Договор перевозки багажа автотранспортом

§ 3. Договор перевозки пассажиров и багажа

1. По договору перевозки пассажиров и багажа одна сторона — перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона — пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (п.

Этот договор — одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК он назван в числе других договоров перевозки — перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика — транспортная услуга. Эта деятельность выражается в самом перемещении.

В этом сходство между двумя договорами. Однако по характеру объектов перемещения данные договоры не совпадают. Договор перевозки груза опосредствует отношения по перемещению такого материального объекта, как груз (в большинстве случаев — товар). Напротив, договор перевозки пассажира и багажа регулирует отношения, возникающие из перемещения физического лица — пассажира, а в некоторых случаях и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, оказываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон «О защите прав потребителей» (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей») .

БВС РФ. 1995. N 1. С. 5.

Различие в объектах перевозки предопределяет и несовпадение ее условий. Отсюда и различие обязанностей субъектов договоров и прежде всего перевозчика. Именно поэтому каждый из этих двух договоров представляет собой самостоятельную разновидность обязательства перевозки.

Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанность перевозки его багажа. Перевозка багажа не рассматривается в ГК или в каком-либо из транспортных уставов и кодексов как разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.

Таким образом, для возникновения обязанности перевозки багажа нужно дополнительное соглашение, выступающее в качестве юридического факта. Следовательно, то сложное правоотношение, которое возникает между перевозчиком и пассажиром, дополняется на основании такого соглашения еще одним правомочием и корреспондирующей ему обязанностью перевезти багаж. Если основной договор оформляется проездным билетом, то дополнительное соглашение о перевозке багажа удостоверяется багажной квитанцией, выдаваемой в подтверждение принятия багажа к перевозке.

Из сказанного вытекает, что основной договор перевозки пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным билетом. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательства обязанность перевозчика перевезти багаж и правомочие требовать такой перевозки багажа реальны.

Формы проездного билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК). Этот порядок для разных видов транспорта неодинаков. Так, согласно ст. 82 УЖТ эти формы устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Формы билетов и других проездных документов на автомобильном транспорте устанавливаются Министерством транспорта РФ (п. 78 УАТ). На воздушном транспорте эти вопросы решаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (п. 2 ст. 105 ВК). На воздушном и железнодорожном транспорте, за исключением городского и пригородного сообщения, в отличие от других видов транспорта, проездной билет является именным. Багажная квитанция во всех случаях выдается на предъявителя. Утраченный пассажирский билет не возобновляется, и уплаченные за него деньги возврату не подлежат. В случае утраты багажной квитанции багаж может быть выдан пассажиру по его заявлению при предъявлении им данных о его праве на получение багажа.

Перевозка пассажира и багажа может быть признана перевозкой транспортом общего пользования. Для этого нужно, чтобы соответствующая коммерческая организация была обязана по закону, в силу предписаний иных правовых актов или на основании разрешения (лицензии) осуществлять такую перевозку при обращении к ней любого гражданина. В указанном случае договор, исполняемый таким перевозчиком, признается публичным (ст. 426 ГК).

2. Договор пассажирской перевозки относится к числу возмездных. Приобретая билет, пассажир тем самым исполняет лежащую на нем обязанность оплаты перевозки. Предъявляя для перевозки багаж, он отдельно оплачивает его перевозку. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Как и при перевозке груза, о чем говорилось ранее, четкий порядок установления тарифов во всех транспортных уставах и кодексах еще не определен. В отличие от перевозки грузов регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, кроме железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

По соображениям, изложенным ранее применительно к плате за перевозку груза, также нельзя признать оправданным и право воздушного перевозчика устанавливать плату за перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом общего пользования (п. 3 ст. 64 ВК).

На воздушном транспорте багаж в пределах определенной весовой нормы принимается к перевозке без какой-либо дополнительной оплаты (помимо стоимости пассажирского билета). За пределами этой бесплатной нормы перевозка багажа оплачивается отдельно. В обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей перевозчик вправе удерживать переданный ему для перевозки багаж, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки и не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК).

Определенные группы пассажиров имеют право на льготы при уплате провозных платежей. В таких случаях перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по льготным тарифам, регулируемым в указанном выше порядке. Некоторые категории граждан полностью освобождаются от провозной платы законом РФ, а для городского и местного сообщения — решением органов субъектов Федерации. Понесенные транспортной организацией в связи с предоставлением льгот и преимуществ расходы возмещаются ей за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Сроки отправления и прибытия пассажира и багажа, следующего в большинстве случаев с тем же транспортным средством, которым доставляется пассажир, установлены в виде расписания движения соответствующих транспортных средств.

Опоздание отправления пассажира или прибытия соответствующего транспортного средства в пункт назначения по сравнению со сроками отправления или прибытия, указанными в расписании, означает нарушение перевозчиком условий договора перевозки пассажира. Поэтому за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 795 ГК). В настоящее время возможность взыскания такого штрафа и его размер установлены в ст. 110 УЖТ (3% за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда), ст. 196 КТМ (до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа), п. 2 ст. 116 КВВТ (3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда), ст. 120 ВК (25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы).

В отличие от размеров штрафов за задержку отправления пассажира или его прибытия в пункт назначения штрафы за просрочку доставки багажа уплачиваются пассажиру или получателю багажа: на железнодорожном транспорте в размере 3% платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку багажа (ст. 108 УЖТ); на воздушном транспорте в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы (ст. 120 ВК); на автомобильном транспорте в размере 10% платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более 50% платы за перевозку багажа (п. 138 УАТ).

Ответственность в виде штрафа за задержку отправления пассажира или его прибытия в пункт назначения (ст. 795 ГК), а равно за просрочку доставки багажа возможна, если перевозчик не докажет отсутствие своей вины в задержке или просрочке (ст. 108 УЖТ, ст. 120 ВК, п. 138 УАТ).

По общим правилам гражданского законодательства (ст. 393 ГК), пассажир за указанные нарушения договора перевозки вправе требовать от перевозчика возмещения причиненных ему этими нарушениями убытков. Однако убытки могут быть возмещены лишь при доказанности самого факта причинения и их размера; помимо того, поскольку характер подлежащего взысканию с перевозчика штрафа не определен, его нужно признать зачетной неустойкой. Следовательно, взыскание убытков возможно лишь в части, не покрытой неустойкой (штрафом).

В п. 3 ст. 786 ГК названы наиболее важные права пассажира, принадлежащие ему на любом виде транспорта. Каждое из этих прав конкретизируется, а самый их перечень дополняется в транспортных уставах и кодексах применительно к определенному виду транспорта.

Так, пассажир имеет право:

перевозить с собой детей бесплатно (не старше 5 лет на железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспортах, не старше 2 лет — на воздушном транспорте) или с оплатой по льготному тарифу (от 5 до 10 лет — на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспортах, от 2 до 12 лет — на воздушном транспорте);

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (они предусмотрены правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на отдельных видах транспорта);

Помимо этих основных прав, в транспортных уставах и кодексах перечислен целый ряд дополнительных прав. Так, в ст. 83 УЖТ указано, что пассажир вправе делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета, продлевать срок его действия в случае болезни, выезжать поездом, отходящим ранее того, на который приобретен билет, возобновить действие билета в случае опоздания на поезд, отказаться от поездки и возвратить билет и др.

Что же касается обязанностей пассажира, то, помимо внесения платы за проезд, о чем говорилось ранее, пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами и помещениями транспорта, бережно относиться к имуществу транспортной организации.

3. В основе ответственности перевозчика за несохранность багажа лежат те же правила, на которых построена ответственность за несохранность груза и о которых говорилось ранее (ст. 796 ГК). Это относится к общему принципу ответственности за несохранность багажа (принцип вины), к установлению презумпции виновности перевозчика и недопустимости каких-либо изъятий из правила о возложении обязанности доказывания отсутствия вины на перевозчика, ограничению размеров возмещения ущерба, возврату провозной платы за багаж в случае его несохранности и, наконец, доказательственной силы документов и несохранности багажа.

В отличие от претензий и исков, вытекающих из перевозки груза, в отношении претензий и исков по перевозкам пассажиров и багажа сохранили силу прежние правила транспортных уставов и кодексов. Претензии к перевозчику об уплате штрафа и пени могут быть предъявлены в течение 45 дней, в остальных случаях — в течение 6 месяцев (ст. 123 УЖТ, п. 163 УАТ).

Претензии по перевозке пассажира и багажа по внутренним водным путям могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, при внутренних воздушных перевозках — в течение 6 месяцев, при международных воздушных перевозках в случае повреждения (порчи) багажа — в течение от 7 до 14 дней, просрочки доставки багажа — в течение 21 дня, утраты багажа — в течение 18 месяцев (ст. 126, 127 ВК). Перевозчик обязан в течение трех месяцев, а по претензиям об уплате штрафа — в течение 45 дней уведомить пассажира о результатах рассмотрения претензии. В случае отклонения претензии или неполучения на нее ответа пассажир вправе обратиться в суд. Срок исковой давности по искам пассажира к перевозчику — два месяца, по искам перевозчика к пассажиру — шесть месяцев.

Отношения, вытекающие из причинения перевозчиком вреда жизни или здоровью пассажира, не регулируются правилами о договоре пассажирской перевозки, а в силу ст. 800 ГК подчиняются нормам гл. 59 ГК. Это означает, что, хотя перевозчика и пассажира связывают договорные отношения, ответственность за вред его жизни и здоровью определяется правилами о внедоговорной (деликтной) ответственности.

Использование транспортных средств представляет собой деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому причинитель вреда несет ответственность даже при отсутствии его вины. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Однако законом или договором может быть предусмотрена повышенная (по сравнению с нормами гл. 59 ГК) ответственность перевозчика. В этом случае применяются положения о такой повышенной ответственности.

Смотрите так же:  Договор при смене директора ооо

В настоящее время все действующие транспортные уставы и кодексы предусматривают ответственность владельца транспортного средства, соответствующую гражданскому законодательству РФ. Иная ответственность может вытекать только из международных договоров (транспортных конвенций) РФ.

Перевозка груза: что отправителю проверить в договоре

Статьи по теме

Когда компании требуется доставить куда-либо имущество, она, как правило, заключает сделку с контрагентом-перевозчиком. Для этого нужен договор перевозки груза. Читайте в статье, что проверить в документе, а также пользуйтесь образцами договоров.

Договор перевозки: особенности и существенные условия

Нередко компании необходимо доставить то или иное имущество по назначению. Большинство организаций не занимается транспортировкой самостоятельно, а нанимает компанию-перевозчика. Чтобы оформить сделку, подписывают договор перевозки груза.

Договор перевозки – это соглашение, которое составляют по правилам главы 40 ГК РФ. Если просто понадобилось перевезти имущество, заключают разовый договор – непосредственно договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Например, когда офис открывают по новому адресу и нужно отправить туда мебель и оргтехнику. Или когда речь идет об однократной передаче имущества контрагенту компании. Если организация занимается поставками продукции, оборудования, товаров, ей потребуется постоянное сотрудничество с транспортной компанией. Тогда оформляют соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).

Образец договора перевозки груза

Договор перевозки груза автомобильным транспортом (долгосрочный)

О самом договоре грузоперевозок говорится в статье 785 ГК РФ. Согласно этой статье исполнитель сделки берет на себя обязанность доставить имущество в пункт назначения и передать адресату. Сторонами договора перевозки выступают перевозчик (исполнитель) и отправитель (заказчик). Грузополучатель (или просто получатель) как самостоятельная сторона договора не фигурирует. Договор заключают между отправителем и перевозчиком.

Обратите внимание, что:

  • Распространенное выражение «договор транспортных услуг» как самостоятельное понятие в ГК не используют. Под ним подразумевают или договор об организации перевозок, или договор экспедиции.
  • Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или иной документ на груз, который указали в соответствующем транспортном уставе или кодексе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
  • Существенные условия договора перевозки груза

    В статье 784 ГК РФ сказано, что условия различных соглашений о перевозке определяют согласно уставам и кодексам, иным законам и подзаконным актам (п. 2 ст. 784 ГК РФ). При этом предмет соглашения всегда относится к существенным условиям (ст. 432 ГК РФ). Таким образом, существенные условия договора перевозки зависят от того, каким именно видом транспорта пользуется перевозчик. Например, если это автомобильная транспортировка, руководствуйтесь Уставом автомобильного транспорта, а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГАТ) и другими соответствующими актами.

    Учитывайте, что в судебной практике нет единого мнения, какие именно условия, кроме предмета, относятся к существенным для такого типа договоров.

    В разделе о предмете договора перевозки пишут, что:

    1. Перевозчик обязуется доставить груз, который получит от отправителя, в конкретное место назначения. Также он обязан передать это имущество получателю.
    2. Отправитель обязан оплатить услуги перевозчика. Цену договора указывают отдельно. Следует учесть, что многие суды считают провозную плату существенным условием для данного типа договоров.
    3. Кроме того, обязательно нужно конкретизировать:

    4. Какое именно имущество отправитель передает перевозчику. Потребуется точно перечислить все объекты и характеристики каждого из них. Укажите вид груза, наименование, вес, габариты, количество.
    5. Из какого пункта нужно забрать и по какому адресу следует доставить груз.
    6. Кто является получателем.
    7. Если один из этих моментов упустить, условие о предмете может остаться несогласованным, что повлечет незаключенность договора. Также часть судов считает существенным условие о сроке доставки и порядок расчетов. А некоторые – характеристики транспорта и условия его предоставления.

      Еще документы по теме

      На что отправителю обратить внимание в договоре перевозки груза

      Когда отправитель проверяет текст договора перевозки, нужно учесть не только существенные условия. Например, для отправителя удобно, чтобы в условии о предоставлении автотранспорта включили пункт, что механизмы для погрузки и выгрузки обеспечивает перевозчик. По умолчанию это должен делать отправитель (п. 48 ППГАТ).

      В условии об ответственности сторон можно предусмотреть, что перевозчик отвечает за:

    8. Невывоз груза по своей вине.
    9. Несвоевременное предоставление транспорта или контейнера.
    10. Самого отправителя обязывают отвечать за:

    11. Непредъявление имущества к перевозке.
    12. Неиспользование транспорта или контейнеров без признаков непригодности.
    13. Задержку оплаты услуг перевозчика.
    14. Кроме того, укажите в договоре перевозки груза:

    15. Порядок погрузки. Если нужно, чтобы имущество загрузил и выгрузил перевозчик, отметьте это особо. Иначе погрузку придется организовать отправителю, а выгрузку – получателю. Определите сроки погрузки и выгрузки. Также при необходимости укажите, что отдельные виды грузов нужно опломбировать, и в каком порядке отправитель это должен делать.
    16. Порядок признания груза утраченным.
    17. Объявленную стоимость имущества. Такое условие позволит взыскать с перевозчика долю объявленной стоимости, если груз будет поврежден, утрачен или при недостаче.
    18. Условия хранения имущества у перевозчика. Кто за это платит (отправитель или получатель), в каком размере и сколько времени максимум может храниться груз.
    19. Условие, что упаковать груз должен перевозчик. Если отправитель не знает, как это сделать правильно, лучше поручить это контрагенту. Данное положение позволит взыскать с перевозчика ущерб, если из-за неверной упаковки груз каким-то образом повредят или утратят.
    20. Особые свойства груза.
    21. Условие, что перевозчик обязуется принять надлежащие меры, чтобы предотвратить порчу или утрату имущества, в том числе кражу, а также пожар. Перечислите в договоре перевозки груза, какие именно меры надлежит принять перевозчику. Например, останавливаться только на охраняемых стоянках, передавать груз только в месте прибытия и только уполномоченному лицу и т. п.
    22. § 2. Договор перевозки багажа

      Понятие договора перевозки багажа. Багаж следует отличать как от ручной клади, так и от груза, даже когда он отправляется гражданином. Ручная кладь — это вещи, которые пассажир имеет при себе, не заключая с транспортным предприятием специально договора об их перевозке и не внося за это перевозчику особой платы.

      Следовательно, перевозка багажа — это договор, в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется перевезти из одного пункта в другой имущество, принадлежащее второй стороне, пассажиру, а последний в свою очередь обязуется уплатить за это перевозчику вознаграждение.

      Таким образом, перевозка багажа выступает как вспомогательная или дополнительная (акцессорная) сделка по отношению к перевозке пассажиров. Она поэтому тоже строится по модели сделки возмездной, предполагая взимание платы с пассажира, и взаимной, поскольку пассажир обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на перевозку багажа, а перевозчик обязан доставить багаж, но управомочен получить вознаграждение. Однако в то время как пассажирская перевозка всегда консенсуальна, перевозка багажа во всех случаях реальна и признается заключенной лишь в момент сдачи пассажиром соответствующего имущества перевозчику. В этом смысле перевозка багажа однотипна многим другим перевозкам — реальным потому, что они направлены на перемещение имущества, а не людей. Но если при перевозках грузов отправитель и получатель обычно не совпадают в одном лице, то багаж перевозится для того именно пассажира, с которым заключен договор.

      Ввиду тесной связи, существующей между перевозками пассажиров и багажа, юридические нормы, посвященные их правовому регулированию, включаются в одни и те же разделы или даже статьи транспортных уставов и кодексов. Но связь не устраняет значительных различий между названными договорами, обусловленных уже тем, что в одном случае перевозятся люди, а в другом — имущество. Эти различия и должны быть учтены при анализе правового регулирования отношений по перевозке багажа.

      Правила перевозки багажа. Багаж принимается к перевозке во всех дальних и местных поездах, а также не менее чем в одной паре пригородных поездов, выделяемой в пунктах с развитым пригородным движением и имеющей багажный вагон или багажное отделение. Наряду с этим в пригородных поездах пассажир вправе перевозить с собой помимо ручной клади багаж весом до 50 кг с внесением особой платы. Багаж принимается к перевозке также на пассажирских и грузопассажирских морских и речных судах, на городских, пригородных и междугородных автобусах, причем на городских и пригородных автобусах он находится при пассажире, а при междугородных перевозках может быть сдан по желанию пассажира для доставки на специальном автобусе.

      При заключении договора перевозки багажа должен быть предъявлен пассажирский билет, а сама приемка осуществляется не позже чем за определенное время до начала рейса (например, за 20 минут до отхода поезда, за час до отлета самолета и т. п.). Только на пригородных и городских автобусах этот договор заключается одновременно с договором перевозки пассажира.

      Багаж взвешивается и оплачивается в момент приемки с выдачей пассажиру багажной квитанции, а на воздушном транспорте, где багаж в пределах установленной нормы перевозится бесплатно, в случае ее превышения выдается квитанция платного багажа. Пассажиру автобуса, везущему багаж при себе, выдается багажный билет, и лишь когда багаж перевозится отдельно от пассажира, договор оформляется багажной квитанцией .

      На всех видах транспорта, когда багаж перевозится отдельно от пассажира, последний вправе объявить его ценность. Но транспортное предприятие, сомневающееся в правильности объявленной ценности, может потребовать вскрытия багажа для осмотра. За объявление ценности с пассажира взимается особый сбор.

      Доставляется багаж теми же транспортными средствами (тем же поездом, судном, самолетом и т. п.), которые перевозят пассажира. В этом случае совпадают и сроки исполнения обоих договоров. Но при отсутствии в данном подвижном составе багажного помещения, если к тому же по существующим правилам перевозки пасса—жир либо не вправе иметь багаж при себе, либо может требовать его обособленной перевозки, транспортное предприятие обязано перевезти багаж ближайшим по времени отправления поездом, самолетом и т. п., по расписанию движения которого определяется срок доставки багажа. На автомобильном транспорте при тех же обстоятельствах срок считается соблюденным, если багаж доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия туда пассажира.

      Материальная ответственность за просрочку доставки и выдачи багажа предусмотрена только для железнодорожного и автомобильного транспорта. За каждые просроченные сутки уплачивается штраф в размере 10% провозной платы, но не более 50%. Можно считать багаж утраченным и требовать возмещения его стоимости, если просрочка достигает 10 суток на железнодорожном и автомобильном, 20 суток на речном и 30 суток на морском транспорте.

      Иногда в силу независящих от перевозчика причин багаж либо вовсе не может быть перевезен, либо задерживается в одном из промежуточных пунктов. Тогда пассажиру возвращается, соответственно, провозная плата целиком или ее часть — пропорционально оставшемуся участку пути. Пассажир вправе также до момента отправки багажа потребовать его возврата, а на любой остановке — выдачи. Но при расторжении договора до момента отправки багажа с пассажира взимается денежный сбор в Установленном размере, а при выдаче багажа в промежуточном пункте провозная плата не возвращается. И только автотранспортные предприятия возвращают провозную плату в размере, пропорциональном оставшейся части рейса.

      За сохранность багажа, перевозимого отдельно от пассажира, ответственность несет транспортное предприятие. Аналогично ответственности при перевозке грузов она строится на началах вины, которая, однако, предполагается до тех пор, пока не доказано обратное. Кроме того, аналогично перевозке грузов в действующем законодательстве перечисляются и такие обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, как вина пассажира, естественные свойства перевозимых предметов, дефекты тары и другие подобные причины, вызвавшие повреждение или утрату багажа.

      При повреждениях объем ответственности перевозчика определяется суммой, на которую понизилась стоимость перевозимых предметов, а если пассажир отказывается принять их ввиду невозможности использования по назначению, ему выплачивается компенсация в том же объеме, что и при утрате багажа. Стоимость утраченного багажа возмещается по объявленной ценности, поскольку перевозчику не удастся доказать действительную стоимость соответствующих предметов. Если ценность не была объявлена, компенсация выплачивается: на одних видах транспорта (например, на железнодорожном) — в соответствии со ставками, которые предусмотрены утвержденными тарифами, на других (например, на автомобильном) — в размере фактической стоимости багажа, а при невозможности установить ее — соответственно утвержденным тарифам.

      Пассажир обязан своевременно получить багаж, который хранится в пункте прибытия бесплатно в течение суток и с взиманием платы в продолжение последующего времени. Багаж, не полученный в течение 30 суток, передается торгующим организациям для реализации. Из вырученных денег перевозчик удерживает причитающиеся ему платежи, храня остальную сумму в течение б месяцев в пользу пассажира и затем перечисляя ее в доход государственного бюджета, а при реализации бездокументного багажа — в доход транспортного ведомства.

      Всякого рода нарушения, совершенные пассажиром при отправке багажа, влекут применение санкций, предусмотренных законом. Так, в случае отправки багажом предметов, перевозка которых таким способом не разрешена, они по обнаружении снимаются с перевозки, пассажир уплачивает штраф в установленном размере, а если он допустил особую злостность, то может быть привлечен к уголовной ответственности. Жалобы на неправильное наложение штрафов при перевозке багажа подаются и рассматриваются в том же порядке, что и при перевозке пассажиров.

      Для споров по поводу утраты или повреждения багажа установлен претензионный порядок. Претензия может быть предъявлена по усмотрению клиента транспортному предприятию пункта отправления либо назначения. Сроки для претензий, ответа на них и последующего предъявления судебных исков полностью совпадают с соответствующими сроками, установленными для отношений по грузовым перевозкам.

      Договор перевозки багажа автотранспортом

    23. Автострахование
    24. Жилищные споры
    25. Земельные споры
    26. Административное право
    27. Участие в долевом строительстве
    28. Семейные споры
    29. Гражданское право, ГК РФ
    30. Защита прав потребителей
    31. Трудовые споры, пенсии
      • Главная
      • Статья 786 ГК РФ. Договор перевозки пассажира
      • Гражданский кодекс Российской Федерации:

        Статья 786 ГК РФ. Договор перевозки пассажира

        1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

        2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

        Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

        3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом:

        перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

        провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

        сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

        4. В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

        Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

        Комментарии к статье 786 ГК РФ, судебная практика применения

        В пп. 1, 2, 5-7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» содержатся следующие разъяснения:

        Договор перевозки пассажира

        Договор перевозки пассажира — это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса РФ).

        Отношения из договора перевозки пассажира и багажа регулируются также законом о защите прав потребителей

        В части, не урегулированной специальными законами, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

        Отсутствие, неправильность или утрата билета еще не основание для признания договора перевозки незаключенным или недействительным

        Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).

        Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).

        Законность взимания дополнительной платы за оформление билета

        Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров).

        При заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ).

        Обязанность доставки пассажира и багажа в случае прекращения поездки по причинам аварии, неисправности

        Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (пункт 1 статьи 786 ГК РФ).

        В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и подысканном (предоставленном) перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется перевозчиком — владельцем транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты (пункт 53 Правил перевозок пассажиров). В случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что транспортное средство не будет предоставлено в такой срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков (статьи 328, 393 и 405 ГК РФ). При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по независящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию (пункт 3 части 1 статьи 23 Устава).

        Договор перевозки пассажира и багажа – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

        Обязательство по перевозке багажа является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа.

        Помимо Гражданского РФ, транспортных уставов и кодексов, иных федеральных законов, отношения по перевозке грузов и багажа регулируются специальными правилами (например, Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте; Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом; Общие правила воздушных перевозок; Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства от 14.02.2009 N 112; Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте; Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте и иные правовые акты).

        Договор перевозки пассажира и багажа является публичным (ст. 789, 426 ГК РФ). По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки.

        В зависимости от видов пассажирского транспорта и пределов его действия договор перевозки пассажира и багажа может иметь конструкцию 1) консенсуального или 2) реального. Например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом заключается реальный договор путем конклюдентных действий со стороны пассажира (акцепт), откликнувшегося на публичную оферту перевозчика, остановившего транспорт на остановочном пункте. При предварительной продаже билетов договор перевозки пассажира будет иметь конструкцию консенсуального. В данном случае речь также идет о приобретении месячного либо на иной срок абонементного билета, жетона, пластиковой карты. Договор авиаперевозки пассажира может быть заключен путем оформления билета в электронной форме.

        Стороны договора перевозки пассажира и багажа

        Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются:

      • Перевозчик – владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки;
      • Пассажир – физическое лицо, имеющее правовой статус потребителя.

    На отношения между перевозчиком и пассажиром дополнительно действуют нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» (Постановление Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012).

    Определенной спецификой обладает договор воздушной перевозки. В частности, договор воздушной перевозки пассажира не предусматривает обязанность перевозчика исполнить обязательство лично. Условия такого договора предусматривают лишь обязанность перевозчика перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения. Допускается передача обязанности по воздушной перевозке другому перевозчику (ст. 784, 786 ГК РФ).

    Существенные условия договора перевозки пассажира и багажа

    Существенное условие договора перевозки пассажира и багажа – это условие о предмете договора, в качестве которого выступают транспортные услуги перевозчика по перевозке определенным видом транспорта пассажира и сданного им багажа в пункт назначения, с последующей выдачей багажа управомоченному на получение лицу (получателю) (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В предмет договора также входят транспортные услуги по перевозке ручной клади пассажира, каютного багажа при морской перевозке (ст. 180 КТМ РФ*) (бесплатно или за дополнительную плату, в зависимости от установленных правил перевозки пассажира отдельными видами транспорта). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки пассажира и багажа.

    * КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

    Существенным условием договора перевозки пассажира и багажа является условие о цене (об оплате проезда) оказываемой перевозчиком услуги по перевозке в пункт назначения пассажира, багажа и ручной клади за плату.

    В зависимости от вида транспорта и иных характеристик перевозки пассажира и багажа договор может иметь дополнительные условия.

    Форма договора перевозки пассажира и багажа

    Форма договора перевозки пассажира и багажа – устная. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется соответствующей квитанцией (ст. 20 УАТ*). Билет, багажная квитанция и квитанция на провоз ручной клади содержат условия договора.

    Следует отметить, что в некоторых случаях билет не содержит перечень существенных условий договора, например при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом. Форма билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ*, ст. 20 УАТ, ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 97 КВВТ РФ*, ст. 179 КТМ РФ).

    * КВВТ РФ – Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

    * УЖТ РФ – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

    Права и обязанности пассажира по договору перевозки

    Права пассажира:

    • Пассажир вправе требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
    • Пассажир имеет право требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования.
    • Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК РФ).
    • Пассажир вправе предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей».
    • Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права, а также установлены ограничения. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие с правами пассажира обязанности.

      Пассажир обязан уплатить перевозчику установленную на основании тарифов плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (п. 1 ст. 786, 790 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ, ст. 24 УАТ, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

      Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК РФ), а также риски гражданской ответственности.

      Ответственность сторон договора перевозки пассажира и багажа

      В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. 795, 796, 800, 1084–1094 ГК РФ, ст. 107–113 УЖТ РФ, ст. 34–36 УАТ, ст. 116–121 Воздушного кодекса РФ, ст. 103.1, 116 КВВТ РФ, ст. 186–196 КТМ РФ).

      Договор перевозки пассажира и багажа — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 19 УАТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 97 КВВТ, ст. 177 КТМ).

      Договор перевозки пассажира

      Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

      В случаях, если перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным.

      Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

      Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора.

      Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет.

      По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

      Договор перевозки багажа

      Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный.

      Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.

      Чтобы получить багаж в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.

      Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности, в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.

      Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.

      Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

      В соответствии со ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

      За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст. ст. 91, 92 УЖТ). В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

      Исходя из смысла ст. 103 ВК, вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют «багаж», часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит в каюте самолета бесплатно, а другая часть (за пределами указанных норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

      Права пассажира

      Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки.

      Пассажир вправе:

    • требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК РФ);
    • требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования.
    • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом;
    • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
    • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК);
    • предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей.
    • Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие с правами пассажира обязанности.

      Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, т.е. вправе расторгнуть его в одностороннем порядке.

      Обязанности пассажира

      Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной платы за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет, приобретая проездной документ (билет), т.е. практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче багажа.

      Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей — надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров.

      В частности, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

      На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК).

      Обязанности перевозчика

      К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

      Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации перевозчика:

    • своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;
    • предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);
    • доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;
    • обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;
    • оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.
    • Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности, перевозимых им вещей охватывает и некоторое время до посадки пассажира в транспортное средство.

      Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК РФ).

      В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

      В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. ст. 795, 796, 800, 1084 — 1094 ГК, ст. ст. 107 — 113 УЖТ, ст. ст. 34 — 36 УАТ, ст. ст. 116 — 121 Воздушного кодекса, ст. ст. 103.1, 116 КВВТ, ст. ст. 186 — 196 КТМ).

      Договор перевозки пассажира и багажа

      По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 103 ВК).

      Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Данные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа — реальным. Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями.

      Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Так, согласно п. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

    • — перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
    • — провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.
    • Законом предусмотрено и право пассажира сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК), что означает обязательность для перевозчика заключения с пассажиром по желанию последнего договора на перевозку багажа.

      Ответственность по договору перевозки пассажира определяется ГК и соответствующими транспортными уставами и кодексами, которые также регламентируют ответственность сторон и по договору перевозки багажа.

      Согласно п. 1 ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

      В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (п. 2 ст. 795 ГК).

      Законодательство (п. 1 ст. 795 ГК) устанавливает обстоятельства-служащие основанием для освобождения от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. К таким обстоятельствам относятся:

    • • непреодолимая сила;
    • • устранение неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
    • • иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика. Доказательство наличия данных обстоятельств возлагается на перевозчика.
    • Услугополучателями в договоре перевозки пассажира выступают только граждане, что обусловливает возможность применения при нарушении договора перевозчиком норм Закона о защите прав потребителей.

      Особое место среди транспортных договоров занимают договоры перевозки груза отдельными видами транспорта.

      Договор железнодорожной перевозки груза

      Содержание данного договора составляет комплекс прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя. Эти права и обязанности в значительной мере определены транспортным законодательством: УЖТ, Правилами, регулирующими отдельные виды перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также самим договором перевозки.

      По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении — с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, выступает в качестве законного представителя всех других железных дорог, участвующих в гаком сообщении.

      Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц (ст. 5 УЖТ).

      Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При невыполнении этого требования грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 УЖТ).

      Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости оттого, чьими средствами производится погрузка.

      При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ).

      Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки груза, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.

      Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению (ст. 34, 36 УЖТ). Обязанностью грузополучателя является окончательный расчете перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

      Смотрите так же:  Прокурор предъявил иск о лишении севостьяновых

    Оставьте комментарий