Экологический налог в россии

Бизнес

Промышленность

Берегите природу: в России могут ввести новый налог

Новый экологический налог могут ввести в России

Правительство обсуждает введение экологического налога, который заменит сбор с предприятий за сброс неочищенных вод. Новый налог должен подстегнуть «грязные» предприятия перейти на современные очистные сооружения, считают чиновники. Впрочем, бизнес выступает против таких нововведений.

В правительстве рассматривают возможность заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог, рассказал в интервью «Российской газете» руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов. В настоящее время плата за сбросы загрязняющих веществ зависит от объемов таких веществ, от их видов и от региона, где находится предприятие.

«Сейчас финансовым блоком правительства обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог. Такой налог может быть дополнительным стимулом для «грязных» промышленных и коммунальных предприятий использовать современные технологии очистки»,

По его словам, государство помогает предприятиям, модернизирующим очистные сооружения. В частности, субсидирует процентную ставку по кредитам, взятым на эти цели. Субсидии уже получили 40 организаций на сумму 5,3 млрд рублей. Общая стоимость реализуемых проектов составила 146,2 млрд рублей, указал Кириллов.

Ранее стало известно о том, что Министерство финансов России намерено внести в Налоговый кодекс пять новых глав, которые коснутся экологического налога, утилизационного сбора, сбора с пользователей автодорог, налога с операторов связи и гостиничного сбора. Таким образом, ведомство кодифицирует платежи, которые в настоящий момент являются неналоговыми.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс не приведет к увеличению фискальной нагрузки.

При этом Дмитрий Медведев, подводя в среду, 17 апреля, итоги работы кабинета в Госдуме за прошлый год, заверил, что налоговая нагрузка в России не будет увеличиваться на протяжении следующих шести лет. По его словам, правительство по данному вопросу приняло «принципиальное решение». «Мы приняли принципиальное решение — в ближайшие шесть лет налоговую нагрузку не увеличивать», — сказал Медведев

Однако проблема интеграции неналоговых платежей в налоговый кодекс беспокоит бизнес-объединения. Они считают, что обновленный Налоговый кодекс увеличит нагрузку на бизнес. Об этом в письме президенту Владимиру Путину написали «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Законопроект Минфина фактически приравнивает неналоговые платежи к налоговым, что позволит налоговой блокировать счета компании за неуплату утилизационного или курортного сбора, опасается бизнес.

Что касается экологического налога, он был предложен Минфином летом 2018 года. Как отметили в ведомстве, замена экологического сбора на экологический налог не повысит расходы бизнеса на выплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

Сейчас взимание платы за загрязнение окружающей среды не эффективно, указывают в Минфине. По этой причине государственные экологические программы финансируются из других статей бюджета. Введение экологического налога позволит существенно увеличить природоохранные поступления, поскольку его расчет будет производится исходя из необходимых ежегодных затрат бюджета на охрану экологии, отмечало ведомство.

В марте российский президент Владимир Путин призвал «не спешить» с введением экологического налога.

«Понимаю, что есть последствия определенные, и прошу Антона Германовича (Силуанова, главу Минфина — «Газета.Ru») с этим не спешить, тем более что это пока не законопроект, а одна из идей Минфина. Ничего здесь пока не сформулировано окончательно», — сказал президент в ходе пленарного заседания съезда РСПП.

Глава государства отметил, что предпринимателям все равно, по каким каналам платить, ведь «эти неналоговые платежи становятся неподъемными». «Поэтому Минфин и сделал это предложение — внести экологические платежи, упаковать их в Налоговый кодекс», — указал Путин.

Спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов ранее выступил против идеи Минфина. «Я не за налоги, а за плату. Я не противник Минфина, но налоги должны касаться всех или почти всех, а негативное воздействие на экологию оказывает не вся промышленность — это сырьевики, металлурги, но не сфера ИТ», — пояснил свою позицию Иванов.

Экологический налог в 2020 году

ekologicheskiy_nalog_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

Экологический налог в России в 2020 году не введен, законодательная инициатива по этому вопросу на сегодня оформлена в виде ]]> проекта закона ]]> , вносящего изменения в НК РФ. Если предложенные поправки будут приняты, новый формат взимания экологических платежей заработает с начала 2020 года. Суть предложения — в унификации подхода в расчетах с бюджетом по платежам, направляемым на сохранение благоприятной экологической ситуации.

Новый экологический налог

Минфин путем ввода в Налоговый кодекс очередной главы для нового вида налога стремится объединить в одном платеже плату за выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления. Эта мера призвана обеспечить высокую собираемость средств на решение экологических проблем. То есть, планируется не увеличить уровень фискальной нагрузки на налогоплательщиков, а трансформировать действующие сегодня сборы в налоговые поступления. Плюсы этого шага есть для всех участников взаимодействия:

государство получает больше гарантий в вопросах собираемости средств, так как ответственность за неуплату налога больше, чем в отношении неналоговых сборов;

для представителей бизнеса упрощается работа с законодательной базой за счет унификации подхода в расчетах с бюджетом и сосредоточении информации об алгоритме работы с фискальной системой в одном документе.

Экологический налог в 2020 году рассматривается как замена платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Объектом налогообложения будет выступать объем загрязнения в результате осуществления выбросов в воздух, в объекты водных ресурсов, при захоронении, накоплении или размещении отходных масс. Налог не будет взыскиваться за урон окружающей среде при проведении мероприятий, финансируемых из бюджетов разных уровней. Освобождение от налога предлагается ввести для процедуры накопления отходов с целью их дальнейшей утилизации или обезвреживания (льгота сохраняет актуальность в течение 11 месяцев со дня появления отходов).

Экологический налог предполагается рассчитывать отдельно по каждому объекту и источнику загрязнения, загрязняющему веществу. Налоговая база может быть представлена объемом выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, показателями объема или массы фактически образовавшихся в налоговом периоде и размещенных отходов за вычетом материалов, направленных на переработку. При определении размера налоговой базы будут учитываться выделенные нормативы отходов и объемы превышения обозначенных лимитов.

Ставка экологического налога в 2020 году предлагается к вводу по дифференцированной шкале с привязкой к классу опасности отходных масс и виду загрязняющего вещества. Законопроектом предусматриваются тарифы налогообложения в рублях за каждую тонну по видам загрязняющих веществ – минимальная ставка равна 0,1 руб., а максимальные значения исчисляются в миллионах рублей за тонну. В зависимости от класса опасности, присвоенного отходам, предусмотрены ставки от 1,1 руб. (V класс для практически неопасных отходов добывающей промышленности) до 4643,7 руб. за тонну (отходы чрезвычайной опасности I класса). Если раздельный учет по видам отходов налогоплательщиком не ведется, ко всему объему образованных отходов применяется наибольшая ставка.

Проектом предусмотрен механизм индексации с 2021 года базовых ставок с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего уровень изменения потребительских цен. Если же речь идет о загрязнении территорий или природных объектов, находящихся под особой охраной, к ставкам налогообложения применяется особый корректирующий коэффициент, равный 2. Помимо этого, в законопроекте по экологическому налогу (в 2020 году еще не принятому) рассматривается комплекс других понижающих и повышающих коэффициентов, в частности:

при внедрении новейших технологий, действие которых направлено на минимизацию объема выбросов, коэффициент равен 0;

корректировка на 0,3 осуществляется при размещении своих отходов (в пределах лимитов) на собственных площадках;

коэффициент 0,33 актуален при размещении отходных масс IV класса опасности, которые были получены в результате обезвреживания отходов II класса;

0,5 – если размещаются отходы IV или V класса опасности, которые были образованы при утилизации промышленных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

0,67 – при размещении обезвреженных отходов II класса, которым присвоен уровень III класса опасности;

0,49 – при размещении отходов III класса, которые образованы после обезвреживания отходов IV класса;

1 – за выбросы или отходы в пределах соответствующих нормативов и лимитов;

25 – при превышении размера выделенных лимитов по размещенным отходам, а также при соблюдении временно разрешенных объемов выбросов, сбросов;

100 – за превышение нормативов выбросов и сбросов, действующих для объектов I и II категорий.

Налогоплательщики смогут воспользоваться налоговым вычетом путем уменьшения обязательства перед бюджетом на размер расходов, связанных с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, произведенных в налоговом периоде, но не более 70% от суммы налога за год.

Экологический налог (в 2020 году рассматривается лишь законопроект) — это налог с годовым налоговым периодом. Обязательства налогоплательщики должны будут исчислять самостоятельно по каждому объекту. В течение года необходимо вносить авансовые платежи (за исключением субъектов малого и среднего бизнеса) в размере ? от суммы налога за прошлый год – до 20 числа в первом месяце после истекшего квартала. Окончательное погашение обязательств за год должно производиться в срок до 1 марта (включительно). Организациям ежегодно придется подавать декларацию по налогу.

Плательщики экологического налога

Налог будут обязаны платить организации, ИП и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в территориальных границах РФ с нанесением вреда окружающей среде путем образования отходов или через осуществление выбросов в воздух, сбросов в водные объкты.

Экологический налог в РФ по твердым бытовым отходам должны будут платить региональные операторы по обращению с коммунальными отходами.

Не являются налогоплательщиками лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории (с соответствующим документальным подтверждением), или образующие лишь твердые коммунальные отходы.

Регистрация налогоплательщиков в ИФНС осуществляется с привязкой к месту нахождения объектов налогообложения, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог в россии

В России может появиться новый экологический налог, который заменит платежи за сброс неочищенных вод. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов.

«Сейчас финансовым блоком правительства обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков в водные объекты на экологический налог. Такой налог может быть дополнительным стимулом для «грязных» промышленных и коммунальных предприятий использовать современные технологии очистки», — рассказал Кириллов.

В настоящее время плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты определяется в соответствии с постановлением правительства и зависит как от объемов загрязняющих веществ, так и от их видов, а также от региона, где находится предприятие.

При этом власти признают, что недостаточная очистка стоков приводит к тому, что крупнейшие реки Европейской части России (Волга, Дон, Урал) остаются сильно загрязненными. Ранее предлагались различные варианты исправления ситуации. Так, например, в 2016 году глава Минприроды Сергей Донской предлагал создать специальный фонд из средств, поступающих от загрязняющих воду предприятий. Предполагалось, что деньги из него пошли бы как на строительство и модернизацию очистных сооружений, так и на оздоровление водоемов.

Ранее Минфин подготовил включение в Налоговый кодекс шести неналоговых платежей — утилизационного, экологического и гостиничного сборов, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду, сборов с большегрузов и с операторов связи. Изначально их планировалось ввести в 2020 году, однако после консультаций с бизнесом Минфин отложил вступление в силу поправок в кодекс на 2021 год.

Экологический налог перенесли на год

В стране не хватает правильных отходов

Сточные трубы продолжают сбрасывать отходы в российские водоемы. Фото с сайта www.greenpeace.org

После вала критики со стороны бизнеса Минфин представил новый вариант перевода части экологических платежей в Налоговый кодекс. Начало реформы перенесли на год, а предпринимателей обещают не арестовывать за неуплату эконалога в течение 10 лет.

В середине апреля некоторые предприятия страны начали отчитываться о выполнении государственного норматива по утилизации отходов. Например, о 100-процентном выполнении этого норматива в 2018 году отчитался перед Росприроднадзором ЭкоШинСоюз – объединение крупнейших производителей и импортеров резиновых покрышек для автомобилей.

После того как несколько лет назад правительство РФ объявило о возможности производителям и импортерам некоторой продукции (тех же шин, электроники) вместо оплаты экологического сбора самим заниматься переработкой закончившей свой век продукции, такие бренды, как «Континентал», «Ханкук», «Мишлен», «Нокиан и «Йокохама», создали союз, который провел аудит более 50 компаний – переработчиков шин, заключил договоры на утилизацию с 20 из них по всей России. За два года работы договорились с более чем 300 шиномонтажей и 1,5 тыс. предприятий, в которых есть автомобили, было собрано и утилизировано 90 тыс. тонн отходов. На весь проект было потрачено около 300 млн руб.

Смотрите так же:  Доверенность на право получения справки об отсутствии судимости

Однако в какой-то момент вся эта работа оказалась под угрозой со стороны того же правительства. В августе прошлого года Минфин опубликовал проект о включении неналоговых платежей, в том числе утилизационного, экологического и за воздействие на окружающую среду, в Налоговый кодекс. Бизнес высказался резко против, в том числе из за того, что таким образом работа по другому, не так давно введенному закону о самостоятельной переработке предприятиями или привлечении для этого подрядчиков практически перечеркивалась (речь о так называемой расширенной ответственности производителей (РОП), на основании которой и действует тот же ЭкоШинСоюз).

Кроме того, предприниматели опасались, что за неуплату новых налогов теперь вместо штрафов им придется нести совсем другую ответственность, вплоть до уголовной. В начале апреля Министерство финансов России представило новую редакцию законопроекта о включении квазиналогов в Налоговый кодекс и стартовал новый раунд общественного обсуждения. Некоторые ассоциации готовы принять изменения, но РСПП по-прежнему противится. В качестве арбитра пришлось даже пригласить президента Владимира Путина, который попросил вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова не педалировать процесс (изначально планировалось, что новые налоги появятся уже с 1 января 2020.

В пресс-службе Минфина «НГ» сообщили, что предлагаемые новации не предполагают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения размера налоговой нагрузки – они направлены на создание понятных и предсказуемых условий ведения бизнеса, систематизируют уже существующие сегодня платежи, ограничивают федеральные и региональные власти в введении новых сборов или изменении их размеров.

Там напомнили, что по итогам состоявшегося недавно заседания рабочей группы по вопросам неналоговых платежей, в котором приняли участие представители бизнес-ассоциаций, Минфина, Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты, была достигнута договоренность о переносе реформы на год, с 1 января 2021 года, чтобы дать бизнесу больше времени на адаптацию к новым условиям.

В Минфине также сообщили, что в разрабатываемом пакете документов будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение законодательства по новым налогам.

«Если возможность самостоятельной утилизации в рамках РОП будет сохранена, то мы готовы поддержать предлагаемые Минфином изменения. В новом проекте предусмотрен налоговый вычет в случае, если производители и импортеры самостоятельно занимаются сбором и утилизацией отходов. Эта мера нас устраивает», – сказал «НГ» представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Вместе с тем эксперт считает, что деятельность правительства по работе с отходами трудно назвать эффективной. «В стране нет проблемы с переработкой отходов, так как существует немало заводов, которые занимаются этим. Проблема в том, что пока их мощности очень часто не загружены – отходов не хватает. Мусорная реформа идет туго, муниципалитеты никак не могут наладить нормальный сбор отходов. И если о раздельном сборе мусора хотя бы говорят, то о специальном, предназначенном для утилизации электробытовой техники, мало кто слышал. Мы торим какие-то свои пути, хотя в Европе давно все налажено, там и раздельным и специализированным сбором занимаются муниципалитеты».

«Подобные законодательные изменения скорее ведут к росту эффективности финансового администрирования, то есть сбора денежных средств у предприятий, чем к экологическим улучшениям, – говорит руководитель департамента Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов. – Предприятия, имеющие ответственную позицию перед обществом, и так выполняют государственные нормативы, и появление более жесткого регулирования для них станет лишь дополнительной административной нагрузкой. А для недобросовестных предприятий внедрение очистных технологий будет лишь вопросом сравнения расходов на выплаты штрафов и налогов и затрат на эти самые очистные технологии».

По мнению эксперта, в сложной экономической обстановке более разумным стимулом к модернизации могли бы стать не новые налоги, а целевые вычеты из старых. «Очень не хотелось бы, чтобы в результате принуждения недобросовестных предприятий к более ответственной позиции пострадали те предприятия, которые и без указаний государства заботятся об экологии», – говорит Удилов.

«Перед вводом нового налога, средства от которого в теории могли бы способствовать модернизации оборудования, необходимо привести в порядок нормативную базу. Сейчас активно обсуждается приказ 63, согласно которому требования к сливным водам в разы выше, чем к питьевой воде, что мешает предприятиям обновить давно устаревшие очистные сооружения. И подобных нестыковок по всей стране достаточно много, – сказал «НГ» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. – Если раньше на подобные нестыковки смотрели сквозь пальцы, то после включения экологического сбора в Налоговый кодекс ответственность предпринимателей вырастет в разы».

«Если мы нацелены на экономический рост, то загрузка предприятий металлургии и машиностроения – а вместе с ней и выбросы в атмосферу – будет безальтернативно увеличиваться. Если мы морально сдались сценарию медленного, квазирецессионного роста, то будет недозагрузка мощностей, и новый налог, даже если он будет введен, вряд ли приведет к значительному притоку средств в казну, – считает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога

Экологический налог — понятие, которое на сегодняшний день отсутствует в НК РФ. В России оно неофициально используется для обозначения некоторых платежных обязательств — экологического и утилизационного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако скоро в кодексе может появиться отдельная глава, посвященная этому налогу.

Экологические налоги в России: перспективы введения

Экологический налог в Российской Федерации на данный момент не является юридической категорией. Данное понятие не закреплено в каких-либо источниках права. Некоторые эксперты ожидают, что этот налог будет дополнять транспортный налог, установленный гл. 28 НК РФ. Так, на уровне Правительства рассматриваются инициативы по введению норм, позволяющих государству взимать сбор с владельцев автомобилей, исходя из экологических характеристик транспортных средств.

Экологический налог, таким образом, предполагается взимать в корреляции с интенсивностью загрязнения окружающей среды тем или иным транспортным средством. Вероятно, в первую очередь он будет рассчитан на владельцев автомобилей устаревших моделей, что, по мнению чиновников, поможет стимулировать приобретение россиянами машин новых марок, в том числе отечественного производства. Это положительно скажется на рынке автомобильного ритейла и положении дел на российских автозаводах.

Оценка правительственной инициативы по введению экологического налога неоднозначна. С одной стороны, эксперты считают, что соответствующий сбор, действительно, может стать дополнительным драйвером роста автомобилестроения и продаж транспортных средств в Российской Федерации.

С другой стороны, такая инициатива оценивается как не вполне корректная в силу того, что многие российские автолюбители, владея машиной, могут фактически не пользоваться ей. Нередко автомобили старых, неэкологичных моделей стоят в гараже как вспомогательное средство транспорта, в то время как их владельцы ездят на более новых авто. Соответственно, существенного вреда окружающей среде такие машины не приносят, но, исходя из логики предлагаемой инициативы, человеку придется платить за них налог.

Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

Отметим, что в правовой системе РФ зафиксировано понятие «экологический сбор». Оно раскрывается в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89.

Экологический сбор — это не налог, однако относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.

О том, в каких конкретно случаях производители и импортеры становятся плательщиками этого сбора, читайте в материале «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Ставка экологического сбора определяется, исходя из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку, а также утилизацию конкретного изделия или единицы его массы (п. 5 ст. 24.5 закона № 89).

Денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет от плательщиков экологического сбора, будут направлены на реализацию государственных программ в форме выплаты субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических региональных программ, направленных на оптимизацию обращения с отходами, а также компенсацию издержек на утилизацию товаров, утерявших потребительские свойства (п. 10 ст. 24.5 закона № 89).

Таким образом, между понятиями «экологический налог» (его юридическое закрепление предполагается в перспективе) и «экологический сбор» (уже зафиксированного в источниках права) есть следующие ключевые различия:

  • первое предполагает регулирование посредством положений НК РФ, второе — общим налоговым законодательством, а также подзаконными правовыми актами (в данном случае — постановлениями Правительства РФ);
  • первое предполагает отнесение к налоговым доходам бюджета (по всей вероятности, федерального), второе классифицируется как неналоговый сбор;
  • налоговые поступления в федеральный (и иные) бюджет впоследствии могут расходоваться на разные цели, а в случае с экологическим сбором поступившие средства должны использоваться в конкретных целях.
  • О ключевых моментах, определяющих правила расчета сбора, оплаты и подачи отчетности по нему, читайте в статье «Пример заполнения декларации по экологическому сбору».

    Плата за вредное воздействие на экологию

    Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, плата за НВОС существует уже давно. Она была установлена законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7.

    Рассматриваемый платеж — это, как и экологический сбор, не налог. Его статус звучит как «публично-правовой платеж» (определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О), который можно отнести к категории фискальных сборов. В данном случае — сборов компенсационного характера (за вредное воздействие на экологию).

    Перечислять плату за НВОС должны организации и физлица, как российские, так и иностранные, которые работают в РФ в сфере природопользования, а также те фирмы, которые пользуются арендованным оборудованием, оказывающим вредное воздействие на экологию.

    Расчет данной платы предприятия осуществляют самостоятельно в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ:

    • от 28.08.1992 № 632;
    • от 12.06.2003 № 344.
    • Перечислять соответствующие платежи необходимо до 20 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

      Администрирует соответствующие платежные обязательства Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

      Итак, ни экологический сбор, ни плата за вредное воздействие на окружающую среду в РФ на данном этапе не являются налогами. Поэтому понятие экологического налога пока в законодательстве РФ никак не закреплено.

      Экологический налог в Беларуси

      Вместе с тем де-юре данный термин присутствует в другой стране ЕАЭС — Беларуси, и потому нам, россиянам, ожидающим введения в РФ налога экологического, полезно будет изучить опыт соседнего государства в части правовых норм, регулирующих его исчисление и уплату.

      О составе ЕАЭС и обязанностях его членов читайте в статье «Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)».

      Экологический налог в Беларуси вполне соответствует критериям полноценного налога. Положения, регулирующие его исчисление и уплату, зафиксированы на уровне национального законодательства, а именно — в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

      Так, плательщиками соответствующего налога, установленного в Беларуси, являются организации и ИП. Также к субъектам уплаты этого налога относятся собственники отходов производства, практикующие захоронение подобных веществ.

      Объектами налогообложения признаются:

    • выбросы веществ в атмосферу;
    • сброс водных стоков;
    • хранение и захоронение веществ, относящихся к отходам производства;
    • ввоз в Республику Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой, как в чистом виде, так и в составе какой-либо продукции.
    • Базу экологического налога в Беларуси формируют зафиксированные объемы:

    • выбросов веществ в атмосферу;
    • сточных вод;
    • веществ, относящихся к категории производственных отходов и подлежащих хранению либо захоронению;
    • веществ, разрушающих озоновый слой (представленных в чистом виде либо в составе продукции).
    • Дифференцирование ставок налога

      Ставки по экологическому налогу в Беларуси установлены для каждого объекта налогообложения и практически ежегодно меняются в сторону повышения.

      Если речь идет о выбросах веществ в атмосферу, то их величина зависит от класса опасности веществ. Если не определено, к какому классу опасности относится то или иное вещество, выбрасываемое в атмосферу, экологический налог не исчисляется.

      Что касается ставки по экологическому налогу за сброс предприятиями сточных вод, ее величина зависит от типа водоема, в который производится сброс.

      Экологический налог на отходы зависит от класса опасности этих отходов. Существуют и ставки для сбора за хранение отходов, также зависящие от класса их опасности, причем за хранение отходов 4 класса опасности взимание экологического налога в РБ не предусмотрено.

      Есть ставка, установленная в отношении экологического налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ, включая те, что присутствуют в составе какой-либо продукции.

      Налоговый период, расчет суммы налога, сроки уплаты

      Налоговый период экологического налога в Беларуси (кроме сбора за ввоз озоноразрушающих веществ) — календарный квартал. Налогоплательщики обязаны предоставлять в Министерство по налогам и сборам РБ декларацию до 20 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом.

      Декларации по налогу за хранение веществ, относящихся к отходам производства, предоставляются в упомянутое ведомство до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором у плательщика возникло обязательство по перечислению в госбюджет данного налога.

      Уплата в бюджет РБ экологического налога (кроме той его разновидности, что предусмотрена за ввоз в Беларусь озоноразрушающих веществ) осуществляется ежеквартально до 22 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом. Уплата в госбюджет налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ должна осуществляться еще до того, как они будут ввезены на территорию республики.

      Уплата в госбюджет экологического налога плательщиками, которые владеют объектами захоронения веществ, относящихся к категории отходов, должна осуществляться в корреляции с суммами, которые перечисляют им собственники данных веществ.

      Суммы налога на выбросы веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение либо захоронение веществ, относящихся к отходам производства, а также на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ налогоплательщики включают в структуру затрат по производству и реализации товаров.

      Формула расчета установленного законами РБ экологического налога предполагает умножение величины налоговой базы и установленной ставки. Определение фактических объемов, характеризующих выбросы веществ в атмосферу, предполагает суммирование показателей по выбросам в зависимости от класса опасности веществ. Соответствующие выбросы не рассматриваются дифференцированно по конкретным видам веществ.

      Если общая величина выбросов, допущенных предприятием, менее 3 тонн, то уплата экологического налога необязательна. В МНС Беларуси в этом случае подается нулевая декларация.

      Итоги

      В России законодательно установлены 2 понятия, имеющие отношение к платежам за экологию. Это экологический сбор и плата за НВОС. Однако они не являются налоговыми платежами. Экологического налога в РФ нет. Однако рассматривается возможность его введения. За образец при этом может быть взят подобный налог, существующий в Республике Беларусь.

      В России вводится новый налог. Поправки для новой главы НК уже готовы

      В Налоговом Кодексе появится новая глава «Экологический налог». Проект соответствующего закона разместил Минфин.

      Таким образом внедряется план по включению в НК неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер.

      Кто будет платить, за что и сколько — расскажем.

      Зачем

      Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемый природоохранным законодательством, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в НК.

      Введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду, говорится в пояснительной записке к проекту.

      Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, посетовали в Минфине.

      Чиновники обратили внимание на недостаточную ответственность плательщиков, которые пренебрегают своими обязанностями.

      Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ.

      Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

      Но введение экологического налога все изменит.

      При сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.

      Что облагается

      Экологический налог, по сути, заменяет действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

      Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

      Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

      Кто платит

      Налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

      При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том ИП, при осуществлении которыми деятельности образовались отходы.

      При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

      Не являются плательщиками налога организации и физлица, в том числе ИП:

      — осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;

      — в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

      За что

      Объектом налогообложения признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

      — выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ;

      — сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ;

      — образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

      — негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

      — размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов;

      — накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов

      Ставки

      Проектом установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя).

      Таблицу со ставками экологического налога можно скачать здесь.

      С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент, учитывающий уровень инфляции.

      В ряде случаев к ставкам налога применяются коэффициенты от 0 до 100.

      В НК будут представлены формулы для расчета налога. Вот, например, как выглядит формула расчета налога за размещение отходов для субъектов МСП:

      Как платить и отчитываться

      Поправками в НК определены порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

      Налоговым периодом по экологическому налогу признается год.

      В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов МСП, уплачивают в бюджет авансовые платежи в размере ? от суммы налога за прошлый год до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

      Сам налог уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

      В этот же срок (до 1 марта следующего года) надо сдать декларацию в ИФНС.

      Когда

      Планируется, что новая глава НК заработает с 1 января 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за годом принятия закона с вышеназванными поправками, и не ранее одного месяца со дня официального опубликования такого закона.

      Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

      Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

      Экологический налог в России в 2020 году

      Статьи по теме

      Компании, ИП и физлица должны платить новый налог — экологический. Изменения в Налоговый кодекс по установления экологического налога подготовило Правительство РФ.

      Налогоплательщики

      Налогоплательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, признаваемое объектом налогообложения.

      При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

      Не являются плательщиками налога организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели:

    • осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;
    • в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.
    • Учет налогоплательщиков и их постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога

      Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика экологического налога (далее в настоящее главе – налог) по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение 30 дней с момента его постановки на государственный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. При этом в целях настоящей главы местом нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, признается территория субъекта Российской Федерации.

      Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщика налога определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      Внимание! В журнале «Упрощенка» опубликованы статьи о том, как платить экологический сбор в 2018 году:

      Объект налогообложения

      Объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

    • выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ (далее — выбросы загрязняющих веществ);
    • сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ. (далее — сбросы загрязняющих веществ);
    • образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
    • Не признается объектом налогообложения:

    • негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.
    • размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов;
    • Налоговая база

      Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому объекту налогообложения в соответствии со статьей 3 настоящей главы для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, каждого класса опасности отходов производства и потребления.

      Налоговая база определяется как:

    • объем или масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;
    • объем или масса сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.
    • объем или масса фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.
    Смотрите так же:  Киевский вокзал проживание

    Налоговая база определяется на основе данных производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды:

  • для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в налоговый период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждаемый Правительством Российской Федерации
  • в отношении каждого класса опасности отходов.
  • При определении налоговой базы учитываются:

  • а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);
  • в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;
  • г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
  • При исчислении налога налогоплательщиками, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

    При определении налоговой базы по объекту налогообложения, в отношении которого установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения.

    Налоговые ставки

    Налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления устанавливаются в следующих размерах (рублей):

    Смотрите так же:  Заверить перевод с испанского

    Наименование загрязняющих веществ

    Ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления)

    I. Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

    Аммиачная селитра (аммония нитрат)

    Барий и его соли (в пересчете на барий)

    Борная кислота (ортоборная кислота)

    Взвешенные частицы РМ10

    Взвешенные частицы РМ2,5

    Водород бромистый (гидробромид)

    Водород мышьяковистый (арсин)

    Водород фосфористый (фосфин)

    Диалюминий триоксид (в пересчете на алюминий)

    Диоксины (полихлорированные дибензо-п-диоксины и дибензофураны) в пересчете на 2,3,7,8-тетрахлордибензо-1,4-диоксин

    Диэтилртуть (в пересчете на ртуть)

    Железа трихлорид (в пересчете на железо)

    Зола твердого топлива

    Зола ТЭС мазутная (в пересчете на ванадий)

    Кадмий и его соединения

    Карбонат натрия (динатрия карбонат)

    Кобальт и его соединения (кобальта оксид, соли кобальта в пересчете на кобальт)

    Никель, оксид никеля (в пересчете на никель)

    Никеля растворимые соли (в пересчете на никель)

    Марганец и его соединения

    Медь, оксид меди, сульфат меди, хлорид меди (в пересчете на медь)

    Мышьяк и его соединения, кроме водорода мышьяковистого

    Пыль неорганическая, содержащая диоксид кремния в процентах:

    Ртуть и ее соединения, кроме диэтилртути

    Свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)

    Фосфорный ангидрид (дифосфора пентаоксид)

    Фториды газообразные (гидрофторид, кремния тетрафторид) (в пересчете на фтор)

    Фтористый водород, растворимые фториды

    Углеводороды предельные C1 — C5 (исключая метан)

    Углеводороды предельные C6 — C10

    Углеводороды предельные C12 — C19

    Амилены (смесь изомеров)

    Диметилбензол (ксилол) (смесь мета-, орто- и параизомеров)

    Растворитель мебельный (АМР-3) (контроль по толуолу)

    1-Бромгептан (гептил бромистый)

    1-Бромдекан (децил бромистый)

    1-Бром-3-метилбутан (изоамил бромистый)

    1-Бром-2-метилпропан (изобутил бромистый)

    1-Бромпентан (амил бромистый)

    1-Бромпропан (пропил бромистый)

    2-Бромпропан (изопропил бромистый)

    Дихлорфторметан (фреон 21)

    Дифторхлорметан (фреон 22)

    Тетрахлорметан (четыреххлористый углерод)

    Хлорэтан (этил хлористый)

    Гидроксиметилбензол (крезол, смесь изомеров: орто-, мета-, пара-)

    Диметиловый эфир терефталевой кислоты

    Динил (смесь 25% дифенила и 75% дифенилоксида)

    Моноизобутиловый эфир этиленгликоля (бутилцеллозольв)

    Бутилакрилат (бутиловый эфир акриловой кислоты)

    Растворитель древесноспиртовой марки А (ацетоноэфирный) (контроль по ацетону)

    Растворитель древесноспиртовой марки Э (эфирноацетоновый) (контроль по ацетону)

    Ангидрид малеиновый (пары, аэрозоль)

    Кислота акриловая (проп-2-еновая кислота)

    Гидроперекись изопропилбензола (гидроперекись кумола)

    Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод)

    Бензин сланцевый (в пересчете на углерод)

    II. Ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

    Акрилонитрил (нитрил акриловой кислоты)

    Анилин (аминобензол, фениаламин)

    Ацетон (диметилкетон, пропанон)

    Бензол и его гомологи

    Дихлорметан (хлористый метилен)

    Ксилол (о-ксилол, м-ксилол, п-ксилол)

    Метанол (метиловый спирт)

    Метилакрилат (метилпроп-2-еноат, метиловый эфир акриловой кислоты)

    Метол (1-гидрокси-4-(метиламино) бензол)

    Мышьяк и его соединения

    Олово и его соединения

    Ртуть и ее соединения

    АСПАВ (анионные синтетические поверхностно-активные вещества)

    КСПАВ (катионные синтетические поверхностно-активные вещества)

    НСПАВ (неионогенные синтетические поверхностно-активные вещества)

    Стирол (этенилбензол, винилбензол)

    Трилон-Б (этилендиаминтетрауксусной кислоты динатриевая соль)

    Трихлорбензол (сумма изомеров)

    Формальдегид (метаналь, муравьиный альдегид)

    Фосфаты (по фосфору)

    Хлор свободный, растворенный и хлорорганические соединения

    Этиленгликоль (гликоль, этандиол-1,2)

    Альдрин (1,2,3,4,10,10-гексахлор-1,4,4а, 5,8,8а-гексагидро-1,4-эндоэкзо-5,8-диметанонафталин)

    Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гаммаизомеры)

    2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота и производные)

    Каптан (3а, 4, 7, 7а-тетрагидро-2-[(трихлорметил)тио]-1н-изоиндол-1,3(2н)-дион)

    Карбофос (диэтил (диметоксифосфинотионил)ти обутандионат)

    4,4′-ДДТ (п,п’-ДДТ, 4,4′-дихлордифенилтрихлорметил этан)

    Симазин (6-хлор-N, N’-диэтил-1,3,5-триазины-2,4-диамин)

    Полихлорированные бифенилы (ПХБ 28, ПХБ 52, ПХБ 74, ПХБ 99, ПХБ 101, ПХБ 105, ПХБ 110, ПХБ 153, ПХБ 170)

    Трифлуралин (2,6-динитро-N, N[-дипропил-4-(трифторметил) анилин)

    ТХАН (трихлорацетат натрия, ТЦА)

    Ставка налога за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

    III. Ставки налога за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности

    Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)

    Отходы II класса опасности (высокоопасные)

    Отходы III класса опасности (умеренно опасные)

    Отходы IV класса опасности (малоопасные)

    Отходы V класса опасности (практически неопасные):

    В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

    С 2021 года налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи, умножаются на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

    В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, налоговые ставки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

    При осуществлении налогоплательщиком мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении налога к налоговым ставкам, установленным пунктом 1 с учетом положений пункта 3 настоящей статьи, применяются следующие коэффициенты:

    коэффициент 0:

  • в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
  • в отношении объема или массы отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
  • коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
  • коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
  • коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 1:

  • за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • коэффициент 25:

  • за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
  • за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

    В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленный за соответствующие налоговые периоды налог за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

    Налоговый период

    Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

    Порядок исчисления и уплаты налога. Авансовые платежи по налогу

    Сумма налога определяется налогоплательщиком по результатам каждого налогового периода самостоятельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие, как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки с учетом коэффициентов, установленных статьей 4 настоящего главы Кодекса.

    Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода и определяется как сумма налога, исчисленная по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, находящемуся на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

    В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивают в бюджет авансовые платежи. Суммы ежеквартальных авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в бюджет в течение налогового периода, исчисляются как одна четвертая общей суммы налога за предыдущий налоговый период.

    Разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода.

    Налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения величины налоговой базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждаемый Правительством Российской Федерации, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие налоговые ставки, установленные статьей 4 настоящего главы, с учетом установленных указанной статьей коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

    Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

    Налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивает квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего налогового периода, в размере одной четвертой части суммы налога, уплаченной за предыдущий год.

    Налоговая декларация

    Налоговая декларация по экологическому налогу представляется в налоговые органы по месту нахождения организации, осуществляющей негативное воздействие на окружающую среду, в сроки, определенные для уплаты налога.

    Данные налоговой декларации об объемах произведенного негативного воздействия на окружающую природную среду должны быть подтверждены территориальным органом, уполномоченным в области охраны окружающей среды.

    Территориальные органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды, ежегодно представляют в налоговые органы сведения об объемах воздействия на окружающую среду по тем видам воздействия, по которым налогоплательщик исчисляет налог, по форме установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».

    Вступление в силу закона

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, и не ранее одного месяца со дня его официального опубликования.

    Недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2020 года по плате за загрязнение окружающей природной среды, зачисляются в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке и по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие настоящего Федерального закона.

    Оставьте комментарий