Оснабрюкский мирный договор текст

Оснабрюкский мирный договор текст

Вестфальский мир 1648, завершил Тридцатилетнюю войну 1618—1648. Заключён 24 октября в Мюнстере между императором «Священной Римской империи» и его союзниками, с одной стороны, и Швецией, Францией и их союзниками — с другой. Явился результатом переговоров, начавшихся ещё в июне 1645 в двух городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке, и объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры. В Мюнстере вели переговоры представители «Священной Римской империи», Франции и др. католических государств, а в Оснабрюке — представители «Священной Римской империи», Швеции и протестантских нем. князей. Проведение конгресса в двух городах отразило религиозную распрю между протестантами и католиками. Лишь незадолго до подписания мира все участники конференции собрались в Мюнстере. Условия В. м. касались тер. изменений в Европе, религиозных отношений и политич. устройства империи. Швеция, претендовавшая на нем. побережье Балтийского и Северного морей, приобрела всю Зап. и часть Вост. Померании с гг. Штеттин и Висмар, архиепископство Бремен и часть епископства Верден, устье Везера, о-ва Рюген и Волин. Под её контроль попали важнейшие гавани Балтийского и Северного морей. Став владельцем герм, княжеств, Швеция была формально принята в состав империи, получила право посылать своих депутатов на имперские сеймы и могла вмешиваться во внутр. дела империи. Франция получила прежнее владение австрийских Габсбургов — Эльзас (без г. Страсбург) и закрепила свои права на ранее приобретённые (в 1552) земли Лотарингии — епископства Мец, Туль и часть епископства Верден. В значит, степени была перекроена карта герм, княжеств. Союзники Франции и Швеции — княжества Бранденбург, Мекленбург, Брауншвейг, Гессен расширили свои тер. за счёт земель епископств и монастырей. Было образовано новое в империи Пфальцское курфюршество на Рейне во главе с герцогом Баварии. В результате тер. изменений империя Габсбургов потеряла ок. 100 тыс. км2. В. м. подтвердил Аугсбургский религиозный мир 1555 и уравнял в правах протестантов и католиков. Была узаконена секуляризация (обращение в гос. собственность) церковных земель, проведённая до 1 янв. 1624. Нем. князья получили фактическую независимость от императора, могли вести самостоятельную внутр. и внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир, подписывать различные дипломатич. соглашения (кроме внешних союзов, направленных против империи). Швейцария и Голландская Республика вышли из состава империи и получили независимость. Гл. результатом В. м. было закрепление политич. раздробленности Германии и дальнейшее ослабление империи Габсбургов. Попытки Габсбургов искоренить реформацию и создать под своей эгидой единую католич. империю потерпели крах. В. м. способствовал усилению Швеции и Франции, а вместе с тем — подъёму антифеодальных движений в европейских странах.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Вестфальский мирный договор 1648 года — заключён 24. X на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке; закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов — большой общеевропейский конфликт, вызванный борьбой между католиками и протестантами, между чехами и немцами, между императором Германии и немецкими князьями. Война велась на территории Германии с необычайным ожесточением и привела к опустошению страны. Ещё в 1637 году стороны, утомлённые почти безрезультатной войной, поставили вопрос о мире. Но из этих попыток ничего не вышло, и переговоры начались только в июне 1645 года. Они шли в обстановке непрекращающихся военных действий, которыми стороны хотели подкрепить свои требования, и таких событий, как английская революция и волнения во Франции при Людовике XIV, закончившиеся движением Фронды. Всё это колебало соотношение сил, изменяло претензии держав и решения конгрессов. Немецкие князья были лишены национального сознания и в борьбе против императора жаждали иностранного вмешательства. Французские требования, несмотря на внутренние затруднения страны, поддерживались блестящими победами знаменитых полководцев — Тюренна и Конде.

Несмотря на союз, существовавший между Францией и Швецией с самого начала войны, у этих держав были разногласия. Франция поддерживала немецких князей, в том числе и протестантских, поскольку они выступали против императора, но особенно старалась привлечь на свою сторону князей-католиков, в частности самого крупного из них, государя католической Баварии. Напротив, Швеция, заинтересованная в захвате южного побережья Балтийского моря, т. е. северной Германии, где господствовал протестантизм, поддерживала только протестантов и в ряде случаев выступала против Франции. Этим объясняется само территориальное размежевание переговоров. Франция вела переговоры вместе с католическими князьями Германии в Мюнстере, Швеция с протестантскими — в Оснабрюке. Представители императора заседали в Мюнстере, но в случае надобности ездили в Оснабрюк.

Представители держав съезжались очень медленно. Первыми (в 1643) появились венецианский посол Контарини, папский нунций Киджи (впоследствии папа Александр VII) и послы германского императора — граф Людвиг Нассау и доктор Фольмар. Главный представитель императора граф Траутмансдорф явился только в ноябре 1645 года. Кроме упомянутых выше крупную роль в конгрессах играли французские представители граф д Аво, Абель Сервьен и впоследствии герцог Лонгвилль. Испанию представлял испанский гранд дон Гаспар Бракамонте; Швецию — Иоганн Оксеншерна, сын знаменитого канцлера Оксеншерна, фактического руководителя внешней политики Швеции после смерти Густава Адольфа; вторым шведским представителем был Адлер Сальвиус.

Послы много спорили по формальным вопросам, напр.: можно ли величать представителей курфюрстов их превосходительствами. Важнее был спор, вызванный протестом германского императора, желавшего представлять «всю империю», против самостоятельности «чинов», т. е. в первую очередь князей. Франция и Швеция заявили, что они не приступят к переговорам раньше, чем не появятся представители князей. После победы шведского полководца Торстенсона над императорскими войсками император Фердинанд III уступил в этом вопросе. Не меньшее значение имели разногласия среди послов, часто даже одного и того же государства. Едва ли не самым крупным дипломатом оказался представитель императора, граф Траутмансдорф. Он понимал необходимость для императора мира во что бы то ни стало и сумел извлечь из крайне неблагоприятной обстановки все доступные при данных условиях выгоды для габсбургского дома.

24. X 1648 были подписаны оба договора — в Оснабрюке и Мюнстере. Они оказали огромное влияние на международные отношения в Европе вплоть до французской буржуазной революции. Их постановления касаются трёх основных вопросов: 1) территориальных изменений в Европе, явившихся результатом Тридцатилетней войны ; 2) вероисповедных отношений в империи; 3) политического устройства империи.

Шведские притязания, бывшие долгое время камнем преткновения на конгрессах, были удовлетворены почти полностью. Швеция получила всю западную и часть восточной Померании с городами Штеттин, Дамм, Гольнау и о-ва Рюген и Волин (устье Одера), а кроме этого, г. Висмар (Мекленбург) с его гаванью и епископства Бременское и Верденское (устье Везера) с превращением их в светские княжества и с оговоркой, что старые ганзейские города Висмар, Бремен, Штральзунд, Верден и др. сохраняют свои вольные обычаи. В качестве суверена этих владений Швеция вступила в состав империи и получила три голоса в рейхстаге. Основная цель Швеции, таким образом, была достигнута: важнейшие гавани на побережье не только Балтийского, но и Северного морей оказались в её руках. Сверх того Швеция получила 5 млн. талеров вознаграждения за военные издержки. Так как территориальные уступки в пользу Швеции были сделаны за счёт Бранденбурга и Мекленбурга, последних компенсировали духовными княжествами. Бранденбург получил епископства Гальдберштадт, Камин и Минден и право на присоединение архиепископства Магдебург, после смерти архиепископа. Мекленбург был вознаграждён епископством Шверин и Ратцебург и другими церковными территориями. Франция окончательно присоединила к себе три лотарингских епископства (Мец, Туль и Верден) и получила весь Эльзас (без г. Страсбурга). Бавария сохранила Верхний Пфальц и связанное с ним курфюршество, но Рейнский Пфальц был сохранён за сыном и преемником пфальцграфа рейнского Фридриха V, Карлом Людвигом, которому были даны права восьмого курфюрста империи. Были признаны самостоятельными и вышли из состава империи Швейцария и Республика соединённых провинций (Голландия).

В вероисповедном отношении Вестфальский мирный договор подтвердил постановления Аугсбургского религиозного мира 1555 года, согласно которому религия государя определяла религию его подданных («чья страна, того и вера»), и признал, что споры между протестантами и католиками по вопросу о владениях решаются положением этих владений на 1624 год.

Что касается внутреннего устройства империи, то за князьями было признано право суверенитета: они могли отныне заключать договоры между собой и с иностранными державами с оговоркой, что эти договоры не будут заключаться в ущерб империи. В действительности эта оговорка не имела значения. Империя фактически перестала существовать.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Далее читайте:

Публикация:

Instrumenta pacis Westphalicae. Die westfalischen Friedensvertrage 1648. Bern, 1949.

Литература:

Поршнев Б. Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970;

Шинделарж Б. Вестфальский мирный конгресс 1643 —1648 гг. и чешский вопрос.— В кн.: Средние века. Вып. 28—29. М., 1965—66.

Вестфальский мир

Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

    В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

    Итоги Вестфальского мира.

    Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

    Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

    Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

    Религиозные вопросы.

    Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

    Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

    Территориальные договоренности.

    Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.
    • Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

      Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

      Всеобщая амнистия.

      В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

      Соглашения о конституции Священной Римской империи.

      Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

      Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

      Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

      С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

      Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

      Значение Вестфальского мира в истории международного права.

      Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

      Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

      Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

      К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

      Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

      Оснабрюкский мирный договор

      Утрехтский мир расширил и адаптировал условия Вестфальского мира на расширяющееся европейское сообщество. Система международных отношений вступает в сферу стабильного развития. Была ликвидирована асинхронность в развитии основных компонентов системы. Происходит дальнейшее расширение сферы действия системности. Роль кризиса “старого порядка” в судьбах Вестфальской системности. Роль кризиса “Старого порядка” в судьбах Вестфальской системности. Влияние проблем колониальной экспансии на расшатывание стабильности Вестфальской системы. Зарождение кризисных тенденций в ее организме. Роль Семилетней войны (1756-1763 гг.) в эволюции Вестфальской системы. Переход от стабильности к кризису. Изменения в балансе сил после Семилетней войны: влияние на системный механизм. Война за независимость в английских колониях в Северной Америке и углубление кризисных тенденций в существовавшей тогда системе международных отношений. Подводятся общие итоги развития этой модели системы международных отношений, дается оценка ее роли и исторического места в общем контексте развития системности в международных отношениях. (“Становление и развитие системности в международных отношениях”профессор А.С.Маныкин )

      Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие — не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом — собственная выгода. Главный критерий — сила.

      Вестфальский мирный договор

      Вестфальский мирный договор включает два мирных договора: Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками — с другой) и Мюнстерский (между императором Священной Римской империи и Францией с их союзниками). Подписан 24 октября 1648г. в Мюнстере. Подвел итоги Тридцатилетней войны, определил государственное, правовое и конфессиональное устройство Священной Римской империи германской нации на последующие полтора столетия.

      Оснабрюкский мирный договор

      I. Да будет христианский всеобщий и вечный мир и истинная и искренняя дружба между Священным Императорским Величеством, Австрийским домом и всеми его союзниками и сторонниками, их наследниками и преемниками и католическим королем [Испании), курфюрстами и другими сословиями империи, с одной стороны, и Священным Королевским Величеством и королевством Шведским, всеми его союзниками и сторонниками, их наследниками и, прежде всего, христианнейшим королем [Франции], и соответственными курфюрстами и сословиями империи, с другой стороны. Да сохранится эта дружба [. ] и восстановятся прочные добрососедские отношения всех частей и всей Римской империи с королевством Швеции и взаимно — королевства Швеции с Римской империей, чтобы снова возродились и процветали науки, мир и дружба.

      [. ] III. § I. Согласно провозглашенной выше всеобщей амнистии, всем без исключения курфюрстам, князьям и сословиям Священной Римской империи, имперским рыцарям, а также их вассалам, подданным, горожанам и крестьянам, всем, кому смута и временные союзы в Богемии и Германии нанесли какой бы то ни было вред, возвращаются а полном объеме их прежние права владения территориями, имуществом, ленными поместьями и аллодиальными землями. Восстанавливаются также их духовные или светские звания, свободы, права и привилегии, которыми они пользовались ранее в соответствии с законом. Таким образом, все временные противоправные изменения объявляются недействительными.

      [. ] IV. § 3. Титул курфюрста Баварии со всеми без исключения принадлежащими ему регалиями, службами, привилегиями, гербами и полномочиями, принадлежавший ранее курфюрсту Пфальцскому, возвращается герцогу Максимилиану Баварскому, наследникам его по мужской линии и всем потомкам по вильгельмовской линии. Им принадлежит также весь Верхний Пфальц [. ].

      [. ] IV. § 5. Ради поддержания общественного спокойствия и на основании данного Договора император и империя жалуют дому Пфальца титул восьмого курфюрста и предоставляют его Карлу Людвигу пфальцграфу Рейнскому, его мужским наследникам и потомкам по линии Рудольфа, согласно тому порядку наследования, который был установлен в Золотой Булле. Однако за пределами пожалованных привилегий никто из них не вправе претендовать на весь комплекс власти курфюрста, который принадлежит вильгельмовской линии.

      [. ] IV. § 9. Если же в дальнейшем пфальцская линия будет продолжена, а вильгельмовская линия прекратит свое существование за неимением наследников мужского пола, то не только Верхний Пфальц, но и титул курфюрстов перейдет от герцогов Баварских в полное владение пфальцграфов. В этом случае титул восьмого курфюрста будет упразднен.

      [. ] § 46. Все противоправно заключенные договоры, меновые сделки, соглашения, обязательства и долговые расписки, навязанные сословиям и подданным путем угроз или принуждения, объявляются недействительными, равно как и скупленные или уступленные требования (цессии). Строжайшим образом запрещается возбуждать по этим делам какие-либо судебные тяжбы или иски. В случае, если долговые обязательства были получены кредиторами путем угроз или принуждения, все они подлежат возврату должникам с отменой соответствующих претензий [. ].

      В связи с тем, что основной причиной и поводом к этой войне стали разногласия и взаимные обвинения имперских курфюрстов, князей и сословий обеих религий, было решено и согласовано следующее.

      V. § 1. Заключенный в 1552 г. в Пассау, а затем в 1555 г. договор о религиозном мире, в том виде, как он был утвержден в 1566 г. в Аугсбурге и впоследствии зафиксирован в различных законах империи, с единодушного одобрения императора, курфюрстов, князей и сословий обеих религий считается действительным во всех его статьях. Он подлежит добросовестному и безусловному исполнению. Содержащиеся в нем совместно принятые положения, касающиеся отдельных спорных статей, считаются неизменной нормативной основой данного мирного договора до тех пор, пока с Божьей помощью не будут урегулированы религиозные разногласия. Любые возражения или протесты, выдвигаемые в этой связи духовенством или мирянами как внутри империи, так и за ее пределами, не принимаются и согласно существующему Договору считаются недействительными. В остальном же между всеми без исключения курфюрстами, князьями и сословиями обеих религий должно царить полное взаимное равенство, поскольку это отвечает интересам общественного блага, законам империи и настоящему Договору. Таким образом, обеим религиям предоставляются равные права, причем — ибо иначе и быть не может — любые насильственные или оскорбительные действия воспрещаются на вечные времена.

      V. § 2. Датой, начиная с которой подлежат восстановлению все церковные отношения и связанные с ними изменения в мирских делах, считается 1 января 1624 г. По состоянию на эту дату полностью и безоговорочно восстанавливаются в правах курфюрсты, князья и сословия обеих религий, включая свободных имперских рыцарей и имперские города и деревни, причем все опубликованные или вынесенные после этой даты до настоящего времени приговоры, решения, соглашения и иные договоры, как исполненные, так и подлежащие исполнению, отменяются, и все приводится в соответствие с состоянием на указанную выше дату.

      V. § 3. По состоянию на эту дату города Аугсбург, Динкельсбюль, Биберах и Равенсбург сохраняют свое имущество, права и религиозные занятия. Приверженцы обеих религий должны быть представлены в Совете и других общественных институтах на основе равноправия и количественного паритета.

      [. ] V. § 14. Имперские духовные владения, будь то архиепископства, епископства, прелатуры, аббатства, пастораты, монастыри и иные, остаются все без исключения, вместе с их доходами, податями и иными поступлениями от городов и деревень, в собственности тех имперских сословий католического или аугсбургского вероисповедания, которые ими владели по состоянию на 1 января 1624 г. Это состояние сохраняется вплоть до наступления полного религиозного равенства. Ни одна из сторон не вправе посягать на собственность другой стороны ни в судебном порядке, ни иным образом, равно как и чинить друг другу препятствия или создавать трудности в осуществлении их прав. Если же — упаси Господь — стороны не достигнут мирного разрешения религиозных разногласий, этот Договор надобно считать бессрочным и подлежащим всемерной защите.

      V. § 15. Если же впоследствии какой-либо католический архиепископ, епископ, прелат или лицо, удостоенное этого сана, или кто-либо из последователей аугсбургской конфессии, один ли, или вместе с другими членами общины, или со всей общиной, равно как и любой другой верующий, примут решение поменять свою веру, они немедленно утрачивают свои права, сохраняя при этом свою честь и доброе имя. Они обязаны сей же час и безоговорочно отказаться от своих владений и доходов. Соответствующей общине или тем, кому это надлежит по закону, не остается ничего иного, как в соответствии с Договором избрать на данный пост или церковную должность другое лицо из числа своих единоверцев. При этом у вышедшего из церковной общины архиепископа, епископа, прелата и др. остаются полученные или неизрасходованные до сего времени поступления и доходы. Если же принадлежащие к обеим конфессиям имперские духовные сословия после 1 января 1624 г. утратили свои владения, архиепископства, епископства и другие, не важно по приговору суда либо внесудебным путем, или если им угрожает утрата таковых, то, согласно данному Договору, они немедленно восстанавливают свои права, как в духовных, так и светских делах, а все произошедшие с тех пор изменения в их статусе считаются аннулированными. Это значит, что все имперские духовные владения, которые на 1 января 1624 г. находились во владении католических прелатов, вновь поступают в распоряжение католической церкви, в то время как последователи аугсбургской конфессии и далее распоряжаются лишь той собственностью, которой они владели на эту дату. Полученные за этот период доходы, а также все убытки или ущерб возврату или возмещению не подлежат.

      V. § 16. Во всех архиепископствах, епископствах и других духовных имперских владениях сохраняется право выбора или назначения владетеля согласно их обычаям и древним регламентам и уставам, если последние отвечают основополагающим принципам империи, заключенному в Пассау Договору, Договору о религиозном мире [в Аугсбурге] и, прежде всего, соответствуют данному Договору, а также если архиепископства и епископства, остающиеся за последователями аугсбургской конфессии, не содержат ничего, что противоречило бы этой конфессии. Равным образом, в тех епископствах и церквах, где католики и представители аугсбургской конфессии отныне пользуются одинаковыми правами, не разрешается вносить в древние регламенты никаких нововведений, которые могли бы умалить их права или оскорбить религиозные чувства приверженцев католического или аугсбургского исповедания.

      (. ) V. § 21. Все избранные или назначенные архиепископы, епископы или прелаты аугсбургского вероисповедания, которые в течение года подтвердят свое избрание или назначение и принесут принятую при возведении в сан присягу, волею Его Императорского Величества будут пожалованы их ленными поместьями. При этом они заплатят в половину меньший обычной ленной таксы взнос [. ].

      V. § 22. Духовные князья аугсбургской конфессии, вне зависимости от сословия и сана, в дальнейшем носят титул избранного или назначенного архиепископа, епископа, аббата или старшего пастора. Их места [на общих собраниях всех трех курий рейхстага] располагаются на поперечной скамье в центре, между представителями духовных и светских сословий.

      (. ) V. § 25. Все принадлежащие имперским сословиям монастыри, приюты, ордена, общины, церкви, школы, богадельни, больницы или иные духовные учреждения со всеми их доходами и правами остаются во владении тех курфюрстов, князей и сословий аугсбургской конфессии, которые ими владели на 1 января 1624 г., независимо от того, принадлежали ли они им все время или теперь возвращены им, или в соответствии с данным Договором им еще предстоит вернуть себе права на эту собственность. Этот порядок устанавливается до тех пор, пока обе стороны не преодолеют религиозный раскол на основе добровольного мирового соглашения. Никакие возражения в данном вопросе недопустимы [. ]. Все вышеназванные владения, собственность или ценности, отнятые или отторгнутые после этого срока у представителей сословий аугсбургской конфессии в судебном порядке или иным образом, подлежат безотлагательному и безусловному возвращению, равно как и все, полученные с них доходы и приращения, где бы таковые ни находились, включая изъятые архивные ценности. Под угрозой судебного преследования и применения силы строжайше запрещается чинить в будущем какие-либо препятствия восстановлению этих утраченных и вновь обретаемых владений, вплоть до окончательного преодоления последствий религиозного раскола.

      V. § 26. Точно так же католики должны впредь безраздельно владеть всеми монастырями, духовными учреждениями и корпорациями, которые действительно принадлежали им на 1 января 1624 г., даже если такие владения расположены на территории или под юрисдикцией сословий аугсбургской конфессии. Однако они не могут быть преобразованы в учреждения других духовных орденов, помимо тех, для коих были предназначены первоначально. Исключения допустимы только в тех случаях, если данные ордена более не существуют. Тогда глава католического духовенства волен основать там новый духовный орден из числа тех, которые существовали в Германии до раскола церкви. Однако представителям обоих вероисповеданий, совместно проживавшим ранее в монастырях, приютах, церквях и больницах, и далее надлежит жить также, а именно в той же численности, как это было к означенному сроку. Ни одна, ни другая сторона не должны также чинить друг другу препятствия в отправлении религиозных обрядов, какие были приняты повсеместно к упомянутому сроку [. ].

      [. ] V. § 28. Рыцарские корпорации и каждый имперский рыцарь в отдельности, со всеми своими подданными, ленными или аллодированными землями, [. ] в соответствии с нормами религиозного мира и настоящего Договора пользуются теми же религиозными правами и привилегиями, что и вышеназванные курфюрсты, князья и сословия. Любое ущемление или посягательство на эти права недопустимо. Если же такое случилось, то они немедленно должны быть полностью восстановлены.

      V. § 29. Свободные имперские города, статус имперского сословия которых вообще не подлежит никакому сомнению, причем не только в силу религиозного мира и его современной редакции, но и по другим причинам, пользуются в решении вопросов вероисповедания подданных в пределах своих суверенных территорий, как внутри городских стен, так и в предместьях, теми же правами, что и другие имперские сословия более высокого статуса. Это касается и тех имперских городов, в которых в 1624 г. было только одно вероисповедание [. ].

      V. § 30. Графы, бароны, дворяне, вассалы, города, церкви, монастыри, приходы, общины и подданные, принадлежащие к духовным или светским имперским сословиям, имеют право покинуть свои территории, если исповедуемая ими религия не совпадает с религией суверенного монарха, так как согласно традиционной и общепринятой в империи практике правом на выбор конфессии обладают только имперские сословия, пользующиеся государственным суверенитетом, что закреплено за ними и религиозным миром. Кроме того, для обеспечения большего согласия между сословиями принято решение, что никто не имеет права ни обращать чужих подданных в свою веру, ни брать их в этой связи под особую защиту или предоставлять им какие-либо преимущества. По единодушному решению представители сословий обеих религий обязаны и далее придерживаться этих норм, чтобы ни один подданный империи не был ущемлен в своем праве свободного выбора вероисповедания на территории суверенной земли.

      V. § 31. В такой же степени и земельное дворянство, крестьяне и все прочие подданные католических сословий, которые к 1624 г. публично или в частном порядке придерживались аугсбургского вероисповедания, — будь то в силу определенного договора или привилегии, традиции или обычного права, — вольны и далее придерживаться своей веры. Это касается и их прав на представительство в консисториях, церковных школах и духовных учреждениях, прав патроната [состав священнослужителей, пасторов] и прочих подобных привилегий. Они вправе и далее распоряжаться всеми, находящимися в их владении на упомянутый период времени церквями, монастырями, приютами и больницами, их собственностью, доходами и поступлениями.

      [. ] V. § 33. Договоры, соглашения, контракты и конвенции, заключенные имперскими сословиями с земельными сословиями и другими подданными в отношении введения, разрешения или сохранения того или иного религиозного культа, пересмотру не подлежат и остаются в силе, если они не противоречат законодательным нормам 1624 г. Расторжение таких соглашений допустимо только по взаимной договоренности обеих сторон. Все судебные решения, подписки, договоры и соглашения, вступающие в противоречие с правовыми нормами, сложившимися к 1624г., считаются недействительными и аннулируются.

      (. ) V. § 36. Если подданный, который в 1624г. не исповедовал религию ни публично, ни в частной жизни, или изменивший свою веру после утверждения данного Договора, принял решение покинуть страну по собственному желанию или по воле своего сюзерена, то он вправе сделать это, сохранив или продав принадлежащую ему собственность. Он может также поручить управление оставшейся собственностью своему поверенному и без предъявления каких-либо въездных грамот свободно возвращаться назад по мере необходимости для надзора за своей собственностью, улаживания судебных дел или взыскания долгов.

      [. ] V. § 48. Применение епархиального права и общей духовной юрисдикции во всех ее сферах по отношению к сословиям аугсбургского вероисповедания, включая свободных имперских рыцарей и их подданных, а также во внутренних отношениях между представителями аугсбургской конфессии приостанавливается вплоть до христианского примирения и преодоления религиозного раскола. Епархиальное право и духовная юрисдикция отныне ограничиваются каждой отдельной территорией.

      Однако при сборе налогов, процентов, десятин и иных податей католики и далее могут применять духовную судебную власть в тех имперских территориях, населяемых представителями аугсбургской конфессии, которые бесспорно принадлежали им и были под их юрисдикцией к 1624г., но при условии обязательного ограничения указанных прав. Наказание в виде отлучения от церкви может быть применено только после третьего сообщения о правонарушении.

      (. j V. § 51. В очередных заседаниях имперских депутаций и в рейхстаге сословия обеих религий [должны быть] представлены на паритетных началах. Следующий рейхстаг решает вопрос о назначении » него определенных лиц или имперских сословий. На заседаниях депутаций и в общей текущей работе рейхстага обе религии представлены одинаковым числом имперских представителей, независимо от того, какой или какими из трех имперских коллегий, по какому поводу или с какой целью они были туда делегированы. Если государственные дела обсуждаются в чрезвычайных комиссиях [депутациях], то в тех случаях, когда дело касается сословий аугсбургской конфессии, к обсуждению привлекаются только представители данной религии, и наоборот — вопросы, затрагивающие только католические сословия, обсуждаются исключительно католическими депутатами. Если же в деле заинтересованы сословия обеих конфессий, то их представительство определяется на основе паритета. Кроме того, установлено, что хотя члены этих комиссий и имеют право выступать с докладами и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, они не правомочны принимать окончательное решение.

      V. § 52. По конфессиональным вопросам и всем другим [имперским] делам, при обсуждении которых сословия не могут рассматри ваться как единое целое, а также в тех случаях, когда представители католических кругов и аугсбургской конфессии участвуют в раздельных заседаниях, решение принимается только на основе мирового соглашения, без учета большинства голосов. В налоговых делах вопрос о большинстве голосов переносится на следующее заседание рейхстага, так как на нынешнем [мирном] конгрессе он не может быть разрешен.

      V. § 53. Участники его договорились также, что из-за вызванных войной изменений, а также по ряду других причин рассмотрение вопроса о новом месте пребывания Имперской судебной палаты, более благоприятном для всех имперских сословий, и обсуждение всех других вопросов, связанных с ее деятельностью, переносится на следующее заседание рейхстага. Предполагается, однако, что в будущем замещение должностей судей палаты, ее президента, асессоров и всех других судебных чиновников будет осуществляться на паритетных началах с учетом их вероисповедания. При этом будут продолжены консультации по реформированию имперской системы правосудия, проводившиеся уже на заседаниях депутатов рейхстага во Франкфурте, и устранены выявленные в ходе обсуждения возможные несовершенства. Но для того, чтобы уже сейчас приступить ко всему комплексу этих вопросов, было принято [принципиальное] решение, что общее число асессоров судебной палаты должно быть увеличено до 50 человек, а судей палаты и четырех президентов, двое из которых принадлежали бы к аугсбургской конфессии, будет назначать непосредственно Его Императорское Величество. Причем, католические сословия будут представлены 26 асессорами, включая двух, назначение которых также является прерогативой императора, а сословия аугсбургской конфессии — 24 асессорами. При этом те имперские округа, где сосуществуют обе конфессии, в будущем имеют право представлять и избирать не только двух католиков, но и по два представителя аугсбургского вероисповедания. Все остальные, касающиеся судебной палаты вопросы, как было сказано выше, переносятся на следующее заседание рейхстага.

      [. ] VII. § 1. По единодушному решению императора и империи все права и полномочия, предусмотренные как законодательными нормами, так и религиозным миром и настоящим мирным Договором, а также документами, регулирующими религиозные отношения между представителями католических сословий и приверженцами аугсбургской конфессии, включая их подданных, признаются также за всеми, кого называют реформатами. При этом, однако, всегда надлежит учитывать те договоры, привилегии, расписки и иные нормативные акты, которые установили между собой и своими подданными так называемые протестантские сословия и соблюдение которых как в религиозном плане, так и во всем, что связано с вероисповеданием сословий и подданных, до сих пор имело место. В то же время при этом не может нарушаться свобода совести каждой отдельной личности. Учитывая, что религиозные споры между вышеупомянутыми протестантами до сих пор не улажены, что их урегулирование откладывается на будущее, а также в связи с тем, что протестанты разделились на две партии, то по согласию обеих сторон решено следующее. Тем князьям, монархам или патронам церкви, которые примут решение в будущем перейти в другую веру, согласно ли настоящему мирному Договору или в соответствии с приобретаемым титулом при получении или возвращении к себе в наследственное владение княжества или земли, где до сего времени официально исповедовалась иная религия, разрешается иметь в своей резиденции личного придворного проповедника своей конфессии. При условии, что при этом не возникнет никаких притеснений подданных или жалоб с их стороны. И напротив, им не дозволяется изменять общепринятую религию, церковные уставы или регламенты, которые были здесь приняты до сих пор, или отнимать церкви, школы, больницы с их доходами, рентами и стипендиями у прежних владельцев и передавать их приверженцам своей конфессии. Им также запрещается пользоваться своей монаршей, епископской властью или властью патрона церкви для навязывания своим подданным проповедника другой веры, либо прямо или косвенно чинить представителям другой конфессии какие-либо препятствия или препоны.

      Для обеспечения наилучших гарантий соблюдения этих положений Договора в случае подобных изменений [смена конфессии сюзерена] общинам предложено самостоятельно представлять на должности школьных учителей или проповедников подходящие кандидатуры. Если же они не наделены правом выдвижения кандидатов, то таковых на эти посты назначает местная консистория или церковный совет той же конфессии, к которой принадлежит община, а в случае отсутствия их в данном месте, община сама избирает то место, в котором экзаменуют и назначают учителей и проповедников. Принятое решение подлежит безусловному утверждению князем или сюзереном.

      VII. § 2. Если же в случае смены конфессии сюзереном община, тем не менее, выскажет желание исповедовать отныне его веру, то князь или монарх волен разрешить ей это, не ущемляя, однако, интересов остальных подданных. Его наследники не вправе отменять это решение. Члены духовных консисторий, настоятели церквей, профессора теологии и философии в школах и академиях могут исповедовать только ту конфессию, которая в данное время является общепринятой в этой местности [. ]. На территории Священной Римской империи не допускаются и не могут исповедоваться никакие другие религии [конфессии], кроме [трех] здесь упомянутых.

      VIII. § 1. Для того, чтобы в будущем избежать возможных разногласий по поводу политического устройства [единства империи], настоящий Договор наделяет всех без исключения курфюрстов, князей и представителей сословий Римской империи такими правами, привилегиями, свободами, льготами и суверенитетом в решении духовных и светских вопросов в пределах своих земель, полномочий и владений, на которые не может посягнуть никто, никогда и ни под каким предлогом.

      VIII. § 2. Они имеют безусловное право голоса при обсуждении всех имперских государственных дел, а именно, принятии и толковании законов, решений об объявлении войны, установлении налогов, вербовке или расквартировании солдат, строительстве новых укреплений на территории имперских сословий или размещению военных гарнизонов в старых крепостях, заключении мирных договоров или союзов и прочих имперских дел. Отныне ничто из вышеперечисленного не может быть допущено и предпринято без безусловного одобрения и утверждения имперскими сословиями на заседании рейхстага. Прежде всего отныне провозглашается свобода заключения отдельными сословиями союзов для собственной защиты и безопасности как между собой, так и с другими государствами. Однако это допускается только при том условии, что подобные союзы не будут направлены против императора и империи, а будут способствовать укреплению мира и согласия в империи и поддержания настоящего мирного Договора. Они не должны ни в одном пункте нарушать присягу, которую каждый император приносит империи.

      VIII. § 3. Первое заседание рейхстага должно быть проведено в течение 6 месяцев после ратификации настоящего мирного Договора, а все последующие — по мере необходимости и общественной пользы. На ближайших заседаниях рейхстага необходимо, прежде всего, устранить несовершенства принятых ранее имперских законов. В дальнейшем, имперские сословия своей единогласной волей будут обсуждать и избирать римских королей, принимать проекты избирательной капи туляции императора, разрабатывать процедуру и порядок наложения взыскания на то или иное имперское сословие. Одним словом, они будут решать все те вопросы, которые предписаны рейхстагу основными законами империи. К ним принадлежат, в частности, такие дела, как восстановление имперских округов, обновление имперского именного списка, пересмотр списка освобождаемых [от государственного налогообложения] имперских сословий, снижение налогов или предоставление льгот по государственному налогообложению, реформирование управления, правосудия, сборы на содержание имперской судебной палаты, правовая процедура и общественная целесообразность назначения постоянных имперских комиссий, конституционные обязанности Директорий трех имперских коллегий, а также иные дела, которые не могут быть разрешены в настоящее время.

      VIII. § 4. Как на обычных, так и на чрезвычайных имперских сословных собраниях свободные имперские сословия обладают таким же правом решающего голоса, как и остальные имперские сословия. Их суверенные права, пошлины, годовые доходы, свободы и имущественные привилегии, право сбора налогов, а также все иные права, по закону предоставленные им императором и империей или приобретенные в результате длительного пользования до наступления этой смуты и восстановленные теперь, остаются незыблемыми и неприкосновенными. Сохраняется юрисдикция внутри их стен и в их имениях [. ]. В целом, все достойные уважения обычаи, основные законы Священной Римской империи подлежат отныне добросовестному соблюдению. Любая правовая неопределенность, порожденная бесправием военного времени, должна быть устранена.

      [. ] X. § 9. Исходя из указанных [в предыдущих статьях и параграфах] властных и земельных отношений, император и империя предоставляют Ее Светлейшеству королеве и ее наследникам шведской короны статус имперского сословия. Поэтому, наряду с другими имперскими сословиями, на заседания рейхстага отныне приглашается королева или короли Швеции под титулом герцога фон Бремен, Верден и Померании, а также князя фон Рюген и государя фон Висмар. В рейхстаге им предоставляется место номер 5 на скамье для светских депутатов коллегии князей. Однако если голос от Бремена закреплен за этим местом и при голосовании подается в той же очередности, то голоса от Вердена и Померании опрашиваются в очередности, принятой ранее в отношении их прежних представителей.

      X. § 10. Округ Верхняя Саксония голосует перед герцогами Нижней Померании, Вестфальский и Нижнесаксонский округа сохраняют свое обычное место и порядок голосования, так что директория Нижнесаксонского округа располагается теперь между [имперскими сословиями] Магдебурга и Бремена. Право герцогов Брауншвейг-Люнебургских на участие в директории остается неприкосновенным.

      (. ) X. § 12. В дальнейшем [Ее Величество королева Швеции] предоставляет всем вышеупомянутым землям привилегию de non appellando. Однако это возможно только при условии, что Высшая судебная палата или апелляционная инстанция будет располагаться в одной из этих земель Германии и укомплектовываться персонами, которые будут выносить решения, соответствующие имперскому законодательству и правовым нормам каждой конкретной территории, и отвечать принципам справедливости. Последующие апелляции или судебные разбирательства [вне этого будущего верховного трибунала] не допускаются.

      XI. § 1. Поскольку курфюрст Бранденбургский, государь Фридрих Вильгельм, ради успеха всеобщего мира лишается своих прав в Западной Померании, в княжестве Рюген и в принадлежащих к ним областях и местностях, должно позаботиться о том, чтобы ему и его потомкам и преемникам, наследникам и родственникам по мужской линии, Его Священное Императорское Величество, по соглашению с заинтересованными сословиями империи, передало в вечный и независимый феод епископство Гальберштадтское со всеми правами, привилегиями, территориями и светскими и духовными владениями, как бы они ни назывались [. ].

      [. ] XI. § 4. Этому же государю курфюрсту и его преемникам сверх названного передается епископство Минден со всеми правами <. ].

      XI. § 5. Названному государю курфюрсту и его преемникам императором и империей уступается в вечный феод епископство Камин [. ].

      XI. § 6. Равным образом государю курфюрсту предоставляется надежда на архиепископство Магдебургское [. ].

      [. ] XVII. § 2. Для обеспечения дополнительных гарантий исполнения всех этих положений настоящий мирный Договор считается отныне незыблемым основным законом и составной частью конституции империи, что должно быть подкреплено в будущем другими фундаментальными законами и имперскими уложениями, принятыми рейхстагом и закрепленными в императорской избирательной капитуляции. Исполнение Договора является обязательным как для присутствующих, так и для отсутствующих, для духовных и светских лиц, независимо от того, принадлежат ли они к имперским сословиям или нет. Им обязаны руководствоваться как Советы и имперские чиновники, имперские сословия, так и судьи и заседатели всех судов, которым предписывается безусловное исполнение всех его положений.

      XVII. § 3. Никакие духовные или светские права, общие или чрезвычайные решения церковного собора, привилегии, повеления папы, судебные вердикты, запреты, мандаты, определения, распоряжения или постановления, правовые нормы, вынесенные когда-либо судебные приговоры, юридические решения, имперские или иные капитуляции, уставы или уложения духовных орденов, уже заявленные или будущие протесты, возражения, апелляции, пожалования леном, соглашения, присяги, отречения, договоры о капитуляции и прочие соглашения, а тем более Указы от 1629 г. [о реституции] или Пражском мире [1635г.] с последовавшими за ними договорами, конкордаты с римским папой, [Аугсбургское] временное соглашение 1648 г. и любые другие церковные или светские постановления, указы, освобождения от обязательств, оправдания или иные возражения, выдвинутые против настоящего мирного Договора или каких-либо из его статей или условий, от чьего бы имени и под каким бы предлогом они ни представлялись, не могут быть ни выслушаны, ни приняты. Никогда и нигде не может быть принят в судебное производство ни один иск о правомочности, сути или приостановлении действия этого Договора либо инициирован процесс или предприняты иные, направленные против него действия.

      [. ] XVII. § 8. В целях гарантии мира в стране вновь восстанавливаются имперские округа. При первых же проявлениях смуты и внутренних беспорядков они обязаны принять безотлагательные меры в соответствии с законодательством об обеспечении мира и спокойствия в империи.

      | следующая лекция ==>
      Характеристика отдельных этапов Вестфальской международной системы. | СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ

      Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 2038 . Нарушение авторских прав

      Текст вестфальского мирного договора

      В конце есть приложение, это и есть текст, правда на англиском. Россия и Япония до сих пор не заключили мирный договор со времен Второй мировой войны. Вестфальский мирный договор был подписан, что означало завершение одной из самых длительных общеевропейских войн. Переговоры в двух германских городах не только завершали серию религиозных войн, но и устанавливали четкую систему международных отношений. Объединяет два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 — после длительных (с весны 1645) переговоров — в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке: Оснабрюкский. вестфальский мирный договор 1648. заключён 24.

      Ответов: 1 на вопрос Расставьте события в хронологическом последовательности (от более раннего к более позднему). назовите даты. когда происходило каждое из этих событий. И Россия, и Япония заинтересованы в мирном соглашении, но тогда почему же стороны не договариваются? Первые попытки формирования самостоятельных теорий в сфере международного права предпринимались и ранее. Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter. 1.3.место россии в тридцатилетней войне 13. X 1648 были подписаны оба договора-в Оснабрюке и Мюнстере.

      Вестфальский мирный договор в истории международного права

      X на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке; закончил Тридцатилетнюю войну 1618-48 — большой общеевропейский будет выглядеть так: ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648. Его слова, произнесенные в нижней палате парламента, приводит Федеральное агентство новостей. Но и он считал самым благоразумным для Германии «иметь в тылу мирную Россию, из которой мы могли бы получать продовольствие и сырьё, не предпринимать наступления на Западном фронте, а выжидать наступления Антанты. Вестфальские соглашения были подписаны в двух вестфальских городах — Мюнстере и Оснабрюке. Реформация и Контрреформация стали фактором дестабилизации международной обстановки, превратив межгосударственный конфликт в конфликт религиозный. По его словам, отсутствие мирного договора спустя более 70 лет после окончания Второй мировой войны является ненормальной ситуацией. Генерал от инфантерии И. Ф. Паскевич и принц Аббас-Мирза на подписании мирного договора в Туркманчае.

      ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент. Вестфальский мир 1648, окончил европейскую Тридцатилетнюю войну 1618-1648. 370 лет назад был подписан Вестфальский мирный договор, окончивший Тридцатилетнюю войну в Европе и сформировавший принципиально новую систему международных отношений. Текст Вестфальского мирного договора, выросший из этих чрезвычайно туманных дискуссий, является, пожалуй, наиболее часто цитируемым дипломатическим документом в истории Европы, хотя на самом деле общего текста этого договора не существует. Договор был частью Вестфальского мира, который закончил Тридцатилетнюю войну и Восьмидесятилетнюю войну. Абэ: мирный договор между Японией и Россией необходим для решения проблем в регионе.

      Туркманчайский мирный договор перс. ??????? ?????????.

      Леонид Слуцкий: «Вопросы по Курилам и о заключении мирного. »

      • Переведешь переводчиком.
      • Попроси больше объяснений.
      • Вестфальский
      • Председатель Комитета по международным делам считает, что нужно «разъединить заключение мирного договора и территориальные вопросы, которые уже решены по итогам Второй мировой войны».

        Закрытый образовательный курс для детей элиты: Истинное обустройство мира. http://noslave.org. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648 — — заключён 24. О возможных причинах расскажет Baltnews.lv. Города Мюнстер и Оснабрюк располагались в исторической области Вестфаль, что и дало название мирному Кратко о Тридцатилетней войне. В 1998 г. европейская научная общественность весьма В приложении имеется текст «Мирный Договор между Святым Римским Императором и Королем Франции и их соответствующими Союзниками».

        Вестфальские мирные договоры как конституционные. ВЕСТФА ЛЬСКИЙ МИР 1648, мирные договоры, завершившие Тридцатилетнюю войну 1618-48. Вы сейчас находитесь здесь:Главная Точка зрения Мирный договор с Японией территориальных уступок не стоит. И не слышно, чтобы сегодня говорили: срочно надо подписать с Германией мирный договор. Согласно договору обе стороны были обязаны соблюдать нейтралитет в случае войны какой-либо стороны с другой державой. Особенности Вестфальской мирной системы. Описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро». Нажми, чтобы увидеть ответ на свой вопрос: помогите плиззззззззИтоги Вестфальского мирного договора. помогите плизззззззз.

        Вестфальский договор рассматривается специалистами как исключительно важный, поворотный этап в истории Европы. Вестфальский мирный договор 1648. заключен 24. По словам официального представителя Кремля, поддержка Токио антироссийских санкций мешает подписанию соглашения о мире.

        Соглашение должно завершить продолжающуюся 17 лет гражданскую войну в Афганистане. Текст-описание по картине В. А. Трапилина «Кружевница». Для заключения мирного договора между республиками Донбасса и Украиной необходимо для начала объявить Киеву войну. Вестфальский мир 1648, окончил европейскую Тридцатилетнюю войну 1618 — 1648. Вестфальский мир — мирный договор, подписанный 24 октября 1648 года в Мюнстере и Оснабрюке и положивший конец Тридцатилетней войне. Он закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг. Вестфальский мир, договор, завершивший Тридцатилетнюю войну (1618-1648); заключен 24 окт. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что как он, так и президент России Владимир Путин полны решимости положить конец территориальному спору вокруг Курильских островов и заключить мирный договор.

        Вестфальский мир закрепил территориальные изменения, происшедшие в Европе во время Тридцатилетней войны. На данный момент не известны все детали соглашения. X на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке; закончил Тридцатилетнюю войну 1618-48 — большой 24.

        Вестфальский мир и его принципы вчера и сегодня » ИНТЕЛРОС

        Мирный договор был подписан в двух городах области Вестфалия: в Осна-брюке — между императором, Швецией и протестантскими князьями — ив Мюнстере — между императором и Францией. Песков добавил, что предложение Владимира Путина о заключении мирного договора без предварительный условий Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Мюнстерское соглашение — договор между Республикой Соединённых провинций Нидерландов и Испанией, подписанный в 1648 году. Вестфальский мир объединяет два мирных договора, заключенных 24 октября 1648 в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабюке. Эти соглашения обязывали французскую сторону держать выплавку стали в определенных минимальных пределах. Россия и Япония заинтересованы в подписании мирного договора, однако стороны до сих пор не могут прийти к соглашению. Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl + Enter. Вестфа льский мир 1648 года, мирные договоры, завершившие Тридцатилетнюю войну 1618-1648.

        Народ, сейчас я задаю вопрос: вы готовы к миру? Таким образом, Вестфальский мир 1648 окончил европейскую Тридцатилетнюю войну. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648, определение — заключен 24. В этом смысл мирного договора, эта тема мешала развитию советско-японских, а сейчас российско-японских отношений, и в целом эта идея правильная, но дьявол кроется в деталях.

        На днях был утвержден текст предварительного плана мирного договора между США и Талибаном. Домой Новости Android Мирный договор с Японией территориальных уступок не стоит. Территориальные изменения согласно Вестфальскому договору. Ключевые слова: Тридцатилетняя война, Вестфальский мир, суверенитет, Вестфальская система международных отношений.

        Вестфальский мир 1648, завершил Тридцатилетнюю войну 1618 — 1648. Священную Римскую империю на подписании мирного договора представляли: граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар.

        В результате процесс подготовки текста мирного договора получил наименование «несчастный компромисс».

        Тьерри Мейсан 2018-2 — СССР 2. 0 Манифест

        1. Письмо с благодарностью подруге.
        2. Вестфальский мирный договор 1648
        3. Вестфальская мирная система и россия.
        4. Актуальность данной работы.
        5. Вестфальский Мирный Договор 1648
        6. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648
        7. Затем Вестфальскии мир-текст работы.
        8. Вестфальский мирный договор заключён 24 октября 1648 г. на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке. Для того чтобы урегулировать конфликт, нужно подписать мирный договор.

          Вестфальский мирный договор 1648 года — заключён 24. Какое место заняла Россия в складывавшейся системе международных отношений? Название «Вестфальский мир» получили два мирных договора, заключенные в 1648 году в городах Оснабрюк и Мюнстер, расположенных в герцогстве Вестфалия. Германия осталась попрежнему расчлененной.

          1. Вестфальский договор
          2. Поэтому он называется Вестфальским.
          3. Вестфальский мирный договор положения.

          Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и В Викитеке есть полный текст Оснабрюкского и Мюнстерского мирных договоров на немецком языке.

          Зачем России мирный договор с Японией?: ru_polit

          Мирные договоры, завершившие Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг. Если у нас нет мирного договора, у нас нет того документа, который признает международное сообщество, о чём тогда речь — готовить народы к миру? Главными гарантами соблюдения мира были объявлены Швеция и Франция — державы-победительницы в Тридцатилетней войне. Вестфальский мир, закончивший собой 30-летнюю войну (см. это сл.), заключен был в 1648 г. в Мюнстере и Оснабрюке, двух городах Вестфальской области, откуда он получил и свое название. Вестфальский мир представляет собой мирный договор, который поспособствовал завершению Тридцатилетней войны.

          Словом, риски в мире растут, и, как видно, эти тенденции еще будут продолжаться. Шифровался не прямой текст, а заранее обусловленный. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648 — заключён 24. Именно с Мюнхенского договора начался передел европейских границ. По словам Абэ, они вместе с Путиным стремятся разрешить вопрос, который сохраняется уже 70 лет.

          Набрал вестфальскии мирный догговор 1648г. Вестфальский мир 1648 г. послужил окончанием Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. и включил в себя 2 мирных договора, подписанных после длительных переговоров 24 октября 1648 г. в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке. Мирный договор в Мюнстере был заключен между императором и его союзниками, с одной стороны, и французским королем и его союзниками, с другой стороны.

          Смотрите так же:  Налог на сделки с недвижимостью с 2020 года

          Оставьте комментарий