Президент в рф его статус и полномочия

Президент в рф его статус и полномочия

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент России

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Владимир Владимирович Путин.

Присяга Президента России

Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Статус и полномочия Президента

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Статус и полномочия

Президент Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также международных соглашений Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и договоров Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации.

Президент Республики Татарстан:

обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, суверенитет Республики Татарстан, общественную безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;

возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Советом Республики Татарстан, руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, принимает решение об отставке Кабинета Министров Республики Татарстан;

определяет внутреннюю политику и направления внешней деятельности Республики Татарстан;

представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение и утверждение проекты законов о бюджете Республики Татарстан и о его исполнении, представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение проект консолидированного бюджета Республики Татарстан;

представляет Государственному Совету Республики Татарстан программы социально-экономического развития Республики Татарстан, а также отчеты об их исполнении;

обращается к Государственному Совету Республики Татарстан с ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Государственный Совет о важных вопросах жизни республики;

формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, вносит предложения в Государственный Совет Республики Татарстан об утверждении кандидатуры Премьер-министра Республики Татарстан, назначает по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан заместителей Премьер-министра, назначает министров, председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Татарстан, являющихся членами Кабинета Министров Республики Татарстан. Освобождает от должности Премьер-министра Республики Татарстан и членов Кабинета Министров Республики Татарстан. Вносит Государственному Совету Республики Татарстан предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;

формирует систему исполнительных органов государственной власти на территории Республики Татарстан в соответствии с законом;

определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан;

представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Государственного Советника Республики Татарстан;

представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуры на должности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан;

назначает на должность Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей;

назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;

согласовывает кандидатуру на должность Прокурора Республики Татарстан;

представляет Республику Татарстан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, при этом подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях;

решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан;

подписывает законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан. В случае отклонения закона Президент возвращает его со своими возражениями в Государственный Совет Республики Татарстан для повторного рассмотрения. Если Президент в четырнадцатидневный срок не вернул закон на повторное рассмотрение, он обязан подписать закон. Подписанные законы обнародуются Президентом;

отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, Конституции и законам Республики Татарстан, федеральному законодательству, указам Президента Республики Татарстан;

награждает государственными наградами Республики Татарстан;

учреждает и вручает премии Республики Татарстан;

образует комиссию по рассмотрению вопросов помилования в Республике Татарстан и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего не снятую судимость;

вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Татарстан, а также созывать вновь избранный Государственный Совет Республики Татарстан на первое заседание в течение установленного для этого срока;

вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума;

обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан с иными органами государственной власти Республики Татарстан и в соответствии с законодательством Российской Федерации организовывает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Татарстан с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

утверждает положение о символе президентской власти в Республике Татарстан;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Татарстан, федеральными законами, а также вытекающие из международных и внешнеэкономических обязательств Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», федеральных законов, законов Республики Татарстан, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента Республики Татарстан определяется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательным кодексом Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

Символ президентской власти в Республике Татарстан

Символом президентской власти в Республике Татарстан является штандарт (флаг) Президента Республики Татарстан.

Штандарт (флаг) Президента Республики Татарстан представляет собой квадратное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов (цвета Государственного флага Республики Татарстан). Белая полоса составляет 1/15 ширины полотнища и расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов. При этом зеленая полоса находится наверху, красная — внизу.

В центре полотнища воспроизводится цветное изображение Государственного герба Республики Татарстан.

Полотнище окаймлено бахромой золотого цвета.

К древку Штандарта (флага) Президента Республики Татарстан крепится скоба золотого цвета с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента Республики Татарстан и датами его пребывания на этом посту.

Постоянным местонахождением оригинала Штандарта (флага) Президента Республики Татарстан является служебный кабинет Президента Республики Татарстан в его резиденции в столице Республики Татарстан городе Казани в Кремле.

После принесения присяги Президентом Республики Татарстан дубликат Штандарта (флага) Президента Республики Татарстан поднимается над резиденцией Президента Республики Татарстан в столице Республики Татарстан городе Казани в Кремле и находится там постоянно.

Дубликат Штандарта (флага) Президента Республики Татарстан поднимается также над другими резиденциями во время пребывания в них Президента Республики Татарстан.

Дубликат Штандарта (флага) Президента Республики Татарстан устанавливается и в других служебных кабинетах Президента Республики Татарстан, а также может быть установлен в местах проведения им официальных церемоний, мероприятий, официальных визитов.

Последнее обновление: 18 января 2018, 18:23

Президент РФ и его конституционно-правовой статус

Отдельные положения Конституции закрепляют Конституционно-правовой статус Президента РФ: никаких специальных федеральных законов в этом отношении не существует. В частности, статья 80 главы 4 Конституции РФ содержит следующее определение:

Президент Российской Федерации является главой государства, выступает гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный статус Президента Российской Федерации характеризуется следующей спецификой: Президент не входит в структуру существующих ветвей власти, находясь на особом положении в общей системе высших органов власти. Функции главы государства, также закрепленные конституционно, служат проявлением его особого положения.

Правовой статус Президента РФ, несущего функциональные обязательства главы государства и «арбитра» в государственном аппарате и наделенного широкими полномочиями, вполне оправдан. Россия в силу истории своего развития не владеет демократическими традициями, и усиление правового положения Президента имеет большое значение, в том числе, при проведении реформ.

Функции Президента РФ

Деятельность Президента РФ регламентируется конституционными положениями и соответствующими правовыми актами. Так, на главу государства налагаются следующие обязательства:

  • быть гарантом Конституции, реализации прав и свобод граждан;
  • реализовывать меры по поддержанию стабильности конституционного строя;
  • формулировать базовые стратегии внутренней и внешней политики государства;
  • обеспечивать согласованность взаимодействия существующих органов государственной власти;
  • инициировать применение мер по обеспечению сохранности суверенитета, независимости, целостности страны;
  • обеспечивать реализацию полномочий федеральной власти государства в территориальных границах всей России;
  • быть представителем страны внутри нее и за ее пределами (на международном уровне).
  • Специфика статуса, которым обладает глава РФ, определяет направленность его действий на координирование и контроль деятельности всех ответвлений власти, как то судебной, законодательной, исполнительной. Задачей в данном случае является создание условий, в которых система сдержек и противовесов будет стабильно эффективна.

    Для выполнения указанных задач Президент РФ должен использовать конкретные полномочия, закрепленные законодательно, в каждом из существующих направлений.

    Полномочия главы РФ относительно охраны прав и свобод человека и гражданина

    В отношении реализации основополагающих личных и гражданских прав и свобод Президент уполномочен:

  • осуществлять решение вопросов, связанных с российским гражданством и предоставлением политического убежища;
  • присуждать государственные награды страны;
  • осуществлять присвоение высших специальных званий, в том числе, высших воинских и почетных;
  • принимать решения о помиловании;
  • инициировать формирование органов-посредников между гражданами страны и главой государства по вопросам сохранности прав и свобод, как то: Уполномоченный по правам ребенка, Совет по развитию гражданского общества и правам человека;
  • определять кандидатуры из числа граждан РФ, обладающих заслугами перед государством и обществом, для вхождения их в состав Общественной палаты;
  • реализовывать иные полномочия.
  • Полномочия главы РФ относительно создания органов власти государства и согласования их функционирования

    По данным вопросам Президент РФ вправе применять следующие полномочия:

  • выносить решение об отставке Правительства РФ;
  • утверждать совместно с Госдумой кандидатуру на пост Председателя Правительства;
  • выполнять функцию Председателя на заседаниях Правительства и Президиума Правительства;
  • назначать кандидатуру на позицию Председателя ЦБ; ставить перед Госдумой вопрос, касающийся снятия с должности Председателя ЦБ;
  • утверждать кандидатуры на должности министров РФ, заместителей Председателя Правительства или освобождать с них;
  • назначать кандидатуры на исполнение функциональных обязанностей судей (Конституционного, Верховного судов); на должности: Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров существующих субъектов РФ, Председателя счетной палаты, а также его заместителя, и, соответственно, вносить предложения о снятии с указанных должностей;
  • осуществить роспуск законодательного органа какого-либо субъекта РФ, в результате деятельности которого был принят нормативно-правовой акт, вступающий в конфликт с действующим законодательством;
  • Полномочия главы РФ относительно назначения и руководства государственными органами

    В отношении функционирования государственных органов Президент РФ владеет следующими правомочиями:

  • производить формирование Администрации Президента РФ;
  • осуществлять функциональное распределение между федеральными органами исполнительной власти, зоной ответственности которых являются вопросы, касающиеся обороны и безопасности, иностранных или внутренних дел, предотвращения ЧС и устранения их последствий, юстиции;
  • утверждать положения, регулирующие деятельность вышеуказанных органов; назначать их руководителей и заместителей руководителей;
  • назначать и снимать с должности дипломатических представителей РФ в иных государствах и международных организациях;
  • учреждать и осуществлять руководство совещательным органом (Государственным советом);
  • назначать на должность полномочных представителей главы государства в федеральных округах, осуществлять руководство их деятельностью;
  • обеспечивать согласованность деятельности Правительства РФ и прочих органов государственной власти;
  • Полномочия главы РФ в сфере правотворчества

    В вопросах правотворчества Президент РФ уполномочен:

  • реализовывать право законодательной инициативы;
  • реализовывать право вето;
  • осуществлять подписание и обнародование федеральных законов;
  • проводить переговоры и осуществлять подписание международных договоров от лица Российской Федерации;
  • осуществлять подписание ратификационных грамот;
  • принимать грамоты (верительные и отзывные) дипломатических представителей;
  • созывать референдум согласно процедуре, закрепленной федеральным конституционным законом;
  • регулировать (в частности, приостанавливать до рассмотрения вопроса соответствующим судом) реализацию нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, если данные акты вступают в конфликт с Конституцией РФ и федеральными законами, предполагают нарушение международных договоренностей или нарушение прав и свобод человека;
  • Полномочия главы РФ в отношении строительства, обороны и безопасности государства

    По указанным вопросам президент РФ вправе:

    • быть участником процесса рассмотрения вопросов о принятии или образовании нового субъекта в составе России;
    • готовить каждый год обращения к Федеральному Собранию РФ, освещающие вопросы положения в стране, внешней и внутренней государственной политики;
    • назначать/освобождать высшее командование Вооруженных Сил России;
    • осуществлять принятие решений по вопросу направления российских войск за пределы России;
    • осуществлять формирование и руководство Совета Безопасности РФ;
    • закреплять государственные программы развития оборонного комплекса, вооружения, проведения различного рода испытаний;
    • Президент Российской Федерации одновременно с основным функционированием находится на посту Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Председателя Совета безопасности РФ. В ситуации угрозы агрессии или прямой агрессии в сторону Российской Федерации, глава государства вправе установить на территории страны (или ее отдельных мест) в зависимости от обстоятельств военное положение или чрезвычайное положение. Установление подобных режимов должно осуществляться согласно порядку, закрепленному специальным федеральным законом, и сопровождаться соответствующим уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы.

      Гарантии функционирования Президента РФ

      Очевидно, что реализация основ конституционного статуса президент РФ, его обязательства, уровень ответственности его деяний предполагают наличие гарантий стабильности и непрерывности исполнения Президентом РФ своих полномочий. Гарантии в данном смысле обеспечивают соответствующие правовые нормы и неприкосновенность Президента как главы страны.

      Закрепленные общие положения относительно порядка избрания Президента РФ (ст.81, Конституция РФ) являются одними из правовых положений, реализующих принцип демократии: глава страны избирается сроком на 6 лет путем всенародных, добровольных, тайных голосований.

      Символом власти, которой наделен Президент РФ, служит штандарт или квадратный флаг, на котором изображен государственный герб на фоне цветов флага государства. У штандарта также есть древко, на которое закрепляется скоба с нанесенным именем главы государства и датами его пребывания на этом посту. Данный флаг существует в виде оригинала (хранится в кабинете главы государства) и дубликата (используется для поднятия над резиденцией). Также глава государства владеет Знаком Президента РФ.

      ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      В результате изучения данной главы обучающийся должен:

    • знать требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ; особенности конституционно-правового статуса Президента РФ; особенности статуса Администрации Президента РФ;
    • уметь обобщать нормы, определяющие функции и полномочия Президента РФ; различать нормативные и ненормативные акты Президента РФ;
    • владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих конституционно-правовой статус Президента РФ.
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

      Президент РФ, согласно ст. 80 Конституции РФ, является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

      Президент РФ как глава государства не относится пи к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), а занимает особое место в системе высших органов государственной власти. Особое положение главы государства проявляется через его конституционно закрепленные функции.

      Основы конституционно-правового статуса Президента РФ определяются Конституцией РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации» и другие главы). Специального федерального закона, регулирующего конституционно-правовой статус Президента РФ, не принято.

      В установленном Конституцией РФ и развивающими ее положения нормативными правовыми актами порядке Президент РФ осуществляет следующие основные виды деятельности:

    • – обеспечивает стабильность конституционного строя;
    • – обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ;
    • – является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
    • – принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;
    • – определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
    • – представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международном уровне.
    • Особый статус Президента РФ как главы государства предполагает, что все его действия направлены на обеспечение взаимодействия и координирование законодательной, исполнительной и судебной власти с целью поддержания эффективности системы сдержек и противовесов. Для этого согласно Конституции РФ Президент РФ наделяется следующими полномочиями.

      В сфере защиты нрав и свобод человека и гражданина:

    • – решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
    • – награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
    • – осуществляет помилование.
    • – формирует органы, осуществляющие посредничество между гражданами и Президентом по защите прав и свобод (Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка);
    • – по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, имеющих заслуги перед государством и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты РФ [1] ;

    В сфере формирования органов государственной власти и согласования их деятельности:

  • – назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • – принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • – представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;
  • – представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Счетной палаты РФ, а Совету Федерации его заместителя;
  • – обладает правом вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ;
  • – имеет право роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего законодательству [2] ;
  • – имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
  • В сфере назначения и руководства государственными органами:

  • – формирует Администрацию Президента РФ;
  • – представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
  • – распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей данных органов [3] ;
  • – имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ;
  • – по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • – назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • – учреждает и руководит деятельностью Государственного совета – совещательного органа [4] ;
  • – назначает и руководит деятельностью полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах [5] ;
  • – обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти;
  • – осуществляет другие полномочия.
  • В сфере правотворчества:

  • – обладает правом законодательной инициативы;
  • – подписывает и обнародует федеральные законы;
  • – обладает правом вето;
  • – ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • – подписывает ратификационные грамоты;
  • – принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
  • – назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • – имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • В сфере государственного строительства, обороны и безопасности государства:

  • – участвует в решении вопросов принятия и образования нового субъекта в составе Российской Федерации;
  • – обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • – осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, утверждает военную доктрину РФ;
  • – назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • – формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
  • – утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение данных испытаний;
  • – принимает решение о направлении российского воинского контингента за пределы Российской Федерации;
  • Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности Российской Федерации, в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ может вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, а при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Гарантиями деятельности Президента РФ как главы государства служат его неприкосновенность и правовые механизмы, обеспечивающие постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.

    Символом президентской власти является штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента РФ и датами его пребывания на этом посту. Оригинал штандарта находится в кабинете Президента РФ, а дубликат поднимается над резиденцией. Президент РФ имеет также Знак Президента РФ.

    Полномочия президента РФ. Досье

    § 8. Президент Российской Федерации

    В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства: 1)

    президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ); 2)

    президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США); 3)

    президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

    Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида. Президент России, обладая реальными и широкими полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.

    При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

    Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

    Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии^ Конституцией РФ и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся: 1)

    ограниченность периода полномочий Президента (четыре года); 2)

    всенародные прямые выборы; 3)

    альтернативный характер выборов; 4)

    недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд; 5)

    возможность отрешения его от должности; 6)

    возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда РФ.

    Функции Президента России. Они связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.

    /. Президент — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 2.

    Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.). 3.

    Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями. 4.

    Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой кандидат в президенты идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства. 5.

    Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

    Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.

    1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их из предложенных Президентом кандидатур. Президент РФ:

    а) назначает Председателя Правительства;

    б) назначает заместителей Председателя Правительства;

    в) назначает министров;

    г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

    д) принимает решения об отставке Правительства;

    е) представляет кандидатуры для назначения на должности судей (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);

    ж) представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ;

    з) представляет кандидатуру Председателя Центрального банка РФ;

    и) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

    к) формирует Администрацию Президента РФ;

    л) назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах, палатах парламента и т. д.;

    м) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

    н) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации. 2.

    Полномочия по отношению к законодательной власти:

    а) назначает выборы Государственной Думы и референдум;

    б) распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией;

    в) вносит законопроекты в Государственную Думу;

    г) подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

    д) обращается с запросами в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании. 3.

    Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях. 4.

    Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. -ми к 5.

    Полномочия по отношению к гражданам:

    а) решает вопросы гражданства; б) предоставляет политическое убежище;

    в) награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

    г) осуществляет помилование.

    6. Правотворческие полномочия. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

    Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

    Выборы Президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуальных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет. ІГ*

    Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательные объединения. Допускается и самовыдвижение. Для поддержки кандидата в этом случае образуется инициативная группа в количестве не менее 500 человек. Субъекты, вьщвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн подписей избирателей.

    Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.

    Прекращение полномочий Президента России. Таковое предусмотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекращения полномочий Президента. 1.

    Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. 2.

    Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в случаях:

    а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;

    б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;

    в) отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного умышленного тяжкого преступления.

    Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции (ст. 93), очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны.

    Смотрите так же:  Сосчитать трудовой стаж

    Оставьте комментарий