Создание службы охраны труда на предприятии новые требования

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Новая редакция Ст. 217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 217 ТК РФ

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда. Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

Приказ о создании службы выглядит так:

1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

подготовить «Положение о службе охраны труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Директор Иванов В.В.

Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

2) Начальнику отдела кадров:

ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель. Допускается также заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, оказание которых подлежит аккредитации, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Последняя часть комментируемой статьи устанавливает, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минздравсоцразвития России. Правда, в настоящее время все еще действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которые утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

Создание службы охраны труда в организации

В каких случаях создание службы охраны труда в организации является обязательным

В соответствии с требованиями трудового законодательства у каждого работодателя, осуществляющего производствен­ную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствую­щую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики производственной деятельности.

При отсутствии штатного специалиста по охране труда в организации, численность работников которой не превышает 50 человек, работодатель либо сам может исполнять его функции, либо приказом возложить функции специалиста по охране труда на одного из работников организации, либо заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Структура и численность работников службы охраны труда в организации

Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3–5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

Работодатель должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Организация труда работников службы охраны труда предусма­тривает закрепление за каждым из них определенных обязанностей и функций в их должностных инструкциях.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и других служащих, раздел «Квалификационные характери­стики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодате­лю или по его поручению одному из его заместителей. Ответствен­ность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются трудовым законодательством, федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия (организации), комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченых работниками представительных органов.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Работники службы охраны труда несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о Службе охраны труда и должностными инструкциями.

Охрана труда по ТК РФ: понятие, требования 2017 – 2018

Главбух, 27 ноября 2017 г.

Работодатели обязаны соблюдать правила и требования охраны труда. За любое нарушение – штраф от 50 000 руб. А если с работником произойдет несчастный случай, руководителю компании грозит уголовная ответственность.

Понятие охраны труда

Что такое охрана труда на предприятии и для чего она нужна, сказано в статье 209 Трудового кодекса.

Охрана труда в России – это система или комплекс мероприятий, направленных на защиту здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Основные мероприятия охраны труда можно разделить на пять групп:

правовые (оформление документации);

социально-экономические (обязательное страхование работников, выплата компенсаций, предоставление льгот и т. п.);

организационно-технические (спецоценка условий труда на рабочих местах, оптимизация персонала и т. п.);

санитарно-гигиенические (обеспечение работников спецодеждой, обувью и иными средствами защиты).

профилактические (медосмотры, сотрудников, создание системы спортивного оздоровления работников).

Таким образом, охрана труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий занятости для сотрудников и предприятия в целом.

Система охраны труда

Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.

Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).

Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).

Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.

В организации, где работают не более 50 человек, охрана труда по ТК РФ может быть возложена на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).

Кроме того, компании необходимо разработать локальные нормативные акты по вопросам охраны труда. Во-первых, положение об охране труда. Во-вторых, программу проведения инструктажа по охране труда. В-третьих, инструкцию по охране труда. Ее разрабатывают исходя из должности или профессии работников. За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 130 000 до 150 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Также должностным лицам компании грозит уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение здоровью тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ). Санкции такие:

  • штраф до 400 000 рублей или же штраф в размере зарплат либо другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев;
  • обязательные работы на сроки 180-240 часов;
  • исправительные работы на сроки максимум до двух лет;
  • принудительные работы на срок максимум до одного года;
  • заключение под стражу на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности (или без такового).
  • Если нарушение правил и норм охраны привело к смерти человека, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до четырех лет. Либо его могут заключить под стражу на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового.

    Смотрите так же:  Договор с художником спектакля

    Если в результате несчастного случая на производстве пострадало два и более человек, должностному лицу грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (или без такового).

    Статьи по теме

    Обеспечение охраны труда в организации – обязанность каждого работодателя. Если компания достаточно большая, то для выполнения этих функций в ней создается отдельное структурное подразделение.

    Мы расскажем, как организовать службу по охране труда, учитывая изменения, произошедшие в законодательстве в 2014 г.

    Статья 22 Трудового кодекса РФ предписывает работодателю «обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда». В большинстве случаев для этого создается служба охраны труда или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда.

    На какую доплату может претендовать кадровик, которому поручили охрану труда>>>

    Как определить, достаточно ли выделить специалиста по охране труда или необходимо создавать в компании отдельное структурное под разделение – службу охраны труда?

    На этот вопрос работодатели отвечают самостоятельно.

    Частью первой ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, при численности работников свыше 50 человек:

  • создается служба охраны труда;
  • или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
  • При этом работодатель, у которого трудится до 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

    Все работники службы должны пройти специальное обучение по охране труда

    Приложение 1. Пример оформления приказа о внесении изменений в штатное расписание (фрагмент)

    Практический вопрос на тему организации службы охраны труда

    В штатном расписании впервые выделено подразделение – служба охраны труда. Как определить структуру службы охраны труда и численность ее сотрудников?

    Часть 4 ст. 217 ТК РФ предусматривает, что структура службы охраны труда в организации и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Такие Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (далее – Рекомендации) разработаны Минтрудом России и утверждены постановлением от 08.02.2000 № 14.

    В пункте 14 Рекомендаций указано, что структуру службы и численность ее сотрудников определяет руководитель компании в зависимости от количества работающих, условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности.

    Приложение 2. Пример оформления положения о службе охраны труда (фрагмент)

    Межотраслевые нормативы содержат формулы и примеры расчета числа сотрудников службы в зависимости от среднесписочной численности работников компании и количества занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Пункт 3.1.1 содержит общую рекомендацию по формированию службы охраны труда, предусматривающую, что в организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии занятых на работах с вредными и опасными условиями труда) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В компаниях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3–5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

    Обратите внимание!

    Такие Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Межотраслевые нормативы) утверждены постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10, носят рекомендательный характер и могут использоваться для решения рассматриваемого вопроса.

    При создании нового подразделения (до приема на работу его руководителя и сотрудников) разработку и подписание Положения и инструкций осуществляет ответственное должностное лицо, назначаемое руководителем организации.

    Организация службы охраны труда: словарь кадровика

    Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

    Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 8 ст. 209 ТК РФ).

    Служба охраны труда (специалист по охране труда) – структурное подразделение организации (специалист), функции которого состоят в «обеспечении соблюдения требований охраны труда, осуществлении контроля за их выполнением» (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

    Какие требования предъявляются к специалистам по охране труда?

    Согласно ст. 217 ТК РФ специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    Пунктом 17 Рекомендаций уточняется, что на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование – без предъявления требований к стажу работы – или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет.

    Этапы создания службы охраны труда

    Создание отдельного структурного подразделения – довольно длительный и сложный процесс. Разберем его поэтапно.

    Этап 1. Внесение изменений в штатное расписание

    Итак, руководитель компании принял решение о формировании службы охраны труда. Такое решение может быть оформлено отдельным приказом. Но в любом случае должны быть внесены изменения в штатное расписание компании, для чего, скорее всего, будет издан отдельный приказ по основной деятельности (приложение 1).

    Этап 2. Разработка и утверждение положения о службе и должностных инструкций специалистов

    В соответствии с Рекомендациями в компании разрабатываются документы, регламентирующие структуру, задачи и функции подразделения, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителя и специалистов: Положение о службе охраны труда (приложение 2) и должностные инструкции работников (приложение 3).

    Приложение 3. Пример оформления должностной инструкции инженера по охране труда (фрагмент)

    Кстати, при составлении этих документов вы можете ориентироваться на отраслевые типовые положения о службе охраны труда.

    Постановлением Минтруда России от 30.10.1995 № 59 утверждено Примерное положение о службе охраны труда федерального органа исполнительной власти.

    Насколько подробным должно быть положение о службе охране труда?

    Уровень детализации прав, обязанностей и ответственности подразделения остается на усмотрение работодателя. Главное, чтобы из документов (положения и должностных инструкций) было понятно, чем занимаются сотрудники отдела, какими документами руководствуются в своей работе, за что несут ответственность. И конечно, при разработке этих документов следует учитывать специфику деятельности организации.

    На какие документы можно ориентироваться, составляя должностные инструкции сотрудников службы охраны труда?

    С 1 июля 2013 г. из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, были исключены должности «начальник отдела охраны труда» и «инженер по охране труда» (приказ Минтруда России от 15.05.2013 № 205). При разработке текста должностных инструкций (см. табл.) в настоящее время можно руководствоваться положениями Межотраслевых нормативов и Рекомендаций.

    Содержание должностной инструкции

    Этап 3. Решение организационных вопросов

    На этом этапе решаются хозяйственные вопросы: где будет располагаться служба, чем будут обеспечены ее сотрудники.

    Раздел 2 Межотраслевых нормативов выдвигает следующее требование: «Рабочее место сотрудника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов; обеспечить ПЭВМ, телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ».

    Этап 4. Формирование службы (прием на работу новых сотрудников или перевод работающих в компании)

    Статья опубликована в журнале «Справочник кадровика» №9, 2014г.

    Охрана труда

    В статье расскажем, как организовать работу по охране труда на предприятии, какие документы разработать, и как реализовать мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников. Дадим 3 готовых шаблона документов, без которых не обойтись в работе.

    Читайте в статье:

    Скачайте готовые образцы документов:

    Охрана труда на предприятии: служба или специалист по ОТ

    Требования к наличию специалиста по ОТ или к организации службы охраны труда указаны в 217 статье Трудового Кодекса. Нынешняя редакция Трудового кодекса требует вводить штатную единицу специалиста по ОТ при численности работников на предприятии более 50. Этот специалист должен отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 4.08.2014 года № 524н. При большей численности работников, а также при наличии отдаленных подразделений, работодатель должен создать службу ОТ.

    Как создать службу ОТ на предприятии: пошаговый алгоритм

    Шаг 1. Обосновать создание службы в штатном расписании. Для этого нужно рассчитать численность службы.

    Шаг 2. Включить в положение о СУОТ раздел, регламентирующий работу службы ОТ, ее структуру, обязанности каждого работника этой службы.

    Шаг 3. Разработать должностную инструкцию на каждого специалиста по ОТ, исходя из индивидуально поставленных перед ним задач.

    Примерную структуру службы охраны труда на производственном предприятии с численностью 300 работающих можно представить в виде схемы:

    На нашей схеме каждый специалист по ОТ выполняет свой функционал. Если работник уходит в отпуск, его обязанности выполняет один из сотрудников службы, а кто конкретно — прописывают в должностной инструкции.

    В службе 2 ведущих специалиста (квалификационный уровень 7). Один из них методолог, а другой — специализируется на безопасности технологических процессов.

    Методолог отвечает за разработку обучающих средств, согласование инструкций и программ, составление планов, контроль бюджета ОТ, возмещение средств ФСС, сдачу отчетов в Росстат, проведение спецоценки, разработку и контроль выполнения положений СУОТ

    Специалист, отвечающий за безопасность технологических процессов инспектирует электроустановок свыше 1 кВ, проверяет подразделения по ОТ, занимается производственным санитарным контролем, расследованием НС и профзаболеваний, работает с государственными надзорными органами.

    Специалист по ОТ с 6 квалификационным уровнем занимается проведением основных процедур: организацией медосмотров, выдачи СИЗ, ведет договорный процесс.

    Руководитель службы (7 квалификационный уровень), возглавляет работу службы, если один из ведущих специалистов уходит в отпуск, берет на себя решение его вопросов.

    Служба ОТ, как правило, подчиняется главному инженеру предприятия. Нельзя, чтобы служба ОТ подчинялась руководителю одного из подразделений (например, начальнику цеха), в этом случае эффективный контроль такого подразделения организовать невозможно. Если на предприятии нет главного инженера, службу охраны труда может курировать один из технических директоров или заместителей директора, или сам генеральный директор.

    Специалиста, которого назначили ответственным за охрану труда на предприятии, нужно обучить по 40-часовой программе обучения в учебном центре. Это требование второго абзаца пункта 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29. Пройти обучение вы можете в нашем центре уже сейчас >>>

    Руководитель службы ОТ несет ответственность за выполнение всех должностных обязанностей сотрудников, а также за своевременное выполнение плана работы, разрабатываемого ежегодно, и за исполнение бюджета по ОТ. Для этого он должен вовремя ставить задачи перед своими подчиненными, и требовать их выполнения.

    Если же специалист по ОТ на предприятии один, он вынужден решать все задачи, которые обязан выполнять руководитель службы охраны труда, перечисленные в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Из таких специалистов в дальнейшем получаются хорошие руководители службы охраны труда, и в резюме на эту должность необходимо указывать, что работа велась в единственном числе.

    Скачать таблицу

    Количество сотрудников службы определяют с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10. Обратите внимание на то, что эти нормативы не проходили регистрацию в Минюсте, и их исполнение работодателем не является обязательным. Это лишь методическая рекомендация.

    Какие документы по охране труда должны быть у работодателя: перечень и образцы

    Любое мероприятие по охране труда должно быть документировано. Можно проводить эффективные действия, но без должного оформления и учета не сохранятся результаты на будущее, и инспектор ГИТ верит не только делам, но и документам. Еще хуже, если вместо дел на предприятии только документы. Это происходит в том случае, если специалист по ОТ не знает, как оптимизировать документооборот по охране труда.

    Перечень документов по охране труда в небольшой организации

    Если на предприятии нет службы охраны труда, и нет специалиста по ОТ, возглавлять работу по ОТ может сам руководитель. Но такая ситуация возможна только в организациях до 50 человек. В этом случае не требуется составлять должностную инструкцию для специалиста по ОТ, и разрабатывать положение о службе ОТ. Но остальные документы должны быть в наличии.

    Самому руководителю в этом случае профессиональная переподготовка по охране труда не требуется, достаточно обучиться в УЦ по 40-часовой программе. Поэтому не пишите в приказе о назначении себя ответственным по охране труда фразы «возложить обязанности специалиста по ОТ». Напишите «возложить обязанности по ОТ».

    Примерный перечень документов по ОТ, если в организации нет специалиста по ОТ

  • Положение о системе управления охраной труда
  • Приказ о назначении ответственных по охране труда
  • Программа проведения вводного инструктажа по ОТ
  • Журнал регистрации вводного инструктажа
  • Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте
  • Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте
  • Приказ об утверждении инструкций по охране труда
  • Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки
  • Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда
  • Программа производственного санитарного контроля
  • Программы обучения по охране труда по должностям, профессиям
  • Список контингента работников, подлежащих медицинским осмотрам
  • Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств
  • Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам
  • Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка работников, для которых обеспечивается постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом
  • Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность
  • Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты
  • Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты
  • Копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ и смывающие
  • Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты
  • Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Журнал регистрации НС
  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда
  • Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности
  • Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
  • Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности
  • Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей
  • Смотрите так же:  Пособия по безработице в мире

    Внимание! Этот список не исчерпывающий. Но его достаточно, чтобы начать работу по охране труда.

    ? Если на предприятии больше 50 работающих, то необходимо принять на работу специалиста по охране труда, или создать службу ОТ (ст. 217 ТК РФ). Значит, к указанным выше документов нужно добавить должностную инструкцию специалиста по охране труда. Положение о службе разрабатывать отдельно не нужно, потому что обязанности руководителя и специалиста по ОТ можно регламентировать в Положении о системе управления ОТ.

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    Охрана труда 2020 новые правила

    В 2020 году продолжается процедура внедрения современных правил по охране труда, которые заменили собой правила по ОТ, изданные в 1990-1999 годы и уже не отвечающим техническим требованиям. Новые правила прошли регистрацию в Минюсте России, поэтому являются обязательными для работодателей.

  • Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (вступили в силу 9 апреля 2020 года).
  • Эти правила утвердил приказ Минтруда от 27.08.2018 № 553н.Их обязаны соблюдать работодатели, которые эксплуатируют, обслуживают, ремонтируют промышленный внутризаводской транспорт. К такому транспорту относят: автопогрузчики, электропогрузчики, ричтраки, электротележки, автокары, электрокары, грузовые тележки, вагонетки, конвейеры всех типов, транспортеры, трубопроводы, пневмопроводы.

  • Правила по охране труда в морских и речных портах (вступают в силу 3 июля 2020 года).
  • С момента вступления новых правил, работодателю нужно подготовиться и провести внеочередные мероприятия — внеплановый инструктаж, внеочередную проверку знаний, замену инструкций по ОТ и разработку новых программ обучения и инструктажа.

    Новые правила обязаны соблюдать предприятия, которые организуют и выполняют погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах (приказ Минтруда от 21.01.2020 № 30н). Также требования относятся к работодателям, которые обеспечивают перегрузочные процессы, перевозку работников по территории портов и акватории судами портового флота.

    Читайте также:

    Деятельность в области охраны труда на предприятии

    Деятельность в области охраны труда можно представить в виде схемы:

    Рассмотрим подробно каждое из этих мероприятий, и дадим рекомендации, как лучше их организовать.

    1. Правовые мероприятия
      • государственная политика в области ОТ
      • подготовка специалистов по ОТ в ВУЗах, профпереподготовка в УЦ
      • разработка нормативных правовых актов и надзор за соблюдением силами инспекций Роструда
        1. Социально-экономические
        2. дифференциация тарифов на обязательное социальное страхование и пенсионное страхование
        3. налогообложение прибыли
        4. возмещение затрат за счет средств ФСС
        5. Затраты работодателя на охрану труда должны быть отнесены на себестоимость услуги или товара, и тем самым снижать налог на прибыль. Каждый расход на охрану труда должен быть обоснован нормативными правовыми актами и подтвержден документально.

          Например, если работодатель проведет медицинский осмотр для работников, которые не подвергаются воздействию вредных факторов и не выполняют виды работ, указанные в приложениях 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития № 302н от 12 апреля 2011 года, то его расходы не снизят налоги. Такие расходы работодатель провести может только за счет прибыли, оставшейся за вычетом налогов. То же самое касается и выдачи специальной одежды.

          Если работодатель разработал план работы по снижению вредных факторов, и согласовал затраты в этом плане в ФСС, он может возместить свои расходы по охране труда. Но для этого у компании не должно быть долгов по уплате взносов за несколько лет. А также работодатель должен предъявить в ФСС вместе с заявлением подтверждающие документы — в том числе приказы, результаты спецоценки, выписки из протоколов собраний представительных органов работников, копии договоров с организациями, а также копии сертификатов, деклараций, лицензий и других документов, подтверждающих полномочия. Возместить можно не все расходы, а только те, которые указаны в приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

          Все вышеуказанные мероприятия стимулируют работодателя соблюдать требования нормативных правовых актов по охране труда, улучшать условия и охрану труда на рабочих местах, и самое главное — снижать риск получения травмы или профзаболевания. Таким образом реализуется государственная политика в области охраны труда.

        6. Организационно-технические
        7. Если правовые и социально-экономические мероприятия осуществляет Правительство и федеральные органы исполнительной власти, то организационно-технические мероприятия реализует работодатель.

        8. Санитарно-гигиенические
        9. Производственный контроль за соблюдением гигиенических нормативов
        10. Лабораторно-инструментальные исследования факторов производственной среды
        11. Вакцинация групп риска
        12. Производственный контроль должен быть организован на каждом предприятии, а вот лабораторно-инструментальные исследования обязательны для производственных предприятий. Офисным организациям достаточно измерений, проводимых в рамках спецоценки. Но программа должна быть разработана и утверждена. Согласовывать ее в Роспотребнадзоре не нужно.

          Вакцинация проводится за счет работодателя. Группы риска перечислены в национальном календаре, утв. приказом Минздрава от 21.03.2014 № 125н. Не каждая вакцинация должна быть оплачена работодателем. Если в национальном календаре указан возраст, то такая вакцинация организуется органами здравоохранения. А вот если указан вид трудовой деятельности, то эти обязанности и расходы должен брать на себя работодатель.

        13. Лечебно-профилактические
      • Проведение предварительных и периодических медосмотров
      • Выдача лечебно-профилактического питания
      • Предварительный медосмотр проводите до заключения трудового договора. Спустя срок, указанный в самом факторе, нужно провести уже периодический медосмотр. Поэтому, если предварительный медосмотр был проведен, например, по пункту 3.2.2.4 в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, 7 июня 2020 года, следующий уже периодический медосмотр для этого работника должен быть завершен не позже этой же даты 2021 года. Дата при этом будет отсчитываться от даты в медицинском заключении, выданном работнику.

        Медосмотры проводите в медицинской организации, с которой у вас заключен договор. В направлении на медосмотр вы обязаны указать реквизиты этой организации.

        Бесплатное лечебно-профилактическое питание предоставляют работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда (ч. 2 ст. 222 ТК РФ). Работодатель должен составить для работников инструкцию по порядку выдачи ЛПП. В пункте 11 правил, утвержденных приказом от 16 февраля 2009 г. № 46н запрещена выдача денежной компенсации вместо лечебно-профилактического питания.

      • Реабилитационные
      • Гарантии и компенсации по результатам спецоценки
      • Перевод на легкий труд
      • Санаторно-курортное лечение и другие расходы по НС и профзаболеваниям.
      • К реабилитационным мероприятиям, указанным в 212 статье ТК РФ, относятся выплата компенсаций и предоставление гарантий за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы предоставляются исключительно по результатам СОУТ. Поэтому, если вы захотите продолжить предоставлять дополнительный отпуск сварщику при допустимых условиях труда, вы можете это сделать только за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, а не из расходов на охрану труда.

        Если после спецоценки ваш предшественник не поставил перед руководством вопрос об обеспечении работников молоком, не выдавайте работникам это молоко за все прошлые месяцы или годы. То же самое касается и смывающих средств. Это — гарантия. Но если работник писал в свое время заявление о замене молока на денежную компенсацию, то выплатите компенсацию за все месяцы с даты утверждения СОУТ, и не забудьте проиндексировать.

        Если работник в соответствии с медицинским заключением нуждается в переводе (временном или постоянном), то согласно ч. 1 ст. 73 ТК РФ работодатель обязан перевести его на другую, не противопоказанную работнику работу. Такой перевод возможен только с письменного согласия работника. Если же такой работы в организации нет, работодатель не обязан создавать новое рабочее место, и работника можно уволить.

        Работники, получившие травмы или профессиональное заболевание, получают право на возмещение затрат на лечение и реабилитацию, на оплату больничного листа. Если же работник погибнет, его семья получит возмещение единовременно 1 млн. рублей, а несовершеннолетние или нетрудоспособные члены семьи получат ежемесячные выплаты по случаю смерти кормильца согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Все расходы, кроме оплаты больничного, производит ФСС, но работодатель помогает пострадавшему или доверенным лицам подготовить документы.

        Охрана труда на предприятии: с чего начать

        Первоочередными действиями работодателя по ОТ являются:

        Шаг 1. Разработка Положения о системе управления охраной труда, а также политики в области ОТ. Составьте эти документы сами.

        При любой численности работающих, работодатель обязан обеспечить не только разработку, но и функционирование системы управления охраной труда. Это требование содержится в 212 статье Трудового Кодекса РФ. Поэтому основным документом, регламентирующим организацию работы по ОТ на предприятии является Положение о системе управления охраной труда.

        В этом локальном нормативном акте, обязательном для выполнения работодателем и всеми работниками предприятия, должно быть прописано, каким образом распределены полномочия и ответственность руководителя организации, функциональных руководителей, и каждого члена бригады по ОТ.

        Также в Положении о СУОТ должна быть предоставлена Политика предприятия в области охраны труда. Немаловажным разделом в Положении является регламент проведения оценки профессиональных рисков. Ставьте в Положении реальные задачи. Включите в положение все разделы из Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, но подстройте под свою организацию.

        Пропишите в положении о СУОТ, как информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

        В этом положении укажите, как будет реализована система управления охраной труда:

        • с какой периодичностью и каким образом будут проводиться проверки подразделений
        • кто из руководителей и специалистов будет нести персональную ответственность за выдачу СИЗ, и их стирку
        • ответственных за выдачу направлений на медосмотр и психиатрическое освидетельствование
        • в каком составе формируется комиссия по проведению спецоценки и т.д.

        Не пишите пространные фразы из интернета, пишите только то, что реально достижимо. После того, как положение о СУОТ будет разработано, а Политика — принята руководством, нужно издать приказ об утверждении этих документов.

        Шаг 2. Проведите оценку профессиональных рисков.

        Также организуйте этот процесс сами, он не требует сложных расчетов или аккредитации и лицензирования. Если будут затруднения, прочитайте нашу статью «Профессиональные риски в охране труда: алгоритм оценки и готовые образцы»

        Шаг 3. Закупите только сертифицированные и декларированные средства индивидуальной защиты и смывающих, применяйте в работе машины и оборудования, инструменты и сырье, прошедшие сертификацию или декларацию на соответствие техническим регламентам.

        Если вам кажется, что некоторым работникам СИЗ можно не выдавать, несмотря на то, что в типовых нормах их профессия указана, придется выдавать их, но разрешается продлевать их срок носки неограниченное количество раз. Такое решение принимается комиссией по ОТ, а если такой комиссии нет, осмотр СИЗ и принятие решение о проценте его износа может назначенный приказом ответственный за осмотр. Не забудьте его обучить в УЦ, а также повышайте квалификацию по осмотру и оценке качества СИЗ.

        Шаг 4. Организуйте своевременный осмотр и обслуживание машин и оборудования, зданий и сооружений, частичное и полное техническое освидетельствование, текущий и капитальный ремонт.

        Контролируйте, как исполняют график планово-предупредительного ремонта руководители цехов и других подразделений.

        Шаг 5. Проведите спецоценку на каждом рабочем месте.

        Управляйте процессом сами, и не доверяйте принятие управленческих решений экспертной организации. Спецоценка должна быть завершена в ту дату, которая указана в договоре, и не позже.

        Шаг 6. Организуйте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

        Проводите инструктажи по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда организуйте сами. Не нужно передавать этот функционал в учебный центр.

        В учебный центр направьте только руководителя организации, главного инженера, начальников подразделений, которые выдают наряды, проводят инструктажи, являются прорабами и т.п. Не направляйте в учебный центр главного бухгалтера или начальника юридического отдела, если они не проводят инструктажи и не назначены ответственными по охране труда. Обучайте их по ОТ внутри своей организации.

        Для этого создайте комиссию из 3-5 человек, назначьте ее председателем руководителя организации, заместителем — главного инженера, секретарем — специалиста по охране труда, также включите туда главного энергетика и начальника производственно-технического отдела. Если на предприятии есть профсоюз или другой представительный орган, назначьте членом комиссии его председателя. Самое главное — чтобы все члены комиссии прошли обучение в лицензированном и аккредитованном учебном центре.

        Шаг 7. Обучение по первой помощи также проведите в своей организации, для этого подготовьте в обучающей организации своего инструктора из числа руководящих высококвалифицированных работников.

        Ему выдадут бессрочное удостоверение, оборудуйте для него помещение для обучения, купите тренажер, на котором он будет учить ваших работников выполнять непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Без такого тренажера этому не научиться. установите посты первой помощи, в них разместите аптечку, а также обеспечьте инструкцией по применению. Обязательно оборудуйте помещение для оказания первой медицинской помощи — не путайте ее с первой помощью пострадавшим. Помещение для первой медицинской помощи требуется оборудовать максимально близко к выходу, это позволит бригаде скорой помощи быстрее приступить к оказанию неотложной помощи по приезду на ваше предприятие. Никакой лицензии для работодателя не требуется — ведь помощь будут оказывать работники скорой помощи, а они имеют право выполнять лицензированные виды медпомощи на всей территории субъекта РФ.

        Обучайте руководителей и специалистов каждые три года, а рабочих — лучше обучать раз в год, вместе с обучением по первой помощи. Каждому выдайте удостоверение, образец которого указан в приложении к Порядку обучения и проверки знаний требований охраны труда № 1/29 от 13 января 2003 года. В каждой инструкции по охране труда, в программах первичного инструктажа и обучения по ОТ труда включите вопросы по принятию работником мер при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

        Шаг 8. Вовремя отвечайте на вопросы контролирующих органов, выполняйте все предписания, если какое-то из мероприятий по ОТ требует значительных финансовых вложений, обращайтесь в ГИТ о продлении срока, при этом обоснуйте такую отсрочку.

        Шаг 9. Сформируйте в каждом подразделении комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности ознакомление работников с требованиями охраны труда.

        Шаг 10. Вовремя проводите все периодические мероприятия, своевременно сдавайте отчетность по ОТ.

        Ответственность работодателя по охране труда

        В настоящее время государственная политика в области охраны труда переходит от реагирования на произошедшие несчастные случаи и профзаболевания на профилактику таких событий. И первым шагом в этом направлении было введение статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях и повышение ответственности за нарушение

        Часть 3 статьи 5.72.1 КоАП РФ установила ответственность за не проведение медосмотра или обучения за каждого работника, чье трудовое право было нарушено. Это в прямом смысле послужило экономической розгой — если работодатель не обучил пять человек за 15 тысяч, пусть будет готов заплатить в бюджет государства сумму, большую в 43 раза — 650 тысяч рулей, а после этого еще проведет обучение в указанный срок, или предприятие закроют на 90 суток, а самого руководителя дисквалифицируют.

        Если преступное действие или бездействие, выраженное в безразличном или небрежном отношении к проблемам в охране труда на своем предприятии приведет к тому, что работники погибнут или станут инвалидами, виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности по 143, 216 или 217 статьям УК РФ. Не только первые лица предприятия могут лишиться свободы, но и специалисты по охране труда, которые по роду своей деятельности, своей профессиональной подготовки обязаны предотвращать производственный травматизм и профессиональные заболевания.

        Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?

        Какие требования предъявляются к работникам этой службы?

        Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?

        Когда необходимо создавать службу охраны труда?

        Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

        Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

      • численность работников превышает 50 человек;
      • работодатель ведет производственную деятельность.
      • К сведению

        Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

        Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

        Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

        Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

        Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

      • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
      • руководитель организации;
      • другой уполномоченный работодателем работник;
      • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
      • Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

        Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

        Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

        Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

        Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

        Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

        Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

        Структура и численность службы охраны труда

        При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:

      • Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
      • Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
      • На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).

        Как оформить создание службы охраны труда?

        Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.

        В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).

        Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

        Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):

      • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
      • помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
      • организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
      • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
      • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
      • согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
      • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
      • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
      • помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
      • организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
      • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
      • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
      • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
      • организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
      • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
      • оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
      • обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
      • организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
      • организация совещаний по охране труда;
      • ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
      • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
      • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
      • осуществление контроля за:
      • – соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

        – обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

        – расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;

        – выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

        – наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

        – проведением специальной оценки условий труда;

        – своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

        – эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

        – состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

        – своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

        – организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

        – санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

        – организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

        – правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

        – своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

        – использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

      • анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
      • Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.

        На практике в структуру службы охраны труда входят:

      • руководитель службы охраны труда;
      • специалисты по охране труда.
      • На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

        При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).

        С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

        Квалификационные требования:

      • к должности «руководитель службы охраны труда»:
      • – либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;

      • к должности «специалист по охране труда»:
      • – высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

        – либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;

        – либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

        Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.

        Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:

      • приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
      • перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
      • поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).
      • Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).

        Смотрите так же:  Для пневматического оружия нужна лицензия

    Оставьте комментарий