Договор о евразийском экономическом союзе будет подписан 29 мая

Совместное заявление членов Высшего Евразийского экономического совета по случаю 5-летия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе

Мы, члены Высшего Евразийского экономического совета,

подтверждая стремление развивать сотрудничество на принципах равноправия, взаимной выгоды и добросовестной конкуренции в целях создания условий для стабильного развития и сближения экономик, повышения благосостояния граждан государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС),

стремясь углублять торгово-экономическое взаимодействие между государствами-членами, а также с третьими странами, международными организациями и региональными интеграционными объединениями,

будучи заинтересованными в дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и формировании экономического союза, заявляем следующее.

Идея евразийской интеграции, впервые выдвинутая 25 лет назад Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доказала свою перспективность и нашла практическое воплощение в создании Евразийского экономического союза.

Евразийская интеграция прошла за этот период важные этапы становления, и значимой вехой формирования ее архитектуры стало подписание в мае 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе. В этом же году были подписаны Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Создание ЕАЭС способствовало налаживанию системного экономического сотрудничества между нашими государствами, имеющими исторически сложившиеся торгово-экономические и гуманитарные связи.

Объединив экономические потенциалы наших стран для достижения синергетического эффекта, мы сформировали масштабный единый рынок, который обеспечил возможности для стабильного развития национальных экономик в условиях сложной макроэкономической ситуации и глобальных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются все государства.

С удовлетворением отмечаем первые позитивные эффекты от функционирования ЕАЭС: рост взаимной и внешней торговли, ВВП, промышленного производства, увеличение кооперационных поставок, производства сельскохозяйственной продукции, розничной торговли, сокращение инфляции, улучшение позиций наших стран в международных рейтингах. Расширяется использование национальных валют во взаимных расчетах государств-членов.

Продолжается работа по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках единого экономического пространства. Совершенствуется институциональная и правовая основа ЕАЭС.

Результаты интеграционного взаимодействия становятся все более осязаемыми для граждан: расширяются возможности трудоустройства и получения социальных гарантий, открывается доступ потребителя к более качественной продукции за счет внедрения передовых технических стандартов и требований.

ЕАЭС успешно встраивается в мировую экономическую архитектуру, укрепляя позиции государств-членов на международной арене. Многие государства проявляют заинтересованность к сотрудничеству с ЕАЭС, осознавая его высокий экономический потенциал.

При этом ЕАЭС является открытым для всех стран мира, интеграционных объединений и международных организаций и предлагает различные форматы взаимодействия,в том числе статус государства – наблюдателя при ЕАЭС. В прошлом году статус государства – наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова.

Отмечая, что доверие и взаимная поддержка, неукоснительное соблюдение норм права ЕАЭС – это общие нерушимые ценности наших государств и прочная основа ЕАЭС, подтверждаем приверженность целям ЕАЭС и намерение реализовывать масштабные задачи, которые мы включили в интеграционную повестку, подписав 6 декабря 2018 года Декларацию о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Мы будем совершенствовать правовую основу функционирования единого рынка в целом, обеспечивать всестороннюю модернизацию национальных экономик и формирование гибких механизмов целевой поддержки экономического развития государств – членов ЕАЭС.

Мы видим ЕАЭС как мощный региональный центр притяжения инвестиций и интеллектуальных ресурсов, территорию инноваций, высоких технологий, благоприятного делового климата, а также как сильное, устойчивое, конкурентоспособное и процветающее объединение, функционирующее в интересах качественного улучшения жизни наших граждан и формирования стабильной и перспективной основы для будущих поколений.

Совместно наши страны, несомненно, войдут в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса.

Члены Высшего Евразийского экономического совета выражают свою глубокую признательность Первому Президенту, Президенту и народу Казахстана за гостеприимство и успешное проведение юбилейного заседания Высшего Евразийского экономического совета в г. Нур-Султане.

Договор о евразийском экономическом союзе будет подписан 29 мая

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 23 декабря 2014 г.)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, с одной стороны, и Кыргызская Республика, с другой стороны, далее именуемые Сторонами,

подтверждая дружественные отношения, связывающие Стороны и их народы, и стремление обеспечить их процветание,

исполненные решимости придать новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик Сторон в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов,

подтверждая свою заинтересованность в развитии евразийского интеграционного процесса,

руководствуясь заявлениями глав Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики от 29 мая 2014 года и 10 октября 2014 года об участии Кыргызской Республики в евразийском интеграционном процессе,

принимая во внимание подписание 10 октября 2014 года Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, предусматривающего в том числе внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

с учетом того, что международные договоры, на базе которых осуществлялось формирование договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, стали основой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, констатируя готовность Кыргызской Республики к выполнению обязательств, предусмотренных указанными международными договорами, учитывая ход работы по выполнению Кыргызской Республикой необходимых мероприятий по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящим Договором Кыргызская Республика присоединяется к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению к настоящему Договору и с даты вступления в силу настоящего Договора и протоколов, указанных в абзацах втором и третьем настоящей статьи, становится членом Евразийского экономического союза.

В связи с присоединением Кыргызской Республики в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в отдельные международные договоры, указанные в приложении к настоящему Договору (с учетом изменений, внесенных Протоколом о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения (приложение № 2 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанному 10 октября 2014 года)), вносятся изменения в соответствии с отдельным протоколом, который будет являться неотъемлемой частью настоящего Договора.

Применение Кыргызской Республикой отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями, определяемыми отдельным протоколом, который будет являться неотъемлемой частью настоящего Договора, и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню, предусмотренному этим протоколом.

Статья 2

В случае если до вступления в силу настоящего Договора будет подписан или вступит в силу заключенный между государствами — членами Евразийского экономического союза международный договор по вопросам, связанным с функционированием и развитием Евразийского экономического союза, входящий в право Евразийского экономического союза, не указанный в приложении к настоящему Договору, Кыргызская Республика принимает на себя обязательства по присоединению к такому международному договору на дату его вступления в силу в соответствии с отдельным протоколом, но не ранее даты вступления в силу настоящего Договора.

Статья 3

С даты вступления настоящего Договора в силу Кыргызская Республика применяет единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Применение Кыргызской Республикой Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза осуществляется с даты принятия Высшим Евразийским экономическим советом решения об отмене таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через кыргызско-казахстанский участок государственной границы, с учетом положений, определенных протоколом, указанным в абзаце третьем статьи 1 настоящего Договора.

Статья 4

С даты вступления настоящего Договора в силу акты органов Евразийского экономического союза, а также решения Высшего Евразийского экономического совета (Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза)), решения Евразийской экономической комиссии (Комиссии Таможенного союза), действующие на дату вступления настоящего Договора в силу, подлежат применению на территории Кыргызской Республики с учетом положений, определенных протоколом, указанным в абзаце третьем статьи 1 настоящего Договора, и с учетом абзаца второго статьи 3 настоящего Договора.

Статья 5

Положения по урегулированию вопросов, связанных с членством Кыргызской Республики во Всемирной торговой организации, определяются протоколом, указанным в абзаце третьем статьи 1 настоящего Договора.

В целях соблюдения единого торгового режима Евразийского экономического союза в отношении третьих стран Кыргызская Республика применяет в торговле с третьими странами режим, соответствующий режиму, применяемому всеми государствами — членами Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2015 г. в соответствии с заключенными ими международными договорами с такими третьими странами.

Статья 6

Решение об отмене таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через кыргызско-казахстанский участок государственной границы, принимается Высшим Евразийским экономическим советом.

Высший Евразийский экономический совет рассмотрит вопрос принятия решения, указанного в абзаце первом настоящей статьи, не позднее 8 мая 2015 г. с учетом оценки системы таможенного контроля после выполнения следующих мероприятий:

оснащение воздушных пунктов пропуска Кыргызской Республики «Манас», «Ош» и автомобильных пунктов пропуска Кыргызской Республики на таможенной границе Евразийского экономического союза «Иркештам», «Торугарт» весовым оборудованием, досмотровыми рентгеновскими установками, системой видеофиксации перемещаемых товаров и транспортных средств, стационарной и (или) переносной аппаратурой радиационного контроля, обнаружения наркотических и взрывчатых веществ, техническими средствами и каналами связи, обеспечивающими работу информационных систем в оперативном режиме, а также инженерным оборудованием, необходимым для бесперебойной работы пунктов пропуска;

организация информационного обмена между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза, необходимого для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов;

организация обмена сведениями в электронном виде с таможенными службами государств — членов Евразийского экономического союза в части следующих процессов:

контроль за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой, таможенного транзита;

контроль и подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза;

контроль временного ввоза транспортных средств физических лиц и транспортных средств международной перевозки;

обмен информацией в рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 19 октября 2011 года.

Статья 7

Решение об отмене санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на кыргызско-казахстанском участке государственной границы принимается Высшим Евразийским экономическим советом.

Высший Евразийский экономический совет рассмотрит вопрос принятия решения, указанного в абзаце первом настоящей статьи, не позднее 8 мая 2015 г. с учетом оценки системы ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля, а также ознакомления сотрудников Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов государств — членов Евразийского экономического союза с системой санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в Кыргызской Республике.

До принятия Высшим Евразийским экономическим советом решения об отмене санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на кыргызско-казахстанском участке государственной границы на территории Кыргызской Республики в области применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер будут действовать требования и процедуры Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и требования, установленные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8

1. На период трех лет с даты начала применения Кыргызской Республикой Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) вносятся изменения с учетом следующего:

пункт 12 излагается в следующей редакции:

«12. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена устанавливаются в следующих размерах:

Республика Армения -1,11 процента;

Республика Беларусь — 4,56 процента;

Республика Казахстан — 7,11 процента;

Кыргызская Республика -1,9 процента;

Российская Федерация — 85,32 процента.».;

пункт 40 после слов «время г. Астаны,» дополнить словами «для Кыргызской Республики — время г. Бишкека»;

пункт 53 после слов «Республики Казахстан,» дополнить словами: «Счетная палата Кыргызской Республики,».

2. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) применяются Кыргызской Республикой с 1-го числа второго месяца, следующего за месяцем начала применения Кыргызской Республикой Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Статья 9

Оговорки к настоящему Договору не допускаются.

Статья 10

Споры, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Договора, разрешаются в соответствии со статьей 112 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 11

Настоящий Договор входит в право Евразийского экономического союза.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее даты вступления в силу последнего из протоколов, указанных в абзацах втором и третьем статьи 1 настоящего Договора.

Совершено в городе Москве 23 декабря 2014 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

За Республику Беларусь
/подпись/

За Республику Казахстан
/подпись/

За Кыргызскую Республику
/подпись/

За Российскую Федерацию
/подпись/

Приложение
к Договору о присоединении
Кыргызской Республики к Договору о
Евразийском экономическом союзе
от 29 мая 2014 года

Перечень
входящих в право Евразийского экономического союза международных договоров, к которым присоединяется Кыргызская Республика

1. Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года.

2. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (в редакции Протокола от 23 апреля 2012 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года).

3. Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

4. Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года.

5. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в редакции Протокола от 16 апреля 2010 года о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года).

Смотрите так же:  Не плачу налог на транспорт

6. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

7. Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

8. Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года (в редакции Протокола от 19 декабря 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года).

9. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

10. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

11. Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года.

12. Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

13. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (в редакции Протокола от 19 октября 2011 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года).

14. Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года.

15. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года.

16. Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, от 18 июня 2010 года.

17. Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 18 июня 2010 года.

18. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

19. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года.

20. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза от 5 июля 2010 года.

21. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года.

22. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года.

23. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года.*

24. Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года.

25. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2011 года.

26. Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза от 19 октября 2011 года.

27. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года.

28. Соглашение государств — членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами — членами Таможенного союза, от 17 декабря 2012 года.

29. Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года.

30. Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года.

31. Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции от 12 ноября 2014 года.

32. Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года.

33. Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года.

34. Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения товаров от 23 декабря 2014 года.

* Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года применяется к отношениям, возникшим с 22 августа 2012 г. Участие в указанном Договоре Кыргызской Республики не влечет распространения обязательств Кыргызской Республики, зафиксированных в Протоколе о присоединении Кыргызской Республики к Марракешскому соглашению о формировании Всемирной торговой организации от 14 октября 1998 года, на другие государства — члены Евразийского экономического союза и Евразийский экономический союз в целом, кроме случаев, предусмотренных протоколом, указанным в абзаце третьем статьи 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Обзор документа

Подписан договор о присоединении Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Напомним, что в него уже входят Россия, Беларусь, Казахстан и Армения.

С даты вступления договора в силу Кыргызстан применяет единую ТН ВЭД союза.

Единый таможенный тариф ЕАЭС распространяется на Республику с даты принятия Высшим Евразийским экономическим советом решения об отмене таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через кыргызско-казахстанский участок госграницы. Это должно произойти не позднее 8 мая 2015 г. Приведены условия принятия такого решения. Также до указанной даты совет должен отменить санитарно-карантинный, ветеринарно-санитарный и карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на кыргызско-казахстанском участке госграницы.

Кыргызская Республика применяет в торговле с третьими странами тот же режим, что и государства — члены ЕАЭС (по состоянию на 1 января 2015 г.) в соответствии с заключенными ими международными договорами с такими странами.

В течение 3 лет с даты начала применения Кыргызстаном ЕТТ ЕАЭС суммы ввозных пошлин распределяются по следующим нормативам: Армения -1,11%, Беларусь — 4,56%, Казахстан — 7,11%, Кыргызстан -1,9%, Россия — 85,32%.

Оговорки к договору не допускаются.

Приведен перечень входящих в право ЕАЭС международных договоров, к которым присоединяется Кыргызская Республика.

Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения депозитарием письменного уведомления о выполнении сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.

Совет федерации ратифицировал договор о Евразийском экономическом союзе

Создание Евразийского союза

Видео

Путин поздравил президента Киргизии с присоединением к Евразийскому экономическому союзу

Путин хочет защитить традиционные торговые связи с Украиной

«Он раздваивается»: лидерам СНГ не понравился прогул Порошенко

Путин летит в Минск на саммит СНГ и последнее заседание ЕврАзЭС

Путин подписал закон об экономическом союзе с Казахстаном и Белоруссией

Путин подписал закон о ратификации договора о ЕАЭС

Новая экономическая сила: Запад пытался помешать созданию ЕАЭС

Путин: мировые игроки начинают присматриваться к ЕАЭС

Создатели ЕАЭС уверены в его конкурентоспособности с Евросоюзом

Лукашенко вспомнил в Астане о потерянной для ЕАЭС Украине

Россия, Белоруссия и Казахстан готовы к подписанию договора о ЕАЭС

Путин прибыл в Астану на подписание исторического договора о создании ЕАЭС

Новости

Страны Евразийского экономического союза договорились избегать конкурентной девальвации валют в погоне за краткосрочными преимуществами, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Евразийского межправительственного совета.

В белорусском Гродно стартовало заседание Евразийского межправительственного совета. Премьер-министры стран ЕАЭС обсуждают вопросы обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности и формирования единого рынка услуг.

Сегодня состоялся телефонный разговор президента Российской Федерации Владимира Путина с главой Республики Армения.

На встрече с Алмазбеком Атамбаевым российский лидер подчеркнул важность совместных действий для решения экономических проблем и поздравил с вступлением Киргизии в Евразийский экономический союз.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев сообщил о том, что договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу подписан. К маю 2015 года Киргизия надеется стать полноценным участником объединения.

Киргизия намерена с ускорением выполнить «дорожную карту» и в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу и ЕАЭС.

Россия никогда не была противником сближения отдельных государств СНГ с Евросоюзом, но при этом выступает за своевременное и открытое обсуждение рисков, которые в этом случае могут возникнуть для экономики России и других стран содружества. Такое заявление сегодня сделал Владимир Путин на саммите в Минске. Также были приняты важные решения, связанные с созданием Евразийского экономического союза.

Армения присоединяется к Евразийскому экономическому союзу. На очереди Кыргызстан и Таджикистан.

Россия не против сближения стран СНГ с Евросоюзом, но настаивает на обсуждении последствий таких шагов. Об этом заявил сегодня Владимир Путин в Минске на встрече глав государств, входящих в Содружество. В белорусскую столицу приехали все руководители, кроме президента Украины. Пётр Порошенко саммит проигнорировал, чем вызвал критику своих коллег. Они заявили, что хотели бы знать от первого лица, что происходит в соседнем государстве.

Российский президент отправляется в белорусскую столицу с рабочим визитом. Владимир Путин примет участие в саммите СНГ и заседании ЕврАзЭС, на котором лидеры РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подпишут документ о ликвидации этой организации.

Москва поставила точку в долгом процессе интеграции России, Белоруссии и Казахстана в общее пространство, где будут действовать единые таможенные правила, исчезнут барьеры для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Президент РФ Владимир Путин сообщил, что подписал закон о ратификации договора между Россией, Белоруссией и Казахстаном о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Принципы работы Евразийского экономического союза будут строго соответствовать нормам ВТО, сообщил президент Владимир Путин.

Верхняя палата парламента на первом заседании осенней сессии ратифицировала договор о создании Евразийского союза, который подписали 29 мая президенты России, Белоруссии и Казахстана.

Депутаты ратифицировали договор о Евразийском экономическом союзе, который в мае текущего года подписали в Астане главы России, Белоруссии и Казахстана.

Президент Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму договор о Евразийском экономическом союзе. Официальным представителем главы государства при рассмотрении этого вопроса назначен замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачёв.

Евразийский союз: какие перспективы открываются для простых граждан? Кто пытался затормозить процесс извне?

Сегодня на саммите в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана поставили подписи под историческим документом о создании Евразийского экономического союза. Договор гарантирует свободное перемещение по территории трех стран товаров, капитала и рабочей силы.

Россия готова поддержать Киргизию в процессе присоединения к Евразийскому союзу. Об этом заявил Владимир Путин на встрече с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым.

В Астане сегодня состоялась центральное событие года. Подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

Сегодня в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе. Переговоры о его создании шли непросто, но стороны, как подчеркнул сегодня Владимир Путин, были настроены конструктивно и сумели найти компромиссы.

После подписания договора о создании Евразийского экономического союза Россия, Казахстан и Белоруссия выйдут на принципиально новый уровень взаимодействия, уверен Владимир Путин.

Президенты России, Белоруссии и Казахстана в ходе саммита в Астане подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Президент РФ Владимир Путин заявил, что договор о Евразийском экономическом союзе готов к подписанию.

Владимир Путин сегодня прилетел в Астану, где состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета. Там, как ожидается, будет подписан исторический договор о новом этапе интеграции России, Белоруссии и Казахстана — создании Евразийского экономического союза.

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Договор о Евразийском экономическом союзе подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 г. в г. Астане. Договор вступил в силу 1 января 2015 г.
1 января 2018 г. вступил в силу Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена возможность получения статуса государства-наблюдателя при Союзе.

В ходе заседания ВЕАЭС на уровне глав государств 10 октября 2014 г. в г. Минске был подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Договор вступил в силу 2 января 2015 года.

В ходе заседания ВЕАЭС на уровне глав государств 23 декабря 2014 г. в г. Москве подписан Договор о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о ЕАЭС. Договор вступил в силу 12 августа 2015 года.
На заседании ВЕАЭС на уровне глав государств 14 мая 2018 г. в г.Сочи статус государства-наблюдателя в ЕАЭС предоставлен Республике Молдова.

В Договоре о ЕАЭС определены компетенция, порядок формирования и работы органов Союза, которыми являются Высший Евразийский экономический совет (ВЕАЭС), Евразийский межправительственный совет (ЕМПС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК – постоянно действующий регулирующий орган Союза) и Суд ЕАЭС. Закреплены принципы принятия всех значимых решений консенсусом и равной представленности сторон в руководстве постоянно действующих структур.

Смотрите так же:  Бланк заявление об отмене судебного приказа по кредиту

Договор о ЕАЭС предусматривает, что в некоторых наиболее чувствительных отраслях экономики формирование общего рынка ЕАЭС будет осуществляться поэтапно. В частности, общий рынок лекарств и медицинских изделий начал функционировать в конце 2016 года, в 2020 году будет создан общий рынок электроэнергетики, а общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС начнут функционировать не позднее 2025 года.

Решениями ВЕАЭС от 6 декабря 2018 г. утверждены Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза и Программа формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза.

В целях обеспечения всех четырех свобод (движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы) Евразийский межправительственный совет на своем заседании 25 октября 2017 г. одобрил план мероприятий («дорожную карту») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы.

На уровне глав государств утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.

Утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств ЕАЭС на 2018-2020 годы.

Союз наделен правом осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед ЕАЭС.

С 2016 г. действует Соглашение о свободной торговле между государствами-членами Евразийского экономического союза и Социалистической Республикой Вьетнам. В 2018 г. подписаны Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, и Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны. Ведутся переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Сингапуром, Израилем, Индией, Египтом, унификации торгового режима с Сербией.

В целом, более 50 стран проявили интерес к сотрудничеству с ЕАЭС в том или ином формате.

С информацией об институциональных основах, целях, задачах и принципах функционирования ЕАЭС можно ознакомиться здесь.

Договор о Евразийском экономическом союзе — новая страница правового развития евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Капустин Анатолий Яковлевич

Рассматриваются основные особенности Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с точки зрения современного международного права, его правовая природа, место и функции в регулировании евразийской интеграции. Анализируется история становления идеи евразийской интеграции после распада СССР, значение ЕврАзЭС в развитии интеграционного процесса. Рассмотрены основные черты Договора о ЕАЭС как учредительного договора двоякого рода: международной организации интеграции (ЕАЭС) и экономикоправового пространства ( Таможенного союза и Единого экономического пространства ).

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Капустин Анатолий Яковлевич,

The Treaty of the Eurasian Economic Union — New Page of Legal Development of Eurasian Integration

The article is cons >Eurasian Economic Union (EAEU) in the light of modern International law, its legal nature, place and functions in the regulation of Eurasian integration. Analysing the history of the formation of the >EurAsEC in the development of the integration process. Describes the main features of the EAEU Treaty as the foundation treaty of two kinds: establishing international organization for integration (EAEU) and the economic and legal space (the Customs Union and the Common economic space ).

Текст научной работы на тему «Договор о Евразийском экономическом союзе — новая страница правового развития евразийской интеграции»

Договор о Евразийском экономическом союзе — новая страница правового развития

КАПУСТИН Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Рассматриваются основные особенности Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с точки зрения современного международного права, его правовая природа, место и функции в регулировании евразийской интеграции. Анализируется история становления идеи евразийской интеграции после распада СССР, значение ЕврАзЭС в развитии интеграционного процесса. Рассмотрены основные черты Договора о ЕАЭС как учредительного договора двоякого рода: международной организации интеграции (ЕАЭС) и экономико-правового пространства (Таможенного союза и Единого экономического пространства).

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕврАзЭС, Содружество Независимых Государств, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, международная организация региональной интеграции, учредительный договор, международные договоры в рамках ЕАЭС, международные договоры ЕАЭС с третьей стороной, решения и распоряжения органов ЕАЭС.

The Treaty of the Eurasian Economic Union -New Page of Legal Development of Eurasian Integration

A. Ya. Kapustin, doctor of jurisprudence, professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

The article is considered the principal features of the Treaty on Eurasian Economic Union (EAEU) in the light of modern International law, its legal nature, place and functions in the regulation of Eurasian integration. Analysing the history of the formation of the idea of Eurasian integration after the collapse of the USSR, the value of the EurAsEC in the development of the integration process. Describes the main features of the EAEU Treaty as the foundation treaty of two kinds: establishing international organization for integration (EAEU) and the economic and legal space (the Customs Union and the Common economic space).

Keywords: the Eurasian Economic Union, EurAsEC, CIS, Customs Union, Common economic space, International organization of regional integration, the foundation Treaty, the International agreements concluded in the framework of the EAEU, International agreements of the EAEU with a third party, decisions and orders of the organs of the EAEU.

* В основу настоящей статьи положены идеи, высказанные автором в ходе конференции «Договор о Евразийском экономическом союзе: новая страница интеграции», состоявшейся 19 июня 2014 г. в рамках IV Петербургского международного юридического форума.

29 мая 2014 г. в г. Астане (Казахстан) на заседании Высшего Евразийского экономического совета президентами России, Беларуси и Казахстана (В. В. Путиным, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаевым) был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который подвел итог более чем 20-летней истории формирования интеграционного объединения новых независимых государств, образовавшихся в 1991 г. на месте прекратившего свое существование Союза Советских Социалистических Республик. Союз ССР, будучи федеративным государством, распался на отдельные государства в результате острейшего социально-политического и экономического кризиса, который обострился на рубеже 80—90-х гг. XX в.

Сразу после распада СССР среди его бывших субъектов обозначился вектор дальнейшего геополитического развития. Так, прибалтийские республики заявили о своем стремлении интегрироваться в западные военно-политические и экономические структуры и за истекший период реализовали его в полной мере. Оставшаяся часть некогда союзных республик единой федерации в конце 1991 г. объединились в новое межгосударственное объединение — Содружество Независимых Государств (СНГ), которое по своей юридической природе весьма близко напоминает традиционную международную межправительственную организацию (ММПО), хотя четкого определения международно-правового статуса СНГ в его учредительных документах не зафиксировано1.

1 В статье 1 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. констатируется образование СНГ, но ничего не говорится о его правовой природе. В статье 1 Устава СНГ от 22 января 1993 г. отмечается, что «Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов», что косвенно, видимо, свидетельствует о его тождественности иным ММПО, основанным на указанном принципе. Кроме того, в этой статье уточняется, что

В учредительных актах СНГ идея интеграции государств бывшего СССР выражена достаточно слабо. В статье 4 Соглашения о создании СНГ государства-участники обязались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в различных областях (политики, культуры, образовании и др.), в том числе в сфере экономики, путем заключения отдельных соглашений в этой сфере. В статье 2 Устава СНГ в качестве одной из целей указывалось осуществление сотрудничества в экономической области, а в ст. 4, устанавливающей сферы совместной деятельности государств-членов, в качестве таковой указывалось сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики. Таким образом, СНГ не ставило задачи евразийской интеграции, оно должно было способствовать через сотрудничество различным формам экономической интеграции государств (общему экономическому пространству и евразийскому рынку). По прошествии 21 года эта задача, поставленная в тот начальный период развития межгосударственного сотрудничества между государствами СНГ, после вступления в силу Договора о ЕАЭС в принципе решена. Но на пути ее решения происходила редукция или селекция количе-

«Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями», что свидетельствует о том, что новое межгосударственное образование не является федерацией и его нельзя рассматривать в качестве наднациональной международной организации по типу существовавших на тот период Европейских Сообществ. Государствам бывшего СССР предстояло пройти свой непростой путь к восприятию идеи интеграции, не похожий на западноевропейский. Устав СНГ см.: Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. М., 1996. С. 719—730.

ства государств — членов СНГ, решивших избрать путь совместной интеграции.

Роль ЕврАзЭС в эволюции евразийской интеграционной идеи. Несколько соглашений, заключенных между государствами СНГ, имели целью содействовать развитию интеграционных процессов между ними. Так, основы формирования и функционирования Таможенного союза (ТС) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были сформулированы 6 января 1995 г., когда главы государств подписали в г. Минске Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, 20 января того же года к данному Соглашению присоединилась Республика Казахстан, в 1996 г. присоединилась Кыргызская Республика, а в 1999 г. — Республика Таджикистан. В дальнейшем правовая база ТС была дополнена такими соглашениями, как Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.), Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 г.) и рядом иных. 10 октября 2000 г. международно-правовая и институционная основа ТС была усилена путем подписания в г. Астане Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), международной организации, поставившей своей целью эффективное продвижение процесса формирования его государствами — членами ТС и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в ранее упомянутых соглашениях о ТС, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.

В названии новой международной организации в качестве опреде-

ляющего использовано понятие «сообщество», что наводило на мысль о наличии смысловых параллелей с «Европейскими сообществами», предшественниками нынешнего Европейского Союза (ЕС). Существенной характерной особенностью Европейских сообществ признавался наднациональный характер, проявляющийся как в их институционной основе (наднациональные органы, наднациональные полномочия), так и в международно-правовой основе (формирование оригинальной наднациональной правовой системы — «коммунитарного права»). Однако ничего подобного нельзя было сказать про ЕврАзЭС, который по своим институционно-правовым характеристикам не выделялся среди других ММПО, что, возможно, объяснялось следующим: он не ставил своей задачей формирование какого-либо интеграционного сообщества, а преследовал более скромную цель — «продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства». Это обстоятельство и предопределило в известной мере его временный, промежуточный характер, что подтвердилось в решении, принятом на заседании Межгосударственного совета в г. Минске 10 октября 2014 г., когда главы государств-членов (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) приняли решение о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества в связи с началом функционирования с 1 января 2015 г. ЕАЭС2.

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.3 явился учредительным (базовым) международно-правовым актом, определяющим основы взаимодействия государств-участников (Российской Федерации, Республи-

2 URL: http//www.evrazes.com/news/ view/958.

3 Договор ратифицирован Федеральным законом от 27 октября 2008 г. № 187-ФЗ.

ки Беларусь и Республики Казахстан) в процессе формирования ТС. В этот же день был подписан Договор о Комиссии Таможенного союза, которым был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Создание данного органа явилось важной вехой в развитии институционной структуры ТС, поскольку порядок его формирования и закрепленные за ним полномочия уже можно было признать имеющими наднациональный характер. В последующем был принят еще ряд международных договоров, формирующих международно-правовую основу ТС. В частности, пакет соглашений был подписан 25 января 2008 г. (например, Соглашение о едином таможенном тарифном регулировании и др.). 27 ноября 2009 г. участники ТС подписали договор «О Таможенном кодексе Таможенного союза».

9 декабря 2010 г. три государства — члена ТС подписали 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), среди которых был План действий на 2 010 —2 011 годы по формированию ЕЭП трех государств, предусматривавший разработку и подписание в течение двух лет, т. е. к 1 января 2012 г., 20 международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, ратифицирован сторонами и вступил в силу для государств-участников с 1 января 2012 г. Наконец, 18 ноября 2011 г. тремя государствами — членами ТС был заключен Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая сменила Комиссию ТС. ЕЭК учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП. Ее основные задачи — обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках данных образований. Решения Комиссии входили в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП. Такие решения на территориях сторон применялись непосредственно.

В тот же день президенты государств — участников ТС и ЕЭП подписали документ, открывающий следующий этап интеграции. Речь идет о Декларации о Евразийской экономической интеграции, которая заявляет о переходе с 1 января 2012 г. к следующему этапу интеграционного строительства — ЕЭП, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации (ВТО) и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель данного этапа — создание к 2015 г. Евразийского экономического союза. Таким образом, переходный период к новому межгосударственному объединению, а значит, к новому этапу евразийской интеграции, был точно определен, хотя и не в договоре, а декларативном документе, что свидетельствует о политическом характере принятого государствами-участниками обязательства.

Следует остановиться на институционном аспекте сложившейся в ЕврАзЭС ситуации. Использование государствами-участниками принципа «разноуровневой и разноско-ростной интеграции» привело к тому, что из пяти государств — членов ЕврАзЭС участниками ТС и ЕЭП стали только три государства-члена, экономики которых были подготовлены к объединению в ТС и созданию ЕЭП. Понятия Таможенного союза и Единого экономического пространства, сформулированные в международных соглашениях, принятых в рамках ЕврАзЭС, имели экономический смысл, подразумевая общепризнанные этапы или формы рыночной экономической интеграции национальных экономик объединяющихся государств (таможенный союз, общий рынок и т. д.). В международно-правовом смысле подобное межгосударственное экономическое объединение может рассматриваться как специфический международно-правовой режим, основанный на международном договоре (или группе международных до-

говоров), цели которых достигаются путем соблюдения международных обязательств, принятых их государствами-участниками. Специфика подобного международно-правового режима состоит в том, что его участники соглашаются использовать специфические методы имплементации своих международных обязательств, целью которых является сближение национального законодательства государств-участников путем унификации и гармонизации в сферах, регулируемых указанными международными соглашениями. Отсюда следует, что как ТС, так и ЕЭП не являлись органами ЕврАзЭС, следовательно, их нельзя рассматривать в качестве структурных подразделений данной международной организации. Их также нельзя воспринимать в качестве самостоятельных международных организаций, поскольку у них отсутствует ряд системообразующих признаков ММПО, признанных в теории и международно-правовой практике (внутренне взаимосвязанная автономная организационная структура, самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств-членов и др.)4. Это были, как указывалось выше, сформированные на основе международных соглашений международно-правовые режимы.

Смотрите так же:  Справка о возврате госпошлины арбитражный суд

Вместе с тем для управления интеграционными процессами и обеспечения функционирования ТС и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС были учреждены особые органы — Евразийская экономическая комиссия и Межгосударственный совет ТС и ЕЭП (на уровне глав государств и глав правительств участников ТС и ЕЭП), который после начала функционирования ЕЭП стал именоваться Высшим Евразийским экономическим советом, понимаемым как Межгосударственный совет ЕврАзЭС (Высший

4 См.: Капустин А. Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М., 2010. С. 152—165.

орган ТС) на уровне глав государств и глав правительств. Это свидетельствует о том, что организационно-правовая структура ЕврАзЭС приобрела гибридный характер. В самом деле, ЕврАзЭС как традиционная ММПО сохраняла свою организационно-правовую структуру и продолжала функционировать в обычном режиме. В то же время стало наблюдаться некоторое организационно-правовое обособление ТС и ЕЭП, поскольку ЕЭК все более приобретала черты не просто международного органа ММПО, а мини-международной организации, формально не зависимой от ЕврАзЭС. Согласно Договору о ЕЭК последняя становилась единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и ЕЭП. Анализ полномочий ЕЭК (право заключать международные договоры и др.) давал все основания предполагать наличие у нее признаков международной правосубъектности, что обычно не характерно для органов международных организаций. Совершенно очевидно, что подобная «институционно-правовая аномалия» сложилась в результате особенностей развития интеграционного процесса в ЕврАзЭС, она носила временный характер до решения вопроса о выборе новой международно-правовой модели евразийской интеграции.

Договор о Евразийском экономическом союзе — учредительный договор евразийской интеграции. Одним из наиболее интересных теоретических вопросов, возникающих в связи с подписанием Договора о ЕАЭС, является определение его международно-правовой природы и роли в международно-правовом обеспечении интеграционного процесса на евразийском пространстве.

В Декларации «О евразийской экономической интеграции» от 18 ноября 2011 г. ее участники заявили

0 своем стремлении «завершить к

1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу

Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз». В тексте данной Декларации ни слова не говорится о подписании какого-либо специального договора, учреждающего новое межгосударственное объединение. В ней предлагается завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, т. е. можно предположить, исходя из общеправового смысла термина «кодификация»5, что речь должна идти о систематизации, сведении к единству различных международно-правовых актов, кодифицирующих нормы материального и процессуального права, но не нормы, относящиеся к институционно-правовым вопросам международных организаций6.

Действительно, если обратиться к тексту Договора о ЕАЭС 2014 г., то следует признать, что он представляет собой достаточно сложный по структуре, объему, да и общей композиции международный договор.

Договор состоит из четырех частей, 28 разделов и 118 статей. Кодификация международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, не только состоялась в отношении содержания самого договора, но и получила выражение в 33 Приложениях, дополняющих текст Договора. Таким образом, документ, на основе которого сформирован ЕАЭС, представляет собой довольно объемный международно-правовой акт, содержащий нормы самого различного характера. Часть первая «Учреж-

5 См., например: Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1999. С. 280.

6 Судя по всему, термин «кодификация» в данном контексте имеет общеправовой смысл, поскольку в общем международном праве ему придается несколько иное значение (см.: Каламкарян Р. А. Кодификация международного права и современный миропорядок. М., 2008. С. 18).

дение Евразийского экономического Союза» включает четыре раздела, посвященных целям и принципам, компетенции и праву ЕАЭС, его международно-правовому статусу, институционно-правовым вопросам Союза, включая принципы его финансирования.

Часть вторая «Таможенный союз» посвящена функционированию ТС. В нее включены разделы, закрепляющие принципы информационного взаимодействия, формирования и распространения официальной статистической информации, а также принципы функционирования ТС, общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий. В ней также закреплены принцип осуществления таможенного регулирования в ЕАЭС, цели и принципы внешнеторговой политики Союза, положения о техническом регулировании, нормы проведения согласованной политики в области защиты потребителей.

Часть третья «Единое экономическое пространство» определяет основные направления согласованной макроэкономической политики, цели и принципы согласованной валютной политики. В ней урегулированы вопросы торговли услугами в ЕАЭС по различным способам поставки услуг, определяются цели и принципы регулирования финансовых рынков, принципы взаимодействия государств в сфере налогообложения, принципы и правила конкуренции для трансграничных и национальных рынков. В отдельном разделе отражены единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Там же зафиксированы положения о формировании общих энергетических рынков, проведении скоординированной (согласованной) транспортной политики, закреплены цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок. В названной части также закреплены положения о сотрудничестве в сфере охраны и

защиты прав на объекты интеллектуальной деятельности, цели и принципы осуществления промышленной политики в рамках ЕАЭС, цели, задачи и основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики, включены положения, касающиеся перемещения трудовых ресурсов.

Часть четвертая «Переходные и заключительные положения» содержит переходные положения, касающиеся некоторых разделов Договора, и заключительные положения, регулирующие порядок вступления в ЕАЭС других государств или получения статуса государства-наблюдателя при Союзе, а также иные реквизиты, присущие международным договорам.

В Приложениях к Договору содержатся либо положения о статусе, функциях и компетенции его органов (ЕЭК, Суда ЕАЭС), либо нормы, регулирующие отдельные вопросы, включенные в сферу действия ТС или ЕЭП.

Международно-правовую природу Договора о ЕАЭС следует определить как учредительный акт, на основе которого создается международная организация региональной экономической интеграции (ЕАЭС), которая, как указано в п. 2 ст. 1 Договора, обладает международной правосубъектностью. Международная правосубъектность, т. е. обладание международной организацией самостоятельными и независимыми от государств-членов международными правами и обязанностями, формирует международную правовую личность международной организации, позволяя ей самостоятельно вступать в международные правоотношения с другими субъектами международного права от своего собственного имени. Перечень международных прав и обязанностей, присущих субъектам международного права, довольно широк и не ограничен какими-либо международно-правовыми актами. Наличие в учредительном акте международной

организации четкой формулировки о международной правосубъектности выгодно отличает ЕАЭС от иных подобных организаций (например, Европейских сообществ или ЕС), учредительные акты которых чаще всего говорят о юридической личности соответствующей международной организации в широком смысле, подразумевая наделение ее как правами юридического лица по внутреннему праву государств-членов или всех иных государств, так и правами и обязанностями субъекта международного права.

На наш взгляд, учредительный характер Договора о ЕАЭС следует понимать двояко, во всяком случае, его прочтение позволяет сделать такой вывод. Прежде всего, этот Договор создает международную организацию (ЕАЭС) с системой определенных органов, направленных на реализацию целей Договора. В качестве таких органов указаны: Высший Евразийский экономический совет (уровень глав государств-членов); Евразийский межправительственный совет (уровень глав правительств); Евразийская экономическая комиссия, которая будет являться постоянно действующим регулирующим органом Союза; Суд ЕАЭС, основная функция которого направлена на обеспечение единообразного применения государствами — членами Договора международных договоров в рамках Союза и решений органов ЕАЭС.

Помимо этого, в п. 1 ст. 1 отмечено, что настоящим Договором учреждается Союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС. Иными словами, на основе Договора создается не просто международная организация, а определенное экономическое пространство (общий рынок, проведение скоординированной, со-

гласованной или единой отраслевой политики), которое с учетом его правовых основ можно назвать экономико-правовым пространством и содержание которого может определяться как учредительным договором, так и иными международными договорами в рамках Союза, а территориальная сфера действия включает территории всех государств-членов без каких-либо изъятий согласно ст. 2 Договора о ЕАЭС. На данном пространстве функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура.

Таким образом, заключение Договора о ЕАЭС имеет своим результатом формирование двух крупных групп международных правоотношений, в которые вступают государства — члены ЕАЭС. Внутри самой международной организации — это отношения между государствами-членами по поводу участия в работе и деятельности органов ЕАЭС, а также их отношения с указанными органами и отношения между органами. Это будут своего рода первичные международно-правовые отношения в рамках ЕАЭС. Однако наряду с этим между ними складывается и вторая группа правоотношений, касающихся реализации прав и обязанностей, вытекающих из второй и третьей частей Договора и иных международных договоров в рамках Союза, и решений органов ЕАЭС, регулирующих отношения по поводу функционирования экономических механизмов регулирования экономики. Это своего рода вторичные отношения в связи с отношениями членства в международной организации, и они будут иметь смешанный характер (международно-правовой и национально-правовой), поскольку их реализация предполагается в рамках национальных правовых систем государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, учредительный характер Договора о ЕАЭС 2014 г. будет проявляться в его значении как системообразующего акта всей правовой системы данной международной организации. Это следует из того, что учредительный договор занимает особое место в формирующейся правовой системе ЕАЭС. Так, в нем различаются три вида международных договоров, которые могут выступать источниками права ЕАЭС. Как указано в ст. 6 названного Договора, к ним относятся учредительный договор, международные договоры в рамках Союза и международные договоры Союза с третьей стороной. Учредительный договор, судя по всему, обладает высшей юридической силой в системе международных договоров ЕАЭС. В пункте 3 ст. 6 Договора указано, что в случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и данным Договором приоритет имеет последний. Вместе с тем указанную формулировку вряд ли можно признать удачной в силу не очень четкого смысла понятия приоритетности одного договора над другими7. Если речь идет о приоритете применения положений учредительного договора по отношению к положениям иных международных договоров в рамках Союза, то даже в этом случае допускается не приоритетное, а последующее применение, что в принципе в международном праве недопустимо, если стремиться к определенности международно-правового регулирования.

Международные договоры в рамках ЕАЭС по смыслу ст. 2 Договора заключаются между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза. Иными словами, они не

7 Так, в словарях русского языка приоритет определяется как «первенство по времени в открытии, изобретении чего-либо, вообще первенствующее положение» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 596).

изменяют положений основного договора, а дополняют их, т. е. имеют свой собственный предмет регулирования, правда, не выходящий за пределы, установленные учредительным договором. Вместе с тем, если государства-члены захотят внести изменения в учредительный договор, такая возможность им предоставляется ст. 115 рассматриваемого Договора, предусматривающей, что в него могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются его неотъемлемой частью. Возникает закономерный вопрос: а в чем состоит замысел такой сложной схемы правового регулирования функционирования экономических механизмов интеграции в рамках ЕАЭС? Вероятнее всего, это объясняется исторически сложившейся особенностью регулирования отдельных вопросов ТС и ЕЭП, когда после заключения основных международных соглашений, регулирующих те или иные вопросы взаимодействия, государства-члены по истечении определенного времени находили необходимым дополнять или изменять их положения путем заключения новых международных соглашений по близким или смежным вопросам. Такая традиция «многодоговорного» регулирования вопросов сохранена в целях удобства и предоставления «свободы рук» государствам-членам для отнесения тех или иных вопросов к первоочередным или второстепенным. Вполне возможно, что второстепенные вопросы лучше включить в отдельные соглашения, чтобы не перегружать учредительный договор излишней детализацией.

Международные договоры ЕАЭС с третьей стороной заключаются с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями. Судя по всему, такого рода международные договоры согласно ст. 7 Договора о ЕАЭС могут быть двух видов: международные договоры, заключаемые Союзом само-

стоятельно с другими субъектами международного права, и международные договоры так называемого смешанного характера, когда подобного рода договоры будут заключаться совместно с его государствами-членами. При этом вопросы заключения международных договоров ЕАЭС с третьей стороной будут определяться отдельным международным договором в рамках Союза. Правовой статус международных договоров ЕАЭС с третьей стороной в праве Союза определен весьма оригинально. Такие международные договоры не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. При этом, если основные цели Союза, его основные принципы функционирования в учредительном договоре четко определены, то за понятием «правила функционирования Союза» трудно признать подобное качество. По сути, речь может идти о всей совокупности правовых норм, регулирующих деятельность Союза (учредительный договор, международные договоры в рамках ЕАЭС, решения и распоряжения органов ЕАЭС (Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии)). Однако, несмотря на некоторую расплывчатость данной формулировки п. 2 ст. 6 Договора о ЕАЭС, нельзя не отметить ее огромный креативный потенциал, поскольку она дает достаточно широкую свободу усмотрения при ее толковании Судом ЕАЭС в случае обращения к нему за разъяснением. Единственное ограничение состоит в том, что согласно п. 48 Статута Суда ЕАЭС (Приложение № 2 к учредительному договору) Суд осуществляет разъяснение положений международного договора ЕАЭС с третьей стороной, если это предусмотрено таким международным договором.

Наконец, в п. 3 ст. 6 Договора ЕАЭС установлено, что решения и распо-

ряжения органов ЕАЭС не должны противоречить учредительному договору и международным договорам в рамках Союза. Для разрешения противоречий между решениями органов установлен приоритет решений Высшего Евразийского экономического совета над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, в свою очередь, решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями ЕЭК.

Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крут-ских. М., 1999.

Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчико-ва. Т. 1. М., 1996.

Каламкарян Р. А. Кодификация международного права и современный миропорядок. М., 2008.

Капустин А. Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М., 2010.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Обеспечение прав человека в рамках европейской и межамериканской интеграции (компаративистский анализ)

ГРАЧЕВА Светлана Александровна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

РАФАЛЮК Елена Евгеньевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Статья посвящена вопросам становления и развития международных региональных пространств защиты прав человека. Рассматриваются преимущества региональных систем защиты прав в сравнении с универсальными механизмами их обеспечения, факторы эффективности и успешности соответствующих интеграционных проектов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу тенденций и перспектив функционирования европейской и межамериканской систем защиты прав человека, образующих их институтов и учреждений, а также взаимовлиянию соответствующих региональных систем защиты прав. Исследуются характерные особенности специализированных и неспециализированных (комплементарных) механизмов защиты прав, сложившихся, соответственно, в пространстве европейских государств, стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Ключевые слова: основные права и свободы человека, межамериканская интеграция, европейская интеграция, региональное правовое пространство защиты прав, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, международные специализированные и комплементарные механизмы защиты прав человека.

Ensuring Human Rights within European and Inter-American Integration (Comparative Analysis)

S. A. Gracheva, PhD in law

Оставьте комментарий