Трудовой договор с пилотом

Комментарии юриста

Разъяснения законодательства и ответы подготовлены юристом ШПЛС Ириной Савиной

Согласно нормам действующего Трудового кодекса РФ работодатель вправе заключать с работником ученический договор на получение образования без отрыва от производства. При этом ученический договор является дополнением к трудовому договору (ст.198 ТК РФ).

Многих работников смущает заключение ученического договора, в частности пугает вопрос возврата денежных средств работодателю в случае прекращения трудового договора.

В данной статье попробуем разобраться, что есть ученический договор, каковы его «подводные камни», что необходимо знать при его заключении и на что необходимо обратить внимание.

В целях подготовки ответов на возможные возникающие вопросы мною был проанализирован типовой ученический договор, который заключает работодатель с действующими пилотами при необходимости переучивания пилотов на новые типы воздушных судов гражданской авиации.

Так в договоре определено, что договор заключен в соответствии с главой 32 Трудового кодекса РФ и является дополнением к трудовому договору.

Заключая ученический договор, работник подтверждает свое согласие пройти соответствующую переподготовку.

Переподготовка осуществляется с отрывом либо без отрыва от производства и оплачивается по среднему заработку.

В договоре отражены сроки прохождения переподготовки, этапы обучения, что в себя включает обучение (теория, тренажерная подготовка, аэродромная/летная тренировка и тд).

Направление на каждый этап переподготовки оформляется приказом работодателя, по окончании переподготовки пилот получает соответствующую квалификацию.

Таким образом, в предмете договора все достаточно ясно и понятно и все в рамках ТК РФ.

Самое важное необходимо обратить внимание на раздел «Обязанности сторон».

Согласно условиям договора работник обязан:

— выполнять учебный план, соблюдать учебную дисциплину;

— предоставлять работодателю документы об успеваемости;

— получить и в 5-ти дневный срок представить работодателю документ об окончании переподготовки;

— проработать в авиакомпании определенный срок (в среднем не менее 5 лет) с даты окончания ввода в строй по специальности;

— возместить работодателю денежные средства, затраченные на переподготовку работника.

На данном пункте остановимся подробнее.

Трудовым кодексом РФ определено, что в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

В анализируемом договоре определено, что работник обязан возместить работодателю денежные средства, затраченные на переподготовку в случае:

1) увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного договором срока обязательной работы в авиакомпании;

2) нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые предусмотрено увольнение. В данном случае применяются нормы статьи 81 ТК РФ прекращение трудового договора по инициативе работодателя.

Так статьей 81 ТК РФ определено, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником в случаях:

— неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание ;

а) прогула , то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения ;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

3) Отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины.

4) Отказа от перевода на должность.

При этом договором определены уважительные причины увольнения работника и в случае увольнения по собственному желанию при наличии уважительных причин работник не возвращает работодателю денежные средства затраченные работодателем на переподготовку.

Такими уважительными причинами являются:

1) Перевод одного из членов семьи на работу в другую местность, направление мужа/жены на работу (службу) заграницу или перевод;

2) Болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности;

3) Необходимость ухода за больными близкими родственниками, подтвержденная документально;

4) Избрание на должности, замещаемые по конкурсу;

5) Призывы на военную службу;

6) Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.

Таким образом, анализируемый ученический договор содержит исчерпывающий перечень обстоятельств по которым работник обязан возместить затраты работодателя на переподготовку работника.

Хочу отметить, что договор не содержит условия об обязанности возмещения затрат работодателя в случае прекращения трудового договора по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя или сокращения штата.

Договором также определен порядок возмещения работником затрат, связанных с переподготовкой.

Возмещение денежных средств производится работником пропорционально времени неотработанному работником.

В завершение хочу отметить, что типовой ученический договор, который заключает работодатель с пилотами, достаточно лоялен и соответствует нормам ТК РФ.

Хотя ученическим договором и определены случаи возмещения затрат на переподготовку, всегда можно расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон, и даже если в соглашении о расторжении трудового договора не будет упоминания об ученическом договоре, у работодателя будут отсутствовать основания взыскать с Вас денежные средства потраченные на переподготовку.

В случае, если Вам предстоит заключить с работодателем ученический договор и Вас смущают какие-либо положения, Вы можете обратиться в МРПС «ШПЛС» за получением консультации или разъяснением.

Если Вам предстоит процедура увольнения и у Вас не истек срок обязательной работы в авиакомпании после прохождения обучения, также рекомендуем обратиться в МРПС «ШПЛС» за получением разъяснений, консультаций о Ваших дальнейших действиях.

Специфика содержания трудового договора работников транспорта

(Снежанская Н. Н.) («Юрист», 2012, N 13)

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Снежанская Надежда Николаевна, доцент кафедры «Экономика и организация труда» факультета экономики и управления Омского государственного университета, кандидат юридических наук.

Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений детерминировано спецификой функционирования отдельных сфер экономики. Сфера транспорта обладает существенной спецификой, что предполагает специальное правовое регулирование трудовых отношений в этой сфере. Таким образом, предмет научно-практического исследования является актуальным. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: трудовой договор, транспорт, Трудовой кодекс, работник, работодатель.

Specifics of contents of labor contract of transport workers N. N. Snezhanskaya

Normative-law regulation of labor relations is determined by specifics of functioning of certain spheres of economy. The sphere of transport has material specifics and it explains special legal regulation of labor relations in this sphere. Therefore the subject of scientific-practice research is topical. The conclusions made in the article can be used in law-application practice.

Key words: labor contract, transport, Labor Code, worker, employer.

Транспорт относится к источникам повышенной опасности, в силу чего их владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении (ст. 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ). Эксплуатация транспортных средств с несоблюдением установленных правил и норм способна повлечь самые тяжелые последствия для жизни и здоровья как самих работников и окружающих их людей, так и для нормальной производственной и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций, для сохранности имущества работодателей и других субъектов общественных отношений. Поэтому законодатель предъявляет в сфере использования средств транспорта особые требования и к наемным работникам (в целях усиления их личной ответственности и самодисциплины при выполнении своих трудовых обязанностей), и к работодателям, обязанным обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности. Специфика юридического регулирования выполнения трудовых функций работниками определяется отнесением их к одной из следующих групп. Во-первых, это лица, труд которых связан с непосредственным управлением транспортными средствами и с управлением движением этими средствами (водители автомобилей, трамваев, троллейбусов, вездеходов и аэросаней; машинисты электропоездов, паровозов, электровозов; капитаны-механики; командиры воздушного судна; диспетчеры службы движения; диспетчеры порта, лоцманы и т. п.) . Во-вторых, это лица, выполняющие работы по непосредственному техническому обслуживанию транспортных средств. В-третьих, это работники, обеспечивающие организацию коммерческого и иного использования транспортных средств, а также решение общих вопросов управления и контроля в организации (так называемый административно-управленческий персонал транспортных предприятий). В-четвертых, это все иные лица, работающие в транспортных организациях (кондукторы, контролеры, работники авто — и железнодорожных вокзалов, аэропортов и т. п.). ——————————— См.: Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 4. Ст. 268.

Трудовая деятельность работников первой группы подвержена, безусловно, наиболее детальной и жесткой регламентации нормативно-правовыми актами различной отраслевой принадлежности (не только трудовым правом, но и административным, уголовным, экологическим и др.). Однако не следует думать, что труд лиц четвертой группы регулируется только общими нормами трудового законодательства (ТК РФ) — от степени добросовестности исполнения ими своих обязанностей в немалой мере зависит безопасность эксплуатации транспортных средств. Не только водитель, но и кондуктор автобуса или трамвая обязаны обеспечивать в салоне порядок, в частности следить, чтобы пассажиры не высовывались в открытые окна, не выбрасывали мусор при движении и не выпрыгивали на ходу из транспортного средства. А что будет, если медицинский работник, небрежно проведя предварительный (предрейсовый) медосмотр, даст разрешение приступить к работе нетрезвому водителю или работник аэродрома не воспрепятствует доступу посторонних лиц и транспортных средств на взлетную полосу? Для безопасности движения транспортных средств не менее важен труд лиц, входящих в третью группу. В некоторых случаях законодатель прямо предписывает работодателю перечень тех должностей работников руководящего звена, которые в обязательном порядке должны быть в штате предприятия. В соответствии с п. 18 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации» работодатель обязан предусмотреть в штате должности руководящего персонала, ответственного за соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов; соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов; обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов; организационное обеспечение перевозок; обеспечение авиационной безопасности; организацию обеспечения безопасности полетов; управление качеством . ——————————— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 22.

Особенности применения труда работников транспорта установлены главой 51 Трудового кодекса РФ, а также нормативно-правовыми актами, посвященными регулированию использования транспортных средств соответствующего вида. Наиболее важные среди них: — Воздушный кодекс РФ (далее — ВК РФ); ——————————— Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

— Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ); ——————————— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ); ——————————— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 07.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

— Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» . ——————————— Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3505.

Возможность занятия некоторых должностей при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, обусловливается наличием (отсутствием) у претендента ряда определенных в законодательстве факторов. Часть из них относится к общепризнанным и общепринятым требованиям, предъявляемым к работникам разных профессий (наличие специального образования, стажа работы по специальности, отсутствие определенных заболеваний, согласие непосредственного руководителя подразделения (цеха, отдела, кафедры) и т. п.). Например, командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (ст. 57 ВК РФ). На должность полетного диспетчера вправе претендовать лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительную специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2010 г. N 200 «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» ). Согласно ст. 28 КВВТ судовладелец производит назначение членов экипажа судна только с согласия капитана судна. ——————————— Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 5.

Однако на транспорте имеются профессии (должности), возможность занятия которых предполагает необходимость выполнения довольно специфических требований, воспринимаемых в отношении большинства работников других отраслей экономики как дискриминационные: наличие гражданства РФ; достижение определенного возраста; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; высокий уровень морально-нравственных качеств, самосознания и самодисциплины; увольнение с предыдущего места работы не по основанию, связанному с совершением грубых дисциплинарных проступков; знание языка и законов того государства, на территории или в воздушном пространстве которого выполняются перевозки пассажиров, грузов, багажа. Например, Приказом Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. N 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» установлена для работодателя, осуществляющего деятельность по эксплуатации воздушных судов, обязанность принимать меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства работодателя (п. 18 указанных Правил) . ——————————— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 11.

Выполнение данного требования является условием получения работы лицами, желающими выполнять международные воздушные полеты, поскольку согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 (в ред. от 21.12.2009), если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований этих Правил, то должны применяться требования законов и правил этого государства . ——————————— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 43.

Смотрите так же:  Требования к картам схемам

Другой пример. На должности авиационного персонала не могут быть приняты в соответствии с п. 3 ст. 52 ВК РФ лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Не допускаются к работе в службах авиационной безопасности лица: 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; 2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; 4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом РФ «О милиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды (п. 4 ст. 52 ВК РФ). В состав летного экипажа воздушного судна России, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК РФ). Достижение предельного возраста для занятия определенной должности на транспортном предприятии может послужить причиной отказа в приеме на работу или увольнения работника. Так, не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее: 1) возраста 60 лет или 2) возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом — старше 60 лет. Кроме того, не разрешается выполнение функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицом, достигшим возраста 65 лет (п. 2.15 и 2.16 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»). Минимальный возраст для получения возможности претендовать на должность частного или коммерческого пилота, пилота многочленного экипажа самолета, штурмана, бортпроводника — 18 лет (п. 3.1, 4.1, 5.1, 12.1, 15.1 указанных выше Правил), а вот линейный пилот и сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер должны быть не моложе 21 года (п. 6.1, 18.1), тогда как пилотом планера или сверхлегкого воздушного судна может стать и 16-летний гражданин (п. 9.1, 11.1). Водителями автобусов, троллейбусов, трамваев могут стать лица при достижении ими двадцатилетнего возраста (ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О безопасности дорожного движения» ). ——————————— Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Общими условиями приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, являются требования пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) (ст. 328 ТК). Согласно ст. 52 ВК РФ к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также к деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство). Подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется лишь в российских образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты (ст. 54 ВК РФ). При этом сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, может быть признан в России действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и Федеральным авиационным правилам (ст. 55 ВК РФ). Лица, принимаемые в состав авиационного персонала, должны быть обладателями следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); бортпроводника; бортоператора; специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера (п. 1.2 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147 ). ——————————— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 48.

В соответствии с п. 2.2 и 2.7 указанных Правил при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений). Кроме того, обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации: а) воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот; б) вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота; в) любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно. Если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то в квалификационной отметке о типе воздушного судна должно быть указано данное ограничение. Лица, претендующие на включение в члены экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях РФ, помимо указанных в ст. 65 ТК, должны представить следующие виды документов: а) дипломы: капитана; старшего помощника капитана; механика; капитана скоростного судна; электромеханика и др.; б) квалификационные свидетельства: шкипера; боцмана; рулевого; матроса; моториста; машиниста; электрика судового; радиооператора; повара; проводника и др. (п. 2 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 ). ——————————— Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2279.

Дипломы, выданные лицам командного состава судов внутреннего плавания, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже одного раза в пять лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет. Дипломы выдаются лицам командного состава судов внутреннего плавания, достигшим 18-летнего возраста, а квалификационные свидетельства — членам судовой команды, достигшим 16-летнего возраста, имеющим соответствующее профессиональное образование и стаж плавания, годным по состоянию здоровья к работе на судах и прошедшим квалификационные испытания. При этом от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания учебы освобождаются выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (п. 9 — 10 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания). В случае утраты права на управление транспортными средствами работник с его согласия должен быть переведен работодателем на другую работу, а в случае отказа от перевода либо отсутствия работы может быть уволен. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии со ст. 28 Закона «О безопасности дорожного движения» являются: а) истечение установленного срока действия водительского удостоверения; б) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; в) лишение права на управление транспортными средствами. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются федеральным законом. К таким проступкам относится управление транспортным средством: — без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию; — с заведомо подложными государственными регистрационными знаками; — на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации); — на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб; — водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и др. (ст. 12.2, 12.8 КоАП РФ). Утрату права на управление транспортным средством может повлечь выезд на встречную полосу движения (ст. 12.15 КоАП РФ), непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (ст. 12.17); нарушение Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкой и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ). Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования). Порядок проведения предварительных и последующих периодических медицинских осмотров (обследований) для работников транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ст. 328 ТК). В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические ме
дицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» к таким работам, в частности, относятся работы по непосредственному управлению наземными транспортными средствами (п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)) . При этом участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для обследуемых. ——————————— Российская газета. N 243. 2011. 28 октября. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 38.

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, связанную с движением транспортных средств, проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся медицинскими организациями, располагающими лицензией на указанный вид деятельности. Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра предъявляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — решение врачебной психиатрической комиссии. Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет обязаны проходить работники, осуществляющие деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства (ст. 213 ТК). Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В соответствии с медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности не могут быть допущены к работе в качестве водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси лица, страдающие пограничной умственной отсталостью и задержкой умственного развития, больные эпилепсией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также имеющие дефекты речи и заикание в тяжелой форме . ——————————— Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (в ред. от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 18. Ст. 1602.

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников транспорта проводятся с целью: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска; выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но при этом периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться все же не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (ст. 213 ТК). Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (как предварительного, так и периодического), а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). В случае если при проведении периодического медосмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией. Конституционное право на забастовку у работников транспорта ограничено. На основании ст. 413 ТК не допускаются забастовки в организациях, непосредственно связанных с обеспечением населения (авиационный, железнодорожный и водный транспорт), в тех случаях, когда проведение забастовок создает угрозу жизни и здоровью человека, обороне страны и безопасности государства. Данный запрет детализирован в отраслевых нормативно-правовых актах. Так, статьей 52 ВК РФ для авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения, установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций). Такое ограничение прав работников гражданской авиации продиктовано необходимостью защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Смотрите так же:  Дарение доли в праве недвижимости

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
С РАБОТНИКОМ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА

дата и место подписания

1. СТОРОНЫ ДОГОВОРА

___ (наименование) ___, в лице ___ (должность, ФИО) ___, именуемая в дальнейшем «Работодатель», и гражданин ___ (ФИО) ___, именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договоро нижеследующем.

Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное

судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном

основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ст. 61 Воздушного кодекса

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

2.1. Работник ___ (ФИО) ___принимается на работу ___ (место работы с указанием структурного подразделения) ___по должности, специальности, профессии ___ (полное наименование должности, специальности, профессии) ___, _________________квалификации ___ (указание квалификации в соответствии со штатным расписанием организации, квалификация должна соответствовать установленным в гражданской авиации квалификационным требованиям) ___, конкретная трудовая функция _________________, после прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки впорядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в областисоответствующего вида транспорта (персонал (командир корабля, второй пилот, бортовой инженер, бортовой оператор, бортовой проводник) обязан иметьсертификат, подтверждающий уровень квалификации по правилам перевозкиопасных грузов); после прохождения обязательного предварительногомедицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органомисполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органомисполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

2.2. Договор является: договором по основной работе;
договором по совместительству.

3. СРОК ДОГОВОРА

3.1. Настоящий договор заключен:
— на неопределенный срок;
— на определенный срок ___ (указать срок его действия и обстоятельство (причину), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора) ___.

3.2. Работник обязуется приступить к исполнению обязанностей, предусмотренных в п. 2.1, параграфе 4 настоящего договора, ___ (указать дату начала работы) ___.

3.3. Настоящим договором устанавливается испытательный срок___ (продолжительность испытательного срока, но не более 3 месяцев) ___.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

4.1. Работник имеет право на:

4.1.2. Рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором.

4.1.3. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

4.1.4. Защиту персональных данных.

4.1.8. Получение заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, в установленные сроки (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней — на приостановку работы на весь период до выплаты задержанной суммы, известив Работодателя в письменной форме, кроме случаев, предусмотренных ст. 142 ТК РФ).

4.1.11. Охрану труда.

4.1.13. Участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах.

4.1.17. Возмещение вреда, причиненного Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

4.1.18. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4.1.20. Соответствие структуры службы условиям безопасного выполнения полетов.

4.1.21. Организацию и осуществление подготовки, переподготовки, поддержание и повышение профессионального уровня летного, командно-летного и руководящего состава службы и допуск командно-летного и летного состава к полетам (включая бортоператоров и бортпроводников, если они входят в состав летной службы).

4.1.22. Проведение аттестаций и квалификационных проверок летного состава.

4.1.23. Организацию аэронавигационного обеспечения.

4.1.24. Организацию летно-методической работы.

4.1.25. Планирование летной работы, соблюдение условий нормирования летной деятельности (рабочего времени и времени отдыха летного состава).

4.1.26. Комплектование и формирование экипажей воздушных судов.

4.1.27. Соблюдение установленных правил и процедур допуска к полетам членов экипажей воздушных судов.

4.1.28. Проведение предварительной и предполетной подготовки экипажей.

4.1.29. Осуществление систематического контроля и анализа деятельности экипажей воздушных судов.

4.1.30. Анализ состояния безопасности полетов.

4.1.32. Осуществление профилактических мероприятий по предупреждению авиационных происшествий.

4.1.33. Обеспечение взаимодействия со службами обеспечения полетов.
_________________

(иные права в соответствии с действующим законодательством)

4.2. Работник обязан (нужное подчеркнуть):

4.2.1. Лично выполнять определенную настоящим договором трудовую функцию и установленные нормы труда.

4.2.3. Соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

4.2.4. Не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную).

4.2.5. Отработать после обучения не менее ____________________________.
(срок устанавливается

договором, если обучение

производилось за счет средств

4.2.6. Проходить медицинские осмотры.

4.2.7. Соблюдать требования охраны труда.

4.2.8. Бережно относиться к имуществу Работодателя и других работников.

4.2.9. Возместить ущерб, причиненный Работодателю.

4.2.10. Незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя.

4.2.11. При поступлении на работу пройти на квалификационной комиссии проверку знания соответствующих нормативных и руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации, независимо от срока годности свидетельства.
_________________

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

5.1. Работодатель имеет право:

5.1.1. Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

5.1.2. Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд.

5.1.3. Требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.

5.1.5. Принимать локальные нормативные акты.
_________________

(иные права, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,

5.2.1. Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

5.2.2. Предоставить Работнику работу, обусловленную трудовым договором.

5.2.3. Обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.

5.2.5. Выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

5.2.6. Осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами.

5.2.7. Возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
_________________

(иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными

коллективным договором, соглашениями)

5.2.8. Выполнять условия эксплуатации воздушных судов (комплекс условий, включающий в себя элементы организационно-штатной структуры, процедуры, ограничения и документацию, связанные с организацией, производством и обеспечением полетов).

5.2.9. Организовать систему получения и доведения до своего персонала нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности. Разрабатывать Программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся частью Руководства по производству полетов, а также все необходимые инструкции и технологии для персонала в части обеспечения авиационной безопасности.

5.2.10. Организовать подготовку Работника по авиационной безопасности в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.11. Обеспечивать ознакомление Работника с мерами авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей.

5.2.12. Разрабатывать и внедрять в своей организации Руководство по производству полетов, Руководство по техническому обслуживанию и Руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов. Разрабатывать Положение об организации перевозки опасных грузов, которое является составной частью Руководства по производству полетов.

5.2.13. Обеспечить наличие воздушных судов, в которых багажно-грузовые помещения отвечают требованиям норм летной годности и позволяют осуществлять перевозку опасных грузов. Условия транспортировки опасных грузов на воздушных судах должны отвечать требованиям отраслевого стандарта ОСТ 54-3-59-92, а также соответствующим международным требованиям.

5.2.14. Обеспечивать наличие производственной базы, оборудованной для организации и оперативного управления полетами воздушных судов, выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, подготовки авиационного персонала, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, в соответствии с нормативными актами в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.15. Организовать и осуществлять обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.16. Создать (обеспечить функционирование) специализированное подразделение для обеспечения оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.17. В соответствии с принятыми стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО, Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов»), Международным стандартом ИСО-9000 и ГОСТ 40/9000 издавать Руководство по производству полетов, Руководство по техническому обслуживанию и Руководство по качеству, содержащие установленные и принятые Работодателем к исполнению правила, процедуры и нормы по производству и обеспечению полетов для персонала Работодателя.

5.2.18. Разрабатывать и вводить в действие процедуры своевременного доведения требований и положений Руководств (в том числе при внесении изменений и дополнений) до персонала эксплуатанта для их изучения и принятия к исполнению.

5.2.19. Обеспечивать наличие на борту воздушного судна необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов Руководства по производству полетов и Руководства по техническому обслуживанию в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном воздушном судне.

5.2.20. Обеспечивать экипажи штурманским снаряжением, действующими документами аэронавигационной информации (сборниками аэронавигационной информации (AIP), полетными и бортовыми картами, бюллетенями предполетной информации или НОТАМ (извещение для пилотов об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании, процедурах, о возможных опасностях в полете и т.п.), предварительными навигационными расчетами и эксплуатационными минимумами для взлета и посадки своих воздушных судов) и другими материалами, необходимыми для подготовки и выполнения полетов на заявленных для полетов аэродромах.

5.2.21. Создавать условия для проведения в установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также для исследования отказавшей авиационной техники в целях предупреждения авиационных происшествий.
_________________

6. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

7. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

7.1. Работник обязан исполнять трудовые обязанности, предусмотренные в п. 2.1, параграфе 4 настоящего договора, в течение времени, установленного в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также в иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

7.2. Продолжительность рабочего времени, предусмотренного п. 7.1 настоящего договора, не может превышать 40 часов в неделю.

7.3. Работодатель обязан предоставлять Работнику время для отдыха в соответствии с действующим законодательством, а именно:
— перерывы в течение рабочего дня (смены);
— ежедневный (междусменный) отпуск;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отпуск);
— нерабочие праздничные дни;
— отпуска.

7.4. Работодатель обязан предоставлять Работнику ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью:
— основной отпуск ___________________ календарных дней (не более 28 дней);
— дополнительный отпуск ___________________ дней.

7.5. Режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации): _________________

8. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

8.1. Работодатель обязан производить оплату труда Работника в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

8.2. Настоящим договором устанавливается следующий размер заработной платы:
— размер тарифной ставки (или должностного оклада) ____________________

— доплаты, надбавки и поощрительные выплаты ___________________________

8.4. Работодатель обязан производить выплату заработной платы непосредственно Работнику в следующие сроки: . (указать срок, но не реже чем каждые полмесяца)

8.5. Работодатель обязан выплачивать заработную плату Работнику (нужное подчеркнуть):
— в месте выполнения им работы;
— посредством перечисления на указанный Работником счет в банке.

9. ВИДЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

9.2. Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью: ____________________

В зависимости от характера деятельности обеспечиваются следующие виды страхования:
— жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна от несчастного случая при исполнении ими служебных обязанностей (в соответствии со ст. 132 Воздушного кодекса Российской Федерации);
— ответственности за вред, который может быть причинен в связи с выполнением авиационных работ (в соответствии со ст. 135 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Страхование воздушного судна (каско), а также страхование лиц, включенных в задание на полет и не являющихся членами экипажа воздушного судна, осуществляется по решению Работодателя.

Документы по страхованию должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в части обеспечения страхования.

9.3. Настоящим договором устанавливается обязанность Работодателя

осуществлять также следующие виды дополнительного страхования Работника:
________________.

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

10.2. Настоящим договором устанавливается следующая ответственность

Работодателя за ущерб, причиненный Работнику:
________________.

(конкретизация ответственности, но не ниже, чем предусмотрено ТК РФ

10.3. Настоящим договором устанавливается следующая ответственность

Работника за ущерб, причиненный Работодателю:
________________.

(конкретизация ответственности, но не выше, чем предусмотрено ТК РФ

и иными законами)

11. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

11.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его официального подписания Работником и Работодателем и действует до момента его прекращения по основаниям, установленным законодательством. При увольнении отдельных категорий авиаработников по инициативе администрации дополнительно потребуется:
а) работников моложе 18 лет — согласие районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних;
б) председателей и членов выборных профсоюзов авиапредприятий, не освобожденных от производственной работы, — согласие вышестоящего профсоюзного органа;
в) работников, избранных депутатами разных уровней, — письменное согласие соответствующих органов, в которые они были избраны депутатами;
г) материально ответственных лиц — согласие главного бухгалтера.

11.2. Датой подписания настоящего договора является дата, проставленная в начале на стоящего договора.

12. ДРУГИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

12.5. Командно-летный состав несет персональную ответственность за организацию обеспечения полетов, организацию летной работы и обеспечение требуемого уровня безопасности полетов.

12.6. В особых случаях, не терпящих отлагательства, когда дальнейшее, хотя бы и временное оставление работника на должности по каким-либо причинам невозможно, он может быть временно отстранен от выполняемой работы с немедленным сообщением об этом вышестоящей организации. Отстранение от работы (должности) может производиться только по предложению уполномоченных на это органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и другими нормативными ведомственными актами.

13. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением настоящего договора, разрешаются в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.

14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

14.1. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах и включает в себя ___ ____________________________ листов. (указать количество)

14.2. Каждой из сторон настоящего договора принадлежит по одному экземпляру договора.

Охрана труда

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
С РАБОТНИКОМ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА

(название места заключения договора)

1. Стороны договора

(наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя)

расположенное по адресу

(наименование регистрирующего органа, дата, номер решения о регистрации)

в лице генерального директора

(ф.и.о., заполняется только организациями)

именуемое в в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и

именуемый в дальнейшем «Работник», заключили договор о нижеследующем.

2. Предмет договора

принимается на работу

(место работы с указанием структурного подразделения)

по должности, специальности, профессии

(полное наименование должности, специальности, профессии)

(указание квалификации в соответствии со штатным расписанием организации; квалификация должна соответствовать установленным в гражданской авиации квалификационным требованиям)

Смотрите так же:  Новый кбк патент

конкретная трудовая функция

после прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (персонал (командир корабля, второй пилот, бортовой инженер, бортовой оператор, бортовой проводник), обязан иметь сертификат, подтверждающий уровень квалификации по правилам перевозки опасных грузов); после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

2.2. Договор является:
договором по основной работе;

договором по совместительству

3. Срок договора

3.1. Настоящий договор заключен на:

(указать срок его действия и обстоятельство (причину), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора, или указать, что договор на определенный срок заключен по соглашению сторон в соответствии с ч.2 ст.59 ТК РФ)

3.2. Работник обязуется приступить к исполнению обязанностей, предусмотренных в п.1.1, параграфе

4 настоящего договора

(указать дату начала работы)

3.3. Настоящим договором устанавливается испытательный срок

(продолжительность испытательного срока, но не более 3 месяцев)

4. Права и обязанности Работника

4.1.1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

4.1.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

4.1.5. Продолжительность рабочего времени в соответствии с действующим законодательством.

4.1.6. Время отдыха.

4.1.7. Оплату и нормирование труда.

4.1.8. Получение заработной платы и иных сумм, причитающихся Работнику, в установленные сроки (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней — на приостановление работы на весь период до выплаты задержанной суммы с извещением Работодателя в письменной форме, кроме случаев, предусмотренных ст.142 ТК РФ).

4.1.9. Гарантии и компенсации.

4.1.10. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

4.1.12. Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

4.1.14. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

4.1.15. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

4.1.16. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

4.1.17. Возмещение вреда, причиненного Работнику в связи с исполнением Работником трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

4.1.19. Организацию безопасного выполнения полетов.

4.1.31. Обработку и анализ полетной информации.

4.1.33. Обеспечение взаимодействия со службами обеспечения полетов.

4.2.2. Соблюдать трудовую дисциплину.

4.2.3. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

4.2.5. Отработать после обучения не менее

(срок устанавливается договором, если обучение производилось за счет средств Работодателя)

4.2.8. Бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников.

4.2.10. Незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

4.2.11. При поступлении на работу пройти на квалификационной комиссии проверку знания соответствующих нормативных и руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации, независимо от срока годности свидетельства.

(иные обязанности в соответствии с действующим законодательством)

5. Права и обязанности Работодателя

5.1.3. Требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

5.1.4. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

5.1.5. Принимать локальные нормативные акты.

(иные права, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями)

5.2. Работодатель обязан:

5.2.1. Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

5.2.2. Предоставлять Работнику работу, обусловленную трудовым договором.

5.2.3. Обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

5.2.4. Обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей.

5.2.5. Выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные настоящим договором, ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

5.2.6. Вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ.

5.2.7. Знакомить Работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.

5.2.8. Обеспечивать бытовые нужды Работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей.

5.2.9. Осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами.

5.2.10. Возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5.2.11. Выполнять условия эксплуатации воздушных судов (комплекс условий, включающий в себя элементы организационно-штатной структуры, процедуры, ограничения и документацию, связанные с организацией, производством и обеспечением полетов).

5.2.12. Организовать систему получения и доведения до своего персонала нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности; разрабатывать Программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся частью Руководства по производству полетов, а также все необходимые инструкции и технологии для персонала в части обеспечения авиационной безопасности.

5.2.13. Организовать подготовку Работника по авиационной безопасности в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.14. Обеспечивать ознакомление Работника с мерами авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей.

5.2.15. Разрабатывать и внедрять в своей организации Руководство по производству полетов, Руководство по техническому обслуживанию и Руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов. Разрабатывать Положение об организации перевозки опасных грузов, которое является составной частью Руководства по производству полетов.

5.2.16. Обеспечить наличие воздушных судов, в которых багажно-грузовые помещения отвечают требованиям норм летной годности и позволяют осуществлять перевозку опасных грузов. Условия транспортировки опасных грузов на воздушных судах должны отвечать требованиям отраслевого стандарта ОСТ 54-3-59-92, а также соответствующим международным требованиям.

5.2.17. Обеспечивать наличие производственной базы, оборудованной для организации и оперативного управления полетами воздушных судов, выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, подготовки авиационного персонала, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, в соответствии с нормативными актами в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.18. Организовывать и осуществлять обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.19. Создать (обеспечить функционирование) специализированное подразделение для обеспечения оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации.

5.2.20. В соответствии с принятыми стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО, Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов»), Международным стандартом ИСО-9000 и ГОСТ 40/9000 издавать Руководство по производству полетов, Руководство по техническому обслуживанию и Руководство по качеству, содержащие установленные и принятые Работодателем к исполнению правила, процедуры и нормы по производству и обеспечению полетов для персонала Работодателя.

5.2.21. Разрабатывать и вводить в действие процедуры своевременного доведения требований и положений Руководств (в том числе при внесении изменений и дополнений) до персонала эксплуатанта для их изучения и принятия к исполнению.

5.2.22. Обеспечивать наличие на борту воздушного судна необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов Руководства по производству полетов и Руководства по техническому обслуживанию в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном воздушном судне.

5.2.23. Обеспечивать экипажи штурманским снаряжением, действующими документами аэронавигационной информации (сборниками аэронавигационной информации (AIP), полетными и бортовыми картами, бюллетенями предполетной информации или НОТАМ (извещение для пилотов об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании, процедурах, о возможных опасностях в полете и т. п.), предварительными навигационными расчетами и эксплуатационными минимумами для взлета и посадки своих воздушных судов) и другими материалами, необходимыми для подготовки и выполнения полетов на заявленных для полетов аэродромах.

5.2.24. Создавать условия для проведения в установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также для исследования отказавшей авиационной техники в целях предупреждения авиационных происшествий.

(иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором)

6. Гарантии и компенсации

6.1. На Работника полностью распространяются льготы и гарантии, установленные законодательством, локальными нормативными актами.

6.2. Ущерб, причиненный Работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с трудовым законодательством РФ.

7. Режим труда и отдыха

7.1. Работник обязан исполнять трудовые обязанности, предусмотренные в п.2.1, параграфе 4 настоящего договора, в течение времени, установленного в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также в иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

7.2. Продолжительность рабочего времени, предусмотренного в п.7.1 настоящего договора, не может превышать 40 часов в неделю.

7.3. Работодатель обязан предоставлять Работнику время для отдыха в соответствии с действующим законодательством, а именно:

— перерывы в течение рабочего дня (смены);

— ежедневный (междусменный) отдых;

— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

— нерабочие праздничные дни;

7.4. Работодатель обязан предоставлять Работнику ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью:

— основной отпуск ___ календарных дней (не более 28 дней);

— дополнительный отпуск ___ дней.

7.5. Режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил,

установленных в организации):

8. Условия оплаты труда

8.2. Настоящим договором устанавливается следующий размер заработной платы:

— размер тарифной ставки (или должностного оклада)

— доплаты, надбавки и поощрительные выплаты

8.3. Выплата заработной платы производится в валюте Российской Федерации (в рублях).

8.4. Работодатель обязан производить выплату заработной платы непосредственно Работнику в

(указать срок, но не реже чем каждые полмесяца)

8.5. Работодатель обязан выплачивать заработную плату Работнику (нужное подчеркнуть):

— в месте выполнения им работы;

— посредством перечисления на указанный Работником счет в банке.

9. Виды и условия социального страхования

9.1. Работодатель обязан осуществлять социальное страхование Работника, предусмотренное действующим законодательством.

9.2. Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой

В зависимости от характера деятельности обеспечиваются следующие виды страхования:

— жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна от несчастного случая при исполнении ими служебных обязанностей (в соответствии со ст.132 Воздушного кодекса Российской Федерации);

— ответственности за вред, который может быть причинен в связи с выполнением авиационных работ (в соответствии со ст.135 Воздушного кодекса Российской Федерации).

9.3. Настоящим договором устанавливается обязанность Работодателя осуществлять также следующие виды дополнительного страхования Работника:

10. Ответственность сторон

10.1. Сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с действующим законодательством.

10.2. Настоящим договором устанавливается следующая ответственность Работодателя за ущерб, причиненный Работнику:

(конкретизация ответственности, но не ниже, чем предусмотрено ТК РФ и иными законами)

10.3. Настоящим договором устанавливается следующая ответственность Работника за ущерб, причиненный Работодателю:

(конкретизация ответственности, но не выше, чем предусмотрено ТК РФ и иными законами)

11. Срок действия договора

11.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его официального подписания Работником и Работодателем и действует до момента его прекращения по основаниям, установленным законодательством.

11.2. Датой подписания настоящего договора является дата, указанная в начале настоящего договора.

12. Другие условия договора

12.1. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, обязаны проходить периодическую аттестацию на право занимать эти должности. Порядок аттестации и перечень должностных лиц, подлежащих обязательной аттестации, определяется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

12.2. В случае освобождения лиц летного состава от летной должности по состоянию здоровья и признания впоследствии годными к выполнению полетов допуск к летной работе производится приказами тех руководителей авиапредприятий, к номенклатуре которых относятся эти должности, на основании заключения ВЛЭК (на пилотов и штурманов — утверждения решения ЦВЛЭК), характеристики и при наличии перерыва в летной работе не более 5 лет.

12.3. Восстановление на летную работу, работу по управлению воздушным движением лица, ранее освобожденного от нее за нарушение правил полетов, управления воздушным движением, требований нормативных документов по обеспечению безопасности полетов и дисциплины согласовывается с инспекцией регионального управления воздушного транспорта. При поступлении заявления о восстановлении на летную работу пилота I класса руководитель авиапредприятия рассматривает это заявление и согласовывает этот вопрос с Высшей квалификационной комиссией отрасли. Восстанавливаемые лица обязаны пройти медицинскую комиссию для определения годности к этим видам работ, иметь положительную характеристику с последнего места работы, окончить курсы повышения квалификации при УТЦ (УТО) и подтвердить на МКК знания основных специальных дисциплин в соответствии с присвоенным классом. Обязательно прохождение сертификации работников, которые обеспечивают безопасность полетов.

12.4. Лицам, восстановленным на летную работу или допущенным к управлению воздушным движением, предоставляется необходимая тренировка на воздушном судне и тренажерах. Допуск к самостоятельным полетам или управлению воздушным движением производится командно-летным составом летных подразделений и руководящим составом службы движения соответственно.

12.6. В особых случаях, не терпящих отлагательства, когда дальнейшее, хотя бы и временное, оставление работника на должности по каким-либо причинам невозможно, он может быть временно отстранен от выполняемой работы с немедленным сообщением об этом вышестоящей организации. Отстранение от работы (должности) может производиться только по предложению уполномоченных на это органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и другими нормативными ведомственными актами.

13. Порядок разрешения споров

14. Заключительные положения

12.1. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах и включает в себя

14.2. Каждой из сторон настоящего договора принадлежит по одному экземпляру договора, за исключением случаев, установленных ТК РФ.

14.3. Условия настоящего договора могут быть изменены по взаимному соглашению сторон. Любые изменения условий настоящего договора оформляются в виде подписанного сторонами дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.

Оставьте комментарий