Избирательный залог возвращается

Статья 64. Избирательный залог

Статья 64. Избирательный залог

ГАРАНТ:

См. разъяснения некоторых вопросов применения статей 45, 47 и 64 настоящего Федерального закона при внесении избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, федеральных списков кандидатов, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 сентября 1999 г. N 16/134-3

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязаны обратиться не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками соответственно. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны в пятидневный срок со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации открыть специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.

2. Соответствующая окружная избирательная комиссия, а в случае, если она еще не сформирована, — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации сообщает кандидату, выдвинутому по одномандатному избирательному округу, реквизиты специального счета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт, — незамедлительно после его открытия. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщает избирательному объединению, избирательному блоку реквизиты своего специального счета для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при заверении федерального списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, но не ранее даты открытия этого счета, а если к этому времени такой счет еще не открыт, — незамедлительно после его открытия.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня формирования окружной избирательной комиссии сообщает ей реквизиты специального счета для внесения избирательного залога, а также сообщает сведения о внесении кандидатами избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для внесения избирательного залога по мере поступления избирательного залога, внесенного кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам.

4. Избирательный залог для кандидата равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока равен умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы.

5. Избирательный залог вносится кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат, избирательное объединение, избирательный блок указывают назначение платежа, а кандидат также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа; избирательное объединение, избирательный блок — свое наименование. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязаны сообщить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, избирательного блока: для гражданина — фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица — название, реквизиты счета в банке.

6. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.

7. В случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. В случае внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом, избирательным объединением, избирательный блоком в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 4 настоящей статьи, либо внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет. В случаях отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 статьи 51 настоящего Федерального закона), изменения избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, в соответствии с пунктом 10 статьи 38 настоящего Федерального закона, отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (за исключением отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 91 настоящего Федерального закона) внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, окружную избирательную комиссию избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, зарегистрированным кандидатом соответствующего заявления (уведомления), со дня отказа в регистрации.

8. В случае, если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующей избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов.

9. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Смотрите так же:  Образец приказа на кту

10. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пунктами 7 — 9 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.

11. Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, на специальные избирательные счета которых соответствующая избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращает (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

12. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход федерального бюджета либо их возврат в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.

Остановите произвол с регистрацией кандидатов — верните избирательный залог!

0 людей подписали. Следующая цель: 50 000

Я Аркадий Любарев, кандидат юридических наук, председатель Межрегиональной общественной организации «Экспертный форум «Законы о выборах — для избирателя», член совета движения «Голос», член Научно-экспертного совета при ЦИК России. Я 30 лет занимаюсь выборами и избирательным законодательством, защищая избирательные права граждан, под моим руководством был 8 лет назад создан проект Избирательного кодекса РФ.

Сегодня я считаю наиболее важным требовать возврата возможности для кандидатов регистрироваться на основании избирательного залога. Это альтернативный сбору подписей способ регистрации — через внесение денежной суммы, которая возвращается кандидату, получившему достаточную поддержку избирателей.

Грандиозный скандал с регистрацией кандидатов на выборах в Московскую городскую Думу наглядно продемонстрировал то, что давно известно экспертам: система регистрации кандидатов на основании подписей избирателей дает практически неограниченные возможности для произвола в отношении неугодных кандидатов. Такие же возможности ранее продемонстрировал муниципальный фильтр – система регистрации кандидатов на губернаторских выборах на основании подписей муниципальных депутатов.

Сегодня назрела необходимость менять формат регистрации кандидатов и сделать все, чтобы подобные случаи не повторялись в будущем. Надо отнять у чиновников рычаги, которые используются для политической борьбы. Однако реформировать эти системы сложно, и результат такой реформы не вполне предсказуем. Единственный надежный выход для обеспечения реальной конкуренции на выборах – вернуть существовавшую в 1999–2009 годах возможность для кандидатов и партийных списков регистрироваться на основании избирательного залога. У кандидатов тогда будет право внести денежную сумму из средств избирательного фонда и это будет достаточным основанием для регистрации. При этом залог должен возвращаться кандидатам, получившим по итогам голосования более 5% голосов избирателей, и партиям, получившим более 3% (вариант – 2%) голосов, а в федеральном законе нужно установить потолок залога, чтобы его в регионах не могли поднимать на недосягаемую высоту.

В таком виде залог является вполне справедливым и работоспособным инструментом. Он создает благоприятные условия для сильных кандидатов, пользующихся поддержкой избирателей: им не нужно тратить деньги на регистрацию (а в случае сбора подписей неизбежны немалые траты), достаточно взять деньги на время – потом они вернутся. А несерьезные кандидаты, не имеющие поддержки избирателей, будут вынуждены платить деньги за свое участие в выборах.

В связи с этим я обращаюсь к Государственной Думе и прошу поддержать мое предложение: вернуть избирательный залог в качестве альтернативного основания для регистрации для участия в выборах кандидатов и партийных списков, предоставив кандидатам и партиям выбор – вносить избирательный залог или собирать подписи избирателей либо депутатов. А вас прошу поддержать мою инициативу, подписав петицию. Давайте вместе добьемся честной и прозрачной системы и демократических выборов!

Избирательный залог возвращается

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ» в других словарях:

Избирательный залог — денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счёт избирательной комиссии. Избирательный залог не подлежит возврату, если данный кандидат не получит … Википедия

Избирательный залог — денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счет избирательной комиссии. Понятие избирательного залога до недавнего времени было известно лишь… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ — ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ, денежная сумма, которую кандидат (см. КАНДИДАТ) на выборах обязан внести государству при своей регистрации. Если в итоге выборов кандидат соберет менее определенной доли поданных по округу голосов, избирательный залог ему не… … Энциклопедический словарь

Избирательный залог — (англ. electoral pawn /pledge) в РФ и ряде др. государств денежные средства, вносимые кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на специальный счет при их регистр … Энциклопедия права

Избирательный залог — в ряде стран денежная сумма: которую по закону обязан внести государству кандидат в депутаты при регистрации; и которая ему не возвращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов. См. также: Выборы… … Финансовый словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ — денежная сумма, которую кандидат в депутаты обязан внести государству при своей регистрации и которая ему не возращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов. В РФ предусмотрен законодательством с… … Юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ — денежная сумма, которую по законам ряда государств кандидат в депутаты обязан внести государству при регистрации и которая ему не возвращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов … Юридическая энциклопедия

избирательный залог — денежная сумма, которую кандидат в депутаты обязан внести государству при своей регистрации и которая ему не возращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов. В РФ предусмотрен законодательством с… … Большой юридический словарь

Избирательный залог — См. Залог избирательный … Российское избирательное право: словарь-справочник

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ — денежная сумма, которую обязан внести при регистрации кандидат в депутаты при условии, что данная сумма не возвращается кандидату, если он наберет менее определенной доли поданных по округу голосов. Понятие И.з. до недавнего времени было известно … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Избирательный залог

Избирательный залог — это определенная сумма денег, которая обычно вносится кандидатами, баллотирующимися на выборные должности. Сумма поступает из ресурсов, имеющихся в избирательном фонде кандидата, на счет избирательной комиссии. В случае, если кандидат не набрал на выборах необходимое количество голосов и не прошел избирательный барьер, возврату этот залог не подлежит.

Смотрите так же:  Какие льготы останутся в 2020 году

Кандидат не может осуществить регистрацию своей особы на выборы, пока не внесет избирательный залог. Данный вид залога выполняет так называемую фильтрующую функцию: то есть, благодаря процедуре избирательного залога отсеиваются кандидаты, не имеющие серьезного намерения бороться за свою потенциальную должность. Данная процедура имеет соответствующий законодательству порядок проведения и существует в таких странах, как Россия, Украина, Франция, Англия и других. Конечно, в разных странах процедура избирательного залога имеет некоторые отличия. Например, в Великобритании сумма данного залога составляет 500 фунтов стерлингов. При чем эти деньги возвращаются человеку, прошедшему пятипроцентный избирательный барьер.

Избирательный залог в РФ, Украине, Армении

Раньше для того, чтоб учавсвовать в выборах, необходимо было вносить денежный залог, сумма которого должна была составлять минимум 15%, (для федеральных выборов) и как минимум 10% (для региональных выборов) от избирательного фонда. Теперь же единственным методом регистрации определенных политических объединений и кандидатов является сбор нужного количества подписей электората. Речь идет о тех партиях и лицах, которые не числятся в составе Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Идею об отмене избирательного залога выдвинул в ноябре 2008 года Дмитрий Медведев, написав послание Федеральному собранию. Одобрение Госдумой получил законопроект лишь 23-го января 2009 года.

В Украине же избирательный залог имеет место по сей день. Верховной Радой было поддержано предложение увеличить финансовый взнос в качестве залога для баллотирующихся на пост президента (с 500 тысяч до 2,5 млн. грн.). Залог вносится безналичным расчетом на банковский счет центральной избирательной комиссии. Что касается депутатских выборов в парламент, то для партий, которые хотят занять места в Верховной Раде, закон предусматривает залог в виде двух тысяч прожиточных минимумов.

Ну а по законам Армении избирательный залог, который необходимо внести, чтобы попасть в список зарегистрированных лиц, баллотирующихся на пост президента, составляет восемь миллионов драмов. Такой залог вносят партии, которые выдвигают своего кандидата на пост президента Армении либо единолично кандидатом. Расчет проходит безналично на счет центральной избирательной комиссии. Обратно получить внесенные финансовые средства могут те кандидаты, которые набрали не меньше пяти процентов голосов из всех возможных. Касательно парламентских выборов следует сказать, что желающий попасть в парламент должен внести залог в размере восьми миллионов единиц в национальной валюте.

СПЧ попросит вернуть избирательный залог

После отказов партиям в регистрации на выборах в региональные заксобрания в президентском совете по правам человека (СПЧ) задумались о необходимости возвращения в российское законодательство института избирательного залога, от которого отказались в 2009 году. Как рассказал «Известиям» председатель комиссии СПЧ по избирательный правам Илья Шаблинский, после единого дня голосования правозащитники намерены провести специальное заседание совета, на котором поднимут этот вопрос. Кроме того, по словам Шаблинского, если правозащитникам удастся провести встречу с главой государства Владимиром Путиным, то они вновь поднимут тему реформирования избирательного законодательства.

Напомним, что в начале августа стало известно о том, что новосибирский областной избирком не допустил до регистрации на выборах в заксобрание кандидатов от партий ПАРНАС и «Коммунисты России», представителям оппозиционной «Демократической коалиции» на базе партии ПАРНАС также отказали в регистрации в Магаданской и Костромской областях. В связи с этим представители партий обратились с жалобами в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). Глава ЦИК Владимир Чуров по ситуации в Новосибирской области разрешил «Коммунистам России» подать повторную жалобу, представителям ПАРНАСа повезло меньше — им окончательно отказали в регистрации.

Глава комиссии СПЧ по избирательным правам Илья Шаблинский считает, что в настоящий момент партиям, которым отказали в регистрации на выборах, помочь уже ничем нельзя, однако впредь надо избегать подобных ситуаций. При этом Шаблинский отмечает, что избирательный залог важно вернуть на всех уровнях — от муниципального до федерального.

— На мой взгляд, подписи — это не самый правильный способ для регистрации. Нужно возвращать избирательный залог, который действовал раньше. Пусть партии платят, если они не наберут больше 2%, то деньги в бюджете останутся. Получится польза и бюджету, и у партий не будет претензий ни к кому, — говорит он, напоминая, что уже высказывал это предложение на прошлогодней встрече с Владимиром Путиным, также в рекомендациях и заявлениях комиссии СПЧ по избирательным правам по итогам единых дней голосования упоминалось, что необходимо вернуться к институту избирательного залога и избирательных блоков.

До 2009 года (в январе этого года СФ одобрил изменение в законодательство) кандидаты на выборах всех уровней могли вносить денежный залог для того, чтобы получить возможность баллотироваться. Для федеральных выборов был установлен залог в размере 15% от предельно возможного уровня избирательного фонда. Регионы самостоятельно устанавливали размер залога при условии, что он должен был быть не менее 10%.

Законопроект об отмене залога был разработан по поручению тогда еще президента Дмитрия Медведева, который заявлял о том, что не деньги, а избиратель должны решать, участвовать той или иной партии в выборах или нет.

С 1999 года по 2009 год избирательный залог действовал в качестве страховочной меры, которая гарантировала кандидатам и избирательным объединениям полноправное участие в выборах на случай отсутствия или недостаточного количества достоверных подписей для регистрации списка.

В самой ЦИК считают, что залог как один из способов попадания в избирательный бюллетень мог бы быть установлен.

Член ЦИК Евгений Калюшин пояснил, что ранее его отменили из-за большой суммы залога, которая была непосильна многим кандидатам и партиям.

— Залог отменили в 2009 году, потому что он фактически превратился в имущественный ценз. Он был очень большим, — говорит он. — Сама по себе идея здравая, особенно на первоначальном этапе. Ведь он имел страховочный характер. То есть если отказали в регистрации по подписям кандидату или партии, они имели возможность зарегистрироваться через залог. Потом, правда, это правило отменили и заставили выбирать либо подписи, либо залог.

Залог был порой непосилен для некоторых партий. Например, в соответствии с действовавшим тогда законодательством партии могли участвовать в выборах в Госдуму, внеся избирательный залог в 60 млн рублей, после чего регистрировались партийные списки, либо собирали не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку. От этой обязанности в соответствии с законодательством освобождались только те партии, которые уже были представлены в Госдуме.

Предложение правозащитников отчасти поможет не допустить того, что произошло в этом году, считает председатель ЦК партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин.

— С другой стороны, финансовый инструмент в этом вопросе фактически вводит имущественный ценз. Если этот залог будет разумный, то это имеет значение. Если этот залог будет многомиллионный, то это будет приводить к тому, что партии, состоящие из простого народа, которые не могут собрать соответствующие средства, всё равно будут отсечены от выборов, — пояснил свою позицию Сурайкин, отметив, что важно, чтобы суммы были доступные для избирательных объединений, которые представлены простыми людьми.

В экспертном сообществе двойственно отнеслись к идее вернуться к старому методу избирательного залога. По мнению политологов, это действительно может помочь избежать ненужной волокиты вокруг партий, которые не смогли собрать подписи. Часть экспертов говорит о том, что если залог вернут, то партиям это не поможет, зато поможет высокоресурсным кандидатам, каковыми являются бизнесмены.

Смотрите так же:  Закон о защите прав потребителей кр

— С учетом того опыта, который у нас был, возвращение избирательного залога вернет российскую политическую систему в то состояние, когда крупный капитал и предприниматели были самостоятельной частью нашей политической системы. Нормальным это считать нельзя. Перед тем как залог был отменен, это было признано ненормальным. Отмена залога и была той мерой, которая во многом закрыла прямое участие предпринимателей в политике. Естественно, речь не идет о том, чтобы запрещать какой-либо социальной группе принимать участие в политической жизни, это не конституционно. Российские предприниматели имеют возможность использовать иные способы участия в политическом процессе — более цивилизованные, — говорит член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.

В разных странах также активно практикуется регистрация кандидатов путем внесения избирательного залога и сбора подписей. В Великобритании платят ?500 на кандидата в палату общин, во Франции — €1,5 тыс., которые возвращаются при наборе голосов в 5% от общего количества. Кандидат от политической партии Болгарии должен заплатить 50 тыс. болгарских левов, равных €25,5 тыс., и собрать не менее чем 15 тыс. подписей. В американском штате Калифорния предусмотрено 2% (если речь о сенате) и 1% — в палату представителей от совокупного дохода кандидатов за последний перед выборами год, сумма не подлежит возвращению. В Германии для выдвижения кандидата, не зависящего ни от одной партии, требуется не менее 200 подписей избирателей данного избирательного округа. Это относится и к партиям, не представленным в парламенте. Земельные списки этих партий должны быть дополнительно поддержаны 2 тыс. подписей избирателей данной земли. В Норвегии требуется 5 тыс. подписей в поддержку политической партии. В американском штате Джорджия для выдвижения необходимы подписей 40 тыс. избирателей.

Возврат избирательного залога – актуальное требование

Два дня назад я инициировал на платформе change.org петицию о возврате избирательного залога. Почему?

За последние несколько лет в обществе уже сложилось твердое представление о том, что муниципальный фильтр, применяемый на губернаторских выборах, – это средство отсева неугодных кандидатов. Но только после скандалов на выборах в Мосгордуму ко многим пришло понимание того, что и регистрация на основании подписей избирателей, применяемая практически на всех выборах, играет такую же роль.

И в обществе есть четкий запрос на изменение законодательства о выборах – как минимум в части правил регистрации кандидатов и партийных списков. Уже и со стороны ЦИК мы все чаще слышим голоса о необходимости таких изменений.

Я давно выступаю за комплексную реформу системы регистрации кандидатов. Это и возврат избирательного залога, и снижение требуемого числа подписей, и повышение допустимой доли брака в подписных листах, и изменение правил сбора и проверки подписей (включая, возможно, и введение сбора подписей через электронные системы).

Но если нужно выбрать ключевое требование, то это, безусловно, возврат избирательного залога. Именно возврат, поскольку, напомню, данный институт существовал в 1999–2009 годах и вполне хорошо себя зарекомендовал.

Есть только два важных условия. Первое – то, что было и в те годы: залог доложен возвращаться кандидату, получившему более 5% голосов, и списку кандидатов, получившему 3 или 4% (а еще лучше 2%) голосов. Второе – то, чего раньше не было – нужно федеральным законом установить потолок залога, чтобы в регионах его не могли поднять на недосягаемую высоту, сделав неработающим институтом.

Почему залог – ключевое требование?

Его введение сразу создаст другое качество. Даже если ничего не менять в системе сбора и проверки подписей, те, кто опасаются, что их по подписям зарубят, не будут собирать подписи, а внесут залог. Подписи в этом случае останутся только для угодных власти кандидатов.

Если же мы будем пытаться реформировать систему сбора подписей без возврата залога, то результат не вполне предсказуем. Нельзя даже исключить, что станет хуже.

Хочу сразу ответить на постоянно звучащие возражения.

Возражение первое (в основном со стороны левых). Залог – это создание преимуществ для «денежных мешков».

На самом деле это – миф. Все, кому приходилось собирать подписи избирателей в большом количестве (несколько тысяч, тем более десятков тысяч), знают, насколько это затратное дело. И сборщикам надо платить (редко кто работает бесплатно), и тем, кто потом проверяет подписи. И за печать подписных листов надо платить, а во многих случаях еще закон требует нотариального заверения списка сборщиков, и тогда еще надо платить нотариусам. Кругленькая сумма в итоге получается.

А залог имеет смысл устанавливать примерно на том же уровне, как затраты на сбор подписей. Или чуть-чуть повыше.

Но есть еще один важный момент, пожалуй, даже суперважный. Залог возвращается серьезным кандидатам. И это значит, что для них залог – значительно менее затратное дело, чем подписи. Нужно взять деньги на два–три месяца, то есть реальные потери – на уровне процентов по банковскому депозиту. А деньги, потраченные на сбор подписей, уже не вернутся.

И еще раз повторю: мы не предлагаем совсем отменить сбор подписей. Пусть он существует как один из альтернативных путей. Кто рассчитывает собрать подписи бесплатно – флаг в руки.

Возражение второе (от некоторых либералов). Если захотят, то зарубят и с залогом.

Да, в принципе это так. Но по подписям зарубить гораздо легче. Вся система как сбора, так и проверки подписей непрозрачна, и серьезно повысить ее прозрачность не так просто. Отсюда – почти неограниченные возможности для произвола.

С залогом – все четко и прозрачно. Конечно, нужны хорошие юристы и нужна определенная бдительность (чтобы, например, не клюнуть на ложную информацию). Но это все достигаемо. В отличие от подписей, где всегда непредсказуемо, что тебе забракуют и на каких основаниях.

Поэтому надо добиваться возврата залога как средства обеспечения реальной конкуренции на выборах. Я надеюсь, что меня поддержат и наша петиция наберет достаточное число голосов.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ — предусмотренная в законе денежная сумма, которую должен внести кандидат на выборную должность, либо политическая партия, выдвинувшая список кандидатов.

Ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в ви­де фик­си­рованной сум­мы (Ни­дер­лан­ды, Ир­лан­дия) или про­цен­та от максимального раз­ме­ра рас­хо­дов из средств из­би­рательного фон­да (Рос­сия). По ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния вне­сён­ная сум­ма воз­вра­ща­ет­ся по­сле пред­став­ле­ния от­чё­тов всем кан­ди­да­там (Ка­на­да) или по­лу­чив­шим ус­та­нов­лен­ный ми­ни­мум го­ло­сов из­би­ра­те­лей (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Рос­сия, Фран­ция) ли­бо за­чис­ля­ет­ся в до­ход бюд­же­та. Избирательный залог по­зво­ля­ет про­ве­рить серь­ёз­ность на­ме­ре­ний кан­ди­да­тов, ог­ра­ни­чить воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния из­би­рательной кам­па­нии в не­над­ле­жа­щих це­лях.

В Российской Фе­де­ра­ции избирательный залог впер­вые при­ме­нён на вы­бо­рах в Государственную ду­му в 1999 году. Рас­смат­ри­ва­ет­ся в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы сбо­ру под­пи­сей из­би­ра­те­лей при про­ве­де­нии фе­де­раль­ных, за ис­клю­че­ни­ем пре­зи­дент­ских, ре­гио­наль­ных и ме­ст­ных вы­бо­ров. За­лог вно­сит­ся из средств из­би­рательного фон­да еди­но­вре­мен­но и за­чис­ля­ет­ся на специальный счёт в бан­ке. Раз­мер за­ло­га — 15% от пре­дель­ной сум­мы рас­хо­дов из средств из­би­рательного фон­да на фе­де­раль­ных вы­бо­рах, от 10 до 15% — на ре­гио­наль­ных вы­бо­рах. Вне­сён­ная сум­ма воз­вра­ща­ет­ся по­ли­тической пар­тии или кан­ди­да­ту, ес­ли на вы­бо­рах в Государственную ду­му спи­сок кан­ди­да­тов по­лу­чит 4% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, на вы­бо­рах в ор­га­ны государственной вла­сти субъ­ек­тов РФ кан­ди­дат на­бе­рёт 5%, спи­сок кан­ди­да­тов — 3% го­ло­сов из­би­ра­те­лей.

Оставьте комментарий