Выплаты по осаго на прицеп

Решение № 2-2441/2017 2-2441/2017

М-1551/2017 М-1551/2017 от 31 мая 2017 г. по делу № 2-2441/2017

Мотивированное
решение составлено 31 мая 2017 года

(с учетом выходных дней)

Именем Российской Федерации

22 мая 2017 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Шурухиной Е.В.

при секретаре Желтовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивленкова С.В. к СПАО «***» о взыскании страхового возмещения,

У С Т А Н О В И Л:

Ивленков С.В. обратился с иском к СПАО «***» о взыскании страхового возмещения, указав в обоснование требований, что ответчиком, являющимся страховщиком автогражданской ответственности истца по договору ОСАГО, не выплачено страховое возмещение по наступившему в период действия договора страхования страховому случаю – дорожно-транспортному происшествию (далее также — ДТП), произошедшему *** с участием автомобиля «***» г.р.з. №***, под управлением ФИО1, и автомобиля «***», г.р.з. №*** в сцепке с прицепом «***», г.р.з. №*** принадлежащих на праве собственности истцу. Согласно справке о ДТП водитель ФИО1 допустил столкновение с автомобилем истца. Гражданская ответственность истца застрахована в СПАО «***», гражданская ответственность виновника ДТП – в ОАО «***».

*** истец обратился к ответчику с заявлением о страховой выплате в порядке прямого возмещения ущерба. *** проведен осмотр независимым экспертом-техником, представитель ответчика присутствовал при проведении осмотра. В соответствии с экспертным заключением ООО «***» №*** от *** стоимость восстановительного ремонта с учетом износа а/м «***», г.р.з. №***, составила ***

Страховщиком (ответчиком) *** произведена выплата страхового возмещения в сумме ***.

В соответствии с экспертным заключением ООО «***» №*** от *** стоимость восстановительного ремонта прицепа *** г.р.з. №***, принадлежащего истцу, составила ***., стоимость услуг по эвакуации транспортного средства составила *** стоимость услуг эксперта-техника составила ***

*** экспертное заключение совместно с претензией направлено ответчику, однако до настоящего времени выплата за поврежденное транспортное средство – прицеп «***», г.р.з. №***, не произведена.

По указанным основаниям истец просит взыскать с ответчика страховое возмещение за причинённый прицепу «***», г.р.з. №*** ущерб в сумме ***., убытки в сумме ***. на эвакуацию автотранспорного средства, убытки на проведение в отношении прицепа «***», г.р.з. №*** экспертизы в сумме ***., убытки стоимости курьерских услуг в сумме ***., компенсацию морального вреда в сумме ***., штраф в размере *** от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке, судебные расходы на оплату курьерских услуг в размере *** нотариуса в размере ***., на оплату услуг представителя в размере ***

Истец Ивленков С.В. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен, уполномочил на представление своих интересов представителя ФИО2, который в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях. Дополнительно пояснив, что поскольку согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации признается транспортным средством и автогражданская ответственность эксплуатации а/м «***» по полису ОСАГО серии *** от *** застрахована с указанием на то, что автомобиль используется совместно с прицепом, следовательно автогражданская ответственность эксплуатации как «тягача», так и прицепа являются застрахованными, в ДТП тягач и прицеп использовались совместно, что, по мнению стороны истца, позволяет говорить о необходимости возмещения страховщиком и за причиненный ущерб прицепу. Полагал ошибочными доводы страховщика относительно того, что и «тягач» и прицеп застрахованы по полису ОСАГО в составе автопоезда, как единый объект с лимитом ответственности, определенным ст. 7 Закона об ОСАГО в размере ***.

Представитель ответчика СПАО «***» ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие у страховщика обязанности осуществления выплаты сверх установленного ст. 7 Закона об ОСАГО лимита ответственности в размере ***. Пояснила, что по полису ОСАГО автотранспортные средства а/м « ***» и прицеп «***», г.р.з. №***, застрахованы как автопоезд (в составе автопоезда). Полагала требования истца несостоятельными, поскольку страховщиком исполнены в полном объеме обязательства по указанному страховому случаю в рамках застрахованной ответственности по полису ОСАГО серии *** от *** эксплуатации а/м «***» и прицепа «***», г.р.з. №*** в составе автопоезда, произведена выплата истцу страхового возмещения в размере лимита ответственности страховщика по указанному полису ОСАГО в сумме ***. также полагала доводы стороны истца ошибочными, поскольку по смыслу пояснений стороны истца, в случае рассмотрения а/м «***» г.р.з. №*** и прицепа «***», г.р.з. №***, как отдельных объектов страховой ответственности «тягача» и прицепа, условия для обращения истца в страховую компанию в порядке прямого возмещения убытков, предусмотренные ст. 14.1 Закона об ОСАГО, нарушаются.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ранее в ходе рассмотрения дела вину в ДТП от *** не оспаривал, указал, что им дополнительно в добровольном порядке по соглашению с истцом, оформленному в письменном виде от *** (л.д. 221), произведено возмещение ущерба, причиненного а/м «***» г.р.з. №*** в размере ***. (т.е. сверх выплаченного страховой компанией лимита страхования в размере ***.).

Третье лицо ОАО «***» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истцу на праве собственности принадлежат — автомобиль «***», г.р.з. №***, и прицеп «***», г.р.з. №***

*** произошло дорожно-транспортное происшествие на а/д ***. с участием автомобиля «***» г.р.з. №***, под управлением собственника ФИО1, и автомобиля «***», г.р.з. №*** в сцепке с прицепом «***», г.р.з. №*** принадлежащих на праве собственности истцу. Согласно справке о ДТП водитель ФИО1 допустил столкновение с автомобилем истца, нарушив п. 2.7 ПДД РФ.

Также установлено, что гражданская ответственность истца застрахована в СПАО «***», гражданская ответственность виновника ДТП – в ОАО «***».

*** истец обратился к ответчику с заявлением о страховой выплате в порядке прямого возмещения ущерба. *** проведен осмотр независимым экспертом-техником, представитель ответчика присутствовал при проведении осмотра.

В соответствии с экспертным заключением ООО «***» №*** от *** стоимость восстановительного ремонта с учетом износа а/м «***», г.р.з. №***, составила ***

*** истец обратился к страховщику с заявлением о возмещении ущерба, связанного с повреждением прицепа«***», г.р.з. №***

*** ответчик отказал в возмещении ущерба за указанное транспортное средство.

В соответствии с экспертным заключением ООО «***» №*** от *** стоимость восстановительного ремонта прицепа *** г.р.з. №***, принадлежащего истцу, составила ***., стоимость услуг по эвакуации транспортного средства составила ***., стоимость услуг эксперта-техника составила ***

*** экспертное заключение совместно с претензией направлено ответчику, однако до настоящего времени выплата за поврежденное транспортное средство – прицеп «***», г.р.з. №*** не произведена.

Согласно ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 1. Основные положения > Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав > Статья 15. Возмещение убытков’ target=’_blank’>15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда > § 1. Общие положения о возмещении вреда > Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда’ target=’_blank’>1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст. Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 48. Страхование > Статья 927. Добровольное и обязательное страхование’ target=’_blank’>927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Статьей Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 48. Страхование > Статья 929. Договор имущественного страхования’ target=’_blank’>929 ГК РФ в пункте 1 установлено, что по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определено, что страхование — это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования (пункт 1,2 статьи 2 Закона).

Отношения по страхованию гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности регулируются Федеральным законом от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

Смотрите так же:  Гражданский кодекс статья 28 37

В соответствии со ст.1 Закона об ОСАГО страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

По смыслу ст. 12 и ст.14.1 Закона об ОСАГО в их взаимной связи в случае, если дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, автогражданская ответственность при эксплуатации которых застрахована в установленном законом порядке, вред причинен лишь имущественный, то потерпевший предъявляет требование о выплате страхового возмещения страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего в порядке прямого возмещения ущерба.

В соответствии с п. «б» ст.7 Закона об ОСАГО, в редакции, регулирующей правоотношения сторон, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, который составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, ***.

В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи (ред. от 01.05.2020) > «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» > Статья 5′ target=’_blank’>5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» приведенная редакция подпункта «б» статьи 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступила в силу с 1 октября 2015 г. и применяется к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования, заключенных после 01 октября 2014 года.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размер страховой суммы, установленный статьей 7 Закона об ОСАГО, применяется к договорам, заключенным начиная с 1 октября 2014 г. (подпункт «б» пункта 6 статьи (ред. от 01.05.2020) > «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» > Статья 1′ target=’_blank’>1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации под прицепом понимается транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Данный термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами) является автопоездом (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации).

Прицеп, относящийся к транспортным средствам, в силу конструктивных особенностей не может самостоятельно использоваться без механического транспортного средства (тягача). В то же время при движении в составе автопоезда прицеп оказывает соответствующее влияние на скорость, траекторию, маневренность и другие параметры движения тягача.

В этой связи сторона истца ссылалась на то, что при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда вред в результате дорожно-транспортного происшествия будет считаться причиненным посредством обоих транспортных средств. А поскольку вред в дорожно-транспортном происшествии причинен потерпевшему в результате совместной эксплуатации обоих транспортных средств (тягача и прицепа) в составе автопоезда, а не в результате самостоятельного, независимо от тягача, движения прицепа, то по каждому транспортному средству при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены страховщиком, который застраховал ответственность владельца тягача и прицепа. При этом размер страховой выплаты определяется согласно ст. 7 Закона об ОСАГО, и составляет в силу указанной нормы *** в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

Вместе с тем, указанные ссылки истца суд находит ошибочными, исхода из следующего.

Согласно ст. 14. 1 Закона об ОСАГО прямое возмещение убытков производится в случае, если дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно разъяснениям п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан — владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункта 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).

С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.

Как установлено судом, автогражданская ответственность эксплуатации а/м «***» по полису ОСАГО серии *** от *** застрахована с указанием на то, что автомобиль используется совместно с прицепом (л.д.15).

Поскольку как установлено по указанному страховому случаю в рамках застрахованной ответственности по полису ОСАГО серии *** от *** эксплуатации а/м «***» и прицепа «***», г.р.з. №*** в составе автопоезда, произведена выплата истцу страхового возмещения в размере лимита ответственности страховщика в сумме *** суд приходит к выводу о том, что в силу вышеуказанных положений обязательства страховщиком перед страхователем исполнены в полном объеме.

При указанных обстоятельствах суд считает, что у страховщика отсутствовали основания для осуществления еще одной выплаты, о которой испрашивается истцом.

В силу ч. 14 ст. 12 Федерального закона об ОСАГО стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

Поскольку истцом испрашиваются к возмещению убытки, понесенные именно на проведение независимой экспертизы относительно прицепа — заключение ООО «***» №*** от *** стоимость восстановительного ремонта прицепа *** г.р.з. №***, расходы истца по которой составили ***., при этом расходы на проведение экспертизы ООО «***» №*** от *** в сумме ***. не заявлены к возмещению, при этом страховщиком истцу осуществлена выплата согласно экспертному заключению ООО «***» от *** №*** (л.д.150-162), суд считает требование истца в данной части не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №*** от 29 января 2015 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при причинении вреда потерпевшему возмещению подлежат восстановительные и иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение, восстановление дорожного знака и/или ограждения, доставку ремонтных материалов к месту дорожно-транспортного происшествия и т.д.).

Расходы, понесенные потерпевшим в связи с необходимостью восстановления права, нарушенного вследствие причиненного дорожно-транспортным происшествием вреда, подлежат возмещению страховщиком в пределах сумм, установленных статьей 7 Закона об ОСАГО (пункт 4 статьи Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 48. Страхование > Статья 931. Страхование ответственности за причинение вреда’ target=’_blank’>931 ГК РФ, абзац восьмой статьи 1, абзац первый пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

По смыслу вышеприведенных положений и разъяснений возмещению страховщиком в составе страхового возмещения подлежат расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения. К таким расходам относятся не только расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, восстановление дорожного знака и/или ограждения, но и расходы на оплату услуг аварийного комиссара, расходы на представителя, понесенные потерпевшим при составлении и направлении претензии в страховую компанию, расходы по оплате услуг нотариуса при засвидетельствовании верности копий документов, необходимых для обращения в страховую компанию, и др.

Указанному корреспондируют разъяснения п. 10 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).

При таких обстоятельствах, учитывая, что страховщиком истцу произведена выплата в размере лимита ответственности – ***., суд не находить правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании убытков в сумме ***. на эвакуацию автотранспорного средства, убытков курьерских услуг в сумме ***.

Также ввиду того, что страховщиком в добровольном досудебном порядке перед страхователем (истцом) исполнены обязательства в рамках договора ОСАГО в полном объеме в установленные Законом об ОСАГО сроки, суд не усматривает оснований для возмещения компенсации морального вреда и штрафной санкции.

Таким образом суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Смотрите так же:  Ходатайство адвоката о переквалификации

В силу ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 88. Судебные расходы’ target=’_blank’>88 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Согласно требованиям ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела’ target=’_blank’>94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

По правилам ч.1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами’ target=’_blank’>98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст.ст. Раздел I. Общие положения > Глава 5. Представительство в суде > Статья 48. Ведение дел в суде через представителей’ target=’_blank’>48, Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 100. Возмещение расходов на оплату услуг представителя’ target=’_blank’>100 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Вместе с тем, учитывая, что истец при подаче искового заявления в соответствии с п.4 ч.2 ст. Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 25.3. Государственная пошлина > Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям’ target=’_blank’>333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, ему в удовлетворении иска отказано, то исходя из вышеназванных положений во взаимосвязи со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела’ target=’_blank’>103 ГПК РФ с истца подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета муниципального образования ***.

Отказать в удовлетворении исковых требований Ивленкова С.В. к СПАО «***» о взыскании страхового возмещения.

Взыскать с Ивленкова С.В. госпошлину в доход *** бюджета муниципального образования *** в сумме ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Авария с прицепом

Поправки в правила обязательного страхования автогражданской ответственности упрощают процедуру оформления аварии и получения выплат пострадавшими. Правда, только лишь в случае, если в ДТП попали два автомобиля и нет пострадавших от аварии.

Что изменится в правилах ОСАГО? Некоторые вопросы будут решаться гораздо быстрее. Но появятся новые спорные случаи, которые затруднят получение компенсации за ущерб.

Например, по новому закону и в соответствии с правилами автовладелец в обязательном порядке не должен приобретать полис для своего прицепа. С одной стороны — все разумно. Если человек застраховал свою машину, то зачем еще отдельная ответственность для прицепа, который к этой машине прицепляется? Однако у страховщиков свое мнение по этому поводу. Как быть в случае, если прицеп задел ни в чем не повинный автомобиль? Автовладелец по закону отвечает за застрахованное имущество, то есть за автомобиль. А раз прицеп не застрахован, то какие к нему, к прицепу, претензии? По мнению Российского союза страховщиков страховая компания в подобных случаях не обязана оплачивать ущерб по ОСАГО. И если вас задели именно прицепом, то сразу готовьтесь к походу в суд.

Кстати, некоторые специалисты страхового бизнеса считают, что такой вопрос вполне может быть разрешим в рамках действующих правил. Прицеп можно считать частью транспортного средства, а можно и не считать. Это сфера ответственности страховой компании. Но уже очевидно, что расхлебывать послед ствия аварии с прицепом будет гораздо сложнее.

Одно из достоинств новых правил — это возможность обращаться за выплатой компенсации в ту страховую компанию, с которой у вас заключен договор. Но и у этого пункта есть существенный недостаток. Вы можете потребовать выплаты у своего страховщика только в том случае, если в ДТП участвовали лишь два транспортных средства, причем оба они должны быть застрахованы по ОСАГО. Еще одно условие — если в результате аварии нет пострадавших. Конечно, большинство аварий, наверное, подпадает под эти критерии. Но остается большой процент и тех, кому придется решать вопрос о возмещении ущерба по старинке. То есть требовать деньги от страховщиков виновника ДТП.

И, наконец, остается открытым такой вопрос: как быть страхователю, если договор заключен до вступления в силу поправок в закон об ОСАГО и правила обязательного страхования? Правила предусматривают, что изменение тарифов в течение срока действия договора не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. То есть если, скажем, вы заключили договор ОСАГО на год, а через пару месяцев изменились тарифы, то вам доплачивать не придется. Но может быть и такая ситуация. Вы попали в аварию, скажем, 5 апреля. У вас заключен договор ОСАГО от 1 февраля этого года. А с 1 марта вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривают возмещение вреда уже не 240 тысяч рублей на всех пострадавших, а 160 тысяч на каждого. Но так как вы заключили договор до вступления в силу этих поправок, то страховая компания будет рассматривать этот случай в рамках законов, которые действовали на период заключения договора.

Это, поясняют страховщики, происходит в соответствии с требованиями 422-й статьи Граждан ского кодекса. Статья гласит, что новый порядок распространяется на старые договоры в том случае, если это оговорено в самом законе. Однако в законе о внесении изменений в ОСАГО такой оговорки нет. Значит, на договоры, заключенные до 1 марта, распространяются нормы закона, дей ствовавшие до этой даты.

Впрочем, попавший в такую историю потерпевший может смело отстаивать свои права в суде. Он может требовать исполнения норм закона, который действует на момент наступления страхового случая, ссылаясь на другую, 426-ю статью Гражданского кодекса. Она регулирует отношения в сфере публичного права, а ОСАГО — это публичный договор.

В п. 7 ст. 4 ФЗ № 40-ФЗ указано, что на прицеп не заключается отдельный договор ОСАГО; речь идет о внесении информации о наличии прицепа в договор ОСАГО автомобиля.

Страхование вновь приобретенного прицепа можно разделить на несколько этапов:

  • Получение полиса ОСАГО. Далее следует обратиться в страховую организацию для того, чтобы оформить полис ОСАГО в тех случаях, когда законодатель настаивает на этом. Речь идет о грузовых автомобилях, принадлежащих гражданам или организациям и о легковых автомобилях, принадлежащих юридическим лицам.
  • Регистрация прицепа в ГИБДД. С необходимым пакетом документов гражданину необходимо обратиться в подразделение ГИБДД для получения номерных знаков на прицеп и прохождения процедуры государственной регистрации.
  • Затем оформляется страховой полис, в который вносятся сведения о прицепе, то есть в раздел 2 вписывается информация о том, что транспортное средство используется с прицепом. Полис выдается один.

    0 Стоимость ОСАГО для прицепа.

    Стоимость ОСАГО для прицепа формируется в зависимости от следующих факторов:

    • Регион страхования.
    • Стоимость рассчитывается по следующей формуле:

      Чуть ниже цена за страховку на прицеп будет в компании МАКС. Но покупателям стоит помнить об очередях в страховую.

      Для того, чтобы вести разговор об ответственности за езду без полиса ОСАГО, нужно рассмотреть 2 ситуации:

      Выплаты по страховке в случае участия в ДТП автомобиля с прицепом может получить только пострадавшая сторона. Виновнику аварии никакой ущерб не будет выплачен.

      Но следует помнить, что если речь идет о ДТП с участием грузовика с прицепом и легкового автомобиля, то считается, что участников аварии – 3. Однако, когда пострадал только прицеп и легковой автомобиль, то 2. Аналогичным образом стоит рассматривать случай, когда в аварии участвовали легковой автомобиль с прицепом и другое транспортное средство; участников – 2.

      ? Что если прицеп не пострадал, можно ли получить выплату по страховке?

      Для этого владельцу необходимо обратиться в компанию виновного лица и после предоставления всей документации, ждать выплаты.

      Когда прицеп приобретается позже страхования автомобиля и получения полиса, об этом необходимо уведомить страховую компанию и внести изменения в полис ОСАГО.

      Во всех остальных случаях, данные о прицепе в полис ОСАГО на автомобиль не вносятся.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      Как оформить страховку ОСАГО на прицеп. Правила оформления, что следует знать при страховании.

      0 Когда на прицеп нужна страховка?

      В ст. 4 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, что обязанность по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) не будет распространять свое действие на следующие категории автомобилей с прицепами:

    • Транспортные средства ВС РФ, воинских формирований и приравненных к военным организациях.
    • Транспортные средства, которые не имеют колесных движителей.
    • После этого сотрудник компании проверяет все данные о владельце и сверяет их с базой, уточняет наличие скидок и тп.

      Срок страхования прицепов должен быть одинаковым со сроком страхования автомобиля, так как прицеп является его неотъемлемой частью. Максимальный срок – на 1 год. Минимальный – на 3 месяца. Исключение составляют 2 случая:

    Смотрите так же:  Документы для оформления в собственность гараж

    Более мелкие компании могут предложить меньший тариф, но следует помнить о том, что у них возможны задержки в выплатах.

    0 Ответственность за отсутствие страховки.

    1. Гражданин не исполняет обязанности по страхованию ОСАГО своего автомобиля, уклоняется от нее и осуществляет управление транспортным средством без полиса. Ответственность наступает по ст. 12.37 КоАП РФ. Штраф в этом случае будет 800 руб.
  • В аварии пострадали 2 участника и вред причинен только транспортным средствам.
  • Ответственность участников ДТП застрахована по ОСАГО.
  • ? Нужны ли отметки в основном полисе ОСАГО?

    Если законодателем предусмотрено обязательное страхование прицепа, как например, на грузовых автомобилях, принадлежащих организациям или гражданам или на легковых автомобилях, принадлежащих организациям, то сведения о прицепе должны быть включены в полис ОСАГО.

    Несмотря на то, что прицеп крепится к автомобилю и является его неотъемлемой частью, не во всех случаях законодатель обязывает владельца автомобиля страховать и прицеп и, соответственно, если такой обязанности нет, то все выплаты в случае ДТП должны осуществляться в полном объеме.

  • Легковые машины.
  • Обращаем ваше внимание на тот факт, что если речь идет о категории транспортных средств, которые не подлежат обязательному ОСАГО в случае наличия у них прицепов, то страховщик может сделать отметку в полисе о том, что автомобиль используется без прицепа. Но вне зависимости от наличия/отсутствия такой отметки, страховая компания обязана выплатить ущерб в полном объеме, не предъявляя при этом к владельцу авто с прицепом никаких регрессных требований в связи с тем, что он не уведомил страховую о наличии прицепа, так как по законодательству РФ он вправе использовать прицеп, не включая сведений о нем в полис ОСАГО.

    Владельцам грузовых автомобилей, вне зависимости от того, организация это или гражданин, оформлять ОСАГО на прицеп обязательно.

    0 Этапы получения страховки.

  • Проведение техосмотра и получение диагностической карты. В соответствии с п.4 ст. 32 ФЗ от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», техосмотр необязателен для прицепов к транспортным средствам, принадлежащим гражданам и имеющим разрешенную массу до 3,5 тонн.
  • После прохождения техосмотра на руки владельцу автомобиля и прицепа выдается диагностическая карта.

    0 Порядок получения страховки.

    Для того, чтобы получить страховку, владельцу автомобиля и прицепа необходимо посетить офис страховой компании и предоставить необходимый пакет документов, в который входят, например, паспорт гражданина, ПТС, водительское удостоверение, диагностическая карта на автомобиль и на прицеп, если это предусмотрено законодательством.

    Обязательным этапом в оформлении страховки многие компании считают проведение фото/видео съемки автомобиля и прицепа на предмет обнаружения на нем повреждений.

  • Срок использования.
  • При этом скидка не безаварийность в данном случае не действует.

    Базовый тариф*на территориальный коэффициент*на срок пользования.

    0 Срок страхования.

  • Когда автомобиль вместе с прицепом перегоняется к месту постоянной регистрации или прохождения ТО – 20 дней.
  • Автомобиль, зарегистрированный в иностранном государстве, а на территории РФ используется временно – от 5 дней до окончания нахождения в РФ.
  • 0 В каких страховых оформить?

    Страховая компания, которая предлагает оферту на страхование автомобиля, автоматически застрахует и прицеп, при его наличии. Разница лишь в том, что могут быть разные итоговые цифры страхования.

    Такие гиганты страхования, как Росгосстрах, Ресо предлагают аналогичные тарифы, и стоимость у них не отличается.

  • Гражданин забыл полис, но он у него имеется и оформлен надлежащим образом. В этом случае сотрудник ГИБДД вправе привлечь его к ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ и назначить штраф в размере 500 руб.
  • 0 Выплаты по страховке на прицеп.

    Пострадавший обращается в страховую организацию, в которой виновное лицо застраховал свою автогражданскую ответственность и получает выплаты. Исключение составляют случаи прямых выплат, то есть когда пострадавший обращается в свою страховую компанию. Под эту ситуацию подпадают 2 случая:

    Главное для оформления выплат – определить, какое транспортное средство виновно в совершении ДТП. Делается это очень просто – осматриваются повреждения автомобилей.

    0 Советы юриста:

    Если прицеп не пострадал, а пострадал только автомобиль, то выплата по страховке все равно будет осуществлена, в том случае, когда владелец прицепа и автомобиля не виновное лицо, а потерпевший.

    Если речь идет о случае, когда пострадали только автомобили и у участников ДТП имеется полис ОСАГО, то посетить пострадавшему необходимо свою страховую компанию.

    ДТП с прицепом (авто поездом), положены ли выплаты по ОСАГО?

    Автор:

    В статье я хочу рассмотреть ситуацию когда происходит ДТП между автомобилем с прицепом и другим автомобилем, при чем виновником становится авто с прицепом и вред причинен именно прицепом. По данной ситуации возникает не мало споров и судебных тяжб, но есть определения суда и устоявшаяся судебная практика, на основании которой мы прекрасно разберемся, как же возмещается по ОСАГО вред, причиненный в ДТП, где виновником является автомобиль с прицепом и повреждения причинены именно прицепом.

    Как возмещается ущерб причиненный прицепом в результате ДТП?

    Начнем с того, что на основании Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, от 24.08.2009 г. № А56-10031/2009, определено, что в пункте 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №263, четко указано, что прицеп, полуприцеп и прицеп-роспуск, не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством, признается транспортным средством. То есть простыми словами, на основании правил дорожного движения, тягач (КамАЗ или иной грузовой автомобиль) и прицеп, является одной транспортной единицей.

    Однако, на основании Постановления правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и на основании выше названого постановления №263, прицеп все же по закону, это отдельное транспортное средство и по закону, тягач и прицеп, должны быть застрахованы отдельно. ОСАГО на тягач должно быть отдельно, а договор ОСАГО на прицеп, так же должен быть отдельным.

    Кто из страховщиков возмещает ущерб в результате ДТП с прицепом?

    Как мы разобрались выше, по закону полис ОСАГО должен быть оформлен как на прицеп, так и на тягач. Но если, к примеру, тягач застрахован в одной страховой, а прицеп в другой, кто же тогда возмещает ущерб в результате ДТП и в какую страховую обращаться пострадавшему?

    Ответ здесь следующий, на основании Постановления президиума Челябинского областного суда от 05.10.2011 года, п. 1 данного постановления говорит следующее, что вред причиненный имуществу потерпевшей стороны в результате ДТП с участием автомобиля с прицепом или полуприцепом, может быть признан страховым случаем по договору ОСАГО владельца прицепа или полуприцепа, исключительно в случае, если вред в результате ДТП был причинен в процессе движения тягача и прицепа (совместно, то есть в сцепке), но в результате взаимодействия исключительно прицепа и пострадавшего транспортного средства. Если же вред причинен при совместном воздействии прицепа и тягача, застрахованных по договору ОСАГО, а не по отдельности, то вред возмещается по двум договорам ОСАГО, отдельно по тягачу и отдельно по прицепу.

    Но предлагаю еще раз разобраться в данной ситуации и внести ясность в данный вопрос.

    На основании пп. «а», п. 2 статьи 6, Федерального Закона об ОСАГО, сказано, что страховым случаем не признается ситуация, когда вред в ДТП причинен транспортным средством не указанным в договоре ОСАГО (полисе).

    То есть здесь суть в том, что если по ОСАГО застрахован только тягач, а ущерб был нанесен в результате взаимодействия пострадавшего автомобиля и прицепа и при этом прицеп не застрахован по ОСАГО, то в такой ситуации на возмещение ущерба по ОСГАО претендовать не стоит. То же самое если по ОСАГО застрахован только прицеп, а ДТП произошло с тягачом без участия прицепа, то в таком случае, так как тягач не был застрахован, то и на возмещение ущерба по ОСАГО претендовать не стоит. Однако ситуаций когда тягач не застрахован крайне мало, в основном не застрахованы, бывают только прицепы.

    Довольно часто бывает, что тягач и прицеп застрахованы в разных страховых компаниях и в такой ситуации вред возмещает та страховая компания, в которой зарегистрирована та часть автопоезда, которой был причинен вред. Так же бывает, что прицепов может быть несколько и в таком случае ущерб причиненный прицепом возмещает страховая в которой данный прицеп зарегистрирован.

    Бытует мнение, что все страховщики застраховавшие ответственность составляющих автопоезда несут солидарную ответственность при ДТП, когда произошло взаимодействие одной части автопоезда, с пострадавшим авто. Это мнение ошибочно, так как солидарная ответственность на основании пункта 1 статьи 322 ГК РФ возникает только на основании наличия такого условия в договоре, или на основании закона, а такого условия нет в договоре ОСАГО и не предусмотрена законом об ОСАГО, поэтому как я вам говорил, ответственность за причинение вреда, несет страховая компания, в которой застрахована часть автопоезда, которой был причинен ущерб в результате ДТП.

    Если вред причинен не застрахованным тягачом или прицепом, то такой вред, возмещает владелец тягача или прицепа, все зависит от того, какой частью автопоезда причинен ущерб и застрахована данная часть или нет.

    Надеюсь, я понятно описал ситуацию, а если у Вас остались вопросы, то задайте их нашему автоюристу или адвокату по ОСАГО.

    Оставьте комментарий