Функции и полномочия совета европы

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек, и Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 27 держав. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

(Международные акты о правах человека. Сборник документов. Москва, 1998. С. 537.)

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Основная статья: Комитет министров Совета Европы

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один раз в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Основная статья: Парламентская ассамблея Совета Европы

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Основная статья: Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран — участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий девять лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельностью, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств — участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Основная статья: Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии. Официальное название — Европейская комиссия за демократию через право

Конгресс местных и региональных властей Европы

Основная статья: Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат Совета Европы

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)

Международная парламентская организация, созданная в 1949 году (до 1974 года — Консультативная ассамблея Совета Европы). Наряду с Комитетом министров Совета Европы ПАСЕ является одним из главных уставных органов Совета Европы. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов Совета Европы. Наделена консультативными функциями, работает в интересах объединения Европы, защищая индивидуальные права и парламентскую демократию, развивая общеевропейские соглашения в целях стандартизации социальной и правовой политики государств-членов, а также осознания европейской общности, выходящей за пределы различных культур.

В ПАСЕ с правом решающего голоса представлены делегации 47 стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 1996 года), Румыния, Сан-Марино, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Статус наблюдателя при ПАСЕ имеют Израиль, Канада и Мексика. Статус «партнера по демократии» ПАСЕ имеют Марокко, Палестина, Киргизия и Иордания. Общая численность депутатского корпуса ПАСЕ — 324 парламентария (и столько же их заместителей), которые избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава. Количество мест в Ассамблее от каждой страны варьируется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения, а также принадлежности к группе главных плательщиков (так, Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция и Турция имеют по 18 мест). Состав национальных делегаций в ПАСЕ должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин.

Действует на основе Устава Совета Европы и Регламента ПАСЕ. Официальные языки – английский и французский. Ежегодная пленарная сессия Ассамблеи разбита на четыре части, которые длятся по одной неделе каждая (проводятся, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября). Как правило, ПАСЕ заседает в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге.

Председатель ПАСЕ избирается из числа представителей Ассамблеи сроком на 1 год с правом переизбрания на второй год. С июня 2018 года Председатель ПАСЕ – Лилиан Мори Паскье (Швейцария).

Председатель ПАСЕ, 20 его заместителей, руководители политических групп и председатели комиссий образуют Бюро Ассамблеи. Бюро утверждает повестку дня сессий ПАСЕ, график заседаний комиссий, поддерживает регулярные контакты с парламентами других стран и международными организациями.

Для обеспечения преемственности работы Ассамблеи между сессиями назначается Постоянная комиссия ПАСЕ. В нее входят члены Бюро, руководители национальных делегаций и председатели профильных комиссий. Созывается Председателем не реже 2 раз в год.

В последний день работы конкретной части сессии для подведения итогов и координации деятельности ПАСЕ и Комитета министров Совета Европы обычно собирается Совместный комитет. Он состоит из Председателя ПАСЕ, членов Бюро ПАСЕ, представителей министров иностранных дел государств-членов Совета Европы и по одному парламентарию от каждой национальной делегации, не представленной в Бюро ПАСЕ.

Члены ПАСЕ объединяются в следующие политические группы (фракции): социалистов, демократов и зеленых; европейской народной партии/ христианских демократов; европейских консерваторов; альянса либералов и демократов; объединенных европейских левых. Некоторые парламентарии не входят ни в одну из фракций и являются «независимыми».

В начале каждой очередной сессии для рассмотрения соответствующих вопросов и подготовки докладов Ассамблея формирует 9 комиссий: по политическим вопросам и демократии; по юридическим вопросам и правам человека; по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию; по миграции, беженцам и перемещенным лицам; по культуре, науке, образованию и СМИ; по вопросам равенства и недопущения дискриминации; по соблюдению обязательств государствами-членами Совета Европы (Комиссия по мониторингу); по правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам; по избранию судей в ЕСПЧ.

Повседневная работа Ассамблеи обеспечивается постоянным Секретариатом во главе с Генеральным секретарем ПАСЕ. В настоящий момент – Войцех Савицкий (Польша), который осенью 2015 года был переизбран Ассамблеей на очередной 5-летний срок с 1 февраля 2016 года. По статусу является одним из двух заместителей Генсекретаря Совета Европы.

ПАСЕ сотрудничает с Европейским парламентом, Парламентской ассамблеей ОБСЕ, Парламентской ассамблей НАТО, Межпарламентской ассамблеей СНГ, Парламентской ассамблеей ЧЭС, парламентами отдельных стран, рассматривает деятельность ряда международных экономических и финансовых институтов (ОЭСР, ЕБРР, МВФ и Всемирного банка). Ассамблея имеет статус наблюдателя в некоторых специализированных учреждениях системы ООН, международных неправительственных организациях. Официальные отношения существуют и с Межпарламентским союзом.

В состав делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПАСЕ входят 18 представителей и 18 заместителей представителей (11 представителей и 11 заместителей представителей от Государственной Думы; 7 представителей и 7 заместителей представителей от Совета Федерации).

В ходе апрельской сессии 2014 года ПАСЕ приняла Резолюцию 1990 (2014) «Пересмотр по существенным основаниям ранее утвержденных полномочий российской делегации» из?за воссоединения Крыма с Россией, в результате чего ряд полномочий российской делегации (право голосовать и право участвовать в работе руководящих органов Ассамблеи: Бюро, Председательском комитете и Постоянной комиссии) был приостановлен до 31 декабря 2014 года.

На зимней сессии 2015 года была принята Резолюция 2034 (2015) «Оспаривание по существенным основаниям неутвержденных полномочий делегации Российской Федерации», приостанавливающая следующие права российской делегации в Ассамблее: назначаться в качестве докладчика, быть членом временных комиссий по наблюдению за выборами, представлять Ассамблею в органах Совета Европы и внешних организациях на временной или постоянной основе. В условиях усилившихся ограничений, что стало существенным препятствием для полноформатной работы, российская делегация заявила о прекращении своего участия в деятельности Ассамблеи до конца 2015 года, а с января 2016 года по решению руководства обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации – не утверждала свои полномочия в ПАСЕ.

Последовательная работа по разъяснению и отстаиванию внешнеполитических позиций России, формированию конструктивной повестки дня с обсуждением проблем, объективно требующих совместных решений, привела к достижению весомых результатов: на июньской сессии Ассамблеи (24–28 июня 2020 года), после напряженных дискуссий, полномочия российской парламентской делегации в ПАСЕ были восстановлены полностью, без каких?либо изъятий.

Смотрите так же:  Льготы по налогам для пенсионеров в 2020 году башкирия

Комитет Министров

Структура и деятельность

Что такое Комитет Министров?

Комитет Министров Совета Европы — это руководящий и директивный орган Организации. В нём представлены министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет Министров — это одновременно правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения формулируются общеевропейские подходы к их решению. Вместе с Парламентской Ассамблеей Комитет Министров стоит на страже фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств.

Кто входит в Комитет Министров?

Министры

Министры иностранных дел государств-членов Совета Европы

Постоянные представители

В мае 1951 года Комитет Министров предложил государствам-членам назначить постоянных представителей правительств государств в Совете Европы для поддержания постоянного контакта с организацией. Все они живут и работают в Страсбурге. На практике, постоянными представителями государств-членов являются дипломаты в ранге послов, в редких случаях — поверенные в делах.

В 1952 году Комитет Министров постановил, что каждый министр может назначить представителя, который обладает такими же полномочиями по принятию решений как и министр. Обычно это лицо является одновременно и постоянным представителем.

Вторым лицом в делегации является заместитель постоянного представителя (не путать с постоянным представителем).

Когда проходят встречи Комитета Министров?

Министры

Встречи на уровне министров проводятся один раз в год, в мае или в ноябре. Эти встречи, известные как «сессии», обычно проходят в Страсбурге в течение одного полного или двух неполных дней.

Как правило, большая часть сессий проходит в форме политического диалога, однако министры могут обсуждать любые вопросы, представляющие всеобщий интерес, за исключением вопросов национальной обороны.

Несмотря на то, что протоколы сессий носят конфиденциальный характер, по окончании каждой из них публикуется отчет. Министры также могут сделать одно или несколько заявлений.

Сессии проводятся в соответствии с Правилами процедуры (4-я редакция, издание 1964 г.), обычно в зале заседаний Комитета Министров.

Постоянные представители

Заседания на уровне постоянных представителей как правило проводятся один раз в неделю в зале заседаний Комитета Министров. Постоянные представители также встречаются несколько раз в неделю на заседаниях комитетов.

Чем занимается Комитет Министров?

Комитет Министров выполняет три функции:

— является правительственным органом, где на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества;

— служит коллективным форумом, в рамках которого в ходе совместного обсуждения формулируются общие подходы к решению европейских проблем;

— вместе с Парламентской Ассамблеей стоит на страже фундаментальных ценностей Совета Европы.

Деятельность Комитета Министров включает в себя:

— Ведение политического диалога между правительствами

— Осуществление связей с Парламентской Ассамблеей

Отношения между Комитетом Министром и Парламентской Ассамблеей носят следующие формы:

  • отчет Комитета Министров, предусмотренный Уставом
  • запросы заключений Парламентской Ассамблеи
  • определение мер по выполнению рекомендаций Парламентской Ассамблеи
  • ответы на устные и письменные вопросы
  • проведение заседаний Совместного Комитета

— Взаимодействие с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы

— Принятие государств в члены Совета Европы

В полномочия Комитета Министров входит приглашение европейских стран вступить в Совет Европы (статьи 4, 5 и 6 Устава). Он также может приостановить членство государства или принять решение о его исключении из числа членов организации. Процесс принятия в Совет Европы начинается, когда Комитет Министров, получив официальное заявление от государства на членство в организации, консультируется с Парламентской Ассамблеей (согласно резолюции Устава (51)30). Ассамблея принимает и публикует соответствующие заключения. Если Комитет решает, что государство может быть принято в Совет Европы, он принимает резолюцию, в которой приглашает его стать членом организации. В приглашении указывается количество мест, которое государство сможет занять в Ассамблее и размер взноса в бюджет организации (статья 6 Устава). Недавние приглашения также содержали условия, касающиеся проведения демократических реформ в стране-заявителе. Любое приглашенное государство становится членом организации с момента вручения, обычно Министром иностранных дел, Генеральному секретарю документа о присоединении.

— Система мониторинга для контроля за выполнением государствами-членами своих обязательств

— Принятие конвенций и соглашений

Статья 15.а Устава гласит, что «Комитет Министров рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений». Более 180 соглашений были открыты для подписания. Наиболее известным из них является Конвенция о правах человека. Текст любого соглашения считается одобренным после его принятия Комитетом. Согласно статье 20 Устава, для принятия соглашения необходимо: — большинство в две трети голосов от числа представителей, участвовавших в голосовании — большинство от имеющих право участвовать в работе Комитета Такое же количество голосов необходимо для публикации дополнительной информации. Комитет также назначает день открытия соглашения для подписания. Конвенции имеют обязательную силу только для ратифицировавших их стран.

— Принятие рекомендаций государствами-членами Совета Европы

Статья 15.b Устава наделяет Комитет Министров полномочиями давать рекомендации государствам-членам по тем вопросам, по которым он принял единую позицию. Согласно статье 20 Устава, для принятия рекомендации необходимо: — единогласное голосование всех представителей, участвующих в голосовании; — большинство голосов представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета. Однако на заседании 519 (ноябрь 1994 г.) постоянные представители приняли решение сделать процедуру голосования более гибкой и заключили «джентльменское соглашение», в соответствии с которым ни одна делегация не будет требовать применения правила единогласия при принятии рекомендаций. Рекомендации не являются обязывающими для стран-членов. С 1993 года Комитет также принял рекомендации, касающиеся его роли в применении положений Европейской социальной хартии (Статья 29 Социальной хартии). Рекомендации, принятые до 1979 года, были изданы в серии «Резолюции». Согласно статье 15b Устава, Комитет Министров обладает полномочиями обращаться к правительствам государств-членов с запросом «о ходе выполнения» таких рекомендаций. В 1987 году на заседании 405 постоянные представители приняли обращение к межправительственным комитетам (руководящим комитетам и комитетам экспертов), в котором призвали их усовершенствовать процесс мониторинга по соблюдению рекомендаций и резолюций.

— Принятие бюджета

Согласно статье 38.с Устава, в обязанности Генерального секретаря входит составление проекта годового бюджета организации и его представление на одобрение Комитету Министров. Проект бюджета представляется на рассмотрение постоянным представителям ежегодно, в ноябре месяце. Он принимается, в форме резолюции, параллельно с Программой деятельности организации. Согласно Статье 29 Финансовых правил (пересмотрены в мае 1997 года) постоянным представителям помогает Комитет по бюджету, состоящий из одиннадцати независимых экспертов, назначаемых Комитетом Министров на основе предложений правительств государств-членов. Краткая версия принятого бюджета доступна в электронной форме.

— Принятие и мониторинг программы деятельности организации

Начиная с 1966 года, Совет Европы планирует, организует и оценивает свою деятельность в соответствии с программой работы на год, публикуемой под названием «Межправительственная программа деятельности». Постоянные представители принимают программу в конце года и следят за ее выполнением. Статья 17 Устава наделила Комитет Министров полномочием создания «комитетов и комиссий консультативного и технического характера», что привело к созданию примерно 30 руководящих комитетов и большому количеству комитетов экспертов ad hoc, которые помогают Комитету Министров в осуществлении его программы деятельности.

— Реализация программ сотрудничества и оказания помощи

— Контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека

Комитет Министров следит за приведением в исполнение решений Европейского суда по правам человека. Постоянные представители проводят регулярные заседания по правам человека в соответствии со статьями 32 и 54 Европейской конвенции о правах человека и статьей 46 конвенции, с учетом поправок Протокола №11. Документация для этих заседаний издается в форме повестки дня и комментария к ней, которые публикуются после проведения каждой встречи. Одна из основных функций Комитета Министров заключается в обеспечении выполнения решений Европейского суда по правам человека. Комитет завершает рассмотрение каждой жалобы принятием итоговой резолюции. В отдельных случаях также принимаются промежуточные резолюции. Оба вида резолюций доступны для публики.

Как функционирует Комитет Министров?

Комитет Министров функционирует на нескольких уровнях.

Заседания Комитета Министров и их постоянных представителей проводятся в соответствии с Уставом Совета Европы и Правилами процедуры.

На сессиях, проходящих один раз в год, министры ведут политический диалог и обсуждают вопросы европейского сотрудничества.

Постоянные представители, выступающие от лица министров, обсуждают большинство текущих вопросов деятельности Комитета Министров. Они также проводят отдельные встречи по вопросам соблюдения прав человека (выполнение решений) и по мониторингу обязательств, взятых на себя государствами-членами при их вступлении в организацию. Начиная с сентября 1999 года, постоянные представители встречаются, как правило, каждую среду.

Председательство

Передача председательства в Комитете Министров происходит по ротационному принципу в порядке английского алфавита каждые шесть месяцев на сессии Комитета Министров.

Бюро

Бюро было создано в 1975 году для оказания помощи в работе постоянных представителей. Начиная с мая 2001 года, оно состоит из шести членов: председателя, двух предыдущих и трех будущих председателей.

Бюро встречается в среднем два раза в месяц и выполняет функции административного и протокольного характера, включая подготовку заседаний Комитета Министров. На бюро обсуждаются вопросы координации мероприятий, проводимых председателями Комитета Министров, а также разрабатываемые и выполняемые ими программы. Работа по обеспечению преемственности в деятельности Комитета при смене его председателей возложена на заместителя председателя Комитета Министров на уровне постоянных представителей, который выполняет эту функцию во взаимодействии с секретариатом Комитета Министров.

Докладчики, группы по подготовке докладов и рабочие группы

Система групп по подготовке докладов была создана постоянными представителями в 1985 году. Группы помогают в подготовке заседаний постоянных представителей. Они состоят из представителей, которые обычно замещают постоянных представителей. Им также оказывают содействие члены Секретариата. Группы по подготовке докладов были реорганизованы в 1999 году в соответствии с новой структурой организации (одна группа на директорат), с назначением дополнительных докладчиков для специальных мероприятий. Рабочие группы создаются на базе ad hoc для работы по определенным направлениям в конкретный период времени.

Секретариат

Секретариат Комитета Министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета Министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Функции и полномочия совета европы

Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.


ГЛАВА III . КОНТРОЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД.

2.4 Роль Генерального секретаря Совета Европы.

Функции Генерального секретаря в отношении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод можно подразделить на две категории.

Во-первых, это функции административного характера, связанные с его положением в качестве высшего должностного лица Совета Европы. Данные функции основываются как на положениях Устава организации, так и вытекают из конкретных статей Европейкой конвенции.

Во-вторых, это функции по наблюдению за эффективным осуществлением государствами своих договорных обязательств по Европейской конвенции (статья 52 Конвенции). Именно данная тема представляется наименее изученной исследователями анализируемой системы защиты прав человека.

Смотрите так же:  Что такое лицензия исо

Представляется необходимым прежде всего коротко остановиться на функциях первой категории. В соответствии с частью 1 статьи 59 Европейской конвенции, ратификационные грамоты подлежат сдаче и хранению у Генерального секретаря Совета Европы, который согласно части 4 той же статьи должен уведомлять все государства-члены о вступлении Конвенции в силу, о ратификации ее и о сдаче ратификационных грамот и о денонсации (часть 1 статьи 58). Кроме того, согласно части 1 статьи 56 Европейской конвенции «любое государство может при ратификации или в любое время после этого заявить путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы о том, что . Конвенция распространяется на все территории или на любую из них, за международные отношения которых оно несет ответственность».

До реформы контрольного механизма Конвенции любые петиции в соответствии с бывшими статьями 24 и 25 Европейской конвенции должны были направляться их авторами в Европейскую Комиссию по правам человека через Генерального секретаря Совета Европы.

Наконец, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конвенции, любое государство — участник, решившее воспользоваться своим правом во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, отступить в той или иной степени от своих обязательств по Конвенции, должно информировать в полном объеме Генерального секретаря о введенных им мерах и о причинах их принятия. Оно также обязано информировать его о прекращении действия таких мер и возобновлении полного осуществления положений Конвенции.

Принято считать, что единственной процедурой контроля за соблюдением государствами своих обязательств по Европейской конвенции является процедура подачи петиций в соответствии с ее статьями 33 и 34. Однако данное утверждение не соответствует действительности. Согласно статье 52 Европейской конвенции функцией контроля также наделен Генеральный секретарь Совета Европы. Согласно этой статье, «по получении запроса от Генерального секретаря Совета Европы любая Высокая Договаривающаяся Сторона представляет разъяснения относительно того, каким образом ее внутреннее право обеспечивает эффективное выполнение любого из положений. Конвенции».

В международном праве существует несколько примеров схожих процедур, при которых государства несут обязанность представления докладов, с тем, чтобы дать возможность произвести оценку соблюдения государством своих обязательств. Подобная система, иначе называемая процедурой представления докладов, может являться эффективным средством международного контроля, особенно в области межгосударственного сотрудничества по защите и поощрению прав и свобод человека.

В связи с тем, что государства порой крайне неохотно и нерешительно пользуются предоставленным им правом подавать жалобу на нарушение договорных обязательств другим государством 132, может образоваться определенный разрыв в цепи контрольного механизма по тому или иному международному договору. Ликвидировать подобный разрыв может как раз процедура представления докладов, аналогичная той, что предусмотрена статьей 57 Конвенции. Связано это с тем, что инициатива в данном случае будет исходить от международного органа, а не зависеть от решения государства, руководствующегося, как правило, соображениями политического характера.

Представляется, что существование процедуры представления докладов, наряду с процедурой подачи петиций, имеет крайне важное значение. Именно ввиду отличия характера механизма подачи петиций от характера процедуры представления докладов последняя может значительно повысить эффективность международного контроля в ряде аспектов.

Во-первых, посредством процедуры представления докладов удается держать под контролем все государства одной системы одновременно, в то время как при помощи механизма петиций изучаются действие или бездействие лишь одного государства.

Во-вторых, возможность сравнения позволяет получить более целостную и сбалансированную картину состояния дел в области имплементации конкретного договора в рамках целой группы государств-участников. Это, в свою очередь, облегчает возможность принятия мер для улучшения ситуации с соблюдением прав человека.

В-третьих, при данной форме контроля предметом изучения может стать вопрос о соблюдении всех положений договора одновременно, в то время как при процедуре подачи петиций рассматривается возможное нарушение одного, от силы нескольких, положений договора.

В-четвертых, не исключена ситуация, когда в течение длительного периода одно или несколько государств «выпадают» из сферы действия процедуры подачи жалоб (не сделано заявление о признании соответствующей компетенции контрольных органов, частные лица в силу ряда причин не подают петиции и так далее). В такой ситуации у контрольных органов отсутствует представление о ситуации с соблюдением прав человека в этих государствах. Исправить подобное положение может именно процедура представления докладов. Вместе с тем, данное замечание более не относится к Европейской конвенции о правах человека, так как после реформы контрольного механизма частные лица получили право обращаться в Европейский Суд напрямую, для чего уже нет необходимости дожидаться заявлений государств-участников.

В-пятых, такая процедура более адаптирована к особенностям правовых систем различных государств.

Все вышеперечисленные соображения необходимо учитывать при оценке важности выполнения Генеральным секретарем своих обязанностей по статье 52 Конвенции.

В любом случае, Генеральный секретарь Совета Европы имеет право запрашивать от государств-участников разъяснения того, каким образом они осуществляют имплементацию положений Конвенции в своем внутреннем праве. В свою очередь, государства-участники обязаны предоставить Генеральному секретарю такую информацию.

Генеральный секретарь по своему усмотрению определяет время, а также периодичность представления докладов, а соответствующие запросы могут относиться к одному, нескольким или всем положениям Европейской конвенции. Например, в 1964 году государствам-участникам было предложено проинформировать Генерального секретаря о выполнении ими своих обязательств по всем правам и свободам, перечисленным в Европейской конвенции и Протоколе № 1 к ней. В 1970 году запрос Генерального секретаря касался только части 5 статьи 5 Конвенции, а в 1975 году информация запрашивалась по статьям 8,9,10 и 11. В последнем случае Генеральный секретарь, правда, оставляет за собой право запрашивать дополнительную информацию по некоторым вопросам в связи с докладами, представленными ему государствами.

До сих пор запросы направлялись всем государствам сразу (циркулярно). Представляется, что и в будущем целесообразно сохранить подобную практику ввиду ряда причин.

Во-первых, избирательность в данном вопросе может быть истолкована государством как недоброжелательный акт со стороны Генерального секретаря.

Во-вторых, в случае направления запроса только одному или же нескольким государствам будут “сведены на нет” описанные выше преимущества системы представления докладов. Возможно, подобная практика оправдана только в случае, если в какой-либо одной или в нескольких странах имеют место грубые и массовые нарушения прав человека.

Практика дала также ответ на вопрос о том, какие последствия имеют сам факт представления докладов государствами-участниками, а также производный от этого возможный факт обнаружения нарушения обязательств по Европейской конвенции. Генеральный секретарь компонует представленные ему ответы государств в единый документ, который он затем направляет государствам-участникам Конвенции и Парламентской Ассамблее Совета Европы. 133 До направления доклада в вышеуказанные адреса государствам предоставляется возможность указать ту часть представленной ими информации, которую они не хотели бы оглашать.

Важен принцип: ответы государств публикуются. И если доклад государства свидетельствует о нарушении им своих обязательство по Европейской конвенции, оно может стать объектом критики со стороны других государств-участников Конвенции, Парламентской Ассамблеи, а также общественного мнения. Посредством подобной процедуры, конечно, нельзя положить конец грубым нарушениям прав человека. К тому же, в отличие от процедуры рассмотрения докладов, например, по Международному пакту о гражданских и политических правах или Конвенции против пыток, Европейская конвенция не предусматривает последующий анализ представленных Генеральному секретарю докладов независимым экспертным органом, что существенно снижает эффективность данной процедуры.

Кроме того, Генеральный секретарь не наделен полномочием передавать дело о выявленном при помощи представленного доклада нарушении Конвенции посредством петиции в Европейский Суд по правам человека. Наделение его таким правом, безусловно, повысило бы эффективность рассматриваемой процедуры.

В нынешних условиях выявленное в связи с представленным докладом нарушение Конвенции может стать предметом разбирательства в рамках страсбургского контрольного механизма лишь в том случае, если одно или несколько государств изъявят готовность (на основе информации, полученной благодаря процедуре по статье 52) воспользоваться своим правом по статье 33 Конвенции (жалоба одного государства на другое). При этом жалоба должна удовлетворять критериям приемлемости, перечисленным в статье 35 Европейской конвенции.

Генеральный секретарь в принципе может, по своей инициативе, в случае выявления серьезного нарушения положений Конвенции обратиться к Комитету Министров Совета Европы на предмет принятия мер по статье 8 Устава организации (приостановление членства государства в Совете Европы или же его исключение из организации). Но до сегодняшнего дня Генеральный секретарь ни разу не предпринимал никаких последующих действий по своим запросам.

Представляется, что новый импульс такой форме контроля докладов придаст присоединение к Европейской конвенции новых государств, таких как Россия, государств Центральной и Восточной Европы. Однако уже сейчас пришло время для критического осмысления опыта применения данной процедуры и внесения ряда изменений в текст Конвенции и практику имплементации ее статьи 52. В частности, следует дополнить практику представления докладов по Конвенции механизмом анализа этих докладов независимым экспертным органом. Думается, что подобное изменение 134 способно повысить эффективность самой процедуры, а также повлияет на то, что государства будут более ответственно подходить к своим обязательствам по статье 52 135.

132 Как известно, например, практика межгосударственных петиций не получила вообще никакого распространения по Международному пакту о гражданских и политических правах. Пример Европейской конвенции с известной долей условности может считаться исключением из правил межгосударственного общения.

135 К сожалению, не все государства приветствуют усилия Генерального секретаря в этом вопросе. К примеру, в 1983 году сразу три государства (Германия, Исландия и Мальта) отказались представлять ответы на запрос Генерального секретаря.

Совет Европы: история создания, состав, структура и задачи организации

Сессия ПАСЕ (Парламентской ассамблеи Совета Европы) начинается 1 октября 2012 года.

Совет Европы (Council of Europe) ? старейшая на континенте международная политическая организация.

Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании Совета Европы и Устав СЕ.

Членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Белоруссия. Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.

Согласно Уставу организации, «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод».

Нынешние политические полномочия Советы Европы были определены на Третьей встрече глав государств и правительств в мае 2005 года в Варшаве, где были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства?члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы. Это: продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.

Смотрите так же:  Калькулятор полис осаго вск

В рамках СЕ принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. Некоторые из этих договорно?правовых актов открыты для присоединения неевропейских государств. Россия является участником (подписала и ратифицировала) 56?ти правовых документов Совета Европы, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Структура Совета Европы:

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года — КМРВЕ.) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров (КМСЕ) — директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств?членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).

Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран?участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам?членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества — специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами — членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ? развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств?участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.

Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).

В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ? членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций?спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения». В настоящее время Россия участвует в семи из них.

Бюджет организации формируется из взносов стран?участниц. Регулярный бюджет Совета Европы на 2012 год составляет 240 миллионов евро. Взносы государств — 233,5 миллионов евро.

Штаб?квартира Организации находится в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации — английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Резолюция (99) 50

О Комиссаре по правам человека Совета Европы
(принята Комитетом Министров 7 мая 1999 года на 104-й сессии в Будапеште)

принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами и что одним из способов достижения данной цели является соблюдение и всемерная реализация прав человека и фундаментальных свобод;
и сообразуясь с решениями, принятыми главами государств и правительств государств-членов Совета Европы на второй встрече в верхах в Страсбурге 10-11 октября 1997 года,
а также принимая во внимание, что 50-летие Совета Европы создает благоприятную возможность развивать опыт, накопленный с момента его создания,
постановляет учредить должность комиссара Совета Европы по правам человека («Комиссара») со следующими полномочиями:

Управление Комиссара является внеюридическим институтом, призванным способствовать развитию понимания и уважения прав человека, в духе стандартов Совета Европы в области правах человека.
Комиссар обязан уважать компетенцию и исполнять функции, отличные от функций вышестоящих органов, созданных в рамках Европейской конвенции по правам человека или в соответствии с иными решениями Совета Европы в области прав человека. Комиссар не будет рассматривать индивидуальные обращения граждан.

Комиссар будет действовать независимо и беспристрастно.

a) способствовать развитию понимания и уважения прав человека в государствах-членах;

b) способствовать развитию эффективного соблюдения и полной реализации прав человека в государствах-членах;

с) давать рекомендации и распространять информацию по защите прав человека и предотвращению случаев ущемления прав человека. В публичной сфере Комиссар будет по возможности взаимодействовать и сотрудничать с правозащитными структурами в государствах-членах. Там же, где такие структуры отсутствуют, Комиссар будет споспешествовать их созданию;

d) поощрять деятельность национальных омбундсменов или аналогичных правозащитных институтов;

e) констатировать возможные недостатки в законодательстве и практике государств-членов, в связи с их соответствием стандартам правами человека, сформулированными в документах СЕ; способствовать внедрению этих стандартов в государствах-членах и оказание им помощи, с их согласия, в усилиях по искоренению этих недостатков.

f) подготавливать, по мере необходимости, специальный доклады, посвященные конкретным проблемам, для сведения Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров;

g) реагировать в надлежащей форме на запросы Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи, относящиеся к их компетенции по соблюдению стандартов СЕ в области прав человека;

h) представлять Комитету Министров и Парламентской Ассамблее ежегодный рапорт;

i) сотрудничать с иными международными институтами в целях содействия развитию и защиты прав человека, избегая при этом излишнего дублирования действий.

Комиссар будет принимать во внимание мнение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи, касающееся деятельности Комиссара.

1. Комиссар вправе основывать свои действия на любой доступной ему информации, имеющей прямое отношение к его компетенции. Сюда в частности может включаться информация, направляемая Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбундсменами или аналогичными правозащитными институтами, как организациями, так и частными лицами.

2. Сбор информации, имеющей отношение к деятельности Комиссара, не повлечет за собой создание в государствах-участницах специального механизма отчетности.

1. Государства-члены будут осуществлять всемерную помощь Комиссару с целью обеспечения его или ее независимой и эффективной деятельности. В частности, они будут способствовать развитию контактов Комиссара, включая поездки, прямо связанные с выполнением функций Комиссара, а также своевременно предоставлять информацию по запросу Комиссара.

2. Комиссар будет обладать в течение срока пребывания на своем посту всеми привилегиями и иммунитетом, предусмотренными Статьей 40 Статута Совета Европы и вытекающими из нее последующими соглашениями.

Комиссар вправе вступать в прямой контакт с правительствами государств-членов Совета Европы.

1. Комиссар вправе высказывать рекомендации, излагать свою точку зрения и составлять рапорты.

2. Комитет Министров может санкционировать публикацию направленных Комиссаром в его адрес рекомендаций, мнений и рапортов.

1. Комиссар избирается Парламентской Ассамблеей большинством голосов из числа трех кандидатов, отобранных Комитетом Министров.

2. Государства-члены могут представлять своих кандидатов в письме, направленном Генеральному Секретарю. Кандидаты должны быть гражданами государств-членов Совета Европы.

Кандидатами могут быть видные общественные деятели, обладающие высокими моральными достоинствами, имеющие общепризнанную компетенцию в правозащитной области и несомненные заслуги в борьбе за гуманитарные ценности Совета Европы, а также обладающие личным авторитетом, необходимым для эффективного исполнения функций Комиссара. В течение всего срока пребывания его или ее на данном посту, Комиссар не может заниматься какой-либо деятельностью, выходящей за рамки полноценного исполнения своих функций в этой должности.

Комиссар избирается на шестилетний срок без права последующего переизбрания в этой должности.

1. Канцелярия Комиссара по правам человека учреждается как подразделение канцелярии Генерального Секретаря Совета Европы.

2. Все расходы на деятельность Комиссара и Канцелярии Комиссара покрываются из бюджета Совета Европы.

В ходе заседания министров Совета Европы в Хельсинки 17 мая было принято заявление, в котором указано, что полномочия представителей всех стран – членов Совета Европы в работе Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы равны. Это означает, что России вернули право голоса в ПАСЕ, которого она была лишена после воссоединения с Крымом.

Министр иностранных дел Германии Хейко Маас назвал принятое решение хорошей новостью. «Хорошо, что мы договорились о том, что Россия должна остаться в ПАСЕ. Особенно потому, что это сохраняет право миллионов россиян обращаться в Европейский суд по правам человека», – цитирует Мааса МИД Германии. Он также добавил, что должен быть разработан новый эффективный механизм санкций, который может применяться, если государства-члены нарушают принципы организации.

По данным Associated Press, министр иностранных дел Лавров выразил удовлетворение и заявил, что Россия снова готова платить членские взносы в организацию, пишет Ilta-Sanomat.

Посол Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба сообщил в «Твиттере», что Украина и пять других стран проголосовали против этого заявления. Он охарактеризовал это решение как «позорное», назвал его «циничной дипломатией», которая «спасла старого партнера».

«Дипломатическим языком Комитет министров Совета Европы говорит о преодолении кризиса в связи с российско-украинским конфликтом и о грядущем восстановлении работоспособности всех органов Совета Европы. Также решено, что Россия начинает платить взносы в организацию, ее делегация едет на июньскую сессию впервые с 2014 года, а все разговоры о возможном выходе/исключении России из Совета Европы можно прекращать. Эти решения еще должна будет подтвердить сама Россия, послав делегацию и оплатив задолженность (около 70 млн евро) ПАСЕ при открытии сессии в июне», – прокомментировал заявление Комитета министров руководитель Международной правозащитной группы «Агора», член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Павел Чиков в своем telegram-канале.

Россию ограничили в правах в ПАСЕ в 2014–2015 годах из-за ситуации с Крымом. С 2017 года Москва прекратила участие в заседаниях, а также приостановила выплату взносов до полного восстановления полномочий.

В ПАСЕ признали, что меры Москвы привели к финансовым трудностям: пришлось на девять процентов заморозить бюджет организации, дефицит составил полтора миллиона евро.

В апреле Парламентская ассамблея СЕ приняла резолюцию, в которой призвала Россию сформировать делегацию и заплатить взносы.

Оставьте комментарий