Ответственность банков за нарушение законодательства

33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства

В Налоговом кодексе РФ предусматривается ответственность за следующие виды нарушений банком обязанностей по соблюдению законодательства о налогах и сборах:

1) нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, т.е. банк открывает счет налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, или открывает счет налогоплательщику, имея решение налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст 132);

2) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора:

а) нарушение установленного Налоговым кодексом РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (ст. 133, п. 1);

б) совершение банком действия по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа (ст. 133, п. 2);

3) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента, т.е. если банк, имея решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента, исполнит их поручение на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением требования, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед требованием налогового органа об уплате причитающихся сумм налога или сбора (ст. 134);

Штрафы, указанные в ст. 132 — 134 Налогового кодекса РФ, взыскиваются в том же порядке, что и взыскания санкций за налоговые преступления. Пени, указанные в ст. 133 и 135 Налогового кодекса, взыскиваются на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа на основании инкассового поручения в бесспорном порядке.

В Налоговом кодексе РФ предусматривается ответственность банка за нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе [c.267]

БАНКИ (БАНК) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (п. 2 ст. 11 НК). В НК установлены а) обязанности банков по законодательству о налогах и сборах, б) ответственность банков за нарушения обязанностей по законодательству о налогах и сборах. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. Банки выполняют обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов. [c.43]

Санкции за нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, установлены в виде штрафов и пеней (см. Ответственность банков за нарушения обязанностей по законодательству о налогах и сборах). [c.501]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О НАЛОГАХ И СБОРАХ — ответственность банков за невыполнение обязанностей банков по законодательству о налогах и сборах, установленная статьями гл. 18 НК Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение . [c.540]

Ответственность банков за нарушения обязанностей по законодательству о налогах и сборах 540 [c.904]

Особую актуальность эти вопросы приобретают в настоящее время в связи с рассмотрением в Федеральном Собрании Российской Федерации проекта нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В гл. 15 Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг определяется административная ответственность за некоторые виды налоговых правонарушений и нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, налоговые санкции за которые предусмотрены в настоящее время соответствующими статьями гл. 16, 17 НК РФ, а также вырабатывается порядок административного производства по этим делам, административно-юрисдикционная компетенция налоговых органов. [c.239]

Субъект предусмотренного статьей состава правонарушения — банк. Привлечение банка к налоговой ответственности за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора) не исключает возможность привлечения банковских служащих к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах при наличии оснований такого привлечения. [c.329]

Субъективная сторона соответствующего правонарушения характеризуется как умыслом (прямым или косвенным), так и неосторожностью, определяемыми в соответствии с формами вины, наличествующими при нарушении законодательства о налогах и сборах сотрудником (сотрудниками) банка, выступающим Должностным лицом или представителем банка, ответственным за выдачу соответствующих справок. Например, умышленные действия могут проявляться в искусственном увеличении сроков выдачи налоговому органу справки установленной формы, в результате наличия преступного сговора сотрудника банка с клиентом, тем самым давая последнему возможность для принятия мер по сокрытию активов от возможных фискальных взысканий. Неосторожность может выразиться в том, что запрос налогового органа не был своевременно обработан работниками секретариата банка, в силу чего исполнитель, ответственный за выдачу информации, не получил необходимого времени на подготовку соответствующих сведений фискальному органу. [c.332]

Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета. [c.425]

НК РФ установил ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных Кодексом на банки (ст. 86). О важности установления такой ответственности свидетельствует тот факт, что указанные вопросы выделены в отдельную главу Кодекса (гл. 18 Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение ). [c.443]

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Казначейства взаимодействует с Банком России, Министерством РФ по налогам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими. органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы Казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем [c.45]

Взыскания, установленные НК РФ (разд. VI Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение , глава 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение , глава 18 Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение ), являются мерами административной ответственности, которые применяются к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства. Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения. t [c.246]

Налоговым кодексом РФ введено понятие налоговое правонарушение , означающее виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действия или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Кодексом установлена ответственность. Мерой ответственности является налоговая санкция за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса. Так, установлена ответственность за нарушение срока постановки предприятия (организации) на учет в налоговом органе, за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, нарушение срока представления налоговой декларации и иных документов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, нарушение правил составления налоговой декларации, неуплату или неполную уплату сумм налога, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, несоблюдение порядка владения, пользования-и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа. [c.650]

Можно предположить, что установление ответственности банка за подобное нарушение преследовало цель не допустить избежания налогоплательщиком или налоговым агентом неблагоприятных последствий применения к нему такой меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, как приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке. Законодатель не ограничился установлением ответственности банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (см. ст. 134 НК), и в дополнение к ней ввел санкцию за иное нарушение, связанное с соблюдением режима обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. [c.355]

В случае принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о взыскании с банка штрафа, банку, как и налогоплательщику, должно быть направлено требование об уплате им соответствующей суммы, а также копия соответствующего решения. Весьма существенным является то, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов порядка применения к банку ответственности в виде штрафа может послужить основанием для отмены решения о привлечении банка к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. [c.366]

Отказ от добровольной уплаты суммы штрафа либо пропуск срока ее уплаты влечет обращение налогового органа в арбитражный суд с иском о взыскании с банка санкции за нарушение им законодательства о налогах и сборах. При направлении в арбитражный суд искового заявления к нему прилагаются решение о привлечении банка к ответственности в виде штрафа и материалы проверки, на основании которых сделан вывод о совершении банком правонарушения. Налоговый орган вправе ходатайствовать о наложении ареста на имущество банка в порядке обеспечения искового требования о взыскании штрафа. [c.366]

В ст. 9 Налогового кодекса не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но следует признать, что они также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как Налоговым кодексом определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства. [c.54]

Совершение лицом нового нарушения налогового законодательства прерывает течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Новое нарушение законодательства о налогах и сборах не обязательно должно быть именно налоговым правонарушением. Срок давности прерывается совершением любого нарушения налогового законодательства, за которое установлена ответственность. Это может быть, например, ответственность банка за неисполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством (ст. 132—135 НК), административная ответственность, уголовная ответственность. [c.242]

ГТК России в соответствии с возложенными на него задачами вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных пошлин, сборов и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ организует взимание таможенных пошлин, сборов и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, а также иных таможенных платежей организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров проводит налоговые проверки по правильности исчисления и уплате пошлин, сборов и налогов, взимаемых таможенными органами привлекает к различным видами ответственности юридических и физических лиц за нарушение уплаты налогов, сборов и иных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ приостанавливает операции налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных организациях в случае неуплаты или неполной уплаты ими таможенных сборов, пошлин и налогов производит взимание недоимок, а также сумм штрафов по таможенным платежам в соответствии с налоговым и таможенным законодательством принимает решения об изменении сроков уплаты таможенных платежей. [c.17]

Ответственность банков по НК РФ за эти нарушения законодательства установлена Кодексом в виде санкций, выраженных в разных формах и размерах штрафах в твердых денежных суммах (например, нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.) взыскания пени (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки исполнения обязанности от соответствующей суммы) в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др. [c.342]

Ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства

Уважаемые налогоплательщики!Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю информирует, что Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее — Закон N 224-ФЗ) внесены ряд изменений в Налоговый кодекс РФ.
Так, с 1 января 2009 года повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства, предусмотренная статьей 132 НК РФ. А именно:
— Увеличен размер штрафа для банков за нарушение порядка открытия счетов;
— Уточнена и дополнена формулировка нарушения: несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета;
— Увеличен размер штрафа за несообщение в установленный срок банком сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета.

С 1 января 2009 года статья 132 НК РФ применяется в следующей редакции:
Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
1. Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица
влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет,
влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Управление Федеральной налоговой
службы по Забайкальскому краю

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Смотрите так же:  Договор ремонта кондиционера

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Ответственность банков за нарушения налогового законодательства

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ)

В соответствии с п. 1 ст. 132 НК РФ открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Предъявление организациями, индивидуальными предпринимателями свидетельства о постановке на учет в налоговом органе установлено п. 1 ст. 86 НК РФ в качестве обязательного условия при открытии банками счетов этим лицам.

В соответствии с п. 11 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Запрет на открытие счета банком действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения, то есть такое решение налогового органа должно быть непосредственно получено банком.

Нормами п. 4 ст. 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

Таким образом, банк приостанавливает операции по счетам налогоплательщика только при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам. НК РФ не содержит положений о том, что такое решение распространяется на все банки. Основанием приостановления операций по счетам налогоплательщика для банка является именно полученное им решение налогового органа.

В настоящее время используется форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденная Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/[email protected]

В решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направляемом в банк, должны быть указаны полное наименование банка и его банковский идентификационный код (БИК).

При соблюдении налоговым органом этих требований суды, как показывает практика, поддерживают требования налоговиков и привлекают к ответственности кредитные организации, открывающие счета налогоплательщикам при наличии не отмененного налоговым органом решения о приостановлении банковских операций по счету.

Так, например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 09.08.2007 № А65-27257/06 признал правомерным решение налогового органа о привлечении банка к налоговой ответственности, поскольку банк нарушил требования п. 4 ст. 76 НК РФ, предписывающие банкам безусловно исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации, а также требования п. 9 ст. 76 НК РФ, согласно которым банки не вправе открывать данным организациям новые счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам.

ФНС России в Письме от 28.11.2005 № ЧД-6-24/[email protected] обратила внимание, что закрытие банком счета налогоплательщика в порядке, установленном ст. 859 ГК РФ, не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением ст. 76 НК РФ и влечет применение к банку налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 132 и ст. 134 НК РФ.

Письмом Минфина России от 12.12.2005 № 03-02-07/1-336 также даны разъяснения, что закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику является нарушением ст. 76 НК РФ.

Такого же подхода придерживается и судебная практика.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 05.07.2007 № Ф04-4475/2007(35965-А03-23) отказал банку в признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 132 НК РФ, поскольку банк открыл новый счет налогоплательщику при наличии не отмененного налоговым органом решения о приостановлении банковских операций по его счету.

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ)

В соответствии со ст. 134 НК РФ «исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности».

В п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 разъяснено, что при применении ст. 134 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что обязанности банка, за неисполнение которых данная статья устанавливает ответственность, определены в ст. 76 НК РФ.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, а также в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету либо прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу применения налоговыми органами в отношении банков налоговых санкций, предусмотренных ст. 134 НК РФ.

Суды приходят к выводу, что ответственность банка в соответствии со ст. 134 НК РФ наступает лишь в случае перечисления им третьим лицам денежных средств со счетов, операции по которым приостановлены. Если денежные средства с такого счета были перечислены банком самому владельцу счета, то состав правонарушения, предусмотренного ст. 134 НК РФ, не образуется.

Например, выдача денег налогоплательщику по выписанному им чеку при наличии у банка действующего решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика не содержит в себе состава правонарушения, предусмотренного ст. 134 НК РФ, так как в данном случае деньги получены самим налогоплательщиком, а не третьим лицом.

Например, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2007 № Ф04-8022/2007(40244-А27-6) вынесен вердикт по следующему делу.

Налоговый орган решил привлечь банк к ответственности по ст. 134 НК РФ. По его мнению, основанием для этого явился тот факт, что расходная операция (платеж) по чеку налогоплательщика (выдача заработной платы и выплаты социального характера) произведена банком в нарушение п. 1 ст. 76 НК РФ в период действия решений налогового органа о приостановлении операций по его счету.

Банк не согласился с решением налогового органа и обратился в арбитражный суд, который решил следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Очередность списания денежных средств со счета предусматривает п. 1 ст. 855 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

Федеральными законами от 26.03.1998 № 42-ФЗ (ст. 17), от 22.02.1999 № 36-ФЗ (ст. 23), от 31.12.1999 № 227-ФЗ (ст. 35), от 30.12.2001 № 194-ФЗ (ст. 37), от 24.12.2002 № 176-ФЗ (ст. 32), от 23.12.2003 № 186-ФЗ (ст. 31) и от 23.12.2004 № 173-ФЗ (ст. 26) закреплено, что до внесения в соответствии с Решением КС РФ изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК РФ к первой и второй очередности.

Из изложенного следует, что списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, имеющих преимущество в очередности исполнения.

При этом объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 134 НК РФ, включает в себя действия по исполнению поручения налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление денежных средств другому лицу в период действия решений налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика.

Установлено, что инкассовые поручения налоговым органом к счету налогоплательщика предъявлены не были; денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, не перечислялись другому лицу, а получены самим владельцем счета по чеку и предназначались для расчетов по заработной плате и выплатам социального характера своим работникам.

При отсутствии инкассовых распоряжений налогового органа и платежных документов о списании денежных средств, относящихся к 1 и 2 очереди, банк согласно ст. 855 ГК РФ исполнил распоряжение чекодателя произвести платеж и списал денежные средства, предназначенные для расчетов по заработной плате и социальным выплатам, тем самым не допустил нарушения порядка очередности списания денежных средств, поэтому в действиях банка отсутствует состав вменяемого ему налогового правонарушения.

Требование банка о признании недействительным решения налогового органа судом было удовлетворено.

Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2005 № А11-13537/2004-К2-Е-11965 и ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2005 № А05-26079/04-18.

В силу п. 1 и 2 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) требования по обязательным платежам, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Согласно ст. 2 Закона № 127-ФЗ под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

В арбитражной практике также существуют споры по вопросу правомерности привлечения банков к ответственности, предусмотренной ст. 134 НК РФ, в случае, если инкассовые поручения налогового органа о списании со счета налогоплательщика денежных средств были выставлены после введения в отношении него процедуры наблюдения и не содержали сведений о том, что взыскиваемые налоги (сборы) относятся к текущим платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом.

Следует отметить, что арбитражные суды в подобной ситуации поддерживают позицию банков, поскольку проверка правомерности взыскания осуществляется банками по формальным признакам. Поэтому при отсутствии в поручении необходимых данных банк вправе без исполнения вернуть его налоговому органу. При этом вопрос достаточности данных, необходимых для исполнения инкассовых поручений, судом решается относительно каждого конкретного случая.

Налоговый орган установил, что банк необоснованно возвратил без исполнения инкассовые поручения по текущим платежам по налогам и сборам бюджетного учреждения с пометкой «возврат в связи с введением конкурсного производства».

Налоговый орган вынес решение о привлечении банка к налоговой ответственности по ст. 134 НК РФ и по п. 1 ст. 135 НК РФ.

Банк обжаловал решение в арбитражный суд.

Согласно п. 1 и 2 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующий бюджет необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При этом в силу п. 4 указанной статьи инкассовое поручение (распоряжение) подлежит безусловному исполнению в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (то есть в порядке, изложенном в ст. 855 ГК РФ).

Смотрите так же:  Просрочил патент

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Поручение на перечисление (взыскание) налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение таких поручений.

Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

Порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавливаются Законом № 127-ФЗ.

В силу ст. 5 Закона № 127-ФЗ текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В п. 1 ст. 134 Закона № 127-ФЗ установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом № 127-ФЗ.

Пленум ВАС РФ в п. 12 Постановления от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъяснил, что с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, поэтому налоговый орган, выполняя это предписание Закона № 127-ФЗ, а также п. 2 ст. 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).

Налоговый орган вынес решение о привлечении банка к ответственности за возврат его инкассовых поручений. Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2007 № А29-891/2007 решено следующее.

Банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, основанные на доводах о неверном указании налоговым органом в поручении суммы задолженности или периода ее возникновения (п. 12.9 Положения Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»). Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу.

На основании оценки представленных суду документов, и, в частности, возвращенных банком инкассовых поручений налогового органа о списании со счета учреждения денежных средств, было установлено, что спорные инкассовые поручения выставлены налоговым органом после введения в отношении учреждения процедуры наблюдения и не содержали сведений о том, что взыскиваемые налоги (сборы) относятся к текущим платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия в отношении предприятия процедуры конкурсного производства.

Следовательно, банк, не имеющий подтверждения, что взыскиваемые суммы относятся к текущим платежам, правомерно возвратил спорные инкассовые поручения налоговому органу.

Суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении банка к налоговой ответственности.

На правоприменительном уровне возникают также споры по вопросу правомерности привлечения банков к налоговой ответственности по ст. 134 НК РФ, в случае если неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента осуществлено дополнительным (а не основным) офисом банка (например, расположенным в другом субъекте РФ).

В таких случаях суды выясняют, какой документ поступил в дополнительный офис первым — копия соответствующего решения налогового органа, либо же платежный документ налогоплательщика, и в зависимости от этого устанавливают обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины банка.

Например, суд выяснил следующее (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.11.2007 № Ф04-7710/2007(39883-А03-43)).

Налоговым органом проведена проверка центрального отделения банка по вопросу исполнения поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов, соблюдения сроков сообщения об открытии и закрытии счетов клиентов в налоговый орган, выполнения инкассовых поручений и решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

По результатам проверки принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Банк указал на допущенное налоговым органом нарушение положений ст. 100 НК РФ, выразившееся в неоформлении результатов проверки после проведения дополнительных мероприятий и ненаправлении данных материалов в банк.

Налоговым органом было вынесено решение о привлечении банка к ответственности, предусмотренной ст. 134 НК РФ. Банк обратился в суд с заявлением о его отмене.

Суд решил, что п. 3 и 4 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке направляется налоговым органом банку и подлежит безусловному исполнению этим банком. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены такого решения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает правила проведения банковских операций и правила осуществления расчетов в Российской Федерации.

В соответствии с положениями данной статьи Банком России было принято Положение от 05.12.2002 № 205-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение), которое действовало до 1 января 2008 года.

В силу п. 5 Положения дополнительные офисы в балансе кредитной организации (филиала) в порядке, установленном кредитной организацией, открывали счета юридическим и физическим лицам, резидентам и нерезидентам, в рублях и иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии Банка России, принимали документы от клиентов для отражения по счетам. При этом списание средств со счетов клиентов производилось в пределах остатка средств на их счетах с соблюдением очередности платежей. Открытие счетов и совершение банковских операций производилось в соответствии с действующим тогда порядком учета, соблюдением установленных правил внутрибанковского контроля, в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Из Положения следовало, что безналичные денежные расчеты могли осуществляться в том числе и через филиалы кредитных организаций, контроль за правильностью оформления поступившего расчетного и кассового документа осуществлял ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер).

Установлено, что решения налогового органа о приостановлении операций по счетам, указанным в решении налогового органа о привлечении банка к налоговой ответственности, направлялись налоговым органом в центральное отделение банка.

Учитывая, что в офисе центрального отделения расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, по которым приостановлены операции по счетам на основании принятых решений налоговым органом, не осуществлялось, указанные решения переправлялись банком в дополнительные офисы, то есть по месту открытия счетов налогоплательщиков, для исполнения.

Суд выяснил, что списание денежных средств со счетов налогоплательщика в дополнительных офисах банка происходило в период времени прохождения направленных банком в дополнительные офисы решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, который составляет от 2 до 5 дней.

Данное обстоятельство не оспаривается банком, который указывает, что внутренний документ, регламентирующий порядок и сроки прохождения решений о приостановлении операций по счетам от офиса филиала банка до дополнительных офисов, им не разработан.

Исходя из вышеизложенного, за период прохождения принятых налоговым органом решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков работники дополнительных офисов не могли знать о наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а исполнить решения налогового органа, поступившие в дополнительный офис структурного подразделения (филиала) банка позднее платежного документа налогоплательщика, не представляется для банка возможным, поскольку коммерческое кредитное учреждение не вправе самостоятельно устанавливать очередность исполнения платежных документов своих клиентов.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика или иных лиц, за которое НК РФ предусмотрена ответственность.

Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе при отсутствии события налогового правонарушения, а также вины лица в совершении налогового правонарушения.

В определениях КС РФ от 04.07.2002 № 202-О и от 18.06.2004 № 201-О указано, что необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана ст. 106 и 109 НК РФ. Таким образом, отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. В связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств суд, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме они ни проявлялись.

Поскольку налоговый орган не доказал правомерность принятия решения о привлечении банка к ответственности по ст. 134 НК РФ, суд признал его решение недействительным.

Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ)

В соответствии с п. 1 ст. 135 НК РФ неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

В соответствии с п. 1 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 60 НК РФ установлено, что поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Согласно п. 3.1 ст. 60 НК РФ при невозможности исполнения поручения налогового органа в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Банка России, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

Приостановление операций налоговым органом по счетам налогоплательщика не распространяется на операции по перечислению налогов, сборов и иных платежей в бюджет. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 № А42-4189/2005).

В соответствии с п. 2 ст. 135 НК РФ совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.

Согласно положениям ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Положения ст. 135 НК РФ распространяются и на неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении штрафа.

Согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении КС РФ от 06.12.2001 № 257-О, положения п. 1 и 2 ст. 135 НК РФ, устанавливающие ответственность за различные правонарушения, составы которых недостаточно между собой разграничены, являются по существу такими же, как положения, по которым КС РФ ранее было вынесено Постановление КС РФ от 15.07.1999 № 11-П, сохраняющее свою силу, и не могут трактоваться как создающие возможность неоднократного привлечения банков к ответственности за одно и то же нарушение, то есть не могут одновременно применяться судами, что, однако, не исключает возможность их применения в отдельности на основе оценки фактических обстоятельств дела.

Смотрите так же:  Лицензия на продажу алкоголя документы

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ)

Согласно ст. 135.1 НК РФ непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Согласно части 2 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией, в том числе налоговым органам РФ, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

В силу п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы наделены правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

Таким образом, законодателем установлена безусловная обязанность банка представлять по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Указанное соответствует правовой позиции, изложенной КС РФ в Определении от 14.12.2004 № 453-О.

В случае неисполнения такой обязанности в установленный срок привлечение банка к ответственности правомерно (см. постановления ФАС Уральского округа от 20.12.2007 № Ф09-10668/07-С3, ФАС Дальневосточного округа от 12.07.2006, 05.07.2006 № Ф03-А80/06-2/2114, ФАС Московского округа от 17.12.2007 № КА-А40/12710-07, ФАС Поволжского округа от 07.04.2005 № А65-17897/04-СА1-2).

33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства

1) нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, т.е.

а) нарушение установленного Налоговым кодексом РФ сро­ка исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (ст. 133, п. 1);

б) совершение банком действия по созданию ситуации отсутст­вия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса в банке на­ходится инкассовое поручение налогового органа (ст. 133, п. 2);

3) неисполнение банком решения налогового органа о приоста­новлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента, т.е. если банк, имея решение налогового органа о при­остановлении операций по счетам налогоплательщика или на­логового агента, исполнит их поручение на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением требования, имеющего в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации преимущество в очередности исполнения перед требо­ванием налогового органа об уплате причитающихся сумм на­лога или сбора (ст. 134);

4) неисполнение решения о взыскании налога, т.е. неисполнение банком в установленный Налоговым кодексом срок инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика или налогового агента при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пеню (ст. 135).

Штрафы, указанные в ст. 132 — 134 Налогового кодекса РФ, взыскиваются в том же порядке, что и взыскания санкций за налоговые преступления. Пени, указанные в ст. 133 и 135 На­логового кодекса, взыскиваются на основании решения руково­дителя (его заместителя) налогового органа на основании ин­кассового поручения в бесспорном порядке.

Ответственность банков за нарушение законодательства

Дата документа 07.08.2020
Метки Методика

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ

В главе 18 Налогового кодекса Российской Федерации определены виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и установлена ответственность за их совершение. Об этом, а также о наиболее сложных ситуациях, возникающих в связи со спорами о правомерности привлечения банков к налоговой ответственности, читайте в данной статье.

Банки представляют собой особую группу участников налоговых правоотношений. С одной стороны, они несут общую налоговую ответственность, поскольку являются плательщиками налогов, а, с другой стороны, они выступают в качестве финансового посредника между налогоплательщиками и налоговыми органами, обязанного обеспечивать своевременное поступление в бюджет налогов и сборов, в связи с чем, для них предусмотрена специальная ответственность.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) выделена глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение», устанавливающая ответственность банков в следующих случаях:
— нарушение банком порядка открытия счета (статья 132 НК РФ);
— нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа (статья 133 НК РФ);
— неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества (статья 134 НК РФ);
— неисполнение поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа (статья 135 НК РФ);
— непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган (статья 135.1 НК РФ);
— нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (статья 135.2 НК РФ).

Рассмотрим составы нарушений банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, а также практические моменты применения мер ответственности к банкам.

Нарушение банком порядка открытия счета

Согласно пункту 1 статьи 132 «Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику» НК РФ открытие банком счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, открытие счета иностранной организации, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет за собой взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

студент, Сибирского государственного университета путей сообщения,

РФ, г. Новосибирск

ст. преподаватель СГУПСа,

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет подробно рассмотрена ответственность банков за налоговые правонарушения, конкретно проанализированы статьи НК РФ, за которые чаще всего банки несут отвесность.

Ключевые слова: Налоговый кодекс РФ, банк, правонарушение, ответственность банков, налоговый статус, налоговая система, стабильность, кредитная организация.

Данная группа правонарушений включает в себя особо обозначенный круг нарушений налогового законодательства, который совершается банками или кредитными организациями. Частью первой НК РФ отдельная группа налоговых правонарушений, совершаемых банками, выделена в самостоятельную группу и заключена в главе 18 НК РФ.

Курбатов А.Я. в своих работах пишет, что налоговые правонарушения кредитных организаций объединяет не столько единство субъекта этих нарушений, сколько направление этих правонарушений [1; C. 452].

Правонарушения данной группы направлены против порядка функционирования налоговой системы. Как правило, основной ролью банков с точки зрения экономики, да и в целом, банковской системы, в национальном и мировом хозяйстве считается выполнение функций финансового посредничества между участниками экономичного оборота. Вместе с этим, указанные хозяйствующие субъекты, как организации, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели выступают в качестве налогоплательщиков.

Характерная особенность налогового статуса банков и их положения в системе национального хозяйства, определяются, в том, что в банки своими действиями отвечают за расчетные операции и взаимоотношение всех хозяйствующих субъектов, т.е. налогоплательщиков.

Исходя из этого, точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в процессе осуществления банковской деятельности, а именно соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов в бюджет, имеют колоссальное значение для эффективности функционирования налоговой системы России.

В противном случае массовое совершение банками подобных противоправных деяний, налоговый орган страны потеряют контроль над экономическими правоотношениями в стране, расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками. И результатом станет то, что банк больше не сможет выполнять свои функции.

На сегодняшний день НК РФ предусмотрено пять противоправных деяний банков, которые в свою очередь ведут к нарушению нормального функционирования налоговой системы страны.

Загороднев Ю.А. в своих работах относит следующие нарушения законодательства о налогах и сборах [2; C. 109].

1. банк нарушил установленный порядок открытия счета для налогоплательщика;

2. банк нарушил срок исполнения поручения о переводе налога;

3. банк не решил вопрос о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

4. банк не исполнил решения о взыскании налогов;

5. банк не предоставил в налоговый орган сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

На примере ст. 132 НК РФ — нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, можно рассмотреть юридический состав налоговых правонарушений, а именно вид нарушения банками обязанностей, которые предусмотрены налоговым законодательством. При классификации деяния банка по открытию счета организации или ИП без предоставления ими свидетельства о постановке на учет в налоговый орган требует установить, являются ли эти лица теми субъектами, у которых должно быть данное свидетельство. Факультативным признаком объективной стороны иного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 132 НК РФ, является наличие у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам лица. Подобное решение налоговый орган выносит в отношении налогоплательщика для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Решение также выносится в отношении субъекта, в случае если он не предоставил налоговую декларацию в течение двух недель. Приостановление операций по счетам данных лиц в банке ведет к прекращению банком всех расходных операций по данному счету. Основанием для отмены налоговым органом своего решения о приостановлении операций по счетам является, исключительно, представление документации, которая подтверждает выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога [3; C. 235].

Приостановление операций по счетам в одном банке в отношении налогоплательщика, налогового агента не препятствует открытию счета этим же лицом в другом банке. Банк, который открывает счет такому лицу, не должен быть привлечен к налоговой ответственности согласно п.1 ст. 132 НК РФ, т.к. к моменту открытия счета у «лица» отсутствует решение налогового органа о приостановлении операций по счету. Объективной стороной состава правонарушения, является никак иначе бездействие банка после открытия или закрытия счета организацией, т.е. невыполнение своей обязанности сообщить налоговому органу сведения об этих обстоятельствах в течение пяти дней со дня их возникновения.

Ст. 133 НК РФ «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора», также непосредственно, относится к данной теме. Объективной стороной состава правонарушения является бездействие банка, который не выполняет свои обязанности в установленный срок. Срок установлен п.2 ст. 60 НК РФ, в котором говорится, что поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога должно быть исполнено банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения [4; C. 49]. Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты по причине исполнения платежных документов, относящихся к более ранней очередности, установленной гражданским законодательством, не может рассматриваться как противоправное деяние. В этом случае, состав правонарушения будет считаться оконченным с истечением операционного дня, следующего за днем получения банком поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель четко проанализировал всевозможные случаи правонарушений банков, с чем активно борется и старается повысить уровень стабильности и качества работы банков. Ответственность банков, никак иначе предусмотрена НК РФ, в которым отражены наиболее распространенные случаи нарушения законодательства.

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 31. 07. 1998 № 146 (ред. от 03.09.2018) // Российская газета. — 2012. — 24 июня. Ст. 9.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 (ред. от 01.09.2018) // Российская газета. — 1994. — 25 апреля. Ст. 872.
  3. Загороднев, Ю.А., Особенности финансовой ответственности кредитных организаций за нарушения в банковской деятельности; журнал «Известия Саратовского университета»/ Ю.А. Загороднев, 2015. — № 347. — С. 109-111.
  4. Курбатов А.Я., Банковское право России: учебник для бакалавриата и магистратуры/ А. Я. Курбатов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 565 с.
  5. Лаврушина О.И., Банковское дело: учебник/ О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. — 12-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. 800 с.
  6. Рыбакова С.В., Финансовая правосубъектность кредитных организаций; «Журнал российского права»/ С.В. Рыбакова , 2017. — № 9. — С. 47-52.

Оставьте комментарий