Самодельные наглядные пособия

Самодельные наглядные пособия

Многие учебные наглядные пособия и оборудование могут быть изготовлены непосредственно самими учащимися. Природа является богатым поставщиком разнообразных (прежде всего натуральных) наглядных пособий. Надо суметь вовремя собрать необходимый природный материал, правильно оформить его. Собирать природные объекты можно во время учебных и внеклассных экскурсий, походов, прогулок. Многие школы успешно практикуют обмен краеведческим материалом со школами, расположенными в других природных зонах. Эту работу необходимо проводить постоянно, имея перспективный план пополнения школы учебными пособиями по природоведению.

Для уроков природоведения в III классе можно изготовить раздаточные картинки. Например, по теме «Разнообразие природы нашей Родины» учащиеся под руководством учителя подбирают фотографии, открытки, картинки с изображением труда людей, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, виды транспорта, города и т. д. Картинки наклеивают на карточки одинакового размера. Под картинками помещают вопросы-задания, которые учащиеся должны самостоятельно выполнить на уроке. Формулировка вопросов-заданий должна быть краткой, четкой, ясной и понятной третьеклассникам. Необходимо, чтобы задания стимулировали и активизировали мыслительную деятельность учащихся, приучали их самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, давать обоснованные ответы.

Для уроков природоведения во II и III классах может быть собран следующий раздаточный материал.

Виды наглядных пособий

На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности [14].

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали [10].

Виды наглядных пособий, используемых в обучении: предметы окружающей обстановки, демонстрационные изобразительные пособия, таблицы: познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные; счетные приборы; измерительные приборы; иллюстрации; дидактический материал.

Многие наглядные пособия — таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. — могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой — они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) [6].

С точки зрения использования наглядные пособия делят на обще классные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока — 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? — Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников [7].

Признаки хорошего наглядного пособия:

— достаточный формат для фронтальной работы;

— красочность и яркость изображения;

— соответствие содержанию изучаемого материала;

— аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

— дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

— время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями [2].

Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала [10].

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

фиксация внимания при усвоении учебного материала;

развитие познавательного интереса;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д [5].

Печатные наглядные пособия — обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным технологиям проходят в кабинете информатики — учебно-воспитательном подразделении средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда [6]. Печатные наглядные пособия (плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.

Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии

Биология — один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Я задался вопросом: «А что если попробовать самому придумать наглядные пособия по некоторым темам, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками.

Скачать:

Вложение Размер
nauchno_issledovatelskaya_rabota.portnyagin_vladislavdocx.docx 34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Научно исследовательская работа « Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии» . Выполнил: Портнягин Владислав, ученик 11Б МБОУ «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева». Научный руководитель: Шахова В.И. учитель биологии, химии РУООШ Сопровождение участия в проекте «Одаренные дети» от МБОУ «ЧСОШ им А.Г. Чикачева» Кочкина Е.Н.

«Золотое правило для учащихся» — дело обучения необходимо поставить так, чтобы не учителя говорили ученикам, а сами предметы.

Чтобы ученики могли касаться их или их заменителей, рассматривать, слушать…

Биология — один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:

  • Несформированность абстрактного мышления;
  • Неумение воспринимать невидимые элементы, связи и зависимости;
  • Недостаточное развитие памяти, внимания;
  • Неумение анализировать, выделять главное и многое другое.

    Объект исследования: самодельные наглядные пособия.

    Объектная область: предмет биология

    Предмет исследования: как сделать доступным учебный материал по некоторым темам биологии.

    Изготовить самодельные наглядные пособия по некоторым темам биологии, и помочь учащимся понять и запомнить смысл и суть изучаемого программного материала, опираясь на данные пособия.

  • Выявить разделы биологии, вызывающие наиболее затруднения в изучении у учащихся.
  • Изготовить комплект наглядных пособий по «трудным» для учащихся темам.
  • Облегчить овладение предметом и помочь учащимся в восприятии, понимании и запоминании учебного материала на примере комплекта наглядных пособий.
  • Провести анализ результативности изученного материала
  • Актуальность и новизна

    Результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие у учащихся тесно связано с эмоциями. У школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Эйнштейн утверждал, что слова и теории для него в познании – ничто, а вот образы и практика – все.

    Яркость впечатлений вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Поэтому изложение нового материала следует сделать более образным, эмоциональным, запоминающимся объяснением с элементами мнемотехники.

    Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Гипотеза: Я задался вопросом: «А что если попробовать самому придумать наглядные пособия по некоторым темам, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Так в общем то и появилась тема моей работы.

    Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками

    Новизной данных пособий является разработка образных моделей по основным темам курса, в которых эмоции сочетаются с логикой, а рисунки выражают сущность понятий, терминов, значков, свойств. Предлагаемые пособия ориентированы на область чувств. Дети проявляют интерес только к тому, что вызывает у них эмоциональную реакцию. Эмоции – важнейшая предпосылка успеха. Если же изучаемый материал представлен неинтересно, не затрагивает область чувств ребенка, он быстро забывается, у детей даже «не включается» механизм переработки информации. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе.

    Ученики придут к пониманию правила, закономерности только в том случае, если когнитивный (познавательный) компонент будет удачно сочетаться с эмоциональным. В противном случае мотивация неизбежно снижается, и учебный материал «отторгается» детьми.

    Пособия являются визуальной опорой, способствующей возникновению ассоциаций, что помогает не только лучше запоминать, но и воспроизводить изученный материал. В результате применения данных пособий, возрастает объем зрительных впечатлений, обучение проходит эффективнее. В связи с этим именно пособия, а не тексты легче всего воспринимаются учащимися. Они оживляют урок, являются хорошей мотивацией к выполнению задания, доставляют детям удовольствие.

  • диагностический;
  • теоретический, изучение и использование научных и учебных изданий
  • описательный; аналитический
  • опрос; метод сопоставления
  • Я составил план исследования, для этого:

    1. Провел опрос среди учащихся школы, с целью выявления наиболее трудных для запоминания тем по биологии.
    2. Изучил литературу и интернет-ресурсы по проблеме исследования.
    3. Изготовил комплект наглядных пособий.
    4. Предложил учащимся школы использовать данный комплект для самостоятельного повторения тем.
    5. Провел анкетирование о результатах использования изготовленных пособий.
    6. Провел анализ результативности обучения с помощью данных пособий, совместно с учителем биологии.
    7. Сделал выводы о проведенной работе.

    В словаре слово НАГЛЯДНОСТЬ — требование, согласно которому предлагаемые модели изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Принцип наглядности разрабатывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие великие педагоги XVII — XIX вв. В разное время они приходили к выводу, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), которые используются учащимися в обучении Возможность представления всего, изучаемого для восприятия разнообразными ощущениями (зрением, слухом, обонянием, вкусом, прикосновением)

    Я определил, что существует 4 вида учебной деятельности:

  • Натуральные вещественные модели
  • реальные предметы,
  • муляжи,
  • макеты объектов,
  • фотографии и т.д.)
    1. Условные графические изображения:
      • (чертежи,
      • эскизы,
      • схемы,
      • графики,
      • диаграммы и т.д.)
      • Знаковые модели, формулы, уравнения и другие интерпретированные модели
      • Динамические наглядные модели:
      • кино и телефильмы,
      • диапозитивы,
      • Я сверил успеваемость выпускников по годам и пришел к выводу, что используя это пособие по этим темам, у учащиеся повысился уровень качества.

        Для того чтобы выяснить ценность данных пособий, я задал вопросы ученикам с 6 по 9 класс вопрос: «Помогают ли им данное пособие понять и запомнить смысл и суть изучаемого программного материала, помогают ли они прочно запоминать новые понятия?»

        Всего в анкетировании приняли участие все ученики с 6 по 9 класс: 6 класс – 1 ученица; 7 класс – 5 учеников; 8 класс – 3 ученика; 9 класс – 3 ученика.

        Использование данных пособий способствует прочному и осознанному усвоению материала;

        Успеваемость по биологии выпускников МОУ «РУООШ» за последние годы

        В качестве экзамена по выбору большинство выпускников выбирают биологию -96 % выбирают этот предмет.

        По результатам анкетирования была составлена диаграмма:

        Из диаграммы видно, что все 100% учеников ответили «Да. Очень нравится».

        При анкетировании школьников 100% учеников отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием данных наглядностей. На вопрос «Помогает ли данная наглядность и чем?» ученики отвечают: «Помогает понять суть и механизм понятий, помогает, если не можешь что-то представить».

        Обработка данных показала, что при использовании пособий ученики:

        • Быстрее находят верный путь решения;
        • Осмысленно воспринимают новый материал.
        • Прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.

        • Глубокому осмыслению
        • пониманию учебного материала.
        • Самостоятельному выполнению учебных заданий, и наименьшей тратой времени на них.
        • Развитию воображения и творческой фантазии.
        • Выводы по исследованию.

          Наглядные пособия позволяют уйти от постоянного заучивания терминов, помогают почувствовать предмет, ощутить связи – отношения. Мы живём в объемном мире, поэтому именно трехмерные объекты воспринимаются лучше и легче, чем плоскостные фигуры.

          При их использовании ученики:

        • Активнее работают;
        • Внимательнее слушают объяснения;
        • Увереннее делают самостоятельные выводы;
        • Прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.
        • Использование данных пособий способствует:

        • Глубокому осмыслению и пониманию учебного материала (есть возможность увидеть невидимые в обычных условиях связи и зависимости через взаимное расположение предметов, размер, пропорции, выделение цветом, посредством аналогий);
        • Продуктивному и более быстрому запоминанию (пособие ориентировано на эффективное сочетание зрительной, ассоциативной, эмоциональной и смысловой памяти);
        • Соответствию ведущей визуальной модальности восприятия;
        • Прочному и осознанному усвоению материала;
        • Укреплению веры в себя у учащихся (осознанное усвоение программного материала позволяет ученикам в большей степени самостоятельно выполнять учебные задания, тратить на них меньше времени);
        • Развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядные образы);
        • Эстетическому воспитанию детей;
        • Развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
        • Наглядные пособия представляют собой яркий, образный наглядный материал с живым, эмоциональным изложением, пробуждающим интерес к учебе. По содержанию пособия отличаются полнотой и оригинальностью, не повторяют имеющиеся наглядные пособия.

          При использовании данных пособий урок приобретает эмоциональную окраску, благодаря этому повышается его эффективность и улучшается «моральный климат».

          Основные, несущие учебную информацию пособия являются моделями и призваны раскрывать программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений, структурные связи системы понятий. Они используются на уроках изучения нового материала и при обобщении.

          В результате решения поставленных задач были созданы наглядности нового типа модели и аппликации, которые призваны раскрывать смысл понятий программного содержания, особенности и значение терминов и обозначений, структурные связи системы понятий на уроках объяснения нового материала и при обобщении

        • Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие / С.П. Баранов. — М.: Просвещение, 198>1. — 143 с.
        • Биология Животные: Учебник для 7 — 8 классов с?едней школы / под ?ед. М.А. Козлова. — М.: Просвещение, 1991.256 с. ISBN 5-09-003868.
        • Использование с?едств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с. ISBN 5-09-001429-9.
        • Калинова, В.С. Ку?мечко. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост.Г.С. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Аст?ель», 2002.158. ISBN 5-17-013155-0 ISBN 5-271-03423-1
        • Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: Дрофа, 2000 год. — 248 с. ISBN 5-7107-3462->4.
        • Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала по математике

          План работы:

          1. Значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах.

          2. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

          • Предметы окружающей обстановки.
          • Демонстрационные изобразительные пособия.
          • Таблицы.
          • Счетные приборы.
          • Измерительные приборы.
          • Иллюстрации.
          • Дидактический материал.
          • 3. Изготовление наглядных пособий учащимися.

            5. Список использованной литературы.

            1. Введение.

            Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

            На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

            Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

            Цель моей работы: узнать, что такое наглядные пособия, их виды. Научиться правильно подбирать и применять их, овладеть умением самому изготовлять необходимое наглядное пособие.

            Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

            2.Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах.

            Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

            Что касается математики, то здесь предметы, во- первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому , когда учитель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во- вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь учителю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают указанному требованию.

            3. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

            В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

            • Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
            • Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
            • Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
              -познавательные;
              — инструктивные;
              — тренировочные;
              — справочные;
            • Разумеется, это деление в какой – то мере условно.

              К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Познавательным таблицам относится также серия таблиц “ Измерение длины”, “ Измерение веса”, “ Измерение площади”, которые дают наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и ряд других.

              Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

              Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

              Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

              • Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, арифметический ящик. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.
              • Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. Арифметический ящик изготавливается в виде ящика кубической формы с двумя открывающимися стенками. Содержит оно большое количество счетного материала: деревянные кубики, бруски, равные десяти кубикам, выложенным в ряд. Кубики, бруски и доски используются при обучении счету и изучении нумерации. При этом наглядно могут быть показаны соотношения между основными и разрядными единицами и десятичный состав чисел.

                • Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: — линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; — весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; — кружки литровая, пол- литровая; — циферблат; — палетка; — классный циркуль;
                • Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.
                • При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

                  • Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

                  а) предметный дидактический материал;

                  б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

                  К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

                  Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

                  Изготовление наглядных пособий учащимися.

                  Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, черчение). А с другой- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.)

                  Приведем примеры наглядных самодельных пособий, которые могут быть выполнены учащимися, и дадим краткое описание способов их изготовления. Все пособия выполняются под руководством или по указанию учителя.

                  1. Раздаточный материал в виде геометрических фигур, звездочек, рисунков листьев и других предметов может быть изготовлен на листках бумаги или из картона. Для размножения рисунка применяются картонные трафареты или штампы, вырезаемые из сырой картофелины или резины.

                  2. Домино или лото с картинками. Домино изготовляется из картонных карточек размером , приблизительно 5 х 10 см. и отличается от обычного домино тем, что вместо круглых очков на карточках изображаются группы различных предметов. На карточках лото также изображаются группы предметов. Но здесь они употребляются вместо чисел. Числа на фишках, которыми покрываются карточки, заменяются числовыми фигурами.

                  Правила игры в домино и лото с картинками обычные. Дети не только учатся считать, но и соотносить между собой численности множеств, состоящих из различных предметов.

                  3.Абак для индивидуального пользования. Изготавливается из небольшого куска плотной бумаги, разлинованного на три колонки соответственно трем первым числовым разрядам. В каждой колонке прорезается по 10 круглых или квадратных отверстий. Снизу подшивается или подклеивается цветная бумага, чтобы хорошо были видны на фоне ее вырезанные отверстия. Подшитая бумага должна быть, таким образом, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток для узкой картонной полоски. Выдвигая полоски, учащиеся в каждом разряде открывают нужное число отверстий и тем самым показывают заданное многозначное число.

                  4. Модель циферблата с подвижными стрелками. Деления на круге должны быть нанесены достаточно точно, чтобы учащиеся могли определять показания часов.

                  5. Модель вехи и экера. Обе эти модели изготавливаются из палочек длиной 12- 23 см. и половинок катушек, которые играют роль подставок . В первом случае палочки раскрашиваются поперечными темными и светлыми полосами, во втором- к торцу палочки прибивается небольшая ( 4 х 4 см ) квадратная дощечка с вбитыми по углам булавками. Используя эти модели, можно провести на внеклассных занятиях подготовку к провешиванию прямых линий и построению прямых углов на местности.

                  6. Демонстрационные таблицы, схемы, диаграммы.

                  Для изготовления таких пособий следует широко использовать рисунки из старых книг, журналов, календарей, наклеивая их на большие листы бумаги и дополняя необходимыми линиями и числами. Цифры для изображения чисел могут быть вырезаны из старых перекидных или отрывных календарей.

                  Заключение.

                  Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках математики, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

                  С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

                  К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных куском пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

                  В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

                  Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

                  Например. Помогая детям в поисках решения задачи, нужно сделать схематический рисунок или чертеж к задаче; объясняя прием вычисления, сопровождая пояснение действиями с предметами и соответствующими записями и т. д. При этом важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя самую суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся. При раскрытии приема вычисления, измерения, решении задачи и т. д. надо особенно четко показывать движение ( прибавить- придвинуть, вычесть – убрать, отодвинуть). Сопровождение объяснения рисунком (чертежом) и математическими записями на доске не только облегчает детям восприятие материала, но и одновременно показывает образец выполнения работы в тетрадях. Например: как расположить чертеж и запись решения в тетради, как обозначить периметр с помощью букв и т. п.

                  При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями : объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии, пользуясь палочками.

                  Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

                  На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и измерении с помощью чертежно- измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НАГЛЯДНО ВОСПРИНЯТОГО ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ, РИСОВАНИЯ, СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ.

                  Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

                  Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами. Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот, задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над числами, данными в условии.

                  Список использованной литературы:

                    Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
                  1. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
                  2. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
                  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
                  4. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
                  5. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.
                  6. ТИПЫ И ВИДЫ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

                    Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. Они воспроизводятся фотографическим способом и экспонируются на экране при помощи светоэлектроаппаратуры. К ним мы относим диапозитивы, диафильмы и кинофильмы.
                    К третьей группе относятся многочисленные самодельные наглядные пособия. Поскольку они являются результатом творческой деятельности учителя и учащихся, нельзя исчерпать всего богатства их разновидностей. Мы намечаем две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и прочие рисунки учителя и учащихся на классной доске или на бумаге; б) аппликации — заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске (аппликации могут быть самодельными, а также напечатанными типографским способом; они вводятся в

                    схематический рисунок в процессе рассказа); 2) объемные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных, так как фабричное производство их почти не налажено. К ним относятся муляжи, модели, макеты, диорамы.
                    Таким образом, мы видим, насколько многообразны виды наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа. Классификация наглядных пособий по двум признакам нужна для того, чтобы определить методику раскрытия сюжета, содержание данного пособия, с одной стороны, а с другой — наметить способ его экспозиции для коллективной (настенные и экранные пособия) или индивидуальной работы (иллюстрации в учебнике, атласы, альбомы, раздаточный материал).
                    Для того чтобы дать определение любого индивидуального пособия, мы должны найти его место в каждом из двух основных отделов нашей схемы. Так, учебная историческая картина «Продажа рабов в Древней Греции» является реконструкцией, печатным настенным изобразительным наглядным пособием, а схема «Грюнвальдская битва» — печатным условным настольным пособием, иллюстрацией в учебнике по истории СССР для VII класса М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба (с. 86), изображение дворца дожей в Венеции является репродукцией архитектурного исторического памятника в «Альбоме по истории культуры средних веков» Д. Н. Никифорова (табл. 62) — изобразительным настенным пособием, а «План феодального поместья» (учебник по истории средних веков, с. 27) — настольным условно-графическим пособием и т. д.
                    В дальнейшем мы будем рассматривать практические приемы работы с различными видами наглядных пособий, главным образом по раскрытию их содержания, а вопросов экспозиции будем касаться попутно, в зависимости от наличия тех или других изданий наглядных пособий, которыми располагает в настоящее время советская школа.
                    ’Особое место в классификации средств наглядного обучения занимают исторические памятники как средства монументальной пропаганды, а также технические аудиовизуальные средства обучения (кино, радио, телевидение) как средства массовой информации. Однако их нельзя считать школьными учебными пособиями в узком смысле, так как первые предполагают внеклассную экскурсионную работу, а последние — наиболее эффективное использование средств массовой информации в педагогических целях. В этом отношении делаются лишь первые шаги научной разработки методов использования массовой информации для классной работы в школе.
                    Мы различаем понятия средств обучения и наглядные пособия. Первые шире вторых. В учебной школьной практике мы пользуемся главным образом наглядными пособиями, во внеклассной работе — различными средствами наглядного обучения!

                    Педагогические условия создания и использования самодельного оборудования в процессе ознакомления младших школьников с природой Кривошеина Мира Васильевна

                    Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
                    Уведомить о поступлении

                    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

                    240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

                    Кривошеина Мира Васильевна. Педагогические условия создания и использования самодельного оборудования в процессе ознакомления младших школьников с природой : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 171 c. РГБ ОД, 61:02-13/1203-1

                    Содержание к диссертации

                    Глава I. Самодельное оборудование в учебном процессе начальной школы как дидактическая проблема 13

                    1.1. Проблема в ретроспективе 13

                    1.2. Теоретические основы исследования 26

                    1.3. Состояние проблемы в современной теории и практике начального образования 38

                    Глава II. Обоснование эффективности педагогических условий создания и использования младшими школьниками самодельного оборудования 50

                    2.1. Возможности использования самодельного оборудования в процессе ознакомления младших школьников с природой 50

                    2.2. Характеристика самодельного оборудования и педагогические условия его создания 56

                    2.3. Место учебного кабинета в использовании типового и самодельного оборудования 86

                    2.4. Педагогические условия использования самодельного оборудования в учебном процессе

                    2.5. Результаты опытно-экспериментального обучения 118

                    Список литературы 138

                    Введение к работе

                    Актуальность исследования. Современное изменение системы образования, прописанное в Законе «Об образовании», в «Федеральной программе развития образования в России» направлено wo устойчивое функционирование учебного процесса как достаточно эффективной системы. Последнее возможно при учете природосообразности обучения.

                    Для ребенка характерно стремление к самостоятельной деятельности, и, в особенности, к деятельности предметно-практической. Успех его учения зависит от того, имеет ли он возможность сам активно действовать в преобразовании предметов окружающего мира.

                    Младший школьник мыслит, по выражению К.Д.Ушинского, «формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Его мышление характеризуется как конкретно-образное. Значит, начальное обучение должно быть наглядным. Дидактический принцип наглядности обучения выдвинут более чем 300 лет назад Я.А.Коменским. За наглядность ратует Ж.Ж.Руссо «Вещей, вещей, давайте!» — восклицает он. В России развитие принципа наглядности связано с именами К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Д. Семенова, В.П. Вахтерова, К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина.

                    В настоящее время принцип наглядности утвердился как один из важных в начальном обучении. В основе его научного содержания лежит моделирование познавательной деятельности младшего школьника, соотношение модели и оригинала в процессе освоения им знаний о природе. Этому посвящены исследования СП. Баранова, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой и др. В реализации принципа наглядности ведущую роль играют средства обучения.

                    Под средствами обучения понимается, во-первых, учебное оборудование, включающее в себя дидактические раздаточные материалы, демонстрационные наглядные пособия и приспособления, создающие удобства при демонстрации

                    наглядных пособий, при работе детей с раздаточным материалом. Вторую группу средств обучения составляют учебник и учебная литература. Требования к разработке последних имеют свою специфику и являются предметом самостоятельного исследования. Данное исследование ограничено рассмотрением проблем создания и использования средств обучения первой группы.

                    В нашем исследовании под термином «создание» самодельного оборудования понимается проектирование его содержания, способов изготовления и сам процесс изготовления (технология). Под термином «использование» самодельного оборудования понимаются формы, методы и приемы применения в учебном процессе такого оборудования, как-самостоятельного, так и в комплексе с типовым.

                    К настоящему времени разработано в теории и внедрено в практику большое количество разнообразных средств обучения. Они изготавливаются промышленным способом, выпускаются массовыми тиражами и довольно полно обеспечивают учебный процесс. Всякое средство обучения активизирует деятельность учащихся. Однако, предметно-практическая деятельность последних при применении готовых средств обучения сильно ограничена Ребенок нередко здесь простой созерцатель, он объект научения. Вместе с тем. многое из средств обучения, в особенности учебного оборудования, может быть создано с привлечением учащихся. Это позволит ребенку, в известной степени, реализовать свое стремление к самостоятельности и к практической деятельности.

                    Разрабатывая проблемы ознакомления младших школьников с природой, выдающиеся педагоги прошлого настоятельно рекомендовали использовать предметы окружающего мира в качестве учебного оборудования. Их непосредственно брали в природе, в быту и т.п. Они никак не преобразовывались, и рекомендации по созданию такого оборудования не

                    разрабатывались. Не ставился и вопрос о привлечении детей к этой деятельности.

                    Первые попытки разработки рекомендаций по созданию не только натуральных, изобразительных и других наглядных пособий силами учителей и учащихся были предприняты в 30-40-е годы XX века П.А.Завитаевым. С.А.Павловичем, М.Н.Скаткиным, К.А.Сонгайло и др. Эта линия продолжена и в 50-60-е годы в работах Е.А.Валерьяновой, М.А.Козлова, Н.В.Кузнецова. Е.М.Нинбург, Н.Н. Плавил ьщикова, И.И.Полянского. В них содержится

                    ЯНШЁМШёширный материал по сбору и сохранению природных объектов. Но настиг детей в этой деятельности рассматривается лишь как помощь в оснащении оборудованием учебного процесса. Недостаточно исследован процесс влияния этой деятельности на результативность учения детей, на развитие их

                    ! самостоятельной познавательной деятельности.

                    \ К настоящему времени выполнен ряд исследований по интересующей нас

                    проблеме. Это работы В.П.Голова, Н.П.Конобеевского, Т.С.Назаровой. Л.П.Прессман, В.Н.Разумеевой, С.Г.Шаповаленко и др. Одни из них касались общих подходов создания и использования учебного оборудования (Н.П.Конобеевский, Л.П.Прессман, Н.А.Пугал), другие — применительно к среднему звену общеобразовательной школы (В.П.Голов, Е.А.Громова.

                    А.М.Зельманова, А.М.Розенштейн); третьи — на примере отдельных учебных

                    предметов (Л.С.Зазнобина, Л.В.Ковинько, В.А.Сергеева, П.С.Шахназарян и др.

                    Но в них недостаточно рассмотрены вопросы создания и использования

                    самодельного оборудования в начальном обучении с возможным участием

                    детей в этом процессе и его влияние на результаты усвоения знаний и развитие познавательной деятельности учащихся.

                    Изучение практики преподавания в начальных школах г. Ельца и Елецкого района Липецкой области показало, что необходимость реализации принципа природосообразности в обучении через наглядность и предметно-практическую

                    деятельность детей, а значит, и стремление оказывать позитивное влияние на эффективность учебного процесса, вынуждает учителей создавать учебное оборудование, вовлекать в эту деятельность детей и использовать созданное оборудование в процессе обучения. Однако, эта деятельность учителей затруднена недостаточной разработанностью педагогических условий создания и использования самодельного оборудования. В результате созданное учителями оборудование не всегда отвечает современным дидактическим требованиям и психофизиологическим особенностям учащихся.

                    Таким образом, проведенный анализ педагогической литературы, диссертационных исследований и изучение использования средств обучения в практике начальных школ г. Ельца и Елецкого района Липецкой области позволили выявить такие противоречия как:

                    — стремление ребенка к активной самостоятельной практической деятельности и недостаточной реализацией этой деятельности в процессе создания самодельного оборудования;

                    использование самодельного оборудования и недостаточной разработанностью научно-обоснованных рекомендаций по созданию и использованию такого оборудования.

                    Анализ содержания начального образования и ведущих методик обучения позволил выявить большие возможности использования в учебном процессе самодельного оборудования. Особыми возможностями отличается процесс ознакомления младших школьников с природой. Результаты данного анализа и названные выше противоречия и определили проблему настоящего исследования, которая формулируется следующим образом: каковы педагогические условия создания и использования самодельного оборудования в процессе ознакомления младших школьников с природой?

                    Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.

                    Объект исследования: средства обучения в начальном образовании.

                    Предмет исследования: деятельность учащихся начальных классов по созданию и использованию самодельного учебного оборудования.

                    Гипотеза исследования: Результаты освоения учебного материала о природе и познавательная деятельность младших школьников будут повышены, если дети участвуют в изготовлении самодельного оборудования, создание и использование которого отвечает следующим педагопгческим условиям:

                    — самодельное оборудование способствует реализации стремления ребенка к творчеству и самостоятельной деятельности;

                    — создание самодельного оборудования учитывает содержание учебного курса по ознакомлению младших школьников с природой; достоверность информации; состояние экологии в данной местности; возможные способы придания динамичности пособию; учет особенностей восприятия младшего школьника (условие требует при разработке оборудования обращать внимание на его дизайн, обеспечивающий образность, эмоциональность изображения): простота конструкции и безопасность изготовления;

                    — использование самодельного оборудования способствует решению образовательных и развивающих задач; соответствие возрастным особенностям учащихся; использование на разных типах и этапах урока; применение з двух формах — в качестве раздаточного и демонстрационного материала; логически сочетаться с другими средствами обучения; безопасно в процессе использования;

                    — созданное оборудование вместе с типовыми средствами обучения представляет единую рационально организованна информашиюнно-предметную среду в виде учебного кабинета.

                    Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были выделены следующие задачи исследования:

                    1. Изучить ход становления и развития проблемы создания и использования самодельного оборудования для ознакомления школьников с природой в истории отечественного начального образования.

                    2. Выполнить отбор самодельного оборудования, ориентированный на возможное участие детей в их создании и использовании, на реализацию их творческих способностей.

                    3. В ходе эксперимента исследовать функционирование самодельного оборудования, установить влияние деятельности учащихся по изготовлению и использованию такого оборудования на качество знаний и на развитие их самостоятельной познавательной деятельности.

                    4. Обосновать педагогические условия создания и использования самодельного оборудования в учебном процессе при ознакомлении младших школьников с природой.

                    5. Разработать научно-педагогические рекомендации по созданию учебного кабинета естествознания для начальной школы, определить в нем место и функционирование самодельного оборудования.

                    Методологической основой исследования являются философские, гносеологические положения о познании как активной отражательной и преобразующей деятельности; о соотношении конкретного и абстрактного, модели и оригинала; положения дидактики о формировании и развитии понятий; о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности школьника; общие принципы дидактики.

                    Методы исследования: В процессе исследования применялись эмпирические и теоретические методы: изучение философской, педагогической, психологической и биологической (физиология высшей нервной деятельности) литературы; изучение педагогического опыта по исследуемой проблеме; моделирование и проектирование учебных ситуаций; педагогическгаЧ эксперимент, включающий комплекс методов, адекватных цели исследования

                    (наблюдение педагогического процесса, беседы, анкетирование); количественный (методами математической статистики) и качественный анализ полученных данных и их обобщение.

                    Исследование проводилось в три этапа.

                    Первый этап (1995-1996 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, что позволило определить теоретические основы проблемы; анализ педагогической практики; определение научного аппарата исследования; разработка рекомендаций, которые предстояло проверить в эксперименте.

                    Второй этап (1996-1998 гг.) — опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы; первичная обработка полученных экспериментальных материалов и корректировка первоначально разработанных методических рекомендаций; работа с литературой; частичное внедрение результатов исследования в практику.

                    Третий этап (1998-2001 гг.) — анализ (количественный и качественный) полученных в эксперименте материалов; проверка отдельных откорректированных положений методики; уточнение теоретических положений; внедрение результатов исследования; литературное оформление диссертации.

                    База исследования. Для проведения систематической опытно-экспериментальной работы были отобраны как городские (NN 2, 8, 15, 21, 24, 97 г. Ельца Липецкой области), так и сельские (Казинская и Трубицинская начальные школы Елецкого района). Систематическим экспериментом было охвачено 1200 учащихся. Кроме того, дополнительно отдельные положения нашего исследования проверялись под нашим руководством студентами Елецкого государственного университета во время педагогической практики.

                    Научная новизна работы:

                    — изучен, систематизирован и обобщен опыт создания и использования самодельного оборудования в начальном образовании;

                    — составлен дидактически обоснованный перечень самодельного оборудования для процесса ознакомления младших школьников с природой, разработана его классификация

                    разработаны педагогические условия создания самодельного оборудования и использование его в учебном процессе при ознакомлении младших школьников с природой;

                    — экспериментально установлено, что деятельность детей по созданию и использованию самодельного оборудования в учебном процессе повышает качество (уровень, осознанность, прочность) знаний и уровень активной познавательной деятельности.

                    Теоретическая значимость результатов исследования:

                    — обоснована возможность систематического участия детей в создании и использовании самодельного оборудования в учебном процессе;

                    — разработана на\»чно-обоснованная методика создания младшими школьниками самодельного оборудования и его использование в комплексе с типовым как условие реализации наглядности обучения и стремления детей к творческой деятельности;

                    — создана модель учебного кабинета, который рассмотрен как рационально-организованная среда деятельности учителя и учащихся.

                    Практическая значимость исследования состоит в томт что:

                    — предложенная система научно-обоснованных рекомендаций по созданию и использованию самодельного оборудования реализована в ряде школ г.Ельца и Елецкого района Липецкой области;

                    — внедрение данной системы повышает качество знаний (уровень, осознанность и прочность) учащихся по ознакомлению с природой и способствует развитию их самостоятельной познавательной деятельности;

                    — материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических учебных заведений системы повышения квалификации учителей, а также авторами-разработчиками средств обучения и методических рекомендаций по их использованию.

                    Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена его методологической основой; применением в контролируемых условиях методики, адекватной целям, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки; сочетанием количественного и качественного анализа материалов исследования; позитивными результатами при использовании разработанных нами технологий изготовления и педагогических условий использования самодельного оборудования в начальной школе.

                    На защиту выносятся следующие положения:

                    обусловленность создания самодельного оборудования и его использования в комплексе с типовым как условия реализации наглядности обучения и стремления ребенка к творческой деятельности:

                    перечень самодельного учебного оборудования, применяемого при ознакомлении младших школьников с природой; классификация такого оборудования;

                    педагогические условия создания самодельного оборудования: соответствие содержанию учебного курса; соответствие возрастным особенностям учащихся; достоверность информации; учет экологии в данной местности; возможная динамичность, позволяющая ребенку воспринимать предметы, явления окружающего мира в движении, динамике; простота

                    конструкции; надежность и безопасность процесса изготовления; определенный дизайн;

                    педагогические условия использования самодельного оборудования: реализация развивающей и образовательной функций; возможность использования на разных типах и этапах урока (при повторении, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении); применение в двух формах (для демонстрации и в виде раздаточного материала); логическая сочетаемость с другими средствами обучения (типовым оборудованием, учебниками, учебными и методическими пособшши); безопасность использования;

                    модель учебного кабинета, как информационно-предметная среда деятельности учителя и учащихся.

                    Апробация результатов исследования и их внедрение в практику. Основные результаты исследования ежегодно докладывались на заседаниях кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО и кафедры методики начального образования Елецкого государственного университета; на ежегодных (1995-2001гг.) научно-практических конференциях Елецкого государственного университета; на курсах повышения квалификации учителей г. Ельца и Елецкого района; на курсах повышения квалификации методистов институтов повышения квалификации России при АПК и ПРО по проблемам начального образования, а также отражены в шести публикациях.

                    Предложенные в диссертации педагогические условия создания и использования самодельного оборудования внедрены в практику ряда школ г. Ельца, Казинской и Трубицинской начальных школ Елецкого района. Кроме того, методические рекомендации используются студентами Елецкого государственного университета в период педагогической практики, при выполнении курсовых и дипломных работ, а также в своей профессиональной практической деятельности.

                    Проблема в ретроспективе

                    Проблема оборудования учебного процесса средствами обучения возникла с началом необходимости передачи опыта от одного поколения к другому. Естественно, что первоначально этим оборудованием были предметы из окружающего мира, которыми пользовался человек в быту, в своей трудовой деятельности.

                    Начало систематическому школьному образованию положил «Устав народных училищ Российской империи», принятый в 1786 году [201]. Этот документ явился результатом общественного и экономического развития России: в XVIII Россия вступила на путь капиталистического развития. Стране требовались грамотные люди. Правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища («главные» — 5-летние и «малые» — 2-летние) и учительскую семинарию. Проблема оборудования учебного процесса приобрела особый характер: требовалась уже определенная система этого оборудования.

                    На структуру, содержание школьного образования, на его обеспечение учебным оборудованием большое влияние оказали идеи великого славянского педагога Я.А.Коменского. Им были разработаны общедидактические правила: в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому, учитывать индивидуальные особенности учащихся, всякое последующее знание должно опираться на предыдущее, вытекать из последнего.

                    Наиболее подробно Я.А.Коменский разработал принцип наглядности в обучении. Им был поднят вопрос о применении наглядных пособий ит в частности, самодельных наглядных пособий. Ян Амос Коменский выдвигает знаменитое «золотое правило» для «учащих», что . все, что можно, надо предоставлять для восприятия чувствами» [98, с. 180], т.е. ученики должны непосредственно знакомиться с предметами в натуре. Если это не представляется возможным, следует использовать в обучении специально изготовленные копии или изображения вещей. Педагог также утверждал: «. Если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещей, то, безусловно, необходимо, чтобы все преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности» [97, Т.1, с. 155]. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: «. видимое — зрению, слышимое — слуху, обоняемое — обонянию, вкушаемое — вкусу и осязаемое -осязанию» [97, Т.1, с. 154]. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих вещей, самих явлений. В этом случае «можно употребить замену их, т.е. копии или картины» [97, Т.1, с.156], которые должны быть понятными ученикам и, без сомнения, верными. Я.А.Коменский не указывал, каким образом будут изготовлены «копии и картины», но мы полагаем, что он учитывал возможность создания этих пособий учителями и учениками. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Я.А.Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо воспринимать предмет в целом, а затем — каждую часть отдельно; изучение частей предметов должно идти в определенной последовательности, от начала до конца. Это важное положение имеет прямое отношение к методике работы с наглядными пособиями.

                    Я.А.Коменский рекомендовал создавать фонд наглядных пособий: «. Необходимо заранее заготавливать редкие и дома не встречающиеся вещи, дабы всякий раз, когда о них нужно говорить ученикам, они вместе с тем могли бы быть им предоставлены» [97, Т.1, с.385]. Данное высказывание позволяет с большой долей вероятности предположить, что великий педагог имел в виду и самодельные наглядные пособия. Таким образом, хотя Я.А.Коменский и не рассматривал специально вопрос об изготовлении и использовании самодельных наглядных пособий, но разработанный и обоснованный им принцип наглядности имеет прямое отношение к самодельным наглядным пособиям, а значит и к нашему исследованию.

                    Как уже отмечалось, уставом 1786 года в России были открыты государственные школы. Встал вопрос об обеспечении учебного процесса оборудованием. Особую значимость оно имело для географии и естествознания, которые стали преподаваться в главных училищах и учительской семинарии. Судить об обеспечении учебного процесса в школах того времени учебным оборудованием и можно рассмотрением постановки преподавания одного из них.

                    Для преподавания естествознания был издан учебник «Начертание естественной истории». Автором его был академик В Ф.Зуев (1754-1794). Именно в нем впервые в государственном российском образовании и был поставлен вопрос об оборудовании учебного процесса.

                    Для достижения сознательного усвоения знаний В.Ф.Зуев рекомендовал обучение вести на основе наглядности и предметности. Он был сторонником изучения натуральных предметов природы, но, если не было такой возможности, то необходимо использовать картины и таблицы: «. При обсуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре, или, по крайней мере, на картине» [64, предисловие]. В связи с этим «при каждом народном училище, в сем классе должно стараться иметь таковых вещей собрание, которые в натуре, которые в рисунках» [64, предисловие]. И уже тогда высказывалось требование организации при училищах специально оборудованного учебного кабинета.

                    Как видим, В.Ф.Зуев в вопросе о наглядности продолжает линию Я.А.Коменского, настойчиво рекомендует для успешного изучения предмета иметь набор объектов из окружающей природы, который необходимо собрать самим. Однако вопрос об участии детей в сборе объектов природы для учебного процесса не ставился.

                    Таким образом, уже к концу XVIII века был выдвинут и достаточно серьезно обоснован как один из важнейших принцип наглядности, появилась тенденция использовать в учебном процессе самодельные наглядные пособия.

                    Состояние проблемы в современной теории и практике начального образования

                    Специальные исследования в области психологии и дидактики позволили установить, что особую роль средства наглядности играют в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствуют особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное, точное формирование какого-либо образа, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на точность и полноту понятий, способствует более полному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Отсюда возникает проблема материального обеспечения учебного процесса, которая всегда была и остается по сей день одной из острых и трудно решаемых.

                    Некоторые из разработанных ранее учебно-наглядных пособий не потеряли своего значения и теперь. Однако, изменение статуса среднего образования, появление средних учебных заведений различного типа (многопрофильные школы, гимназии, лицеи, колледжи), внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий, и, в частности, развивающего обучения потребовали внесения определенных корректив в систему средств обучения и в дидактические условия их эффективного использования. Среди них особое место занимает создание и использование самодельных наглядных пособий.

                    При конструировании таких пособий их создатели не скованы ограничениями технологического и коммерческого порядка, могут пользоваться большей свободой в выборе материала и техники изготовления, проявлять свое творчество. Такие пособия и оборудование в теории и практике обучения получили название самодельных. Самодельное учебное оборудование не заменяет, а дополняет фабричное. Стремление учителя вовлечь в эту деятельность детей, пополнить материальную базу учебного процесса «своим» оборудованием является проявлением его творчества и профессионального мастерства.

                    Участие детей в работе по конструированию и изготовлению наглядных пособий и приспособлений имеет огромное развивающее влияние на личность ребенка: — эта работа имеет творческий характер, где младший школьник может реализовать свой собственный замысел, что очень важно для развития творческого воображения, а вслед за ним — мышления; — у учащихся совершенствуются практические умения и навыки, причем в значительной степени творческого характера; — для изготовления наглядных пособий широко используются всевозможные отходы, а это позволяет осуществлять экономическое воспитание учащихся; — в школах, где старое типовое оборудование требует ремонта, младшие школьники совместно со старшеклассниками и учителями могут починить его своими силами, что способствует развитию в детях бережного отношения к различным наглядным пособиям и оборудованию; совместное изготовление наглядных пособий развивает коммуникативные качества ребенка. Учитывая такую значимость деятельности детей по созданию самодельного оборудования, мы провели специальное исследование в 6 городских школах г. Ельца и 2 сельских школах Елецкого района. Исследование проводилось на примере природоведческого материала. В задачу исследования входило: — выяснить потребность школ в самодельном оборудовании; — установить, какое самодельное оборудование создается, привлекаются ли к этой деятельности учащиеся; — выявить понимание учителем участия детей в создании и использовании самодельного оборудования в развитии их личностных качеств.

                    Первая задача решалась путем обследования оснащения уроков естествознания типовым оборудованием, равномерностью их распределения по классам, темам, урокам и пришли к выводу, что имеющееся в школе типовое оборудование не позволяет равномерно оснастить все занятия. По одним темам или разделам школьного курса естествознания создано много типовых разнообразных учебно-наглядных пособий и приборов, а по другим -крайне недостаточно.

                    Так, в пяти городских и сельских школах Елецкого района к разделу «Природа нашего края» отсутствуют какие-либо макеты форм земной поверхности, макеты речной долины, частей реки, озера и моря; таблицы растений и животных леса, луга, поля, водоемов; демонстрационные коллекции почв (в разрезе). К разделу «Организм человека и охрана его здоровья» отсутствуют некоторые типовые таблицы, муляжи, макеты, показывающие внешнее строение человека, строение пищеварительной, нервной, дыхательной, кровеносной систем.

                    В ряде случаев учителя обследуемых школ пользуются на чроках естествознания типовыми наглядными пособиями 10-15-летней давности. Понятно, что многие из них не отвечают современным дидактическим требованиям.

                    Например, при изучении темы «Нефть» учитель использует таблицу, раскрывающую процесс добычи нефти. Схема этого процесса очень усложнена для понимания младшими школьниками, т.к. таблица несет избыток подробной информации о деталях нефтяных вышек, шурфов и др. Поэтому данное учебно-наглядное пособие больше подходит для применения на уроках по экономической географии России в старших классах. Другой пример, таблица «Раннецветущие растения», на которой изображены уже известные детям растения — мать-и-мачеха, медуница, гусиный лук — имеет ряд недостатков, затрудняющих правильное восприятие данных растений учащимися: цветовая гамма таблицы не полностью соответствует действительности; — общие очертания указанных объектов изображены нечетко, поэтому растения с трудом узнаются детьми.

                    Выход из этого положения учителя видят в том, чтобы самим изготавливать различное оборудование для учебного процесса, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные анкетирования.

                    Характеристика самодельного оборудования и педагогические условия его создания

                    В современном учебном процессе роль учебного оборудования возрастает в связи с переориентацией целей образования. На первое место выдвигается развитие личности ребенка, что может быть обеспечено его активностью и самостоятельностью в добывании знаний. В этом плане особую роль играет разнообразное учебное оборудование вообще и наглядные пособия в частности, которые позволяют ставить ребенка в ситуацию субъекта деятельности, обеспечивают начальный этап познавательной деятельности ученика, помогают делать обучение эмоциональным и занимательным. Однако, как показало наше обследование школ, централизованное их обеспечение учебным оборудованием недостаточное. Это тормозит реализацию принципов деятельностного подхода в обучении и наглядности, а значит, не может в полной мере реализовать развивающие функции начального образования вообще и учебного предмета естествознания в частности.

                    Данная проблема может быть в известной мере решена с помощью самодельного оборудования, разработка содержания, педагогических условий создания и использования которого и составляет направления нашего исследования.

                    В целях выполнения научно обоснованного отбора самодельных средств обучения, составления их перечня и доказательства целесообразности его использования в учебном процессе необходимо было решить следующие задачи: — на основе анализа содержания и основных методик начального образованиясоставить перечень возможного самодельного оборудования; — провести анализ нескольких из существующих классификаций средств обучения с целью разработки собственной классификации самодельного оборудования; — обосновать необходимость модернизации существующего и создания нового учебного оборудования; — раскрыть содержание и технологию изготовления самодельного оборудования; — применительно к созданной нами классификации разработать педагогические условия разработки и применения самодельного оборудования. По определению академика С.Г.Шаповаленко система средств обучения «состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, которые подобраны в соответствии с целями и задачами предмета, особенностями познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками в отведенное учебным планом время. Имеется в виду, что все компоненты системы связаны между собой содержанием предмета и особенностями методики его преподавания, не повторяют друг друга в области дидактических возможностей и усиливают возможности каждого отдельного компонента системы. Все материальные средства, включенные в систему, должны соответствовать психофизиологическим и антропометрическим особенностям учащихся, создавать в процессе работы оптимальные условия для повышения эффективности учебного процесса при сохранении работоспособности учащихся» [211, с.28]. Исходя из этих общих положений Шаповаленко С.Г. [213] учебное оборудование разделяет на следующие группы: — натуральные объекты; — муляжи; — модели; — рельефные таблицы; — печатные пособия; — экранно-звуковые средства обучения; — приборы и общее лабораторное оборудование.

                    Предметы учебного оборудования, входящие в состав этих групп, могут быть использованы как в качестве раздаточного материала длл самостоятельной практической деятельности учащихся, так и для демонстрации.

                    Хотя приведенный в таблице перечень оборудования ориентирован на естествознание, считаем его общим для всего начального образования В самом деле, предложенное в нем оборудование может быть использовано на уроках чтения и родного языка для конкретизации учебного материала. Для уроков математики будут полезны разборная модель циферблата часов, схемы, чертежи и др.

                    Большинство приведенного в перечне оборудования изготавливалось с участием детей. Многие изготовлены детьми самостоятельно. Приведем хля примера характеристику некоторого учебного оборудования и технологию его изготовления.

                    Натуральные объекты это живые, фиксированные объекты живой природы, и объекты неживой природы. Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния, а иногда слуха и вкуса. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений, а вслед за ними и понятий об изучаемых объектах природы. Из натуральных объектов природы дети самостоятельно изготавливают гербарий, разнообразные коллекции, сухие препараты, совместно со взрослыми — чучела, влажные препараты Учащиеся привлекаются к созданию учебного оборудования на уроках труда. ИЗО. Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрено знакомство младших школьников с обработкой различных материалов: пластилина, бумаги, ткани, древесины, металла и т.д. Кроме того, по каждому виду труда в программе определен довольно обширный перечень примерных практических работ, включающий изготовление различных учебных изделий, в том числе и учебно-наглядных пособий. Это дает возможность учителю, исходя из конкретных условий, выбирать для своего класса наиболее приемлемое учебное оборудование. На уроках ИЗО могут быть изготовлены картины, таблицы, раздаточные рисунки. Но урочное время на его изготовление ограничено. Поэтому в школах можно организовать различные кружки технического моделирования и прикладного искусства.

                    Однако заметим, что детские работы не всегда безупречны с точки зрения качества исполнения, их эстетичности, но важно стремление и старание детей выполнить изделие как можно лучше. Для осознанного выполнения этих пособий, необходимы определенные знания, к которым ребенок стремится сам, чтобы возможно совершеннее сконструировать увлекшую его работу. Поэтому учителю важно стремиться к тому, чтобы всех обучаемых как можно чаще ставить в положение таких авторов. И здесь мы разделяем мнение С.А.Павловича: «Никогда знания, данные в готовом виде, не усвоятся и не запомнятся так прочно, как в результате творческого процесса» [139, с. 12].

                    При сборах природных объектов для изготовления школьных гербариев, коллекций, препаратов необходимо учитывалось следующее: — объект должен быть широко распространенным и обладать типичным строением, характерным для большинства представителей определенной группы; — выбранные для гербария объекты должны иметь характерные особенности, необходимые для раскрытия содержания понятий, изучаемых в начальной школе; — необходим учет экологической обстановки: запрет на сбор редких, реликтовых видов растений и животных, а также видов, истребление которых нарушает природное равновесие; сбор осуществлять в количестве, необходимом для учебных целей; — использовать для сбора такие возможности как листопад, ветвепад, обрезка, вырезка, прореживание растений и т.п.; — для массовых сборов следует подбирать растения преимущественно сорные (дикая редька, овсюг, пырей ползучий, осот, пастушья сумка, полевой василек); животных-вредителей сельскохозяйственных культур (колорадский жук и его личинки, бабочка-капустница и ее личинки, колонии тли, медведки и т.п.); — учитывать безопасность детей при сборе и работе с собранными объектами.

                    Место учебного кабинета в использовании типового и самодельного оборудования

                    Эффективность применения типового и самодельного учебного оборудования, а также его долговечность зависит от рацион&тьного размещения и содержания в учебном кабинете.

                    При непосредственной организации и оборудовании любого кабинета необходимо решить следующие проблемы: — выбор помещения; — планировка кабинета; — комплектование кабинета учебным оборудованием; — организация рабочих мест учителя и учащихся; — организация использования ТСО; — создание рациональной системы хранения учебного оборудования; — оформление интерьера кабинета.

                    Существует достаточное количество методической литературы по организации учебных кабинетов. Это работы Барышевой ЮГ.[74], Верзилина Н.М.[28], Геронимус Т.М.[48], Завитаева П.А.[58], Конобеевского Н.ГЦ101], Назаровой Т.С.[73], Розенштейн A.M.[170], Суворовой Г.В.[195]. Шаповаленко С.Г.[213] и др., в которых в общем и конкретном виде рассмотрены проблемы организации этих кабинетов. Однако ни в одном из них не рассмотрены проблемы содержания и организации единого учебного кабинета начальных классов. Именно такой вариант кабинета наиболее часто встречается в начальной школе. Но возможна организация кабинетов по отдельным учебным предметам. В этом случае к каждому из них применимы изложенные здесь положения.

                    Помещение учебного кабинета должно учитывать необходимость комплексного использования учебного оборудования, применение ТСО, в нем должны быть созданы условия для демонстрации наглядных пособий и опытов, условия для проведения практических и лабораторных работ, выполнения внеурочных наблюдений и опытов, наличие уголка живой природы. Учебный кабинет обычно создается в классной комнате.

                    Все виды оборудования (за исключением экранных пособий, реактивов и материалов) подразделяют на демонстрационные, используемые, в основном, учителем, и лабораторные (раздаточный материал), предназначенный для самостоятельных работ учащихся.

                    Демонстрационные комплекты и отдельные наглядные пособия достаточно иметь в одном экземпляре, а раздаточные — по числу рабочих мест в кабинете, если возможно, то из расчета на каждого учащегося.

                    Рациональное размещение учебного оборудования — одна из важных особенностей организации кабинета. Это обеспечивает поддержание определенного порядка в кабинете, его сохранность, сохранность оборудования, но и в значительной степени экономит время учителя на подготовку к урокам, является залогом успешного комплексного использования учебного оборудования.

                    В целом система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать: — сохранность материальных средств обучения и надежность их в работе; — постоянное место, удобное для извлечения и возврата пособия; закрепление места за данным видом пособия на основе частоты использования на уроках; — быстрое проведение учета и контроля для замены вышедшего из строя учебного оборудования новым. Учебное оборудование должно размещаться так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований. Существуют многочисленные способы размещения оборудования, которые можно, однако, свести к двум основным — закрытому и открытому.

                    Идеальной не является ни одна из форм размещения оборудования. Поэтому для комплектования кабинета более желательно принять смешанный вариант размещения.

                    Преимуществом открытого способа является большая наглядность и возможность быстро взять нужную вещь. Однако оборудование покрывается пылью, что требует дополнительных затрат сил и времени на поддержание их чистоты.

                    Для закрытого хранения используют закрывающиеся шкафы. Как правило, в такой комплект входят малые секции с глухими дверцами и полкой внутри. Высота этих секций 80 см, ширина — 75 см. Они на плинтусе, из них комплектуют нижний ряд шкафа. Сверху ставят второй ряд секций -больших с глухими дверцами и остекленных, высота их 120 см. Поскольку площадь кабинета невелика и шкафов немного, необходимо как можно рациональнее использовать их объем. Для этого в секциях шкафа устанавливают дополнительные полки, которые можно изготовить силами старшеклассников в школьной мастерской из древесностружечной плиты.

                    Смотрите так же:  Налог за добычу нефти

    Оставьте комментарий