Как считается стаж по специальности

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Понятие «специальный трудовой стаж» отличается от понятия «стаж работы по специальности». Начало исчисления стажа работы по специальности следует считать с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.

Исх. № 264 от «22» июня 2010г.

В связи с неоднократными обращениями участников партнерства, руководствуясь решением Общего собрания (выписка из протокола от 10 июня 2010 года прилагается) просим дать разъяснения по порядку исчисления профессионального стажа работников на соответствие минимальным требованиям статьи 8 п.1, п.2 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года №-148 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: с начала трудовой деятельности по профессии или момента получения документа о высшем профессиональном образовании.

Генеральный директор
СРО НП «ИОС» /А.Б.Шевченко/

Исх. №02-345/10 от 26.07.10
Об исчислении стажа работы по специальности

Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел Ваше обращение от 22.06.2010 № 264 о порядке исчисления профессионального стажа работников на соответствие минимальным требованиям к выдаче свидетельства о допуске, и сообщает следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) одним из минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является стаж работы по специальности.
В действующем законодательстве отсутствует официальное определение понятия «стажа работы по специальности». Наибольшую связь стаж работы по специальности имеет с одним из видов трудового стажа, а именно со специальным трудовым стажем. В ранее действующем пенсионном законодательстве содержалось следующее определение специального трудового стажа — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (статья 88 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В нынешнем законодательстве официальное определение специального трудового стажа отсутствует.
По мнению Аппарата Национального объединения строителей понятие «специальный трудовой стаж» отличается от понятия «стаж работы по специальности». Указанный вывод основывается на положении статьи 27 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в соответствии с которой указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
Таким образом, исходя из норм статьи 27 Закона РФ «Об образовании» лицо не может быть назначено на должность без соответствующей квалификации, подтвержденной документами о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании. Отсюда можно сделать вывод, что исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании при условии назначения лица на соответствующую должность.
Вместе с тем, в соответствии с Градостроительным кодексом Национальное объединение строителей не обладает полномочиями по официальному толкованию правовых норм. В этой связи по сути Вашего обращения Национальным объединением строителей направлен запрос в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ответ на который, будет направлен, в том числе, в Ваш адрес.

Первый заместитель
Руководителя Аппарата К.В. Холопик

Стаж работы: что такое специальность

#1 Eisenfaust Eisenfaust —>

  • Старожил
  • 3 250 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    При установлении коэффициента стажа работы для специалистов и служащих учреждения учитывается время работы (службы) по специальности.

    Видите? Добавилось словосочетание, которого не было в вышеперечисленных нормативно-правовых актах: «по специальности».
    Получается, что орган превысил полномочия и позволил себе скорректировать норму права в сторону сужения: если норма права говорила о наличии просто стажа работы, то орган говорит о стаже работы по специальности. Причем норма права не конкретизирует, имеется ли в виду работа только в данном учреждении или вообще весь трудовой стаж.
    Правильно ли я понимаю, что в указанной части распоряжение органа применению не подлежит?

    Отсюда отпочковывается вопрос: что значит «по специальности»?
    Если исходить из законодательства об образовании, то специальность — это то, что указано в дипломе.
    Но кого интересует, по какой специальности работал сотрудник раньше? Значение имеет, пригодится ли ему его специальность сейчас, в учреждении. В противном случае человек, имеющий диплом юриста и 20 лет отработавший юристом, может устроиться в учреждение уборщиком и получать офигенный коэффициент только за то, что когда-то в другом месте он работал юристом. Бред? Бред.
    Значит, работа по специальности — это работа по специальности, указанной в дипломе, как в других местах, так и в самом учреждении. Но в таком случае как быть с должностями, по которым специальности и образовательные программы отсутствуют и по которым ни один ВУЗ и ни одно ПТУ не готовит специалистов? Например, есть должность сотрудника отдела контроля: он ездит по городу, визуально выявляет несанкционированные свалки, о чем докладывает руководству. Где можно получить диплом по такой специальности? В квалифтребованиях к этой должности значится просто высшее образование. Любое. Но ни одно из них не будет соответствовать выполняемым трудовым функциям. Выходит, что такой сотрудник изначально лишен даже тени возможности получить повышающий коэффициент.
    Наконец, третий вариант. Специальность — это не образование, а характер выполняемой деятельности. То есть если на прежнем месте работы человек вешал туалетную бумагу на держатель и в учреждении вышает бумагу, то это вешанье бумаги — его специальность. Иными словами, специальность превращается в понятие трудовой функции.
    Но тогда возникает другая проблема. Предположим, человек работает в учреждении в должности кадровика. Одна специальность. Имеет коэффициент. Затем его переводят на должность завхоза. Специальность изменилась. Поскольку по старой специальности он уже не работает, а на новой у него еще стажа нет, то старый коэффициент с него надо снять, а нового он пока не заработал. Так что ли?!
    Короче, я совсем запутался в этом маразме. Где истина?!

    Стаж работы по специальности — это период времени…

    Стаж работы по специальности — это временной интервал, в течение которого работник исполнял обязанности по определенному профилю. Что входит в стаж работы по специальности и как он рассчитывается, вы узнаете при прочтении данной статьи.

    Что такое стаж работы по специальности

    Стаж работы по специальности — это период, в течение которого лицо выполняло соответствующую квалификации работу. В действующем российском законодательстве этот термин никак не раскрыт, но в некоторых нормативных актах упоминается.

    В частности, в ст. 256 ТК России упоминание стажа работы по специальности происходит в связи с указанием на то, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в трудовой стаж, в т. ч. и так называемый спецстаж, за исключением ситуаций, когда сотрудник досрочно выходит на пенсию.

    Применительно к военным стаж по специальности упоминается в ч. 3 ст. 10 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, где говорится, что период контрактной службы засчитывается в стаж (общий трудовой, госслужбы и работы по специальности) из расчета 1 к 1, а период нахождения на воинской службе по призыву — 1 день за 2. Время прохождения альтернативной службы также засчитывается в стаж работы по специальности (ч. 2 ст. 19 закона об альтернативной службе от 25.07.2002 № 113-ФЗ).

    Кроме того, стаж работы по специальности требуется для получения свидетельства о допуске СРО к выполнению отдельных видов строительных и инженерных работ. Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса России, для получения свидетельства установлено и такое требование, как стаж работы по соответствующей специальности на протяжении как минимум 5 лет.

    Что касается квалификационных требований о наличии опыта работы по специальности, то они все же прописываются для ряда сотрудников, например устраивающихся в органы внутренних дел (ч. 7 ст. 36 закона «О службе в органах…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ), в страховую компанию (п. 2 и 3.1 ст. 32.1 закона «Об организации…» от 27.11.1992 № 4015-1). Квалификационные требования о наличии стажа работы по специальностиустановлены также для нотариусов (п. 2 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1), адвокатов (ч. 1 ст. 9 закона об адвокатуре от 31.05.2002 № 63-ФЗ), судей и др.

    Стаж работы по специальности для государственных служащих

    Согласно п. 2 ст. 14 закона «О системе госслужбы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, в стаж госслужбы одного вида добавляется время работы на госслужбе другого вида или замещения должностей муниципальной или государственной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, стаж госслужбы учитывается при исчислении стажа гражданского служащего.

    При подсчете же стажа гражданской госслужбы учитывается период работы сотрудника муниципальным служащим, а также наоборот (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона «О муниципальной службе…» от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Это объясняется единством требований к квалификации обоих видов служб.

    Согласно п. 1 ст. 12 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для претендента на замещение должности гражданского служащего либо, в силу п. 3. ст. 5 закона № 58-ФЗ, госслужащего субъекта РФ соответствие квалификационным требованиям обязательно. В частности, должен быть стаж работы на гражданской службе либо по специальности. Для замещения должности муниципального служащего к соискателю предъявляются аналогичные требования (п. 1 ст. 9 закона № 25-ФЗ).

    Как считать стаж работы по специальности

    По поводу, как считать стаж по специальности (далее также — спецстаж) существует два мнения. Такая ситуация возникла из-за того, что законодательно этот вопрос никак не урегулирован, в результате чего на практике существуют следующие позиции:

    1. При подсчете спецстажа учитываются лишь периоды работы по конкретной профессии или на определенной должности, вне зависимости от того, есть ли документы о получении образования по данной специальности. Для обоснования данной точки зрения используются нормы для определения стажа в юрпрофессии, сформированные в инструкции Минюста, ВС и ВАС РФ от 27.12.1996 № 10. В частности, в п. 4 указанной инструкции говорится, что спецстаж определяется на основе записей, сделанных в трудовой книжке. В пп. 1, 2 указывается на то, что в него включается работа в органах госвласти, а также в других учреждениях/предприятиях на должностях, для трудоустройства на которые требуется профессиональное образование, а если такого нет, то весь период работы на указанных должностях засчитывается в спецстаж.
    2. В спецстаж включается то время работы, выполнение которой производилось по квалификации, соответствующей полученному документу об образовании (диплому, свидетельству, сертификата). Согласно пп. 1, 2 ст. 9 закона № 25-ФЗ, при замещении вакантной должности муниципального служащего к претенденту предъявляются квалификационные требования, касающиеся не только наличия спецстажа, но и уровня профобразования. Т. е. без представления документа о получении профессионального образования лицо не может быть назначено на должность.
    Смотрите так же:  Как узнать о чем исполнительное производство по номеру

    Согласно разъяснениям из письма Минздравсоцразвития о направлении госслужащих на профессиональную переподготовку от 11.08.2011 № 17-3/1568, для замещения должностей гражданской службы необходимо, чтобы претендент имел профильное образование. Однако если служащему, подпавшему под сокращение, планируют предложить должность, но полученное им образование не соответствует направлению деятельности этого подразделения госоргана, тогда принимается во внимание полученное им дополнительное образование и практический опыт в нужной области.

    Вторая позиция спорна, так как на практике зачастую к претендентам больше предъявляются требования о наличии практического опыта, которым они могут обладать, продолжая при этом обучение в образовательном учреждении для получения соответствующей квалификации.

    Для того чтобы точно установить, как все-таки считать спецстаж — по количеству лет работы на должности или с момента получения соответствующего профильного образования, каждый работодатель может разработать локальный нормативный акт. Это может быть как инструкция по порядку определения квалификационных и других требований, которые предъявляются к претенденту при трудоустройстве, так и стандарт (правила) СРО. В данном документе можно четко прописать, какие именно периоды трудовой деятельности будут засчитываться в спецстаж.

    Итак, в стаж работы по специальности включается период работы сотрудника на определенной должности или по конкретной профессии. О том, что именно включается в такой стаж, нет четкой законодательно установленной позиции. Это значит, что сами учреждения (предприятия, госорганы и т. д.) в своих внутренних правилах могут прописать, включается в такой спецстаж период профильного обучения или учитывается только фактический период работы по данной специальности (в должности).

    Минтруда России — о начислении стажа в СРО строителей

    Исполнительному директору
    Общероссийской негосударственной
    некоммерческой организации
    «Национальное объединение
    саморегулируемых организаций,
    основанных на членстве лиц,
    осуществляющих строительство»
    В.В. Прядеину
    123242, г. Москва,
    ул. Малая Грузинская, д. 3

    Уважаемый Виктор Васильевич!

    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с письмом (от 17 марта 2017 г. № 05-02-1741/17) по вопросу о порядке исчисления стажа работы по профессии, специальности или направлении подготовки в строительстве, сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

    В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст, под специальностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

    В соответствии с пунктом 3 части 6 статья 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными требованиями для внесения в Национальный реестр специалистов в области строительства являются:

    • наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем 10 лет;
    • наличие стажа в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года.
    • Общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства может исчисляться с момента начала трудовой деятельности, в том числе при приобретении рабочей профессии.

      Стаж работы на инженерных должностях является одним из видов специального трудового стажа. Трудовое законодательство не определяет понятия «стаж работы по специальности» и порядок его исчисления.

      Специальный трудовой стаж имеет юридическое значение лишь в случаях, установленных законодательством. Порядок исчисления специального стажа определяется соответствующими нормативными актами (например, для адвокатов, федеральных судей).

      Учитывая изложенное, в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включаются те периоды трудовой деятельности, подтвержденные соответствующими документами, после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для занятия должности в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности), с учетом профессиональных стандартов и квалификационных справочников.

      В этой связи полагаем целесообразным порядок исчисления и зачета стажа специалистов в области строительства, а также отличительные признаки строительных организаций от иных организаций, определить в соответствующем нормативном правовом акте отраслевого ведомства.

      Как правильно считать стаж по специальности для СРО?

      Вопрос-ответ по теме

      Как правильно считать стаж по специальности для СРО. По трудовой книжке или с момента получения диплома.? Саморегулируемые организации в стройке. в изысканиях и т.д. Ситуация в следующем, до момента получения диплома сотрудник работал по трудовой книжке по специальности, которую получил по диплому. С какого момента исчисляется стаж работы по специальности.

      Как правило, стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.). При этом стаж определяется, как период деятельности в той или иной должности. При этом законодательство не указывает, что в специальный стаж принимается период работы в соответствующей должности только после получения соответствующего образования. Если работник был принят на должность, соответствующую требуемой специальности, до получения , соответственно высшего или среднего профессионального образования, то данный период следует учитывать в стаже работы по специальности . Такой вывод подтверждает и судебная практика ( см. далее в ответе).

      Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

      Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.

      Согласно ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

      В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация (В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА) обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — свидетельство о допуске), — документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

      На основании п. 1 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица.

      Частью 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ установлено, что минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе является требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

      Таким образом, порядок расчета стажа работы по специальности должен быть предусмотрен в — стандартах и правилах саморегулируемой организации. Если в данных стандартах не сказано об ином, то в специальный стаж, по нашему мнению, нужно включить все периоды работы в должностях, соответствующих требуемой специальности, независимо от даты получения документа о высшем образовании.

      При определении правил расчета такого стажа можно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы расчета стажа работы по специальности. Так, например, согласно пп. 1, 4, 5 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утв. Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996 в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

      Еще один пример. Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1. По данному положению закона имеется судебная практика. Так, согласно Решению Верховного Суда РФ от 22.08.2012 N АКПИ12-1080 Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

      Подробности в материалах Системы:

      1. Ситуация: Когда применяют стаж работы по специальности

      Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).

      Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

      Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5 статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

      к.и.н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

      2. Правовая база:

      ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Именем Российской Федерации

      от 22 августа 2012 г. N АКПИ12-1080

      Верховный Суд Российской Федерации в составе

      судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.

      при секретаре Ивашовой О.В.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дунаева А.Г. об отмене решения (заключения) Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 26 июня 2012 г. об отказе в даче рекомендации к назначению на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации,

      решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее — ВККС РФ) от 26 июня 2012 г. Дунаеву А.Г. отказано в рекомендации на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

      Дунаев А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного решения (заключения) незаконным и просил его отменить. Заявитель считает, что вывод ВККС РФ об отсутствии у него необходимого юридического стажа для назначения на указанную должность, исчисленного с момента получения им в июне 2003 года диплома о высшем юридическом образовании, не основан на положениях пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Полагает, что период прохождения им военной службы по контракту в Следственном управлении Федеральной службы безопасности России с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. в должности старшего следователя-криминалиста подлежит включению в стаж работы по юридической профессии, поскольку указанная должность требует наличия высшего юридического образования.

      Дунаев А.Г., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

      ВККС РФ в письменных возражениях на заявление указала, что исчисление стажа работы по юридической специальности, необходимого для назначения на должность судьи, именно со дня получения высшего юридического образования и присуждения квалификации «специалист» соответствует требованиям закона. Принимая решение, ВККС РФ также оценила все сведения, содержащиеся в представленных документах, учла опыт работы заявителя и результаты квалификационного экзамена, сданного Дунаевым А.Г. с итоговой оценкой «удовлетворительно».

      Выслушав объяснения представителя заявителя Сычевой Ю.Г., возражения представителя ВККС РФ Камбеговой З.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

      Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», определяя порядок наделения судей полномочиями, включая рассмотрение квалификационной коллегией судей заявлений о рекомендации на вакантную должность судьи, предусматривает, в частности, что в случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым данным Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи; решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный данным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи; решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения (пункт 8 статьи 5); назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (пункт 6 статьи 6).

      Порядок принятия решений квалификационными коллегиями судей установлен статьей 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», согласно пункту 1 которой решение квалификационной коллегии судей считается принятым, если за него проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании, при условии, что на заседании присутствовали более половины членов коллегии.

      Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель, определяя статус квалификационных коллегий судей, наделяет их государственно-властными полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, которые реализуются путем принятия решений, основанных на всесторонней оценке всеми членами коллегии представленных кандидатом документов и сведений, характеризующих его профессиональные и нравственные качества.

      Принимая оспариваемое заявителем решение, ВККС РФ располагала такими сведениями и документами, в частности о наличии у заявителя степени бакалавра техники и технологий в связи с окончанием в июне 1997 года, о присуждении 13 июня 2003 г. квалификации «юрист» по специальности «юриспруденция» и получении диплома с отличием в связи с окончанием Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования .

      Стаж работы по юридической специальности определялся ВККС РФ на основании записей в трудовой книжке. Согласно этим записям в период с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. Дунаев А.Г. проходил военную службу в органах Федеральной службы безопасности, 2 октября 2001 г. принят на должность юрисконсульта в ООО «, с которой уволен 28 февраля 2002 г. В дальнейшем осуществлял работу в различных организациях, занимая должности главного специалиста отдела анализа и информации, юрисконсульта, генерального директора юридического бюро. С 3 марта 2008 г. Дунаев А.Г. являлся членом коллегии адвокатов НО » коллегия адвокатов», с 1 декабря 2008 г. член Адвокатской палаты области, адвокат коллегии адвокатов » областная коллегия адвокатов».

      При исчислении стажа работы Дунаева А.Г. по юридической специальности, который учитывается при решении вопроса о рекомендации к назначению на должность судьи, ВККС РФ включила время работы на тех должностях, на которых заявитель работал после получения диплома о высшем юридическом образовании и для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, что явилось основанием для вывода об отсутствии у заявителя необходимого стажа для назначения на указанную должность.

      Исполняя требования пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации», ВККС РФ исследовала выписку из протокола заседания Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи от 25 июня 2012 г. N 4. Согласно данной выписке по трем вопросам, одной задаче и макету дела выставлены оценки «удовлетворительно», по второй задаче заявитель от ответа отказался, в связи с чем получил отметку «неудовлетворительно».

      Оценив сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах, в том числе уровень профессиональной подготовки кандидата, стаж и опыт работы, результаты квалификационного экзамена, ВККС РФ пришла к заключению не рекомендовать заявителя на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку по итогам конкурса ни один из 23 членов коллегии, присутствовавших на заседании, не проголосовал за кандидатуру Дунаева А.Г.

      Таким образом, оспариваемое заключение ВККС РФ основано на всесторонней оценке всеми членами коллегии совокупности всех обстоятельств, характеризующих личность заявителя, результаты этой оценки отражены в заключении и соответствуют представленным данным. Решение ВККС РФ принято в правомочном составе, на заседании присутствовали более половины членов коллегии (23 из 29), и с соблюдением установленной законом процедуры.

      Довод заявителя о том, что Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит требований о начале исчисления стажа по юридической специальности с момента получения диплома о высшем образовании, нельзя признать обоснованным.

      Подпункт 2 пункта 2 статьи 4 названного Закона устанавливает, что судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Согласно пункту 5 этой статьи в стаж работы по юридической специальности включается время работы на требующих высшего юридического образования указанных в этом Законе должностях, а также, в частности, время работы в качестве адвоката.

      Из содержания приведенных норм следует, что их императивные положения могут считаться соблюденными лишь в том случае, если для занятия должности, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 4 Закона, требуется наличие высшего юридического образования и согласно данному требованию лицо, замещающее эту должность, имеет высшее юридическое образование как свидетельство наличия у этого лица юридической специальности (комплекса специальных знаний и умений, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работы), а также стаж по этой специальности не менее 10 лет.

      Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

      Учитывая, что высшее юридическое образование получено заявителем в июне 2003 года, ВККС РФ правомерно пришла к выводу о том, что Дунаев А.Г. не имеет необходимого десятилетнего стажа работы по юридической специальности и в силу этого не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи. Следовательно, довод заявителя о включении в стаж по юридической специальности периода прохождения им военной службы по контракту с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. до получения им высшего юридического образования в 2003 году нельзя признать обоснованным.

      Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» не регулируют отношения по исчислению стажа по юридической специальности, не устанавливают требования к кандидатам на должность судьи и в силу этого не подлежат применению по данному делу.

      Ссылка заявителя на Инструкцию о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденную совместно Министерством юстиции Российской Федерации N 10(35)-5, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 27 декабря 1996 г., также не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

      Инструкция после принятия Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» действует в той мере, в какой она не противоречит названным и другим федеральным конституционным и федеральным законам.

      Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения, имеющего цель установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в качестве судьи.

      В соответствии с этой нормой и требованиями пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» ВККС РФ при принятии оспариваемого заключения учла результаты квалификационного экзамена, имеющего ту же цель. Выводы ВККС РФ относительно уровня профессиональной подготовки кандидата и опыта его работы, являющиеся самостоятельными основаниями для отказа в рекомендации на должность, заявителем не оспаривались.

      С учетом изложенного оспариваемое заключение по существу и по порядку его принятия полностью соответствует требованиям действующего федерального законодательства, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.

      Руководствуясь статьями 194 — 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

      в удовлетворении заявления Дунаева А.Г. об отмене решения (заключения) Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 26 июня 2012 г. об отказе в даче рекомендации к назначению на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказать.

      Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

      Судья Верховного Суда

      С уважением и пожеланием комфортной работы, Горшнева Светлана,

      эксперт самой кадровой справочной системы «Система Кадры»

      Как рассчитать стаж работы по специальности?

      Вопрос

      Разъясните пожалуйста следующую ситуацию. В нашей организации есть П О Л О Ж Е Н И Е о порядке исчисления стажа работы, дающего право на установление повышающих коэффициентов к окладам за стаж работы.В пункте «3.4.3. для остальных профессиональных групп работников, не связанных с оказанием социальных или медицинских услуг устанавливается в зависимости от общего количества лет, проработанных по специальности, в размере: — при выслуге от 3 лет до 5 лет – 0,20; — при выслуге свыше 5 лет – 0,30.»13.05.2013 был принят на работу сотрудник на должность начальника организационно-кадрового отдела;29.11.2013 сотрудник был переведен на должность контрактного управляющего;01.09.2014 сотрудник был переведен на должность юрисконсульта.Я как отдел кадров подала ходатайство, чтобы с 13.05.2016 г. назначить выслугу в размере 0,20; Так как сотрудник проработал уже 3 года.Директор пока отклонила ходатайство, ссылаясь что 3 года юрисконсульт должен был проработать именно по специальности юрисконсульта. Что стаж работы в отделе кадров и контрактным управляющим не относятся к специальности. Но ведь, работа начальником отдела кадров и контрактным управляющим предполагает высшее профессиональное юридическое образование. Значит юрисконсульт работала по специальности. Прошу разъяснить что входит в понятие «Специальность».Ведь в высших учебных заведениях не обучают по специальности «кадры».Такая же ситуация у нас с приемом на работу экономистом в отдел бухгалтерии. У принимаемой сотрудницы высшее экономическое образование (бухучет анализ и аудит), а опыт работы по трудовой бухгалтером. Эти должность взаимосвязаны. Должна ли я ей ставить выслугу?

      Ответ

      Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

      Перечень должностей, включающихся в стаж работы по той или иной специальности, законодательно не утвержден. Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.

      Например, согласно ч. 5 ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1, в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

      1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

      2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

      Читайте о инструкции по охране труда для экономиста больше информации в статье по ссылке.

      Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

      1) в качестве судьи;

      2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

      3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

      4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

      5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

      6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

      7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

      8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

      9) в качестве адвоката;

      10) в качестве помощника адвоката;

      11) в качестве нотариуса.

      Следовательно, основанием для включения стажа работы по определенной должности в стаж работы по специальности являются квалификационные требования к данной должности.

      Так, в стаж работы по специальности «юриспруденция» входит работа на должности, требующей высшего юридического образования.

      Квалификационные требования по должности начальника кадрового отдела, установленные квалификационным справочником должностей, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, не содержат требования о высшем юридическом образовании – необходимо просто высшее профессиональное образование.

      Должность контрактного управляющего не предусмотрена квалификационным справочником, и по ней не предусмотрены требования к квалификации.

      Следовательно, если исходить из требований квалификации, работа в должности начальника организационно-кадрового отдела и контрактного управляющего не включается в стаж работы по специальности «юриспруденция».

      Что касается должностей бухгалтера и экономиста, то для работы в этих должностях предъявляются одинаковые требования об образовании: необходимо высшее экономическое образование.

      На основании сказанного, учитывая отсутствие законодательно утвержденного перечня должностей, включаемых в стаж работы по той или иной специальности, работодатель вправе урегулировать данный вопрос в своих локальных нормативных актах. При этом можно ориентироваться не на наименования должностей, а на характер должностных обязанностей.

      Так, если работа в должности начальника организационно-кадрового отдела и контрактного управляющего требует юридического образования и знания в каких-либо отраслях права, ее можно зачесть в стаж работы по юридической специальности, если работодатель закрепит в локальном акте именно этот критерий включения периода работы в стаж по специальности.

      Подробности в материалах Системы Кадры:

      1. Ответ: Когда применяют стаж работы по специальности

      Валентина Андреева, к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

      Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).*

      Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

      С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

      Какие периоды входят в стаж работы по специальности

      Минтруд России в письме от 7 октября 2014 г. № 18-1/13-702 уточнил, как рассчитать стаж работы по специальности, необходимый для замещения должности гражданской службы. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для региональных госслужащих – законом субъекта РФ. В стаж работы по специальности (направлению подготовки) включаются периоды трудовой деятельности после получения диплома, соответствующие конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в документе об образовании.

      Важное в Ноябре

      © 2011–2020 ООО «Актион группа Главбух»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Учет в учреждении» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Смотрите так же:  Совместное пребывание матери и ребенка в больнице

    Оставьте комментарий