Гражданство латвии закон

Гражданство Латвии

Закон о гражданстве Латвии был принят в 1995 году и основан преимущественно на принципе права крови. Лицам, которые имели латвийское гражданство до 1940 года, а также их потомкам, оно предоставлялось автоматически.

Глава вторая Закона о гражданстве Латвии определяет правила и порядок натурализации иностранцев. Условия и цензы таковы: пятилетнее постоянное проживание в стране, владение латышским языком, знание Конституции, истории и текста гимна, легальный источник доходов. Закон обязывает всех претендентов на получение гражданства знать латышский язык (правительство обеспечивает бесплатные курсы языка) и сдавать соответствующий экзамен, а также знать Конституцию страны. Не допускается натурализация лиц, активно действовавших после 13.01.1991. в ряде запрещённых в августе-сентябре 1991 года организаций (КПЛ, ИФТ), лиц с судимостью за деяния, признаваемые преступными в Латвии, лиц, призванных извне Латвии и демобилизовавшихся из Советской армии или внутренних войск. Напомним, что для получения разрешения на постоянное проживание нужно пять лет иметь временный ВНЖ в Латвии. Таким образом, суммарный ценз оседлости для получения латвийского гражданства в порядке натурализации составляет 10 лет фактического проживания в стране.

Кроме нескольких переходных положений, двойное гражданство в Латвии не признается. В особом положении находятся те, кто в советские времена стали жертвами депортаций или же эмигрировали в период с 1940 по 1990 годы.
Двойное гражданство допускается только для тех лиц (и их потомков), которые были вынуждены покинуть Латвию в ходе Советской или Нацистской оккупации и принять другое гражданство вдали от Латвии. Для того, чтобы иметь право на восстановление, они должны были заявить об этом до 1 июля 1995 года. Если ходатайство о восстановлении в латвийском гражданстве подано после этой даты, то отказ от предыдущего обязателен.

Также латышам разрешено становиться гражданами другой страны в случаях, если она относится к Евросоюзу и блоку НАТО, а также входит в число тех государств, с которыми Латвия заключила соглашения о признании двойного гражданства. Если речь идет о государстве, которое не упоминается выше, то гражданину Латвии можно будет обратиться за специальным разрешением к латвийскому правительству.

Правовой статус двойных граждан в Латвии

Если в соответствии с законом другой страны лица с двумя гражданствами могут быть двойными гражданами, то Латвия рассматривает их как «своих». Последние изменения, которые народ Латвии подтвердил на референдуме в 1998 году, позволили достичь некоторой либерализации этого закона. Но суть остается прежней: закон основан преимущественно на праве крови и в целом не признает двойного гражданства.

Паспорт Латвийской Республики — довольно неплохой документ, который позволяет не только проживать в любой стране ЕС, но и посещать без визы многие страны мира, включая США. Тем не менее, несмотря на географическую и культурную близость оформление латвийского гражданства для заявителей из России существенного интереса не представляет, так как его получение затруднено сложными условиями и увязано с необходимостью отказа от предыдущего паспорта.

Безвизовый Шенген — выводы и сравнения

С некоторыми вариациями на тему истории российских бизнесменов, которые к нам обращаются, типичны. Они заработали денег в смутные 90-е годы, а также в более спокойное последующее десятилетие. И сегодня после бесконечных кризисов, санкций и прочих негативных моментов многие стали присматриваться к европейским странам, подыскивая так называемый «запасной аэродром». Прибалтика, и Латвия, в частности, кажется неплохим вариантом, но в плане страны для оформления второго гражданства не подойдет, двойное гражданство здесь запрещено, а отказываться от российского паспорта и потом посещать Россию по визе большинство людей не готовы. Поэтому предпринимателям и инвесторам, не имеющим в Латвии четких бизнес планов и интересов, а желающих обзавестись вторым паспортом для свободного перемещения по миру без виз, рекомендуется рассмотреть более быстрые и понятные варианты, среди которых особо выделим Болгарию и Карибское островное государство Сент-Китс и Невис.

Вопросы и ответы:

Вопрос: Я родилась в Латвии в 1984 году (мать, бабушка — граждане Латвии), в 1996 году получила паспорт гражданки Латвии, переехала в Россию на постоянное место жительства, в 1998 году получила российский паспорт гражданина РФ. Теперь на руках 2 паспорта. Латвийский надо было менять в 2000 или в 2002 году, в Латвию я не ездила, поэтому не поменяла. В 2009 году хотела обменять паспорт на новый через Консульство Латвии в Санкт-Петербурге, но консул, как только услышал о двойном гражданстве, говорит, что надо отказываться от российского (в законе я прочитала, что надо отказываться, если принимаешь гражданство, но оно у меня уже есть, надо только паспорт поменять). Хочу узнать, прав ли консул? Правильно ли я понимаю свои права? Ведь в данной ситуации для России я гражданка РФ, а для Латвии также признаюсь только гражданкой Латвии.
Ответ: Что у Вас имеется на руках из документов?
Вопрос: На руках имеется документ, на основании которого было оформлено российское гражданство, в нем прописано следующее: на основании пункта А ст. 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Указа Президента России 1948-1 от 28.11.1991г. И отказа от Латвийского гражданства не требовали. Такая же ситуация у моей мамы и сестры. Мы почитали законы. Статья 23 Закона «О гражданстве Латвии» гласит, что «. при получении гражданства другого государства, лицо имеет право отказаться от гражданства Латвии» (не прописано, что лицо должно). Двойное гражданство нельзя иметь президенту и государственным служащим, чиновникам (многие уже отказываются!). Еще есть статья 9: «Недопустимо двойное гражданство у лица, которое принимается в гражданство Латвии. Если гражданин Латвии, согласно законам иностранного государства, признается также гражданином (подданным) соответствующего иностранного государства, то в правовых отношениях с Латвийской Республикой он признается только гражданином Латвии». Но моя ситуация – иная, у меня латвийское — ПЕРВОЕ.
Ответ: Двойное гражданство в Латвии не признается, кроме нескольких переходных положений и исключений (пояснения смотрите выше в начале статьи). Поэтому в вашем случае консул прав.

Вопрос: Мой муж — гражданин Латвии, я — гражданка России с временным видом на жительство в Латвии. Можно ли новорожденному ребенку получить гражданство Латвии и России, то есть иметь два паспорта?
Ответ: Со стороны России ограничений нет, но по латвийскому законодательству в возрасте 18 лет он должен будет выбрать одно из двух. До совершеннолетия он может иметь два гражданства.

Наши телефоны: +7 (962)937-26-73 — в Москве, +7 (812) 920-36-52 в Санкт-Петербурге, +7 (918) 448-4922 в Краснодаре,
записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо.

2006 — 2020 © Данный материал защищен законом об авторском праве РФ. Допускается копирование в онлайн изданиях при условии сохранения html-форматирования и при наличии гиперссылки на страницу-источник.

Гражданство

Право натурализоваться и получить латвийское гражданство есть у любого лица:

  • старше 15 лет,
  • постоянно проживающего в Латвии не менее 5 лет с постоянным видом на жительство, считая со дня получения вида на жительство,
  • сдавшего проверки на натурализацию — знание языка, конституции, истории и гимна,
  • способного подтвердить легальные источники своих доходов или доходов своего кормильца,
  • готового отказаться от гражданства своей страны.

Латвийской гражданство не дают лицам, которые:

  • являются должностными лицами государственных, муниципальных или правоохранительных органов другого государства,
  • выступали против независимости Латвии, выражали идеи тоталитаризма или подстрекали к расовой ненависти и другим существенным нарушениям, установленным приговором суда,
  • служат в вооруженных силах, внутренних войсках, службе безопасности или полиции другой страны,
  • были сотрудниками, информаторами, агентами Комитета государственной безопасности бывшего СССР или другой службы безопасности иностранного государства, разведки или других особых служб,
  • получили наказание в Латвии или другой стране за совершение уголовного преступления, которое является преступлением и в Латвии.
  • Полный список причин, по которым человеку не дают латвийское гражданство, доступен на сайте Управления по делам гражданства и иммиграции.

    Для натурализации вам потребуется:

  • подать заявку на натурализацию в любое территориальное отделение Управления по делам гражданства и иммиграции, а также документ, подтверждающий ваш легальный источник доходов или легальный источник доходов вашего кормильца. Образец заявления о натурализации доступен здесь: (документ WORD „Бланк заявления о натурализации”).
  • заплатить государственную пошлину в размере EUR 28,46, если только вы не принадлежите к какой-либо группе людей, имеющих право на сниженную пошлину в размере EUR 4,27 (пенсионеры, инвалиды 2 и 3 группы, школьники и студенты, члены малообеспеченных и многодетных семей, безработные и т.д.) или полностью освобождены от уплаты государственной пошлины (инвалид 1 группы, сирота, ребенок, оставшийся без попечительства родителей и т.д. – в таком случае необходимо предъявить документ, подтверждающий ваше право не платить пошлину). Государственную пошлину за натурализацию можно заплатить в любом кредитном учреждении или банковской расчетной картой на месте в отделении Управления по делам гражданства и иммиграции.
  • сдать экзамены на натурализацию. На экзамене по языку проверяют умение слушать, читать и писать на латышском языке. Проверка на знание конституции, истории и гимна проводится как письменно, так и устно. Если человек получил основное, среднее или высшее образование на латышском языке, он освобождается от проверки на знание латышского языка. Все претенденты, достигшие возраста 65 лет, освобождаются от письменной части проверки на знание латышского языка. Для лиц с инвалидностью применяется особый порядок проверки знаний. Каждую проверку претендент может сдавать 3 раза (повторно сдавая только ту часть, которая не была сдана в прошлый раз), затем надо подавать новое заявление. Проверку на знание латышского языка повторно можно сдавать не ранее, чем через 3 месяца, а проверку на знание Конституции, текста государственного гимна и истории Латвии — не ранее, чем через 1 месяц.
  • подписать обещание лояльности Латвии.
  • подать сообщение об отказе от своего предыдущего гражданства или документ, подтверждающий потерю гражданства, поскольку в Латвии не разрешено двойное гражданство. Этот пункт необходимо выполнить после того, как человек получит официальное подтверждение того, что нет других препятствий для получения гражданства Латвии. В соответствии с поправками к Закону о гражданстве, принятыми в мае 2013 года, двойное гражданство будет разрешено для граждан стран Европейского Союза, НАТО и Европейской свободной торговой ассоциации, а также граждан Новой Зеландии, Бразилии и Австралии, а также граждан стран, с которыми Латвия заключила двусторонние договора о допустимости двойного гражданства.
  • Вместе с родителями могут натурализоваться и дети (в том числе приемные и внебрачные) до возраста 15 лет, постоянно проживающие в Латвии. Чтобы гражданство в таком порядке могли получить и дети, родители должны подать свидетельство о рождении ребенка и фотографию ребенка, если ребенок достиг возраста 14 лет.

    Закон о гражданстве устанавливает, что при натурализации гражданство Латвии можно получить в течение года. После присвоения латвийского гражданства предыдущий паспорт становится недействительным и с ним нельзя пересекать границу Латвии.

    С образцами проверок для натурализации вы можете ознакомиться в информационные дни, организованные Управлением по делам гражданства и иммиграции, о которых объявляется на сайте и в филиалах Управления по делам гражданства и иммиграции.

    Государственные учреждения и негосударственные организации нерегулярно организуют бесплатные курсы по изучению латышского языка, истории и конституции, чтобы помочь претендентам подготовиться к проверкам для натурализации.

    Информация о порядке натурализации, оплате государственной пошлины и другими вопросами, связанными с натурализацией, доступна на сайте УДГИ .

    Гражданство латвии закон

    По латвийскому закону «О гражданстве» гражданином Латвии признаются:

    1) лицо, которое являлось гражданином Латвии 17 июня 1940 года, а также его потомки, если данное лицо или его потомки зарегистрировались в качестве граждан Латвии в предусмотренном законом порядке до 1 октября 2013 года, или у них было право зарегистрироваться в качестве гражданина Латвии;

    2) лицо, оба родителя которого на момент рождения являлись гражданами Латвии или один из них был гражданином Латвии;

    3) латыш, который подтвердил все следующие условия:

    а) что его предок в 1881 году или позднее постоянно проживал на территории Латвии, существовавшей до 17 июня 1940 года,

    б) подтвердил свое знание латышского языка, сдав соответствующий экзамен,

    в) предоставил документальное подтверждение тому, что он или по крайней мере один из его родителей или дед или бабушка являются латышом,

    4) женщина с постоянным местом жительства в Латвии, которая в соответствии с 7 статьей «Закона о подданстве» от 23 августа 1919 года утратила латвийское подданство, и ее потомок, если он или она зарегистрировались в установленном законом порядке;

    5) найденный на территории Латвии ребенок родители которого неизвестны, или ребенок, оказавшийся без попечения родителей, который находится в Латвии на внесемейном попечении, за исключением детей, у чьих родителей прервано право опеки;

    Смотрите так же:  Квитанция сбербанка форма пд 4сб налог образец

    6) сирота, находящийся в Латвии на внесемейном попечении.

    На основании этих положений закона судебной практикой установлено также, что в качестве граждан могут быть зарегистрированы граждане довоенной Латвии и их потомки любой национальности.

    Возможность регистрации гражданства латвийскими изгнанниками и их потомками

    Если лицо, которое являлось гражданином Латвии 17 июня 1940 года, или потомок такого лица предоставляют подтверждение того, что в период с 17 июня 1940 года по 4 мая 1990 года оно оставило Латвию, спасаясь от оккупационного режима СССР или Германии, или что оно было депортировано, и по вышеупомянутым причинам не возвратилось в Латвию до 4 мая 1990 года для постоянного проживания, то такое лицо и его потомок сохраняет право на регистрацию в качестве гражданина Латвии.

    Если потомок упомянутого выше лица, родившийся до 1 октября 2014 года, предоставляет подтверждение того, что по меньшей мере один из его предков являлся вышеупомянутым изгнанником, то и такой потомок гражданина сохраняет право на регистрацию в качестве гражданина Латвии.

    У вышеупомянутых изгнаников и их потомков, при регистрации в качестве гражданина Латвии может образовываться двойное гражданство (т.е. не требуется отказываться от имеющегося гражданства).

    Отметим, что на основании этой нормы на получение латвийского гражданства (и на двойное гражданство) вправе в частности претендовать евреи, выехавшие в Израиль из Латвии в советское время.

    Двойное гражданство

    Гражданство Латвии сохраняется у гражданина Латвии, который получил гражданство:

  • страны Евросоюза или Европейской ассоциации свободной торговли;
  • страны НАТО;
  • Австралии, Бразилии или Новой Зеландии;
  • страны, с которой Латвия заключила договор о признании двойного гражданства;
  • не упомянутой выше страны, но с разрешением правительства Латвии сохранить латвийское гражданство;
  • автоматически приобрел гражданство другого государства в результате заключения брака или в результате усыновления.
  • У латышей и ливов (в т.ч. проживающих в странах б. СССР), которые приобретают латвийское гражданство после 1 октября 2013 года также может возникать двойное гражданство (разрешается сохранить имеющееся у них гражданство).

    Условия получения гражданства Латвии в порядке натурализации :

  • Возраст — мин. 15 лет;
  • постоянное проживание в Латвии в течение последних пяти лет (в качестве «негражданина» или на основании ПМЖ);
  • сдача экзамена на знание латышского языка, Конституции, гимна, истории и культуры Латвии;
  • наличие легального источника дохода;
  • отказ от имеющегося гражданства.
  • Дети до 15 лет натурализуются вместе с их родителями.

    Данная статья носит ознакомительный характер и не заменяет юридическую консультацию. Использование данной статьи без предварительной юридической консультации может нанести Вам ущерб. Petrovs&partneri не гарантируют полноту, правильность и актуальность представленных в статье сведений.

    Подданство, (не)гражданство, нансеновские паспорта. Разговор о веке гражданства Латвии

    РАНЕЕ на Rus.Lsm.lv

    Почему впоследствии появились отдельные нормы для латышей, ливов и их потомков; из-за каких предубеждений женщина, выходя замуж за иностранца, теряла латвийское гражданство; можно ли считать, что в Первой Республике тоже были свои неграждане — обладатели «паспортов Нансена», и могла ли Латвия обойтись без статуса неграждан после 1991 года?

    Rus.Lsm.lv беседует с Янисом Плепсом, — доктором права, завкафедрой Юридического факультета Латвийского университета, советником президента Вейониса по вопросам конституционного права и президента Левитса — по политике в области права, .

    Искали поддержки меньшинств. Особенно немцев

    — Принятый в 1919 году закон о гражданстве был одним из самых либеральных не только в Европе — в мире. Почему такой либерализм? Многие новые европейские государства в то время пытались строить этнические нации.

    — Очень интересно, что еще в акте провозглашения независимости 18 ноября 1918 года было обращение — «Гражданам Латвии». То есть, ощущение, кто станет гражданами Латвии, было уже тогда. И была речь Улманиса в нынешнем Национальном театре, что всех латвийских граждан, без различий в национальности, призывают помочь.

    Это было важно по той причине, что новому

    латвийскому государству, чтобы добиться успехов и удержаться в сложных условиях, была необходима поддержка меньшинств

    — в то время в первую очередь балтийских немцев. Это было маленькое, но очень сильное меньшинство, со своим планом — все же тогда была актуальна идея Балтийского герцогства.

    И так как этот дух был заложен еще в акте провозглашения [независимости], закон о гражданстве в некотором смысле был сравнительно техническим. Уже была убежденность, что все, кто жили на территории Латвии до начала Первой мировой войны, и у кого есть чувство принадлежности этому государству, могут стать гражданами.

    Я специально смотрел, как в то время поступили в Литве и Эстонии — подход был сравнительно схожий. Хотя у Литвы были чуть большие проблемы с польским меньшинством в Вильнюсе, что вызвало конфликт. И была ситуация с балтийскими немцами в Мемеле/Клайпеде. В этом смысле Латвия и Эстония вопросы решали проще.

    — Среди отцов-основателей государства были довольно разные люди. Был Карлис Дишлерс, который писал, что в качестве примера для латвийского проекта нужно взять Швейцарию, где представители разных народностей формируют единую нацию. И был Карлис Улманис из Латышского крестьянского союза. Там не было дискуссий об этническом факторе в контексте гражданства?

    — Нужно учитывать две вещи. Первая — этническая пропорция в обществе того времени. Как показывают данные переписи населения, латышская нация очень уверенно доминировала. Цифры, конечно, отличались в городах, но в масштабе государства латыши численно доминировали, и это в большой мере влияло на отношение и самой нации, и меньшинств. Например, Пауль Шиман и другие либерально настроенные балтийские немцы в Народном Совете говорили, что

    не надо писать [в конституции], что латышский язык — государственный, так как это и так всем понятно.

    Второй фактор, который был актуален — 1918-1920 годы — это высшая точка развития либеральных ценностей в Латвии и Европе. И если мы посмотрим на Карлиса Улманиса, — в те времена это был совсем другой Улманис, по сравнению с периодом авторитарного режима.

    В то время была убежденность, что меньшинства — часть общества Латвии, и все, кто были из этих земель, имеют равные права на гражданство.

    И только когда мы смотрим на времена авторитарного режима, — и так было во всей Европе — появляются противоречия между этническими группами, и начинается поиск простых ответов на сложные вопросы. Даже Чехословакия, где была очень сильная демократия, рухнула и потеряла дееспособность в значительной степени под влиянием этих внутренних дискуссий, между судетскими немцами, словаками и чехами.

    — Эксперты отмечают, что закон 1919 года был хорош для тех, кто в то время жил в Латвии. Им на месте было легко доказать свою связь с этой территорией перед Первой мировой войной. Но примерно треть от довоенного населения после войны находилась за пределами страны. В том числе еще в 1915 году, во время войны, царское правительство депортировало на восток до 40 тысяч местных евреев. Впоследствии многие в мемуарах вспоминали, что, пытаясь вернуться в уже независимую Латвию, сталкивались с таким отношением пограничников: если ты говоришь на латышском, как на родном — добро пожаловать, если нет — покажите документы, подтверждающие, что вы тут жили до войны. Если оказывалось, что документы нужно искать по ту сторону границы, в Латвии — не впускали. По статистике, в 1914 году на территории Латвии проживало около 180 тысяч евреев, в 1920 — 80 тысяч, в 1925 — 95 тысяч. Около половины «пропало». Эти рассказы в мемуарах напоминают рассказы о самоуправстве чиновников Департамента гражданства и иммиграции (ДГИ) в начале 1990-х годов.

    — Это тему я не изучал, но возвращение беженцев — это был специальный вопрос, по нему было даже отдельное соглашение с советской Россией, о том, как все это происходит.

    Специальное правовое регулирование свидетельствует о том, что проблема была.

    Допускаю, что могли быть разные случаи, где играл роль личностный фактор — тот чиновник, который принимал решение. Но я не припомню, чтобы по таким делам были решения Верховного суда.

    Предок уехал при царе-батюшке Александре III? Латыши и ливы могут вернуться

    — Этнический фактор не был упомянут в законе 1919 года. Когда этот момент появился впервые? Сегодня у потомков латышей и ливов, живущих за рубежом, есть право получить гражданство на особых условиях.

    — Сейчас это есть в законе о гражданстве, а если отмотать назад — наверное, это будет 1991 год, решения Верховного Совета. Там появился этот вопрос о латышах и ливах, предки которых не были гражданами Латвии. Это такая попытка оставить для этих потомков открытую дверь для их возвращения.

    Ситуации были разные. Одна история — внутренние миграционные процессы в Российской империи, в том числе после революции 1905 года, миграция в приграничных районах. Другая тема — внутренние миграционные процессы во времена СССР. И еще были женщины, которые утратили гражданство, выйдя замуж.

    — Почему, на ваш взгляд, этот этнический фактор в 1919 году законодателям не показался актуальным? Многие латыши переселялись, например, в Сибирь со второй половины XIX века — в царские времена были и экономические переселенцы, и высланные за участие в беспорядках.

    — Очень может быть, что тогда было важнее впервые определить общность граждан, и точкой отсчета было выбран факт проживания на территории Латвии в 1914 году, до начала войны. Возможности коммуникаций в то время были сильно ограничены, связи были разорваны, — переезд в Америку или в Сибирь во времена Российской империи фактически было ну как бы.

    — Телефонов не было, да.

    — И Фейсбука тоже (улыбается). Но теперь Латвия автоматически гарантирует возможность гражданства в порядке регистрации любому латышу и ливу, предок которого жил на территории Латвии с 1881 года.

    — Есть хоть примерное понимание, сколько в мире может быть таких потомков?

    — Трудно сказать. Ливов в мире очень мало, а говоря о латышах — тут стоит говорить о самоидентификации самих людей. В таком ключе: а у вас есть чувство [близости к] прапрабабушке или прапрадедушке, которые после 1881 года эмигрировали отсюда? Мы такую возможность [получить гражданство] обеспечили. Использует ли ее кто-то — зависит от каждого конкретного человека.

    Вышла замуж за иностранца? Больше не гражданка Латвии

    В либеральном законе 1919 года был, по сегодняшним меркам, довольно странный момент, связанный с правами женщин: если гражданка Латвии выходила замуж за иностранца, она теряла гражданство.

    — В то время этот вопрос регулировался международными конвенциями.

    — Да, в конвенции ООН этот принцип был пересмотрел только в 1957 году.

    — Именно. А в 1919 году в гражданском законодательстве была актуальна власть мужа [над женой]. В законах даже указывалось, что, вступая в брак, женщина переходит из-под власти отца под власть мужа.

    Сообразно представлениям того времени, семья должна быть с одним подданством, с одним паспортом.

    Похожая ситуация была с двойным гражданством — оно считалось недопустимым. Был принцип, что человек может быть верен только одному государству. Но интересно, как этот вопрос развивался, и что в этом контексте после Второй мировой войны делал Карлис Зариньш, латвийский посол в Лондоне.

    Очень многие граждане Латвии, эмигрировавшие во время [Второй мировой] войны, получили британское подданство. И они, будучи педантичными людьми, воспитанными в духе законопослушности, высылали свои латвийские паспорта Зариньшу, объясняя, что не могут их сохранять, так как это будет не по закону. Зариньш присылал те паспорта обратно, продлевал их, и писал, что мы живем в сложное время, и важно, чтобы вы оставались верны Латвии — воспринимайте этот паспорт как свидетельство своей принадлежности. Фактически мы видим, что один ответственный чиновник уже в конце 40-х, начале 50-х годов смог очень современно.

    — С точки зрения закона это разве было корректно?

    — Недавно было решение Конституционного суда по этому вопросу, где было сказано, что Зариньш имел право так поступать, так как он реагировал на обстоятельства. (Конституционный суд признал, что правила латвийских нормативных актов, в том числе Закона о гражданстве, нужно было применять, учитывая ситуацию с оккупацией и интересы государства. Формальная интерпретация и применение этих правовых норм противоречила бы интересам Латвийского государства во время противоправной оккупации — см. пункт 13.4 решения Конституционного суда от 13 мая 2010 года, дело № 2009-94-01) — Lsm.lv).

    — Юридически это не было по принципу «это нога — у кого надо нога»?

    — (Улыбается.) В тех обстоятельствах это было правильно. У Зариньша была такая интерпретация: сейчас я выдаю паспорта, а когда независимость Латвии будет возобновлена, будет парламент, который разберется с вопросом двойного гражданства. А пока этот паспорт — как связь с идеей Латвии.

    Смотрите так же:  Собственность в экономическом и юридическом содержании

    Интересно, что паспорта Латвии выдавались нашими посольствами на протяжении всех 50 лет оккупации, и с этими документами можно было путешествовать. Были даже курьезные моменты, когда после восстановления независимости дочка Зариньша — она продолжала его работу — впервые приехала в Ригу, и в СМИ была фотография, как наши пограничники изучают этот документ. Все же в других странах технологии менялись, а наши послы за рубежом выдавали паспорта, которые были выпущены по стандартам, актуальным на 1939-1940 годы. Кстати, говоря о роли женщины в те времена — ее тогда записывали в паспорт мужа, и туда же приклеивали фотографию.

    — Уже в начале 90-х были дискуссии о том, что делать с потомками женщин, которые, в соответствии с законодательством 1919 года, утрачивали гражданство Латвии в результате брака с иностранцем, — то ли давать им гражданство, то ли нет.

    — Да, этот вопрос был решен в законе уже в 90-е годы: если у женщины было гражданство Латвии, и она утратила его в связи со вступлением в брак, у потомков уже в 90-х появилась возможность получить гражданство. Об одном таком случае я даже рассказывал студентам.

    — В законе также оговорена возможность получить гражданство Латвии тем, кто эмигрировал, спасаясь от репрессий преступных режимов. Потом у тех, кто эмигрировали в Израиль уже при независимой Латвии, были споры с Управлением по делам гражданства и миграции (УДГМ), связанные с двойным гражданством Латвии и Израиля.

    — Кажется, этот вопрос все еще актуален, и время от времени он встает. Его планировалось решать, но не знаю, как эти дебаты развивались. Знаю только, что время от времени такие заявления бывают в Сейме.

    — По какой логике беженцам в Америке двойное гражданство было позволено, а беженцам в Израиле — не вполне?

    — Международная практика такова, что

    это свободный выбор каждого государства — определять страны, с которыми признается двойное гражданство.

    По-моему, когда были дебаты о поправках к закону, важным соображением была численность диаспоры [в соответствующей стране]. И еще можно в индивидуальном порядке получить разрешение Кабинета министров на сохранение обоих гражданств.

    В России большая диаспора, но двойное гражданство с ней не разрешается. Не связано ли это с межгосударственными отношениями, когда есть «противники» и «союзники»?

    — Да, членство в НАТО и Евросоюзе упомянуты в законе в качестве критериев при сохранении двойного гражданства. Это тоже выбор законодателей.

    35 500 человек. Понаехавшие «нансенисты» — куда они делись

    — Будет ли корректно сказать, что и в довоенной Латвии были свои неграждане — «нансенисты»?

    — Если мы говорим о тех, у кого были «паспорта Нансена», то их статус отличался: эти паспорта выдавала Лига Наций, у них был международный статус. Это были подданные Российской Империи, находившиеся в Европе, но не имевшие связей с какой-либо страной, и не получившие другого гражданства, — или не желавшие его получать. Это был международный режим, проект Лиги Наций.

    Неграждане — отличающийся случай. Сходство было бы, если бы статус неграждан взялась гарантировать, по аналогии, ООН, или Совет Европы. Но нет — это было одностороннее решение Латвии.

    — Больше всего «нансенистов» в Латвии было зафиксировано в 1925 году — 33,5 тысячи человек. А уже через 10 лет их наcчитывалось 12 тысяч.

    — В 1928 году обсуждались поправки к закону о гражданстве, и немного упростили правила [получения гражданства]. Латвия предлагала решение, относившееся именно к этой группе. И вторая причина — то, что мы видим и по [современной] российской эмиграции:

    очень многие стремились в эмиграционные центры. Конечно, Рига была одним из них,

    но были и другие, и эти перемещения людей были неизбежны. И еще стоит учитывать длительность жизни в то время: допускаю, что часть людей старшего поколения, которые выбрали «режим Нансена», к 1935 году уже умерли. Хотя это тоже сравнительно мало изученный вопрос.

    — В то время тема местных «нансенистов» не была чувствительной для общества?

    — Насколько я смотрел те дискуссии — в то время более актуальны были сомнения насчет коммунистов, тех, кто сюда просачивался, чтобы рушить [государственное] устройство; были предубеждения против военизированных тренировок балтийских немцев, против их лиг ветеранов, молодежных движений, — и против русских монархистов. К примеру, архиепископ Поммерс критиковался, как типичное лицо русского монархизма (Иоанн (Янис) Поммерс (Поммер), — латыш, православный архиепископ Рижский и Латвийский, депутат Сейма. — Lsm.lv).

    Это которые за «Россию, единую и неделимую».

    — Вроде того. Но главной угрозой считались коммунисты, на втором месте — балтийские немцы, угроза возможного реваншизма Германии. Тема Российской империи в этом смысле не была самой приоритетной.

    — До поправок 1928 года иностранцы или лица без гражданства могли получить латвийский паспорт?

    — Да. Уже в 1919 году в законе был предусмотрен прием в латвийское подданство, в отношении и граждан других стран, и бывших подданных Российской империи, которые не соответствовали первоначальным требованиям. И была еще специальная процедура — за особые заслуги перед латвийским государством. А в 1928 году через поправки были смягчены отдельные требования, чтобы упросить процесс.

    — Согласно поправкам, если прожил тут 5 лет — мог претендовать на гражданство?

    — Да, речь шла о 5 годах проживания без перерыва. Соответствующее прошение подается министру внутренних дел, и решение принимает Кабинет министров. В случае положительного ответа новому гражданину нужно дать клятву или торжественное обещание.

    — Новому гражданину нужно было владеть латышским?

    — Честно говоря, закон по этому поводу не настолько конкретен, нужно изучить.

    — Почему закон решили упростить? Каковы были политические причины?

    — Этот вопрос тогда был довольно актуален — если не ошибаюсь, в том числе Карлис Дишлерс активно участвовал [в решении]. Были довольно острые дебаты в парламентских комиссиях, и довольно большая перемена мышления. Если почитать периодику, много разных точек зрения можно найти, с разных сторон. Речь шла в основном о тех приехавших из бывшей России, которые прибыли в Латвию уже после заключения мирного договора.

    Политически это было связано с составом Сейма того времени: когда социал-демократы чаще всего были в оппозиции, правительству, чтобы устоять, была нужна поддержка фракций нацменьшинств. Очень влиятельными в этом плане были еврейские фракции, поддержка которых зачастую была важна. И, если не ошибаюсь, за этот вопрос именно они агитировали, и продвигали идею смягчения требований закона.

    И второй момент: несомненно,

    латвийское общество в целом с довольно большой симпатией относилось к беглецам от советского режима.

    — Тема натурализации в то время не была столь же чувствительной политически, как в 90-х годах и позднее?

    — Дебаты о вопросах гражданства были, но сравнивать трудно. Хотя тот факт, что поправки к закону были редки, и обычно сопровождались довольно острыми дебатами в парламенте, с разными мнениями, показывает, что тема была чувствительная и в то время.

    — Каковы были главные мотивы, почему в начале 90-х Латвия выбрала вариант с созданием статуса неграждан, а не дала гражданство всем, как в Литве? Политическая логика? Чтобы они не голосовали «не за тех»? Что-то другое?

    — В Литве все же не было такого, чтобы все приехавшие автоматически стали гражданами.

    Автоматически это случилось только с теми, кто были гражданами на 1940 год, и их потомками. А остальным, кто жил на территории Литвы, была дана возможность зарегистрироваться как гражданам. Такая упрощенная процедура: лицо изъявляет желание быть гражданином, регистрируется, и включается в общность.

    Латвия и Эстония выбрали процедуру индивидуальной натурализации, с определенными проверками. Немного более сложный вариант.

    — У Латвии тут мог быть другой путь?

    — У законодателя была свобода действий в рамках доктрины государственной непрерывности. Это был выбор законодателей, как решать вопрос. Верховный суд в одном деле указал, что невозможно массово присваивать гражданство [приехавшим]. Так же и в Литве выбрали регистрацию — тоже формальную юридическую процедуру. Это не было автоматически.

    — И у Латвии тоже была такая же юридически корректная возможность?

    — Любая индивидуальная процедура, когда лицо выражает свою волю — да, такая юридическая возможность у государства была. Почему Литва это сделала, а Латвия нет? Нужно смотреть политический контекст: в Литве закон о гражданстве был принят после 11 марта 1990 года — еще не было ясно, что произойдет с Советским Союзом и с литовской независимостью. Это требовало определенной гражданской смелости: нужно было идти и регистрироваться [на получение гражданства].

    Литва этот вопрос решала быстрее — и с гражданами, и с провозглашением независимости. В Латвии вопрос гражданства актуализировался уже во второй половине 1991 года, в 1992 году. Этот временной фактор тоже, скорее всего, повлиял на фактическую законодательную ситуацию.

    Сатверсме. Конкретные латыши и общий народ

    — Эксперт по вопросам прав человека Алексей Димитров высказал такую мысль: читая преамбулу Сатверсме, есть ощущение, что ее автор г-н Левитс об основании государства и роли меньшинств в этом процессе написал совсем не то, что об этом думали отцы-основатели в 1918 году. О роли меньшинств в преамбуле ничего нет, только о непреклонной воле латышей.

    — Преамбула Сатверсме — попытка вкратце сказать главное. Если мы посмотрим на подготовительный этап перед основанием государства, на Демократический блок, и на Латышский временный национальный совет, и на те же голосования на Съезде латышей Латгалии в Резекне в 1917 году — там появляется [цель]: всем латышам нужно быть вместе. Первоочередной задачей было ликвидировать историческую разделенность.

    Нам сегодня сложно это представить, но еще в конце XIX века латышское общество в Елгаве было удивлено, узнав, что за Айвиексте говорят по-латышски.

    Это было то главное ощущение — всем латышам нужно объединиться. Из этого и следует основа государства, объединяющий фактор. И нацменьшинства, которые живут вместе с латышами, не отталкиваются: как жили вместе, так и будем жить дальше.

    А если смотреть на провозглашение независимости и освободительные войну — для тех же балтийских немцев независимая Латвия не была опцией номер один. Там были варианты намного лучше — с их точки зрения. Но в момент, когда остается альтернатива — демократическая Латвия или Стучка с его большевиками, которые отнимут имущество, с концлагерями, террором и всем остальным, тогда выбор довольно ясен. Так что

    диалог латышей и нацменьшинств начался еще до провозглашения [независимости] и все время продолжался. Каждая община остается при своей самобытности, и формируются и общая история, и место для отдельных взглядов.

    И второй нюанс, который остается как в Сатверсме в целом, так и в преамбуле:

    субъект власти, тот, кому принадлежит власть — это народ Латвии, который определяется не этнически, а по гражданству.

    Надо сказать, в начале 30-х годов были крайне правые латышские партии, например, Новый крестьянский союз. Они предлагали [поправку], что суверенная власть принадлежит не народу Латвии, а латышскому народу. И когда 4-й Сейм голосовал — кажется, эту идеи поддержал только сам ее автор.

    То есть, даже в тот момент, когда в начале 30-х годов «этническая карта» и игры в «своих» и «чужих» были популярны во всей Европе, наш 4-й Сейм был очень прагматичен. Сложный этап дискуссий начнется уже позднее, в 30-х.

    — В преамбуле не говорится про «непреклонную волю» меньшинств, с которой они отвоевали свое государство в освободительных боях. Хотя из трех битв первую выиграли главным образом балтийские немцы — это благодаря им завершился проект «советской Латвии» Стучки. А по преамбуле выглядит, что нацменьшинства — как бы пассажиры исторических процессов.

    — Первый абзац преамбулы говорит о запросе на государство — что у латышей было желание объединиться и государство создать. Если мы говорим об Войне за независимость и защите ценностей государства — в тексте преамбулы есть очень последовательный переход к народу Латвии. И далее есть 2-й пункт Сатверсме, что народ Латвии формируют все граждане, независимо от национальности.

    Конечно, нужно учитывать, что конституция — не только юридический, но и политический инструмент. И нельзя отрицать, что отдельные политические силы всегда будут стараться какое-то слово выделить, сделать более весомым, а какое-то слово — более легким. И наоборот. Это элемент политической конкуренции, но именно народ Латвии кодифицирован в качестве субъекта, который действовал. Читая «народ Латвии», нужно помнить, что в нем кодифицированы все, кто причастен [к созданию и становлению государства]. Действительно, в тех же освободительных боях в военных формированиях были люди разных национальностей.

    Смотрите так же:  Страховка каско расчет стоимости

    Но если бы захотелось кодифицировать все национальности, которые в Латвии жили, получилась бы другая крайность — чтобы не забыть кого-то упомянуть.

    Шиман и «Согласие» — о школах и языках. И как к этому относились

    Некоторые эксперты, читавшие парламентские стенограммы 20-30-х годов прошлого века, говорят, что в то время уровень гражданских дискуссий был гораздо выше. Например, обсуждая темы школ нацменьшинств, социал-демократы идейно поддерживали немцев и евреев, хотя соцдемы на этом не зарабатывали политические дивиденды. В то время политик Пауль Шиман, балтийский немец, писал: латыши — основная нация, но меньшинствам здесь нужно позволить развиваться в рамках своей языковой автономии в школах. Сегодня примерно то же самое говорит «Согласие». Но, в отличие, от «Согласия», Шиман с такими речами был уважаем в том числе латышскими политиками — хотя многие балтийские немцы его и ненавидели, как предателя.

    — Этот момент очень важен, кстати.

    — Что Шиман не целовался с Гитлером?

    — (Смеется.) Не только. Важно еще то, что его умеренная политика не получила поддержку балтийских немцев. Изначально Шиман был неоспоримым лидером, но в начале 30-х годов, когда идет референдум о том, кому принадлежит Домский собор — латышской или немецкой общине, и параллельно Гитлер приходит к власти в Германии, — мы видим, что Шиман остается один. Была актуальна радикализация обеих сторон, так как

    нахождение «чужих» позволяет найти простые ответы на сложные вопросы.

    Большие личности, которые опережают свое время, зачастую оказываются в такой ситуации, в одиночестве, и Шиман — личность огромного масштаба даже в европейской политике. А во время [Второй мировой] войны он сделал выбор — отказался уехать в Германию, и в Риге спасал евреев.

    Валентина Фреймане об этом писала в своей книге «Прощай, Атлантида».

    — Да. Опыт жизни Шимана может служить хорошим поводом для размышлений, — ведь мы можем взять и пример с другого края: Маргер Скуениекс, соавтор Сатверсме, участник Революции 1905 года, очень либеральный премьер-министр в 1926-28 годах, в левом правительстве. А в начале 30-х дошел до того, что проводит референдум о передаче Домского собора латышской общине, чтобы привлечь избирателей и попасть в Сейм. И позднее очень гармонично вписался в [авторитарное] правительство Улманиса.

    В Национальном историческом музее была классная выставка об основателях государства: 38 фотографий, про каждого — свой рассказ. Посмотреть их жизненные пути — это что-то фантастическое. Одно дело — перемена взглядов. А второе. Я был удивлен, что очень многие были судимы за хозяйственные преступления, — причем изо всех партий. Один, чтобы избежать суда, бежал в советскую Россию (улыбается). Это такой рассказ через призму человеческих жизней, о том, что те решения не были простыми и понятными, там было немного и от политического триллера в том числе.

    — Как думаете, Шиман с теми своими убеждениями по вопросам школ и национальных культурных автономий, — если бы он увидел нынешнюю Латвию, не был бы он разочарован? Когда читаю книгу Валентины Фреймане, где она пишет о его взглядах, у меня такое ощущение возникает.

    — Шиман несомненно был разочарован в авторитарном латвийском режиме, в том числе в той этнической политике, которая была характерна для режима Улманиса. Заметно, что ему было со всем этим не по пути. Кажется, поэтому он даже сложил свой депутатский мандат, и ушел из политики еще до переворота [Улманиса]. После этого был активен и очень влиятелен на европейских конгрессах нацменьшинств и в тамошней политике.

    мы через перспективу Шимана видим, что в масштабе всей Европы та идея о как бы швейцарской модели в 30-е годы потерпела неудачу.

    У нас есть и пример Чехословакии, Венгрии, отдельная огромная история — Холокост. Идеалисты установили очень высокие ориентиры. И, когда они не могут обеспечить удовлетворение простейших базовых потребностей жителей — безопасность, достаток, — в какой-то момент приходят те, кто может предложить простые ответы.

    Про сегодняшнюю перспективу [— был бы Шиман разочарован — ] мне трудно спекулировать по той причине, что много что случилось между этими периодами. Например, после Холокоста очень многие вещи изменились полностью.

    — Вернемся к вопросу о параллелях Шиман-«Согласие». Не кажется исторической шуткой, что «Согласие», повторяющее тезисы Шимана — это сегодня маргинальное мнение и «рука Кремля», а не повод для серьезной дискуссии?

    — Политическая дискуссия по всем вопросам изменилась с точки зрения качества. Если посмотрим на аргументацию, и стиль, и жанр политических речей, то, конечно,

    в 20-30-е годы диалоги и достигнутые компромиссы были совсем на другом уровне, нежели сегодня.

    Причины? Важны традиции демократии. Парламентская система — дело традиций, которые должны сформироваться. Очень трудно в один день сказать, что у нас будет многопартийная система.

    Вопросы остаются в дискуссии. Например, я с большим интересом причитал исследования историка Каспара Зеллиса о том, как отмечалось освобождение Риги в 20-е годы. В школах балтийских немцев оно отмечалось 22 мая, когда [немецкие, латышские и русские части] Ригу освободили от Стучки, в свою очередь общий государственный нарратив формировался на поминовении героев Цесисской битвы и на Дне Лачплесиса. И в этом были закодированы довольно большие конфликты между немецким меньшинством и, условно, официальной позицией.

    В этом смысле вопросы, которые не проговорены или разрешены, очень часто тянутся следом и в жизни каждого человека, и в общественной жизни. Кстати, хороший вопрос — можно ли найти один правильный ответ. А говоря о языках — ситуации вообще меняются довольно быстро. Еще в 20-х годах прошлого века все здесь читали по-русски.

    Улманис и генерал Балодис во время цесисских боев переписывались на русском.

    — Да и во время визита Улманиса на восточное приграничье — тоже хороший вопрос, как там организовывалась коммуникация. Но уже в 30-х годах студенты из-за незнания русского языка не могли свободно на нем читать. Даже если все массово знают какой-то язык — за время жизни одного поколения это [знание] может стать экзотикой или привилегией для того, кто этим языком владеет.

    Мы это видим и с немецким. В 1918 году это был стандарт — знать местные языки. А сегодня, когда минул век, немецкий здесь — уже экзотика, своего рода привилегия. И даже до переселения балтийских немцев были [актуальны] вопросы, кто какие языки учит, насколько серьезно их осваивает и использует. Ситуации меняются и за сравнительно короткий срок.

    В контексте Европы можно сказать, что государства очень разные. Швейцария или Бельгия — очень уникальные формирования, я бы даже сказал, они не поддаются копированию. Похожая ситуация с Великобританий: если бы мы попытались скопировать ее структуру или порядок — думаю, ничего бы не вышло, там это развивалось веками.

    Теперь мы видим, что идея европейского проекта, которая родилась в 20-е годы, — это большой вызов для всех, и дела идут нелегко. «Версальская мечта» всей Европе дала очень большие идеи. Теперь мы вступили во второй век после Версаля, — и этот проект все еще полон вызовов.

    Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

    Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке .

    Президент Латвии подписал закон о выдаче гражданства детям неграждан

    Президент Латвии Эгилс Левитс подписал законопроект, по которому все новорожденные в этой стране автоматически получают гражданство этого балтийского государства. Об этом во вторник, сообщает официальный правительственный вестник «Latvijas Vestnesis».

    17 октября сейм (парламент Латвии. — Ред.) в третьем чтении поддержал законопроект, который позволяет всем новорожденным получать гражданство республики автоматически, если родители не выбрали иную страну.

    Предыдущий президент страны Раймондс Вейонис в 2017 году уже направлял в парламент предложение о предоставлении автоматического гражданства детям неграждан, родившимся на территории Латвии после 1 января 2020 года. Однако тогда сейм отклонил его. Позднее лидер государства заявил, что намерен вновь направить на рассмотрение эту законодательную инициативу.

    В январе 2020 года парламент Латвии утвердил новое правительство. Избранным в сейм партиям потребовалось три с половиной месяца, чтобы достичь соглашения по его составу. Противоречивыми стали результаты прошедших 6 октября прошлого года выборов в сейм. Первое место тогда заняла партия «Согласие» во главе с мэром Риги Нилом Ушаковым. Объединение предлагало развивать экономические связи с Россией и требовало смягчить политику по отношению к негражданам, то есть русским.

    В настоящее время в республике проживает менее 2 млн человек, около 40% из которых — русскоязычные. При этом более 250 тыс. из них являются негражданами.

    После выхода Латвии из состава СССР они были лишены гражданства республики и большинства политических прав, в том числе права голосовать и баллотироваться на выборах в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты, а также принимать решения на общенациональных референдумах.

    В Латвии утвердили закон об автоматическом гражданстве

    Сейм Латвии принял закон, который даёт право всем новорождённым с 2020 года автоматически получать гражданство республики. Об этом сообщает агентство LETA.

    Как сообщала «Парламентская газета», ещё в 2017 году прежний президент Латвии Раймонд Вейонис выступил за то, чтобы детям неграждан, родившимся после 1 июля 2018-го, автоматически давали гражданство Латвии. Против этого выступало Национальное объединение, которое считает местных русских «оккупантами». Из-за позиции националистов правящая коалиция не поддерживала законопроект.

    Сейм Латвии принял антироссийскую концепцию национальной безопасности

    Национальное объединение снова голосовало против, но в этот раз в единственном числе. Его представитель Янис Домбрава на заседании сейма утверждал, что СССР оккупировал Латвию и введение статуса неграждан после его распада было попыткой защититься от России. Домбрава призвал не идти на поводу РФ.

    В Латвии остаются десятки тысяч неграждан — взрослых жителей, в основном русскоязычных. Для получения латвийского паспорта им следует пройти сложную процедуру натурализации — всяческие экзамены, в том числе необходимо выучить государственный язык.

    Новый закон даёт право всем новорождённым с 1 января 2020 года стать автоматически гражданами Латвии, кроме тех случаев, когда родители сами захотят дать своему ребёнку гражданство другой страны. Ранее сейм отклонил предложение дать гражданство Латвии всем негражданам, рождённым после 21 августа 1991 года.

    Латвия с 2020 года будет автоматически давать гражданство родившимся в стране детям неграждан

    Президент Латвии Эгилс Левитс 5 ноября подписал закон «О прекращении присвоения статуса неграждан новорожденным детям с 1 января 2020 года», информация об этом размещена в официальном издании Latvijas Vestnesis. Со следующего года родившиеся в Латвии дети будут автоматически получать гражданство Латвии, даже если их родители не являются гражданами страны. Раньше в этом случае они получали паспорт негражданина.

    Если же родители не захотят, чтобы их ребенок имел гражданство Латвии, они смогут написать заявление об отказе от гражданства и выбрать для детей гражданство другого государства.

    Парламент принял закон о гражданстве 17 октября. Посольство РФ в Латвии заявило в соцсетях, что «приветствует» это изменение.

    «Спустя почти тридцать лет страна, наконец, прислушалась к мнению международных правозащитных организаций и отказалась от дальнейшего автоматического воспроизводства этого унизительного статуса», — заявили российские дипломаты и призвали дать латвийское гражданство и остальным негражданам.

    Термин «негражданин» появился в Латвии после восстановления независимости в 1991 году. Неграждане – это люди, которые приехали в страну после 1940 года, то есть при СССР, после потери Латвией независимости. Хотя они живут в стране постоянно, они не хотят или не имеют возможности проходить натурализацию и не хотят сдавать два экзамена – историю и латышский язык.

    По последним данным, сейчас в Латвии живет 1 миллион 796 тысяч граждан и 242 тысячи неграждан. Подавляющее большинство неграждан – русскоязычные, в основном пенсионеры из русскоязычных анклавов. Дети, рожденные в Латвии в семье неграждан (в 2016 году таких было 47 детей, в 2017 году — 51 ребенок, а в 2018 году — 33 ребенка), также должны были проходить натурализацию, чтобы получить латвийский паспорт.

    Эгилс обещал принятие закона о латвийском гражданстве детям, вступив в должность летом 2020 года, то же обещание давал бывший президент Латвии Раймондс Вейонис еще в 2017 году. «Мы должны раз и навсегда прекратить выдавать паспорта неграждан детям», – заявлял тогда Вейонис. Принять соответствующий закон и решить проблему «неграждан» от Латвии давно требовали власти ЕС. Соседняя Эстония уже несколько лет дает гражданство всем рожденным в стране детям неграждан.

    Оставьте комментарий