Договор перевозки грузов характеристика

Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса).

Договор фрахтования (чартер) – договор перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) предоставляет другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Сторонами договора являются: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель.

Правомочия грузоотправителя:

  • при разовой перевозке подать заявку на перевозку в установленный срок, а при систематических перевозках заключить долгосрочный договор об организации перевозок (ст. 798 Гражданского кодекса);
  • предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме, если заключен договор об организации перевозки грузов (ч. 1 ст. 798 Гражданского кодекса);
  • предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса). Срок исковой давности по таким требованиям – 1 год (п. 3 ст. 797 Гражданского кодекса);
  • отказаться от поданных ему транспортных средств, если они не пригодны для перевозки его груза (ч. 2 п. 1 ст. 791 Гражданского кодекса);
  • осуществить погрузку в соответствии с установленными правилами, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 791 Гражданского кодекса), и в сроки, предусмотренные им (п. 3 ст. 791 Гражданского кодекса);
  • Правомочия перевозчика:

    • подать отправителю исправные транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза в срок, установленный в заявке грузоотправителя (п. 1 ст. 791 Гражданского кодекса);
    • осуществить погрузку груза, если это предусмотрено договором (п. 2 ст. 791 Гражданского кодекса).
    • Договор перевозки грузов

      См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

      Понятие договора перевозки груза

      По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

      Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

      Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

      По своей юридической природе договор перевозки грузов:

      • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
      • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
      • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
      • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).
      • Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

        Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

        Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

        Стороны договора перевозки

      • Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
      • Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
      • Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.
      • (См., напр., ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

        Форма договора перевозки груза

        Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа — п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

        Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

        Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

        П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

        Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

        Товарно-транспортная накладная (Типовая межотраслевая форма N 1-Т, ОКУД 0345009) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 и применяется с 1 декабря 1997 года. Новая форма транспортной накладной (для перевозки автомобильным транспортом) утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10).

        Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

        Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

        Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

        В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

        Вопрос документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом рассмотрен в письме ФНС РФ от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], в котором указано, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.

        Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

        Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка.

        Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК).

        Чартер чаще всего заключается с использованием отпечатанных ти­пографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и направлений перевозки, т.е. представляет собой дого­вор присоединения . Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наиме­нование места погрузки груза, а также наименование места назначе­ния или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

        Существенные условия договора перевозки грузов

        Предмет договора перевозки груза:

      • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа.
      • В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:

        1. характеристики груза (вид, количество и т.п.);
        2. наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;
        3. пункты отправления и назначения;
        4. характеристики предоставляемого транспорта;
        5. сроки перевозки;
        6. цена договора, порядок расчетов.
        7. Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.

          Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ), а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ).

          В заявке (заказе) должны быть указаны:

          • наименование и количество груза,
          • пункт назначения,
          • грузополучатель и
          • сумма за перевозку.
          • Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.

            Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

            Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

            В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

            При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).

            Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

            1. доставка груза в пункт назначения , указанный в транспортной накладной или коносаменте;
            2. соблюде­ние отведенного срока доставки;
            3. обеспечение сохранности перевозимого груза с момен­та его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте на­значения;
            4. выдача груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу (прекращение обязательства перевозчика).

            Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза

            • оплата перевозки груза должна носить предваритель­ный характер (т.е. провозная плата должна вноситься грузоотправите­лем до отправления груза , если иное не предусмотрено соглашением сторон);
            • окончательный расчет за перевозку грузов в пункте назначения (внесения при простое платы за пользование вагонами и контейнерами);
            • своевременное принятие доставлен­ного груза грузополучателем или иным уполно­моченным на получение груза лицом.
            • Кроме того, важно заметить, что лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

              При заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

              Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

              Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

            • за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
            • за необеспечение его сохранности .
            • Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

            • либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
            • либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК.

            § 1. Общая характеристика договора перевозки грузов

            Договор перевозки относится к группе договоров по оказанию услуг, он направлен на перемещение грузов и пассажиров из одного пункта в другой. Регулирование отношений в сфере перевозок осуществляется ГК РФ (гл.

            ГК РФ не дает общего определения договора перевозки, а выделяет отдельно договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договор перевозки грузов является самостоятельным видом договора перевозки, который имеет особенности в зависимости от вида транспорта (железнодорожные, воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки).

            Договор перевозки груза — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным.

            Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства или части его (договор фрахтования). Договор фрахтования (чартер) — это соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Этот договор является консенсуальным. Он используется на морском, внутреннем водном, воздушном транспорте.

            Сторонами договора грузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юридическое лицо, а в некоторых случаях и физическое лицо -индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые заключают договор перевозки во исполнение своего обязательства перед контрагентом по другому договору (например, для обеспечения доставки товаров покупателю). В таких случаях получателем груза является не грузоотправитель, а другое лицо, которое состоит с грузоотправителем в договорных правоотношениях (чаще всего в правоотношениях куплипродажи). Причем грузополучатель не только имеет право требовать от перевозчика выдачи прибывшего груза, но и обязан принять груз, произвести окончательные расчеты за выполненную перевозку. В таких случаях договор перевозки грузов представляет собой договор в пользу третьего лица, поскольку грузополучатель, не принимавший участия в его заключении, наделяется правом требовать от перевозчика исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст.

            Предметом договора перевозки грузов являются услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств.

            Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Перевозкой транспортом общего пользования признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что

            эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или

            Заключение договора перевозки грузов. Договор перевозки грузов традиционно рассматривается как реальный договор, который считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Этому моменту предшествуют взаимоотношения сторон, направленные на организацию перевозки груза.

            Необходимой предпосылкой заключения договора перевозки грузов является согласование заявки грузоотправителя с перевозчиком. В заявке указывается пункт назначения, наименование и количество груза, вид и количество транспортных средств и другие необходимые сведения. Согласование заявки по действующему законодательству не рассматривается как заключение договора перевозки, оно порождает обязательство перевозчика подать транспортные средства под погрузку и грузоотправителя — предъявить груз для перевозки, за неисполнение которых стороны несут ответственность.

            При необходимости осуществления систематических перевозок грузов может заключаться договор об организации перевозок грузов. В соответствии с ним перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель — предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. В нем определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

            Обязательство перевозчика подать транспортные средства считается надлежаще исполненным, если транспортные средства своевременно поданы в обусловленное место и в заранее определенном количестве. Транспортные средства должны быть поданы в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Различают техническую пригодность транспортного средства, т.е. пригодность для транспортировки грузов, и коммерческую пригодность, т.е. пригодность транспортного средства для перевозки конкретного груза (отсутствие внутри него постороннего запаха, других неблагоприятных факторов; в случае необходимости — поддержание определенного температурного режима). Определение технической пригодности транспортного средства осуществляется перевозчиком, коммерческой пригодности -грузоотправителем, если погрузка осуществляется им, в остальных случаях — перевозчиком. Грузоотправители вправе отказаться от транспортных средств, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен их исправные, пригодные для перевозки такого груза транспортные средства.

            Соответственно грузоотправитель обязан своевременно предъявить к перевозке указанные в заявке или договоре грузы. До предъявления груза для перевозки грузоотправитель обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза, а также перевозочного средства. Груз должен быть предъявлен в исправном состоянии (надлежащего качества) и при необходимости помещен в исправную тару и упаковку. В случае предъявления к перевозке тарных и штучных грузов на них должна быть нанесена маркировка, назначение которой состоит в индивидуализации груза (указывается грузополучатель, пункт назначения и т.д.), а также в предотвращении возможного его повреждения (наносятся манипуляционные знаки, указывающие на способ обращения с грузом, предупредительные надписи, например «стекло», «не кантовать»).

            Груз должен быть предъявлен вместе с необходимыми документами: транспортной накладной, заполненной грузоотправителем в соответствии с правилами перевозок грузов; другими документами, предусмотренными соответствующими нормативными актами. Например, согласно ч. 4 ст. 18 УЖТ РФ при предъявлении продовольственных и скоропортящихся грузов необходимо представить документ о качестве грузов.

            Грузоотправитель обязан предъявить груз в указанном в заявке количестве, которое определяется массой или количеством грузовых мест для тарных или штучных грузов. Груз может быть предъявлен к перевозке с объявленной ценностью, которая не должна превышать действительной стоимости груза. Практическое значение объявления ценности состоит в том, что в случае утраты или повреждения груза грузоотправитель освобождается от доказывания его стоимости. За перевозку грузов с объявленной ценностью взимается дополнительная плата.

            Согласно п. 1 ст. 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки грузов в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. УЖТ РФ (ст. 94) и КВВТ РФ (ст. 115) предусматривают ответственность в виде штрафов, размер которых зависит от количества непогруженных тонн груза или контейнеров.

            Законодательством устанавливаются обстоятельства, при наличии которых перевозчик и грузоотправитель освобождаются от такой ответственности. К ним относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера; военные действия; прекращение или

            ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленное в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным кодексом или уставом, и др. (ст. 794 ГК РФ, ст. ст. 116, 117 УЖТ РФ, ст. 118 КВВТ РФ). Перечень таких обстоятельств носит исчерпывающий характер. Таким образом, ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование наступает независимо от вины.

            Поскольку договор перевозки груза является реальным, то передача груза для перевозки служит необходимым элементом заключения такого договора. Для договора перевозки грузов характерен особый порядок оформления его заключения: согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ оно подтверждается составлением и выдачей отправителю груза документа о принятии груза (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

            В результате изучения главы 8 студент должен:

            знать, в чем проявляется ограниченный характер ответственности перевозчика за нарушение условий договора перевозки грузов, а также основания привлечения к ответственности перевозчика и основания освобождения от ответственности; определение, виды, основные характеристики, субъектный состав, формы и элементы договора перевозки грузов, порядок выдачи грузов;

            уметь различать понятия «перевозка» и «транспортировка», отграничивать данный договор от договора об организации перевозок грузов, договора подряда, заявки на перевозку грузов, букинг-нота и др.; рассчитывать цену (фрахт) перевозки на основании тарифных руководств;

            владеть навыками оформления договора на подачу и уборку вагонов и договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути; составления транспортной накладной, коносамента, памятки приемосдатчика, акта общей формы, коммерческого акта, претензий и исковых заявлений.

            Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов

            Договор перевозки грузов уже более 100 лет находится в центре внимания цивилистов. Обусловлено это и неоднозначностью взглядов на правовую природу данного договора, и той ролью, которую грузовые перевозки играют в экономике страны.

            По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

            Поскольку перевозчик обязуется доставить уже вверенный ему груз, передача такого груза предшествует заключению договора. С моментом передачи груза перевозчику, а не с моментом достижения согласия сторон закон связывает факт заключения договора перевозки грузов. Таким образом, по общему правилу договор является реальным. Однако из этого правила есть исключения. Так, договор морской перевозки грузов в большинстве случаев имеет характер консенсуального договора. Устав автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта также допускает возможность заключения консенсуального договора. Статьей 8 данного Устава установлено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя. В качестве оферты в рассматриваемом случае следует считать заявку (заказ), а в качестве акцепта – конклюдентные действия перевозчика по принятию заявки. Такое положение дел представляется оправданным, поскольку устраняется неопределенность в вопросе о возмездности услуги перевозчика по подаче транспортных средств. Следует отметить, что еще в 1965 г. X. И. Шварц указывал, что договор автомобильной перевозки грузов заключается не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный, что делает его сходным с чартером [1] .

            Права и обязанности сторон являются корреспондирующими, поэтому договор перевозки грузов является синналагматическим (взаимным). Очевидно, что договор является возмездным, поскольку услуги перевозчика должны быть оплачены. При перевозках транспортом общего пользования договор перевозки является публичным (ст. 426, 789 ГК). Это означает, что в качестве перевозчика должна выступать специализированная организация, которая, во-первых, должна предоставлять услуги любому обратившемуся к ней лицу, а во-вторых, условия предоставления таких услуг должны быть для всех одинаковыми. Кроме того, такая организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит официальному опубликованию.

            Предметом договора являются действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу, а также встречные действия грузоотправителя по оплате перевозки.

            Действия перевозчика можно охарактеризовать как услугу по перевозке, которая имеет неовеществленный результат. Польза такой услуги для контрагента перевозчика заключается в самом процессе перемещения груза в пространстве. Направленность договора перевозки грузов на оказание услуг позволяет отграничить его от договора подряда, в результате исполнения которого создается новая вещь, подлежащая передаче заказчику. В подряде результат работ отделим от самой работы, чего нельзя сказать о результате оказания услуг.

            Любая услуга предполагает наличие другого лица, которое получает пользу от ее исполнения. Этим она отличается от транспортировки. Перевозка всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира. Если же перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Так, нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом в место жительства заготовленного колхозником сена или дров, транспортировку урана или боевого оружия.

            Вместе с тем не будет считаться транспортировкой перемещение без использования транспортных средств, например перенос груза, перекатывание бочек, подымание груза на высоту, сплав плотов по реке и т.п. [2] Ю. В. Романец справедливо утверждает: «Погрузочно-разгрузочные работы или подъем мебели на десятый этаж жилого дома также направлены на перемещение груза. Однако этот признак не делает указанные обязательства перевозочными» [3] .

            Вопрос 62. Договор перевозки груза. Понятие, общая юридическая характеристика, основные элементы договора

            Договор перевозки груза — это соглашение, в силу кото­рого одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вве­ренный ему другой стороной (грузоотправителем) груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на по­лучение груза лицу (получателю), а отправитель обязу­ется уплатить за перевозку груза установленную плату.

            Договор перевозки двусторонний, возмездный, реаль­ный, иногда консенсуальный.

            Стороны договора: перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на осуществле­ние перевозок.

            Грузоотправителем может быть любое юридическое или физическое лицо.

            Грузополучатель — третье лицо, которому направлен груз.

            Предмет договора — доставка, хранение, выдача груза, погрузка и выгрузка.

            Договор заключается в письменной форме.

            Моментом заключения договора считается момент вруче­ния груза с сопроводительными документами.

            Существенными условиями договора выступают срок и цена договора.

            За перевозку грузов взимается провозная плата, ус­тановленная соглашением сторон. Если она не ого­ворена соглашением, то определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транс­портными уставами и кодексами.

            Перевозочные документы — оформленные в соответ­ствии с предусмотренными правилами документы, необхо­димые при перевозке грузов.

            При воздушной перевозке договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

            Перевозки транспортом железной дороги, автомобильным транспортом осуществляются на основании транспортной накладной.

            Накладная сопровождает груз в пути следования и выда­ется получателю вместе с грузом на станции назначения. За правильность составления накладной несет ответственность грузоотправитель.

            Факт приемки груза перевозчиком удостоверяется копи­ей накладной или квитанцией.

            У перевозчика остается дорожная ведомость или копия квитанции, которая следует вместе с грузом и остается на станции назначения. В дорожной ведомости отмечаются приемка груза и выдача его грузополучателю.

            Перевозки морским транспортом осуществляются на ос­новании коносамента, который представляет собой ценную бумагу, составляемую пароходством в строго определенной форме. Один экземпляр выдается грузоотправителю, а вто­рой следует вместе с грузом.

            В автомобильных перевозках перевозочным документом выступает путевой лист.

            Грузополучатель вправе требовать проверки ко­личества, веса и состояния прибывшего груза. Все нарушения по договору служат основанием для ответ­ственности перевозчика и должны удостоверяться соответ­ствующим актом или записями в сопроводительных докумен­тах груза.

            Грузополучатель обязан принять груз в установленный срок, при нарушении которого он должен внести плату за хранение груза. По истечении установленных сроков хране­ния груз как невостребованный подлежит реализации.

            1. произвести погрузку или выгрузку груза;

            2. доставить груз в пункт назначения в указанные сроки;

            3. обеспечить сохранность перевозимого груза и пере­дать его грузополучателю;

            4. выдать груз управомоченному лицу в месте назна­чения;

            5. иные обязанности, предусмотренные договором.

            Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента выда­чи получателю.

            1. задержать перевозку груза в связи с ее неоплатой;

            2. взыскать штраф за простой вагонов, связанный с за­держкой погрузочных работ.

            1. предъявить своевременно к перевозке груз с необхо­димыми документами;

            2. поместить груз в требуемую тару, замаркировать, объявить его цену;

            3. уплатить провозную плату (устанавливается соглаше­нием сторон);

            4. оплатить различные услуги дополнительного харак­тера (хранение, погрузо-разгрузочные работы).

            1. изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта назначения;

            2. пункт назначения груза (переадресовка допускается только с согласия перевозчика).

            Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 2499 . Нарушение авторских прав

            Договор перевозки. Общая характеристика

            Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

            Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

            Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

            По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

            Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

            По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

            Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

            Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

            Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

            перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

            провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

            сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

            По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

            Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

            Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

            Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

            Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

            Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

            За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

            Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

            Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

            Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

            За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

            В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

            Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

            studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

            Понятие и общая характеристика договора перевозки грузов. Организационные предпосылки и особенности заключения договора перевозки груза.

            Договор перевозки груза- перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу- получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза цену, указанную в договоре.

            Договор возмездный, взаимный, двусторонний, реальный. Договор фрахтования- консенсуальный, на морском- как реальный, так и консенс.

            Предмет- услуги по доставке груза в пункт назначения.

            Субъекты: 1)грузоотправитель (любой дееспособный субъект ГП) 2)перевозчик (ЮЛ, индивидуальный предприниматель).

            Большинство видов перевозок подлежит лицензированию. Лицензируются всякие перевозки грузов морским, внутренневодным, ж\д, воздушным транспортом, а также перевозки авто транспортом грузоподъемностью более 3,5т, а также перевозки пассажиров на ком основе легковым автотранспортом и транспортом, оборудованном для перевозки более 8 человек.

            Заключение: требует наличия т.н. организационных предпосылок юр. и фактического характера.

            Юр. характер:

            1)заявка/заказ грузоотправителей. Используется на всех видах транспорта, кроме морского (например, при перевозке грузов через железную дорогу грузоотправитель должен предоставить перевозчику заявку с указанием количества вагонов, станций назначения и др. сведений, предусмотренных правилами + срок действия заявки, который не может быть более 45 дней). Перевозчик должен рассмотреть эту заявку в течение 2х дней и в случае возможности осуществления перевозки согласовать заявку и известить об этом грузоотправителя.

            2)долгосрочные договоры об организации перевозок. Заключаются между перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематичных перевозок грузов. По данным договорам перевозчик обязуется принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в объеме, указанном в договоре. Перевозка конкретной партии груза производится в соответствии с договором перевозки; если условия договора перевозки противоречат договору об организации перевозок, то применяются правила договора перевозки. В долгосрочных договорах определяются объемы, сроки и др.условия предоставления ТС и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов и иные условия организации перевозки грузов. При внутренневодных перевозках эти договоры называются навигационными, при автомобильных перевозках- они годовые.

            3)адм-плановые акты. В настоящее время планирование перевозок сохранилось лишь для перевозок в районе крайнего севера. При наличии этой предпосылки в адм-плановом акте указываются сроки и объемы перевозок.

            Фактический характер:

            1)перевозчик обязан совершить действия по подаче в определенном месте в определенный срок исправных ТС под погрузку в необходимом количестве и в состоянии, пригодном для перевозки. ТС должно быть пригодным как в коммерческом, так и в техническом отношении. Отправитель вправе отказаться от поданных ТС, непригодных для перевозки соответствующего груза.

            2)грузоотправитель обязан предъявить груз к перевозке. Общие и специальные условия сдачи груза: общие: наименование, количество, масса груза. Вес груза определяется взвешиванием и иными способами; тара, упаковка, маркировка груза; объявление ценности груза. Специальные: определяются для грузов, перевозка которых требует соблюдения специальных правил. Выполнение вышеуказанных действий ведет к заключению реального договора перевозки. При чартере данные действия выступают не как организационные предпосылки заключения договора, а как элементы исполнения уже заключенного договора.

            Заключение договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза перевозочных документов, которыми являются: транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортными уставами и кодексами.

            1)Накладная применяется на всех видах транспорта. Она составляется грузоотправителем по определенной форме и передается перевозчику. На основании накладной перевозчик выдает грузоотправителя квитанцию о приеме груза. По окончанию перевозки накладная выдается получателю груза. На воздушном- грузовая, на почте- почтовая. При речной перевозке- транспортная накладная + оформленная на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки. При автомобильной перевозке- товарораспорядительная накладная (товарный характер), акт замера, акт взвешивания (нетоварный характер). При железнодорожной перевозке- транспортная накладная + выданная на ее основании квитанция по приеме груза.

            2)Коносамент при морской и речной перевозке, выдается по требованию отправителя после приема груза. При передаче права распоряжения грузом получателю или 3му лицу отправитель обязан уведомить об этом перевозчика, коносамент подписывается перевозчиком или действующим от его имени лицом. Отправитель имеет право потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза документа.

            3) чартер. Должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, наименования места погрузки/назначения. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем. Чартер не является товарораспорядительным документом, он не удостоверяет сдачу груза, поэтому коносамент или накладная выдается независимо от того, основывается ли перевозка на коносаментном или чартерном договоре. Система чартера также действует при речной и воздушной перевозке. Заключение договора может подтверждаться перевозочным документом.

          • доказательство заключения договора
          • дает право на распоряжение грузом
          • морской коносамент- товарораспр ЦБ.
          • Смотрите так же:  Социальная компенсация на ребенка

Оставьте комментарий