Охрана труда в образовательных учреждениях практическое пособие

Проблемы комплексного управления охраной труда в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гринина А.С.

В материалах статьи автор рассматривает комплекс мер государственного и муниципального управления охраной труда в учреждениях высшего образования. Так же в статье рассматриваются основные проблемы реализуемой государственной политики в области охраны труда , направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и учащихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства. В настоящей статье исследуются сущностные теоретические аспекты охраны труда в Российской Федерации, проблемы административно-правовой регламентации отношений в сфере охраны труда и пути их разрешения, обосновывается позиция автора по рассматриваемой проблематике. От уровня эффективности осуществления государственного управления охраной труда в Российской Федерации зависит динамика воплощения в жизнь системы специфических средств безопасности и гигиены труда, направленных на предупреждение несчастных случаев, инцидентов, опасных происшествий и повреждения здоровья. Проблема охраны труда в сфере образования одна из злободневных, так как ежегодно в образовательных учреждениях страны травмируются тысячи детей и подростков, становятся инвалидами, десятки детей умирают от травм, полученных во время учебно-воспитательного процесса. Статья может представлять интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов учебных заведений высшего образования, служащих органов государственного управления.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гринина А.С.,

PROBLEMS OF INTEGRATED MANAGEMENT OF LABOR PROTECTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article the author cons >labor protection , aimed at preventing industrial injuries and occupational diseases, ensuring the social protection of the workforce and students through the organization of coordinated interaction of subjects of management at all levels, the introduction of economic methods of management, development of social partnership. In this paper the essential theoretical aspects of labour protection in the Russian Federation, the problems of administrative-legal regulation of relations in the sphere of labour protection and the ways of its solution, justifies the author’s position on the subject. The level of effectiveness of the implementation of state management of labor protection in the Russian Federation depends on the dynamics of implementing the system specific security and occupational health aimed at the prevention of acc >educational institutions of the country injured thousands of children and adolescents, the disabled, dozens of children die from injuries sustained during the educational process. The article may be of interest to researchers, teachers, postgraduates and students of educational institutions of higher education, employees of public administration.

Текст научной работы на тему «Проблемы комплексного управления охраной труда в образовательных учреждениях»

?УДК 331.45 ББК 65.246.95 Г 85

ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Гринина Анна Сергеевна,

преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 366 94 02, е-mail: [email protected]

Аннотация. В материалах статьи автор рассматривает комплекс мер государственного и муниципального управления охраной труда в учреждениях высшего образования. Так же в статье рассматриваются основные проблемы реализуемой государственной политики в области охраны труда, направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и учащихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства. В настоящей статье исследуются сущностные теоретические аспекты охраны труда в Российской Федерации, проблемы административно-правовой регламентации отношений в сфере охраны труда и пути их разрешения, обосновывается позиция автора по рассматриваемой проблематике. От уровня эффективности осуществления государственного управления охраной труда в Российской Федерации зависит динамика воплощения в жизнь системы специфических средств безопасности и гигиены труда, направленных на предупреждение несчастных случаев, инцидентов, опасных происшествий и повреждения здоровья. Проблема охраны труда в сфере образования — одна из злободневных, так как ежегодно в образовательных учреждениях страны травмируются тысячи детей и подростков, становятся инвалидами, десятки детей умирают от травм, полученных во время учебно-воспитательного процесса. Статья может представлять интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов учебных заведений высшего образования, служащих органов государственного управления.

Ключевые слова: охрана труда, безопасность, государственные органы, органы муниципального управления, образовательные учреждения, государственный контроль и надзор, социальная защита трудоспособности учащихся, технические аспекты.

PROBLEMS OF INTEGRATED MANAGEMENT OF LABOR PROTECTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Grinina Anna Sergeevna,

lecturer of the Chair of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 366-94-02, е-mail: [email protected]

Summary. In article the author considers the complex of measures of state and municipal occupational health management in institutions of higher education. The article also discusses the main problems of implementing the state policy in the field of labor protection, aimed at preventing industrial injuries and occupational diseases, ensuring the social protection of the workforce and students through the organization of coordinated interaction of subjects of management at all levels, the introduction of economic methods of management, development of social partnership. In this paper the essential theoretical aspects of labour protection in the Russian Federation, the problems of administrative-legal regulation of relations in the sphere of labour protection and the ways of its solution, justifies the author’s position on the subject. The level of effectiveness of the implementation of state management of labor protection in the Russian Federation depends on the dynamics of implementing the system specific security and occupational health aimed at the prevention of accidents, incidents, dangerous occurrences and damage to health. The problem of labour protection in

the field of education is one of the topical, as every year in educational institutions of the country injured thousands of children and adolescents, the disabled, dozens of children die from injuries sustained during the educational process. The article may be of interest to researchers, teachers, postgraduates and students of educational institutions of higher education, employees of public administration.

Keywords: labor protection, safety, public authorities, municipal authorities, educational institutions, public oversight, social protection and employability of students, the technical aspects.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «обеспечение права на труд и учебу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является приоритетным направлением государственной политики в области охраны труда»1.

Как ни тяжело об этом говорить, но печальная статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда в данной сфере. Среди внештатных ситуаций — случаи со смертельным исходом, травмы, увечья, отравления, инфекционные заражения, пожары.

Многие граждане не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках технологии; это и спортивные снаряды, используемые на занятиях по физической культуре; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности — это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. К данным причинам можно отнести: аварийное состояние многих зданий и сооружений, использование для отопления печей, газовых и твердотопливных котлов, имеющийся в образовательных учреждениях оборудование и инструмент. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования позволяет выявить их характер: большей частью травмы случаются на занятиях по физической культуры и трудового обучения (в том числе в учреждениях профессионально-технического профиля), при падениях с высоты, дорожно-транспортных происшествиях, неосторожном обращении с электричеством. В то же

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (сучетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс»

время во многих учреждениях не создаются отделы охраны труда, а функции инженера по охране труда выполняют по совместительству сотрудники, не имеющие соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы безопасности решаются формально, на бумаге [7].

Размышляя над причинами столь удручающего состояния охраны труда в учреждениях образования, сами сотрудники этой сферы указывают, в первую очередь, на недостаток финансирования. То есть, необходимая нормативная и законодательная база существует и должна выполняться, но выделение средств на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях сферы образования ни федеральный, ни местные бюджеты не производят. Поэтому руководителям образовательных учреждений приходится либо самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, либо ограничиваться формальным подходом к вопросам обеспечения безопасности труда.

Безусловно, правильно в этой непростой ситуации поступают те руководители и рядовые сотрудники сферы образования, которые собственными силами изыскивают возможность наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждений, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей. Для этого потребуется изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования, наладить в учреждении систему проверки знаний по технике безопасности и охране труда, разработать соответствующие инструкции, допускать к выполнению работ только лиц, прошедших обязательный инструктаж по технике безопасности. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. Немного тяжелее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в процессе обучения оборудования, своевременный ремонт мебели, зданий и сооружений, необходимое количество средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения и т.п. Однако и это впол-

не выполнимо, если имеется заинтересованность в действительном обеспечении реальной безопасности учебного процесса [6].

Как показывает практика, большинство родителей также с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в образовательных учреждениях. Более того, именно они зачастую являются инициаторами мероприятий по улучшению охраны труда обучающихся, а также оказывают посильную трудовую либо материальную помощь в этом деле.

Проблема охраны труда и обеспечения является первостепенной в функционировании современного социума. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности и обеспечения охраны труда [5].

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»2 рассматривает «охрану труда» как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, к которой приравнена учеба, в том числе в учреждениях высшего образования, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Эти мероприятия имеют своей целью создание условий, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья индивидуумов в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова.

В широком понятии охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья индивидуумов в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. [2].

Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда и обучения. Если хотя бы какой-то ее

2 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «Консультант-Плюс»

компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена.

Организация охраны труда в образовательном учреждении, вне зависимости от его уровня, профиля, отраслевой и ведомственной принадлежности, статуса собственности в первую очередь зависит от компетентности и руководителя, и специалистов образовательного учреждения. При этом главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования является сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и самих работников учреждений.

Смотрите так же:  Временное проживание рвп

Комплекс мероприятий по организации управления охраной труда в системе высшего образования, в отношении которого выполняется государственный, муниципальный, производственный и общественный контроль и надзор, направлен на:

— обеспечение выполнения требований законодательных, нормативных правовых актов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса;

— организацию и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих и учащихся, обеспечение их средствами индивидуальной защиты;

— предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортного, бытового травматизма и происшествий на воде;

— соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения;

— охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда и обучения, организованного отдыха;

— создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дошкольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее образование, систему переподготовки и повышения квалификации кадров;

— процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-техни-

ческие, санитарно-гигиенические, реабилитационные мероприятия [4].

Как показывает анализ практики функционирования образовательных учреждений, мероприятия по управлению охраной труда выполняются в несколько этапов:

— разработка должностных инструкций, в которых конкретно указаны функциональные обязанности каждого работника;

— прохождение обязательного медицинского осмотра при поступлении на работу и периодического медосмотра в установленном порядке;

— инструктаж по безопасности и охране труда всех работников, включая в первую очередь руководящий состав и специалистов.

— разработка плана мероприятий по охране труда, который в первую очередь включает разработку нормативно-правовой базы по охране труда;

— инструктаж по технике безопасности среди учащихся и работников с фиксированием проведения в соответствующем журнале.

3. Этап: контроль состояния охраны труда [3].

Однако при этом можно выделить ряд ключевых системных проблем.

Так, особого внимания требует гармонизация российских стандартов и требований по безопасности и гигиене труда с международными и, прежде всего, европейскими стандартами в этой области.

В области охраны труда следует усилить контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, шире использовать рыночные методы решения проблем улучшения условий и обеспечения безопасности труда.

Необходимо предпринять дополнительные меры по улучшению и повышению эффективности подготовки работников в области охраны труда, включая модульную систему обучения.

Так же необходимо обеспечить решение проблемы несоответствия уровня бюджетного финансирования образовательного учреждения востребованному уровню образовательных услуг.

Достижение позитивного результата при этом требует организованного сотрудничества государства и его субъектов с местным самоуправлением. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры выполняют свои задачи в целях обеспечения охраны труда и образовательного процесса.

Так органы местного самоуправления реализуют государственную политику в области охраны

труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий. Они3:

1) принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;

2) принимают и реализуют муниципальные целевые программы по улучшению условий и охраны труда;

3) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

4) осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

5) участвуют по согласованию в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

6) принимают решения по вводу у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);

7) содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

8) осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С целью гармонизации их взаимоотношений с органами государственного контроля и надзора необходим комплексный нормативный правовой акт, который устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия, обеспечивал бы их системность.

Создание подобной системы управления охраной труда обеспечило бы результативность реализуемой государственной политики в области охраны труда, направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной

3 Закон Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133-К3 «Об охране труда» (с изменениями от 6 февраля 2015 года N 3120-КЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс»

заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и учащихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства.

1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/1Ь0-08Ы 2001. — Женева: Международное бюро труда, 2003.

2. Коробко В.И. Охрана труда. Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 239 с.

3. Михайлов Ю.М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Практическое пособие / Ю.М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2011. — 184 с.

4. Рогожин М.Ю. Охрана труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность / М.Ю. Рогожин. — М.: Альфа-Пресс, 2013. — 400 с.

5. Витмайер А.В. Инновации, наука и государство в развитии экономики знаний // Европейские научные исследования. Сборник статей победителей II международной научно-практической конференции. — Пенза, 2017. С. 64-67.

6. Новиков В.С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг. — Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. — 188 с.

7. Новиков В.С. Проектный менеджмент и оптимизация работы компании // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Сборник научных трудов — Краснодар, 2013. -С. 181-184.

ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Валерий Полторацкий 2 лет назад Просмотров:

1 Ю. М. Михайлов ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Система охраны труда государственных и частных образовательных учреждений Особенности охраны жизни и здоровья работников и учащихся (воспитанников) Организация расследования и учета несчастных случаев Программа совершенствования охраны труда на период до 00 года Основные локальные нормативные акты образовательного учреждения по вопросам охраны труда Москва 009

2 УДК 7:68..8 ББК 6.7 М 69 РАЗДЕЛ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ М 69 Михайлов Ю. М. ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Практическое пособие. М.: Издательство «Альфа-Пресс», с. ISBN В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда. В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 00 года. В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов. Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений. Книга адресована руководителям образовательных учреждений, их заместителям и главным специалистам, начальникам служб (отделов, бюро) охраны труда, инженерам и специалистам по охране труда, студентам, обучающимся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», а также всем интересующимся проблематикой организации охраны труда. ISBN УДК 7:68..8 ББК 6.7 Глава ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Охрана труда это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 09 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)). Общая организация охраны труда в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 0 июля 99 г. 66-I «Об образовании» (в ред. от 0 декабря 008 г.), нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти). В контексте настоящего пособия под образовательным следует понимать учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание учащихся (воспитанников). К образовательным относятся учреждения следующих типов : дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; Под трудовой деятельностью в контексте настоящего пособия следует понимать совокупность действий работников образовательных учреждений с применением средств труда, необходимых для оказания гражданам образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе. Статья Федерального закона «Об образовании» Михайлов Ю. М., 009 ООО Издательство «Альфа-Пресс», 009

3 учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. К сфере компетенции (ответственности) образовательного учреждения относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся (воспитанников) и работников. Руководство организацией охраны труда возлагается на руководителей соответствующих образовательных учреждений. На основе перечисленных актов руководитель образовательного учреждения организует разработку, утверждает, вводит в действие локальные нормативные акты по охране труда положения, правила, инструкции (в том числе должностные) и т. д., обеспечивает контроль за их надлежащим исполнением в процессе повседневной деятельности, в необходимых случаях издает приказы (распоряжения) по отдельным направлениям (вопросам) охраны труда. Для осуществления мероприятий по охране труда руководителем образовательного учреждения формируется локальная (корпоративная ) система охраны труда. С ее назначением, составом, структурой и основными направлениями функционирования читатели могут ознакомиться, обратившись к следующей главе данного пособия. Глава СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА Система охраны труда образовательного учреждения представляет собой сформированную ее руководителем упорядоченную совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья работников, а также учащихся (воспитанников) образовательного учреждения в процессе труда (учебно-воспитательного процесса) (рис..). Основу указанной деятельности образуют согласованные по цели, задачам, месту и времени мероприятия, на- См.: Михайлов Ю. М. Корпоративная система охраны труда. М.: Альфа-Пресс, 009. Правовые, социальные, экономические, организационные, технические, санитарные, гигиенические, медицинские и иные. правленные на создание, поддержание и совершенствование в образовательном учреждении безопасных условий труда, полностью отвечающих действующим требованиям охраны труда. К органам управления указанной деятельностью в условиях образовательного учреждения следует отнести: службу охраны труда образовательного учреждения (специалиста по охране труда) ; комиссию (комитет) по охране труда; комиссии, создаваемые образовательным учреждением на временной основе: для проведения аттестации рабочих мест, для расследования несчастного случая и т. п. Общее руководство системой охраны труда осуществляет руководитель образовательного учреждения. В свою очередь, непосредственная организация охраны труда (на соответствующих участках Органы управления деятельностью в области охраны труда Участки деятельности ТИПОВАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА Осуществляют управляющее воздействие на Объекты управления Должностные лица с полномочиями по управлению Рабочие места Рис.. организационные связи между компонентами системы То есть условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 09 ТК РФ). То есть государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 09 ТК РФ). Создается (соответствующая должность вводится) в обязательном порядке работодателями, осуществляющими производственную деятельность, с численностью работников свыше 0 человек. Работодатель, численность работников которого не превышает 0 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 7 ТК РФ). Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. ТК РФ).

4 работы, рабочих местах) возлагается на должностных лиц образовательного учреждения, в том числе: начальника службы охраны труда; инженера (специалиста) по охране труда; председателя комиссии (комитета) по охране труда; председателей временных комиссий ; заместителей руководителя образовательного учреждения; начальников подразделений (факультетов, кафедр и т. п.); начальников административных подразделений (начальника отдела кадров, начальника отдела труда и др.). Далее рассмотрим основные направления функционирования корпоративной системы охраны труда. При этом подразумевается, что такая система образовательным учреждением уже сформирована, т. е.: определены (и закреплены в соответствующих локальных нормативных актах, см. далее) назначение, состав и структура системы, а также основные направления ее функционирования (рис..); созданы органы управления, приняты (переведены) на соответствующие должности работники, обладающие достаточной квалификацией для непосредственной организации охраны труда в образовательном учреждении, и налажены требующиеся для функционирования системы организационные связи; определены (и доведены до сведения заинтересованных лиц) критерии для объективной и всесторонней оценки состояния охраны труда, а также требования, подлежащие исполнению работниками образовательного учреждения в процессе повседневной деятельности; спланированы и подготовлены к реализации мероприятия охраны труда; налажены сбор, учет, оценка и анализ данных, объективно и всесторонне отражающих состояние охраны труда в образовательном учреждении (в целом и на объектах (участках работы)); организовано надлежащее финансирование мероприятий охраны труда ; выполнены иные действия, направленные на обеспечение эффективного функционирования системы. В период их функционирования в образовательном учреждении. В соответствии со ст. 6 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Работники не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 6 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА Управление охраной труда Подготовка специалистов по охране труда, повышение их квалификации Контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации соответствия организации работ по охране труда нормативным требованиям охраны труда Выплата компенсаций работникам, выполняющим тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда Представление установленной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях Рис.. Финансирование мероприятий по охране труда Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей Принятие и реализация локальных нормативных актов, целевых программ, направленных на улучшение условий и охраны труда Обеспечение работников полагающимися средствами защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебнопрофилактическими средствами Далее перейдем к непосредственному рассмотрению содержания работы по обеспечению охраны труда. Особая роль в ее организации принадлежит руководителю образовательного учреждения. Включая общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. В соответствии с установленным порядком. На основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С учетом передового отечественного и зарубежного опыта в работе по улучшению условий и охраны труда. Через единую информационную систему охраны труда и по иным каналам. 7

Смотрите так же:  Противопожарные требования к дошкольным учреждениям

5 Гл а в а ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Полномочия руководителя образовательного учреждения в области охраны труда охватывают несколько взаимосвязанных направлений указанной деятельности. Первое из них создание требуемых условий для эффективного функционирования системы охраны труда образовательного учреждения (рис..). В свою очередь, сформированная система должна (в конечном счете) обеспечивать соответствие фактических условий охраны труда действующим (в отношении образовательных учреждений) нормативным требованиям. Следующее направление организация мероприятий, направленных на обеспечение сохранности жизни и здоровья работников образовательного учреждения в процессе труда. Меры, осуществляемые руководителем образовательного учреждения в рамках организационного обеспечения охраны труда, представлены на рис. ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА Формирование системы охраны труда образовательного учреждения, отвечающей потребностям компании Постановка и уточнение задач органам управления и должностным лицам в области охраны труда Рассмотрение предложений, направленных на совершенствование корпоративной системы охраны труда Принятие иных управленческих решений в целях создания (оптимизации) условий Всестороннее обеспечение повседневного функционирования корпоративной системы охраны труда Руководство планированием деятельности в области охраны труда и подготовкой отчетности Систематический контроль за эффективностью функционирования корпоративной системы охраны труда Рис.. В первую очередь финансовое и кадровое. Для эффективного функционирования системы охраны труда образовательного учреждения. ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА Соблюдение режима труда и отдыха работников и учащихся (воспитанников) в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права Создание и поддержание безопасных условий для работников и учащихся (воспитанников) во время работы (учебно-воспитательного процесса) Обеспечение соответствия объектов образовательного учреждения, применяемого оборудования, материалов и т. п. государственным нормативным требованиям охраны труда Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда Информирование работников о требованиях охраны труда на рабочих местах, риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве посредством проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда Приобретение и выдача сертифицированных, соответствующих требованиям охраны труда и условиям труда на каждом рабочем месте средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Проведение обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников (в том числе по их просьбам), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) 6 Рис.. Не допускаются к работе лица, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Подтверждается декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В необходимых случаях доставку работников и учащихся (воспитанников), заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию для оказания им неотложной медицинской помощи. В соответствии с Федеральным законом от ноября 008 г. 7-ФЗ в 009 г. и в плановый период 00 0 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от декабря 00 г. 79-ФЗ. 6 В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. ТК РФ). Не допускаются к исполнению трудовых обязанностей работники, не прошедшие обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований, освидетельствований). 8 9

6 Важной составляющей полномочий руководителя образовательного учреждения в рассматриваемой сфере является правовое обеспечение охраны труда организация разработки, утверждения и внедрения локальных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Принятие таких актов производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного уполномоченного работниками органа). Отдельно следует упомянуть и о полномочиях руководителя образовательного учреждения по поддержанию взаимодействия с органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по следующим основным вопросам: ) предоставление перечисленным органам в установленном порядке информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; ) обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц перечисленных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ) организация исполнения предписаний должностных лиц уполномоченных органов, а также рассмотрение представлений органов общественного контроля в сроки, установленные ТК РФ и иными федеральными законами. Руководитель образовательного учреждения использует свои полномочия и для соответствующего реагирования на нештатные ситуации в области охраны труда, а также предупреждение таких ситуаций. Эти полномочия подразумевают: ) организацию систематического контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за соблюдением работниками В порядке, установленном ст. 7 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. См. ст. 6 ТК РФ. образовательного учреждения обязанностей по выполнению установленных требований охраны труда; ) проведение в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда; ) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и учащихся (воспитанников) образовательного учреждения при возникновении таких ситуаций, включая оказание пострадавшим первой помощи; ) в необходимых случаях расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Руководитель образовательного учреждения вправе делегировать часть своих полномочий по управлению охраной труда подчиненным. Это побуждает нас обратиться к рассмотрению полномочий некоторых других должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Глава ПОЛНОМОЧИЯ ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.. Полномочия начальника службы охраны труда образовательного учреждения Начальник службы (отдела, бюро) охраны труда «правая рука» руководителя образовательного учреждения в вопросах организации охраны труда. В его ведении, как предстоит убедиться уважаемым читателям, находится весьма широкий спектр вопросов: от координации деятельности, осуществляемой в рамках системы охраны труда до руководства подчиненным подразделением и ее персоналом. Основные направления работы начальника службы охраны труда образовательного учреждения представлены на рис. Подробнее содержание полномочий начальника службы охраны труда освещается в его должностной инструкции, примерный текст которой представлен в приложении к настоящему пособию. Пример.. 0

7 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА Организация и координация корпоративной системы охраны труда и работы службы охраны труда Контроль за состоянием работы по охране труда Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Взаимодействие с государственными и общественными органами Рис.. Методическая работа по подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Информационная работа по вопросам охраны труда Организация профессионального обучения работников в области охраны труда Совершенствование личной профессиональной подготовки.. Полномочия специалиста по охране труда Специалист по охране труда выполняет, по сути, функции службы охраны труда образовательного учреждения в тех случаях, когда ее формирование по тем или иным причинам признано нецелесообразным. При этом выполнение отдельных полномочий, обычно возлагаемых на специалиста по охране труда, может быть делегировано подчиненным ему работникам. Основные направления работы специалиста (инженера) по охране труда представлены на рис. Подробнее содержание его полномочий освещается в должностной инструкции, примерный текст которой представлен в приложении к настоящему пособию. Там же представлен пример должностной инструкции специалиста, которому делегированы полномочия по осуществлению контроля за состоянием указанной работы в образовательном учреждении. К примеру, инженеру по охране труда могут быть подчинены один или несколько специалистов по охране труда, выполняющих соответствующие полномочия на разных (обособленных территориально или функционально) объектах образовательного учреждения. Пример.. Пример.. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА Организация и координация системы охраны труда и подчиненных ему работников Контроль за состоянием работы по охране труда Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Взаимодействие с государственными и общественными органами Рис.. Методическая работа по подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Информационная работа по вопросам охраны труда Организация профессионального обучения работников в области охраны труда Совершенствование личной профессиональной подготовки.. Полномочия начальника подразделения в области охраны труда Полномочия по непосредственному руководству охраной труда работников подразделений образовательного учреждения возлагаются на начальников этих подразделений. Основные направления работы начальника образовательного подразделения (в области охраны труда) представлены на рис. а начальника отделения кадров на рис. Подробнее содержание соответствующих полномочий освещается в разделах должностных инструкций, примерные тексты которых представлены в приложении к настоящему пособию. За нарушение правил охраны труда работники, в зависимости от характера нарушения и степени виновности, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном трудовым, административным или уголовным законодательством РФ, локальными нормативными актами образовательного учреждения или (и) трудовым договором. При наличии последних. Примеры. и.6. См. ст. 76 и 8 ТК РФ. См. ст..7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. См. ст. Уголовного кодекса РФ.

8 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Непосредственное управление безаварийной эксплуатацией оборудования подразделения Внедрение средств предупреждения травматизма, поддержание надлежащих санитарно-гигиенических условий Организация учета рабочего времени лиц, занятых на работах с тяжелыми (вредными, опасными) условиями Разработка предложений по совершенствованию охраны труда отделения Рис.. Руководство подчиненными работниками Участие в разработке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Своевременное выполнение предписаний службы охраны труда и представлений уполномоченных лиц Контроль за состоянием работы по охране труда в отдлении ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛЕНИЯ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Обеспечение документальных подтверждений о состоянии здоровья работника при приеме на работу Ведение учетно-справочной работы по кадрам Обеспечение предоставления работникам льгот и компенсаций за работу с особыми условиями Участие в разработке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Участие в контроле за состоянием работы по охране труда 6 Рис.. В том числе при производстве работ повышенной опасности. В том числе по вопросам соблюдения ими правил и норм охраны труда и техники безопасности. То же при переводе на другую работу и в иных случаях, когда требуется удостовериться в том, что выполнение такой работы не противопоказано работнику по состоянию здоровья. В частности, дополнительных отпусков за работу с тяжелыми (вредными, опасными) условиями. Включая учет работников, выполняющих работы с тяжелыми (вредными, опасными) условиями, работников в возрасте до 8 лет и женщин, работников, здоровью которых нанесен ущерб вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, и т. п., и оформление соответствующим категориям работников необходимых документов (справок и др.). 6 В частности, за своевременностью и полнотой прохождения медицинских осмотров и психиатрических обследований работниками. Глава ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА Служба охраны труда самостоятельное подразделение образовательного учреждения, организующее работу по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Такая служба создается, если численность работников образовательного учреждения превышает 0 человек. При принятии решения о создании службы охраны труда определяются: организационно-правовой статус подразделения; функциональное назначение подразделения; организационная структура подразделения; квалификационный и численный состав подразделения; полномочия подразделения. Организационно-правовой статус службы охраны труда устанавливает место подразделения в системе управления деятельностью образовательного учреждения, его подчиненность определенным должностным лицам. Как правило, службу охраны труда возглавляет специально уполномоченное должностное лицо начальник службы. Место подразделения в системе управления деятельностью образовательного учреждения устанавливается в соответствии с одним из нижеследующих вариантов: а) служба охраны труда наделяется статусом структурного подразделения с подчинением начальника службы непосредственно руководителю образовательного учреждения; б) служба охраны труда включается в состав одного из структурных подразделений образовательного учреждения например, управления (администрации) с подчинением начальника службы руководителю этого структурного подразделения. Функциональное назначение подразделения, его полномочия и организационная структура обычно определяются с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере Отдел, бюро и т. п. Работодатель, численность работников которого не превышает 0 человек, принимает решение о создании службы охраны труда (введении должности специалиста по охране труда) с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 7 ТК РФ).

Смотрите так же:  Приказ регламентирующий согласование

9 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ. Общие требования к организации охраны труда в образовательных учреждениях. Глава. Основы организации охраны труда в образовательных учреждениях. Глава. Система охраны труда образовательного учреждения. Глава. Полномочия руководителя образовательного учреждения в области охраны труда. Глава. Полномочия иных должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Полномочия начальника службы охраны труда образовательного учреждения. Полномочия специалиста по охране труда. Полномочия начальника подразделения в области охраны труда. Глава. Правовые и организационные основы функционирования службы охраны труда образовательного учреждения. Глава 6. Правовые и организационные основы функционирования комиссии (комитета) по охране труда и уполномоченного по охране труда. Глава 7. Обязанности работника в области охраны труда. Глава 8. Права работника в области охраны труда Реализация права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Медицинские осмотры (обследования, освидетельствования) работников Обеспечение работников средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, санитарно-бытовым и лечебнопрофилактическим обслуживанием Обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда РАЗДЕЛ. Организация расследования и учета несчастных случаев с работниками образовательных учреждений. Глава. Виды несчастных случаев, подлежащих расследованию и учету в образовательных учреждениях. Обязанности руководителя образовательных учреждения при несчастном случае. Глава. Извещение о несчастном случае. Глава. Формирование комиссии по расследованию несчастного случая. Глава. Порядок проведения расследования несчастного случая. Глава. Порядок оформления материалов расследования несчастного случая. Глава 6. Учет несчастных случаев. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования и учета несчастных случаев. РАЗДЕЛ. Совершенствование охраны труда в образовательных учреждениях. Приложения Приложение. Основные обязанности руководящего состава образовательных учреждений в области охраны труда. Приложение. Положение о службе охраны труда. Приложение. Положение о комитете (комиссии) по охране труда. Приложение. Положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда. Приложение. Положение о порядке проверки знаний по безопасности у работников образования (извлечение). Приложение 6. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (извлечение). Приложение 7. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками (извлечение). Приложение 8. Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. Приложение 9. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Приложение 0. Примерные программы обучения по охране труда РАЗДЕЛ. Охрана здоровья учащихся (воспитанников) образовательного учреждения. Глава 9. Общие вопросы организации охраны здоровья учащихся (воспитанников) образовательного учреждения. Глава 0. Гигиенические требования к условиям реализации образовательной программы основного общего образования

Охрана труда в образовательных учреждениях практическое пособие

Охрана труда в образовательных учреждениях: практическое пособие

Кол-во страниц: 184

Охрана труда в образовательных учреждениях: практическое пособие

Безопасность платежа
гарантирует

Печатная версия книги

Самовывоз в Москве или доставка в любой регион РФ

В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда.
В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 2010 года.
В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов.
Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений.
Книга адресована руководителям образовательных учреждений, их заместителям и главным специалистам, начальникам служб (отделов, бюро) охраны труда, инженерам и специалистам по охране труда, студентам, обучающимся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», а также всем интересующимся проблематикой организации охраны труда.

Охрана труда как компонент образовательной деятельности и обеспечения безопасности ОУ

Цитировать:
Татаринцева О.А., Величко А.И. Охрана труда как компонент образовательной деятельности и обеспечения безопасности ОУ // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2018. № 11(53). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6517 (дата обращения: 11.11.2020).

АННОТАЦИЯ

Охрана труда считается одной из основных задач по организации соответствующего трудового процесса в различной общественной, государственной или частной структуре исполняющий ту или иную трудовую деятельность. Проблема безопасности является одной из важнейших для каждого человека, общества и государства. Известно, что национальная безопасность включает в себя государственную, региональную, частную безопасность. Безопасность личности тесно связано с проблемой охраны труда. В действующем трудовом кодексе РФ охрана труда рассматривается как система сохранения жизни и здоровья сотрудников и обучающихся в процессе трудовой деятельности.

ABSTRACT

Labor protection is considered one of the main tasks for the organization of the relevant labor process in various public, public or private structures performing a particular labor activity. The problem of security is one of the most important for every person, society and state. It is known that national security includes state, regional, private security. Personal safety is closely linked to the issue of occupational safety. In the current labor code of the Russian Federation labor protection is considered as a system of preservation of life and health of employees and students in the process of labor activity.

Ключевые слова: охрана туда, безопасность жизнедеятельности, образовательное учреждение, учащиеся.

Keywords: labor protection, life safety, educational institution, students.

На сегодняшний день безопасность является неотъемлемым условием и одним из критериев эффективности работы общеобразовательного учреждения. Все положения безопасности жизнедеятельности относятся к области произ­водства, но приобретают здесь точность и определен­ность. Сфера познаний, исследуя опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывающая способы защиты от них.

Безопасность тесно связана с проблемой охраны труда. В действующем Трудовом кодексе РФ охрана труда рассматривается как система сохранения жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности. Подчеркнем, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в образовательном учреждении возлагается на работодателя [2, с. 140].

Система охраны труда образовательного учреждения представляет собой сформированную ее руководителям упорядоченную совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья сотрудников, а также учащихся (воспитанников) в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха [1, с. 345; 5, с. 65].

С имеющимися нормативами и подходами охраны труда в образовательных организациях представляет собой конкретную специфику:

  • в рамках образовательных учреждений совершается связь обучающихся и педагогов, несущих ответственность за их безопасность, но в этой же степени имеющих возможность на обеспечение охраны труда.
  • образовательные учреждения представляют собой заведения, обладающие всем комплексом подлежащих доступному контролю, с точки зрения охраны труда.
  • образовательные учреждения представляют собой объекты, требующие отдельного внимания в отношении обеспечения пожарной безопасности и электробезопасности [1, с. 423].
  • Для охраны здоровья учащихся (воспитанников) в образовательном учреждении особое значение имеет соблюдение установленных гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 апреля 1997 года № 5 [5, с. 124].

    Одной из основных частей по охране труда считается присутствие и выполнение абсолютно всех законодательных норм. Только лишь вследствие соблюдения всех требуемых норм охраны труда можно обеспечить адекватное открытие и функционирование образовательного учреждения.

    Необходимо также учитывать, то что некоторые меры и условия по обеспечению охраны труда в образовательных организациях требуют ежегодного или иного периодического подтверждения и обновления.

    Охрана труда в образовательной организации так же, как и в организациях иного профиля включает правовые, организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, указанные в документе «Охрана труда в образовательном учреждении»

    Организация управления охраной труда в общеобразовательных школах, в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования имеет одинаковый порядок и схожую структуру управления [3, с. 91].

    Выполнение и соблюдение требований норм охраны труда, формирование безопасных условий в ходе обучения является одним из основных условий повышения качества образования. Учебные заведения должны сделать безопасные условия для получения образования.

    Безопасность жизни и здоровье человека это главные ценности, по этому, нельзя пренебрегать правилами безопасности, где прописаны нормы поведения для предотвращения опасностей для здоровья сотрудников и учащихся.

    Итогом выполнения профилактических мер по безопасности является снижение травматизма, уменьшение количества несчастных случаев среди обучающихся и сотрудников в образовательном учреждении.

    В результате хочется отметить, что нельзя представить себе учебно-воспитательный процесс без соблюдения мер безопасности.

    Выполнение условий качества образования возможно лишь при обеспечении безопасных условий образовательного процесса и при соблюдении всех норм охраны труда [4, с. 78; 6, с. 100].

    Список литературы:
    1. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник / Беляков Г. И. – Москва: Юрайт, 2013. – 572 с.
    2. Куклев В.А. Основы безопасности туда: учебно-практическое пособие/ Куклев В.А.: Ульян. гос. техн. ун-т. – 2-ое изд., доп. и перераб. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 221 с.
    3. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Ч. 1–3. – Мытищи: Изд-во УПЦ «Талант», 2001. – 216 с.
    4. Петров В.С. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие. — М.: НЦ ЭНАС, 2006.-120 с.
    5. Михайлов Ю.М. Охрана труда в образовательных учреждениях. Практическое пособие. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. — 184 с.
    6. Радченко С.А. Охрана труда в образовательных учреждениях: Методические указания по проведению практических занятий для студентов педагогических специальностей / Радченко С.А., Лазарев И.В., Заен-чик В.М., Петрова М.С., Сергеев С.С., Радченко С.С. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им Л.Н Толстого. 2012.-112 с.

    Информация об авторах:

    специалист отдела безопасности, Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма, РФ, г. Краснодар

    specialist of security Department, Kuban state University of physical culture, sports and tourism, Russia, Krasnodar

    старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма, РФ, г. Краснодар

    senior lecturer kafedry bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti i profilaktiki narkomanii Kuban state University of physical culture of sports and tourism, Russia, Krasnodar

    Оставьте комментарий