Все пособия к снип 2.05.07-85

Пособие к СНиП 2.05.07-85 Пособие по проектированию железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в районах вечной мерзлоты

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Всесоюзное проектное объединение по промышленному транспорту СОЮ3ПРОМТРАНСПРОЕКТ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

13 февраля 1990 г. № 10.

Рекомендовано к изданию решением

Промтрансниипроекта Госстроя СССР

Содержит материалы, разъясняющие и конкретизирующие нормы и правила проектирования железнодорожных путей колеи 1520 (1524 и 1535)мм к автомобильных дорог промышленных предприятий, проектируемых по СНиП 2.05.07-85 х . Промышленный транспорт.

Разработано Промтрансниипроектом Госстроя СССР (канд. геол.-мин. наук Ф.С. Канаев — руководитель темы, канд. техн. наук В.А. Сидяков, инженеры В.И. Поляков, Н.И. Провоторов, Н.В. Сычугов, канд. техн. наук Б.А. Евдокимов, Л.А. Андреева, инженеры В.С. Порожняков, Б.И. Поздняков, В.П. Петровский, А.С. Гузунов) при участии ЦНИИС (докт.техн.наук Н.А. Перетрухни, канд. техн. наук Н.Д. Меренков) и Союздорпроекта (В.В. Филиппов).

2. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

3. ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ

4. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

5. ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

6. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дорожно-климатические зоны СССР

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схематическая карта распространения вечномерзлых грунтов на территории СССР

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Изолинии глубин сезонного оттаивания песчаных грунтов, подстилаемых глинистыми

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Изолинии глубин сезонного оттаивания заторфованных грунтов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Требования к вечномерзлым грунтам для сооружения земляного полотна

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Типы /категории/ грунтов основания земляного полотна по термопросадочности при оттаивании, для железных дорог

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Категории термопросадочности грунтов при оттаивании для автомобильных дорог

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Классификация мерзлых песчаных грунтов по условиям разработки ж применения для сооружения земляного полотна

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Классификация песчаных грунтов по степени цементации льдом и по льдистости

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Осредненные осадки оснований железнодорожных насыпей высотой до 2 м

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Характеристики геотекстилей, применяющихся в дорожном строительстве

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Конструкции земляного полотна железных порог на вечномерзлых грунтах различной категории термопросадочности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Конструкции земляного полотна автомобильных дорог на вечномерзлых грунтах различной категории термопросадочности

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Конструкции земляного полотна на планируемой территории

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 Конструкции откосов» укрепленных неткаными синтетическими материалами — геотекстилями

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 Конструкции дренажей с применением геотекстилей

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Характеристика ландшафтов широко распространенных в первой дорожно-климатической зоне

ПРИЛОЖЕНИЕ 18 Методика расчета высоты насыпи с учетом снегозаносимости

ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Основные формулы для расчета характеристик мерзлых грунтов

ПРИЛОЖЕНИЕ 20 Физико-механические свойства вечномерзлых грунтов Западной Сибири и Северо-Востока СССР

ПРИЛОЖЕНИЕ 21 Номограмма для определения высоты верхней части насыпи в зависимости от толщины термоизоляционного слоя из уплотненного торфа

ПРИЛОЖЕНИЕ 22. Минимально необходимая толщина пенопласта, исключающая протаивание подстилающего слоя грунта от мощности песчаной подушки над ней

ПРИЛОЖЕНИЕ 23. Технологические схемы сооружения земляного полотна

ПРИЛОЖЕНИЕ 24 ЛИТЕРАТУРА

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.2. В качестве основных материалов по разработке Пособия положены главы СНиП 2.05.01-90 (проект) Железные дороги колеи 1524 мм, СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги, ВСН разработанные организациями Минтрансстроя и согласованные с Госстроем СССР; ВСН 61-89 по проектированию железных дорог в условиях вечной мерзлоты, ВСН 84-89 (проект) — по проектированию автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты, ВСН 203-85 — по проектированию железнодорожной линии Ягельная — Ямбург, ВСН 203-85 — по проектированию железных дорог на Ямал, ВСН 204-85 — то же, автомобильных дорог на Ямал, РСН 68-87 — республиканские строительные нормы по проектированию объектов промышленного и гражданского назначения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, РСН 68-90 (проект) — то же, для зоны БАМ и Пособия по проектированию земляного полотна разработанного Союзпромтрансниипроектом, приложение 24 .

1.3. Состав, объем и методики инженерных изысканий для проектирования железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в рамках СНиП 2.05.07-85 х определены Пособием, разработанным Союзпромтрансниипроектом, в том числе для районов вечной мерзлоты, с учетом главы СНиП 1.02.07-87 Инженерные изыскания для строительства, приложение 24 .

1.4. При проектировании плана и профиля транспорта промышленных предприятий должны быть учтены сложные климатические и мерзлотно-грунтовые условия, геокриологические процессы и явления, влияющие на устойчивость земляного полотна при строительстве железных и автомобильных дорог в первой дорожно-климатической зоне, границы которой приведены в приложении I.

1.5. При трассировании железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты должны быть учтены характеристики природных комплексов — ландшафтов, пересекаемых трассой с выделением мест по типовому и индивидуальному проектированию дорожных сооружений, согласно основных трех принципов строительства.

1.6. При проектировании дорожных сооружений должны учитываться свойства вечномерзлых грунтов при от оттаивании, т.е. их термопросадочные свойства, классифицируемые для железных дорог на четыре категории, а автомобильных — на пять, согласно приложениям 7 и 9 , а также с учетом свойств грунтов по условиям разработки и применения их для сооружения земляного полотна, классифицируемых на сыпучемерзлые, сухомерзлые, твердомерзлые и пластичномерзлые, приложение 8 , а также по степени цементации песчаных грунтов по льдистости, приложение 9 .

1.7. При проектировании земляного полотна должны быть учтены величины осадок грунтов оснований, определяемые на стадии ТЭО и ТЭД, а также проекта, по приложению 10 — по ландшафтным типам, либо расчетом по различным формулам, согласно указаний ВСН 203-85.

1.8. Проектирование дорожных сооружений — мостов и труб в районах вечной мерзлоты можно выполнять по главе СНиП 2.02.04-88, СНиП 2.05.03-84 и указаний ВСН 203-85 и ВСН 204-85 — автомобильные дороги, с рекомендациями настоящего Пособие, п.п.2.80 — 2.90 .

1.9. При разработке проекта энергоснабжения железнодорожной линии к промышленному предприятию рекомендуется учитывать указания главы СНиП 2.05.07-85 х , п.п.2.163 — 2.199 с учетом особенностей проложения сети по положениям, изложенным в ВСН 203-85, п.п.6.1-6.17.

1.10. При проектировании устройств средств СЦБ и связи должны быть осуществлены требования ВСН 203-85 и ВСН 204-85, в части специальной изоляции проводящих кабелей.

1.11. Во всех разделах проекта транспорта промышленных предприятий должны быть разработаны природоохранные мероприятия и рекультивация нарушенных при строительстве сельскохозяйственных земель, с составлением объемов и смет на их рекультивацию, согласно указаний раздела 6 настоящего Пособия.

1.12. Служебно-технические здания их размещение должны проектироваться с учетом структуры управления промышленным транспортом и комплекса факторов определяемых главой СНиП 2.05.07-85 х с учетом рекомендаций РСН 68-87, РСН 68-90 (проект) и суровых климатических условий, в том числе снегозаносимости.

1.13. В проекте организации работ по сооружению транспорта промышленных предприятий следует руководствоваться технологическими схемами сооружения земляного полотна согласно приложения 23 .

1.14. Пособие состоит из общей части и разделов: железнодорожный транспорт, верхнее строение пути, автомобильные дороги, дорожные одежды и природоохранные мероприятия с рекультивацией земель, подразделов: мосты и трубы, технология сооружения земляного полотна и 24 приложений.

2. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ПУТИ

2.1. На соединительных путях, путях на станциях и погрузо-разгрузочных фронтов, план и продольный профиль, в том числе руководящий уклон, крутизну спусков и другие элементы следует назначать согласно указаний СНиП 2.05.07-85 х , п.п.2.8 — 2.46 , с учетом рекомендаций настоящего «Пособия».

2.2. Наибольшую алгебраическую разность сопрягаемых уклонов продольного профиля пути следует принимать не более 10 о/оо.

2.3. Переломы продольного профиля допускается проектировать вне зависимости от плана пути, с учетом мерзлотно-грунтовых условий и термопросадочности грунтов при оттаивании.

2.4. Радиусы кривых в плане допускается принимать не менее 350 м, а на участках со сложными геокриологическими условиями — 250 м. В особо сложных рельефных и застроенных территориях, радиус кривой разрешается принимать равным 200 м.

2.5. Длины разделительных площадок на возвышениях продольного профиля, ограниченных руководящими подъемами длиной более 4,5 км, допускается уменьшать до 100 м.

2.6. Превышение бровки насыпей над расчетным уровнем снежного покрова следует принимать на подходах к мостам 0,7 м; на раздельных пунктах с числом путей 2 — 1,2 м; 3 — 1,8 м и 4 — 2,3м. Расчет высоты насыпи по снегозаносимости можно выполнять по методике, приведенной в приложении 18.

2.7. На снегозаносимых участках пути с отложениями снега объемом более 200 м 3 на один метр трасы, следует проектировать заборы высотой по расчету, а объемом менее 200 м 3 — рекомендуются щиты.

Смотрите так же:  Юрьев-польский нотариус

2.8 . Раздельные пункты следует размещать исходя из тяговых расчётов и удобства обслуживания промышленных предприятий, населенных пунктов, вахтовых поселков, а также с учётом сложности геокриологических процессов,

2.9. Размещение разъездов и станций не рекомендуется располагать на грунтах IV категории по термопросадочности, а также на миграционных буграх пучения, термокарстовых понижениях на солифлюкционных склонах и участках с залеганием льда на глубинах 1-5 м от поверхности общей мощностью 1-2 м.

2.10. Кроме числа расчётных путей на станции следует дополнительно в проекте предусматривать по одному тупику, длиной не менее 300 м для размещения аварийно-восстановительных поездов, снегоочистных обустройств и эксплуатационных служб.

2.11. Станции и разъезды рекомендуется проектировать в плане на кривых радиусом не менее 600 м.

2.12. Камеральное трассирование линии рекомендуется осуществлять на ландшафтных картах в масштабах 1:10000-1:25000, позволяющих обходить участки болот, льдонасыщенные грунты, термокарстовые понижения и косогоры подверженные солифлюкционными процессами.

2.13. Камерально и на местности трассу рекомендуется прокладывать по ландшафтам с сезоннооттаивающим слоем 0,6 — 2,0 м, приложение 17 , по склонам южной экспозиции, участкам с залеганием скальных или крупнообломочных грунтов, а также песчаных.

Предпочтение при трассировании следует отдавать водораздельным и долинным ходам — по надпойменным террасам и по наветренным склонам с наименьшими снегоотложениями.

2.14. В пределах долины реки, трассу следует укладывать не ближе 50-60 м от подветренных подошв склонов с целью обеспечения снегонезаносимости.

2.15. При трассировании линий следует обходить крупные льдонасыщенные бугры пучения, склоны подверженные солифлюкции, термокарстовым процессам, развитию оползней и оплывин.

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

2.16. Земляное полотно железнодорожных путей следует проектировать по СНиП 2.05.07-85, п.п.2.68 – 2.69, с учетом категории грунтов основания по термопросадочности при оттаивании, согласно приложения 6 , требований к вечномерзлым грунтам для сооружения земляного полотна по нормам, приведенным в приложении 5 , обеспечения допустимых осадок оснований определяемых: по приложению 10 и коэффициента просадочности при оттаивании — по приложению 9 , а также с учетом снегонезаносимости — по приложению 18 .

2.17 . Разработку конструкций земляного полотна следует осуществлять по трем принципам строительства.

Первый — с сохранением в основании насыпей вечной или «новообразованной» мерзлоты путем применения термоизоляционных материалов — торфа, пенопласта и геотекстилей, приложение 15.

Второй — с допущением оттаивания вечномерзлых грунтов в основаниях насыпей и выемок в период строительства и эксплуатации с соблюдением допустимых осадок по приложению 10 или по расчету.

Третий — предварительное оттаивание высокотемпературных грунтов в основаниях выемок и насыпей на расчетную глубину по методике, приведенной в СНиП 2.02.04-88.

2.18. При проектировании земляного полотна необходимо учитывать требования, предусмотренные для первой дорожно-климатической зоны и ее подзон, согласно районирования, приведенного в приложении I и ВСН 46-83, приложение 24 , а также свойств вечномерзлых грунтов, приложение 5 , термопросадочность при их оттаивании, приложения 6, 7, 8 , температуру грунтов на глубине 10 м по приложению 2 , мощность снежного покрова на типичных ландшафтах по приложению 17 и мощность сезонного оттаивания и промерзания грунтов по приложениям 3, 4 и 17 .

2.19. Оптимальная высота насыпи определяется по теплотехническому расчету согласно указаний СНиП 2.02.04-88, а с учетом снегозаносимости определяется по методике, приведенной в приложении 18 .

2.20. При подсчете объемов земляных работ по сооружению насыпей необходимо дополнительно определять так называемую «скрытую кубатуру», образующуюся за счет уплотнения грунтов насыпи и основания в результате термопросадок. Величины осадок основания насыпей высотой до 2 м можно определять и назначать в проекте руководствуясь данными приложения 10 по ландшафтам, пересекаемых трассой, границы которых определяются при изысканиях.

2.21. В качестве термоизолирующих материалов, обеспечивающих сохранность вечномерзлых грунтов под насыпями и выемками рекомендуются уплотненный сухой торф, пенопласт и различные геотекстили, характеристики которых приведены в приложении 11 .

2.22. Минимально необходимую толщину пенопласта, исключающую протаивание подстилающего слоя грунта от мощности песчаной подушки над ней можно определять по номограмме, приведенной в приложении 22 .

2.23. Для определения высоты верхней части насыпи в зависимости от толщины термоизоляционного слоя из уплотненного слоя торфа можно пользоваться номограммой, приведенной в приложении 21 .

2.24. При разработке проекта конструкций земляного полотна железнодорожных линий в Западной Сибири и Северо-Востоке СССР физико-механические основные свойства вечномерзлых грунтов можно принимать ориентировочно по приложению 20 , а основные формулы для расчета характеристик мерзлых грунтов приведены в приложении 19 .

2.25. Мохово-растительный тундровый покров при сооружении насыпей должен быть сохранен в пределах полосы отвода земель. Величину обжатия мохово-растительного покрова насыпью следует в расчетах осадок принимать равной 50% от его мощности в природных условиях определяемых замерами на типичных ландшафтах или принимается по приложению 17.

2.26. Грунты из резервов для возведения насыпей должны отвечать требованиям СНиП 2.05.01-89 (проект). При этом суммарную влажность и консистенцию суглинистых грунтов сезоннооттаивающего слоя (по горизонтам) на разные периода строительства можно определять по табл.2.1 .

2.27. При сооружении земляного полотна рекомендуется применять технологические схемы, приведенные в приложении 23 , с учетом сроков строительства и временной эксплуатации (по ВСН 200-85).

2.28. На территориях промышленных предприятий и селитебных зонах, земляное полотно рекомендуется проектировать по первому и второму принципам строительства в зависимости от температурного режима вечномерзлых грунтов и их термопросадочности. Участки перехода насыпей к выемке также проектируются по первому и второму принципам строительства.

2.29. Все расчеты по оценке устойчивости земляного полотна должны выполняться по программам на ЭВМ, приведенным в Пособии по проектированию земляного полотна, разработанного Союзпромтрансниипроектом, приложение 24 .

Таблица 2.1.

Суммарная влажность в % и консистенция грунтов сезоннооттаивающего слоя, в различные периоды года

Пособие по проектированию железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в районах вечной мерзлоты (к СНиП 2.05.07-85)

Сметное дело и ценообразование в строительстве. Расчет смет.
Период обучения:
15 января — 5 марта 2020 года

Информационный бюллетень БУДСТАНДАРТ Online. Выпуск №3 2020 года

Перечень документов, которые отменены 1 ноября 2020 года

О восстановлении действия национальных стандартов 1 ноября 2020 года

Минрегион инициирует разработку нового законопроекта по урегулированию вопросов «долгостроев»

Переименовали Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Обновленный Порядок разработки проектной документации на строительство объектов

Реорганизация Министерства энергетики и угольной промышленности

Для просмотра текста документа
необходимо авторизоваться.

Сервис содержит 18749 бесплатных документов, которые доступны зарегистрированным пользователям. Регистрируйся бесплатно >>>

  • Информация о документе
  • Ссылки на документы
  • Ссылки из других документов
Наименование документа Пособие по проектированию железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в районах вечной мерзлоты (к СНиП 2.05.07-85)
Дата принятия 13.02.1990
Статус Недействующий
Вид документа Пособие к СНиП
Шифр документа 2.05.07-85
Разработчик Проектный научно-исследовательский институт промышленности транспорта (Промтрансниипроект)
Принявший орган Проектный научно-исследовательский институт промышленности транспорта (Промтрансниипроект)
Дополнительные данные СНиП 2.05.07-85* заменен на СНиП 2.05.07-91

В данном документе нет ссылок на другие нормативные документы.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Всесоюзное проектное объединение по промышленному транспорту

ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗНЫХ
И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

13 февраля 1990 г. № 10

Рекомендовано к изданию решением Научно-технического совета Промтрансниипроекта Госстроя СССР

Пособие по проектированию железных и автомобильных дорог промышленных предприятий в районах вечной мерзлоты /к СНиП 2.05.07-85*/, выпуск 5602. Союзпромтрансниипроект. — М.; 1989, 121 с.

Содержит материалы, разъясняющие и конкретизирующие нормы и правила проектирования железнодорожных путей колеи 1520 (1524 и 1535) мм и автомобильных дорог промышленных предприятий, проектируемых по СНиП 2.05.07-85*. Промышленный транспорт.

ПОСОБИЕ предназначено для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием и строительством промышленного транспорта в районах распространения вечной мерзлоты.

Разработано Промтрансниипроектом Госстроя СССР (канд. геол.-мин. наук Ф.С. Канаев — руководитель темы, канд. техн. наук В.А. Сидяков, инженеры В.И. Поляков, Н.И. Провоторов, Н.В. Сычугов, канд. техн. наук Б.А. Евдокимов, Л.А. Андреева, инженеры В.С. Порожняков, Б.И. Поздняков, В.П. Петровский, А.С. Гузунов) при участии ЦНИИС (докт. техн. наук Н.А. Перетрухин, канд. техн. наук Н.Д. Меренков) и Союздорпроекта (В.И. Филиппов).

1.1. Настоящее Пособие распространяется на проектирование новых и реконструируемых внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей колеи 1520 (1524 и 1535) мм и подъездных дорог промышленных предприятий, разрабатываемых по нормам и правилам СНиП 2.05.07-85*. Промышленный транспорт.

Все пособия к снип 2.05.07-85

Методические рекомендации по выбору видов и сравнения вариантов промышленного транспорта — 1. Методические рекомендации по выбору видов и сравнения вариантов промышленного транспорта . 2 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основные положения по определению стоимости строительства — 2. Основные положения по определению стоимости строительства . 11 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Смотрите так же:  Разбили стекло в машине что делать осаго

Методические — 38. Методические рекомендации по методам исследований скальных пород и массивов / Советский комитет по участию в Международном обществе по механике скальных пород (СК МОМСП): Пер. с англ. / Под ред. В.И. Речицкого. М., 1984. Источник: 55 90:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основные — 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Погрузочно-разгрузочные сооружения и устройства — 9. Погрузочно разгрузочные сооружения и устройства . 66 Общие положения. 66 Склады и фронты погрузки песка, щебня, гравия в железнодорожный и автомобильный подвижной состав. 67 Склады и фронты погрузки руды в полувагоны.. 68 Склады и фронты… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основные положения — 6.1 Основные положения 6.1.1 При выборе методов проведения анализа риска аварий ГТС следует учитывать цели анализа риска, тип, класс, назначение и этап жизненного цикла анализируемого ГТС, характер опасностей, объем и качество исходных данных,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

железнодорожный транспорт — 3.1 железнодорожный транспорт (railway system): Поезда, рельсовые пути и другие элементы железнодорожной сети, производящие и передающие вибрацию (как в открытом пространстве, так и в железнодорожных туннелях). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Железнодорожный транспорт колеи 1520 (1524) мм — 4. Железнодорожный транспорт колеи 1520 (1524) мм .. 20 Общие положения. 20 Внешние (подъездные) и внутренние пути на неспланированной территории. 21 Внутренние (соединительные и погрузочно выгрузочные) пути на спланированной территории. 21… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Автомобильный транспорт — 5. Автомобильный транспорт . 37 Общие положения. 37 Стоимость местных материалов (Московская область) 37 Стоимость строительства 1 км автомобильных дорог. 38 Мосты и путепроводы.. 45 Гаражи и сооружения дорожно эксплуатационной службы.. 45… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Конвейерный транспорт — 6. Конвейерный транспорт . 54 Общие положения. 54 Приобретение и монтаж оборудования конвейеров. 55 Стоимость строительства перегрузочных узлов. 56 Конвейерные галереи. 57 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дренажная и водоотводная канава: уклон и укрепление откосов

Канавы — это линейные выемки грунта вдоль дорог, строительных площадок или отдельных земельных участков. Такие канавы часто называют водоотводными или дренажными. Их основная задача производить осушение дорог, дорожек или участков. Дренажные или водоотводные канавы используются при глубине залегания горизонта грунтовых вод до 2 метров. Если канавы перехватывают и отводят воду, поступающую с вышерасположенной территории, то такую дренажную канаву называют нагорной. Если дренажные канавы располагаются вдоль всех границ участка или дороги, то такие канавы называются кюветами. Если участок или дорога имеют рядом круглогодичный поток грунтовых вод, то водоотведение осуществляется каналами в закрытых лотках. Дренажные канавы располагаются со стороны притока грунтовых вод. На болоте (торфяные грунты) дренажные канавы планируются с обеих сторон дороги и со всех строн от дренируемого участка. При глинистых грунтах наименьшие уклоны дренажей принимаются равными 2 ‰ (2 промилле — то есть уклон 2 см на 10 метров), а при песчаных грунтах — 3 ‰. [по данным СП 104-34-96 и Пособия к СНиП 2.05.07-85 2.229].

Для дренажных канав (кюветов) возле автомобильных дорог дно дренажных канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰, и в исключительных случаях — не менее 3‰. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. Если при проектировании продольного профиля дренажных канав топографические условия местности не позволяют выдержать один и тот же продольный уклон, следует назначать крутые уклоны на коротких участках с соответствующим типом крепления или устраивать между ними вставки с уклонами, не требующими укреплений. Минимальная допускаемая скорость течения воды по условиям недопущения заиливания канав 0,25 — 0,30 м/с (для канав, не имеющих укрепления и не покрытых растительностью).

Вся система поверхностного несовершенного дренажа территорий, кроме устройства собственно дренажных канав, включает в себя планировку территории и устройство испарительных бассейнов или поглощающих колодцев. Не допускается проектировать выпуск атмосферных вод из кюветов и дренажных канав в:
— водотоки, протекающие в пределах населенного пункта и имеющие скорость течения менее 5 см/с и расход менее 1 м 3 /сут;
— непроточные пруды;
— водоемы в местах, специально отведенных под пляжи;
— рыбные пруды (без специального разрешения);
— замкнутые лощины и низины, подверженные заболачиванию;
— размываемые овраги без специального укрепления их русел и берегов;
— заболоченные поймы рек. [Пункт 2.194 Пособия к СНиП 2.05.07-85]
В местах выхода водотоков на склоны оврагов и низин водоотводные устройства необходимо прокладывать в сторону от земляного полотна и предусматривать их укрепление. Сопряжение водоотводных канав с руслом водотоков следует проектировать с выполнением следующих условий:
в месте сопряжения канаву направлять по течению водотока;
— угол между осями канавы и водотока назначать не более 45 ° ;
— изменение направления канавы проектировать плавным по кривой радиусом не менее 5 м, а на участках подходов к перепадам, быстротокам и искусственным сооружениям — не менее 10 м.
— высотная отметка устья — выпуска воды из канавы или лотка должна быть ниже отметки бровки земляного полотна не менее чем на 1 м.

Крутизна откосов кюветов со стороны дороги должна составлять 1 : 1,5 (1 часть по вертикали к 1,5 части по горизонтали). Глубину кюветов следует принимать не менее 0,6 м, а ширину по дну — 0,4 м. Для районов с сухим климатом допускается уменьшать глубину кюветов до 0,4 м. На болотах глубина и ширина дна кювета должна быть не менее 0,8 метра (а на болотах с аморфным илом или сапропелем — 2 метра). Кюветы следует проектировать, как правило, трапецеидального поперечного профиля, а при соответствующем обосновании — полуциркульного профиля.

Минимальные размеры и другие параметры водоотводных устройств следует назначать на основе гидравлических расчетов, но не менее значений в нижеприведенной таблице [Таблица №20, пункт 2.190 Пособие к СНиП 2.05.07-85].

Вид канавы

Ширина дна после укрепления, м

Глубина, м
/ Возвышение бровки над уровнем воды

Крутизна откоса при грунтах

Параметры карьерных дорог

В.В. Забелин, старший научный сотрудник лаборатории оптимизации открытых горных разработок;

И.В. Зырянов, д.т.н., заместитель директора по научной работе;

Ю.М. Шаповалов, ведущий инженер-технолог, Научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО)

Сырьевая база богатых месторождений алмазов Западной провинции Якутии истощается. Пришло время вовлечения в разработку беднотоварные кимберлитовые трубки с низким содержанием. Чтобы обеспечить эффективность ведения горных работ на таких трубках, необходимо обеспечить снижение себестоимости добычи полезного ископаемого.

Снижение себестоимости добычи следует искать в разработке и применении новых технологий горных работ, в расширении технических возможностей имеющегося горного оборудования, в возможностях снижения объемов добычи пустых пород, т.е. в понижении коэффициента вскрыши. Последнее имеет большое значение при разработке месторождений небольших размеров в плане и простирающихся на значительную глубину, к которым относятся кимберлитовые трубки.

Одним из направлений сокращения вскрыши является заложение транспортных берм с минимально допустимыми параметрами карьерных дорог, обеспечивающих безопасную эксплуатацию большегрузных автосамосвалов.

Параметры технологических карьерных автомобильных дорог в Российской Федерации определяются следующими нормативными документами:

1) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых». Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. №599. Регистрация в Минюсте РФ 2 июля 2014 г., рег. №32935 [1].

2) СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт» [2].

3) Свод правил СП 37.1333.2012 «Промышленный транспорт», актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. №635/7). Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1521 [3].

Согласно этим документам ширина транспортной бермы карьерных дорог состоит из следующих элементов (см. рисунок): закюветной полки для сбора осыпей с вышележащего откоса, водоотводного сооружения, проезжей части, обочин, ограждения и полосы выветривания, отделяющей бровку земляного полотна от ограждения или призмы обрушения.

Следует заметить, что в зарубежных нормативных документах в параметрах составляющих транспортную берму нет элемента «обочина», т.к. ее функции выполняет часть ширины дороги W (проезжей части), рассчитываемая для двухполосной дороги по формуле:

Смотрите так же:  Приказ департамента здравоохранения воронежской области от 25.07.2020 1369

где Х – габаритная ширина автосамосвала, м. Опыт освоения алмазных месторождений в условиях криолитозоны, большинство которых начинали проектироваться и разрабатываться до утверждения последних нормативных документов, показывает, что их разработка может успешно проводиться при размерах карьерных дорог меньше заложенных в СП 37.13330-2012.

Сложившаяся в нашей стране нормативная база расчета параметров карьерных дорог, за счет обязательного устройства двух обочин в ширине транспортной бермы объективно приводит к росту затрат на разработку полезного ископаемого и снижению эффективности отработки как действующих карьеров АК «АЛРОСА» (ПАО), так и новых беднотоварных месторождений с низким содержанием алмазов. Выработка дальнейшей стратегии формирования более рациональных транспортных систем кимберлитовых карьеров Якутии является задачей первостепенной важности.

В этой связи разработка нормативного документа (Национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию»), учитывающего особенности современных технологий открытой разработки карьеров и реальных условий ведения горных работ, является требованием времени. На фотографиях показаны фактические автомобильные дороги на наиболее крупных карьерах АК «АЛРОСА» (ПАО) и расположение автомобильной техники на них.

Автомобильные дороги на карьере «Комсомольский»

Рассмотрим функции, которые выполняет такой элемент дороги, как «обочина», и их необходимость в карьере.

В связи с отсутствием в вышеприведенных нормативных документах формулировки «обочина» ее функции оценим по документам для дорог общего пользования [4, 5 и 8]. Согласно СП 78.13330.2012 [4], это «Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях». По правилам дорожного движения (ПДД) [5], «Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами» (п. 1.2 ПДД).

В соответствии с ПДД п. 9.9, «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2–24.4, 24.7, 25.2 Правил), …».

Согласно пунктам ПДД, составляющим исключение, на обочине разрешается:

стоянка транспортных средств (ПДД 12.1); — движение велосипедов и мопедов при отсутствии велосипедных дорожек (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2);

— движение пешеходов при отсутствии тротуаров (ПДД 4.1);

— разворот, если его нельзя выполнить без заезда на обочину (ПДД 8.8).

Допускается движение по обочинам машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда.

По ГОСТ Р 52399-2005 [8] в обочину входит краевая полоса, имеющая такую же конструкцию дорожной одежды как и проезжая часть, «предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств». Но эта полоса, выполняя функцию защиты проезжей части, составляет только 20% от обочины.

Из вышеизложенных формулировок и пояснений следует, что обочина, вопервых, не предназначена для постоянного движения автомобилей, а во-вторых, выполняет функции, которых в карьере практически нет. Большинство задач, которые решает обочина, – характерны для автомобильных дорог общего пользования, – а карьерные автомобильные дороги относятся к ведомственным, т.к. предназначены для обслуживания производственных и технологических перевозок [9].

К карьерным дорогам можно отнести только следующие функции обочины: обеспечение устойчивости земляного полотна; повышение безопасности дорожного движения и использование их при чрезвычайных ситуациях. По сравнению с дорогами общего пользования, эти функции в карьерах решаются другими способами.

Устойчивость полотна со стороны нижележащего откоса обеспечивается породным валом, который примыкает к проезжей части, а со стороны вышележащего откоса – краевой полосой, которая возводится по параметрам проезжей части дороги.

Безопасность движения в карьерах обеспечивается ограничением расчетных скоростей движения автомобилей, максимальная величина которых зависит от категории дороги и составляет, например, в карьере для дорог категории I-к – 30 км/ч (табл. 7.2 СП 37.13330.2012). Для других категорий дорог она еще меньше, а в зависимости от местных условий может быть снижена до 15 км/ч. Кроме того, на технологических дорогах движение автомобилей должно выполняться без обгона (п. 733 [1]).

Самой чрезвычайной (аварийной) ситуации в карьере является поломка автомобиля, которая приводит к остановке и стоянке, как правило, на проезжей части, т.к. не всегда удается съехать на обочину, особенно при движении на подъем. В таких ситуациях автосамосвалы в течение 30 – 40 минут вывозятся из карьера при помощи специального тягача, т.к. запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные самосвалы (п. 730 [1]). При этом нет необходимости разворота вышедшего из строя автомобиля.

На дорогах общего пользования, особенно между населёнными пунктами, обеспечить такой норматив оказания технической помощи проблематично. Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить «обочину» из конструктивных элементов, составляющих внутреннюю карьерную дорогу. Ширину карьерной автомобильной дороги (W), которая состоит только из проезжей части, предлагается определять по формуле:

W= (1,5 · L + kк) ? Х, м ,

где: L – число полос движения; kк – коэффициент категории дороги.

Внутрикарьерная дорога карьера «Удачный»

Геометрические размеры ширины карьерных автомобильных дорог принимают исходя из движения по ним специализированных автотранспортных средств с наибольшими осевой нагрузкой и габаритом по ширине. Габаритную ширину (габарит) автомобиля принимают в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004 (пункты 2.14 и 2.15) [6]:

«п. 2.14 край габаритной ширины с каждой стороны транспортного средства: Плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства, касательная к его боковой наружной поверхности, без учёта проекций, образуемых:

п. 2.14.1 шинами вблизи от точки их соприкосновения с землей и подсоединений указателей давления в шинах;

п. 2.14.2 приспособлениями противоскольжения, которые могут быть установлены на колесах;

п. 2.14.3 зеркалами заднего вида;

п. 2.14.4 боковыми указателями поворота, контурными огнями, передними и задними габаритными огнями, стояночными огнями, светоотражающими устройствами и боковыми габаритными огнями;

п. 2.14.5 пломбами, накладываемыми таможенными органами на транспортное средство, и приспособлениями для крепления и защиты этих пломб.

п. 2.15 габаритная ширина: Расстояние между обеими вертикальными плоскостями, определенными в п. 2.14».

Коэффициент категории дороги (kк) для различных категорий и их местоположения, с учетом примечания 4 таблицы 7.9 [3], приведен в табл. 1.

С учетом вышеизложенного ширина карьерной автомобильной дороги (проезжая часть) для различных категорий и местоположения приведена в табл. 2.

Остальные размеры элементов транспортной бермы предлагается определять следующим образом.

Проезжую часть автомобильных внутрикарьерных дорог (кроме забойных) необходимо ограждать от призмы возможного обрушения предохранительными сооружениями, основные из которых:

  • ориентирующий (направляющий) породный вал;
  • удерживающий породный вал;
  • удерживающая конструкция ограждения капитального типа.
  • Высоту предохранительных сооружений следует принимать в соответствии с п. 726 ФНиП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» [2], т.е. высота породного вала принимается не менее радиуса колеса самого большого по грузоподъемности из эксплуатируемых в карьере автомобилей.

    Минимальная высота и ширина ориентирующего (направляющего) породного вала, зависящая от диаметра шин применяемых карьерных автосамосвалов, приведена в табл. 3.

    В качестве удерживающего ограждения капитального типа предлагается использовать отклоняющее анкерное железобетонное ограждение парапетного типа. Параметры конструкции этого ограждения рассчитывают по методике, приведенной в «Пособии по проектированию внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85)» Выпуск 5522 [7].

    Минимальные значения высот предохранительных сооружений – принимать по табл. 7.25 СП 37.13330.2012 (табл. 4).

    Параметры остальных элементов поперечного профиля транспортной бермы карьерных автомобильных дорог принимаются по табл. 5.

    Вышеприведенные размеры элементов транспортных берм предлагается включить в разрабатываемый национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию».

    Выводы:

    1. Предлагается исключить «обочину» из элементов автомобильных дорог в карьере.

    2. Ширину карьерных автомобильных дорог необходимо определять по формуле, учитывающей ширину применяемых автотранспортных средств (с наибольшим габаритом) и категорию дороги.

    3. Габаритная ширина (габарит) автомобиля определяется в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004 (пункты 2.14 и 2.15).

    4. Параметры карьерных дорог для алмазодобывающих карьеров, расположенных в криолитозоне, целесообразно включить в разрабатываемый национальный стандарт «Разработка алмазорудных месторождений открытым способом в криолитозоне. Требования к проектированию».

Оставьте комментарий