Госпошлина оплачена частично

Госпошлина оплачена частично

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. №46

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Уплата государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

1. Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

3. По смыслу подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление (жалоба) может быть подано в арбитражный суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его (ее) подачу.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате

10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.

В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).

В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.

12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья ЗЗ3.37 НК РФ).

13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.

15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.

16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.

Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.

Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.

В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.

18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).

20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.

21. В силу главы 25 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Смотрите так же:  Договор на уничтожение ламп

Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков

22. Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составит 12000 рублей (4000 рублей х 3).

В случае если после возбуждения производства по делу арбитражный суд выделил одно из предъявленных требований в отдельное производство (часть 3 статьи 130 АПК РФ), то расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при предъявлении данного требования, взыскиваются со стороны, против которой принят судебный акт по делу, образованному в результате выделения требования в отдельное производство, по правилам статьи 110 АПК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с предъявлением остальных заявленных требований, распределяются между лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 110 АПК РФ по итогам разрешения дела, в рамках которого эти требования рассмотрены.

23. При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

24. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

25. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.

Споры по заявлениям об исключении имущества из описи также не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним уплачивается в размере 4000 рублей.

26. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении этого положения нужно учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.

27. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Исходя из смысла названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 данной статьи и в статье 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.

Главой 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

28. Согласно статье 112 АПК РФ вопрос о распределении расходов по уплате истцом государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении иска разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу исходя из следующего.

В случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по государственной пошлине на истца.

Вместе с тем принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.

29. Действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

30. Несмотря на то, что согласно части 3 статьи 72 АПК РФ обеспечение доказательств производится арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ для обеспечения иска, следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении доказательств законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

31. Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.

32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

33. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Судам необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых случаях государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

34. В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т.В. Завьялова

Обзор документа

Даны разъяснения по применению законодательства о госпошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах. Затронуты в т. ч. такие вопросы, как зачет излишне взысканной или уплаченной госпошлины; предоставление отсрочки или рассрочки; уплата госпошлины при обращении в суд нескольких истцов; возврат и взыскание госпошлины, распределение расходов по ее оплате.

В частности, обращается внимание на следующее.

Истец (заявитель) обязан самостоятельно, т. е. от своего имени уплатить госпошлину. Вместе с тем она может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае в платежном документе должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Заявление о возврате, зачете излишне уплаченной госпошлины также может быть подано представителем.

Госпошлина вносится в размере, установленном на момент обращения в суд. Это правило действует при оставлении заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты госпошлины.

После предоставления отсрочки уплаты госпошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку. Однако общий срок предоставления отсрочек не должен превышать 1 года.

Если истец, освобожденный от госпошлины, отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в суд, то госпошлина в бюджет с ответчика не взыскивается. Также отсутствуют основания для взыскания госпошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении требований истца, освобожденного от госпошлины

Если судебный акт принят не в пользу государственного (муниципального) органа, должностного лица такого органа, кроме прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, затраты заявителя по уплате госпошлины возмещаются соответствующим органом в составе судебных расходов.

Разъяснены вопросы уплаты госпошлины (освобождения от нее) и распределения расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений, а также в отношении отдельных категорий плательщиков.

Также необходимо отметить, что в НК РФ внесены изменения, существенно повышающие размеры госпошлин (кроме тех, которые взимаются за совершение нотариальных действий). Поправки вступают в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Порядок возврата или зачета государственной пошлины

Излишне (ошибочно) уплаченная (взысканная) госпошлина может быть возвращена плательщику или зачтена в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия на счет того же уполномоченного органа — администратора доходов бюджета, на счете которого числится переплата согласно п. п. 1 — 4 , 6 , 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ и Письм а Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554.

На практике в основном используется возврат госпошлины, который более подробно будет рассмотрен ниже. Правила зачета госпошлины в основном такие же, кроме особых положений, которые ниже специально оговариваются.

Для возврата (зачета) госпошлины рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определить сумму госпошлины к возврату

1. Согласно пункту 1 статьи 333.40 НК РФ госпошлина подлежит возврату в полном размере в следующих случаях:

1) вы уплатили госпошлину за государственную регистрацию и отказались от совершения юридически значимого действия до подачи документов на совершение таких действий, то есть до начала процедуры государственной регистрации;

2) суд вернул или отказался принять ваше заявление, жалобу или иное обращение или уполномоченный орган (уполномоченное должностное лицо) отказал в совершении нотариальных действий.

Примечание. Если сумма уплаченной госпошлины не возвращена, она засчитывается при повторном предъявлении иска, административного иска, но только в том случае, если не прошло трех лет со дня вынесения предыдущего решения. Для зачета суммы госпошлины к повторному иску, административному иску нужно приложить первоначальный документ об уплате госпошлины ( пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ);

3) Верховный Суд РФ, суд общей юрисдикции или арбитражный суд прекратил производство по делу (административному делу) или оставил заявление (административное исковое заявление) без рассмотрения;

4) вам отказано в выдаче загранпаспорта или проездного документа беженца;

5) вы получили уведомление о принятии вашего заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации;

6) вы ошибочно уплатили госпошлину.

2. Госпошлина подлежит возврату частично, в соответствии с пп. 1 , 3 п. 1 , п. 4 ст. 333.40 НК РФ, если:

1) вы уплатили госпошлину в размере свыше установленного установленного налоговым законодательством. В этом случае госпошлина возмещается в размере переплаты;

2) вы как правообладатель подали заявление о прекращении государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае госпошлина будет возвращена в размере 50%;

3) вы являетесь истцом по делу и заключаете мировое соглашение до того, как Верховный Суд РФ, арбитражный суд примет решение, то госпошлина подлежит возврату в размере 50%.

3. В соответствии с пп. 3 п. 1 , п. п. 2 , 4 ст. 333.40 НК РФ, госпошлина не подлежит возврату, в следующих случаях:

1) мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, Верховного Суда РФ;

2) ответчик (административный ответчик) добровольно удовлетворил требования истца (административного истца) после его обращения в Верховный Суд, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении судом общей юрисдикции;

3) вы уплатили госпошлину за нижеперечисленные действия, но не произвели их:

— государственная регистрация заключения/расторжения брака;

— государственная регистрация перемены имени;

— внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния;

4) вы уплатили госпошлину за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, но в госрегистрации вам отказали.

Примечание. В случае если лицо уплатило государственную пошлину за регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, но отказалось от совершения указанных юридически значимых действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данные юридически значимые действия, то, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, государственная пошлина подлежит возврату на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ (письмо Минфина РФ от 30.05.2011 г. № 03-05-04-03/36.

Также по мнению Департамента, государственная пошлина, которую лицо уплатило ошибочно за действия, перечисленные в п. 2 ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Шаг 2. Представьте заявление в уполномоченный орган (должностному лицу)

Для возврата госпошлины нужно подать заявление в адрес органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) госпошлина ( п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Примечание. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, нужно подать в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело ( п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Срок, в течение которого можно подать заявление о возврате (зачете) госпошлины, составляет три года с момента, когда вы перечислили в бюджет излишнюю (ошибочную) сумму, или с момента принятия решения суда о возврате госпошлины из бюджета согласно п. 7 ст. 78 , п. п. 3 , 6 ст. 333.40 НК РФ.

Смотрите так же:  Можно ли подать заявление в загс если нет паспорта

В соответствии с п. 3 ст. 333.40 НК РФ к заявлению необходимо приложить:

— решения, определения или справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, — в случае возврата госпошлины по делам, рассматриваемым судами;

— платежные документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, — в случае полного возврата госпошлины;

— копии платежных документов — в случае частичного возврата госпошлины.

Для зачета госпошлины подайте заявление в тот уполномоченный орган, куда вы обращались за совершением юридически значимого действия, а для межрегионального зачета — в тот, на счет которого зачислена переплата (если это не налоговый орган) ( Письмо Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554).

К заявлению о зачете приложите следующие документы ( п. 6 ст. 333.40 НК РФ):

— решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины;

— платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины.

Заявление можно представить ( п. 1 ст. 26 , п. п. 4 , 6 ст. 78 , п. 5 ст. 79 , п. 7 ст. 333.40 НК РФ):

— непосредственно в уполномоченный орган лично или через представителя. В этом случае подготовьте заявление в двух экземплярах. На одном из них уполномоченный орган (должностное лицо) поставит отметку о принятии заявления с указанием даты приема и вернет его вам;

— по почте (направив документы почтовым отправлением с описью вложения);

— в электронной форме, в частности через личный кабинет налогоплательщика, если вы обращаетесь в налоговый орган.

Срок принятия решения о зачете (возврате) уполномоченным органом (должностным лицом) — 10 дней со дня получения вашего заявления. В случае отказа в возврате (зачете) госпошлины вам обязаны сообщить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения. Сообщение направят вам по почте или, в случае личного обращения, выдадут на руки.

Шаг 3. Дождитесь возврата госпошлины и получите денежные средства на банковский счет

Излишне уплаченную (взысканную) сумму госпошлины возвращают за счет средств бюджета, в который была уплачена госпошлина, в течение месяца со дня подачи соответствующего заявления ( п. 6 ст. 78 , п. 5 ст. 79 , абз. 8 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Для возврата госпошлины физлицо может подать документы в электронном виде через личный кабинет

Минфин России разъяснил, может ли физлицо вернуть излишне уплаченную или взысканную госпошлину в электронном виде (письмо от 02.08.2020 № 03-05-06-03/58166). Также он указал, кто должен подавать документы на возврат, если госпошлина была оплачена иным лицом.

В письме от 02.08.2020 № 03-05-06-03/58166 Минфин России разъяснил, что при подаче заявления о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины необходимо прикладывать платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер, банковский ордер. Эти документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в частности, через личный кабинет на сайте nalog.ru.

При этом если физлицо подает через личный кабинет заявление о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины, которая подлежит возврату частично, то к заявлению нужно приложить копии платежных документов. А если госпошлину нужно вернуть в полном размере, то через личный кабинет налогоплательщик должен приложить к заявлению подлинник электронного документа. Подлинником электронного документа для целей возврата госпошлины признается электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью организации (банка) либо подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью организации (банка).

Если госпошлина уплачена за плательщика иным лицом, то с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины вправе обратиться только плательщик госпошлины, то есть лицо, в отношении которого должно быть совершено юридически значимое действие.

Если при совершении регистрационных действий была оплачена квитанция с неверными реквизитами (КБК, ОКАТО, ИНН),

то у вас есть возможность получить назад уплаченную госпошлину.

Подготовить документы за 5 минут онлайн

Для чего вы готовите форму Р14001

По закону возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления, однако,как правило, этот процесс занимает около трёх месяцев. Редко — до года.

Хотим отметить случаи, когда возврат госпошлины очень труден или даже невозможен, они не входят в описание этой статьи:

  • при отказе в совершении регистрационных действий;
  • если в квитанции был неверно указан счёт получателя.
  • — это онлайн-инструмент подготовки юридических документов

    С помощью сервиса «Документовед» создается более 70 000 различных документов ежегодно

    Процедура возврата госпошлины
    Вами должно быть составлено письмо на имя начальника налоговой инспекции, в которую была произведена оплата. Письмо должно быть подано в канцелярию налоговой под расписку. Если вам нужно вернуть весь платёж полностью, то необходимо приложить оригинал оплаченной квитанции. Eсли частично — достаточно приложить копию. Деньги будут перечислены на ваш расчётный счёт по банковским реквизитам,указанным в заявлении. Получить деньги на руки не получится. После подачи заявления в течение нескольких месяцев на указанный счёт придут деньги. На этом процесс можно считать завершённым.

    Выдержка из НК РФ о возврате госпошлины

  • Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины
  • Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
  • К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
  • Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган(должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
  • Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
  • Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах,а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда,в котором рассматривалось дело.
  • К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах,являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины,а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае,если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
  • Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
  • Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
  • Заявление на возврат госпошлины

    Если вы неверно внесли в квитанцию реквизиты налоговой при оплате госпошлины за регистрацию или получение сведений из ЕГРЮЛ, подготовьте заявление на возврат госпошлины онлайн.

    Уплата и возврат госпошлины

    За осуществление и регистрацию определенных сделок и получение государственных услуг законодательством предусмотрена уплата государственной пошлины. Татьяна Нечаева, эксперт по вопросам бухучета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», рассказала о порядке уплаты и возврата этих денег.

    Согласно статье 333.16 государственная пошлина является федеральным сбором, взимаемым с лиц, упомянутых в статье 333.17 НК РФ, при их обращении за совершением юридически значимых действий. Обязанность уплатить деньги может возникнуть у организаций и ИП, например, в случаях регистрации сделок с недвижимостью, подачи иска в суд, обращения к нотариусу и в других случаях.

    В 2017 году в связи с внесением поправок в законодательство были изменены размеры пошлин. В зависимости от вида совершаемых действий главой 25.3 Налогового кодекса установлены разные размеры госпошлины. Обратите внимание, с 1 января 2017 года существенно снижен размер госпошлины для физических лиц, в том числе ИП, за подачу заявления для признания должника банкротом: с 6000 до 300 рублей. Изменения внесены подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 407-ФЗ.

    Больше граждан сможет получить скидку при уплате госпошлины. Для этого с 1 января 2017 года необходимо подать заявление о совершении юридически значимых действий и перечислить соответствующий размер государственной пошлины. Причем сделать это нужно в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Такая мера позволит снизить размер пошлины на 30 процентов. Это подтвердил Минфин в письмах от 16 января 2017 года № 03-05-04-03/1127, от 6 февраля 2017 года № 03-05-06-03/ 6107. Раньше на скидку можно было рассчитывать, только если результат госуслуги был получен в электронной форме. Теперь имеет значение именно факт подачи заявления.

    Льготы по уплате госпошлины

    Некоторые категории плательщиков освобождены от уплаты госпошлины. Перечень льгот установлен статьями 333.35 и 333.39 Налогового кодекса. Например, большое количество льгот установлено при обращении в суды. Так, от уплаты освобождаются, в зависимости от предмета обращения, например, истцы по делам о заработной плате и иных трудовых отношениях, а также о возмещении вреда и причиненных повреждений здоровью.

    Некоторые льготы установлены в зависимости от вида совершаемого юридически значимого действия. Так, при обращении к нотариусу льготы определены статьей 333.38 НК РФ. До конца 2018 года продлена льгота, установленная подпунктом 31 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, согласно которой не платится госпошлина за регистрацию прав на недвижимость, которые возникли на территории Крыма и Севастополя до 1 апреля 2014 года. В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, госпошлина уплачивается в одинаковом размере каждым из них, об этом сообщил Минфин в письме от 29 августа 2016 года № 03-05-06-03/ 50260. При этом если кто-то из плательщиков освобожден от уплаты пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, пользующихся льготой. Оставшуюся сумму госпошлины должны заплатить те, кто не освобожден от уплаты сбора (п. 2 ст. 333.18 НК РФ). В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением размер госпошлины может быть уменьшен или плательщик может быть освобожден от ее уплаты. Также может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, ст. 333.35–333.39, 333.41 НК РФ).

    Оплата третьим лицом

    С 2017 года действуют изменения, согласно которым уплата сбора, в том числе госпошлины, может быть произведена любым третьим лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ, подп. «а» п. 6 ст. 1 Закона № 401-ФЗ). В частности, это может сделать уполномоченный представитель организации (п. 1, 8 ст. 45, п. 2 ст. 333.18 НК РФ). Это отметил Минфин в письме от 20 марта 2017 года № 03-05-05-03/15853. Для того чтобы платеж, который произвело иное лицо, считался уплаченным, необходимо, чтобы платежные документы позволяли идентифицировать того, за кого произведена выплата. Для этого в поле «ИНН плательщика» указывается номер того, за кого уплачивается госпошлина, а ИНН того, кто платит, указывают в поле «Назначение платежа» (п. 1, 8 ст. 45 НК РФ; ч. 1 ст. 13 Закона № 401-ФЗ, Информация ФНС России).

    С 2017 года отменена госпошлина за вторичную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимость (подп. 33 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это связано с тем, что с 15 июля 2016 года государственную регистрацию прав на недвижимость удостоверяет только выписка из Единого государственного реестра прав, а выдача таких свидетельств прекращена.

    Обязанность по уплате госпошлины считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет средств. А также со дня внесения в кредитную организацию или на почту наличных в счет уплаты. Госпошлина не будет считаться переведенной в бюджет, если поручение на ее уплату было отозвано или его вернул банк (п. 4, 8 ст. 45 НК РФ).

    Возврат излишне уплаченной госпошлины

    Излишне или ошибочно уплаченную госпошлину можно вернуть или зачесть в счет уплаты за совершение аналогичного действия (п. 1–4, 6, 7 ст. 333.40 НК РФ). Для этого нужно подать заявление. Поскольку госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия, заявление нужно подавать в адрес того ведомства, которое такие действия произвело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Исключение составляет порядок возврата по делам, которые рассматриваются в судах. В этом случае плательщик должен подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы в налоговую инспекцию по месту нахождения соответствующего суда, в котором рассматривалось дело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

    Обратите внимание: с 31 марта для зачета или возврата пошлины нужно подавать в налоговую инспекцию заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) по новой форме, утвержденной Приказом ФНС от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/[email protected] Подать заявление на возврат можно в срок не позднее трех лет с даты уплаты в бюджет или с момента принятия решения суда о возврате платежа из бюджета (п. 7 ст. 78, п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ).

    К заявлению нужно приложить следующие бумаги: оригинал платежного документа о перечислении госпошлины для полного возврата денег и копию документа, если госпошлина возвращается частично (п. 3 ст. 333.40 НК РФ), а также бумаги, являющиеся основанием для полного или частичного возврата пошлины (решения, определения и справки судов, справки государственных органов и другие документы, где указаны основания для полного или частичного возврата пошлины). Для зачета суммы госпошлины к повторному иску нужно приложить первоначальный документ об уплате (подп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

    Решение о зачете и возврате принимается ведомством в течение 10 дней со дня получения заявления.

    Когда вернуть госпошлину невозможно

    В определенных ситуациях вернуть госпошлину не получится (подп. 3 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 333.40 НК РФ). Это относится к случаям, когда было заключено мировое соглашение в процессе исполнения судебного акта Арбитражного суда или Верховного суда. А также в случаях, когда ответчик добровольно удовлетворил требования истца после его обращения в Верховный суд и вынесено определение о принятии искового заявления к производству, и при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении судом общей юрисдикции. На сумму излишне уплаченной или удержанной госпошлины, которая не была возвращена в установленный срок, начисляются проценты за каждый день просрочки возврата по ставке, равной с 2016 года ключевой ставке Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата. Со 2 мая 2017 года ключевая ставка установлена в размере 9 процентов (п. 10 ст. 78, п. 7 ст. 333.40 НК РФ, Указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У, Информация Банка России от 24 марта 2017 г.).

    Практическая энциклопедия бухгалтера

    Все изменения 2020 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

    В какие сроки платить госпошлину

    Госпошлину в бюджет перечисляйте в следующие сроки:

  • при обращении в суды – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (если сбор платит ответчик – в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда);
  • при обращении к нотариусу (должностному лицу, выполняющему нотариальные действия) – до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (их дубликатов) – до выдачи соответствующих документов (их дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
  • при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов – не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
  • при обращении за совершением других действий, требующих уплаты госпошлины, – до подачи документов на их совершение.
  • Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

    Таким образом, в большинстве случаев госпошлину платят до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Однако при рассмотрении дел в суде может возникнуть ситуация, когда госпошлину нужно заплатить после того, как судебное решение вынесено. Например, если:

  • госпошлину платит ответчик (в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда, если не предоставлена отсрочка (рассрочка));
  • истцу необходимо доплатить госпошлину (в процессе рассмотрения дела в суде сумма иска была увеличена);
  • истцу (заявителю) была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате госпошлины.
  • Смотрите так же:  Уголовная ответственность за небрежное хранение оружия

    Если при рассмотрении дела истец увеличит сумму иска (и проиграет его), то недостающую сумму госпошлины ему нужно доплатить. Сделать это нужно в течение 10 дней с того момента, как решение суда вступило в законную силу. Это следует из подпункта 10 пункта 1 статьи 333.20, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

    Сроки вступления в силу решений арбитражных судов указаны в статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ. По общему правилу этот срок равен месяцу с момента принятия решения. Решения судов общей юрисдикции (мировых судей) вступают в силу в сроки, указанные в статье 209 Гражданского процессуального кодекса РФ.

    О тветственность за неуплату госпошлины

    Ответственность за неуплату госпошлины предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ.

    Если не заплатить госпошлину в установленные сроки , то налоговая служба, как администратор поступлений в бюджет, имеет право взыскать неуплаченную сумму сбора (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ). Для этого суд направит в налоговую инспекцию по местожительст ву человека исполнительный лист на взыскание госпошлины (ст. 428 ГПК РФ, п. 3 ст. 319 АПК РФ).

    Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ. А госпошлина по своему определению – это сбор (п. 2 ст. 8 и ст. 333.16 НК РФ). Следовательно, если человек не уплатил этот сбор либо не полностью уплатил его, налоговая инспекция может его оштрафовать.

    Уменьшение размера госпошлины и отсрочка

    При уплате госпошлины можно:

  • уменьшить размер платежа;
  • получить рассрочку (отсрочку) платежа.
  • Ситуация: может ли суд полностью освободить истца от уплаты госпошлины?

    Да, может, если уменьшение размера госпошлины или отсрочка (рассрочка) не дадут истцу возможности обратиться в суд из-за бедственного материального положения. Такой вывод содержится в определении Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О.

    Решения Конституционного суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждений или ведомственных указаний (ст. 79 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Одним из видов решения Конституционного суда является определение (ст. 71 Закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ). Поэтому суды обязаны исполнять определение Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 г. № 272-О без каких-либо дополнительных разъяснений.

    Решение об уменьшении размера госпошлины может принять суд исходя из имущественного (материального) положения плательщика (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 НК РФ).

    Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимает ведомство, совершающее юридическое действие, за которое уплачивается госпошлина (подп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ, письмо Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-05-04-03/29).

    Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен статьями 64 и 333.41 Налогового кодекса РФ. Кроме того, он разъяснен в постановлениях Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 и от 20 марта 1997 г. № 6. Несмотря на то что более раннее постановление принято до вступления в силу главы 25.3 Налогового кодекса РФ, оно не противоречит действующему законодательству в отношении предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате госпошлины.

    Продолжительность отсрочки

    Продолжительность отсрочки (рассрочки) платежа не может превышать одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ). В течение отсрочки (рассрочки) проценты на сумму госпошлины не начисляются (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).

    Ходатайство об отсрочке

    Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины, подайте в соответствующее ведомство, например в суд:

    Просьбу об отсрочке (рассрочке) можно отразить как в исковом, так и в отдельном заявлении (ходатайстве) (п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 126 АПК РФ, п. 2 ст. 131 ГПК РФ).

    Ситуация: какими документами можно подтвердить имущественное положение, чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате госпошлины?

    Законодательно перечень документов не определен. На практике в качестве документов, подтверждающих неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя, суды принимают:

    • справки по форме 2-НДФЛ, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи;
    • справки о размере пенсии;
    • справки о задолженности по зарплате;
      • документы, подтверждающие статус безработного;
      • справки о количестве иждивенцев;
      • другие документы, подтверждающие неблагополучное (тяжелое) имущественное положение заявителя.
      • Решение о предоставлении отсрочки

        Если судья принял решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины, то в течение пяти дней со дня поступления иска он выносит определение о принятии дела к производству (ст. 127 АПК РФ, ст. 133 ГПК РФ). Копию определения арбитражный суд направляет истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 5 ст. 127 АПК РФ). Суды общей юрисдикции направляют извещение о принятии искового заявления и дате судебного разбирательства (ст. 113 ГПК РФ).

        Решение об отказе в отсрочке

        Если арбитражный суд принял решение отказать в изменении срока уплаты госпошлины, судья выносит определение о возврате искового заявления (п. 1 ст. 129 АПК РФ). Определение должны направить истцу и ответчику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ст. 129 АПК РФ). Решение, принятое судом, можно обжаловать (п. 4 ст. 129, ст. 188 АПК РФ).

        Суд общей юрисдикции, отказывая в отсрочке или рассрочке по уплате госпошлины, выносит определение об оставлении искового заявления без движения. Об этом истец извещается письменно (п. 1 ст. 136 ГПК РФ). В определении судья устанавливает срок уплаты госпошлины по иску. Если человек не заплатит госпошлину в этот срок, исковое заявление считается не поданным и возвращается истцу обратно. Определение об оставлении заявления без движения можно обжаловать.

        Такой порядок предусмотрен статьей 136 Гражданского процессуального кодекса РФ.

        Ситуация: прерывается ли срок, на который предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, если суд приостановил производство по делу?

        Нет, не прерывается.

        Предоставление отсрочки по уплате госпошлины гарантирует доступность судебной защиты для граждан, которые находятся в сложном имущественном положении. Однако, после того как суд приступил к рассмотрению искового заявления, гарантия доступа к правосудию признается реализованной. Дальнейший ход судебного разбирательства (в т. ч. и приостановление производства по делу) не связан с уплатой госпошлины. Поэтому оснований для пересмотра продолжительности отсрочки не возникает. Аналогичная точка зрения отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 117.

        Ситуация: как заплатить госпошлину, если срок ее уплаты еще не наступил, а решение по иску уже принято? Человек обратился с иском в арбитражный суд (истец) и получил отсрочку по уплате госпошлины.

        В рассматриваемой ситуации порядок уплаты госпошлины зависит от того, удовлетворил суд иск или нет.

        Если решение принято в пользу истца, то госпошлину обязан заплатить ответчик. Сделать это он должен в 10-дневный срок с момента, когда решение суда вступит в силу.

        Если же суд не удовлетворил иск, госпошлину должен заплатить истец после того, как закончится срок предоставленной ему отсрочки.

        В тех случаях, когда иск удовлетворен частично, истец платит госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований. Остальную сумму госпошлины должен внести ответчик. Сделать это они должны в сроки, установленные для каждого из них. Такой вывод следует из взаимосвязанного толкования положений статей 333.17 и 333.18 Налогового кодекса РФ, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6.

        Куда перечислить госпошлину

        Госпошлину нужно перечислить в бюджет по местонахождению органа (лица), который совершает те или иные действия (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Например, если человек приобрел недвижимость, госпошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество нужно заплатить по месту регистрации приобретенного объекта (п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

        Реквизиты, по которым нужно перечислить госпошлину в бюджет, размещаются на стендах в территориальных подразделениях Росреестра, в налоговых инспекциях, управлениях миграционной службы, подразделениях ГИБДД и т. д. (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26 мая 2005 г. № 12-07/38288).

        Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ.

        Ситуация: можно ли заплатить госпошлину через представителя (например, адвоката или адвокатскую контору)?

        Да, можно, но если в платежных документах будут указаны фамилия, имя, отчество и подпись только того человека, которого представляет адвокат.

        Перечислить госпошлину нужно от своего имени. Это следует из положений пункта 1, пункта 8 статьи 45, а также статьи 333.17 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46.

        Вместе с тем, глава 4 Налогового кодекса РФ разрешает налогоплательщику (плательщику сборов) участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 1, 4 ст. 26 НК РФ). Из этого можно сделать вывод, что перечислить госпошлину в бюджет может и представитель плательщика. При этом доказательством того, что госпошлину заплатил налогоплательщик, будут приложенные к платежным документам бумаги, подтверждающие статус представителя (например, доверенность).

        В определении от 22 января 2004 г. № 41-О Конституционный суд РФ указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает, что представитель действует от имени и за счет собственных средств представляемого лица. Поэтому платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим. Перечислять суммы налога (сбора) нужно за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора). При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что налог (сбор) уплачен именно этим налогоплательщиком (плательщиком) и именно за счет его собственных денежных средств.

        Таким образом, перечислить госпошлину в бюджет может представитель человека (например, адвокат). Однако в платежных документах должны стоять фамилия, имя, отчество и подпись того человека, которого он представляет (доверителя). Причем вписать в квитанцию плательщиком одновременно и адвоката, и доверителя нельзя. Поскольку из платежных документов должно четко следовать, что госпошлина уплачена именно этим человеком и именно за счет его собственных денежных средств.

        Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-02-08/39610, от 20 июля 2010 г. № 03-05-04-03/79.

        Совет: есть факты, указывающие на то, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета).

        На практике госпошлину платят чаще всего через отделения Сбербанка России, операционистам которого не важно, кто вносит деньги: человек, указанный в квитанции, или кто-то другой.

        В то же время Президиум ВАС РФ в информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 сделал вывод, что при обращении в арбитражный суд представитель может перечислить госпошлину за счет собственных средств (например, со своего банковского счета). Главное, чтобы в платежных документах было указано, что он в данном случае действует от имени представляемого им человека (например, в них могут быть указаны реквизиты доверенности). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФСФР России от 10 апреля 2008 г. № 08-ВМ-03/6834. Такой же позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5175/08-С4).

        Способы уплаты госпошлины

        Перечислить госпошлину можно:

      • через банк;
      • через отделения почтовой связи;
      • через кассу местной администрации;
      • через небанковскую кредитную организацию, у которой есть лицензия Банка России на проведение соответствующих операций.
      • Это следует из положений статьи 11, пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-02-08/81.

        Ситуация: в каких случаях можно перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте?

        Исходя из буквального толкования положений абзаца 2 пункта 4 статьи 58 Налогового кодекса РФ перечислять госпошлину через кассу местной администрации или по почте можно только в том случае, когда в населенном пункте нет отделения банка. Однако, по мнению Минфина России, почтовые отделения могут принимать от граждан деньги в счет уплаты налогов и сборов независимо от того, есть ли вблизи отделение банка или нет (письмо от 26 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-510). Такую точку зрения финансовое ведомство аргументирует тем, что законодательство должно обеспечивать максимально удобные условия для исполнения обязанностей по уплате налогов или сборов.

        Платежные документы

        При перечислении госпошлины через банк (Сбербанк России и некоторые другие банки) заполните платежный документ по любой из форм:

        Формы и порядок их заполнения приведены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

        В подтверждение оплаты госпошлины операционист банка выдаст квитанцию (нижнюю часть форм № ПД (налог) или № ПД-4сб (налог) ) или копию заявления на перевод денег (выданную по просьбе плательщика) с отметкой банка об уплате. При наличии технической возможности в подтверждение оплаты госпошлины операционист банка может выдать чек-ордер. В этом случае отметка банка на платежных документах не проставляется. После приема платежа чек-ордер вместе с платежным документом возвращается плательщику. Такие правила установлены в письме от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.

        Перечислять госпошлину через почтовое отделение нужно с использованием тех же форм платежных документов, что и через банк (письмо Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173).

        Если человек перечисляет госпошлину через кассу местной администрации, то подтверждением уплаты будет квитанция, форма которой утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777. Ее обязаны выдать плательщику в кассе местной администрации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

        Факт уплаты госпошлины помимо оригиналов указанных платежных документов подтверждает и информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. При ее наличии дополнительного подтверждения уплаты госпошлины не требуется. Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ.

        А что делать человеку, если он допустил ошибку в платежных документах, но при этом госпошлина к нужному получателю все-таки ушла (например, была ошибка в фамилии плательщика)? В этом случае подайте в администрирующий орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. К заявлению приложите платежный документ. И в течение пяти рабочих дней вас уведомят о принятом решении.

        Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-05-06-03/43937.

        Ситуация: можно ли подтвердить уплату госпошлины копией платежного документа. Человек подает исковое заявление в арбитражный суд ?

        Факт уплаты госпошлины подтверждает:

      • квитанция банка (нижняя часть форм № ПД (налог), № ПД-4сб (налог)) или копия заявления на перевод денежных средств (выданная по просьбе плательщика) с отметками об оплате;
      • чек-ордер, выданный плательщику сбора взамен проставления отметки об уплате на платежных документах (при наличии соответствующих технических возможностей);
      • квитанция, выдаваемая местной администрацией (утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/777);
      • информация об уплате госпошлины, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
      • Это следует из пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ и положений письма от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8?10/1199 и Сбербанка России № 04?5198, а также писем Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-02-07/1-173 и от 7 августа 2007 г. № 02-14-10а/1960.

        Таким образом, в суд необходимо представить оригинал платежного документа. Косвенно это подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46. Вместе с тем, если суду доступна информация об уплате госпошлины, которая содержится в ГИС ГМП, оригинал платежного документа можно не представлять (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

        Ситуация: вправе ли банк (почтовое отделение, местная администрация) взимать комиссию за перечисление госпошлины в бюджет ?

        При оплате госпошлины человек дает банку поручение перечислить деньги в бюджет. Банк обязан выполнить такое поручение бесплатно. Плата за обслуживание операций по перечислению налогов и сборов в бюджет не взимается.

        Такой порядок установлен в пунктах 4 и 7 статьи 58 и пункте 2 статьи 60 Налогового кодекса РФ и разъяснен письмами Минфина России от 20 июля 2007 г. № 03-02-07/1-339 и от 16 января 2007 г. № 03-05-07-02/01, ФНС России от 20 января 2006 г. № 04-3-05/13.

        Ситуация: может ли налоговая инспекция проверить правильность уплаты госпошлины ?

        В большинстве случаев госпошлину нужно платить до совершения действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Это значит, что человек, не заплативший госпошлину (заплативший ее в меньшем размере), не получит того, за чем обращается. Интересы бюджета при этом не нарушаются.

        Полномочия налоговых инспекций по контролю за уплатой госпошлины сводятся к проверкам тех, кто совершает те или иные действия, требующие ее перечисления в бюджет. То есть структур, которые получают госпошлину (территориальные отделения Росреестра, ЗАГСы, лицензирующие органы и т. п.) (ст. 333.42 НК РФ).

        Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 марта 2005 г. № 03-02-07/2-24.

    Оставьте комментарий