Виды подшипников требования к ним

Виды подшипников требования к ним

В настоящее время на рынке в широком ассортименте доступны самые разнообразные виды подшипников. Во время покупки нужно понимать, что качество подшипников будет оказывать очень большое влияние на то, как будет вести себя конечный продукт. Естественно, если подшипник применяется в механизме, то работоспособность его будет зависеть в первую очередь от уровня износа и его скорости. А именно подшипники оказывает большое влияние на то что в конечном итоге влияет на износ. Также при покупке подшипника необходимо обратить особенное внимание на срок эксплуатации. Некоторые подшипники имеют определенную сезонность, в некоторых случаях они могут работать только с перебоями.

Например, сельскохозяйственная техника активно используются в период лета – это сезон, когда машины выполняют большую часть работ. Большую часть работ.

Подшипники играют очень большую роль в нефтепереработке. В этом случае к ним предъявляются требования, основным среди которых является высокая устойчивость к появлению ржавчины. Также на нефтедобывающих станциях наблюдается значительный перепад температуры, особенно в высокую сторону. Поэтому подшипники должны быть крайне долговечными, поскольку замена порой может стоить очень больших средств.

Следует особенно сказать про подшипники, которые используются в электрических моторах, поскольку они определяют экономичность этого устройства. Кроме того, подшипники не должны быть чувствительными к воздействию электрического тока. Вдобавок ко всему, они должны быть бесшумными.

Видов подшипников существует большое количество. Соответственно, и конструкций их тоже очень много. По этой причине выбор подшипника становится крайне сложной задачей, поскольку из большого разнообразия варианта выбрать один, наилучший, достаточно сложно. В этом случае следует отталкиваться от назначения.

Как мы видим, подшипники играют очень большую роль в жизни современного человека и, в частности, большом количестве механизмов.

Именно благодаря качеству подшипников наша жизнь каждый день становится все проще и проще, а их возможность использования круглыми сутками позволяет увеличить работоспособность предприятия, а также его производственную мощность. Современная жизнь человека не представляется возможной без использования подшипника.

Виды подшипников. Преимущества и недостатки

Что такое подшипник

Подшипник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.

То есть подшипник — это опора, которая воспринимает нагрузки и допускает относительное перемещение частей механизма в требуемом направлении.

По виду трения подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения.

В чем разница между подшипниками качения и подшипниками скольжения

В подшипниках качения главенствующую роль играет трение качения, т.к. трение скольжения между сепаратором и телами качения, как правило, невелико. Поэтому в подшипниках качения, по сравнению с подшипниками скольжения, наблюдаются значительно меньшие потери энергии, а также меньший механический износ.

Широкое применение подшипников качения обусловлено рядом их преимуществ по сравнению с подшипниками скольжения меньшим моментом сопротивления вращению, особенно в начале движения, а также при малых и средних частотах вращения; большей несущей способностью на единицу ширины подшипника; полной взаимозаменяемостью; простотой эксплуатации; меньшим расходом смазочных материалов и цветных металлов; более низкими требованиями к материалам и термообработке валов.

Подшипники качения

Преимущества подшипников качения

  • сравнительно малая стоимость вследствие массового производства
  • малые потери на трение и незначительный нагрев при работе
  • высокая взаимозаменяемость, что облегчает монтаж и ремонт машин при эксплуатации
  • малый расход цветных металлов при изготовлении и смазочного материала при эксплуатации
  • малые осевые размеры
  • Недостатки подшипников качения

    1. большие радиальные размеры
    2. чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам
    3. большая сопротивляемость вращению, шум и низкая долговечность на высоких скоростях вращения.
    4. Подшипники качения состоят из:

    5. наружного и внутреннего колец с дорожками качения,
    6. тел качения (шариков или роликов),
    7. сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения.

    8. Сепаратор отделяет тела качения друг от друга и удерживает их на равном расстоянии. Большое влияние на работоспособность подшипника оказывает качество сепаратора. Сепараторы разделяют и направляют тела качения. В подшипниках без сепаратора тела качения набегают друг на друга. При этом кроме трения качения возникает трение скольжения, увеличиваются потери и износ подшипника. Установка сепаратора значительно уменьшает потери на трение, так как сепаратор является свободно плавающим и вращающимся элементом. Большинство сепараторов выполняют штампованными из стальной ленты.

      По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

      В качестве тел качения используют шарики или ролики. Ролики могут быть тонкими и длинными, так называемые игольчатые ролики.

      На что влияет разный тип тел качения?

      Роликовые подшипники благодаря увеличенной контактной поверхности допускают значительно большие радиальные нагрузки, чем шариковые.

      В то же время быстроходность роликовых подшипников ниже, чем шариковых, однако разница незначительная. Подшипники роликового типа обязательно требуют координации осей мест, на которые осуществляется посадка. Когда данный фактор обеспечить невозможно, появляется кромочное давление на дорожки, осуществляющие качение, что оказывает негативное влияние на качество данных подшипников.

      Применение игольчатых подшипников позволяет уменьшить габариты (диаметр) при значительных нагрузках.

      Виды подшипников качения

      По виду тел качения

    9. Шариковые
    10. Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные)
    11. По типу воспринимаемой нагрузки

    12. Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
    13. Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
    14. Упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается).
    15. Линейные. Обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно. Встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники.
    16. Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.
    17. По числу рядов тел качения

      По чувствительности к перекосам (по способности компенсировать несотносность вала и втулки):

    18. несамоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до 8?.
    19. самоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до 4?.
    20. По материалу тел качений:

    21. Полностью стальные
    22. Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические)
    23. При покупке подшипника также следует учитывать нагрузочную способность (или габариты) и точность подшипника.

      Класс точности регламентирует величины предельных отклонений размеров, формы и расположения деталей подшипника. В зависимости от наличия требований к уровню вибраций, величине момента трения и других дополнительных технических требований подшипники разделяют на три категории — А, В и С. Обычно к подшипникам категории С не предъявляется никаких специальных требований. Следует отметить, что с повышением точности подшипника возрастает его стоимость.

      СМАЗЫВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

      Жидкие смазочные материалы (масла) Пластичные смазочные материалы
      погружение в масляную ванну- разбрызгиванием

      — под действием центробежных сил

      — масляным туманом

      — заполнение смазочным материалом пространства внутри подшипника- герметизированный подшипник с двухсторонним контактным уплотнением с запасом смазки на весь период службы

      Подшипники скольжения

      Достоинства подшипников скольжения

    24. надежно работают в высокоскоростных приводах
    25. хорошо воспринимают ударные и вибрационные нагрузки (большая площадь поверхности и демпфирование масляного слоя)
    26. имеют небольшие радиальные размеры
    27. допускают установку на шейки коленчатых валов
    28. имеют относительно простую конструкцию
    29. Недостатки подшипников скольжения

    30. сравнительно большие осевые размеры
    31. требуют постоянного контроля за наличием и качеством смазки
    32. имеют значительные потери на трение в период пуска и при плохой смазке.
    33. Чаще всего, подшипник скольжения состоит из корпуса с цилиндрическим отверстием, куда вставляется втулка из материала с антифрикционными свойствами. В такой конструкции. обычно, предусмотрена также система смазки, которая обеспечивает поступление смазочного материала в зазор между валом и втулкой подшипника.

      Рабочие зазоры в подшипниках, работающих со смазкой, рассчитываются на основе гидродинамической теории. При этом, находится минимальная толщина слоя смазки в микрометрах, температура и давление в этом слое, а также расход смазочного материала. Подшипники различной конструкции, с различными значениями скорости вращения цапфы и в разных условиях эксплуатации могут характеризоваться различными типами трения, которое может быть сухим, граничным, гидродинамическим или газодинамическим. Следует заметить, что даже подшипники с гидродинамическим трением при пуске механизма некоторое время работают в режиме граничного трения.

      Смазка относится к числу основных факторов, определяющих надежность и срок службы подшипника. Функцией смазки является: обеспечение минимального трения между подвижными частями, отвод избыточного тепла, защита от неблагоприятных внешних факторов. При этом, смазка может быть: жидкой (синтетические и минеральные масла или вода для подшипников из неметаллических материалов); пластичной (смазки с использованием литиевого мыла или сульфоната кальция); твердой (дисульфид молибдена, графит и пр.); газовой (азот или инертные газы). Самыми высокими эксплуатационными параметрами обладают самосмазывающиеся пористые подшипники, которые изготовлены по технологии порошковой металлургии. Такой пористый подшипник, будучи пропитанным маслом, в процессе работы нагревается и смазка выдавливается из пор в рабочий зазор на трущиеся поверхности. В нерабочем состоянии такой подшипник остывает и смазка снова уходит в его поры.

      В зависимости от допустимого направления рабочих нагрузок, подшипники разделяют на осевые (упорные) и радиальные.

      Подшипники. Назначение и виды.

      Подшипники разделяют по виду трения на подшипники скольжения и качения.

      Подшипники качения

      Подшипники качения — это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения.

      — наружного и внутреннего колец с дорожками качения,

      — тел качения (шариков или роликов),

      — сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения.

      Подшипники некоторых типов могут не иметь одного из колец или сепаратора. В первом случае из-за необходимости получения меньшего габаритного размера, во втором — повышения грузоподъёмности (увеличено количество тел качения).

      Подшипники разделяются по следующим параметрам.

      В скобках указаны буквенно-цифровые обозначения, используемые в маркировке подшипников.

      По направлению восприятия нагрузки:

      радиальные, предназначенные только для радиальной нагрузки или небольшой осевой нагрузки,

      радиально-упорные для комбинирования радиальной и осевой нагрузки,

      упорные, предназначенные для осевой нагрузки,

      упорно-радиальные — для осевой и небольшой радиальной нагрузки.

      По форме тел качения:

      По числу рядов тел качения подшипники делят на однорядные, двух- и многорядные.

      По признаку самоустанавливаемости (относится к основным конструктивным признакам подшипника):

      несамоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до 8′.

      самоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до 4?.

      По габаритам разделяют на размерные серии:

      по радиальным габаритным размерам на сверхлёгкие, особо легкие, легкие, средние, тяжелые (так называемая серия диаметров — 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5);

      по ширине — на узкие, нормальные, широкие и особо широкие (так называемая серия ширин (высот) — 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5 ,6).

      Основное распространение имеют особо легкие, легкие и средние серии подшипников.

      По классам точности:

      — подшипники 7 и 8 классов точности, — ниже нормального (0); — класса точности 6Х (в условном обозначении проставляется Х), расположенного между 0 и 6;

      — самые точные класса Т (выше 2).

      В зависимости от класса точности и других дополнительных требований (уровень вибрации и т.д.) подшипники делятся на категории: А (класс точности — 5, 4, 2, Т), В (0, 6Х, 6, 5), С (8, 7, 0, 6). Указанные дополнительные требования задаются в технических условиях на подшипник или в конструкторской документации.

      По специальным техническим требованиям:

      — немагнитные и др.

      По конструктивным особенностям:

      — одно из колец разъёмное,

      — наличие бурта на наружном кольце для установки в корпусе,

      — с коническим отверстием для установки на валу с помощью закрепительных втулок,

      — с выпуклым участком на поверхности качения для роликовых подшипников для увеличения допустимого угла перекоса (самоустанавливаемости),

      — наличие бортов у шарикоподшипников для восприятия осевой нагрузки,

      — наличие уплотнений, защитных шайб и т.д.

      Также подшипники делятся по уровню вибрации (Ш, Ш1, . , Ш5, — с увеличением индекса вибрация ниже).

      Для смазывания подшипников могут использоваться пластичные, жидкие и твердые смазочные материалы.

      По направлению восприятия нагрузки шарикоподшипник может быть всех видов: радиальный, радиально-упорный и упорно-радиальный

      Шариковый радиальный подшипник воспринимает радиальную нагрузку, а также небольшую двухстороннюю осевую нагрузку, и является несамоустанавливающимся. Может воспринимать только осевую нагрузку при больших частотах вращения, при которых упорные шариковые подшипники не применяются.

      Шариковые радиально-упорные подшипники воспринимают радиальную и одностороннюю осевую нагрузку, без которой подшипник работать не будет. На наружном или внутреннем кольце со стороны тел качения имеется скос, поэтому число тел качения по сравнению с соответствующими радиальными шарикоподшипниками увеличено, данный подшипник может воспринимать большую нагрузку, чем радиальный соответствующего типоразмера. Для восприятия осевых сил устанавливаются на валу попарно. Несамоустанавливающиеся.

      Изготавливаются также шариковые радиально-упорные сдвоенные подшипники и радиально-упорные с разъёмным внутренним кольцом.

      Шариковые радиальные (сферические) двухрядные подшипники воспринимают радиальную нагрузку и двухстороннюю осевую нагрузку. Радиальная грузоподъёмность ниже, чем у радиальных однорядных подшипников. Самоустанавливающиеся. Слово «сферические» в названии подшипника добавляется, так как дорожка качения на наружном кольце имеет форму сферы.

      Изготавливаются также шариковые радиальные однорядные гибкие подшипники с уменьшенной толщиной колец и сепаратора.

      Шарикоподшипники в среднем более быстроходны, чем роликоподшипники.

      Конструктивные исполнения

      Шариковый упорный подшипник

      Предназначен для восприятия осевых нагрузок. Несамоустанавливающийся. Выпускаются одинарные и двойные упорные подшипники. Одинарные воспринимают одностороннюю осевую нагрузку, двойные — двустороннюю.

      Роликовый конический подшипник

      — с коническими роликами (радиально-упорный)

      — с коническими, цилиндрическими, бочкообразными роликами (упорный)

      Роликоподшипники имеют более высокую грузоподъёмность, чем шарикоподшипники.

      Конструктивные исполнения

      Роликовый цилиндрический подшипник

      — с короткими цилиндрическими роликами (радиальный)

      — с роликами бочкообразной формы (радиальный)

      — с бомбинированными роликами (имеют кольцевую выпуклость на поверхности качения для достижения самоустанавливаемости),

      — с витыми пустотелыми роликами (радиальный), — могут воспринимать ударные нагрузки; невысокая частота вращения; грузоподъёмность в 2 раза ниже, чем у подшипников со сплошными роликами.

      Несамоустанавливающиеся (за искл. бомбинированных). Могут выпускаться с бортами на обоих кольцах, что позволяет воспринимать осевую нагрузку, составляющую 20. 40 % от радиальной.

      Конструктивные исполнения

      Игольчатый подшипник (радиальный) относится к цилиндрическим роликоподшипникам.

      Применяют при очень стесненных радиальных габаритах и при скоростях на валу до 5 м/с, а также при качательных движениях. Обладает высокой радиальной грузоподъёмностью, но осевых нагрузок не воспринимает. Долговечность игл относительно невысока. Несамоустанавливающийся. Может изготавливаться как с сепаратором, так и без.

      Конструктивные исполнения

      Роликовый упорный и упорно-радиальный подшипник.

      Производятся также гибридные, прецизионные, тороидальные роликовые подшипники, а также подшипники с вмонтированными датчиками.

      Подшипники перечисленных типов имеют различные конструктивные исполнения (в маркировке обозначаются цифрами от 00 до 99).

      В общем случае при выборе типа и размеров подшипников качения учитываются следующие факторы:

      — значение и направление нагрузки (радиальная, осевая, комбинированная),

      — характер нагрузки (постоянная, переменная, вибрационная, ударная),

      — частота вращения кольца подшипника,

      — необходимый ресурс (в часах или миллионах оборотов),

      — состояние окружающей среды (влажность, температуру, запылённость, кислотность и т.д.),

      — особые требования, зависящие от конструкции узла (необходимости самоустанавливаемости, требуемые габариты, снижение шума и т.д.).

      Маркировка подшипника

      маркировка подшипника = условное обозначение подшипника + условное обозначение предприятия-изготовителя

      полное условное обозначение = основное условное обозначение + дополнительное условное обозначение

      Основное условное обозначение

      Условное обозначение (основное) подшипника Х ХХ Х Х ХХ состоит из следующих элементов, расположенных в приведенной последовательности слева направо:

      Серия ширин

      Конструктивная разновидность

      Тип подшипника

      Серия диаметров

      Условное обозначение внутреннего диаметра

      В обозначении подшипников с диаметрами отверстия менее 10 мм между обозначениями типа подшипника и серии диаметров ставится , а диаметр состоит из одного знака.

      Нули слева (нулевая серия ширин, основное конструктивное исполнение, нулевой тип подшипника) в условном обозначении опускаются до первой значащей цифры

      Тип подшипника

      0 — шариковый радиальный

      1 — шариковый радиальный сферический

      2 — роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами

      3 — роликовый радиальный со сферическими роликами (с роликами бочкообразной формы)

      4 — роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами

      5 — роликовый радиальный с витыми роликами

      6 — шариковый радиально-упорный

      7 — роликовый конический

      8 — шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный

      9 — роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный

      Условное обозначение внутреннего диаметра

      — для диаметров 20. 495 мм состоит из двух знаков и представляет собой целое от деления значения внутреннего диаметра на пять или ближайшее к целому значение — в последнем случае между обозначениями конструктивной разновидности и типом подшипника помещается цифра 9;

      — для диаметров до 10 мм (кроме 0,6; 1,5; 2,5) — номинальное значение диаметра ( между обозначениями типа подшипника и серии диаметров ставится ) или ближайшее к целому значение (между обозначениями серии ширин и конструктивной разновидности ставят цифру 5);

      — для диаметров 10, 12, 15, 17 мм — цифрами соответственно 00, 01, 02, 03,

      — для диаметров 11, 13, 14, 16, 18, 19 мм — обозначением ближайшего диаметра из приведенных выше; между обозначениями конструктивной разновидности и типом подшипника помещается цифра 9,

      — для диаметров, равных 0,6; 1,5; 2,5; 22; 28; 32; 500 мм подставляется номинальное значение внутреннего диаметра, перед которым ставится знак дроби.

      Дополнительное условное обозначение

      Слева от обозначения могут ставится дополнительные буквенно-цифровые обозначения, отделяемые от основного обозначения дефисом, справа — прописные буквы не отделяемые дефисом.

      Справа проставляются буквы обозначающие материал или его основные характеристики (коррозионностойкость, термообработка и т.д.), покрытие, требования к уровню вибрации, конструктивные особенности и изменения (К), материал смазки или повышенную грузоподъёмность подшипника (А) :

      Материал подшипника (выборочно)

      Температура отпуска*

      Материал смазки (выборочно)

      Ю — нержавеющая (коррозионностойкая) сталь

      отсутств. — ЦИАТИМ-201 (-60. 90 0 С)

      Г — сепаратор из черного металла

      С1 — ОКБ-122-7 (-60. 120 0 С)

      Д — сепаратор из алюминиевого сплава

      С2 — ЦИАТИМ-221 (-60. 150 0 С)

      Е — сепаратор из пластического материала

      Т4 — 350 0 С

      С3 — ВНИИНП-210 (-60. 250 0 С) .

      Н — кольца (обязательно) и тела качения из модифицированной жаропрочной стали

      Т5 — 400 0 С

      . С26 — ЛДС-3 (-50. 130 0 С)

      Л — сепаратор из латуни .

      С27 — ФАНОЛ (-40. 100 0 С)

      Примечание. *Разница между температурой отпуска и рабочей температурой подшипника (наружная поверхность внешнего кольца) не должна быть менее 50 0 С для подшипников, работающих при температуре 100 0 С и выше. Детали этих подшипников имеют пониженную твёрдость.

      Слева могут проставляться класс точности, группа радиального зазора (0, 1, 2, . , 9), ряд момента трения (0, 1, 2, . , 9) или категория подшипника (А, В, С). Для радиально-упорных подшипников вместо гарантированного радиального зазора напротив может использоваться преднатяг (1, 2, 3).

      Примеры условного обозначения подшипников

      шариковый ра диальный однорядный основного конструктивного исполнения, серия диаметров — 2, нормальный класс точно сти — 0, посадочный диаметр на вал 09 х 5 = 45 мм. Четвертая, пятая, шестая и седьмая цифры слева — нули

      шариковый радиально-упорный основного конструктивного исполнения, серия диаметров — 4, серия ширин — 2, внутренний диаметр — 2,5

      подшипник радиальный роликовый игольчатый, конструктивное исполнение — 07 (массивные кольца), внутренний диаметр — 12 мм, серия диаметров — 2, серия ширин — 9

      внутренний диаметр — 60 мм, серия диаметров — 7, серия ширин — 2, повышенный класс точности, группа радиального зазора — 5, категория — В, температура отпуска — 225 0 С, Р — подшипник изготовлен из теплостойкой стали, смазка — ПФМС-4С (до плюс 300 0 С), применяющаяся для тихоходных подшипников

      ИНТЕРНЕТ — ресурсы

      В сети приведена достаточно исчерпывающая информация по данной теме.

      История подшипников насчитывает не десятки, а сотни или тысячи лет, как считают разработчики сайта, посвященного жизни и деятельности Леонардо да Винчи

      http://www.vinci.ru/14/tezaurus/207/index.html

      Типы подшипников представлены (фотографии, рисунки и описания) на сайте ЗАО «Компания БЕРГ», являющейся официальным дистрибьютером известной фирмы SKF

      http://www.berg.ru/bearing.shtml

      Основные типы подшипников, их описание и принципы выбора освещены на сайте Компании «Классик»

      http://www.classic.com.by/products.php

      Классификация, условные обозначения подшипников и виды смазки приведены на сайтах podshipnik.biz и ЛИМЕКС

      Также на podshipnik.biz представлены основные российские производители подшипников

      http://www.limex.ru/char_rth.html

      Описание дефектов подшипниковых узлов и методов их диагностирования представлены на сайте «Вибродиагностика для начинающих»

      http://www.vibration.ru/obnar_defekt.shtml

      Новости в области разработки и производства подшипниковых узов можно узнать, посетив сайт подшипник. ru :

      http://www.podshipnik.ru/

      Также на этом сайте представлены все крупные зарубежные производители подшипников, а также история этих предприятий.

      На сайте ЗАО «Подшипник сервис» приведена сравнительная таблица условных обозначений подшипников стран СНГ и иностранных фирм:

      http://www.bearing-service.ru/content/information/table1.htm

      В России успешно работает завод миниатюрных подшипников ЗМП, информацию о данном предприятии можно получить по адресу:

      http://www.internetelite.ru/mbf/index.phtml

      И.Я.Левин «Справочник конструктора точных приборов»,Государственное научно-техническое издательство, М.,1962

      Д.Н.Решетилов «Детали машин»,М.:Машиностроение, 1974

      В.Б.Бальмонт, В.А.Матвеев «Опоры качения приборов», Москва, «Машиностроение», 1984

      «Энцеклопедический словарь юного техника». Сост.Б.В.Зубков,С.В.Чумаков -М.:Педагогика,1980

      web-сайт «ГРАФОАНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» Контактная информация. E-mail: [email protected]

      Copyright © 2005-2017 г. Все права защищены.

      Подшипники

      Подшипники — одно из ключевых изобретений, которое определило путь развития промышленности. Самый простой подшипник состоит из двух колец, вставленных одно в другое и предназначенное для поддержания и направления вращающегося вала.

      Основные типы

      Все подшипники могут быть разделены на две основные группы – подшипники качения и скольжения. Конструкция первых состоит из

    34. двух колец – внешнего и внутреннего;
    35. шариков;
    36. сепаратора, в котором установлены шарики.
    37. Подшипники скольжения имеют следующую конструкцию:
    38. внешняя обойма;
    39. внутренняя обойма, выполненная из материала с низким коэффициентом трения, например, тефлон (фторопласт).
    40. Задача, которую призваны решать подшипники любого типа – это снижение трения между вращающимся и стационарными узлами агрегата. Это необходимо для снижения потерь энергии, нагрева и износа деталей, вызываемыми силой трения.

      Подшипники скольжения

      Сферические подшипники скольжения

      Этот узел обычно выполняют в виде массивной опоры, изготовленной из металла. В ней проделывают отверстие, куда вставляют втулку или вкладыш, выполненный из материала с низким коэффициентом трения.
      Для повышения эффективности работы этого узла и снижения трения в него вводят жидкую или плотную смазку. Это приводит к тому, что вал отделяется от втулки пленкой маслянистой жидкости. Эксплуатационные параметры подшипника скольжения зависят от следующих параметров:

    41. Размера элементов, входящих в этот узел.
    42. Скоростью вращения вала и размера нагрузок, приходящихся на него.
    43. Густотой смазки.
    44. Для обеспечения смазывания подшипника можно использовать любую вязкую жидкость – масло, керосин, эмульсии. В некоторых моделях подшипников скольжения для смазки применяют газы. Кроме, перечисленных материалов применяют и твердые, иногда их называют консистентные, смазки.

      В некоторых конструкциях подшипников предусмотрена принудительная система смазки.

      Подшипники качения

      Внешний вид подшипника качения

      В подшипниках этого типа трение скольжение подменяется трением качения. Благодаря такому решению происходит существенное снижение трения и износа.
      Подшипники качения имеют разнообразные конструкции и размеры. В качестве тел вращения могут быть использованы шарики, ролики, иголки.

      Шарикоподшипники

      Шарикоподшипники являются самым распространенным типом подшипников. Он состоит из двух колец, между которыми устанавливают сепаратор с предустановленными шариками определенного размера. Шарики перемещаются по канавкам, которые, при изготовлении тщательно шлифуют. Ведь для полноценной работы подшипника необходимо, чтобы шарики не проскальзывали, и при этом у них была существенная площадь опоры.
      Сепаратор, в который устанавливают шарики, обеспечивает их точное положение и исключает какой-либо контакт между ними. Производители выпускают изделия, которые укомплектованы двухрядными сепараторами.

      Подшипники этого класса применяют при довольно небольших радиальных нагрузках и большом количестве оборотов рабочего вала.

      Роликоподшипники

      В подшипниках этого класса в качестве тел вращения применяют ролики различной формы. Они могут иметь форму цилиндров, усеченных конусов и пр. Производители освоили выпуск широкой номенклатуры роликовых подшипников с разными размерами колец и тел вращения.
      Конический роликоподшипник используют для работы при наличии разнонаправленных нагрузках (осевой и радиальной) и больших оборотах на валу. Конструктивно роликовый подшипник похож на шариковый. Он также состоит из двух колец, сепаратора и роликов. Размеры роликовых подшипников определены в ряде стандартов, которые имеют силу в нашей стране. Например, ГОСТ 8328-75 определяет конструкцию, маркировку и размеры подшипников с короткими роликами. А ГОСТ 4657-82 регламентирует размеры и конструкцию игольчатых подшипников. То есть на каждый вид подшипников существует свой ГОСТ.

      В этих нормативных документах приведены таблицы размеров подшипников, которыми должны руководствоваться конструкторы, при проектировании таких узлов.

      Кстати, для облегчения жизни проектировщиков разработаны и успешно применяются справочники подшипников, в которых изложены принципы расчетов подшипниковых узлов, указаны размеры самих изделий и сопровождающих деталей, например, размеры заглушек.

      Смазка

      Эксплуатационный срок работы подшипников определяется износом тел качения и дорожек, расположенных в кольцах. Для продления срока службы подшипников применяют смазку, она может быть жидкой, например, в коробках передач станочного оборудования, или консистентной (твердой).

      Кроме износа деталей подшипника, не последнюю роль играет и рабочая температура в узле. Вследствие нее может происходить неравномерная тепловая деформация. Это может привести к повышению частоты проскальзывания, и снижается твердость материала, из которого они изготовлены.

      Производители выпускают подшипники с закрытыми сепараторами. В такие изделия еще на стадии производства закладывают твердую смазку, которая гарантировано проработает весь ресурс.

      Разновидности подшипников скольжения

      Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.

      Классификация подшипников скольжения

      Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:

      1. Одно- и многоповерхностные.
      2. Со смещением поверхностей.
      3. Радиальные.
      4. Осевые.
      5. Радиально-упорные.

      Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:

    45. Неразъемные, их называют втулочными.
    46. Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
    47. Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.
    48. Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.

      Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.

      Существуют два типа подшипников скольжения — гидростатические и гидродинамические. В изделиях первого типа смазка подается от масляного насоса. Вторые в этом плане удобнее, они сами могут выступать в роли насоса. Смазка будет поступать в них за счет разности давления между его компонентами.

      Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.

      Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.

      Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.

      Подшипник линейного исполнения

      Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.

      • изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
      • обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
      • довольно небольшие размеры;
      • подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
      • некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.
      • Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.

      • в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
      • при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
      • более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
      • при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
      • при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.
      • Стандарты подшипников скольжения

        Одно из отличий подшипников от других типов деталей, применяемых в промышленности – это то, что они все стандартизированы. Выше было отмечено что на продукцию этого класса действует 60 ГОСТ, и это не считая ТУ и другой нормативной документации.
        ГОСТ не только нормирует конструкцию и размеры подшипников, но и порядок их обозначения на чертежах, в спецификациях и другой рабочей документации.

        Кроме того, ГОСТ на технические условия подшипников регламентирует параметры допусков и посадок, которые обязаны соблюдать производители.

        Маркировка

        Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.

        В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:

      • серия ширины;
      • исполнение;
      • тип изделия;
      • группа диаметров;
      • посадочный диаметр.
      • Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO.

        Пример расшифровки маркировки на подшипниках

        Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.

        Классы точности подшипников

        Класс точности подшипника – это показатель, который характеризует максимальные отклонения значения размеров подшипника от номинала.

        В некоторых устройствах при выборе подшипника потребитель руководствуется ценой на него, а остальные параметры для него не так критичны. В некоторых других случаях потребитель выбирает подшипник исходя из предельной скорости вращения, при которой не будут, проявляются такие явления, как вибрация и пр. Такие довольно жесткие условия предъявляются к изделиям, работающим на транспорте, станочным узлам, робототехнических комплексов.

        В машиностроении существует зависимость между точностью обработки и ее стоимостью. То есть, чем точнее деталь, тем больше ее конечная цена.

        Разделение подшипников по точности позволяет подобрать такое изделие, которое будет отвечать требованиям, которые предъявляет проектировщик и в то же время с приемлемой для потребителя ценой.

        Класс точности описывает точность производства изделий. Для регулировки этого параметры существуют нормативы, определенные в ГОСТ и ISO. В них определены допуски на все размеры – диаметры, ширину, фаски и пр.

        Назначение подшипников качения

        Подшипники качения предназначены для поддержки вращающихся валов. Они нашли свое применение в машинах, разного типа, например, в подъемно-транспортных устройствах, технике, применяемой в сельском хозяйстве, судовых двигателях.

        Магнитные подшипники

        Магнитные подшипники, которые все чаще применяют в различных машинах и механизмах работает на основании принципа магнитной левитации. В результате реализации этого принципа в подшипниковой опоре отсутствует контакт между валом и корпусом подшипника. Существуют активное исполнение и пассивное.

        Активные изделия уже в массовом производстве. Пассивные, пока еще находятся на стадии разработки. В них, для получения постоянного магнитного поля применяют постоянные магниты типа NdFeB.

        Использование магнитных подшипников предоставляет потребителю следующие преимущества:

      • высокая износостойкость подшипникового узла;
      • применение таких изделий, возможно, в агрессивных средах в большом диапазоне внешней температуры.
      • Бесконтактный магнитный подшипник

        В то же время использование таких узлов влечет за собой некоторые сложности, в частности:

        В случае пропадания магнитного поля, механизм неизбежно понесет повреждения. Поэтому для бесперебойной и безаварийной работы проектировщики применяют так называемые страховые подшипники. Как правило, в качестве страховочных применяют подшипники качения. Но они в состоянии выдержать несколько отказов системы, после этого требуется их замена, так будут изменены их размеры.

        Создание постояннодействующего, а главное, устойчивого, магнитного поля сопряжено с созданием больших и сложных систем управления. Такие комплексы вызывают сложности с ремонтом и обслуживанием подшипниковых узлов.

        Излишнее тепловыделение. Оно обусловлено тем, что обмотка нагревается в результате прохождения через нее электрического тока, в некоторых случаях, такой нагрев недопустим и поэтому приходится устанавливать системы охлаждения, что, разумеется, приводит к усложнению и удорожанию конструкции.

        Где используются устройства скольжения

        На самом деле сложно найти механизм, в котором не установлены подшипники скольжения. Даже на атомных подводных лодках, на подшипниках этого типа устанавливают гребные валы. Подшипники скольжения нашли широкое применение в станкостроении. В частности, в них устанавливают валы, по которым перемещается суппорт, резцедержатель и другие составные части станка.

        Классификация подшипников качения

        К подшипникам качения относят:

      • шариковые;
      • роликовые,
      • упорные и многие другие.
      • Все они характеризуются высокими параметрами износостойкости и возможностью работы в условиях разнонаправленных нагрузок – осевых и радиальных.

        Характеристики подшипников качения

        К основным характеристикам подшипников качения можно отнести следующие:

        Угловая скорость, подшипники качения могут показывать высокие значении этой скорости, особенно если сепараторы выполнены из цветного металла или полимеров.

        Перекос вала. Допустимо то, что перекос может достигать от 15’ до 30’. Кроме того, подшипники качения способны воспринимать небольшие осевые усилия. Она не должна превышать 70% от неиспользуемой радиальной грузоподъемности.

        Подшипники качения показывают минимальные потери на трение.

        Каталог импортных подшипников FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и др.

        В мировой экономике подшипниковая отрасль занимает отдельное место, во много это обусловлено значимостью продукции ей выпускаемой.

        В нашей стране такую продукцию выпускают на специализированных подшипниковых заводах. Но, в последнее время существенно увеличен импорт подшипников из рубежа. Их поставляют из разных стран мира – США, КНР, Германии и пр.

        Для ознакомления с номенклатурой поставляемой продукции достаточно ознакомиться с каталогами подшипников, которые предлагают потребителям зарубежные производители — FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и многие другие. Достаточно одного взгляда и можно понять всю величину номенклатуры предлагаемых подшипников.

        Но при заказе импортной продукции необходимо понимать, что подшипники, поступающие из-за границы, должны соответствовать требованиям наших нормативов и иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность в эксплуатации. Подшипники очень часто поделывают. Рекомендуем покупать подшипники только у авторизированных поставщиков.

        Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

        Характеристики подшипников качения ведущих производителей, таких как SCHAEFFLER GRUPPE (INA, FAG, LUK) и SKF, на сегодняшний день достигают предела технических возможностей и их продукция являются высокотехнологичным продуктом. Для сохранения на высоком уровне потребительских качеств подшипников качения необходимо выполнять определенные условия!

        1. УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ.

        Основным требованием является наличие закрытого складского помещения , в котором отсутствуют агрессивные среды (повышенная влажность воздуха, пары солей, щелочей и кислот, выхлопные газы автомобилей).
        Следует соблюдать определенные условия хранения:

        • Хранение осуществляется в заводской упаковке.
        • Хранить при температуре исключающей замерзание , т.е. при температуре выше +5 градусов Цельсия. В исключительных случаях возможно хранение до 12 часов при температуре +2. Ни в коем случаи не допускать образования инея. Максимальная температура хранения допускается до +40 градусов Цельсия. Обязательно условие — температура должна быть постоянной, без резких перепадов!
        • Относительная влажность воздуха меньше 65%. При скачках температуры – до 70%.
        • Отсутствие прямых солнечных лучей. Кроме УФ-излучения они могут вызвать слишком большие перепады температуры внутри упаковки.
        • Хранить подшипники качения «открытого» и «закрытого» разрешается не более 3-х лет. Особенно не следует хранить длительное время подшипники со смазкой, т.к. свойство смазки со временем могут измениться.
        • 2. МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ПОДШИПНИКОВ.

          Перед установкой подшипников необходимо выполнить некоторые требования:

        • Рабочее место (место монтажа) должно быть чистым и свободным от «пыли»
        • Перед началом монтажа необходимо ознакомиться с конструкцией и чертежами оборудования, в котором будет происходить замена или установка подшипника.
        • При извлечении подшипника из «заводской» упаковки необходимо защитить его от пыли, грязи, попадания на его поверхность воды или других агрессивных к металлу жидкостей. Загрязнения и коррозия значительно сократят срок и качество работы подшипника.
        • Перед монтажом необходимо убедиться в соответствии подшипника данным чертежа и конструкции оборудования.
        • Проверить , чтобы отверстие корпуса и вал имели монтажную фаску от 10 до 15 градусов.
        • Стереть или смыть (из конических отверстий) с подшипника и сопрягаемых поверхностей консервационную смазку
        • Слегка смазать посадочные поверхности колец подшипника маслом или пластичной смазкой.
        • При монтаже неразъёмных подшипников усилие следует прикладывать к кольцу, устанавливаемому с натягом, которое должно быть смонтировано в первую очередь.
        • Подшипники с диаметром отверстия до 80мм могут устанавливаться на вал методом холодной запрессовки (механические или гидравлические прессы). Если пресс отсутствует – установку возможно выполнить с помощью молотка и втулки-выколотки. УДАРЫ МОЛОТКОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПО КОЛЬЦАМ ПОДШИПНИКА МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ КОНСТРУКТИВНЫМ РАЗРУШЕНИЯМ И СНИЖЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ПОДШИПНИКА.
        • При монтаже подшипников более 80мм – кольца нагревают с помощью дополнительного оборудования ( индукционные нагреватели, электроплиты и, нагревательные кольца, масляные ванны). При этом необходимо отслеживать температуру нагрева колец для контроля уменьшения радиального зазора, возникающее вследствие растяжения колец.
        • После монтажа «открытые» подшипники необходимо смазать.
        • Для демонтажа подшипников пригодны механические съемники различных видов. Демонтаж облегчают технологические канавки на валу или корпусе позволяющие устанавливать съёмник непосредственно на кольцо, смонтированное с натягом. Индукционные нагревательные устройства , нагревательные кольца применяются для демонтажа внутренних колец цилиндрических роликоподшипников, смонтированных с натягом.
        • Материал предоставил
          Суягин Сергей
          Ведущий специалист отдела подшипников
          ООО «ТПК «Белтимпэкс»

          Подшипники для электродвигателей: назначение, применение и виды

          В 21 веке электродвигатели становятся все более и более эффективными, но и требования к ним соответственно ужесточаются. Каждому, кто следует нормативам, известно, что важно иметь ввиду качество и надежность всех комплектующих электродвигателя, особенно касаемо подшипников. Конструктивные особенности подшипников сильно влияют на то, насколько надежно работает двигатель, как быстро он изнашивается, и высока ли его производительность.

          Подшипник — один из главных узлов любого электродвигателя, ведь именно через него давит на корпус и передает ему нагрузки вал ротора. И только благодаря подшипникам существует ровный и правильный постоянный воздушный зазор между статором и ротором во время работы двигателя под нагрузкой.

          По этой причине очень важно правильно выбрать подшипники: они должны быть подходящего размера, типа и исполнения, чтобы обеспечить наивысший из возможных КПД путем сведения к минимуму потерь на трение.

          Неопытному работнику может показаться, что при выходе подшипника из строя никакой серьезной проблемы нет, и ни ремонта, ни обслуживания делать не нужно, ведь повреждения не так уж критичны. Зачем в таком случае тратить деньги на ремонт?

          Для маломощных двигателей это может быть и так. Но для любых двигателей справедливым будет утверждение, что лучше сразу установить хорошие подшипники наиболее подходящего типа и по возможности достаточно высокого качества, которые смогут выдержать все рабочие нагрузки в обычных для данного двигателя рабочих условиях.

          Что и говорить о больших мощных двигателях, где даже незначительная неисправность в подшипнике способна потянуть за собой, как снежный ком, целый ряд проблем и нарушений в работе сопряженного оборудования. Это может привести к сбою производственного процесса и к экономически вредному простою сложных и дорогостоящих станков и машин.

          Поэтому в мощных электродвигателях критически важно и необходимо применять надежные подшипники высокого качества, простые в установке и демонтаже, и крайне желательно — с возможностью контроля состояния и легкого обслуживания.

          Допустим имеется электродвигатель, работающий в установке с прямым приводом через муфту. Конфигурация передачи здесь продольная, поэтому радиальная нагрузка на подшипник и через подшипник на корпус двигателя не так велика, поскольку приводимая двигателем система имеет собственную опору.

          Но что если принято решение переустановить данный двигатель на оборудование с ременной передачей, когда на вал двигателя будет установлен шкив? В этом случае радиальные нагрузки на подшипники значительно возрастут, и в подобных условиях не предназначенные для такой нагрузки подшипники легко могут выйти из строя. Система не сможет нормально и устойчиво работать.

          В последние годы сферу разработки и производства подшипников прогресс не обошел стороной. Особенно заметны успехи в прецизионной обработке подшипниковых материалов и технологии производства подшипников, а также в направлении смазки: дорожки качения на кольцах, ролики и шарики имеют сегодня лучшие поверхности, что приводит к снижению трения и соответственно шума и к уменьшению энергетических потерь.

          Лучшие смазки делают подшипники по-настоящему долговечными, а двигатели — более надежными и стойкими к преждевременному износу. Яркий пример — тяговые двигатели новейших скоростных электропоездов.

          Электропоезда последнего поколения по своей сути обуславливают высокие требования к качеству и надежности тяговых электродвигателей переменного тока. И новейшие подшипники проявляют себя здесь исключительно.

          Тяжелые условия работы, значительные ударные и радиальные нагрузки при высочайшей скорости вращения вала. Поезда движутся с большой скоростью, обслуживание производится редко. Налицо факт высокого качества современных подшипников.

          Более всего подшипники, особенно в высокоскоростных двигателях, страдают от электрической эрозии. Причина этого разрушительного явления в том, что через подшипник текут блуждающие токи. Чем больше ток и чем длительнее его воздействие — тем сильнее повреждение подшипника.

          Возникающие время от времени электрические дуги вызывают эрозию, в результате чего на дорожках качения и телах качения формируются маленькие кратеры, приводящие к выходу подшипника из строя раньше времени.

          Керамические тела качения в подшипниках, а также диэлектрическое покрытие наносимое путем плазменного напыления, — помогают решить проблему эрозии. На слой керамики наносят герметизирующую акриловую смолу. Для тяговых двигателей высокоскоростных поездов это важно. Смола защищает подшипник от пагубного действия пара и щелочных моющих средств, которые применяют при мытье составов.

          Важным фактором для продления срока службы любого подшипника является адекватный режим его смазывания. Смазка должна в достаточном количестве проникнуть к телам качения.

          Анализ методами вычислительной гидродинамики и конечных элементов помогает оптимизировать распределение смазки и сохранить прочность подшипника. Разумеется, это поможет продлить жизнь узлу лишь в том случае, если подшипник подобран правильно, в соответствии с условиями рабочих нагрузок двигателя в котором он установлен.

          Обычно для оптимизации экономических затрат на обслуживание подшипников, плановое техобслуживание всего оборудования согласуют с графиком обслуживания других его частей. Для этого по возможности продлевают межсмазочные интервалы непосредственно подшипников электродвигателей, применяя эффективные уплотнители и лучшие способы их смазывания.

          Обозначения отечественных подшипников

          Условные обозначение подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца — электрохимическим травлением.
          Условное обозначение на кольцах не наносят в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке.
          Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.
          Основное условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника:

        • с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
        • класса точности 0 по ГОСТ 520;
        • с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
        • Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем:

          Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм , исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм:

          Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более , исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более:

          Обозначение внутреннего диаметра:

          Внутренние диаметры от 1 до 9 мм, выраженные целым числом, обозначаются цифрой, равной номинальному диаметру; внутренние диаметры 10, 12, 15, 17 мм — цифрами соответственно 00, 01, 02, 03; внутренние диаметры от 20 до 495 мм, кратные 5, — двухзначными цифрами, полученными от деления номинального диаметра на 5; внутренние диаметры, равные 0,6; 1,5; 2,5; 22; 28; 32 мм, а также от 500 до 2000 мм, — числом, равным номинальному диаметру, отделенным знаком дроби от остальных знаков основного условного обозначения, например, 10079/560.
          Если внутренний диаметр дробное число в диапазоне до 10 мм, то ему присваивается знак обозначения ближайшего целого числа, при этом на втором месте основного обозначения ставится цифра 5. Если внутренний диаметр в диапазоне 10. 19 мм oтличается от 10, 12, 15 и 17 мм, то ему присваивается обозначение ближайшего из указанных диаметров, при этом на третьем месте основного обозначения ставится цифра 9. Внутренние диаметры от 20 до 495 мм, выраженные дробью или целым числом, но не кратным 5, обозначаются целым приближенным частным от деления значения диаметра на 5. В условное обозначение таких подшипников на третьем месте ставится цифра 9.

          Дополнительные знаки условного обозначения:

          Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения.
          Дополнительные знаки справа записываются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.
          Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме.
          Дополнительные знаки обозначают следующее:

        • категория — буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации , утвержденной в установленном порядке. Знак категории С не проставляется. Знаки, проставленные перед обозначением категории А и В, обозначают дополнительные технические требования;
        • момент трения — цифра 1, 2, 3. обозначает норму момента трения. При этом в условном обозначении радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М;
        • радиальный зазор — цифра 1,2,3. обозначает группу радиальных зазоров по ГОСТ 24810;
        • класс точности — обозначение О, X, 6, 5, 4, 2 характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников, Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте;
        • конструкция подшипника — буква Н обозначает: радиальный роликовый двухрядный сферический подшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для смазки по ГОСТ 5721, ГОСТ 24696 и ГОСТ 24850; радиальный роликовый подшипник с короткими цилиндрическими роликами и габаритами по ГОСТ 5577; упорный шариковый одинарный или двойной подшипник с размерами диаметра свободного кольца по ГОСТ 7872;
        • подшипник повышенной грузоподъемности – буква А;
        • материал деталей — обозначения (цифры указывают на последующие исполнения):
          • Ю,Ю1. — все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
          • Х, Х1. — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из цементируемой стали;
          • Р, Р1. — детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих) сталей;
          • Г, Г1. — сепаратор из черных металлов;
          • Б, Б1 . — сепаратор из безоловянистой бронзы;
          • Д, Д1. — сепаратор из алюминиевого сплава;
          • Е, Е1. — сепаратор из пластических материалов;
          • Л, Л1. — сепаратор из латуни;
          • Я, Я1. — детали подшипника из редко применяемых материалов (твердых сплавов керамики, стекла и др.);
          • Н, Н1. — кольца и тепа качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных);
          • 3, 31. — детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.);
          • конструктивные изменения — обозначение К, К1. . . с цифрами в порядке исполнении. Для роликовых цилиндрических подшипников «К» обозначает стальной штампованный сепаратор. Для шариковых радиально-упорных подшипников К, К6 и К7 определяются по ГОСТ 832:
          • роликовые подшипники с модифицированным контактом — обозначение М, М1. . . с цифрами в порядке исполнении;
          • специальные технические требования — обозначение У, У1. — ужесточенные требования по шероховатости, по точности вращения и др. с цифрами в порядке исполнений;
          • требования к температуре отпуска — Т, Т1. Т 4 — обозначение температуры стабилизирующего отпуска при изготовлении (160, 180, 200, 250, 300°С соответственно);
          • смазочные материалы — обозначения С1, С2. С30 — виды смазочных материалов для подшипников закрытого типа;
          • требования по уровню вибрации — Ш, Ш1. Ш5 — обозначение уровня вибрации. С возрастанием цифрового индекса величина уровня вибрации уменьшается.
          • Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей. При этом числовые значения сомножителей определяют внутренний диаметр, наружный диаметр и ширину подшипника в мм в порядке перечисления. Буква, стоящая в конце обозначения, обозначает материал сепаратора, буквы стоящие перед произведением чисел — конструктивную разновидность подшипника, например:

          • К — подшипник радиальный роликовы й с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, К25х30х10Д;
          • ИК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с сепаратором, например, ИК15х27х16;
          • ИКВ — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с канавкой и отверстием для смазки, с сепаратором, например, ИКВ45х55х16Е;
          • КК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный без колец, например, КК20х26х34Е.
          • КВК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор поршневых пальцев, например, КВК12х16х13Г;
          • КСК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор кривошипно-шатунного механизма, например, КСК18х24х13Г;
          • АК — подшипник упорный одинарный с игольчатыми роликами без колец, например, АК28,8х45,5хЗЕ.
          • Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева обозначают диаметр ролика (2,0 мм), последние — ширину подшиника (10 мм).

            Обозначение конструктивной разновидности:

            Пятый и шестой знаки в основном условном обозначении в сочетании с четвертым знаком характеризуют конструктивную разновидность подшипника.
            Перечень обозначения конструктивных разновидностей основных типов подшипников МПЗ включает следующее:

          • 000 — подшипник радиальный шариковый однорядный, комплектный, с сепаратором — основной тип, например: 206, 1000907;
          • 001 — подшипник радиальный шариковый сферический двухрядный с цилиндрическим отверстием, комплектный, с сепаратором — основной тип, например, 1007;
          • 002 — подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный, с бортами на внутреннем кольце, комплектный, с сепаратором — основной тип, например, 2206;
          • 003 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с бортами на внутреннем кольце и несимметричными роликами — основной тип, например, 3518;
          • 007 — подшипник радиально-упорный роликовый однорядный с коническими роликами, с углом контакта до 16°, комплектный, с сепаратором — основной тип, например, 7520;
          • 008 — подшипник упорный шариковый одинарный, комплектный, с сепаратором — основной тип, например, 8703;
          • 009 — подшипник упорный роликовый одинарный, комплектный, с сепаратором — основной тип, например, 9102;
          • 012 — подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный с однобортовым наружным кольцом, например, 12115;
          • 013 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа с закрепительной втулкой, например, 13530;
          • 023 — подшипник радиальный роликовый сферический однорядный, например, 23508;
          • 024 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца и сепаратора, с бортами, например, 4024106;
          • 027 — подшипник радиально-упорный роликовый однорядный с коническими роликами и углом конуса 20-30°, например, 27313;
          • 039 — подшипник упорно-радиальный роликовый со сферическими роликами, например, 9039434;
          • 042 — подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный с бортами на наружном кольце и однобортовым внутренним кольцом, например, 42212;
          • 046 — подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с углом контакта 26°, например, 46204;
          • 050 — подшипник радиальный шариковый однорядный со стопорной канавкой на наружном кольце, например, 50206;
          • 053 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, например, 53608;
          • 060 — подшипник радиальный шариковый однорядный с одной стальной защитной шайбой, например, 60204;
          • 066 — подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с углом контакта 36°, например. 66312;
          • 073 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа со стяжной втулкой, например, 73544;
          • 074 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный, без сепаратора, с бортами на наружном кольце, например, 4074106;
          • 080 — подшипник радиальный шариковый однорядный с двумя стальными защитными шайбами, например, 80213;
          • 083- подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа с уплотнениями, например, 83720;
          • 084 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца и сепаратора, с бортами, с внутренним диаметром в дюймовом измерении, например, 4084110;
          • 093 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа со стяжной втулкой, нестандартизированных размеров, например, 93624;
          • 102 — подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный и двумя стопорными шайбами, бессепараторный, например, 102308;
          • 106 — подшипник упорно-радиальный шариковый четырехрядный, например, 106901;
          • 113 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный основного типа с коническим отверстием, например, 113556;
          • 126 — подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с разъемным внутренним кольцом и трехточечным контактом, например, 126805;
          • 128 — подшипник упорно-радиальный шариковый многорядный с углом контакта 60°, например, 128726;
          • 129 — подшипник упорный роликовый одинарный в кожухе, например, 129316;
          • 150 — подшипник радиальный шариковый однорядный со стопорной канавкой на наружном кольце и одной стальной защитной шайбой, например, 150213;
          • 153 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами и коническим отверстием, например, 153532;
          • 154 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с сепаратором, и увеличенным по толщине наружным кольцом с одним бортом, например, 154901;
          • 160 — подшипник радиальный шариковый однорядный с односторонним уплотнением, например, 160202;
          • 170 — подшипник радиальный шариковый однорядный с канавкой для ввода шариков и стопорной канавкой на наружном кольце, например, 170314;
          • 176 — подшипник радиально-упорный шариковый однорядный с разъемным внутренним кольцом и четырехточечным контактом, например, 176222;
          • 180 — подшипник радиальный шариковый однорядный с двухсторонним уплотнением, например, 180305;
          • 224 — подшипник радиальный комбинированный двухрядный с валиком вместо внутреннего кольца, шариками и короткими цилиндрическими роликами, например, 4224703;
          • 244 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с сепаратором, бортами на наружном кольце, например, 4244910;
          • 254 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с сепаратором, например, 254703;
          • 256 — подшипник радиально-упорный шариковый двухрядный с двухсторонним уплотнением, например, 256907;
          • 263 — подшипник радиально-упорный роликовый сферический, например, 263215;
          • 284 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с упорным бортом на наружном кольце и бортами на внутреннем кольце, например, 284913;
          • 292- подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами однорядный с бортами на наружном кольце и без внутреннего кольца, например, 292220;
          • 330 — подшипник радиальный шариковый двухрядный с валиком вместо внутреннего кольца, например,330902;
          • 348 — подшипник упорно-радиальный шариковый однорядный с защитными шайбами и разъемным внутренним кольцом, например, 348702;
          • 353 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, с закрепительной втулкой, например, 353613;
          • 464 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, 464916;
          • 524 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с сепаратором, например, 524706;
          • 614 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с бочкообразной наружной опорной поверхностью и бортами на кольце, например, 614706;
          • 664 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный без колец (может иметь в комплекте валик), например, 664706;
          • 704 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с закрытым торцом (карданный), например,704702;
          • 714 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный с двумя сепараторами и бортами на наружном кольце, например, 6714912;
          • 753 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, со стяжной втулкой, например, 753614;
          • 804 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с закрытым торцом (карданный), разной конструкции, например, 804907;
          • 819 — подшипник упорный роликовый одинарный с увеличенным в наружном диаметре наружным кольцом, например, 819705;
          • 824 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с бочкообразной наружной опорной поверхностью, например, 824904;
          • 864 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, 864710;
          • 904 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с закрытым торцом (карданный), например, 904902;
          • 953 — подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный с симметричными роликами, без бортов на внутреннем кольце, со стяжной втулкой, нестандартизированных размеров, например, 953613;
          • 984 — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный с двумя сепараторами и бортами на наружном кольце, например, 6984919;
          • 999 — подшипник упорный роликовый без колец, например, 999702.
          • Значение дополнительных знаков

            Подшипники повышенной грузоподъемности

            Кольца и тела качения или кольца из цементуемой стали

            Смотрите так же:  Доплата за рождение второго ребенка

            Оставьте комментарий