Что означает слово налог в древнем египте

Налоговая система Египта

Налоги в Египте традиционно являются главной статьей текущих поступлений государственного бюджета.

В структуре налогообложения в АРЕ преобладают косвенные налоги и различные сборы, поступления от которых равняются в последнее время около 2/3 всех налоговых сборов. В свою очередь на таможенные пошлины и сборы за инвалютные операции приходится почти 1/2 косвенных налогов, на обложение местных товаров и услуг — 1/3 и на гербовые и прочие сборы – 1 /6.

Прямые налоги составляют в общих налоговых сборах примерно 1/3. На долю подоходных приходится 95% поступлений прямых налогов, на долю поимущественных — 5%.

В последние годы в налоговой политике египетского правительства все отчетливее проявляется тенденция к дальнейшему увеличению поступлений от косвенных налогов. Подобный курс налоговой политики можно рассматривать как отказ Министерства финансов от усиления борьбы с уклонением от уплаты прямых налогов, превратившемся в АРЕ в повсеместное явление. По свидетельству египетских официальных лиц, по некоторым видам прямых налогов собирается менее половины тех сумм, которые должны были поступить в бюджет.

Используемая в Египте система подоходных налогов включает в себя:

  • подоходный налог на юридических лиц,
  • общий подоходный налог,
  • шедулярные подоходные налоги (налог на зарплату, налог на доходы от движения капитала, налог на производственные и коммерческие доходы, налог на некоммерческие прибыли).
  • Обложение всеми этими налогами осуществляется на основании Закона № 157/1981 с последующими его дополнениями и изменениями, а также актов, регулирующих исполнительное производство.

    В соответствии с этими законодательными актами юридические лица в Египте подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, а также в соответствующих случаях шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Физические лица облагаются одним, несколькими или всеми шедулярными подоходными налогами в зависимости от того вида доходов, который они получают. Каждый шедулярный налог применяется к определенному виду дохода и имеет свои собственные ставки и правила расчета. Кроме того, физические лица облагаются общим подоходным налогом на весь доход, являющийся предметом обложения различными шедулярными налогами.

    В числе других прямых и косвенных налогов, действующих в Египте, следует отметить налог на развитие, налог на наследство, налог на недвижимость, таможенные сборы, налог на потребление и гербовые сборы.

    Прямые и косвенные налоги в АРЕ, как правило, отчисляются в государственный бюджет, однако некоторые их виды (например, налог на недвижимость) поступают в распоряжение местных органов власти.

    Деятельность налоговой администрации в Египте контролируется Налоговым управлением, подотчетным Министерству финансов.

    Действующие на территории АРЕ компании подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, причем египетские фирмы платят его со всей чистой прибыли вне зависимости от того, где она была создана, а иностранные — только с той ее части, которая получена от операций в Египте. Облагаемый этим налогом доход представляет собой валовой доход, включая поступления от продажи основного капитала, за вычетом понесенных потерь, обоснованных коммерческих расходов и освобождаемых от уплаты сумм.

    Обложению подоходным налогом на юридических лиц не подлежат:

    1. доходы компаний, учрежденных в соответствии с законами об инвестициях №43/1974 и №230/1989;
    2. доходы компаний, созданных в соответствии с законом о новых поселениях № 59/1979;
    3. часть дохода, эквивалентная проценту, который компания могла бы получить, вложив сумму, равную оплаченному капиталу, в банк.

    Процентная ставка, используемая при расчете этой суммы, объявляется Центральным банком Египта. Данное положение распространяется лишь на компании, зарегистрированные на Фондовой бирже.

    Кроме того, в отдельных случаях не подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц проценты по облигациям, дивиденды и другие распределяемые прибыли акционерных компаний.

    Практически все обоснованные коммерческие расходы компаний могут быть вычтены при расчете облагаемого этим налогом дохода. Так, при его расчете вычитаются все оплаченные ранее налоги; амортизация; проценты, роялти и рентные платежи, связанные с деятельностью компании; запасы и резервы; безнадежные и сомнительные долги; выплаты директорам и управляющим; выплаты акционерам за присутствие на общих собраниях; сумма заработной платы или выплата 10% прибылей в соответствии с Законом № 159/1981 (выплата персоналу свыше 10% минимума, установленного законом, не подлежит вычету); взносы по общей системе социального страхования в АРЕ, а также 20% от сумм, выделяемых компаниями в собственные фонды социального страхования; дары местным и центральным органам власти (в пределах 7 % чистого дохода); судебные издержки; представительские расходы, подтвержденные оправдательными документами (в том случае, если ряд оправдательных документов отсутствует, необлагаемые этим налогом представительские расходы ограничиваются 3 % чистой прибыли).

    Облагаемые налогом доходы отделений иностранных компаний рассчитываются сходным образом. Отправной точкой для этого являются доходы, отражаемые в бухгалтерских книгах. В случае если отделение иностранной компании не ведет свои счета должным образом, египетская налоговая администрация исчисляет налог с той доли валовых доходов иностранной компании, которую она получила в АРЕ.

    Ставка подоходного налога

    Стандартная ставка подоходного налога на юридических лиц в Египте составляет 40%. Однако доходы промышленных компаний и фирм, осуществляющих экспортные операции, облагаются 32%-ной налоговой ставкой, а доходы компаний нефтегазовой промышленности — 40,55%.

    Ежегодная декларация о прибылях или убытках, заверенная уполномоченным контролером, должна быть представлена в соответствующий налоговый орган в течение 30 дней с момента одобрения финансового отчета компании. Декларация должна быть доставлена либо представителем компании, либо направлена заказным письмом. К ней необходимо приложить копию последнего одобренного балансового отчета, счета прибылей и убытков, а также других бухгалтерских документов, подписанных контролером, свидетельствующим подлинность финансового положения компании.

    Подоходные налоги на юридических лиц, рассчитываемые самими компаниями, должны быть оплачены в день представления декларации в Налоговое управление. Обычно это означает окончание процедуры их выплаты, однако налоговый орган может использовать свое право для того, чтобы уточнить, исправить или отклонить декларацию, уведомив компанию о предлагаемом им разрешении спорного вопроса.

    В этом случае компания в течение 30 дней с получения уведомления должна в письменном виде информировать Налоговое управление, принимает она или нет предложенное разрешение спорного вопроса. Если предложение принято, то последующая апелляция невозможна и налог уплачивается в том размере, который определен Налоговым управлением.

    При возражении против предложенного разрешения спорного вопроса Налоговое управление направляет компании формальный иск на сумму дополнительных налоговых выплат, которые, по его мнению, должны быть произведены.

    В течение следующих 30 дней после получения иска компания должна либо выплатить указанную в нем сумму, либо обратиться в Апелляционный комитет. Если какая-нибудь из сторон окажется не удовлетворенной решением Апелляционного комитета, она может направить очередную апелляцию в Коммерческий суд, а затем в Апелляционный суд.

    Если компания не в состоянии представить заполненную необходимым образом декларацию, налоговый орган определяет сумму налоговых выплат, руководствуясь своим собственным мнением. В этом случае юридическое лицо теряет право на апелляцию и обязано выплатить определенную налоговым органом сумму полностью.

    Государственные налоговые инспекторы не контролируют регулярно компании. Однако при необходимости представители налоговых органов могут посетить помещение компании без предварительного уведомления и потребовать для проверки документацию, подтверждающую соблюдение законодательства о налогообложении.

    В случае представления налоговой декларации после истечения установленного срока налагается штраф в размере 20% подоходного налога. Его величина может быть понижена наполовину, если выплата налога не потребует обращения в Апелляционный комитет.

    На компании, представляющие недостоверные декларации, налагается штраф в размере 10% от неуплаченного налога, или 1000 египетских фунтов. В случае повторения нарушения штраф может быть удвоен или утроен. Злостное уклонение от налогообложения наказуемо тюремным заключением и штрафом в размере трехкратной величины невыплаченного налога.

    Шедулярный налог на доходы

    Помимо подоходного налога юридические лица в АРЕ подлежат обложению шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Его ставка составляет 32%.

    За исключением нижеперечисленных, этим налогом облагаются все виды получаемых в Египте процентов. Кроме того, местные компании или иностранные фирмы, имеющие статус постоянного учреждения, уплачивают этот налог с дивидендов и другой распределяемой прибыли, получаемой от иностранных компаний, и большинства видов получаемых из-за границы процентов. Иностранные налоги, выплаченные с подобного дохода, вычитаются при расчете облагаемых этим египетским шедулярным налогом сумм. Дивиденды, полученные от местных компаний, не подлежат обложению налогом на доход от движения капитала.

    Расходы по выплате шедулярного налога на движение капитала действующими в Египте компаниями вычитаются при расчете их доходов, подлежащих обложению подоходным налогом на юридических лиц.

    Налогом на доходы от движения капитала не облагаются:

  • проценты по займам в иностранной валюте, предоставленным проектам, осуществление которых одобрено в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и 230/1989;
  • процент, составляющий часть коммерческого дохода компании (например, банка) при условии, что компания расположена в Египте и ее доход облагается подоходным налогом на юридических лиц;
  • проценты по займам и кредитам, предоставленным египетскому правительству, местным органам власти или компаниям государственного сектора из источников, находящихся за границей;
  • проценты на счета в свободно конвертируемой валюте;
  • проценты по облигациям, зарегистрированным на Фондовой бирже и выпущенным зарегистрированными акционерными компаниями, при условии, что они не превышают установленную Центральным банком Египта ставку для депозитов на тот же срок, что и облигации;
  • проценты по облигациям, выпущенным банками государственного сектора;
  • проценты по депозитам и сберегательным счетам в банках, входящих в систему Центрального банка Египта, а также сберегательным счетам в почтовых отделениях.
  • В случае если иностранный источник дохода расположен в стране, не имеющей подобного соглашения с АРЕ, и облагается двойным подоходным налогом (страны расположения и египетским), то его зарубежные выплаты вычитаются при расчете облагаемого налогом дохода в АРЕ.

    Как отмечалось выше, физические лица в Египте подлежат обложению различными шедулярными налогами на отдельные источники дохода, а также общим подоходным налогом. Шедулярные налоги вычитаются при исчислении величины дохода, облагаемого общим подоходным налогом.

    Резиденты — постоянно проживающие в АРЕ лица (египтяне или иностранцы, которые обычно попадают в этот разряд при налогообложении после пяти и более лет проживания в стране) подлежат обложению шедулярными налогами на доходы, получаемые в Египте или из зарубежных источников. Правила обложения ими отличаются в зависимости от вида доходов.

    Нерезиденты — лица, не проживающие постоянно в АРЕ, обычно облагаются шедулярными налогами только на египетские источники доходов.

    Что касается общего подоходного налога, то в отношении него действуют те же правила определения облагаемых и необлагаемых доходов, которые используются при расчете шедулярных налогов.

    Шедулярным налогом на заработную плату облагаются:

    • работники частного сектора — резиденты и нерезиденты;
    • работники египетских государственных и местных органов власти, общественных организаций и компаний государственного сектора — резиденты и нерезиденты;
    • директора и управляющие частных компаний с окладом до 5000 ег. ф. в год (компания может назначить ими до 4 чел., ни один из которых не может владеть более 5 % ее акционерного капитала). В случае если оклады превышают 5000 ег. ф., сумма сверх этой величины облагается шедулярным налогом на движение капитала с более высокой налоговой ставкой.
    • Обложению этим доходом не подлежат профессиональные надбавки (до 240 ег. ф. в год), представительские средства (до 3000 ег. ф. в год) и премии (до 3000 ег. ф. в год). Вместе с тем общая величина подобных необлагаемых доходов не может превышать 4000 ег. ф. в год.

      Кроме того, при исчислении облагаемой налогом величины заработной платы предоставляются следующие скидки: 720 ег.ф. — для одинокого лица, не состоящего в браке; 840 ег. ф. — для лица, состоящего в браке, но не имеющего детей, или лица, не состоящего в браке, но содержащего одного или более детей; 960 ег. ф. — для лица, состоящего в браке и содержащего одного или более детей. Возможно предоставление и других скидок, в том числе скидки в размере 10% с заработной платы для покрытия расходов, вызванных характером работы (табл. 1).

      ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ег. ф. СТАВКА НАЛОГА, %
      до 480 2
      Следующие 480 5
      960 10
      960 15
      960 18
      более 3840 22

      В соответствии с законом работодатель должен представить в налоговый орган сведения об адресе, должности и заработной плате нового сотрудника в течение 60 дней с начала его работы. Любые изменения в этой информации сообщаются в течение 40 дней. В свою очередь каждый сотрудник обязан сообщить в налоговый орган аналогичные сведения не позднее 40 дней с начала работы.

      Работодатель обязан ежемесячно удерживать налог на заработную плату и выплачивать удержанную сумму налоговому органу в течение первых 15 дней следующего месяца. Нанимателю, имеющему 50 и более работающих, может быть разрешено выплачивать шедулярный налог на заработную плату раз в квартал.

      Уклонение от уплаты этого налога наказывается штрафом или тюремным заключением, либо и тем, и другим одновременно.

      Физические лица в Египте платят также шедулярный налог на доходы от производственной и коммерческой деятельности, получаемые в стране или за границей.

      Правила расчета величины облагаемой этим налогом прибыли в целом совпадают с описанными выше правилами расчета сумм, облагаемых подоходным налогом на юридических лиц, а предоставляемые при его уплате скидки аналогичны тем, которые предоставляются при выплате налога на зарплату. Следует отметить, что эти скидки можно использовать только при выплате одного шедулярного налога.

      Ставка налога на доходы от производственной и коммерческой деятельности приводится в табл. 2.

      ОБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ, ег. ф. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, %
      коммерческие фирмы промышленные фирмы
      до 1000 20 20
      следующие
      1500 23 23
      2000 27 27
      2500 32 32
      3000 35 32
      3500 38 32
      более 13500 40 32

      Эти же ставки используются и при обложении доходов от экспортных операций.

      Физическое лицо, облагаемое этим подоходным налогом, обязано представить заполненную налоговую декларацию до 1 апреля каждого года или в течение трех месяцев с конца финансового года предприятия-налогоплательщика. Указанная в ней сумма налога должна быть внесена в день представления декларации. В остальном процедура взимания этого налога сходна с той, которая используется при выплате юридическим лицом подоходного налога.

      К числу шедулярных налогов на физических лиц в АРЕ относится и налог на некоммерческую прибыль, которым облагаются лица свободных профессий. Этот налог выплачивается только с доходов, получаемых от профессиональной деятельности в Египте. Как и в других случаях, при его расчете предоставляется возможность исключать из оплаты определенные суммы.

      НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ДОХОДЫ, ег. ф. СТАВКА НАЛОГА, %
      до 1000 18
      следующие 1500 20
      2000 25
      свыше 4500 30

      Налог на движение капитала в Египте платят не только юридические, но и физические лица. Правила его исчисления и выплаты, так же как и ставка 32%, одинаковы.

      Помимо всех перечисленных выше отдельных шедулярных налогов, физические лица в АРЕ платят общий подоходный налог, исчисляемый с тех же доходов, что и шедулярные. Помимо этого в облагаемую им сумму включаются также дивиденды, полученные от египетских акционерных компаний, причем в том случае, если акции зарегистрированы на Фондовой бирже, то в облагаемую общим подоходным налогом сумму включается только половина полученных по ним дивидендов. Последнее правило распространяется и на проценты по облигациям.

      Так же, как при исчислении отдельных шедулярных налогов, при определении доходов, подлежащих обложению общим подоходным налогом, налогоплательщику предоставляется право исключить из оплаты ряд расходов, однако этим правом можно воспользоваться лишь при выплате одного налога.

      Кроме перечисленных выше расходов, которые можно исключать при выплате отдельных налогов на физических лиц, при расчете величины облагаемых общим подоходным налогом доходов можно исключать стоимость приобретенных в истекшем году акций и облигаций акционерных частных и государственных компаний, средства, вложенные в правительственные облигации развития, инвестиционные и сберегательные сертификаты, а также средства, положенные на счета в банки, входящие в систему Центрального банка. Общая величина таких расходов, которые можно исключать только из подлежащих обложению общим подоходным налогом, составляет 30% чистого дохода, но не более 3000 ег. ф. В эту сумму не входит выплата шедулярных налогов. С их учетом эта сумма увеличивается до 4000 ег. ф. в год.

      Следует отметить, что порядок обложения общим подоходным налогом иностранцев несколько отличается от изложенного ранее порядка налогообложения египтян. Эти отличия состоят в определении сумм, облагаемых налогом. Так, при их расчете иностранцы могут дополнительно исключать:

    • заработную плату, получаемую ими на объектах, вступивших в эксплуатацию в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и № 230/1989;
    • вознаграждение иностранным специалистам, период работы которых в облагаемом налогом году не превышает 6 месяцев;
    • профессиональное вознаграждение нерезидентов, выполняющих в Египте некоммерческие задания;
    • иностранные источники доходов экспертов и специалистов, приехавших по контрактам на работу в АРЕ.
    • Физические лица с чистым доходом, превышающим 2000 ег. ф. в год, обязаны представить в соответствующий налоговый орган декларацию, указав в ней источники дохода и предоставляемые законом налоговые льготы. Декларация должна быть подана в течение четырех месяцев с начала года, а иностранцы, уезжающие из Египта, должны представить ее не менее чем за 60 дней до отъезда. В указанные сроки должен быть выплачен и общий подоходный налог.

      Как отмечалось ранее, на перечисленные выше прямые подоходные налоги приходится в общей сложности около 1/3 всех налоговых поступлений государственного бюджета АРЕ. Остальная их часть, если исключить из расчета незначительные средства, поступающие от прямых поимущественных налогов (например, налога на недвижимое имущество), приходится на косвенные налоги и сборы, наиболее существенными из которых являются импортные пошлины и налог на потребление.

      Что такое налог в Древнем Египте? Определение, значение

      Понятие «налог» известно каждому современному человеку, но не все знают, что оно является очень древним, а платить различного рода подати люди были вынуждены тысячелетия назад. Познакомимся с тем, что такое налог в Древнем Египте и кто его платил.

      Зарождение налоговой системы

      Страна пирамид славится тем, что к смерти фараоны начинали готовиться едва ли не с рождения, поэтому возводили шикарные гробницы-усыпальницы. Необходимо было заручиться поддержкой бессмертных богов, поэтому каждый царь стремился построить как можно больше роскошных храмов, украшенных огромными скульптурами и изысканными фресками. Наконец, расширение границ царства требовало ведения постоянных войн, а на содержание войска нужны были определенные средства. Все эти факторы и стали первопричиной зарождения налоговой системы.

      Рассмотрим, что такое налог в Древнем Египте. Это сбор (как в натуральном, так и в денежном выражении) определенной части дохода населения, идущий в государственную казну. Полученные средства использовались для укрепления власти фараона и для решения важнейших государственных и религиозных вопросов.

      История формирования

      Разработка и внедрение системы налогов заняли довольно продолжительное время – около 400 лет, проходили они в те времена, когда на троне восседали фараоны с первой по третью династию. Начинается изучение истории (в т. ч. и вопрос о налогах) Древнего Египта в 5 классе, тогда школьники узнают, что за все прихоти царей приходилось платить простым земледельцам.

      Первым фараоном, который начал взимать дань с захваченных территорий, по дошедшим до нас данным, является Нармер. А запись на камне Палермо повествует о том, что наследник Нармера, фараон Ага, каждые два года объезжал страну и интересовался, довольны ли его подданные уровнем жизни.

      Интересно, что сбор налогов в Древнем Египте был по тем временам явлением уникальным: соседствующие государства не последовали примеру страны пирамид.

      Основные плательщики

      Рассмотрим, кто платил налоги в Древнем Египте. Основными налогоплательщиками были земледельцы. Все сельскохозяйственные угодья в Египте принадлежали фараону, поэтому за право возделывать их, получать урожай, который был основным источником пропитания, земледельцы были вынуждены платить налог в казну.

      Часть земель фараон дарил своим приближенным, вельможам и чиновникам, поэтому земледельцы, работающие на этих землях, платили налоги уже своему непосредственному арендодателю. Также крестьяне были обязаны часть полученного урожая отдавать храмам.

      Освобожденные от уплат

      Значение слова «налог» в Древнем Египте было рассмотрено ранее. А кто же был освобожден от уплаты дани в казну?

    • Фараон.
    • Чиновники и приближенные царя.
    • Воины. Каждому государству была нужна мощная армия, вот почему воины освобождались от налоговых выплат.
    • Писцы. Образованные секретари и учетчики также не облагались налогами и сборами.
    • Жрецы. Каста служителей богов пользовалась всеобщим почетом, поэтому о каких-либо выплатах в казну речь не шла.
    • Судьи также не были обязаны платить подати.
    • Что такое налог в Древнем Египте с учетом этих данных? Это подати, которые платил в казну узко ограниченный круг жителей страны пирамид. Очень многие категории и классы были освобождены от его уплаты.

      Виды налогов

      Рассматривая вопрос о том, что такое налог в Древнем Египте, следует обязательно затронуть следующий момент – какие виды платежей были вынуждены вносить в казну земледельцы. Их было несколько:

    • Самый основной – часть собранного урожая зерна, которая для хранения отправлялась в государственные склады, расположенные в крупнейших городах государства.
    • Подати платили также хлебом, пивом, продукцией животноводства: жиром и кожей забитого скота, свиней.
    • Денежная форма. Если на ранних этапах развития Древнего Египта монеты и бумажные деньги еще не использовались, то позднее они получили широкое распространение.
    • Однако это не все, что нам известно о том, что такое налог в Древнем Египте. Дань взималась с покоренных народов, также в натуральном или денежном выражении, существовали и иные разновидности обязательных платежей в казну:

    • налог на скот;
    • на ввоз и вывоз товаров;
    • на мосты;
    • на плотины.
    • Налоговая повинность нередко выражалась в участии крестьян в обязательных работах: строительстве храмов и гробниц, плотин. Позднее появились налоги за аренду помещений, за проезд по стране, за пропуск в пустыню, даже за занятие проституцией.

      Профессия сборщика податей

      Должность сборщика налогов в Древнем Египте почетом и уважением не пользовалась, но эти люди внушали простым земледельцам подлинный ужас. Их обязанности были довольно просты:

      • Вести сбор податей после сезона урожая.
      • Пороть и пытать тех земледельцев, которые не смогли в должном количестве уплатить дань. Пытки при этом были довольно жестокими: несчастных били хлыстами, бросали в рвы, топили.
      • Именно поэтому сборщиков податей никто не любил. Нередко в качестве их охраны использовались солдаты, в эпоху Среднего царства собирать налоги эти служители фараона ходили в окружении наемных нубийцев, отличавшихся воинственностью, силой и отвагой.

        Эти чиновники, стремясь услужить своему властителю, постоянно старались собирать с крестьян как можно больше зерна и продуктов, нередко оставляя их без средств к существованию. Да нас дошел пример такого чрезмерного усердия сборщика: на одной из плит указано, что годовой налог на зерно составлял 70 тысяч мер, а этот чиновник доставил в казну 140 тысяч мер, превысив норму в два раза. Сложно представить, какие страдания крестьянам причинило это желание выслужиться.

        Если крестьянин имел налоговую задолженность, для ее покрытия могло использоваться его имущество, которое отдавалось в казну.

        Ведение налогового учета

        Древний Египет обладал письменностью, которая представляла собой сложную иероглифическую систему, на обучение нередко уходили целые годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что профессия писца была по праву почитаемой и уважаемой. Благодаря сохранившимся до наших дней папирусным свиткам мы можем узнать, что такое налог в Древнем Египте, в какой форме он выражался и кто выступал основными плательщиками. Известны следующие факты:

      • В основном налоги исчислялись зерном. То есть часть полученного урожая земледельцы должны были сдавать в казну, что ставило их в затруднительное положение, особенно в неурожайные годы.
      • Налоги, по приказу фараона, фиксировались царской печатью с изображением могучего бога Гора.
      • Нередко зерно и прочие товары, принятые в качестве налога, расходовались бездарно. Их помещали в гробницы почивших именитых особ, чтобы облегчить им жизнь в потустороннем царстве. Поэтому драгоценные продукты питания попросту гнили. Однако подробные реестры этих даров помогли ученым разобраться, чем еще, помимо зерна, крестьяне выплачивали подати.
      • Учет налогов велся на территории Верхнего и Нижнего Египта, продолжился после их объединения в единое царство.
      • Строжайший учет поступления налогов в казну вели писцы. И горе тем, кто отказывался или не имел возможности платить.

        Разновидности учета

        Ранее было рассказано, кто собирал налоги в Древнем Египте, теперь рассмотрим, как именно происходил учет налоговых поступлений, которыми обеспечивали казну добросовестные сборщики податей. Существовало три основные формы:

      • Указание размера земельного надела, нормы налогообложения, общей суммы сбора. При этом записывались три числа, красным цветом. Чем больше была площадь земельного участка, тем большим налогом он облагался.
      • Указание формы собственности (доля или часть), общей площади, налогооблагаемой площади, нормы обложения. Первые две цифры записывались черным, третья – красным.
      • Третий тип до конца не расшифрован, состоит из двух чисел, каждое из которых записано черным. Первое, как полагают египтологи, – площадь надела, второе – невозделанная ее часть, не облагаемая налогом.

      В целом можно увидеть, что во многом налоговая система Древнего Египта была справедливой:

    • Чем больше площадь земельного участка, тем большая норма налогообложения для него устанавливалась.
    • Если часть надела не обрабатывалась, то и пошлина за нее не взималась.
    • Земля относилась к различным категориям в зависимости от плодородия, степени орошения, и налог зависел от этих показателей. Однако земли из одного фонда могли быть переведены в другой.
    • Устанавливалась конкретная норма в единицах измерения – мерах, поэтому земледельцы могли понимать, сколько зерна им предстоит отдать в казну.
    • Однако ранее уже упоминалось, что чрезмерно усердные сборщики нередко превышали эту норму, чтобы выслужиться. И никто помогать крестьянам не спешил.

      Особенности сбора налогов

      Рассмотрев, что такое налог в Древнем Египте, предлагаем познакомиться с рядом особенностей сбора податей в этом государстве:

    • Система хозяйственного контроля имела многоуровневый характер.
    • После сбора зерна часть его отдавалась в казну в качестве налога, остаток возвращался землепашцу. Потом зерно перевозилось в царские и храмовые склады.
    • На каждом этапе осуществлялся строгий контроль и учет.
    • Невыполнение нормы также фиксировалось.
    • Каждый два года проводилась обязательная перепись скота, однако о том, был ли учтен приплод, данные не сохранились. Животных клеймили, делили на виды, возрастные группы и составляли сводные списки.
    • Использовалась и опись всего имущества крестьян.
    • Крестьяне были недовольны тем, что большую часть урожая они были вынуждены отдавать в казну, об этом свидетельствует восстание, данные о котором дошли до наших дней. Так, земледельцы уничтожили списки должников, расправились со сборщиками податей, не сообщили о проводящейся жатве.

      Значение налогов

      Мы рассмотрели определение налога в Древнем Египте, теперь рассмотрим, какова его роль. Информация о положительных и отрицательных сторонах налоговой системы представлена в виде таблицы.

      Достоинства и недостатки налоговой системы

      Налоговая система помогала формировать государственный резерв

      Налоговое бремя нередко становилось для земледельцев непосильной ношей, многие из них разорялись

      Способствовала развитию торговли, благодаря которой в Египет попадали товары из других стран, ценности и древесина

      Те, кто был не в состоянии оплачивать подати, подвергались пыткам и избиению

      На собранные средства содержалась армия, способствующая укреплению мощи государства и его целостности

      Самые обеспеченные классы освобождались от уплаты взносов в казну, хотя фактически могли бы способствовать ее пополнению

      Подати помогали оплачивать строительство памятников архитектуры, многие из которых дошли до наших дней

      Нередко полученные продукты использовались нерационально

      Как видно из таблицы, сбор налогов в Древнем Египте имел как положительные, так и отрицательные стороны. При этом нельзя не отметить, что их введение стало важнейшим шагом к укреплению государственности.

      Итак, подведем краткий итог всему вышесказанному. Налоги в Египте сыграли важнейшую роль в формировании и развитии государства, способствовали укреплению власти фараонов, успешным военным походам и масштабному строительству, однако при этом разоряли земледельцев.

      Значение слова налог в древнем египте

      Ответ

      Налогообложение в Древнем Египте.

      Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто — они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взимались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

      Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную «виллу», изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

      Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с набольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства — им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

      Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

      Налоги в Древнем Египте

      Египет слыл страной богатых урожаев, могучего Нила и большого числа сборщиков налогов, которых называли переписчиками. Скрибы умело управляли страной, держали свои суды, в которых налогоплательщики не имели права использовать услуги адвоката.

      Египтяне налоги платили почти со всего: торговли, иностранцев, рабов, импорта, экспорта, сельскохозяйственного производство. Чтобы ощутить тиранию сборщиков платежей достаточно представить налог на растительное масло. Сборщики регулярно проводили инспекции кухонь, чтобы убедиться, что хозяйки не пользуются маслом, с которого не уплачен налог. Налог на урожай удерживался не с фактического урожая, а с должного.

      Фараоны не редко практиковали освобождение от налогов и штрафов по платежам — филантропию. Фараонам слагали оды, так как их фискальная доброта иногда выражалась и в списании налогов. Многие современные системы налогообложения запрещают списание налогового долга, что делает их намного жестче, чем древнеегипетские.

      В Египте работала система сбора дани. Во время расцвета египетского государства дань была невысокой. Дань собиралась с городов. Однако со временем этот справедливый налог трансформировался в невыносимое бремя.

      Позже сборщики налогов прекратили взимать дань и перешли на процедуру прямой оценки базы налогов. Колонии Египта были лишены возможности определять порядок сбора налогов для метрополии самостоятельно, и их экономические возможности резко снизились.

      Налоговая история Египта демонстрирует, что происходит в стране с тоталитарной методикой сбора налогов. Коррупция среди налоговых работников, стукачи, надзор налоговой инквизиции – некоторые черты египетской цивилизации воспроизводятся сегодня.

      Из истории налоготворчества

      «Раз в месяц кавалер Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха».

      Джанни Родари. «Приключения Чиполлино»

      В последнее время российские законодатели обсуждают возможность пополнения государственной казны путем введения новых налоговых обязательств для граждан. Например, широкую дискуссию вызвала перспектива введения налога на роскошь. И хотя шансы этого предложения невелики, как показывает мировой опыт, выбор объекта налогообложения ограничивается только широтой фантазии правителя. В подтверждение этому «Власть» представляет вниманию читателей 50 примеров из мировой истории.

      Автор-составитель — Сергей Минаев. Автор заранее благодарен за любые уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу [email protected]

      Как писал американский исследователь Чарльз Адамс, «сходство между сборщиками налогов и грабителями проистекает из самого смысла слова «налог», которое означает изъятие силой. Налоги — не долги, хотя мы часто и употребляем выражение «налоговая задолженность». В долговых спорах речь идет о возврате в полном объеме взятой взаймы суммы. В налоговых спорах ничего подобного нет. Налогоплательщик должен государству просто потому, что оно так приказало. Суть налогов, следовательно, в отъеме государством денег или собственности без уплаты за такой отъем. Люди во все времена инстинктивно называли сборщиков налогов грабителями, потому что они действуют путем угроз и унижений и ни за что не платят. Сборщик налогов — это бюрократический Робин Гуд, отнимающий богатства у всех, попавшихся ему на пути, и, как Робин Гуд, сборщик часто делает много добра на отобранные деньги — ведь без налогов государство рухнуло бы. Налоги — это топливо, на котором движется цивилизация. Древнейшая цивилизация, которую мы знаем,— шумерская, возникшая 6 тыс. лет назад в Междуречье. Имеются глиняные таблички, повествующие о шумерском городе Лагаше, где все облагалось тяжелыми налогами — на табличках написано: «Везде были сборщики налогов». Потом появился добрый царь по имени Урукагина, который, как говорится в табличках, «установил свободу, и нигде не было сборщиков налогов»».

      История России вполне подтверждает произвол властей и грабительские методы в налогообложении. В 1718 году царь Петр просто потому, что ему понадобилось содержать в мирное время большую армию, обложил подушным налогом сельское население, сделав даже ранее свободных людей крепостными,— и армия собирала налоги на свое пропитание путем военных операций и откровенного грабежа. Впрочем, есть и другие примеры. Конечно, трудно сказать, что Никита Хрущев «установил свободу» в СССР, но 27 сентября 1959 года, находясь в США, он сказал по американскому телевидению: «В ближайшее время мы откажемся, повторяю, откажемся от взимания всяких налогов с населения. Думаю, что вам хорошо понятно значение этой меры». Мол, у вас в США свободы нет, потому что есть налоги, а у нас в СССР свобода есть.

      О соотношении свободы и налогов много размышляли в Британии XVII века. Уинстон Черчилль писал о тех временах: «За кем последнее слово в вопросах налогообложения? До тех пор каждый принимал средневековую доктрину: «Король не может править своим народом по законам иным, чем те, на которые согласен народ, и, следовательно, не может облагать народ налогами без его согласия». Но эту доктрину никто серьезно не анализировал. Если это фундаментальный закон Англии, пришел ли он из мглы древности или порожден уступками прежних королей? Является ли налогообложение по согласию неотъемлемым правом, присущим каждому англичанину от рождения, или привилегией, которую можно отнять? Выше ли король закона? И кто может сказать, что есть закон? Большая часть XVII века прошла в попытках найти ответы на эти вопросы. Юристы, ученые, чиновники и солдаты — все приняли участие в великом споре». Спор был не только теоретическим. Король Карл I решил своей волей распространить корабельный налог, который со средних веков платили прибрежные графства Англии, на все графства. В 1637 году было собрано 90% запланированной суммы, а в 1639 году — уже всего 20%. Люди просто отказались платить — дело кончилось гражданской войной и казнью короля. После гражданской войны споры продолжились. Английский ученый Уильям Петти в 1662 году бился над смыслом экспортных и импортных пошлин: почему король имеет право их собирать — может быть потому, что за эти деньги он предоставляет купцам защиту от пиратов? Полвека спустя в России Петр I ставил вопрос шире и исследовал вопрос, сколько вообще государь может собрать денег с налогоплательщиков. В 1719 году он отметил: «Никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет». А в советской энциклопедии 1954 года подчеркивается: «В капиталистических странах полученные от налогов средства идут на содержание буржуазного госаппарата, на личное обогащение помещиков и капиталистов, на подготовку и ведение войн и другие паразитические цели. Налоги в капиталистических странах делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги с доходов (подоходный налог), с наследства, с земли, строений и т. п. К косвенным относятся акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины и пр. Косвенные налоги взимаются с населения через повышение цен на товары, главным образом широкого потребления. При социализме налоги являются одной из форм участия трудящихся в укреплении социалистического государства. В СССР применяются только прямые налоги».

      Практические выводы из существования налогов налогоплательщики делали самые разные. В России крепостные налогоплательщики от подушного налога просто разбегались — в некоторых регионах убежала половина налогооблагаемой базы. То же самое в наше время наблюдается в России и западных странах, где налогоплательщики переводят свою деятельность в офшоры. А в Англии после введения подушного налога в 1660 году налогоплательщики, напротив, часто выражали желание заплатить больше, чем следует: налоговая расписка со значительной суммой позволяла им получить государственное свидетельство о высоком социальном статусе.

      В предлагаемой налоговой энциклопедии налоги классифицируются по объекту обложения. Энциклопедия, разумеется, не претендует на полноту: в современном мире, где существуют НДС и импортные пошлины, налогообложению подлежит абсолютно любой товар или услуга. Однако в любом случае из энциклопедии каждый может уяснить, что фантазия государства в отъеме денег у населения поистине безгранична.

      Указом президиума Верховного Совета СССР «с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям» 21 ноября 1941 года введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Налог действовал до января 1992 года. Власти полагали, что граждане, не имеющие детей, располагают дополнительными средствами, которые вполне можно изымать в госбюджет — а введением налога во время войны государство явно демонстрировало свое недовольство теми, кто не помогает ему обеспечить пополнение армии. Плательщиками налога были граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоявшие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Налог имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка плательщика. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, получавшие более 91 рублей в месяц, платили налог по ставке 6%. Налог исчислялся и удерживался с граждан по месту основной работы.

      Налогообложение пользования банями было введено в России Петром I в 1704 году: с бояр, окольничих, думных людей и купцов — 3 рубля в год, со стольников и со всяких служилых, помещиков и вотчинников — по 1 рублю, с крестьян, казаков и купцов — по 15 копеек в год.

      Налог на бороду существовал в Англии в XVI веке при короле Генрихе VIII и был отменен самим королем в 1535 году, так как он отпустил бороду. В России вводился Петром I с 1705 года — с царедворцев и дворян — 60 рублей в год, с купцов 1-й статьи — 100 рублей, со средней и меньшей статьи, с ямщиков, посадских людей — по 30 рублей с выдачей знаков об уплате налога.

      В средневековой Европе король не мог заставить подданных платить налоги, но мог заключить с ними добровольный и равноправный налоговый договор. В этом суть европейской феодальной системы: сеньор заключает с вассалом договор, в соответствии с которым вассал выражает готовность служить сеньору или что-то ему платить в обмен на защиту и покровительство со стороны сеньора. Например, любой английский рыцарь в соответствии с феодальным договором брал на себя обязательство прослужить 40 дней в году под знаменами короля либо заплатить ему налог в 1 марку (8 унций) серебра.

      Будучи стесненными в средствах, короли иногда обращались к вассалам с просьбой согласиться на увеличение налогов. Вассалы отказывались, считая любой пересмотр традиций ущербом для собственной свободы и чести.

      Английский король Иоанн Безземельный рискнул увеличить налоги на вассальную зависимость в одностороннем порядке. В 1210 году он своей волей повысил традиционный налог с английских рыцарей, не желавших проводить 40 дней в году на королевской службе, с 1 до 3 марок. И ввел штраф в 10 марок для всех, кто отказался присоединиться к королевской армии по первому требованию. В ответ английские бароны начали войну против Иоанна и восстановили то, что считали феодальной справедливостью. В июне 1215 года на лугу Раннимейд около Виндзора они заставили короля подписать Великую хартию вольностей. В ней содержалась следующая статья: «Никакие налоги, кроме налогов, диктуемых феодальными обычаями, не могут взиматься, если на них не получено общего согласия всего королевства».

      По предложению министра финансов США Александера Гамильтона в 1791 году американский конгресс ввел акциз на виски, полагая, что потребители этого популярного напитка вполне способны заплатить за свое пристрастие. Американцы, которые вели на границах боевые действия с индейцами, сочли это ущемлением своих прав — каждый из них гнал виски, и этот напиток являлся для них единственной ходовой валютой. Они не понимали, почему вообще должны платить налоги, полагая, что уже расплатились с родиной своей войной с индейцами. Восстания против акциза на виски продолжались до 1794 года. В июле этого года власти попытались судить 60 наиболее видных неплательщиков акцизов в Филадельфии. Толпа отбила неплательщиков и сожгла дом главы американской налоговой службы. Возникла угроза распада США — губернатор Пенсильвании Миффлин отказался предоставить войска для борьбы с неплательщиками по требованию Гамильтона. В итоге федеральные власти обвинили Миффлина в измене и заставили его подчиниться требованию. Были вызваны войска также из Мэриленда, Виргинии и Нью-Джерси, и против восставших изготовителей виски была направлена армия в 12 900 человек под командованием генерала Генри Ли (эта армия превосходила по численности армию, которой командовал Джордж Вашингтон во время войны за независимость) — мятеж был подавлен.

      Как писал в 1662 году английский исследователь Уильям Петти, «при лотерее люди, как правило, облагают себя налогом, хотя и надеясь получить специальную выгоду. Лотерея поэтому есть, собственно говоря, налог на несчастных самонадеянных глупцов, людей, верящих в свое счастье или поверивших разным предсказателям, обещавшим им, что они будут иметь большой успех приблизительно во время и в месте розыгрыша лотереи, лежащем, возможно, к юго-западу от того места, где предсказывалась судьба. Однако поскольку мир изобилует такого рода дураками, то неудобно, чтобы всякий, кто захочет, обманывал бы всякого, кто захочет быть обманутым, напротив, правильно будет, если государь возьмет под свою опеку этих дураков. Лотереи следует употреблять. на постройку водопроводов, мостов, возможно, дорог». Государственные лотереи проводились во многих странах, в том числе и в СССР , где, как говорил в 1959 году Никита Хрущев, предполагалось вовсе отменить все налоги.

      В современном Монако граждане вовсе не платят налогов, а государственный бюджет содержится за счет азартных игр, в которых разрешено участвовать только иностранцам.

      Во второй половине XVII века власти в России перешли к подворному прямому налогообложению, так как посошное обложение, то есть взимание налогов с распаханной земли, привело к тому, что крестьяне стали сокращать пахотные площади. Подворное налогообложение, в свою очередь, заставило землевладельцев и крестьян объединять несколько крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а все остальные загораживая заборами. Это прекратилось только после перехода в 1725 году к подушному налогообложению (см. Душа).

      В 1765 году британский парламент ввел в североамериканских колониях гербовый сбор, которым облагались любые документы, в которых на бумаге рядом с текстом имелся оттиск британской печати: купчие и закладные, лицензии на ведение бизнеса, дипломы и даже газеты. Великобритания сделала все возможное, чтобы колонисты не слишком возмущались. Доходы от сбора направлялись исключительно на содержание английских войск в Америке, а продавать бумагу с печатями могли только жители колоний, а не английские чиновники. Несмотря на это, колонии возмутились. Массачусетс призвал остальные американские колонии выступить против нового налога. В 1766 году в Америке был созван конгресс с участием представителей всех колоний, ставших впоследствии штатами. Противники налога публично сжигали печати, мастер по изготовлению печатей Захария Худ был вынужден спешно бежать из Массачусетса под защиту английского гарнизона в Нью-Йорке. Налог был отменен британским парламентом, это было сочтено колонистами проявлением слабости метрополии, и впоследствии привело к войне за независимость колоний.

      В настоящее время подоходный налог существует почти во всех странах — власти полагают, что граждане вполне могут поделиться с государством своими доходами, коль скоро государство обеспечивает условия для его получения. Однако история налога на доход оказалась очень трудной.

      В 1449 году попытка ввести подоходный налог в Англии кончилась восстанием в графстве Кент. В результате король был вынужден отрубить голову своему главному сборщику налогов и отменить налог. В 1472 году Эдуард IV добился от парламента введения 10-процентного подоходного налога, чтобы нанять 13 тыс. лучников для войны во Франции. Англичане отказались платить, и королевский министр финансов признал, что налог придется отменить. В 1641 году парламент принял закон, согласно которому дворяне платили подушный налог (от ?100 в год для герцога до ?10 для сквайра), а недворяне — подоходный (5% в год). Недворяне платили настолько неохотно, что в 1698 году подоходный налог был отменен с формулировкой: «Не подходит для Англии».

      9 января 1799 года налог для финансирования войны с Наполеоном был одобрен палатой общин британского парламента со ставкой в 10% со всех доходов, превышающих ?200 в год, с пониженной ставкой для доходов от ?60 до ?200 в год и налоговым освобождением для тех, кто получал меньше ?60 в год. Совет общин города Лондона принял заявление по поводу введения налога, в котором заявил, что «обложение налогом ненадежных и постоянно меняющихся доходов от труда и умения людей, занимающихся ремеслами и свободными профессиями, является проявлением произвола, жестокости и притеснения, а методы его сбора не соответствуют британской конституции и противны чувствам англичан». В 1816 году налог, введенный как временный, отменили. Но в 1842 году восстановили, чтобы сбалансировать госфинансы, и он стал постоянным.

      В 1875 году британский премьер Уильям Гладстон отметил, что все, в том числе и члены парламента, озабочены необходимостью увеличения государственных расходов. Повышение налогов стало свободным выбором налогоплательщиков. Когда в 1894 году подоходный налог был введен в США, выстраивались очереди, чтобы его уплатить, причем платили и те, кто мог воспользоваться льготами.

      В 1894 году в Великобритании появился прогрессивный налог на наследство. Очень скоро во всем мире подоходный налог тоже стал прогрессивным. В 1916 году верхняя планка подоходного налога в США была повышена с 7% до 15%. В 1917 году — до 67%. В 1921 году она уже составляла 77%. По итогам 1915 года, когда максимальный налог составлял 7%, налоговую декларацию подали 206 американцев, чей годовой доход превышал $1 млн. По итогам 1921 года, когда налог составлял 77%, таких деклараций было подано всего 21.

      Как писал в 1662 году английский исследователь Уильям Петти, «подушный налог — это налог на людей, налагаемый либо просто на всех без исключения, либо в соответствии с некоторыми присвоенными им определенными титулами или признаками отличия, то есть либо в связи с простым почетом, либо в связи с некоторыми должностями, которых добиваются или которые несут по назначению, либо в соответствии с занятием некоторыми промыслами и профессиями».

      Неким прообразом подушного налога стал сбор, введенный декретом императора Октавиана Августа (63 год до н. э.—14 год н. э.) на всей территории Римской империи, за исключением собственно Рима. Была проведена перепись населения всех римских провинций, по итогам которой с каждого взрослого жителя взимался 1% стоимости его имущества, а все жители были обложены регулярным налогом.

      В 1660 году подушный налог был введен в Англии . Как свидетельствует Уильям Петти, «этот налог, взимавшийся в последнее время, был чрезвычайно запутан. Некоторые богатые лица платили налог по самым низким ставкам, некоторые рыцари, хоть и нуждавшиеся в самом необходимом, должны были платить по 20 фунтов стерлингов. Этот налог поощрял некоторых тщеславных людей платить по ставке эсквайров, для того чтобы их называли эсквайрами в расписках, он заставлял некоторых людей уплачивать 10 фунтов стерлингов в качестве докторов медицины или юридических наук, хотя они не имели никакого дохода от своей профессии и не заботились о практике, он заставлял некоторых бедных купцов, вынужденных носить форменную одежду своей корпорации, платить больше, чем они были в состоянии».

      В России подушный налог придумал Петр I, который после завоевания Лифляндии, Эстляндии и Финляндии решил не распускать армию, а кормить ее и в мирное время. В 1718 году, в ходе мирных переговоров со Швецией, он подписал указ о проведении переписи плательщиков и обложения их единым налогом: «Взять сказки у всех, дать на год сроку, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола; расписать на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад».

      Перепись плательщиков в течение года провести не удалось, Сенату пришлось направить в губернии солдат с предписанием посадить на цепь проводивших перепись чиновников и самих губернаторов, пока не составят перепись («сказку») и не отошлют в Петербург. Только к 1722 году удалось насчитать 5 млн плательщиков — «крепостных людей», и власти приступили к расквартированию полков среди крестьян, которые и должны были с помощью подушной помощи кормить солдат. До смерти Петра в 1725 году нормальный сбор подушного налога в 70 копеек в год с души организовать не удалось, хотя сборщики налогов несколько лет подряд организовывали военные экспедиции по сбору (налог должен был платиться третями три раза в год). Под воздействием этих экспедиций плательщики разбегались — в Казанской губернии после смерти Петра один пехотный полк недосчитался половины душ, призванных его содержать: сбежало 13 тыс. крестьян. Впоследствии сбор и уплата подушной подати за крепостных людей была возложена на владевших ими помещиков.

      В первом веке новой эры император Веспасиан ввел налог на проживающих в Римской империи евреев. В средневековой Европе именно налог на евреев служил главным источником доходов королевской власти, так как в праве повышать налоги на христианских подданных короли были ограничены. В 1210 году английский король Иоанн Безземельный решил взять с евреев грандиозную сумму ?44 тыс.— и для ее сбора прибег к массовым арестам. Например, Иоанн потребовал от богатого еврея Авраама из Бристоля ?6666, а когда тот отказался платить, приказал вырывать у него по одному зубу в день. После седьмого зуба Авраам заплатил, а потом покончил жизнь самоубийством.

      Однако в большинстве случаев евреи платили добровольно — король даже собирал специальный еврейский парламент для обсуждения суммы. Кроме разовых платежей существовали и регулярные налоги. Именно королю отходило все имущество умерших евреев (в отдельных случаях монарх довольствовался третью стоимости этого имущества). Наконец, король брал деньги за особые привилегии. В 1215 году папа Иннокентий III объявил, что в христианских землях евреи обязаны носить на одежде специальные знаки отличия. Английский король за деньги освобождал целые еврейские общины от этой обязанности. В других европейских странах с евреев также брались многочисленные налоги — подушный налог, налог на имущество, а также взимали разовые платежи с еврейской общины каждый раз, когда это хотелось королю. Евреи должны были платить специальные налоги на брак, похороны, кошерную пищу. Они должны были оплачивать коронации христианских монархов, содержание военно-морских сил (в Испании они покупали якоря для каждого построенного корабля) и даже цирковые представления (артистам платили из еврейских денег). Имелись специальные налоги для евреев за проезд по дорогам и мостам, а также за вход и выход с рыночной площади.

      Земельные участки, полученные от колонизаторов

      В конце XVIII века в Бенгалии владельцы земельных участков, право собственности на которые было признано британской администрацией, платили фиксированный налог. В Мадрасе и Бомбее ежегодно взимаемый налог за право владения землей регулярно менялся британской администрацией в зависимости от урожайности.

      В Древнем Египте важной статьей государственных доходов был налог на иностранцев, многие из которых приезжали ознакомиться с древнеегипетскими достопримечательностями.

      С древнейших времен власти облагали повышенными пошлинами ввоз редких и высококачественных товаров, полагая, что лица, приобретающие дорогие товары, способны заплатить и в госбюджет. Однако богатые налогоплательщики могли, в свою очередь, организовать и сопротивление.

      В письме к ассирийскому царю в 727 году до н. э. налоговый чиновник описывает трудности с взиманием пошлины за ввозимую из Ливана кедровую древесину — сборщик налогов в Тире был убит налогоплательщиками, а в Сидоне был с трудом спасен представителями властей.

      Масло для кулинарных целей

      Писцы в Древнем Египте регулярно проверяли кухни, чтобы удостовериться, что масло приобретено у государства с уплатой акциза, а не изготовлено хозяйкой самостоятельно.

      Прямой налог на лиц, нанимающих мужскую прислугу, был введен в Англии в 1692 году. Слуги-мужчины расценивались как предмет роскоши, а их владельцы — как источник пополнения казны.

      Во время правления китайской династии Тан (618-907 гг.) взрослые мужчины получали от императора землю в пользование до достижения 60-летнего возраста. За это они должны были ежегодно платить фиксированный налог в рисе и тканях, а также 20 дней в году проводить на общественных работах или служить в армии. До XVIII века в Китае налоги с каждой семьи взимались в зависимости от количества мужчин в семье, и только в 1720-х годах их стали взимать исходя из размеров земельного надела.

      Наследство и подарки

      Стройная система наследования и дарения является признаком развитой цивилизации. Например, как указывал английский историк Эдвард Гиббон, варвары стремились получить римское гражданство, чтобы воспользоваться благами строгой и ясной системы наследования и дарения. У властей, однако, постоянно возникает искушение в обмен на обеспечение порядка передачи собственности наследникам и друзьям самим получить часть наследства или подарков. Римский император Октавиан Август (63 год до н. э.—14 год н. э.), видя, как римляне увлекаются дорогостоящими подарками друзьям и передачей своего имущества в наследство посторонним людям, ввел пятипроцентный налог на наследование и дарение. Полученные средства, как всегда в Риме , должны были пойти на военные расходы — в данном случае на формирование пенсионного фонда для ветеранов римских легионов. На подарки детям и супруге налог не распространялся. Когда римские граждане начинали жаловаться на новые налоги, Август предлагал их отменить и возродить традиционный для республиканского Рима военный налог, взимаемый по чрезвычайно прогрессивным ставкам. Например, лица, имеющие в собственности драгоценности, должны были внести в казну их десятикратную стоимость. Граждане предпочитали платить налог на наследование и дарение.

      Когда голландцы в XVII веке вводили свой налог на наследование и дарение, который стал прообразом такого налога во всех современных странах, они прямо указали на то, что берут пример с Октавиана Августа. Голландцам тоже нужны были деньги на военные расходы. Голландский налог на наследование был следующим: жена и дети не платили ничего, братья — 5%; процент возрастал в зависимости от того, насколько отдаленными были родственники; наконец, посторонние люди, получившие по завещанию наследство, должны были отдать государству 30%. Впоследствии этот налог был скопирован англичанами , которые тоже сослались на Октавиана Августа и тоже не скрывали, что налог нужен для финансирования военных операций. Первоначально парламент установил ставку 2% для братьев и 6% для посторонних лиц. Позднее ставки были пересмотрены и возрастали с 1% для детей до 10% для посторонних. Особенно подчеркивалось, что налогообложению подлежат только имущество и ценности, а не недвижимость. В дальнейшем копировали уже английский образец, в копировании особенно отличились США . Впрочем, не все страны оказались такими уж большими поклонниками налога на наследство. Например, Канада и Австралия этот налог у себя отменили.

      В Великобритании налог на наследование и дарение (он распространяется на имущество, подаренное за семь лет до смерти дарителя и позже) имеет массу льготников: не облагаются имущество, подаренное супругу, деловые активы и фермерская земля. В результате лишь 4% наследуемого и даримого имущества попадает в налогооблагаемую категорию.

      В отличие от налога на наследование и дарение (см. Наследование и дарение ), которым облагаются получатели наследства в зависимости от степени родства с умершим, предметом налогообложения в данном случае является сама собственность независимо от того, кто там является наследником.

      Этот налог был чрезвычайно развит в Средние века. Крестьянин, вступая в наследство после смерти родственника, отдавал лорду корову (правда, лорд ее обычно милостиво возвращал). В свою очередь, лорд, наследуя земли, платил королю стоимость одного урожая с этой земли. Король взамен подтверждал его право владения. В современном виде налог на наследуемую собственность восходит к введенному в 1694 году британскому налогу на печати: имеется в виду, что при оформлении наследства требуется поставить печать и заплатить налог. В 1881 году налог на печати стал называться пошлиной на собственность и взиматься по ставке 3% (при этом земельные владения оценивались не по их продажной стоимости, а по той ренте, которую они приносили). Наконец, в 1894 году в Великобритании была введена прогрессивная ставка пошлины на собственность — от 1% до 8%. В прошлом веке прогрессивная шкала налогообложения собственности и высокие ставки привели к тому, что богатые американцы делали завещания не в пользу своих детей, а в пользу специально учреждаемых фондов (это приобрело такой размах, что в 1969 году американский конгресс принял решение, согласно которому частные фонды должны действовать под общественным контролем).

      В 2001 году президент США Джордж Буш решил постепенно отказываться от налога на наследуемую собственность, который взимается по ставке 55%.

      Неслужба в армии

      Так как в большинстве случаев налогообложение использовалось для финансирования армии и флота, государство во все времена пыталось облагать налогом граждан в зависимости от их отношения к военной службе. В XVIII веке революцию во Франции вызвало то обстоятельство, что королевская власть взимала налог со всех подданных, которые не служили в армии, кроме аристократии, духовенства и большинства чиновников. Размер его колебался в зависимости от денежных потребностей государства от 33 до 36% дохода налогоплательщиков.

      Неприсутствие на коронации

      В правление английского короля Карла I (1625-1649 гг.) для получения дополнительных доходов власти использовали любые возможности. Многие британские рыцари не воспользовались вызовом на коронацию (в соответствии с существующим тогда порядком новый король должен подтвердить их рыцарство). Карл I за такое нарушение феодальных правил приказал обложить неявившихся специальным сбором.

      В земле Вюртемберг в Германии с 1789 года по решению герцога Карла-Евгения граждан облагали налогом в зависимости от их готовности уничтожать воробьев. Налогоплательщик, который мог предъявить убитыми ежегодно дюжину прожорливых созданий, уничтожавших посевы, получал от властей 6 крейцеров. Непредъявившие должны были уплатить налог в 12 крейцеров. В других немецких землях встречались налоги за неуничтожение и других пернатых, например ворон.

      В правление короля Карла I (1625-1649 гг.) британские власти использовали для налогообложения тот факт, что Лондон быстро разрастался за счет большого количества новых домов, и этот рост вызывал раздражение самих лондонцев, которые полагали, что рост городского населения увеличивает опасность чумы. Королевские сборщики налогов обращались к владельцам новых построенных домов с предложением выбора: либо снести дом, либо заплатить налог на его строительство.

      Искусственный объект налогообложения, введенный в СССР в 1932 году с целью изъятия чистого дохода предприятий в бюджет. Под оборотом понималась просто хозяйственная деятельность предприятий, которые должны были отдавать всю заработанную прибыль в бюджет — налог с оборота являлся главным источником пополнения госбюджета. Как подчеркивалось в советской энциклопедии 1954 года, «налог с оборота — форма прямой мобилизации в госбюджет чистого дохода социалистического общества. Налог с оборота в СССР коренным образом отличается от налога с оборота при капитализме, где налог с оборота представляет собой универсальную форму косвенного обложения трудящихся на величину, на которую повышаются цены товаров. При социализме налог с оборота по своей сущности не является налогом».

      Власти разных стран постоянно пытались взимать деньги с граждан за право проживать в собственном доме. В 1699 году в Великобритании вместо подушного налога был введен налог на окна, в соответствии с которым за каждый дом необходимо было платить два шиллинга в год налога плюс четыре шиллинга, если в нем больше 10 окон, или плюс восемь шиллингов, если больше 20. Впоследствии закон несколько раз менялся и к 1775 году выглядел так: за каждый дом в Англии необходимо было платить три шиллинга, в Шотландии — один шиллинг, при этом в Англии за дом менее чем с семью окнами дополнительно нужно было платить 2 пенса, а за дом более чем с 25 окнами — уже 2 шиллинга. В отличие от налога на очаг (см. Очаг), налог не вызывал возмущения англичан, так как для подсчета окон инспектору не нужно было входить в дом. Однако налогоплательщики все равно платили этот налог неохотно, заявляя, что цена дома и арендная плата за него не всегда обусловлена числом окон. Имелись случаи, когда налогоплательщики заколачивали окна, а в Эдинбурге был построен целый квартал домов без окон. Налог просуществовал до середины XIX века.

      После восстановления в Англии королевской власти парламент в 1662 году принял налог на очаги: за каждый очаг в доме необходимо было платить 2 шиллинга в год — налоговый инспектор обходил все дома комната за комнатой в поисках очагов, так как считать количество очагов по каминным трубам было признано ненадежным. Взимание налогов было поручено частным сборщикам, которых налогоплательщики называли «трубочниками». Типичной была ситуация, когда хозяева дома маскировали очаг или вообще не пускали в дом инспектора. После отмены налога в царствование Вильгельма и Марии (1689-1702 гг.) в докладе парламента налог был признан «ярмом рабства на целом народе, делающим дом каждого человека беззащитным перед вторжением и обыском по прихоти каких-то людей, совершенно этому человеку незнакомых».

      По свидетельству римского историка Светония, при императоре Гае Калигуле (37-41 гг.) носильщики в Риме ежедневно платили одну восьмую часть дневного заработка.

      По свидетельству римского историка Светония, при императоре Гае Калигуле (37-41 гг.) с помощью преторианских центурионов и трибунов «взималась твердая пошлина за все съестное, что продавалось в Риме «.

      Право быть подданным

      В соответствии с декретом римского императора Октавиана Августа (63 год до н. э.—14 год н. э.) вся Римская империя за исключением собственно Рима должна быть обложена налогом. Для этого была проведена перепись населения всех римских провинций. По ее итогам с каждого взрослого жителя взимался 1% стоимости его имущества, и все жители было обложены регулярным налогом. Эта инициатива Августа положила начало введению во многих странах подушного налога (см. Душа).

      С древнейших времен власти, организуя ясную и надежную систему исполнения торговых сделок, требуют за это процент с уплачиваемых сумм. Одновременно с налогом на наследование и дарение (см. Наследство и подарки) римский император Октавиан Август (63 год до н. э.—14 год н. э.) впервые ввел еще и налог с продаж в 1% со стоимости любого товара. Это выглядело логично: если бесплатная передача имущества в виде подарков или наследства облагается налогом, то и передача его за деньги должна облагаться.

      В Испании существовал 10-процентный акциз, взимаемый с любой продажи земли или товаров — алькабала, который был изобретен арабами еще в Кастилии в Средние века. Так как товары дорожали на 10% при любом переходе из рук в руки, испанские производители не выдерживали конкуренции с импортными товарами, ввозимыми контрабандой. В результате страна совершенно обезлюдела. Вот что говорит об этом испанский писатель XVI века: «Люди бегут, чтобы не платить налогов. Вместо того чтобы удивляться, почему пустеют деревни и фермы, следует удивляться, почему кто-то все же остается». Сотни тысяч испанцев бежали в американские колонии, на которые не распространялась испанская налоговая система.

      В XVII веке испанская империя рухнула. Наиболее тяжелый удар по ней нанесла потеря Нидерландов. Все началось с того, что испанский король предложил нидерландским Генеральным штатам ввести алькабалу. Голландцы заявили, что довольны жизнью под покровительством испанского короля, но введение 10-процентного акциза ущемляет их свободу.

      Как писал в 1691 году английский писатель Уильям Карр, в Британии, в отличие от Испании, Франции и Германии, нет всеобщего акциза, так как британский народ считает такой акциз «проклятым налогом, придуманным негодяями». Современный американский исследователь Чарльз Адамс заметил по этому поводу: «Английская ненависть к акцизам на первый взгляд граничит с безумием, потому что на самом деле этот налог имеет много достоинств. Им можно обложить товары не первой необходимости и избавить бедняков от его уплаты. Его легко собирать, потому что достаточно контролировать только торговцев. Но англичане не видели этих достоинств. Для них акциз означал ущемление свободы».

      В России в конце XVII—начале XVIII века взимался налог в 5% с любого дохода от торговой деятельности.

      Как писал римский историк Светоний, при императоре Гае Калигуле (37-41 гг.) проститутки ежедневно в качестве налога «платили цену одного сношения; и к этой статье закона было прибавлено, что такому налогу подлежат и все, кто раньше занимался блудом или сводничеством, даже если они с тех пор вступили в законный брак».

      В Древнем Риме граждане не платили подушного налога, однако платили налог на освобождение рабов. Кроме того, император Октавиан Август (63 год до н.э. — 14 год н.э.) ввел налог с продаж рабов — 4% стоимости каждого проданного человека.

      В 1798 году президент США Джон Адамс ввел прямое налогообложение рабов для того, чтобы финансировать строительство американского военного флота, что, естественно, вызвало возмущение плантаторов.

      В Китае в 1068 году была введена система, при которой реквизирование товаров у ремесленников для государственных нужд было заменено денежным налогом.

      Рыбные и мясные блюда традиционно являлись излюбленным объектом налогообложения — власти полагали, что потребители, способные заплатить за эти калорийные блюда, способны заплатить и акциз. Введение рыбных и мясных акцизов обычно объяснялось необходимостью финансировать военные действия. В отдельных случаях эти акцизы и в мирное время достигали невероятных размеров.

      В 1659 году английский торговый представитель, находившийся в Гааге, сообщал в Лондон: «Удивительно видеть готовность, с какой голландцы соглашаются платить налоги — такие большие, как будто продолжается война с Испанией. Человек, который заказывает в гостинице мясное блюдо, должен заплатить 19 акцизов. Голландские рыбаки платят акцизы на пойманную ими самими рыбу, если они просят жену ее зажарить».

      В 1704 году в России Петр I ввел налог на рыбную ловлю, служившую главным источником доходов казаков. С каждого рубля доходов от рыбной ловли полагалось платить в казну 10 денег, то есть 5%.

      В 1764 году английский парламент принял закон, в соответствии с которым в два раза снижалась импортная пошлина на сахар, ввозимый в североамериканские колонии Британии, но при этом обеспечивался действительный сбор этой пошлины (до этого колониальная таможня в Америке не собирала фактически никаких пошлин — чиновники не посещали свои рабочие места, и ежегодные потери пошлин составляли ?500 тыс.). Как писал Бенджамин Франклин, «внезапно повсюду появились сборщики пошлин — низкорожденные и измученные нуждой люди заняли эти должности, так как более достойные от них просто бы отказались. Нужда сборщиков пошлин сделала их жадными, их официальная должность сделала их заносчивыми, их заносчивость и жадность сделали их ненавидимыми всеми, осознание этой ненависти сделало их злобными, их злобность стала побуждать их к постоянным издевательствам над жителями колоний. Я думаю, теперь можно ясно видеть, что система взимания пошлин в Америке, введенная британским парламентом, посеяла семена полного разрыва двух стран». Налог оказался малоприбыльным и затратным — на сбор ?2 тыс. уходило ?8 тыс. административных затрат.

      В России в 1704 году Петр I одновременно с другими нововведениями (см. Бани, Рыбная ловля) постановил облагать налогом свадьбы.

      В Древнем Шумере родственникам запрещалось хоронить умершего до тех пор, пока они не выплатят в бюджет налог на смерть. А в Кастилии при испанском короле Карле V, вступившем на престол в 1516 году, если умирал глава крестьянской семьи, королевская казна забирала у нее одну корову.

      В России в 1646 году власти придумали сделать основным налогом пошлину с соли, увеличив ее с 5 до 20 копеек за пуд, в связи с тем, что простолюдины в постное время питались в основном соленой рыбой. Автор налоговой реформы дьяк Назарий Чистый считал, что введение повышенной соляной пошлины позволит отменить существовавшие тогда прямые налоги — стрелецкие и ямские деньги. Соль нужна всем, поэтому все по мере потребления будут платить, в то время как сбор стрелецких и ямских денег проходил очень плохо — постоянно росла налоговая задолженность. Кроме того, соляную пошлину будут платить и живущие в Москве иностранцы, до этого налогов не платившие. И вообще, полагал дьяк, косвенные налоги лучше прямых: в первом случае за свои налоговые деньги он получает хоть что-то, годное к употреблению, а во втором он не получает ничего, кроме платежной отписки, то есть квитанции.

      В итоге дорогую соль почти никто покупать не стал, на берегах Волги сгнили тысячи пудов дешевой рыбы, так как рыбопромышленники сочли слишком дорогим предприятием ее засолку. В начале 1648 года пошлина была отменена, однако все равно летом того года произошел мятеж налогоплательщиков, вошедший в историю как Соляной бунт. Как пишет Ключевский, убивая дьяка Назария Чистого, мятежники приговаривали: «Вот тебе, изменник, за соль».

      В Китае в 1068 году система, при которой состоятельные семейства должны были направлять своих членов на госслужбу, была заменена системой, при которой эти семейства должны были платить фиксированный денежный налог, чтобы местные власти могли нанимать чиновников для исполнения административных функций.

      По свидетельству римского историка Светония, при императоре Гае Калигуле (37-41 гг.) со всякого судебного дела заранее взыскивалась сороковая часть спорной суммы. «Тех, кто отступался или договаривался без суда, тех наказывали».

      В Венеции с 1993 года власти взимают своеобразный налог на пользование городской землей. Этот налог должны платить те хозяева магазинов и кафе, чьи навесы отбрасывают тень на городские улицы.

      Товары исключительно внутреннего оборота

      В 1853 году в Китае был введен налог «ликин», которым облагались китайские товары, перевозимые внутри страны. Ввозимые в Китай импортные товары налогом не облагались, в результате китайские товары стоили дороже, проигрывали в конкуренции, и это привело к полному упадку китайской промышленности.

      В Пруссии при Фридрихе Великом (1740-1786 гг.) каждый горожанин должен был платить налог на занятия — своеобразный лицензионный сбор за право заниматься какой-либо профессией.

      Налог с туалетов, введенный римским императором Веспасианом (69-79 гг.), по некоторым источникам, был связан с тем, что мочу можно использовать в процессе окраски тканей — так что облагался, так сказать, источник ценного сырья (независимо от того, использовал ли в действительности владелец туалета мочу в производственных целях). По свидетельству римского историка Светония, когда сын императора Веспасиана Тит «упрекал отца, что и нужники он обложил налогом, тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет»,— ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи»,— сказал Веспасиан». Император считал, что ему нужно 60 млрд сестерциев налоговых доходов, чтобы римское государство встало на ноги.

      В Древнем Египте налог на урожай составлял 20% от его расчетного объема — независимо от того, был ли этот урожай действительно собран. В древнеегипетском тексте, написанном около 1200 года до н. э., говорится: «Крестьянин сталкивается с налогом на урожай. Вредители уничтожили половину посевов, а бегемоты — другую. В поле изобилуют мыши. Скот пал от болезней. Если что-то удалось собрать, зерно крадут из закромов воры. И вот на лодке прибывает писец, чтобы собрать налог на урожай. Его помощники несут копья и дубинки и говорят крестьянину, чтобы он отдавал зерно, хотя зерна никакого нет. Крестьянина бьют, связывают и бросают в колодец. Его жену и детей связывают и избивают. Соседи презирают его. Но писец выше всего этого. Те, кто пишут, налогов не платят».

      В Пруссии при Фридрихе Великом земельный налог также исчислялся как процент от расчетного объема урожая независимо от того, получен ли этот урожай в действительности.

      В борьбе за отмену введенного британским парламентом гербового сбора (см. Документы) в январе 1766 года североамериканские колонии направили делегацию в Лондон. Виднейшим ее членом был Бенджамин Франклин, представлявший Нью-Джерси, Джорджию и Массачусетс. На слушаниях в палате общин он заявил следующее: » Америка всегда признавала, что британский парламент имеет право диктовать ей законы во всех областях, кроме одной: он не имеет права устанавливать в Америке внутренние налоги. Кстати, что касается установления пошлин для регулирования внешней торговли Америки, то их парламент вполне вправе устанавливать». «Какой бред!» — с улыбкой заметил по этому поводу министр финансов Великобритании Чарлз Тауншенд. Парламент тут же отменил гербовый сбор и, воспользовавшись разрешением Франклина, ввел в Америке огромные импортные пошлины на английский чай.

      Американские импортеры отказались платить пошлины и ввозили исключительно контрабандный голландский чай. Тогда правительство Великобритании ликвидировало пошлины на индийский чай, ввозимый в Англию, и в результате легальный английский чай стал гораздо дешевле, чем контрабандный голландский. Монополия на ввоз в Америку этого дешевого чая была предоставлена английским поставщикам. В 1773 году, когда в Бостон пришли английские корабли с чаем, американские торговцы приняли решительные меры. Переодевшись в индейцев после патриотического митинга, они захватили английские корабли с чаем в бостонском порту и утопили весь груз. Английское общественное мнение сочло это вопиющим нарушением прав собственности, и именно по поводу этого инцидента английский писатель и общественный деятель Сэмюэль Джонсон с возмущением заявил: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Считается, что так называемое Бостонское чаепитие 1773 года послужило толчком к революции и войне североамериканских штатов за независимость.

      Черный цвет кожи

      После первой мировой войны европейские фермеры в Кении добились введения налога на африканское население, чтобы вынудить местных жителей, у которых не было денег на уплату этого налога, наниматься на фермы.

      Прямой налог на лиц, имеющих экипажи, был введен в Англии в 1692 году.

      Экспорт и импорт

      Как писал в 1662 году английский исследователь Уильям Петти, «таможенные пошлины — это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимых в них. В наших странах они составляют двадцатую часть не тех цен, которые уплачиваются купцами за соответствующий товар, а других — постоянных ставок, установленных правительством, хотя и в соответствии по большей части с советами заинтересованных лиц. Я не могу хорошо уяснить себе, каковы те естественные основания, в силу которых эти пошлины должны уплачиваться государю как при ввозе, так и при вывозе; имеются, по-видимому, все же некоторые основания платить ему за разрешение вывозить определенные продукты, в которых другие страны действительно нуждаются. Я поэтому полагаю, что пошлины являлись вначале вознаграждением, уплачиваемым государю за защиту провоза товаров как в страну, так и из страны от пиратов, и я считал бы это действительно правильным, если бы государь обязан был тратить большие средства с этой целью. Я полагаю, что доля в 5% была установлена на основе подсчета, показывавшего, что до указанных мероприятий купцы обычно теряли больше от нападений пиратов. Но чем бы они ни были, они с давних пор установлены законом».

      Действительно, таможенные пошлины являются одним из древнейших налогов, они имелись в Древнем Египте , в Риме граждане, освобожденные от подушной подати, тем не менее вынуждены были платить пошлины на импортные товары. В России пошлины традиционно играли очень значительную роль — как и освобождение от пошлин. Например, в 1717 году Петру I во время визита во Францию очень понравились шелковые изделия. Вице-канцлер барон Шафиров и тайный советник граф Толстой вызвались организовать шелковую мануфактуру и основали для этого компанию. Для начала компании было дано право беспошлинно ввозить в Россию шелковые изделия. Компания немедленно продала это право частным купцам за 20 тыс. рублей и прекратила существование.

      В 1970-е годы правительство США спасло компанию Harley-Davidson от банкротства, введя в качестве временной меры специальную импортную пошлину на японские мотоциклы.

      Смотрите так же:  Украинский нотариус в лнр

      Оставьте комментарий