Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть III.- Уфа: РИО БашГУ, 2004.

Ложкин С.Б. — соискатель кафедры уголовного права и процесса

Татьянина Л.Г. — доцент кафедры уголовного процесса УдГУ г. Ижевск

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЛА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ДАВАТЬ О НИХ ПОКАЗАНИЯ

Вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших всегда имели как практическое, так и теоретическое значение. Особую роль в рамках уголовного процесса играет разрешение вопроса о способности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать показания по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних. Сомнения в способности свидетелей (или потерпевших) правильно давать показания чаще всего возникают в тех случаях, когда в качестве свидетелей (потерпевших) выступают малолетние или несовершеннолетние. Специфика половых преступлений такова, что нередко ребенок или подросток оказывается единственным очевидцем или жертвой сексуального посягательства. Поэтому показания его — важнейший источник доказательств.

Ребенок воспринимает и запоминает явления действительности иначе, чем взрослый человек. Дети дошкольного и младшего школьного возраста выделяют в ситуации не все ее элементы и не всегда те, которые наиболее верно отражают суть явления. Внимание ребенка приковывают необычные, значительные по силе раздражители: резкие звуки, яркая окраска, необычная, ранее не встречавшаяся форма предметов. Процесс запоминания у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не организован. Содержание их памяти — это набор, как правило, ярких, образных, но логически мало связанных друг с другом картин. Школьный возраст — это период активного накопления собственного опыта, период овладения систематическими знаниями, интенсивного развития мышления, речи, памяти. Младшие школьники и подростки по прочности механической памяти нередко превосходят взрослых. Абстрактный материал, логическую последовательность событий дети дошкольного и младшего школьного возраста запоминают хуже. С возрастом процессы абстрагирования, анализа и синтеза, протекающие на речевой основе, начинают играть все более существенную роль в интеллектуальной деятельности.

Дети способны сообщить о форме ответов на вопросы значительно больше сведений, чем в форме монолога. Однако при организации диалога следует учитывать внушаемость ребенка, подверженность его психическому воздействию взрослых и сверстников.

Особенно значительным внушающее воздействие взрослых на детей и детей друг на друга может оказаться как при восприятии, так и при последующем воспроизведении информации, относящейся к тем областям жизни, в которых дети плохо ориентируются, в частности, относящейся к сфере сексуальных взаимоотношений. Значительная часть несовершеннолетних, особенно девочек, вплоть до 14-17 лет не имеют правильных представлений о многих социальных и биологических явлениях, связанных с взаимоотношением полов.

Ребенок или подросток, способный верно воспринять, сохранить и передать информацию о внешней стороне воспринимаемых им событий, нередко оказывается не в состоянии правильно оценить их, понять, как оценивали эти события другие. Логически переработанный несовершеннолетним материал может противоречить информации, сообщенной им же, но в других условиях. Например, возможны существенные расхождения в показаниях, данных в процессе узнавания предъявленных предметов и при свободном их описании на основе сохранившихся воспоминаний.

Необходимо помнить, что неквалифицированная фиксация в протоколах показаний несовершеннолетних приводит к искажению информации (например, изложение показаний в форме развернутых монологических сообщений, хотя несовершеннолетние дают односложные, неуверенные ответы на вопросы).

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы. Процесс формирования свидетельских показаний включает в себя следующие этапы: а) формирование картины события в ходе восприятия, сохранения и переработки образов памяти; б) воспроизведение воспоминаний в речевой форме; в) фиксация показаний лицом, допрашивающим свидетеля.

Отрицательное влияние на формирование показаний, их полноту и точность могут оказывать нижеперечисленные факторы: особенности воспринимавшихся событий или предметов, о которых истребуются показания (слишком сильные или, наоборот, слабые для человеческих органов чувств раздражители и т.д.); неблагоприятные условия восприятия, хранения и воспроизведения информации (быстротечность события, удаленность объектов восприятия, длительный период хранения в памяти и пр.); диспозиционные характеристики свидетеля (низкий уровень интеллектуального развития, дефекты органов чувств и памяти).

Данные о наличии факторов, отрицательно влияющих на формирование свидетельских показаний, могут служить основанием для сомнений в способности совершеннолетних свидетелей или потерпевших давать правильные показания. В соответствии с п.4 ч.1 ст.196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Судебно-психологическая экспертиза, назначенная следователем до получения свидетельских показаний, лишь на основе сведений о наличии факторов, предрасполагающих к искажению информации, может иметь целью решение вопроса о принципиальной способности или неспособности свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать определенные обстоятельства и давать о них показания. В этих случаях в постановлении о назначении экспертизы необходимо конкретно указать на содержание информации, которую воспринимал, сохранял и воспроизводил свидетель. Иногда потребность в назначении экспертного психологического исследования возникает после получения первых или целой серии показаний. В подобных случаях основанием для назначения судебно-психологической экспертизы, направленной на оценку способности свидетеля (потерпевшего) давать правильные показания, служат особенности формы или содержания самих показаний, в частности: принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела; внутренняя противоречивость показаний или существенное изменение их от допроса к допросу, появление большого числа новых деталей; оперирование ребенком понятиями, не свойственными его возрасту (скорость, время); отказ от дачи показаний или их изменение без видимых причин и другие.

Предмет экспертного исследования определяется содержанием вопросов, выносимых на его разрешение.

Вопросы перед экспертом относительно способности правильно воспринимать события или предметы и давать о них правильные показания формулируются следователем с учетом конкретных обстоятельств дела, психологических особенностей свидетеля (потерпевшего), его психического состояния, условий восприятия, уровня психического развития и других факторов. Необходимо специально подчеркнуть, что предметом судебно-психологической экспертизы не могут быть оценка достоверности свидетельских показаний, причины изменения показаний, мотивы отказа от дачи показаний. Заключение судебно-психологической экспертизы является одним из доказательств, используемых следователем при оценке свидетельских показаний в комплексе.

В процессе подготовки к проведению судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних свидетелей и потерпевших следствием должна быть собрана следующая информация: о предметных и социальных воздействиях, которым подвергался свидетель на различных этапах формирования показаний и в период их сообщения; о поведении свидетеля в момент восприятия событий или предметов в период, предшествовавший даче показаний, и во время допроса; о психологических особенностях и личностных свойствах свидетеля: общем развитии, успеваемости в школе, склонностях и увлечениях, чертах характера, эмоциональной устойчивости; о взаимоотношениях в семье, школе, по месту жительства; об осведомленности ребенка об отношениях между полами. Показания несовершеннолетних требуют особенно тщательной фиксации, обеспечивающей сохранение всех индивидуальных особенностей (по форме и содержанию) сообщений свидетеля. С этой целью должны применяться видеозапись или звукозапись. Эти материалы, как правило, содержат ценный и необходимый для эксперта-психолога материал.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном процессе

Курмаева Н.А., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института.

Одной из ключевых, волнующих современное общество проблем является рост преступности несовершеннолетних. В то же время увеличивается и число посягательств, по которым потерпевшими выступают несовершеннолетние и малолетние лица. Так, например, в 2002 г. в России число несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, составило 94,1 тыс. чел., в 2003 г. — 91,1 тыс. чел., в 2004 г. — 113,5 тыс. чел., в 2005 г. — 175 тыс. чел. . Таким образом, в 2005 г. по сравнению с 2002 г. число несовершеннолетних жертв преступлений увеличилось на 86%.

Российский статистический ежегодник. 2006. Стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 298.

Отмечается значительный рост данного показателя и в Республике Мордовия. По данным ИЦ МВД РМ, в 2002 г. жертвами преступных посягательств из числа лиц, не достигших совершеннолетия, стали 310 чел., в 2003 г. — 416 чел., в 2004 г. — 564 чел., в 2005 г. — 832 чел., а в 2006 г. — 801 чел. В 2006 г. количество несовершеннолетних потерпевших по сравнению с 2002 г. увеличилось на 158,4%.

Как правило, очевидцами таких преступлений являются также несовершеннолетние, которые привлекаются к участию в деле в качестве свидетелей.

При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних важное значение имеют проблемы использования специальных психологических знаний, основной формой которых является судебно-психологическая экспертиза, получающая все большее распространение в следственной и судебной практике. Вопросы, связанные с назначением и проведением судебно-психологической экспертизы, в последнее время весьма часто обсуждаются юристами и психологами. Однако, как показывает практика, следователи и судьи испытывают затруднения и допускают ошибки при подготовке и назначении такой экспертизы, оценке и использовании заключения экспертов-психологов, что в определенной степени связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и проведения данного экспертного исследования.

Одним из видов судебно-психологической экспертизы, которая проводится по уголовным делам с участием несовершеннолетних, является судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Перечисляя случаи обязательного назначения экспертизы, законодатель указывает, что назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (п. 4 ст. 196 УПК РФ). Для определения психического состояния потерпевшего при возникновении сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания проводится судебно-психологическая экспертиза.

Следует отметить, что действующий УПК РФ в п. 4 ст. 196 в отличие от п. 3 ст. 79 прежнего УПК РСФСР не предусматривает обязательного назначения и проведения судебной экспертизы для определения психического или физического состояния свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что является неверным. По нашему мнению, судебно-психологическую экспертизу необходимо обязательно проводить не только в отношении потерпевшего, но и свидетеля, особенно малолетнего или несовершеннолетнего. Малолетний возраст, психическая незрелость вызывают сложности при оценке их показаний, в связи с чем первостепенное значение приобретает вопрос об их способности быть свидетелями и давать показания по делу.

Способность детей и подростков давать правильные показания становится объектом судебно-психологической экспертизы в тех случаях, когда на этих показаниях строятся существенные основания обвинения. В литературе и практике известны примеры, когда показания несовершеннолетних, положенные в основу тяжких обвинений, в результате проверки с помощью психологов оказывались вымышленными. Такие показания должны критически оцениваться судом и следственными органами. Во всех случаях возникновения даже незначительных сомнений по поводу правильности восприятия и воспроизведения обстоятельств, интересующих следствие и суд, необходимо заключение судебно-психологической экспертизы. Поэтому судебно-психологическую экспертизу следует назначать не только для определения психического состояния потерпевшего, но также и при наличии сомнений в способности несовершеннолетних и малолетних свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы способности несовершеннолетнего (малолетнего) свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания могут служить: «принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами, содержащимися в деле; данные о каком-либо особом психическом состоянии в момент восприятия информации, имеющей значение для дела; большой срок давности событий, составляющих содержание показаний свидетеля или потерпевшего; данные о личности свидетеля или потерпевшего» (например, возраст, уровень интеллектуального развития) и т.д.

Мельник В.В., Цыцарев С.В., Яковлев Я.М. Основы судебно-психологической экспертизы по уголовным делам. Л., 1987. С. 20 — 21.

Особый интерес представляют показания несовершеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших, в которых могут проявляться склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, неумение в словесной форме четко и полно воспроизвести наблюдаемое. При оценке показаний этих лиц суду и следствию нужна помощь психологов. Например, если эксперт-психолог установит, что подросток ввиду его возраста и индивидуальных психологических особенностей «мог правильно воспринять, запомнить и изложить сообщаемые им факты, закрепленные в протоколе допроса, это, безусловно, окажет органам следствия и суду значительную помощь для правильной оценки его показаний» .

Яковлев Я. Проблемы судебно-психологической экспертизы // Социалистическая законность. 1973. N 3. С. 58.

Дискуссионным в юридической и психологической литературе является спор об определении достоверности показаний свидетелей и потерпевших. В 30 — 40 годах в рамках такой экспертизы предлагалось проводить оценку показаний на их достоверность . Приоритетной была точка зрения, согласно которой необходимо подвергать психологическому обследованию каждого свидетеля и потерпевшего. Однако вопрос о достоверности или недостоверности свидетельских показаний относится к компетенции следствия и суда, тем самым эксперт-психолог переступал границы своих специальных знаний и процессуальных полномочий. Такая неправомерная переоценка компетенции психологической экспертизы вызвала негативное отношение к экспертным психологическим исследованиям, существовавшее вплоть до 1960-х годов.

Внуков Ф.В., Брусиловский А. Психология и психопатология свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних. Харьков, 1929; Брусиловский А.Е. К вопросу об экспертизе свидетельских показаний // Проблемы психиатрии и психопатологии. М., 1935. С. 646 — 663; Озерецкий Н.И. Психиатрическая экспертиза несовершеннолетних в суде // Проблемы судебной психиатрии. М., 1940. С. 54 — 64.

Ошибочное мнение по вопросу определения достоверности свидетельских показаний высказывалось и позднее. В частности, В. Фокин писал, что «экспертам нередко приходится отвечать на вопрос о достоверности показаний, данных несовершеннолетними, или причине изменения ими своих показаний в суде» . Критикуя данную позицию, В. Зимарин, И. Попов указывали, что «достоверность — одно из свойств судебных доказательств, а оценивать показания означает оценивать доказательства, что составляет исключительную компетенцию следствия и суда» .

Фокин В. Эксперт-психолог должен стать помощником суда // Советская юстиция. 1969. N 14. С. 26.
Зимарин В., Попов И. Проведение психологической экспертизы // Советская юстиция. 1974. N 5. С. 8.

Смотрите так же:  Приказ о внесении изменений в инструкцию по делопроизводству

В настоящее время утвердилась точка зрения о том, что судебно-психологическая экспертиза, проводимая с целью установления способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать правильные показания, не является экспертизой достоверности показаний . Вопрос о достоверности или недостоверности показаний решается судом и следователем, а в задачу психологов входит лишь обеспечение их необходимой для этого информацией психологического характера. Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц. Ответы на данные и подобные им вопросы не входят в компетенцию судебно-психологической экспертизы. Правдивость или ложность, достоверность или недостоверность показаний участвующих в уголовном процессе лиц устанавливается исключительно органом, ведущим производство по делу, на основании всех имеющихся доказательств в их совокупности. «Установление подобного рода обстоятельств экспертом является нарушением его процессуальной компетенции. К тому же психологическая наука не обладает достаточно надежными критериями для разграничения правдивости или ложности сообщаемых людьми сведений» .

Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб., 2003. С. 544; Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза. Львов, 1987. С. 85; Романов В.В. Актуальные проблемы судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе. М., 2001. С. 18; Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебно-психологическая экспертиза: Следователь: теория и практика деятельности. Екатеринбург, 1993. С. 26 и др.
Сафуанов Ф., Шишков С. Экспертиза «правдивости» показаний // Законность. 1992. N 2. С. 13.

В отличие от российского уголовного процесса в уголовном процессе зарубежных стран, например в Германии, проводится экспертиза для оценки достоверности показаний свидетелей, в том числе малолетних и несовершеннолетних. «Общая оценка достоверности показаний свидетеля делается на основе результатов судебного интервью (обработанного по методу анализа утверждений) и личностного профиля свидетеля, составленного на основе результатов психологического обследования» .

Образцов В., Богомолова С. Эксперт-психолог в суде Германии: оценка достоверности показаний // Законность. 2003. N 1. С. 52.

«Трудно согласиться с целью исследования, определяемой в немецкой теории и практике как установление достоверности показаний малолетних» , как справедливо считает В. Рыбальская, с мнением которой мы вполне согласны. Достоверность — одно из свойств судебных доказательств, установление которого не входит в компетенцию эксперта-психолога. Заимствование зарубежного опыта назначения и проведения данного вида экспертного исследования неприемлемо для российского уголовного процесса. Поэтому, как верно отмечает Д. Котов, «практика проведения подобных экспертиз недопустима, а мнение авторов, считающих, что эксперт-психолог вправе давать оценку достоверности тех или иных показаний, неверное» .

Рыбальская В. Судебно-психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних в уголовном процессе европейских социалистических стран // Советская юстиция. 1968. N 6. С. 31.
Котов Д. Судебно-психологическая экспертиза // Социалистическая законность. 1975. N 8. С. 54.

Другим видом судебно-психологической экспертизы, которая проводится в отношении несовершеннолетних и малолетних, является экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному.

Вопрос о судебно-психологической экспертизе потерпевших от изнасилования глубоко исследовался в работах М.М. Коченова , Л.П. Конышевой , И.А. Кудрявцева . С процессуальной точки зрения такая экспертиза имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) в связи с тем, что одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы.

Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.
Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователем психологических знаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних. М., 1989.
Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

Поводами для назначения данной экспертизы могут быть «малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14 — 18 лет) потерпевшей (потерпевшего), сведения о ее (его) «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны виновного» и т.п.

Лисовцева В.М. Судебно-психологическая экспертиза потерпевшего: Учеб. пособие. Саратов, 2004. С. 28.

Например, на практике довольно распространены случаи, когда потерпевшая от изнасилования не оказывает не только активного, но и вообще сколько-нибудь заметного сопротивления. В связи с этим возникают трудности с юридической квалификацией содеянного: есть ли состав насильственного преступления? Проведение экспертизы может оказать помощь в разрешении этих трудностей, т.к. пассивное поведение потерпевшей может быть вполне адекватным в данной ситуации и обусловливаться психологическими особенностями ее личности.

В большинстве случаев основанием назначения судебно-психологической экспертизы может являться, наоборот, неадекватное, «провоцирующее» поведение потерпевшей, т.е. так называемое виктимное поведение жертвы, которое неверно воспринимается обвиняемым. В таких случаях рекомендуется проводить двустороннюю судебно-психологическую экспертизу в отношении как потерпевшей, так и обвиняемого. «Применение специальных познаний здесь необходимо не только для выяснения вопроса, мог ли он (они) с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, но и, что не менее важно, — как им в указанной обстановке воспринималось поведение потерпевшей, могло ли оно восприниматься как согласие на вступление в интимную близость» , что имеет значение для правильной квалификации действий обвиняемого. Поэтому представляется, что в указанных случаях недостаточно проведения судебно-психологической экспертизы потерпевшей, а необходимо одновременное проведение и экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого.

Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы: Справочное пособие. М., 2000. С. 105.

В целом изучение материалов следственной, судебной и экспертной практики показывает, что привлечение в сложных случаях квалифицированных экспертов-психологов для проведения судебно-психологической экспертизы по вопросам определения способности несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, а также для определения способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному является необходимым. Устанавливаемые с помощью заключения эксперта-психолога факты имеют важное доказательственное значение.

Следует заметить, что по УПК РФ судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев обязательного назначения судебной экспертизы, а также в отношении свидетеля производится только с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде (ч. 4 ст. 195 УПК). Проведение экспертизы в отношении свидетеля, потерпевшего в возрасте до 16 лет всегда требует письменного согласия его законного представителя (ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» ), что является несомненно важной гарантий защиты их прав и законных интересов. Однако на практике встречаются случаи, когда преступления в отношении несовершеннолетних и малолетних совершаются их родителями или усыновителями. Так, например, было возбуждено уголовное дело по факту систематического избиения И. своей приемной дочери, по которому назначена судебно-психологическая экспертиза в отношении малолетней потерпевшей для установления способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания, склонности к фантазированию, повышенной внушаемости. Но в связи с отказом матери от обследования малолетней Л. экспертиза не была проведена, а экспертом составлено сообщение о невозможности дать заключение. Поэтому не всегда целесообразно получение согласия законного представителя несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на производство судебно-психологической экспертизы. В описанном случае, а также в других подобных ситуациях нормы ч. 4 ст. 195 УПК РФ, а также ст. 28 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» являются препятствием для установления истины по делу, что требует более детального осмысления указанных положений и их законодательного урегулирования.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.

Таким образом, объективная потребность следственных и судебных органов в применении судебно-психологической экспертизы при расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел с участием несовершеннолетних свидетелей и потерпевших обусловливает необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства, разработки положений, регулирующих вопросы назначения и производства данного вида экспертного исследования по указанной категории дел.

14. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 14.1. Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних

В науке возрастной психологии существовали и существуют различные теории подросткового возраста, поскольку он отличается динамикой, обусловленной уровнем развития общества, социальной принадлежностью подростка, принадлежностью к полу и другими факторами. Кроме того, психологи последнего десятилетия отмечают сдвиг начала подросткового возраста в сторону омоложения — это, как правило, 11—12 лет, конец подросткового возраста, наибольший период среди предлагаемых различными исследователями, — 18—19 лет.

В данной теме мы будем ориентироваться на точку зрения законодателя, имеющего официальное мнение относительно подросткового возраста. В основном действующее законодательство связывает период взросления и обретения совершеннолетия с достижением 18-летнего возраста.

По гражданскому законодательству полная дееспособность, т.е. способность осуществлять самостоятельно свои права, нести и исполнять обязанности, отвечать за их исполнение, наступает именно с 18 лет. Однако закон предусматривает и различные этапы взросления и соответственно расширения прав и обязанностей несовершеннолетнего (до 14 лет; 14—16 лет; 16—18 лет), а также с учетом вышеупомянутых тенденций общественного развития и индивидуальности личностного развития — институт эмансипированного подростка, т.е. приобретение несовершеннолетним прав и обязанностей в полном объеме с 16 лет.

По общему правилу уголовная ответственность у лица наступает с 16 лет, но это специальный возраст уголовной ответственности, а не возраст достижения уголовного совершеннолетия, поскольку согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетним признается лицо, которому исполнилось 14 лет, но еще не исполнилось 18 лет.

По некоторым составам преступлений предусмотрен 14-летний возраст субъекта преступления — это особо тяжкие преступления по последствиям, ими причиняемым. Законодатель считает, что несовершеннолетний в этом возрасте уже должен осознавать характер и общественную опасность своих деяний в полной мере. Таким образом, подростки до 14 лет рассматриваются законодателем в качестве малолетних, в отношении которых закреплен свой правовой статус их в уголовном процессе (прежде всего исключается их статус в качестве обвиняемых и подозреваемых).

Наряду с этим в уголовном законодательстве (ч. 3 ст. 20 УК РФ) существует правовой институт освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могущего в полной мере осознавать фактический характер своих общественно опасных деяний и руководить ими. Данное явление в психологии называется дизонтогенез — задержка психического развития, умственная отсталость, диссоциированное развитие несовершеннолетнего.

Данное обстоятельство лишает несовершеннолетнее лицо способности сознавать характер совершаемых действий, предвидеть их результаты и руководить ими. Как указывает М.В. Костицкий, между полярными состояниями вменяемости и невменяемости имеется ряд промежуточных состояний, особенно характерных для несовершеннолетнего, где наряду с нормальным развитием личности могут иметь место процессы акселерации и ретардации, определяющие ускоренное или замедленное физическое и психическое развитие личности, т.е. отклонение от нормы в ту или иную сторону. Задержка психического развития несовершеннолетнего может проявляться на уровне общего развития, оценки себя, своих действий и действий других лиц.

В силу психологических и социальных возрастных особенностей личности несовершеннолетнего должен быть особый подход в отношениях с ним в судопроизводстве и в регулировании этих отношений. Особенности психического состояния несовершеннолетнего изучает такой раздел психологии, который стоит на стыке педагогики, изучающей здорового человека, и психиатрии, изучающей патологию как акцентуации характера. Так, для несовершеннолетнего характерны крайние варианты норм поведения, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего у них наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов и хорошая и даже повышенная чувствительность к другим факторам.

В отношении несовершеннолетних органам, ведущим производство по делу, нередко приходится назначать экспертизу. Судебно-психологическая экспертиза — проведение по постановлению следователя или суда изучения и диагностики различных психологических качеств психики здоровых обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших. Однако особенность такового исследования в отношении несовершеннолетнего состоит в том, что в силу многих возрастных особенностей ее необходимо проводить комплексно как судебно-психолого-психиатрическую экспертизу. Это один из наиболее сложных предметных видов экспертиз в силу неоднозначности их юридического значения и необходимости применения специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но в патопсихологии и возрастной психологии.

Разделы:

Психологическая экспертиза

Основной деятельностью ЛСПЭ является производство судебной психологической экспертизы и проведение экспертных исследований в интересах правосудия.
К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.
Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия специальных психологических знаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения.

Ведущим направлением работы является производство судебной психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам.
Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки.
Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными.
Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

ЛСПсЭ выполняет экспертизы следующих видов.
В уголовном процессе:
1. В отношении обвиняемого

  1. экспертиза аффекта – для возможной судебной квалификации ст.107, 113 УК РФ
  2. экспертиза индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст.60 УК РФ)
  3. экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации – для квалификации ст.106 УК РФ

2. В отношении свидетеля и потерпевшего
– экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст.196 УПК РФ

3. Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям
– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации ст.131, 132 УК РФ
4. Экспертиза в отношении потерпевшего, совершившего самоубийство
– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации ст.110 УК РФ или п. «б» ст.63 УК РФ при квалификации ст.131УК РФ.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс дата выхода

В гражданском процессе:

  • экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для квалификации ст.177 ГК РФ
  • экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для квалификации ст. 178, 179 ГК РФ
  • экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей – для квалификации ст.24, 65 Семейного кодекса РФ
  • экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда – для квалификации ст.151 ГК РФ.
  • экспертиза (психолого-лингвистическая) по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации – для квалификации ст.152 ГК РФ, и по делам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, унижения национального достоинства – для квалификации ст.282 УК РФ.
  • Основным объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях.
    К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  • вещественные доказательства,
  • документы как особый вид доказательств,
  • протоколы допросов и следственных действий,
  • заключения судебных экспертиз,
  • справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,
  • продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
  • фото и видеодокументы.
  • Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

    Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний

    Человек (как носитель психического). Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).
    Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

  • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Экспертиза индивидуально-психологических особенностей

    Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

  • Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
  • Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
  • Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как . (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?
  • Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

    Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством.
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
    Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях.
    Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  • С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
  • Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

    Свидетель или потерпевший.
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия.
    Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.
    Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.
    Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
  • Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
  • Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

    Потерпевший.
    Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства).
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.
    Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).
    Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).

  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
  • Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?
  • Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)

    Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:

  • о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и мн.др.),
  • обстоятельствах гибели, причине смерти,
  • а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения,
  • данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д..
  • Такими источниками информации могут быть:

    • показания свидетелей – близких, родственников, друзей, сослуживцев, очевидцев, прочих;
    • протоколы следственных действий,
    • заключения экспертиз, справки, истории болезни, другая меддокументация,
    • послужные списки,
    • протоколы психологического обследования (для военнослужащих),
    • приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки, иные продукты творчества.
    Объекты исследования Типовые задачи (вопросы)
    • В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
    • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
    • 7. Экспертиза по делам о возмещении морального вреда

      Личность потерпевшего (истца).
      Ситуация социального взаимодействия потерпевшего с причинителем вреда.
      Психическое состояние потерпевшего.
      Иск о возмещении морального вреда.
      Материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

    • Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?
    • Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
    • Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
    • Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?
    • Экспертиза по делам о признании недействительными сделок

      Объекты исследования Вопросы:

      Субъекты спорного правоотношения.
      Материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, а также справки, истории болезни, иная меддокументация.
      Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения.
      Фактические данные о ситуации спорного правоотношения.

      Объекты исследования Вопросы
      • Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
      • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
      • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
      • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
      • Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
      • Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей

        Ребенок (дети).
        Родители (воспитатели, усыновители т.п.).
        Детско-родительские отношения.
        Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок — братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).
        Ситуация развития.
        Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.

      • Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
      • Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
      • Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
      • Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
      • Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)?
      • Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?
      • Объекты исследования Рекомендуемые вопросы:

        Специфика судебной психологической экспертизы состоит в ее общих и частных объектах и предметах. При назначении экспертизы требуется учитывать как процессуальное основание (необходимость применения психологических знаний), так и специальное (юридическую значимость устанавливаемых данных).
        Квалифицированную помощь при назначении экспертизы по конкретным делам, формулировании вопросов можно получить в лаборатории по тел. (495) 916-06-65 и (495) 916-06-87.

        Предмет и задачи экспертизы

        Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) в современной общей классификации судебных экспертиз представляет собой отдельный класс. Родовыми экспертными дисциплинами являются психологическая, психофизиологическая, психолингвистическая экспертизы.

        СПЭ базируется на данных психологической науки, категориях и понятиях общей психологии, использует возможности всех отраслей психологии, располагает многочисленными теоретическими и экспериментальными сведениями. В судебной психологической экспертизе системно используются надежные, положительно зарекомендовавшие себя в экспертной практике методы, заимствованные из общей психологии, клинической психологии, психофизиологии, психолингвистики, психологии речи и других областей, а также специально разработанные для решения конкретных экспертных задач и выяснения обстоятельств, способствующих установлению истины по делу.

        Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования.

        Специфику предмета СПЭ составляют фактические данные о результатах влияния на психическое отражение окружающего, рефлексию и регуляцию своего поведения человеком психологических факторов: в том числе эмоционального, личностного, ситуационного, возрастного, которые проявляются в комплексе особенностей и закономерностях динамики психических явлений, процессов, психологических свойств личности и ее состояний.

        Круг подобных фактических обстоятельств обширен. К нему относятся все факты, характеризующие субъективную сторону юридически значимого деяния. В настоящее время выделяются два основных направления применения специальных психологических познаний в целях решения задач, стоящих перед правосудием – это экспертиза в уголовном процессе и экспертиза в гражданском процессе. В связи с этим принято разделение судебной психологической экспертизы по процессуальному статусу подэкспертного лица. На этом основании выделяются: экспертиза обвиняемого (подозреваемого), в т.ч. несовершеннолетнего обвиняемого; потерпевшего; свидетеля; гражданского истца; ответчика.

        Используя разделение СПЭ по категории объекта, выделяют: экспертизу живых лиц (в ней – экспертизу взрослого человека, несовершеннолетнего 12 – 18 лет, ребенка, лица престарелого или старого возраста), предполагающую очное обследование лица; экспертизу заочную, проводимую в отсутствие лица, либо в отношении умершего лица (называемую посмертной); экспертизу вещественных доказательств (текстов, видео, аудиозаписей, материализованных продуктов деятельности); экспертизу группы (преступной, семейной, формальной, творческой).

        Как род судебная психологическая экспертиза может быть разделена на следующие виды (отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования): экспертизу психических (эмоциональных) состояний; экспертизу индивидуально-психологических особенностей; экспертизу психических процессов; экспертизу групповых отношений и процессов; экспертизу ситуации; экспертизу психологического воздействия.

        Возвращаясь к формулировке предмета СПЭ, следует еще раз подчеркнуть, что исследуются психические состояния, процессы и особенности, имеющие юридическую значимость, поскольку исследование названных категорий в иных целях (не связанных с их юридическим значением) является предметом базовой науки (психологии).

        Задачи судебной психологической экспертизы складываются из установления двух основных групп обстоятельств: характера психического состояния лица и юридического значения этого состояния (т.е. влияния на подлежащее правовой оценке поведение). Понятие психического состояния трактуется в этом контексте в самом широком смысле, как интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами.

        Задачи СПЭ конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, и характеризуют конечную цель исследования и условия ее достижения. Содержание задачи определяется возможностями исследования объекта экспертизы.

        Преимущественно судебной психологической экспертизой решаются задачи классификационные, диагностические и задачи на обнаружение.

        Довольно сложно установить и обозначить все задачи, решение которых может понадобиться в ходе расследования, поскольку к компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и значимые для правосудия. Причем целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим в предмет доказывания, так и промежуточным, вспомогательным.

        Экспертиза психических состояний решает следующие задачи:

      • установление, находился ли обвиняемый в период совершения преступления в состоянии аффекта либо ином эмоциональном состоянии;
      • установление причин возникновения, механизмов и степени влияния психического (эмоционального) состояния на сознание и психическую деятельность обвиняемого в юридически значимой ситуации;
      • установление эмоционального состояния жертвы сексуального преступления и влияния этого состояния на ее способность оказывать сопротивление;
      • установление состояния суицидента в период, предшествовавший его гибели (покушению) и влияния этого состояния на его психическую деятельность;
      • установление психического состояния оператора (водителя транспортного средства, диспетчера, машиниста, летчика, пр.) в период, относящийся к аварии и влияния этого состояния исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию);
      • установление психического состояния потерпевшего (свидетеля) в период восприятия важной для дела информации;
      • диагностика влияния простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период;
      • установление состояния стороны сделки в момент ее совершения и влияния этого состояния на способность осознавать фактическое содержание своих действий и волевое управление ими (влияния на полноценность волеизъявления);
      • установление психического состояния истца (потерпевшего) в период, последовавший после действий причинителя вреда и обнаружение качественных характеристик изменения состояния (глубины и стойкости).
      • Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (ИПО), влияющих на юридически значимое поведение, включает исследование познавательных (в том числе интеллектуальных) особенностей, типологических, характерологических и личностных (Я-концепция, установки, ценностные ориентации, ведущие мотивы) особенностей субъекта. В задачи данного вида входит обнаружение определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта и диагностика их проявления в конкретных условиях и влияния на юридически значимое поведение, в том числе:

      • обнаружение ИПО (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, зависимости и др.), которые могли ограничить способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства дела, запоминать их и давать показания;
      • установление ИПО субъекта права, способных существенно повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период и диагностика этого влияния;
      • обнаружение конкретных индивидуально-психологических свойств и качеств лица (например, повышенной враждебности, агрессивности, возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.) и диагностика их проявления в конкретной ситуации;
      • установление тех индивидуально-психологических особенностей, которые могли повилять на способность жертвы сексуального преступления оказывать сопротивление;
      • установление соответствия психологических и психофизиологических особенностей субъекта (например, водителя транспортного средства, др.) требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (например, ситуации ДТП);
      • установление особенностей самосознания субъекта;
      • установление ценностей и отношений истца (по делам о возмещение морального вреда), наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию, а также особенностей истца, способствующих увеличению глубины и интенсивности его негативных субъективных переживаний (страданий).

      Экспертиза психических процессов разделяется на экспертизу

    • способности правильно воспринимать обстоятельства и давать показания;
    • способности понимать характер и значение действий обвиняемого;
    • способности оказывать сопротивление;
    • способности осознавать характер и значение своих действий;
    • способности руководить своими действиями;
    • полноценности волеизъявления;
    • способности противодействовать психологическому воздействию.
    • Экспертиза групповых, межличностных отношений и процессов, объектами которой могут служить преступная группа, творческий или профессиональный коллектив, семья, разделяется на экспертизу внутрисемейных (детско-родительских) отношений; структуры (иерархии) группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов; лидерства и его характеристик; особенностей межличностных взаимоотношений в группе, ведущего стиля социального взаимодействия, степени сплоченности коллектива.

      Экспертиза ситуации включает исследование характера криминальной ситуации (аффектогенный, стрессогенный, психотравмирующий, экстремальный); ситуации транспортного происшествия с точки зрения требований, предъявляемых к психической деятельности ее участников; обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия информации; внешних факторов, влияющих на качество запоминания информации; внешних факторов суицидального риска; причинно-следственной связи между изменением психического состояния потерпевшего и конкретными жизненными обстоятельствами (действиями других лиц); внешних факторов, влияющих на формирование представления о сделке; ситуации и условий развития ребенка; семейного конфликта и его влияния на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка; особенностей обращения и способов воспитания ребенка (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.); ситуационных признаков психологического воздействия, условий, повышающих эффективность воздействия.

      В судебной психологической экспертизе проблема психологического воздействия возникает в ряде случаев, в том числе при исследовании: 1) обстоятельств дачи показаний и проведения иных следственных действий; 2) текстов (выступлений, писем, печатных изданий, пр.); 3) взаимоотношений между соучастниками преступления (принуждение); 4) неправомерных действий (мошенничество, обман, шантаж, введение в заблуждение и пр.); 5) отношений «преступник – жертва» (по различным составам); 6) обстоятельств суицида (доведение); 7) полноценности волеизъявления (пороки воли при совершении юридически значимых актов); 8) обстоятельств вступления в секту или иные организации; 9) влияния информационных технологий, др. Основными задачами является установление факта психологического воздействия и раскрытие механизмов воздействия.

      Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования

      Главным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика), т.е. психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. К таким ситуациям относятся составы наказуемых деяний (в рамках уголовного и административного кодекса), а также гражданские сделки или иные юридические действия, спор о которых решается в порядке гражданского судопроизводства. Объектами СПЭ так же могут выступать ситуация социального взаимодействия и межличностные (внутригрупповые и межгрупповые) процессы.

      Специфика объекта обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением адекватных методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования так же становятся материализованными источниками информации.

      Объектами судебно-психологической экспертизы могут быть источники информации об обстоятельствах преступления (применительно к уголовному процессу) или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

      Материальные источники могут содержать информацию двух типов:

    • общие психологические сведения о субъекте,
    • сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент.
    • Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках, реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация, прочее.
    • В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).

      Специфичность объекта экспертизы трактует необходимость получения информации из максимально возможного числа источников. Изучение и анализ материалов дела является центральным методом судебной психологической экспертизы. В связи с этим предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа.

      В качестве объектов судебно-психологической экспертизы могут выступать различные материалы дела. Остановимся на некоторых из них, их значении и требованиях к форме и содержанию.

      Протокол осмотра места происшествия. Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, а условия и обстоятельства преступления имеют большое значение при воспроизведении действий подэкспертного, их анализе, исследовании психического состояния, то следствие должно предоставить эксперту максимально полную и объемную информацию о месте происшествия. Более всего эксперта интересуют следующие моменты: место расположения тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления. Чертежи и фотоснимки не являются обязательными, однако, их наличие облегчает задачу воссоздания общего вида места происшествия.

      Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого). Эксперту должны быть предоставлены все протоколы показаний подэкспертного, особенно если в ходе следствия показания меняются, уточняются, дополняются. Это позволяет осуществлять, во-первых, психологический анализ содержания показаний в их динамике, во-вторых, проводить анализ мотивов и психического состояния лица, дающего показания на разных этапах следствия. Немаловажным требованием является максимальная точность в изложении показаний (дословность показаний, отражающая особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты поведения, специфику лексики допрашиваемого). Субъективное изложение обвиняемым обстоятельств содеянного и собственных действий – ценный источник информации для эксперта-психолога. С точки зрения психологического исследования важно, что в действительности помнит субъект (поскольку в состоянии эмоциональной захваченности отражение может быть неполным), как описывает свое внутреннее состояние.

      Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого. При анализе состояния и действий обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) важным является наличие или отсутствие у него в исследуемый период состояний, изменяющих психическую деятельность (таковыми являются, в первую очередь, алкогольное и наркотическое опьянение). Очевидно, что освидетельствование имеет смысл, когда проводится спустя незначительное время после совершения преступления. В таких случаях, помимо самого факта алкогольного опьянения (а особенно при его отсутствии) протокол освидетельствования содержит важную информацию о вегетативных проявлениях у свидетельствуемого и особенностях его психофизиологического состояния.

      Протоколы допросов свидетелей. В показаниях свидетелей эксперта-психолога интересуют не только подробные данные о действиях подэкспертного на разных этапах криминальной ситуации, но и сведения о его внешнем виде, мимике, пантомимике, внешней экспрессии.

      Объектами исследования так же являются: протоколы следственных экспериментов; заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если такая установлена), особенностях орудия, наличии у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подэкспертного; протокол личного досмотра подозреваемого; протоколы, фиксирующие дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты; печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности.

      Полнота информации, достаточность исходных данных при назначении судебной психологической экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным. Появление новых исходных данных в таких случаях может вызвать необходимость в дополнительной экспертизе.

      Корректность вопросов следствия (и их формулировок) обеспечивает правильность постановки экспертной задачи, придает верную цель исследованию, помогает правильно определять подзадачи и в итоге исследования дать точный мотивированный ответ. В экспертной практике нередки случаи постановки вопросов, либо не относящихся к компетенции судебной психологической экспертизы, либо затрудняющих исследование и нецелесообразных с точки зрения задач следствия. К компетенции СПЭ не относятся вопросы правового характера. Эксперт не дает правовую оценку показаниям, не может ответить на вопрос, соответствуют ли действительности показания подэкспертного, а может (лишь в ряде случаев) осуществить психологический анализ достоверности показаний, а также дать ответ на вопрос, способен ли субъект давать правильные показания. Эксперт не дает правовую оценку деяниям, не устанавливает факт виновности подэкспертного, не может заключить, вменяем он или нет. Эксперт может установить, было ли осознание затруднено, и была ли регуляция ограничена (и в какой степени).

      Методы исследования и перспективы развития судебно-психологической экспертизы

      Специфику проведения экспертизы в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности могут быть установлены на основании экспертного исследования методами психологии и судебной психологической экспертизы.

      Психологическое экспертное исследование строится по принципам психологической науки, таким, как системность, развитие, детерминизм, единство сознания и деятельности. При проведении судебной психологической экспертизы используются научно-обоснованные, проверенные практикой методы исследования. Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные (экспериментальные) методы (и их совокупность – методики). К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, которые относятся к научно-практическому инструментарию психологии как области знания и присущи любому виду психологической экспертизы, поскольку на их основе строятся конкретные методики исследования. Метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности.

      Набор экспериментальных методов исследования не является раз и навсегда данным, жестко очерченным количественно и содержательно, однако он должен быть подобран в соответствии с принципами комплексности изучения особенностей психической деятельности и адекватности целям и задачам исследования.

      Основными методами исследования являются:

      Анализ материалов уголовного дела (с применением метода психологического анализа и методов герменевтики).

      Психодиагностические методы исследования: биографический метод, наблюдение, диалоговые методы – беседа, опрос, структурированное интервью; экспериментальные методы (подразделяются на психометрические тесты (Векслера, Равена, CF-2A Кеттелла, Амтхауэра, пр.); классические патопсихологические методы исследования когнитивных структур и процессов (10 слов, пиктограмма, исключение понятий, классификация предметов, сравнение понятий, толкование пословиц, аналогии, корректурные пробы, таблицы Шульте-Горбова, ассоциативный эксперимент и др.); стандартизированные самоотчеты (MMPI, СМИЛ, 16-PF Кеттелла, ИТО Л.Собчик, ПДО А.Личко, Стреляу, УСК, ШРЛТ Спилбергера-Ханина, ДМО Т.Лири, прочие); субъективное шкалирование (Дембо-Рубинштейн, пр.); проективные и полупроективные методы (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Цветовой тест отношений А.Эткинда, ТВЦ М.Люшера, тест руки Э. Вагнера, «Незаконченные предложения», графические (рисуночные) методы, проч.); методы исследования самооценки и Я-концепции (репертуарные решетки Дж.Келли, Ценостные ориентации М.Рокича, тест СМО Д.Леонтьева, МИСС).

      А также методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа, метод обобщения независимых характеристик, пр.); интерпретационные методы, методы описания результатов наблюдения и исследования; методы исследования документов; методы анализа продуктов спонтанного творчества.

      Судебная психологическая экспертиза является относительно новой, перспективной отраслью как психологической науки вообще, так и судебной экспертизы, в частности. Она основывается на закономерностях базовой науки (психологии), теоретических положениях судебной экспертизы и законодательстве, регулирующем основания, порядок и процедуру производства экспертизы.

      Развитие судебной психологии и судебной психологической экспертизы в немалой степени детерминируется правовой реформой, совершенствованием уголовного законодательства, гуманизацией правосудия, обусловливающим появление новых целей и задач СПЭ, а также развитием самой науки, расширением ее практических возможностей, в том числе связанных с применением информационных технологий, совершенствованием методологии. Ввиду этого круг доступных для решения задач постоянно пополняется. В настоящее время теория судебной психологической экспертизы обладает достаточным арсеналом средств, позволяющих использовать достижения психологической науки для решения практических задач в различных сферах юридической деятельности.

      Смотрите так же:  Чье гражданство получить легче всего

      Оставьте комментарий