Госпошлина за внесение изменений в егрп юридическое лицо

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2018 г. N 03-05-04-03/8828 О возможности уплаты государственной пошлины в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования

В связи с письмом по вопросу возможности уплаты государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом сообщает следующее.

Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, полагаем, что в результате преобразования такого юридического лица переход прав в порядке правопреемства отсутствует.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 302-КГ17-14848, при преобразовании юридического лица не предполагается изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, соответственно государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу не требуется.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в данном определении указывает, что фактически было осуществлено внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРН).

Согласно части 6 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) со дня вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ сведения ЕГРН и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, полагаем, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования в Единый государственный реестр недвижимости вносятся соответствующие изменения.

Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса государственная пошлина уплачивается за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в размере 1000 рублей для юридических лиц.

Учитывая изложенное, полагаем, что при обращении юридического лица за внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае преобразования такого юридического лица уплачивается государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

Вопросы, связанные с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, не являются предметом регулирования Кодекса.

В связи с этим полагаем, что внесение изменений в Кодекс не требуется.

Врио директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

При преобразовании юрлица переход прав в порядке правопреемства отсутствует.

В таком случае согласно мнению Верховного Суда РФ госрегистрация перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому не требуется.

Таким образом, когда юрлицо в случае преобразования обращается за внесением соответствующих сведений в ЕГРН, уплачивается предусмотренная НК РФ госпошлина за внесение изменений в записи реестра.

Реорганизуйся дешевле: ВС разъяснил, когда меньше платить

В спор компании и Росреестра пришлось вмешаться Верховному суду. Регулятор отказался вносить информацию о преобразовании юрлица в ЕГРП, требуя пошлину за переход права собственности. Требуется ли такая регистрация на имущество, или все можно сделать в упрощенном порядке? Происходит ли вообще в таком случае переход прав, и сколько надо платить Росреестру – 22 000 руб. или в разы меньше? Юристы назвали мнение «тройки» своевременным и надеются, что оно поможет бизнесу.

Экономколлегия Верховного суда РФ опубликовала позицию по делу об особенностях преобразования юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (А14-3915/2015). «Действительно, преобразование как способ реорганизации существенно отличается от остальных способов, – рассказывает Сергей Коновалов, юрист практики разрешения споров «Nektorov, Saveliev & Partners». – Там не создается новое юридическое лицо, отсутствует правопреемство». Как отмечает Коновалов, позиция ВС в этом деле будет иметь последствия для бизнеса: теперь государственная пошлина за перерегистрацию недвижимого имущества при преобразовании будет составлять сумму в 20 раз ниже.

Сам спор касается «Сельскохозяйственного предприятия имени Мичурина» (далее – общество), которое в 2014 году из артели решило стать ООО, о чем была внесена запись в ЕГРЮЛ. Затем компания попросила Росреестр изменить наименование юрлица в ЕГРП и выдать ей свидетельство о госрегистрации права на здание с новыми сведениями. Но получила отказ. Поскольку было создано новое юрлицо, то обществу сначала нужно зарегистрировать переход права собственности на здание, уверены в Росреестре, а соответственно, и заплатить за это госпошлину в размере 22 000 руб.

Тогда общество отправилось добиваться своего в суд, и в первых двух инстанциях все получилось: суды обязали Росреестр внести изменения в ЕГРП. Однако противоположное решение вынесла окружная кассация АС Центрального округа. Спор дошел до экономколлегии Верховного суда.

Передайте права, пожалуйста

Коллегия АС Центрального округа, поддержав Росреестр, исходила из того, что в спорной ситуации произошло не просто изменение наименования компании, а прекращение деятельности одного юрлица и создание другого. А значит, внести изменения в ЕГРП без соблюдения процедуры госрегистрации перехода прав, на ее взгляд, невозможно. Однако, как отметила экономколлегия ВС, судьи забыли про внесенные в 2014 году в Гражданский кодекс изменения.

Так, согласно действующей с тех пор редакции ч. 5 ст. 58 ГК, преобразование юрлица (в отличие от других форм реорганизации) не влечет изменения его прав и обязанностей в отношении других лиц.

Особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица,

– поясняется в определении ВС. При этом, отдельно указали судьи, не обязывает закон в новой редакции составлять и передаточный акт, поскольку юрлицо при преобразовании «не передает [права и обязанности] полностью или частично другому юрлицу».

Изменение организационно-правовой формы не предполагает правопреемства, а значит, довод о необходимости регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому не соответствует закону, сделала вывод экономколлегия. Получается, что в спорной ситуации просьба общества внести правки в ЕГРП обусловлена именно изменением наименования, так как никаких оснований для прекращения или перехода прав на спорное имущество иному лицу не было в принципе.

В итоге тройка ВС (Елена Борисова, Алексей Маненков и Рамзия Хатыпова) оставила в силе акты первой и апелляционной инстанции: их выводы о возможности реализации обществом иного порядка внесения изменений в ЕГРП (без госрегистрации перехода прав) верны. При этом, акцентировала внимание «тройка», в этом случае размер госпошлины должен быть не 22 000 руб., а 1000 руб. – как за внесение изменений в содержащуюся в ЕГРП запись о праве.

Мнение юристов

В этом споре ВС сделал смелый, но правильный вывод, уверен Коновалов, что реорганизация в форме преобразования не влечет перехода прав на объект недвижимости. ВС справедливо поддержал уже формирующуюся судебную практику о том, что в таких случаях регистрация перехода права не требуется, а достаточно лишь внести изменения в записи реестра в упрощенном порядке, отмечает и Антон Алексеев, старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Примечательно, обращает также внимание Алексеев, что, согласно положениям главы 4 вступающего в силу со следующего года закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, после изменения сведений ЕГРЮЛ соответствующие изменения в ЕГРП будут вноситься автоматически. «Таким образом, можно надеяться, что в ближайшем будущем у собственников не будет необходимости ни платить пошлину за, по сути, повторное уведомление государства об уже известном ему факте, ни тратить силы и время на подготовку документов к этой, как иногда оказывается, неожиданно непростой процедуре», – поясняет он.

Смотрите так же:  Что спрашивают в суде на алименты

«На практике нашим доверителям неоднократно приходилось встречаться с такой позицией Росреестра, – рассказывает также Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус». – Полагаю, что определение ВС появилось своевременно и, надеюсь, позволит пресечь указанную порочную практику». На его взгляд, цивилистически вопрос не представляется сложным и проблематичным, а Росреестр, скорее, просто пытался увеличить размер собираемой госпошлины. «Поскольку 22 000 руб. за государственную регистрацию перехода права собственности очевидно больше 1 000 руб. за выдачу свидетельства правообладателю, то Росреестр пытался в том числе таким экзотическим образом стоять на страже интересов казны», – иронически замечает Тай.

Вопрос: Об уплате госпошлины при преобразовании юрлица для приведения его в соответствие с требованиями гл. 4 ГК РФ, а также при переходе права собственности на недвижимое имущество к созданному юрлицу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июня 2015 г. N 03-05-06-03/37427, от 29 июня 2015 г. N 03-05-05-03/37417

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины при осуществлении регистрационных действий в связи с преобразованием юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую с учетом изменений, внесенных в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, в ред. Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Таким образом , при изменении только наименования юридического лица в связи с приведением его (в части указания организационно-правовой формы) в соответствие с Законом N 99-ФЗ в соответствующие записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) вносятся изменения в отношении наименования соответствующего правообладателя, лица, в пользу которого ограничивается (обременяется) право.

В данном случае за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается на основании подпункта 4.4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

По заявлению правообладателя может быть выдано повторное новое свидетельство о государственной регистрации права, за выдачу которого уплачивается государственная пошлина в размере, определенном подпунктом 33 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

В случае преобразования юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права сообщаем следующее.

Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ.

На основании положений статьи 17 Закона N 122-ФЗ, статьи 59 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

Учитывая изложенное, при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости , за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Об уплате госпошлины за внесение сведений в ЕГРН при преобразовании юрлица

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 21.12.2018 г. N 03-05-04-03/93551

В связи с обращением от 22 ноября 2018 г. по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на объекты недвижимости при реорганизации юридических лиц в форме преобразования Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 302-КГ17-14848, при преобразовании юридического лица не предполагается изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, соответственно, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу не требуется.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в данном Определении указывает, что фактически было осуществлено внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН).

Данная позиция подтверждается в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 г. N 304-КГ17-13980 и N 301-КГ17-15217.

Таким образом, полагаем, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЕГРН вносятся соответствующие изменения.

Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, юридическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 рублей.

Учитывая изложенное, полагаем, что при обращении юридического лица за внесением соответствующих сведений в ЕГРН в случае преобразования такого юридического лица должна уплачиваться государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

В адрес Минэкономразвития России и Росреестра письмами Минфина России (от 13 февраля 2018 г. N 03-05-04-03/8828 и от 29 октября 2018 г. N 03-05-04-03/77392) направлена указанная выше позиция по данному вопросу. Письмо Минфина России от 11 октября 2016 г. N 03-05-05-03/59071 по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на объекты недвижимости при реорганизации юридических лиц в форме преобразования не применяется.

Одновременно сообщается, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, а являются разъяснением по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Госпошлина за внесение изменений в егрп юридическое лицо

1 июля 2015 года внесены изменения в статью 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», государственная пошлина не взимается.

Таким образом, за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу 6-ФКЗ (до 21 марта 2014 года) государственная пошлина не взимается.

Федеральным законом от 06.06.2020 № 128-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» продлено действие подпункта 31 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающего освобождение от уплаты госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Крыма и Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Смотрите так же:  Письмо жалоба на ученика образец

Оплаченная квитанция может быть использована в течении трех лет в случае необходимости совершения юридически значимого действия, либо плательщик может оформить возврат денежных средств, обратившись с соответствующим заявлением по адресу: г. Севастополь, ул. Демидова, 13, каб. № 105

Завление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченый совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме, а в случае, если она подлежит возврату частично — копии указанных платежных документов.

Заявление может быть подано в течении трех лет со дня уплаты государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится в течении одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Бланк заявления о возврате излишне (ошибочно) уплаченых денежных средств
(государственной пошлины)
Бланк заявления о возврате излишне (ошибочно) уплаченых денежных средств
(платы за предоставление сведений из ЕГРН, физлицо)
Бланк заявления о возврате излишне (ошибочно) уплаченых денежных средств
(платы за предоставление сведений из ЕГРН, юрлицо)

Размеры государственной пошлины

  • Размеры госпошлины
  • Банковские реквизиты и порядок взымания платы

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий устанавливаются в следующих размерах:

350 руб.
6000 руб.

Наименование юридически значимого действия Размер государственной пошлины, руб.
Государственная регистрация права, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, в том числе

2000 руб.
22000 руб.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, находящееся в составе первого инвестиционного фонда 22000 руб.
Государственная регистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства 350 руб.
Государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме 200 руб.
Государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них 350 руб.
Государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения 100 руб.
Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий

350 руб.
1000 руб.

Государственная регистрация договора об ипотеке включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1000 руб.
4000 руб.

Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

200 руб.
600 руб.

Государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав 1600 руб.
Смена владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной 350 руб.
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве

физические лица
юридические лица

Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр 350 руб.
Государственная регистрация сервитутов в интересах лиц

1500 руб.
6000 руб.

Внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке 350 руб.
Повторная выдача правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним)

350 руб.
1000 руб.

При оплате за предоставление сведений из ЕГРН, при подаче документов в Севреестр,
КБК-номер: 321 1 13 01031 01 6000 130;

При оплате за предоставление сведений из ЕГРН, при подаче документов через МФЦ,
КБК-номер: 321 1 13 01031 01 8000 130.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при обращении через многофункциональный центр,
КБК-номер: 321 1 08 07020 01 8000 110;

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним при подаче документов в Севреестр,
КБК-номер: 321 1 08 07020 01 1000 110.

Получатель платежа: Управление Федерального казначейства по Севастополю (Севреестр);

Лицевой счет: 04741А95630

Расчётный счёт: 40101810167110000001

Банк: Отделение ЦБ РФ по г. Севастополю, г. Севастополь

БИК Банка: 046711001

ИНН: 9204002997

КПП: 920401001

ОКТМО: 67312000

ОГРН: 1149204005598

За предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме взимается плата.

Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются Минэкономразвития России.

Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в размере, превышающем размер установленной платы, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, бесплатно предоставляет сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в органы по учету государственного и муниципального имущества, орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в объеме, который необходим для работы указанных органов.

В соответствии с законами Российской Федерации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:

правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;

органов прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации;

федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и многофункциональных центров;

Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;

Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;

Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;

нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями;

  • иных определенных федеральными законами органов и организаций.
  • Адрес: 299011, Россия, г. Севастополь, ул. Демидова, 13

    Изменение сведений о собственнике недвижимости при реорганизации юридического лица: разъяснения ВС РФ

    Фабула дела

    Как следует из определения ВС РФ от 19.07.2016 № 310-КГ16-1802 , общество с ограниченной ответственностью (далее — общество), образованное в результате реорганизации в форме преобразования сельскохозяйственной артели, обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о правообладателе на принадлежащее артели здание и выдаче свидетельства о государственной регистрации права общества на указанный объект недвижимости с измененными сведениями.

    Регистрирующий орган отказал обществу в государственной регистрации изменений в ЕГРП со ссылкой на абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), указав на то, что поскольку в настоящем случае имеет место создание нового юридического лица, то обществу необходимо обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данный объект недвижимости, а также уплатить госпошлину за государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ссылаясь на несоответствие закону решения об отказе во внесении изменений в ЕГРП, нарушение оспариваемым актом регистрирующего органа его прав, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и об обязании регистрирующего органа совершить действия по внесению соответствующих изменений в сведения ЕГРП и выдать свидетельство о государственной регистрации права.

    Позиции судов

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявление удовлетворено. Суды исходили из того, что по смыслу п. 5 ст. 58 и п. 2 ст. 218 ГК РФ изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма, это подтверждается государственной регистрацией изменений, внесенных в ЕГРЮЛ и обусловленных произведенным преобразованием юридического лица. Установив, что обществом в регистрирующий орган были представлены документы в объеме, предусмотренном Законом № 122-ФЗ, уплачена необходимая для этого госпошлина, суды признали отказ регистрирующего органа во внесении изменений в ЕГРП о новом наименовании юридического лица незаконным.

    Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд округа пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место не изменение наименования юридического лица, а прекращение деятельности одного юридического лица и создание другого, в связи с чем внесение сведений в ЕГРП без соблюдения процедуры государственной регистрации перехода прав к вновь образованному юридическому лицу на объекты недвижимого имущества не представляется возможным.

    Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

    В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в п. 5 ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

    Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками).

    Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.

    Арбитражный суд округа, полагая, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающими завершение реорганизации юридического лица в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, не учел изменений, внесенных Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»(далее — Закон № 99-ФЗ) в ст. 57, 58 ГК РФ.

    Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции данного закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ.

    В связи с изложенным ссылка регистрирующего органа на необходимость государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество на внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности сельскохозяйственной артели и записи о создании нового юридического лица (общества) не соответствует положениям п. 4 ст. 57 ГК РФ.

    Учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, довод регистрирующего органа о необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу в соответствии со ст. 16 Закона № 122-ФЗ, не соответствует закону.

    Поскольку оснований для прекращения или перехода прав на объект недвижимости иному лицу у собственника имущества не имелось, а обращение за внесением изменений в сведения ЕГРП было обусловлено изменением наименования юридического лица, которое включает указание на организационно-правовую форму, общество правомерно на основании п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 765, оформило в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРП, приложив Протокол собрания членов артели о принятии решения о реорганизации в общество с ограниченной ответственностью, свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе преобразованного юридического лица, Устав общества.

    В соответствии с подп. 33 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество в связи с внесением изменений в содержащуюся в ЕГРП запись о праве размер госпошлины для организаций на дату подачи заявления составлял 1 000 рублей, тогда как согласно подп. 22 той же статьи за государственную регистрацию перехода права собственности размер госпошлины составляет 22 000 рублей.

    При этом за внесение изменений в ЕГРП и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации в соответствии с подп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не взимается. Эта норма применяется в случае изменения наименования соответствующего юридического лица, связанного с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ. Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации заявленных изменений в связи с неуплатой госпошлины в требуемой сумме не имелось.

    Вывод

    Изменение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о собственнике недвижимости ввиду его реорганизации в форме преобразования осуществляется по правилам, предусмотренным для внесения изменений в связи со сменой наименования юридического лица.

    Реорганизация в форме преобразования: надо ли платить госпошлину за «перевод на себя» сведений о недвижимости?

    При преобразовании юрлица не происходит правопреемства от одного лица к другому. В связи с этим организация, в которой произошла реорганизация в форме преобразования, не должна платить госпошлину (22 000 рублей) за регистрацию перехода права собственности на недвижимость. Достаточно заплатить 1 000 рублей за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок ним. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 21.12.18 № 03-05-04-03/93551. Тем самым специалисты ведомства изменили свою позицию по данному вопросу.

    Прежняя позиция Минфина

    Ранее в Минфине заявляли следующее. В случае реорганизации юрлица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юрлица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованной организации. Поэтому при преобразовании необходима государственная регистрация перехода права собственности на объекты недвижимости ко вновь образованному юрлицу. За регистрацию перехода права собственности правопреемник должен заплатить госпошлину, предусмотренную подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, а именно — 22 000 рублей (письмо Минфина России от 11.10.16 № 03-05-05-03/59071).

    Судебная практика

    Однако Верховный суд РФ пришел к противоположному выводу. В определении ВС РФ от 23.10.17 № 302-КГ17-14848 указано: преобразование юрлица не предполагает изменение его прав и обязанностей. В связи с этим государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного юрлица к преобразованному юрлицу не требуется.

    Новая позиция Минфина

    В комментируемом письме специалисты Минфина учли данную позицию ВС РФ. Чиновники отметили следующее. При реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЕГРН вносятся соответствующие изменения. А за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним юрлица уплачивают госпошлину в размере 1 000 рублей (подп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Следовательно, преобразованная организация должна заплатить госпошлину за внесение изменений в ЕГРН в размере 1 000 рублей. Платить госпошлину в сумме 22 000 рублей не требуется.

    Разъяснения по уплате госпошлины, данные в письме Минфина от 11.10.16 № 03-05-05-03/59071, применять не следует, заявили авторы комментируемого письма.

    Смотрите так же:  Компенсация при сокращении после декретного отпуска

    Оставьте комментарий