Компенсация за ущерб водным биоресурсам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. N 529 «Об утверждении Плана искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2020 году»

В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приказами Минсельхоза России от 20 октября 2014 г. N 395 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов», от 9 июля 2015 г. N 290 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по заключению договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов», а также в целях сохранения и пополнения запасов водных биологических ресурсов приказываю:

1. Утвердить План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2020 году согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям территориальных управлений Росрыболовства в установленном порядке обеспечить контроль за выполнением работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в 2020 году.

3. Руководителям территориальных управлений Росрыболовства в установленном порядке заключить от имени Федерального агентства по рыболовству договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов:

— в целях компенсации ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росрыболовства В.И. Соколова.

Врио руководителя П.С. Савчук

Приложение
к приказу Росрыболовства
от 03.08.2018 г. N 529

План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2020 году

Мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, осуществляемые в целях компенсации ущерба, нанесенного юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) водным биологическим ресурсам и среде их обитания

Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн

NN
п/п
Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), планирующем осуществлять мероприятия (для юридического лица — наименование и местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, домашний адрес и идентификационный номер налогоплательщика) Вид водного биоресурса Объемы необходимого выпуска водного биоресурса, млн штук Стадия выращивания Средняя штучная навеска водного биоресурса на момент выпуска, г Наименование водного объекта рыбохозяйственного значения, используемого для искусственного воспроизводства водного биоресурса Сроки выпуска молоди (личинок) водного биоресурса в водные объекты рыбохозяйственного значения Этапы искусственного воспроизводства Источники получения посадочного материала водных биоресурсов (производителей)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. ООО «Чукотское ДЭУ», юридический адрес: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Отке, д. 61, почтовый адрес: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Полярная, д. 22, ИНН 8709014551, ОГРН 1138709000099, тел.: 8 (42722) 2-07-56
1.1 лососевые (нерка) 0,000137 молодь 0,8 в реку Плотникова (бассейн р. Большая) до 31 июля 2020 года выпуск молоди закупка молоди (личинок)

Обзор документа

Составлен План искусственного воспроизводства водных биоресурсов в 2020 г.

Включены мероприятия, реализуемые в целях компенсации ущерба, нанесенного юрлицами (ИП) водным биоресурсам и среде их обитания. Речь идет о нерке.

Статья 89. Компенсация ущерба водным биоресурсам, причиняемого при строительстве и эксплуатации хозяйственных объектов и производстве работ на рыбохозяйственных водных объектах. 1. При невозможности полного исключения вредного воздействия на водные биоресурсы при строительстве и эксплуатации хозяйственных объектов и производстве различных работ на рыбохозяйственных водных объектах заказчики указанных объектов и работ обязаны компенсировать ущерб, наносимый водным биоресурсам.

2. Организации при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водных объектах, а также при проведении на них и в водоохранных зонах различных работ (дноуглубление, прокладка нефте- и газопроводов, добыча золота и общераспространенных полезных ископаемых, лесосплав и др.), наносящих ущерб водным биоресурсам, обязаны по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования водных биоресурсов и среды их обитания и его территориальными (бассейновыми) органами предусматривать в проектах и сметах осуществление мероприятий, компенсирующих непредотвратимый ущерб.
3. Функции заказчика по проектированию и строительству объектов, компенсирующих нанесенный водным биоресурсам ущерб, или проведению мероприятий по улучшению условий естественного воспроизводства водных биоресурсов, выполняют организации, причинившие ущерб. В исключительных случаях (при невозможности компенсации ущерба) допускается перечисление компенсационных средств на специальные счета государственных органов рыбоохраны с дальнейшим их использованием на рыбоводно — мелиоративные мероприятия.
4. Ввод в действие хозяйственных и других объектов, наносящих ущерб водным биоресурсам, до ввода в действие объектов, предназначенных для компенсации этого ущерба, не допускается.
5. После завершения строительства и ввода в действие компенсационные рыбоводно — мелиоративные объекты передаются для эксплуатации специализированным организациям.
6. Финансирование всех затрат по эксплуатации компенсационных объектов осуществляется за счет организаций, которые причинили ущерб водным биоресурсам.
7. Рыбопропускные и рыбозащитные устройства (сооружения) находятся в ведении организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения и оросительные системы.
8. Территориальные (бассейновые) органы специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования водных биоресурсов и среды их обитания осуществляют наблюдения за работой рыбопропускных и рыбозащитных устройств (сооружений).

Как возместить ущерб

Возмещение причиненного водным биоресурсам ущерба (вреда) посредством искусственного воспроизводства

Хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели), приступившие к выполнению компенсационных мероприятий посредством искусственного воспроизводства, должны оформить и направить Заявление на включение в План по искусственному воспроизводству.

В случае если хозяйствующий субъект планирует осуществлять искусственное воспроизводство без предоставления водных биоресурсов (далее ВБР) в пользование за счет собственных средств или в целях компенсации ущерба, причиненного в результате хозяйственной деятельности (если такая деятельность согласована территориальным управлением, далее СЗТУ ФАР), Заявление направляется по адресу: , ул. Одоевского, д. 24, к. 2, временно исполняющего обязанности руководителя территориального управления Федерального агентства по рыболовству Яковлеву Андрею Владимировичу.

В случае если хозяйствующий субъект планирует осуществлять искусственное воспроизводство с предоставлением ВБР в пользование или в целях компенсации ущерба, причиненного в результате хозяйственной деятельности (если такая деятельность согласована Федеральным агентством по рыболовству), Заявление направляется по адресу: 107996, г. Москва, Рождественский бульвар, 12, факс: (495) 987-05-67, 624-11-39, руководителю Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакову.

Копию заявления необходимо направить по адресу территориального управления Росрыболовства ([email protected]). Консультацию по оформлению заявления можно получить в отделе развития аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов по тел.: (812) 498-64-26.

Заявление составляется и направляется в год, предшествующий году выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.

План искусственного воспроизводства водных биоресурсов ежегодно утверждается до 10 декабря года, предшествующего году, в котором будут выполняться работы по искусственному воспроизводству.

Внесение изменений в утвержденные Планы осуществляется не позднее 20 ноября года, в котором будут выполняться работы по искусственному воспроизводству на основании заявлений и научных рекомендаций.

В месячный срок после утверждения Плана искусственного воспроизводства водных биоресурсов Федеральное агентство по рыболовству или территориальное управление Федерального агентства по рыболовству заключают договоры на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов и направляют их в адрес заявителя. Договор оформляется в двух экземплярах.

Ознакомиться с Планом искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденным Федеральным агентством по рыболовству, можно на официальном сайте: www.fish.gov.ru.

Ознакомиться с Планом искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, можно на официальном сайте: sztufar.ru

Если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) самостоятельно не может осуществить мероприятия по возмещению причиненного водным биоресурсам ущерба (вреда) посредством искусственного воспроизводства, то оно вправе (в рамках Гражданского кодекса РФ) заключать договоры с организациями, занимающимися искусственным воспроизводством водных биологических ресурсов.

Результатом выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в целях компенсации ущерба является выпуск юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) искусственно воспроизведённой молоди водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, который подтверждается актом выпуска водных биоресурсов, подписанный полномочным представителем Федерального агентства по рыболовству (Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству).

«После выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов Исполнителю восстановительных работ необходимо предоставить в Управление отчет по форме 5-ОС в соответствии с Приказом Росстата от 17.09.2013 № 370 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического наблюдения за искусственным воспроизводством водных биологических ресурсов». Консультацию по оформлению статистической отчетности можно получить по телефону отдела развития аквакультуры и воспроизводства (812)498-64-26 или при личном приеме по адресу: 199155, г. , ул. Одоевского, д. 24/2, лит. А, каб. 209»

Компенсация за ущерб водным биоресурсам

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда Мурманской области от 27 ноября 2013 г. по делу N 33-3861/2013 (ключевые темы: правила рыболовства — объекты животного мира — неосновательное обогащение — ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам — окружающая среда)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда Мурманской области от 27 ноября 2013 г. по делу N 33-3861/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного казенного управления «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» к обществу с ограниченной ответственностью «Полярный берег 2» о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и стоимости неосновательного обогащения,

по апелляционной жалобе представителя федерального государственного казенного управления «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» Иванова В.М.

на решение Полярного районного суда Мурманской области от 30 августа 2013 года, которым постановлено:

«в удовлетворении иска федерального государственного казенного управления «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» к обществу с ограниченной ответственностью «Полярный берег 2″ о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и стоимости неосновательного обогащения — отказать».

Заслушав доклад судьи Истоминой И.В., объяснения представителя истца — Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области Вербицкого Б.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика — общества с ограниченной ответственностью «Полярный берег 2» Хрони О.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Полярный берег 2» о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и стоимости неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение установленных Правил рыболовства в _ _ года обществом незаконно добыта треска атлантическая — *** кг., пикша — *** кг., зубатка — *** кг., камбала морской — *** кг, при помощи донного трала в районе, в котором в течение года установлен запрет на применение донных тралов.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 января 2012 года ООО «Полярный берег -2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылаясь на ст. ст. 1064 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 года N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» ФГКУ «Пограничное управление ФСБР России по Мурманской области» просило взыскать ущерб и стоимость неосновательного обогащения в размере *** рублей.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права, ошибочности выводов суда об отсутствии доказательств причинения ущерба водным биоресурсам.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.

В соответствии с пункт 1 статьи 77 , пунктом 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Смотрите так же:  Развод в бане

Согласно статье 56 Федерального закона » О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Аналогичные нормы содержатся в части 1 статьи 53 Федерального Закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Из материалов дела видно, что ООО «Полярный берег 2″ является собственником рыболовного судна * » ***», как пользователь водных биоресурсов имело разрешение N * на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в . : камбалу морскую в колличестве *** т, камбалу лиманду — ***, сайду — ***., зубатку синюю- *** т., зубатку полосатую- ***, зубатку пятнистую — *** т.

Постановлением Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 января 2012 года по делу об административном правонарушении ответчик привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с допущенным нарушением пунктов 7.6, 9.1., 9.3, п.п.а п.11 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству N 13 от 16 января 2009 года.

Нарушение установленных правил выразилось в том, что ответчик, осуществляя вылов рыбы в исключительной экономической зоне Российской Федерации, не обеспечил соблюдение требований о предоставлении оперативной и статистической отчетности, ведении учета, осуществлял вылов с применением донного трала в районе, где это запрещено.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что запрет на применение донных тралов установлен в целях сохранения популяции камчатского краба, поэтому вылов иных видов рыбы в пределах выделенной квоты не влечет причинение ущерба водным биоресурсам.

Судебная коллегия находит такой вывод суда ошибочным.

Согласно части 1 статьи 43.1 Федерального Закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими не только рыболовство, но и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 Закона).

Ущерб водным биоресурсам, на возмещении которого настаивает истец, причинен в результате вылова ответчиком рыбы с нарушением Правил рыболовства.

Так, п.п.а п.11 Правил установлен запрет при осуществлении рыболовства применять донные тралы в районе, ограниченном прямыми линиями, соединяющими точки со следующими координатами:

68°55″ с.ш. — 37°00″ в.д.;69°25″ с.ш. — 37°00″ в.д.;69°25″ с.ш. — 39°00″ в.д.;69°50″ с.ш. — 39°00″ в.д.;69°50″ с.ш. — 43°00″ в.д.;69°10″ с.ш. — 43°00″ в.д.;69°10″ с.ш. — 40°30″ в.д.;68°40″ с.ш. — 40°30″ в.д.;68°40″ с.ш. — 39°00″ в.д.;68°30″ с.ш. — 39°00″ в.д.;68°30″ с.ш. — 38°15″ в.д. и далее к начальной точке;

При этом приведенные ограничения касаются промысла всех видов водных биоресурсов.

Правила рыболовства не содержат положений о том, что такие условия рыболовства установлены лишь для определенных видов водных биоресурсов.

Поэтому вывод суда о том, что запрет применять в указанном районе донный трал установлен лишь для случаев добычи камчатского краба, основан на неправильном толковании нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления рыболовства.

Мнение ФГУП » ***» относительно применения Правил рыболовства, а также выводы о последствиях их нарушений пользователями водных биоресурсов, которое суд первой инстанции учел при принятии решения по данному делу, не может быть принято в качестве обстоятельства, освобождающего ответчика от наступления гражданско-правовой ответственности, поскольку ФГУП » ***» не обладает правом официального толкования нормативных правовых актов, принятых Федеральным агентством по рыболовству.

Между тем, приведенное мнение относительно целей установленных запретов, противоречит содержанию Правил рыболовства.

Факт допущенного нарушения Правил рыболовства, обстоятельства, при которых допущено причинение вреда, и его размер подтверждаются постановлением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 января 2012 года по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 61 ГПК РФ установленные по делу об административном правонарушении обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию.

Как установлено ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

Добыча водных биоресурсов с нарушением установленных Правил рыболовства является неправомерной, ответчиком допущено незаконное изъятие рыбы, поэтому истец правомерно требует возложить на ответчика обязанность компенсировать причиненный вред.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 515 (в ред. от 10 марта 2009 года) «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» такса за один экземпляр трески и пикши, независимо от размера и веса, составляет 60 рублей; за один экземпляр камбалы, независимо от размера и веса, составляет 50 рублей; за один экземпляр зубатки, независимо от размера и веса, составляет 100 рублей.

Размер ущерба, причиненного водным биоресурсам, определен истцом в сумме *** рублей, с учетом приведенного постановления Правительства Российской Федерации, ответчик его не опроверг, и судебная коллегия признает расчет правильным.

Судебная коллегия признает подлежащими удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, которое возникло в результате реализации рыбопродукции из незаконно добытых биоресурсов.

Такие требования основаны на положениях ст.ст. 1102 , 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 года N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция составляют неосновательное обогащение добывшего их лица.

Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания. В случае невозможности возвратить в натуре незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанную из них продукцию суд на основании статьи 1105 ГК РФ и статьи 56 Федерального закона «О животном мире» должен решить вопрос о взыскании стоимости этих объектов. При реализации гражданами, юридическими лицами незаконно добытых объектов животного мира, их частей и выработанной из них продукции взыскиваемая стоимость данных объектов должна включать в себя в том числе и сумму, полученную от реализации этих объектов.

В материалах дела имеются доказательства рыночной стоимости водных биоресурсов, которая определена в сумме *** руб., доказательства их иной стоимости суду не представлены.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взыскании государственная пошлина в сумме *** руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 , 329 , 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

решение Полярного районного суда Мурманской области от 30 августа 2013 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью «Полярный берег- 2» о возмещении ущерба, причиненного водным биоресурсам и стоимости неосновательного обогащения — удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Полярный берег- 2» в доход федерального бюджета сумму ущерба в размере *** ( ***) рублей *** копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Полярный берег- 2» в доход бюджета государственную пошлину в сумме *** ( ***) рублей *** копейки.

Ущерб водным биологическим ресурсам

Оглавление

Ущерб водным биологическим ресурсам

Принявший орган: None

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

  • Ущерб водным биологическим ресурсам
  • Ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
  • О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (с изменениями на 28 июня 2014 года) Федеральный закон
  • О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
  • О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного . (с изменениями на 18.10.2012) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
  • Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания Постановление Правительства РФ
  • Порядок компенсации ущерба водным биоресурсам Консультация
  • Ущерб водным биологическим ресурсам Консультация
  • Расчет экологического ущерба Консультация
  • Разрешение на размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду обитания Консультация
  • Компенсация ущерба водным биоресурсам Консультация
  • О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 21 июля 2014 года) Федеральный закон
  • Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам Приказ Росрыболовства
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)
  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
  • Материал актуален на 04.08.2014

    Ущерб водным биологическим ресурсам

    В соответствии со ст.52 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Граждане, должностные и юридические лица несут административную и уголовную ответственность за деяния, причинившие ущерб водным биологическим ресурсам.

    Хозяйственная деятельность на водных объектах рыбохозяйственного значения может повлечь за собой изменение среды, в которой она осуществляется. При изменении места обитания водных биоресурсов, происходит нарушение условий их жизнедеятельности, размножения, путей миграции и т.д.

    Чтобы обезопасить биоресурсное богатство водных объектов, избежать ущерба рыбному хозяйству нужно знать последствия, а также меры по предотвращению ущерба водным биологическим ресурсам.

    В соответствии со ст.53 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда.

    При отсутствии материалов экономической оценки ущерба водным биоресурсам, расчет осуществляется исходя из затрат на их восстановление.

    Расчет размера вреда водным биоресурсам

    Методика содержит процедуру расчета размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства, аварий, загрязнений водной среды, а также планируемой хозяйственной деятельности (Раздел II и Раздел III настоящей Методики).

    Раздел II применим в случае нарушений законодательства, стихийных бедствий, аварийных ситуаций, загрязнений среды обитания водных биоресурсов различными вредными веществами, углеводородами, отходами.

    Раздел III применяется для оценки негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на водные биологические ресурсы. Эта оценка отражается в материалах ОВОС при строительстве и реконструкции объектов, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрения новых технологий и производств, влияющих на состояние водных биоресурсов.

    Расчет размера вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в результате стихийных бедствий, аномальных природных явлений, аварийных ситуаций природного и техногенного характера

    Вред водным биоресурсам определяется в стоимостном выражении (ущерб) и является суммарной величиной понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды и затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов (п.7 Методики).

    В качестве исходных данных для расчета ущерба водным биоресурсам применяются показатели согласно п.9 Методики.

    Источниками получения исходных данных, используемых в расчетах ущерба, являются (п.10 Методики):

    • результаты обследований, исследований, лабораторных анализов и экспертиз, проводимых в рамках административных расследований фактов гибели водных биоресурсов и загрязнения среды их обитания;
    • результаты государственного мониторинга водных биоресурсов;
    • данные производственного экологического контроля;
    • научные данные подведомственных научно-исследовательских организаций и федеральных государственных бюджетных учреждений (бассейновых управлений) по организации рыболовства и сохранению водных биоресурсов Росрыболовства, а также таблицы 1 и 5 Приложения к Методике.
    • Размер ущерба водным биоресурсам зависит от последствий многостороннего воздействия его негативных факторов на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, а также величины составляющих его компонентов (понесенных убытков, упущенной выгоды, затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов), включающих (п.8 Методики):

    • размер ущерба от гибели водных биоресурсов (за исключением кормовых организмов);
    • размер ущерба от утраты потомства погибших водных биоресурсов;
    • размер ущерба от потери прироста водных биоресурсов, в результате гибели кормовых организмов (планктон, бентос) и водорослей, обеспечивающих прирост и жизнедеятельность водных биоресурсов;
    • размер ущерба от ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов (утрата мест нереста и размножения, зимовки, нагульных площадей, нарушение путей миграции, ухудшение гидрохимического и гидрологического режимов водного объекта);
    • затраты на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов и среды их обитания.
    • Размер ущерба водным биоресурсам определяется суммарной величиной его составляющих компонентов, рассчитанных для каждого вида водных биоресурсов (п.12 Методики).

      Согласно п.17 Методики, затраты на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов определяются исходя из затрат, необходимых для проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.

      Расчет размера вреда водным биоресурсам от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов и среды их обитания

      Расчет размера вреда водным биоресурсам выполняется для той части воздействия, которую невозможно предотвратить или снизить за счет выполнения предупредительных мероприятий (п.20 Методики).

      Определения последствий негативного воздействия не требуется при проведении (п.21 Методики):

    • инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий с отбором проб грунта донными пробоотборниками (гидроударные трубки, дночерпатели);
    • бурением скважин небольшого диаметра (до 200 мм) и небольшой глубины (до 100-150 м) для отбора проб грунта (кернов);
    • при сейсмоакустических исследованиях с использованием маломощных сигналов (мощностью менее 100 Дж);
    • при постановке на якоря научно-исследовательских судов и других плавсредств для отбора биологических проб и геологических кернов, при постановке на якоря судов при осуществлении хозяйственной деятельности, за исключением последствий негативного воздействия от постановки на якоря стационарных платформ или их оснований, полупогружных буровых установок (ППБУ), самоподъемных буровых установок (СПБУ) для геологического изучения недр, поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, добычи углеводородного сырья.
    • Источниками получения исходных данных о состоянии водных биоресурсов являются (п.26 Методики):

    • научные публикации, фондовые материалы рыбохозяйственных и научно-исследовательских организаций, в том числе подведомственных Росрыболовству, осуществляющих изучение;
    • ресурсные исследования водных биологических ресурсов и экосистем;
    • результаты государственного мониторинга водных биоресурсов и среды их обитания;
    • результаты производственного экологического контроля, инженерных изысканий и других специальных исследований.
    • При необходимости, для получения исходных данных о состоянии водных биоресурсов проводятся дополнительные научно-исследовательские работы, обследования водного объекта рыбохозяйственного значения в районе (акватории) намечаемой деятельности.

      Если суммарная расчетная величина последствий негативного воздействия, ожидаемого в результате осуществления намечаемой деятельности, незначительна (менее 10 кг в натуральном выражении), проведения мероприятий по восстановлению нарушаемого состояния водных биоресурсов и определения затрат для их проведения не требуется (п. 32 Методики).

      Последствия негативного воздействия намечаемой деятельности на состояние водных биоресурсов определяются следующими его компонентами (п.38 Методики):

    • полная потеря или снижение рыбохозяйственного значения водного объекта или его части вследствие ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов, в частности, в связи с полной или частичной потерей мест размножения, зимовки, нагула и путей миграции водных биоресурсов;
    • непосредственная гибель водных биоресурсов на разных стадиях их развития;
    • снижение количества (численности, биомассы) водных биоресурсов вследствие частичной или полной гибели кормовых организмов либо снижения продуктивности планктона, нектона, бентоса, составляющих кормовую базу водных биоресурсов.

    Негативное воздействие на водные биоресурсы и их последствия определяются при подготовке предварительного варианта материалов ОВОС и могут уточняться при подготовке их окончательного варианта (п.39 Методики).

    Результат исчисления размера вреда водным биоресурсам не может превышать величину запасов водных биоресурсов, обитающих в данном водном объекте рыбохозяйственного значения (п.53 Методики).

    Затраты на восстановление водных биоресурсов и среды их обитания определяются в стоимостном выражении исходя из последствий негативного воздействия намечаемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, которые определяются согласно пунктам 39-54 Методики, а также вида и объемов мероприятий, необходимых для восстановления водных биоресурсов и среды их обитания (п.55 Методики).

    В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с расчетом ущерба водным биоресурсам при планировании хозяйственной и иной деятельности, не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

    Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

    Полномочия за охраной водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

    Форум для экологов

    Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные
  • Компенсационные выплаты по водным биоресурсам

    Сообщение pev » 06 июл 2010, 14:32

    Сообщение pev » 09 июл 2010, 07:29

    Сообщение ЮВ » 09 июл 2010, 19:14

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, А ТАКЖЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И СРЕДУ ИХ ОБИТАНИЯ 28 июля 2008 г.N 569
    Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — заявитель),представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — заявка).
    4. В заявке указываются:
    д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

    ни о каких компенсационных мероприятиях, кроме как о возмещении не говорится
    по-моему с Вас ходят денег [!icon_wink]

    Сообщение pev » 09 июл 2010, 20:02

    может и хотят. в любом случае нужен этот расчет!
    Росрыболовство утверждает, что компенсация ущерба подразумевает под собой выпуск молоди, и то, что было обозначено в методике как компенсационные средства — это пережиток времен перестройки!

    Ладно, благодарю за помощь, будем искать выход, как это — Просящему да воздастся!

    Сообщение ЮВ » 09 июл 2010, 20:46

    pev писал(а): может и хотят. в любом случае нужен этот расчет!
    Росрыболовство утверждает, что компенсация ущерба подразумевает под собой выпуск молоди, и то, что было обозначено в методике как компенсационные средства — это пережиток времен перестройки!

    пусть разрабатывают новую методику, другой нет, руководствоваться нечем.
    насколько я понимаю, Вы тоже в свободное время рыборазведением не занимаетесь и соответствующих разрешений у вас нет.
    все, чего они хотят, это чтобы вы обратились в подведомственный рыбводхоз, который с радостью откликнется на вашу беду за ваши деньги.

    требуйте официальные письма, подключайте юристов, пишите в МПР.

    Сообщение прокси » 13 авг 2010, 07:48

    Сообщение pev » 13 авг 2010, 08:07

    ВООООТТТТТТ!! Только рыбвод информацию жилит. Вопрос — можно ли пользоваться при расчете информацией из инета и ссылаться на неё и будет ли это считаться верным при согласовании-утверждении в ТУ Росрыболовства, которые отдают проект на рецензирование в Рыбвод?

    и еще, а как быть с п. 2.1.3 «Временной методики оценки ущерба, наносимого рыбным запасам. «, где » в том случае, если ущерб запасам особо ценных видов рыб (осетровых, сиговых, лососевых и др) не наносится, а величина ущерба запасам других видов не превышает 50 т в год, проектировщик определяет только объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ . «?

    Сообщение ГлебыЧ » 13 авг 2010, 11:05

    Сообщение pev » 13 авг 2010, 11:44

    Сообщение Heleny » 19 авг 2010, 14:09

    Компенсационные выплаты по водным биоресурсам

    Сообщение pev » 19 авг 2010, 14:30

    sorokin_v6_2.png Вышло из печати второе издание книги Порядок оформления права пользования водным объектом .

    В книге обсуждаются вопросы оформления права пользования водным объектом или его частью по состоянию на 1 января 2020 года. Рассматриваются.

    Ответственность

    Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
    Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
    Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
    Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

    — исключительное право на воспроизведение;
    — исключительное право на распространение;
    — исключительное право на публичный показ;
    — исключительное право на доведение до всеобщего сведения

    и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
    Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
    При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

    Наш email: [email protected]

    ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
    Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
    Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
    Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

    Необходимость предотвращения и минимизации ущерба декларируются федеральными законами

    О.В.Родькина — ФГУП «ПИНРО»
    И.А.Егорова, Н.Р.Калинина — Баренцево-Беломорское
    территориальное управление Федерального агентства по рыболовству

    Одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики нашей страны является экологическая безопасность. Это способствует совершенствованию системы правового регулирования природопользования и ограничения негативного воздействия на природную среду хозяйственной деятельности.

    Основные принципы охраны водных объектов от антропогенных воздействий и, в частности, необходимость предотвращения и минимизации техногенного экологического, в том числе и рыбохозяйственного ущерба декларируются соответствующими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ (1-7).

    Сохранение естественных экосистем регулируется законодателем в контексте основных принципов охраны окружающей среды. В частности, к основным принципам охраны окружающей среды отнесены: приоритет сохранения естественных экологических систем, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем (ст. 3 закона «Об охране окружающей среды» ).

    Естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Законодательство о водных биоресурсах основывается, в частности, на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов (ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

    Любая хозяйственная деятельность человека на водных объектах, имеющих то или иное рыбохозяйственное значение, способная повлечь за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

    В морских биоценозах не существует замкнутых ареалов, поэтому экологическим итогом хозяйственной деятельности человека может стать разрушение природной экосистемы в акваториях полузамкнутых морей и прибрежной океанической зоны. Главная особенность структуры и функционирования крупной морской экосистемы заключается в том, что ее элементы тесно связаны между собой. Морские биотопы занимают обширные акватории, постоянно меняют свое положение и трансформируются как в межгодовом, так и сезонном аспекте.

    В соответствии с действующим законодательством при проектировании и осуществлении работ на водных объектах рыбохозяйственного значения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по максимальному предотвращению негативного воздействия на водные биологические ресурсы, условия их обитания и воспроизводства.

    Если эти мероприятия не позволяют избежать отрицательного влияния на экологические условия водных объектов и полностью обеспечить сохранение и воспроизводство объектов рыболовства, рыбоводства (аквакультуры) и кормовых организмов, производится оценка непредотвращаемого вреда (ущерба) водным биоресурсам — их потерь в натуральном выражении (потерь сырой (биологической) массы ежегодного общего запаса промысловых и потенциально промысловых объектов под влиянием всех прогнозируемых факторов воздействия планируемой деятельности), и, как следствие, разрабатываются компенсационные мероприятия и определяется размер компенсационных затрат.

    Компенсационные мероприятия должны обеспечить ежегодное пополнение промыслового запаса биоресурсов и прирост уловов (промысловый возврат) в объеме прогнозируемого ущерба.

    Целью данной работы является обзор действующей методической базы по оценке непредотвращаемого ущерба водным биоресурсам с позиций интересов рыболовства и положение дел с компенсацией непредотвращаемого ущерба.

    Расчет ущерба рыбному хозяйству является прикладным научным исследованием по оценке последствий (результата) конкретного вида деятельности на водные биологические ресурсы и основывается на следующих данных:

    — о характере, продолжительности и силе воздействия, возможных (прогнозируемых) последствиях планируемой деятельности на состояние, условия обитания (включая кормовую базу) и воспроизводства водных биоресурсов;
    — о таксономическом составе, структуре, численности, биомассе, пространственно-временном количественном распределении, состоянии и продуктивности водных биологических ресурсов района (участка) планируемой деятельности;
    — о сезонных и межгодовых изменениях условий обитания, влияющих на состав и распределение водных биоресурсов.

    Источником исходной информации биопродуктивности водных экосистем, используемой для исчисления размера вреда и разработки компенсационных мероприятий являются научные публикации и фондовые материалы рыбохозяйственных научно-исследовательских организаций, профильных организаций РАН и других ведомств, бассейновых ФГУ по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства, материалы инженерно-экологических изысканий.

    В настоящее время для оценки ущерба и определения компенсационных затрат на воспроизводство рыбных ресурсов используется «Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах» (Минрыбхоз, 1990 г.), далее Методика.

    Расчет ущерба рыбным запасам, согласно приведенным в Методике алгоритмам, производится по трем возможным вариантам:

    1. в случае полной потери рыбопродуктивности водоема или его части;

    2. в случае снижения рыбопродуктивности водоема вследствие ухудшения условий размножения, нагула и зимовки рыб;

    3. в случае непосредственной гибели кормовых организмов, рыб и других объектов водного промысла на разных стадиях развития.

    Методика включает также алгоритм расчета капитальных вложений на осуществление мероприятий, предотвращающих ущерб рыбным запасам.

    Ущерб рыбным запасам, независимо от уровня их эксплуатации оценивается разницей в уловах, возможных до и после осуществления проекта, изменяющего условия воспроизводства рыбных запасов.

    Независимо от того, ведется ли в данном водоеме промысел, за базу при расчетах ущерба рыбным запасам принимается возможный в естественных условиях ущерб при рациональном ведении рыболовства (сохранении уровня воспроизводства) годовой улов на единицу площади водоема.

    При этом учитывается, что методика ориентирована на компенсационные мероприятия, восполняющие объем годовых потерь, возникающих в результате строительства, реконструкции, расширения предприятий.

    Ряд недостатков данной Методики позволяет интерпретировать ее положения и оставляет широчайшее поле для произвольной трактовки, тем самым определяя значительную зависимость результата расчетов, проводимых различными специалистами, от квалификации последних, а именно:
    — узкая направленность методики для оценки ущерба рыбным запасам в пресноводных водных объектах, т.к. не учитываются особенности структуры морских экосистем;
    — не предусмотрен расчет ущерба промысловым беспозвоночным;
    — отсутствуют методы расчета параметров зон воздействия;
    — в составе потерь кормой базы промысловых рыб не учитываются потери наличной биомассы планктона и бентоса, а только их потенциальной продукции;
    — коэффициенты по кормовой базе рыб требуют уточнения;
    — методика не имеет статуса нормативного документа (не зарегистрирована в Минюсте).

    Оценку влияния и расчет ущерба водным биологическим ресурсам должны осуществлять рыбохозяйственные научно-исследовательские институты и институты биологического профиля, независимо от их ведомственной принадлежности, которые обладают банком данных и опытом в оценках ущерба водных биологических ресурсов.

    Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с расчетом ущерба водным биоресурсам при планировании хозяйственной и иной деятельности, не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Тем самым не ограничено количество организаций, которые могут заниматься выполнением расчетов ущерба водным биоресурсам.

    Хозяйствующие субъекты обращаются за расчетами ущербов в различные организации. Данные расчеты в водных объектах Мурманской области проводят такие институты, как ВНИРО, ПИНРО, ММБИ, ГОСНИОРХ, а могут производить расчеты и сами хозяйствующие субъекты.

    При этом расчеты затрат на компенсационные мероприятия производятся на основе норм удельных капитальных вложений и текущих затрат (эксплуатационных расходов на единицу производственной мощности (промыслового возврата) следующих предприятий по воспроизводству рыбных запасов: и при реконструкции Тайбольского рыбоводного завода (выращивание молоди сёмги), и при реконструкции Норильского рыбоводного завода (выращивание молоди муксуна), и при строительстве второй очереди Невского лососевого рыбоводного завода (выращивание балтийского лосося). Удельные капитальные вложения на 1 т промвозврата во всех трёх случаях различные. Пользуясь одной методикой, разные научные организации закладывают различные экономические показатели, и имеют свои специфические подходы к расчетам ущербов водным биоресурсам.

    Давно идет речь о том, что Временная методика нуждается в пересмотре, ведется разработка новой Методики. А пока зачастую ущербы водным биоресурсам не отражают реального ущерба и оказываются значительно заниженными. Так, при проведении инженерных изысканий для разработки ТЭО (проект) портового транспортно-технологического комплекса (ПТТК) в районе с.п. Териберка в губах Орловка, Завалишина, Корабельная и Опасова, включающих бурение инженерно-геологических скважин, непрерывное сейсмоакустическое профилирование (НСП), гидролокацию бокового обзора (ГЛБО), магнитометрия и др. ущерб составил 318,26 рублей (0,134 кг в пересчете на семгу). Данный ущерб считается крайне незначительным. Планирование выполнения работ по искусственному воспроизводству на данную сумму невозможно.

    В тоже время известно, что прибрежные морские акватории являются районами наибольшей биологической продуктивности. В силу своей относительно небольшой площади, биота таких районов весьма уязвима к негативному воздействию различных неблагоприятных (в том числе и антропогенных) факторов. Учитывая данное обстоятельство, единственной мерой, предотвращающей реальный ущерб ВБР, является не компенсация ущерба, а запрет на проведение работ в период основных репродуктивных процессов гидробионтов.

    В тех случаях, когда сами хозяйствующие субъекты, заинтересованные в проведении работ, производят расчет ущерба, зачастую допускаются некорректные подходы по оценке рыбохозяйственной значимости районов проводимых работ.

    Компенсация вреда водным биоресурсам рассматривается посредством рыбоводно-мелиоративных мероприятий.

    Согласно Методике, рыбоводно-мелиоративные мероприятия для компенсации ущерба, как правило, должны осуществляться в том же водоеме или бассейне, где ожидается этот ущерб, а при отсутствии такой возможности — в других водоемах или бассейнах данного региона.

    В рамках Методики, по существу, предусмотрен только один вид компенсационных мероприятий — рыбоводно-мелиоративные, которые должны обеспечивать ежегодное пополнение промысловых запасов объектов рыболовства в объеме прогнозируемого вреда. Данными мероприятиями предусматривается восстановление утраченных биоресурсов, вне зависимости от их вида, за счет выпуска молоди ценных видов рыб рыбоводными заводами.

    Существующая практика компенсации ущерба в Мурманской области, предусматривает в основном, компенсационные мероприятия, направленные на воспроизводство лососевых.

    Проблема такого пути компенсации ущерба рыбным ресурсам — неэквивалентная, в экологическом плане, замена одних видов рыб на другие, особенно заметная в случае нанесения ущерба морской ихтиофауне. Поэтому ущерб должен компенсироваться не только лососевым, по которым мы имеем возможности для воспроизводства, но и наиболее ценным промысловым объектам морских экосистем.

    При невозможности сохранения продуктивности естественных водных объектов и водохранилищ, данной Методикой, допускается возможность компенсации ущерба рыбным ресурсам путем строительства товарных рыбоводных хозяйств (товарное рыбоводство) в данном районе. Этот пункт методики открывает широкие возможности рассматривать развитие хозяйств аквакультуры (марикультуры) в качестве компенсационных мероприятий.

    Развитие аквакультуры, реконструкция и модернизация рыбоводных заводов включены в основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 — 2010 годы в части рыбохозяйственного комплекса.

    Государственная политика заключается в пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов ценными промысловыми видами водных биологических ресурсов. За счет искусственного воспроизводства обеспечивается более 90 процентов запасов осетровых видов рыб бассейнов Каспийского и Азовского морей и около 60 процентов запасов тихоокеанских лососей (9).

    В современных экономических реалиях развитие хозяйств аквакультуры (марикультуры), пастбищного выращивания ценных видов гидробионтов должно рассматриваться в качестве главного компенсационного мероприятия при нанесении непредотвращаемого ущерба водным биоресурсам морских экосистем (10).

    Несмотря на имеющиеся недостатки существующей Методики, работа в данном направлении проводится, гораздо хуже обстоят дела с компенсацией непредотвращаемого ущерба.

    Общая сумма рассчитанных компенсационных средств за 2005 — 2009 г.г. по Мурманской области составила 61 млн.51 тыс. рублей. Часть хозяйственных работ, на которые производился расчет ущерба, еще не выполнялась и находится только в планах, а часть работ, на рассчитанную компенсационную сумму 4 млн.168 тыс. рублей, уже выполнена или находится на стадии выполнения. Наглядно данная ситуация представлена в таблице 1.

    Таблица 1 Сумма рассчитанных и не возмещенных компенсационных средств

    2005 2006 2007 2008 2009 итого
    Расчетная сумма компенсационных средств (рублей) 503 417,00 1603 436,00 15 254 016,63 41710 261,28 1979 965,35 61051096,26
    Работы выполнены,ущерб не возмещен(рублей) 503 417,00 1342 831,00 609 649,63 957167,76 755 406,01 4168 471,40

    До 2005 г. компенсационные средства направлялись в систему рыбводов на выполнение рыбоводно-мелиоративных мероприятий.

    Начиная с 2005 г. старый порядок направления средств отменен, а новый ещё не выработан.

    В настоящее время, в соответствии с приказом ФАРа от 21.01.2009 г. №19 «Об осуществлении искусственного воспроизводства ВБР в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба ВБР и среде их обитания» на основании утвержденных Росрыболовством мероприятий по искусственному воспроизводству ВБР должны заключаться договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями об искусственном воспроизводстве.

    Приказом ФАР от 05.12.2008 г. № 391 утверждены мероприятия по искусственному воспроизводству ВБР в 2009 г. данные мероприятия по Мурманской области включают выпуск молоди семги в количестве 0,302 млн штук, заготовку производителей, получение половых продуктов, закладку икры на инкубацию, инкубацию икры для обеспечения выпуска 0,561 млн штук годовиков лососевых в 2011г., отлов хищных и малоценных видов рыб. Однако осуществление данных мероприятий финансируется из федерального бюджета, а не за счет компенсационных средств.

    На деле получается, что закон с реальностью существуют в параллельных мирах, и хозяйствующим субъектам некуда перечислять компенсационные средства.

    Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству совместно со специалистами ФГУП ПИНРО и ФГУ «Мурманрыбвод» проведены совещания, разработаны мероприятия и составлена программа по искусственному воспроизводству ВБР в счет компенсационных средств на 2009-2010 гг. Заседанием постоянно действующей комиссии по искусственному воспроизводству ВБР были одобрены предложения по первому этапу работ — воспроизводству сига в бассейнах рек Тулома и Пиренга.

    Предложения о включении дополнений по искусственному воспроизводству сига на рыбоводных заводах ФГУ «Мурманрыбвод» в Мероприятия по искусственному воспроизводству на 2009 г. были направлены в Федеральное агентство по рыболовству. Однако до настоящего времени, данные предложения не утверждены. Таким образом, договоры на воспроизводство не заключаются, ущерб водным биоресурсам с 2005 г. не компенсируется.

    Выводы:

    1. Используемая в настоящее время для оценки ущерба и определения компенсационных затрат на воспроизводство рыбных ресурсов «Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах» (Минрыбхоз, 1990г.) не совершенна. Необходима научно проработанная Методика, обеспечивающая эффективное решение всех типов воздействия, содержащая единую систему оценки основных параметров.

    2. Для наиболее рациональной и полной компенсации прогнозируемого ущерба необходимо разработать взаимосогласованные мероприятия по компенсации ущерба промысловым гидробионтам.

    3. Необходимо разработать технологии пастбищного воспроизводства ценных промысловых гидробионтов морских экосистем.

    4. Необходимо Положение о порядке компенсации непредотвращаемого ущерба, наносимого водным биоресурсам при осуществлении хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе при разработке минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации.

    Список использованной литературы:
    1. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ.
    2. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ.
    3. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11.1995 № 187-ФЗ.
    4. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ
    5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 10.01. 2002; № 7-ФЗ
    6. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Утверждены Постановлением Правительства РФ 13.08.1996 г. № 997.
    7. Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР 15.09.1958. № 1045 (с изменениями и дополнениями на 01.01.1988 г.) (зарегистрировано Минюстом РФ 30.06.2000 г. № 2296
    8. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. №166-ФЗ
    9. Концепция Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2013 годах». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 681-p
    10. Титов О.В., Прищепа Б.Ф., Пестрикова Л.И., Новиков М.А. Искусственное воспроизводство промысловых гидробионтов как способ компенсации ущерба от хозяйственной деятельности на шельфе в отношении водных биологических ресурсов //Нефть и газ арктического шельфа — 2008: Материалы международной конференции. Мурманск, 12-14 ноября. Мурманск: ММБИ КНЦ РАН, 2008. — С. 288-294. Н.Шуйский В.Ф., Дрозжина К.С, Максимова Т.В., Петров Д.С. Современное состояние нормативно-методической базы оценки техногенного рыбохозяйственного ущерба пресноводным и эстуарным экосистемам //экология антропогена и современности: природа и человек. — Докл. междунар. конф. — Астрахань, Волгоград, 24-27 сент. 2004 г. — СПб.: Гуманистика, 2004

    Смотрите так же:  Многодетная мать увольнение с работы

Оставьте комментарий