-объект в учебник (формат файла 3D обычно используется “.dae”). Аналогичная последовательность шагов позволяет добавлять в любую часть книги фрагменты видео.

              Шаг 4: Чтобы удостовериться, что пользователи внимательно просмотрели видеосюжет и познакомились с материалом, можно добавить тест с вопросами, которые создать в iBooks Author можно одним кликом. Обработку теста можно привязать к электронной почте учителя, на которую будут приходить результаты ответов всего класса в виде таблицы Excel. Результаты отображаются в виде диаграмм, что позволяет легко оценить уровень подготовки как отдельных учеников, так и всего класса. Это здорово экономит время.

              Шаг 5: Важная функция учебников iBooks – возможность добавления глоссария. Для его создания достаточно войти в одноимённый раздел программы iBooks Author и простым копированием добавить некоторые определения из словаря. После добавления в глоссарий термина остаётся лишь связать его с выбранными частями учебника – делается это простым добавлением гиперссылки, которая и ведет на термин в глоссарии.

              Готовый учебник экспортируется в формат iBooks, после чего можно передать его на планшеты iPad, используя беспроводную сеть Wi-Fi.

              Дидактор

              педагогическая практика

              PUBHTML5 — великолепная программа для создания интерактивных книг

              Дидактор уже не раз публиковал статьи, посвящённые приложениям, с помощью которых можно создавать интерактивные книги. Мы привыкли, что к такого рода книгам относились, прежде всего, детские издания, книжки-раскладушки. Но в цифровую эпоху этот термин приобретает новое значение.

              Теперь мы рассматриваем интерактивную книгу как электронное издание с расширенным функционалом — анимированными иллюстрациями, даже видео, которые подключаются пользователем, всплывающими подсказками и даже альтернативным развитием сюжета, когда пользователь сам выбирает концовку.

              Цифровая интерактивная книга — весьма полезный инструмент для онлайн обучения, имеющий ряд преимуществ.

              Как правило, интерактивные книги выглядят как настоящие. Формат знаком. Ученику легче обращаться с таким цифровым ресурсом.

              И, конечно, ряд других преимуществ.

            12. затраты на публикацию не нужны;
            13. книги можно размещать в социальных сетях, на веб-сайтах или в специально созданной электронной библиотеке;
            14. можно создать полноцветный дисплей;
            15. многие из таких конструкторов часто имеют встроенные мультимедийные элементы;
            16. имеют привлекательный вид.
            17. Интерактивные книги являются отличным инструментом для:

Оставьте комментарий