Нравственное правонарушение

Оглавление:

Статья 1.2 КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 1.2 КоАП РФ

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Комментарий к Статье 1.2 КоАП РФ

1. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, во-первых, защита от административных правонарушений, а во-вторых, предупреждение данного вида правонарушений. Предметом защиты является группа общественных отношений, складывающаяся между физическими лицами, предприятиями, учреждениями, с одной стороны, и органами исполнительной власти по поводу использования прав различными субъектами общества (гражданами, организациями), осуществления различных видов деятельности.

2. Законодательство об административных правонарушениях направлено на защиту установленного порядка (организации) осуществления физическими и юридическими лицами их прав. Поэтому Особенная часть комментируемого Кодекса, предусматривающая ответственность за конкретные виды правонарушений, делится в зависимости от характера и природы нарушаемых организационных процедур. Она содержит разделы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике и т.д. В основе данного деления лежит однородность организационно-управленческих норм, защита которых и выступает в качестве важнейшей задачи законодательства об административных правонарушениях.

Другой комментарий к Ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Определение основных задач законодательства об административных правонарушениях соответствует принципиальным положениям, закрепленным Конституцией РФ. Они существенно обновлены, что было необходимо в силу того, что до введения в действие новой редакции КоАП РФ они (основные задачи) были определены с учетом условий существования Союза ССР и не отражали современный государственный статус российского государства.

Соответственно основное внимание законодателя при определении задач административного законодательства в духе российской Конституции сосредоточено на защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ). Вместе с тем им учтены международные принципы и нормы, относящиеся к статусу человека и гражданина, которые были восприняты Российской Федерацией.

Гражданин и его интересы находятся в центре внимания и при обозначении иных задач законодательства об административных правонарушениях. Именно в таком смысле следует расценивать направленность его на охрану здоровья граждан, санитано-эпидемиологического благополучия населения, защиту экономических интересов физических лиц, общественной нравственности. В конечном счете этим целям служит также охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности.

В Особенной части КоАП РФ имеются составы административных правонарушений, сгруппированные по главам: «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» (гл.5), «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» (гл.6) и т.д. В подобном аспекте можно характеризовать и гл.14, в которой содержатся составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, хотя многие ее нормы направлены против нарушений предпринимательского законодательства.

Новеллой является защита общественной нравственности. В этой области сформулированы новые составы правонарушений. Это связано с широким распространением в обществе таких явлений, как проституция, наркомания и др.

По-прежнему одной из центральных задач законодательства об административных правонарушениях является охрана собственности во всех ее современных формах (гл.7), а также общественных отношений в важнейших сферах экономической системы страны. В последнем случае имеется в виду борьба с административными правонарушениями в промышленности, строительстве и энергетике (гл.9), на транспорте (гл.11), в области дорожного хозяйства (гл.12), в области связи и информатизации (гл.13), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.15), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.8).

Не меньшее значение имеет направленность КоАП РФ против административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти (гл.17), на установленный порядок управления (гл.19).

Нельзя не отметить и тот факт, что в самостоятельную группу выделены административные правонарушения в области таможенного дела (гл.16); ранее нарушения таможенных правил фиксировались в ТК РФ. Глава 18 посвящена административным правонарушениям в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Наконец, выделена и самостоятельная гл.21, нормы которой предусматривают административную ответственность за правонарушения в области воинского учета.

Таким образом, задачи законодательства об административных правонарушениях, определяемые ст.1.2 КоАП РФ, воспроизводят в более совершенном и современном варианте те, которые были определены ст.1 КоАП РФ РСФСР и в развернутом виде отражаются в структурных подразделениях (главах) Особенной части настоящего Кодекса.

Сформулированные задачи законодательства об административных правонарушениях служат выполнению важной профилактической функции — предупреждению административных правонарушений.

О значимости этих задач свидетельствует не только их характеристика. Она становится очевидной при их сравнении, например, с задачами уголовного законодательства. Так, ст.2 УК РФ в качестве задач называет охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Нетрудно заметить совпадение основных параметров, характерных для задач уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, что закономерно, ибо и то и другое служит единой правоохранительной цели, реализуемой различными юридическими средствами. Вместе с тем эта общность задач дает основания для того, чтобы в дальнейшем провести грань между преступлениями и административными правонарушениями, равно как и между уголовными и административными наказаниями.

Статья 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Новая редакция Ст. 20.21 КоАП РФ

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Комментарий к Статье 20.21 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона состоит в появлении в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Вредные последствия для общества состоят в оскорблении общественной морали и нравственности, выражающемся в лицезрении лиц, находящихся состоянии опьянения.

В качестве общественных мест выступают улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и иные места скопления граждан.

3. Субъектом правонарушения выступают граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в случае передачи им дел

Другой комментарий к Ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах.

Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица.

2. Особенность объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики, непристойная жестикуляция, неопрятный вид, мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда, нарушение координации движения или полная беспомощность при бесчувственном состоянии).

Под общественным местом в диспозиции рассматриваемой статьи понимаются: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие общественные места, где наблюдается скопление людей (см. п.2 комментария к ст.20.20). Под общественным местом в данном случае понимаются также организации торговли и общественного питания, где разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Если появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, ответственность должна наступать за мелкое хулиганство по ст.20.1 КоАП РФ.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Правонарушение выражается в форме умысла.

Разъяснение положений Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающих ответственность несовершеннолетних в сфере антиалкогольного законодательства

В целях обеспечения соблюдения гражданами общественного порядка и общественной нравственности, защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств на здоровый образ жизни Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает административное наказание в отношении несовершеннолетних за:
1.Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Данная норма содержит три состава административных правонарушений, связанных:
— с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабоалкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте;
— с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.);
— с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача в общественных местах.

К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков и потребление одурманивающих веществ, относятся также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры), пляжи. В их число входят и территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха граждан.

В указанной статье имеются положения, касающиеся возможности распития пива и алкогольной продукции в организациях торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена в установленном порядке.

При квалификации противоправного деяния по ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ необходимо заключение эксперта относительно вида наркотических средств или психотропных веществ, употребляемых без назначения врача.

Субъектами данного вида правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Административное наказание по указанной статье – наложение административного штрафа, по ч. 3 указанной статьи также предусмотрен административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21. КоАП РФ).

Объектом посягательства являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и настоящей статьей КоАП РФ.

Особенность объективной стороны данного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

Для квалификации правонарушения по данной статье не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

Смотрите так же:  Регистрация и экспертиза лекарственных средств

Административное наказание по указанной статье — наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22. КоАП РФ).

Данная статья корреспондирует со ст. 5.35 Кодекса (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).

Нормы данной статьи, а также Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» направлены на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий, способствующих этому.

Объектами рассматриваемого правонарушения являются отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также в сфере обеспечения здоровья, прав и интересов несовершеннолетних.
Субъектами рассматриваемого правонарушения в соответствии с Семейным кодексом РФ являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего.

Субъективная сторона состава комментируемого правонарушения представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не «чужая» вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду.

Административное наказание по указанной статье – наложение административного штрафа на родителей или законных представителей несовершеннолетнего.

перейти к списку вопросов версия для печати

Органы прокуратуры области в районах

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Пределы компетенции органов внутренних дел (полиции) в области предупреждения и пресечения правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность определяет КоАП РФ. По отдельным составам правонарушений, посягающим на здоровье населения и общественную нравственность, содержащимся в гл. 6 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы.

Здоровье населения как видовой объект правонарушений, входящих в рассматриваемую главу КоАП РФ, представляет собой совокупность охраняемых законодательством об административных правонарушениях общественных отношений, обеспечивающих безвредные условия жизнедеятельности человека.

Общественная нравственность – это совокупность моральных ценностей, которые формируются в течение продолжительного времени на основании традиций и обычаев у населения, проживающего на конкретной территории.

Рассмотрим типичные правонарушения в данной сфере, в отношении которых осуществляется полицейское реагирование.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ). Содержание статьи направлено на обеспечение предупреждения и пресечения наркомании. Объектом состава данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия по покупке, обмену, получению в дар, в счет погашения долга, взаймы, фактическому обладанию наркотическими средствами и психотропными веществами, обороту их аналогов, а также указанные действия в отношении растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Незаконными признаются действия только в отношении средств и веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [1] .

Изготовление наркотических средств, психотропных веществ – действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства.

Приобретение указанных средств и веществ для производства, изготовления, переработки, реализации и использования, в том числе в медицинских целях, осуществляется только юридическими лицами.

Отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности и только по рецепту врача.

Основное отличие данного правонарушения от действий, предусмотренных ст. 228 УК РФ, заключается в размере приобретаемых наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства. Важным условием квалификации правонарушения является совершение действий по приобретению и хранению указанных средств и веществ либо оборот их аналогов, растений либо их частей без цели сбыта.

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 6.8 КоАп РФ – общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по ч. 2 – специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ). Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны здоровья населения. По данной статье не квалифицируются административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ч. 3 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП РФ).

Объективную сторону данного правонарушения составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи – общий, а по ч. 2 – специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ). Объект посягательства данного правонарушения является сложным. Основным объектом, безусловно, выступает общественная нравственность, но в силу того что негативными последствиями занятия проституцией может быть распространение венерических заболеваний или ВИЧ-инфекции, то факультативным объектом следует считать здоровье населения.

Объективную сторону состава данного правонарушения образуют действия, т.е. вступление лиц в сексуальные внебрачные отношения с целью извлечения прибыли одной из сторон и удовлетворения половых потребностей – другой. Соответствующее противоправное поведение возможно при гетеросексуальных и гомосексуальных отношениях, со стороны как женщины, так и мужчины.

Под проституцией следует понимать основанное на корыстном мотиве оказание сексуальных услуг. Размер вознаграждения, получаемого за каждый половой акт, для квалификации значения не имеет. В качестве материального вознаграждения может выступать не только российская и иностранная валюта, но и различные предметы материального мира (вещи, ценности и т.д.).

Правонарушения в сфере оказания услуг сексуального характера могут быть совершены только при наличии прямого умысла. Материальный стимул является обязательным признаком проституции и как цель определяется у правонарушителя до вступления в половую связь. Субъекты данного правонарушения – вменяемые лица как женского, так и мужского пола, достигшие 16-летнего возраста.

Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другою лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ). Объект посягательства данного правонарушения также является сложным, в нем сочетаются отношения общественной нравственности и здоровья населения.

Объективная сторона состава данного правонарушения обязательно связана с получением сутенером материального дохода от занятия проституцией. При этом вид и размер дохода – деньги, вещи, ценности, другие блага – не имеют квалифицирующего значения. Наличие состава данного правонарушения не связано и с систематичностью получения дохода от занятия проституцией другими лицами. Проявления объективной стороны могут быть весьма разнообразными, но они не могут совпадать с действиями по вовлечению в занятие проституцией или принуждению к продолжению занятия проституцией; организации занятия проституцией другими лицами, а равно содержанию притонов для занятия проституцией. Такое противоправное поведение предусмотрено ст. 240 и 241 УК РФ.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом. Субъект – общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Отдельные проблемы доказывания при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20. 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Изингер А.В.

В статье исследуются вопросы, связанные с доказыванием совершения лицом такого административного правонарушения , как появление в общественных местах в состоянии опьянения . Рассматривается проблематика определения состояния опьянения лица, субъективизм в оценке состояния правонарушителя как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. Так, одним из основных документов, имеющих доказательственное значение при привлечении лица к ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , является акт его медицинского освидетельствования на состояние опьянения . В связи с этим представляется спорной сложившаяся правоохранительная практика подтверждения состояния опьянения иной совокупностью доказательств, если медицинское освидетельствование по каким-либо причинам не проводилось. Автором статьи сделан акцент на невозможности доказывания виновности лица при его отказе пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения и обоснованности привлечения его в таком случае к ответственности за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении , либо за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Предложено внести соответствующие изменения в статьи 20.21, 17.7, 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Изингер А.В.,

Some problems of proving in administrative proceedings concerning the cases prov >The article examines the issues related to proving the commission of such administrative offence as drunken appearance in public places. The problems of determining the state of alcohol intoxication , as well as the subjectivity in assessment of the offender’s state as insulting human dignity and public morality, are cons >medical examination for intoxication. In this regard, the current law enforcement practice of confirming the state of alcohol intoxication by another kind of ev >medical examination was not carried out for any reason seems controversial. The author of the article focuses on the impossibility of proving the guilt of a person in case of his (or her) refusal to undergo a medical examination for intoxication. In this case, the validity of bringing him (or her) to responsibility for the deliberate failure to comply with the requirements of the official conducting the administrative proceedings or failure to obey the lawful order of a police officer is quite evident. It is proposed to make the appropriate amendments to Articles 20.21, 17.7, 27.12 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы доказывания при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20. 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

?ИЗИНГЕР А.В., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра организации охраны общественного порядка; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

Gandidate of Legal Sciences, [email protected] The chair of public order maintenance; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТАТЬЕЙ 20.21 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация. В статье исследуются вопросы, связанные с доказыванием совершения лицом такого административного правонарушения, как появление в общественных местах в состоянии опьянения. Рассматривается проблематика определения состояния опьянения лица, субъективизм в оценке состояния правонарушителя как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. Так, одним из основных документов, имеющих доказательственное значение при привлечении лица к ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является акт его медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В связи с этим представляется спорной сложившаяся правоохранительная практика подтверждения состояния опьянения иной совокупностью доказательств, если медицинское освидетельствование по каким-либо причинам не проводилось. Автором статьи сделан акцент на невозможности доказывания виновности лица при его отказе пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения и обоснованности привлечения его в таком случае к ответственности за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, либо за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Предложено внести соответствующие изменения в статьи 20.21, 17.7, 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение; медицинское освидетельствование; состояние опьянения; оскорбление общественной нравственности; оскорбление человеческого достоинства.

SOME PROBLEMS OF PROVING IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS CONCERNING THE CASES PROVIDED BY ARTICLE 20.21 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article examines the issues related to proving the commission of such administrative offence as drunken appearance in public places. The problems of determining the state of alcohol intoxication, as well as the subjectivity in assessment of the offender’s state as insulting human dignity and public morality, are considered. So, one of the main documents having evidentiary value when bringing the person to responsibility under the Article 20.21 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation is the act of his (or her) medical examination for intoxication. In this regard, the current law enforcement practice of confirming the state of alcohol intoxication by another kind of evidence in case the medical examination was not carried out for any reason seems controversial. The author of the article focuses on the impossibility of proving the guilt of a person in case of his (or her) refusal to undergo a medical examination for intoxication. In this case, the validity of bringing him (or her) to responsibility for the deliberate failure to comply with the requirements of the official conducting the administrative proceedings or failure to obey the lawful order of a police officer is quite evident. It is proposed to make the appropriate amendments to Articles 20.21, 17.7, 27.12 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Keywords: administrative offence; medical examination; state of alcohol intoxication; violating public morality; insult to human dignity.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»* (далее — ФЗ «О полиции») общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. При этом решающее значение для формирования положительного общественного мнения играет чувство защищенности граждан от противоправных действий, то есть общественная безопасность, а также общественный порядок, предусматривающий урегулированность общественных отношений социальными нормами (нормами права, нравственными и иными социальными нормами). Значимым фактором, влияющим на общественный порядок и общественную безопасность в этом случае, является административная деликт-ность, что обусловлено преимущественно ее высоким уровнем. В большинстве случаев совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, таких как мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает существенный общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны органов внутренних дел [1].

Вместе с тем при наличии формальных признаков административного правонарушения, предусмотренного главой 20 КоАП РФ, и требования общества о соответствующей реакции на него правоохранителей последние нередко сталкиваются с определенными сложностями в доказывании данных противоправных деяний.

Представляется проблемным в части доказывания административное правонарушение, выражающееся в появлении в общественном месте в состоянии опьянения, наказание за которое предусмотрено ст. 20.21 КоАП РФ. Во-первых, данное деяние признано противоправным исходя из моральных и нравственных норм, то есть фактически лицо, находящееся в состоянии опьянения, не причиняет физического вреда гражданам, но негативно влияет на их ощущение безопасности, а также на процесс воспитания несовершеннолетних, формируя терпимое отношение к такому поведению.

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

Его негативность проявляется также в том, что лицо находится не просто в состоянии опьянения, а именно в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Во-вторых, отсутствие четких законодательно установленных критериев, позволяющих разграничить состояние опьянения вообще и состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, приводит к некоторым сложностям в определении наличия состава административного правонарушения в действиях конкретного лица.

В частности, объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей КоАП РФ, условно включает в себя два составных элемента:

— нахождение в состоянии опьянения;

— нахождение в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Отсутствие либо недоказанность одного из указанных элементов объективной стороны анализируемого правонарушения исключает его противоправность. Например, не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ лицо, оскорбляющее своим видом человеческое достоинство и общественную нравственность, но не находящееся в состоянии опьянения, либо находящееся в таковом состоянии, но опрятно одетое, не нарушающее общепризнанных норм и не утратившее способность ориентироваться.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что наличие состояния опьянения является юридически значимым обстоятельством совершения указанного правонарушения. Иначе говоря, один из основных документов, имеющих доказательственное значение при привлечении лица по ст. 20.21 КоАП РФ, — акт его медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Порядок направления на медицинское освидетельствование определен ст. 27.12.1 КоАП РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37**. Процедура ме-

** Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административное правонарушение: постановление Правительства Российской Федерации от 23 янв. 2015 г. N 37 // Там же. 2015. N 5. Ст. 817.

дицинского освидетельствования на состояние опьянения установлена приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»*. Этим же приказом определены критерии, дающие достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, а именно:

— запах алкоголя изо рта;

— неустойчивость позы и шаткость походки;

— резкое изменение окраски кожных покровов лица.

Вместе с тем наличие этих критериев не является доказательством состояния опьянения, а лишь дает основания полагать, что лицо находится в указанном состоянии. В свою очередь, нахождение лица в состоянии опьянения в обязательном порядке требует фактического подтверждения актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом ввиду отмеченной выше доказательственной роли данного акта представляется спорной сложившаяся правоохранительная практика подтверждения состояния опьянения иной совокупностью доказательств, когда медицинское освидетельствование не проводилось по каким-либо причинам.

Например, при отказе лица пройти медицинское освидетельствование сотрудники полиции, исходя из наличия у него признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи и т.д.), приобщают к материалам дела об административном правонарушении объяснения свидетелей, отражающие субъективное мнение последних о нахождении лица в состоянии опьянения, тем самым считая данный факт установленным. Так, в решении мирового судьи судебного участка N 1 судебного района города окружного значения Салехард

* О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. N 933н // Рос. газ. 2016. 23 марта.

Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 июня 2017 г. по делу N 5-671/2017 указывается: «как установлено из акта N 1632 от 31.05.2017 «медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», В. отказался от прохождения медицинского освидетельствования, о чем сделана запись. Состояние алкогольного опьянения у В., оскорбляющее человеческое достоинство и нравственность, тем не менее подтверждается иными доказательствами, кроме протокола медицинского освидетельствования. Из объяснения фельдшера. следует, что по внешним признакам (резкий запах алкоголя изо рта, невнятная речь) им сделан вывод о том, что В. находился в состоянии опьянения»**.

Таким образом, при отсутствии акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения и невозможности доказать, что данное лицо находилось именно в состоянии, оскорблявшем общественную нравственность и общественный порядок, должностными лицами фактически осуществляется подмена понятий. Она приводит к тому, что лицо по субъективным критериям определяется как находящееся в состоянии опьянения (степень в данном случае не играет никакой роли) и дается оценка его внешнего вида и поведения как оскорбляющих человеческое достоинство и человеческую нравственность.

Если в отношении лиц, по внешним признакам находящихся в состоянии опьянения сильной степени, можно допустить такую ситуацию, когда не вызывает сомнения их состояние как оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность***, то в иных случаях, например, когда лицо находится в легкой степени опьянения, ситуация оценивается

** Постановление мирового судьи судебного участка N 1 судебного района города окружного значения Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 июня 2017 г. по делу N 5-671/2017 // Судебные и нормативные акты РФ. 11К1_: http://www.sudact.ru

*** См., например: Постановление мирового судьи судебного участка N 3 г. Воткинска Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. N 5-161/2017 // Там же.

не так однозначно*. При этом исключение из доказательственной базы результатов освидетельствования на состояние опъя-нения, получаемых посредством технических средств измерения, а также замена их заключением либо объяснением, отражающим субъективную оценку, в том числе специалиста (например, врача-нарколога), вызывает вопросы.

Исходя из этого в настоящее время можно выделить следующие проблемы, требующие законодательного разрешения:

1. Диспозиция ст. 20.21 КоАП РФ не содержит признака того, что лицо своим видом должно оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность. В ней закреплено, что лицо находится именно в таком состоянии опьянения, которое оскорбляет данные социальные и личностные ценности. Вместе с тем понимание того, что конкретное физическое лицо при определенных обстоятельствах находится именно в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является оценочным.

Нельзя исключать ситуации, когда у лица присутствуют признаки легкой степени алкогольного опьянения, но оно выглядит неподобающе и ведет себя таким образом, что оскорбляет общественную нравственность: «пьяные» выкрики, «агрессивное», но не переходящее в противоправное поведение, и т.д. Иначе говоря, делать вывод о том, что лицо находится именно в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в данном случае нельзя. Оно не настолько «пьяно», а его поведение, обусловленное состоянием опьянения, негативно влияет на общественный порядок и общественную безопасность.

Таким образом, ситуация, когда степень противоправности действий лица определяется наличием лишь признаков, подтверждающих состояние опьянения, и субъективной оценкой свидетелей того,

* Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Междуреченского городского судебного района г. Междуреченска Кемеровской области от 16 июня 2017 г. N 5-531/17-2 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http:// www.sudact.ru

что данный человек оскорбляет своим внешним видом общественную нравственность и человеческое достоинство, представляется не соответствующей содержанию ст. 20.21 КоАП РФ.

2. С учетом того, что исключить субъективность в оценке состояния лица не представляется возможным, необходимо понимать, что подразумевается под действиями либо видом лица, «оскорбляющими человеческое достоинство и общественную нравственность». Различие в воспитании, отношении к обществу и многие другие факторы не позволяют сформулировать единые критерии указанной составной части административного правонарушения.

Например, в протоколах об административных правонарушениях часто указываются следующие признаки состояния опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность: нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, шаткая походка, неопрятный внешний вид (местами грязная одежда). Они не позволяют сделать вывод о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения. Степень шаткости походки у лица может быть разной, и при определенных обстоятельствах не оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. Из содержания же протокола об административном правонарушении и других документов нередко невозможно сделать вывод о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, находилось в такой степени алкогольного опьянения, которая вызывала бы у окружающих отвращение.

Критерии, приводимые в научной литературе, могут лишь отчасти отражать такое состояние, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, а именно: поведение лица в состоянии опьянения, явно нарушающее общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нахождение в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий отвращение); из-

за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или передвигается с места на место, нарушена координация движения и т.п.); полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние) [2, с. 45]. При этом любой из указанных критериев может быть обусловлен не только опьянением, но и иными причинами, не связанными с неправомерными действиями (неприличный вид -принадлежность какому-либо неформальному течению; утрата способности ориентироваться или беспомощное состояние

— наличие либо обострение какого-либо заболевания; непристойные высказывания

— реакция на провокационные действия других лиц и т.д.).

Исходя из этого в материалах дела обязательно должны содержаться доказательства того, что свидетели правонарушения воспринимали состояние и действия лица как оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность, с детальным отражением в объяснении и протоколе того, в чем это конкретно проявлялось и почему не может быть соотнесено с поведением, соответствующим общественным нормам.

3. Для установления виновности лица необходимо определение содержания субъективной стороны правонарушения. Как представляется, данный элемент состава правонарушения должен включать в себя осознанное понимание лицом того, что своими действиями либо внешним видом, обусловленным состоянием опьянения, оно посягает на общественные ценности, нарушает их. В противном случае может складываться ситуация, когда гражданин, как уже отмечалось ранее, входящий в неформальную молодежную группу (например, панки как представители субкультуры, носящие своеобразную одежду, могут вызывать неприятие у приверженцев классического стиля одежды), находящийся в опьянении легкой степени, априори будет считаться правонарушителем. Кроме того, возможны ситуации, когда лицо, употребившее алкогольную продукцию дома и объективно находящееся в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, вынуждено выйти в общественное место (например, в

подъезд, чтобы проверить электросчетчик, либо покинуть квартиру для встречи сотрудников полиции, вызванных по иному основанию*). В результате, не желая того, лицо совершает административное правонарушение и может быть привлечено к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ.

4. Отсутствие на основании ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»** обязанности у граждан с признаками опьянения пройти медицинское освидетельствование фактически сводит к нулю доказательственную базу по данному правонарушению.

В этом случае сотрудник полиции вынужден идти на привлечение лица к административной ответственности не за само правонарушение, в котором состояние опьянения является квалифицирующим признаком, а за правонарушение, посягающее либо на институты государственной власти (ст. 17.7 КоАП РФ), либо порядок управления (ст. 19.3 КоАП РФ).

При этом ни среди ученых-правоведов, ни в судебной практике нет единого мнения о том, под санкцию какой статьи в конечном итоге подпадают действия лица, отказавшегося от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения [3].

Как представляется, квалификация факта отказа от медицинского освидетельствования по той либо иной статье КоАП РФ зависит от момента, когда данный отказ сделан. Так, если отказ от прохождения медицинского освидетельствования совершен после составления должностным лицом протокола о направлении на медицинское освидетельствование лица, совершившего административное правонарушение, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным должностным лицом, он может расцениваться как умышленное невыполнение требований

* Постановление мирового судьи судебного участка N 5 г. Сарапула (Удмуртская Республика) от 19 дек. 2016 г. по делу N 5-880/2016 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http:// www.sudact.ru

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724.

должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, то есть как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ.

Если же отказ совершен в момент составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование лица, совершившего административное правонарушение, до подписания его должностным лицом (т.е. в данной ситуации в силу п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ нельзя говорить о том, что уже возбуждено дело об административном правонарушении), то действия лица расцениваются как неповиновение законному требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ). Это можно аргументировать тем, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции наделен правом направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения.

Вместе с тем вышеуказанные нормы не решают проблемы отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, данного в ходе проведения самого освидетельствования, возможность которого предусмотрена приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н «Опорядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». В данном случае говорить о том, что лицо не повинуется законному требованию сотрудника полиции либо умышленно не выполняет требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, нельзя, так как они ориентированы на направление на медицинское освидетельствование, а не на его прохождение.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующие существенные про-

блемные вопросы в доказывании совершения лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ:

— подмена понятий в части определения состояния лица как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность и его внешнего вида, негативно оцениваемого гражданами;

— субъективность в оценке гражданами состояния опьянения лица как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность;

— возможность лица отказаться от медицинского освидетельствования, тем самым исключив основной доказательственный элемент по рассматриваемому административному правонарушению.

С целью разрешения сложившейся ситуации представляется необходимым внесение ряда законодательных изменений:

— изложить диспозицию ст. 20.21 КоАП РФ в следующей редакции: «Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оцениваемом гражданами исходя из поведения и внешнего вида лица как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. »;

— дополнить ст. 17.7 КоАП РФ частью 2 следующего содержания: «Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии со статьей 27.12.1 настоящего Кодекса, -» [3, с. 31] либо ввести самостоятельную статью указанного содержания по аналогии со ст. 12.26 КоАП РФ, предусмотрев санкции, соответствующие санкциям ст. 20.21 КоАП РФ;

— исключить из ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ привязку к лицу, управляющему транспортным средством, тем самым расширив перечень лиц, в отношении которых сотрудник полиции может проводить освидетельствование на состояние опьянения.

1. Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2006. 186 с.

2. Николаева Т.Б. Пресечение и процессуальное оформление появления в общественных местах в состоянии опьянения // Наука. Мысль. 2017. N 3-2. С. 43-46.

3. Равнюшкин А.В. Проблема привлечения правонарушителей, имеющих признаки опьянения, к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. N 2 (44). С. 26-32.

Общественная нравственность как объект защиты полиции

В законодательстве общественная нравственность переведена в нормы ответственности и запреты. Все эти предписания собраны в административном и уголовном кодексе. Определение, что же такое общественная нравственность, отсутствует. Любое правонарушение можно трактовать как такое, которое общественную нравственность может пошатнуть. Следовательно, поле деятельности для вигилантов, которое они могут усмотреть, широко и разнообразно. Тем более, что нравоучения — фирменный стиль большинства известных групп.

Прямо «общественная нравственность» указана как объект охраны в общей части Кодекса об административных правонарушениях. Это статья 1.2.
«Задачи законодательства об административных правонарушениях».

Такими задачами являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В административном кодексе нарушения, которые посягают на общественную нравственность, собраны в Главе 6 КоАП. Полицейские выявляют, фиксируют и составляют протоколы. В Главе 6 КоАП много «зон социальной реальности», которые пытаются защищать от посягательств на общественную нравственность. В том числе статьи за вовлечение детей в потребление табака (6.23 КоАП), статья за пропаганду среди детей нетрадиционных сексуальных отношений (6.21 КоАП), запреты на курение и питье в общественных местах, запреты на нецензурную брань (контроль за мероприятия и продукцией). Кроме того, есть блок статей, который касается публичного поведения в общественных местах.

Статьей 20.21 КоАП предусмотрена административная ответственность за появление граждан в пьяном виде на улицах, стадионах, в скверах, парках, общественном транспорте и пр. Главное признак того, что «включается» статья — пьяный вид должен быть таковым, что он оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.

В 1987 году в подразделениях милиции крупных городов и портовых центров было создано специализированное подразделение в структуре уголовного розыска, которое занималось пресечением, выявлением общественно опасных посягательств на общественную нравственность, в первую очередь, но не только – пресечением проституции. В СССР было создано 58 таких подразделений. В 1989 году работа подразделений была свернута — оно выявляло и пресекало ничтожно малое число притонов и случаев сводничества.

Сейчас разработано профильное законодательство, которое регулирует оборот эротической продукции, запрещает проституцию, вовлечение детей и прочее. Кроме того, это законодательство, которое регулирует зрелищные мероприятия сексуального характера. Профильные полицейские подразделения созданы не во всех регионах, в каких — предмет специальных поисков. Такие подразделения называются «по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности».

Вне зависимости от того, работает или нет такое специальное подразделение, действует достаточно детальное законодательство — как федеральное, так и региональное, — которое обязывает любых полицейских охранять и защищать общественную нравственность.

Преступления, посягающие на общественную нравственность, связаны с:

  • Наркотиками (производством, продажей, склонением к употреблению, организацией притонов и пр.),
  • Проституцией,
  • Порнографией,
  • Вандализмом, уничтожением памятников или их повреждений, посягательствами на объекты культурного наследия,
  • Археологией и раскопками, присвоение найденного, незаконные раскопки,
  • Надругательством над телами и захоронениями,
  • Жестоким обращением с животными.

• Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

• Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

• Статья 228.2. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ

• Статья 228.3. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ

• Статья 228.4. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ

• Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

• Статья 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

• Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

• Статья 231. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

• Статья 232. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

• Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ

• Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

• Статья 234.1. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

• Статья 235. Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности

• Статья 235.1. Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий

• Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

• Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

• Статья 238. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

• Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

• Статья 239. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан

• Статья 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних

• Статья 242.2. Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов

• Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

• Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

• Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

• Статья 243.3. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере

• Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

Статья 245. Жестокое обращение с животными.

Смотрите так же:  Название льготы 2010257

Оставьте комментарий