Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства таджикистан

Запрет на двойное гражданство: Душанбе боится утечки госсекретов

ДУШАНБЕ, 7 ноя — Sputnik. В Таджикистане запретили работать в госструктурах и органах безопасности лицам с двойным гражданством.

Ну а так как по таджикской Конституции граждане республики не имеют право на двойное гражданство, речь идет лишь о гражданстве России, с которой в 1995 году был подписан отдельный соответствующий договор.

Или гражданство или работа

Напомним, согласно поправкам в законы «О государственной службе» и «Об органах национальной безопасности», отныне на госслужбе и органах безопасности не смогут работать лица с двойным гражданством.

В систему государственной службы Республики Таджикистан входят: государственная гражданская служба; государственная служба правоохранительных органов; государственная военная служба.

Действие закона «О госслужбе» распространяется на политических государственных служащих и административных госслужащих, занимающих должности в следующих органах: правительство; Исполнительный аппарат президента; аппарат Маджлиси милли Маджлиси Оли; аппарат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли. Аппараты судов; органы при президенте; министерства и их структуры; госкомитеты и их структуры; правоохранительные органы и военные структуры; аппарат Центральной комиссии по выборам и референдумам; ведомства при правительстве и их структуры и иные центральные органы исполнительной власти Республики Таджикистан и их структуры. А также постоянные представительства Республики Таджикистан в международных, межгосударственных (межправительственных) организациях; местные исполнительные органы госвласти РТ.

К административным госслужащим также приравниваются должностные лица органов самоуправления поселков и сел, перечень должностей которых определяется реестром госдолжностей РТ.

Также, согласно указанным поправкам в закон об органах безопасности, работать в структурах ГКНБ страны смогут только граждане Таджикистана, об этом 2 ноября в парламенте заявил первый зампред Госкомитета национальной безопасности Мансурджон Умаров.

По его словам, предложенные изменения направлены на защиту национальных интересов страны.

В Таджикистане на сегодняшний день насчитывается 18 тысяч государственных служащих, плюс приравненные к ним лица. Нужно отметить, что данных о количестве людей, имеющих в РТ двойное с Россией гражданство, нет, но их достаточно много.

Договору об урегулировании вопросов двойного гражданства 21 год и за это время сотни тысяч граждан РТ стали обладателями и российского гражданства. Очереди в консульство России в РТ говорят сами за себя.

Сейчас многие из этих людей в одночасье должны, вероятно, или отказаться от второго гражданства, то есть — российского, или же уволиться с работы. Пока ответов на эти вопросы нет, потому что нет еще и механизма того, как будут работать эти поправки.

По примеру России?

По мнению руководителя Уральского регионального информационно-аналитического центра российского института стратегических исследований Дмитрия Попова, в том, что Таджикистан намерен запретить лицам с двойным гражданством поступать на государственную службу, нет ничего такого, что можно было бы интерпретировать как угрозу для двусторонних отношений с Россией.

«Это нормальная международная практика, которая к тому же применяется и в самой Российской Федерации. Напомню, что согласно российскому федеральному закону 2004 года «О государственной гражданской службе РФ» (п.7 ст.16), лицо не может находиться на госслужбе РФ в случае, если у него есть гражданство другого государства. Исключение могут составлять только случаи, когда такая возможность прямо прописана в соответствующем международном договоре, — говорит Попов. — Между Россией и Таджикистаном есть специальный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года, но там возможность лиц с двойным гражданством поступать на госслужбу в РФ не зафиксирована. Поэтому таджикские граждане такими правами не обладают».

По словам эксперта, новым законопроектом Таджикистан, в принципе, внедряет у себя те же правила, которые в России действуют многие годы.

«Напомню также и то, что сейчас многие таджикские граждане из числа бывших военнослужащих и служащих правоохранительных и специальных органов предпочитают оформлять российскую пенсию вместо таджикской. Возможно, пришло время таджикской стороне пересмотреть и эту практику, тогда ее действия будут выглядеть последовательными», — считает эксперт РИСИ.

Говоря о слухах о том, что Россия и Таджикистан в будущем могут отказаться в принципе от упомянутого договора о двойном гражданстве, Дмитрий Попов отметил, что «если бы это произошло, негативный эффект почувствовали прежде всего граждане Таджикистана».

«Это так, потому что в большинстве случаев именно граждане Таджикистана пользовались дополнительными правами, вытекавшими из данного договора, в том числе — социальными», — отметил он.

Возможных причин три

«Депутатов таджикского парламента можно понять, — говорит российский политический обозреватель Андрей Захватов. — Скорее всего, численность государственных чиновников в Таджикистане и людей в погонах, имеющих российское гражданство, достигла такого уровня, что не замечать это уже нельзя, и руководству страны впору задать себе вопрос — кем управляются государственные структуры суверенного Таджикистана?»

Насколько можно полагать, внесенные поправки в законы «О государственной службе» и «Об органах национальной безопасности» преследуют совершенно конкретные цели.

Первая — лишить госчиновников и «чекистов» возможности воспользоваться иностранным гражданством и покинуть Таджикистан в нужное и удобное для себя время. Вторая — снизить объем вывода капитала из таджикских банков за рубеж.

Третьей причиной, по словам Захватова, могло стать решение снизить до минимума возможность утечки за рубеж государственных секретов и важнейшей коммерческой информации.

«Но эта цель, на мой взгляд, вряд ли может быть достигнута в полной мере — если носитель секретов решил передать секреты кому-то, то он сделает это, независимо от того, какой паспорт у него в кармане, — полагает Захватов. — Теоретически можно допустить также, что руководство страны встревожено высокой численностью населения Таджикистана, имеющего иностранное гражданство — как бы эти граждане не соорганизовались и не попросили бы «защиту своих прав» у своей «второй родины».

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.)

Договор
между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства
(Москва, 7 сентября 1995 г.)

Российская Федерация и Республика Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь к справедливому и гуманному урегулированию вопросов, связанных с двойным гражданством,

договорились о нижеследующем:

Договор вступил в силу 26 апреля 1997 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. N 152-ФЗ

Договор вступил в силу 26 апреля 1997 г.

Текст Договора опубликован в журнале «Дипломатический вестник», 1997 г., N 10, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. N 7 ст. 495, в Бюллетене международных договоров, апрель 2005 г., N 4

Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства таджикистан

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства

(Москва, 7 сентября 1995 г .)

в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними в духе уважения суверенитета, независимости и равноправия, на основе невмешательства во внутренние дела друг друга,

Граждане одной Стороны, которые до вступления в силу настоящего Договора получили по их просьбе гражданство другой Стороны без утраты прежнего гражданства, сохраняют гражданство обеих Сторон.

Положения настоящего пункта не наносят ущерба праву любой Стороны предоставлять права и льготы в области социального обеспечения лицам, являющимся гражданами обеих Сторон и проживающим на территории другой Стороны.

Положения подпунктов а), б) и в) распространяются и на лиц, прошедших военную службу до вступления в силу настоящего Договора.

Смотрите так же:  Ростов буденовский нотариус

Применение положений настоящего пункта не влияет на гражданство лица.

Стороны не связаны положениями настоящего пункта в случае мобилизации.

Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и прошедшее военную службу в соответствии с законодательством одной из них, может проходить военную службу по контракту в вооруженных силах любой выбранной им Стороны.

Вопросы обучения в военных учебных заведениях лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, регулируются отдельным Соглашением.

В случае если один из родителей умер или лишен родительских прав до достижения ребенком 18-летнего возраста, право выбора гражданства ребенка сохраняется за другим родителем.

В случае если оба родителя приобретают гражданство обеих Сторон или у них прекращается гражданство обеих Сторон, то соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 18-летнего возраста. В случае если у обоих родителей прекращается гражданство одной Стороны и сохраняется гражданство другой Стороны (одно и то же для обоих родителей), то соответственно изменяется гражданство детей до 18 лет.

В случае если у одного из родителей, состоящего в гражданстве обеих Сторон, прекращается гражданство одной из Сторон, то гражданство этой Стороны для детей до 18 лет определяется письменным соглашением родителей.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется только с их письменного согласия.

Прекращение гражданства каждой из Сторон у лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, осуществляется в соответствии с законодательством Стороны, гражданство которой прекращается.

Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляются Стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой Стороной, гражданство которой они также имеют.

На гражданина, состоящего в гражданстве обеих Сторон, пребывающего на территории одной из Сторон, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в Стороне пребывания.

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Договора, решаются путем консультаций и переговоров.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока.

Совершено в Москве 7 сентября 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и таджикском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 15 декабря 1996 года N 152-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5683).

За Российскую Федерацию За Республику Таджикистан

Таджикских чиновников лишают паспортов РФ

Граждан страны, имеющих второе гражданство, будут увольнять с работы

Депутаты парламента решили наказывать тех, у кого есть российское гражданство. Фото с сайта www.president.tj

Таджикских чиновников, которые не отказались от второго гражданства, ждет увольнение с работы. А претендентов на кресло в государственных структурах, скрывших наличие второго паспорта, будут штрафовать на сумму от 1000 до 1500 сомони (115–140 долл.). В основном эта мера коснется обладателей российского гражданства.

Закон «О государственной службе», согласно которому лица с двойным гражданством не могут работать в органах власти и силовых структурах, был принят в Таджикистане в прошлом году. Накануне нижняя палата парламента республики приняла поправки в «Кодекс об административном правонарушении Республики Таджикистан», предусматривающие наказание за сокрытие наличия второго паспорта. Ранее сообщалось, что в Таджикистане насчитывается 18 тыс. государственных служащих, которых этот закон коснется. Сколько среди них обладателей российского паспорта – не ясно. Но известно то, что за время действия этого закона желающих сдать второй, российский паспорт не нашлось. Напротив, желающих получить российский паспорт с каждым годом становится все больше. Ежегодно консульский отдел посольства России в Таджикистане принимает более 3 тыс. обращений от таджикских граждан с просьбой о гражданстве РФ. Благо действует подписанный в 1995 году Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и Таджикистаном. С другими странами мира у Таджикистана аналогичного договора нет.

«Прежде всего надо отметить, что в систему государственной службы Таджикистана входят государственная гражданская служба, государственная служба правоохранительных органов, государственная военная служба. Поэтому этим законом преследуются совершенно конкретные цели: формирование патриотизма, чувства ответственности и неразглашение государственной тайны. Тем более что, как известно, двойное гражданство имеют большинство представителей в силовой системе – министерствах обороны, безопасности, МВД. Был определен срок, в течение которого чиновники, имеющие второй паспорт, добровольно должны были написать заявление. Однако такого не произошло. Поэтому парламент принял решение создать комиссию по выявлению чиновников с двойным гражданством. К нарушителям будут применяться административные меры наказания», – сказал «НГ» таджикский эксперт, доктор юридических наук Шокир Хакимов. По его словам, за время действия закона сообщений о добровольном отказе от второго паспорта не было. «Второй, российский паспорт старались получить для того, чтобы иметь запасной «аэродром» в России. Более того, многие «чекисты» и госчиновники, состоящие на службе на родине, успели оформить пенсию в России. Получая зарплату здесь, они получают еще и пенсию там. Пенсионный возраст в Таджикистане наступает для женщин с 58 лет, для мужчин – с 63», – сказал Хакимов. Если они лишатся второго паспорта, то не смогут покинуть Таджикистан в нужное для себя время.

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает, данная акция направлена не против России, это сугубо внутреннее дело Таджикистана. «Президент Эмомали Рахмон последовательно строит эмират. Ясно, что при такой системе власти, которая мыслится в идеале с династийным правлением и атрибутами неосредневекового государства, нужна абсолютная лояльность подданных. Двойная лояльность предполагает возможную реализацию этими чиновниками чужих интересов. В абсолюте это возможность дворцового переворота. Сегодня это кажется маловероятным, особенно с учетом того, насколько все контролируется одной семьей. Но времена меняются», – отметил Грозин. Кроме того, по мнению эксперта, это создает элемент нездоровой конкуренции. У чиновников появилась возможность «стучать» друг на друга в соответствующие госструктуры. Волноваться о том, что некому будет управлять государством, не стоит. По мнению эксперта, «семья большая, работы хватит на всех». «По самым скромным оценкам, семья насчитывает человек 150, а может, и больше. Старой элиты в Таджикистане уже почти не осталось. Идет постоянная ротация, вытесняются люди, которые могли вести относительно самостоятельную игру, имели свои интересы, в том числе экономические, и помнили Таджикистан без Рахмона. Понятно, что эффективность управления государством снижается. Ну неужели для Таджикистана это вопрос принципиальный? Это финансовая пропасть, в которую можно падать вечно», – сказал Грозин.

Таджикистан: Руководитель ФМС России в Таджикистане ответил на вопросы о двойном гражданстве

С 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Таджикистанцы, имеющие двойное гражданство Таджикистана и России, озадачены множеством вопросов по данной теме, на которые любезно ответил руководитель председательства ФМС России в Республике Таджикистан В.В. Маркевич.

Руководитель председательства ФМС России в Республике Таджикистан, Владислав Вацлавович Маркевич:

04 июня 2014 года Федеральным законом Российской Федерации № были внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года № «О гражданстве Российской Федерации». В частности статья 3 дополнена частью третьей следующего содержания:

«3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве».

Таким образом, если гражданин России постоянно проживает за пределами Российской Федерации и имеет постоянную регистрацию в стране проживания, то он освобождается от подачи такого уведомления, так как гражданин исполняет законодательство той страны, где он постоянно поживает. В частности, если гражданин России постоянно проживает на территории Республики Таджикистан, имеет постоянную регистрацию в стране постоянного проживания, также имея гражданство Республики Таджикистан, то он исполняет законодательство Республики Таджикистан.

Смотрите так же:  Нотариус город ногинск

В настоящее время среди стран постсоветского пространства между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан и Российской Федерацией и Туркменистаном действуют два Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства. Однако Туркменистан с 2015 года выходит из этого соглашения в одностороннем порядке, о чем уведомил Российскую Федерацию. Соответственно действие соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном с 2015 года будет приостановлено.

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (от 7 сентября 1995 года) статья 10 гласит: «Настоящий договор действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если не одна из сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока».

Развивающиеся отношения, которые сложились между Россией и Таджикистаном говорят о том, что маловероятно, что одна из сторон заявит о выходе из данного соглашения. На сегодняшний день такого заявления никто не делал, что говорит о том, что действие данного соглашения автоматически продлиться на аналогичный период.

Новый закон обязывает всех граждан России, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, которые имеют второе гражданство или вид на жительство в другой стране, в течение 60 дней со дня получения гражданства или вида на жительства, сообщить об этом лично в письменном виде в территориальное подразделение ФМС России по месту жительства или по месту фактического пребывания.

Такая норма не распространялась бы на граждан России и Таджикистана или граждан России и Туркменистана, если бы она была прописана в Договорах об урегулировании вопросов двойного гражданства. Но данными Договорами не предусмотрено освобождение граждан России от обязанности уведомлять о наличии у них иного гражданства, либо вида на жительство или другого действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.

Таким образом, граждане России, имеющие иное гражданство, в частности, Таджикистана, обязаны уведомить ФМС России о наличии второго гражданства, либо вида на жительство или любого другого документа, который подтверждает их право на жительство в другой стране.

Что касательно граждан Российской Федерации работающих и в связи с этим длительное время проживающих на территории Республики Таджикистан и одновременно имеющих регистрацию по месту жительства на территории России, то они обязаны уведомить ФМС России после приезда на территорию Российской Федерации.

В настоящее время рассматривается вопрос о внесении дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года № «О гражданстве Российской Федерации».

В частности предполагается, что граждане России, постоянно проживающие в Российской Федерации, которые находятся на территории другого государства по каким-либо причинам, и не подавшие письменное уведомление, обязаны будут уведомить ФМС России либо через отделения почтовой службы Российской Федерации, либо через территориальные органы ФМС России в течение 30 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию.

Для тех граждан России, которые постоянно проживали за приделами Российской Федерации, и возвратились в Российскую Федерацию для постоянного проживания будет предусмотрена обязанность подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в течение шестидесяти дней со дня возвращения в Российскую Федерацию для постоянного проживания.

Предполагается дополнение, согласно которому для того, чтобы не нарушить установленный срок уведомления (в настоящее время он 60 суток для всех), для лиц, находящихся на лечении (на операции и т.д.), то уведомление сможет подать от его имени уполномоченный представитель на основании доверенности, удостоверенной нотариусом либо главным врачом соответствующего стационарного лечебного учреждения.

Подробную информацию о Порядке подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве можно найти здесь.

Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу гражданства

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Акулова Ю. А. Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу гражданства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. ? С. 39-42. ? URL https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4072/ (дата обращения: 11.11.2020).

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина.

Вопросы гражданства в основном относятся к внутренней компетенции каждого государства и регулируются его внутренним законодательством. Вместе с тем в отношении отдельных вопросов применяется международно-правовая регламентация в форме двусторонних и многосторонних соглашений между государствами.

Законодательное урегулирование вопросов гражданства стало необходимым в связи с принятием в республиках деклараций о государственном суверенитете и существенным изменением их правового статуса. Они воплотили в себе те перемены, которые произошли в обществе.

В 1990–1991 гг. во многих республиках, входивших в состав Союза ССР, были приняты законы о гражданстве [1, с. 57].

Эти законы, явились значительным шагом в деле становления суверенных государств. Они, в отличие от ранее закрепленных положений в конституциях республик, четко определили понятие республиканского гражданства, установили круг граждан, регламентировали иные институты гражданства [2, с. 124].

Законы о гражданстве большинства стран СНГ (России, Украины, Грузии, Республики Молдова, Республики Беларусь) допускают наличие другого гражданства у своих граждан и предусматривают, что приобретение гражданами этих стран второго гражданства не влечет утраты первого гражданства, т. е. гражданин России, Украины, Грузии, Республики Молдова и при определенных условиях Республики Беларусь, приобретая иное гражданство, остается во взаимоотношениях с государственными органами своей страны как ее гражданин.

Например, гражданин Украины репатриировался в Израиль и приобрел гражданство Израиля по «Закону о возвращении» (в соответствии с которым Израиль не требует от нас отказываться от предыдущего гражданства). Таким образом, Вы становитесь гражданином двух государств: для Украины Вы гражданин Украины, со всеми правами и обязанностями, а для Израиля Вы гражданин Израиля. И это означает, что Вы имеете два гражданства: украинское и израильское. Гражданство сохраняется у того, кто, на момент приобретения гражданства Израиля, уже является гражданином вышеперечисленных стран СНГ.

Однако, если у Вас нет гражданства одной из стран СНГ, то для приема в гражданство других стран СНГ, установлены требования возраста, дееспособности, постоянного проживания на территории государства и отказ от гражданства других государств. То есть, гражданин Израиля для того, чтобы приобрести гражданство России, Украины и др. стран, должен отказаться от израильского гражданства.

Но есть и исключение из этого правила: Молдова — единственная страна СНГ, где нормы предоставления гражданства изменились — от запрета к разрешению, но на это были свои причины. Оказалось, что в республике огромное количество жителей приняло российское и румынское гражданство. Молдавии грозило получить ситуацию, когда полстраны — граждане РФ, а другая половина имеет гражданство Румынии. Положение усугубляло то, что около миллиона человек (четвертая часть населения) стали гастарбайтерами в РФ и странах Евросоюза. И все эти люди, чтобы не потерять работу, могли с легкостью отказаться от гражданства своей страны в пользу иностранного. Понимая это, молдавский парламент принял закон о многократном гражданстве и этим сохранил свой собственный народ [3, с. 121].

Смотрите так же:  Рио-2 лицензия

В настоящее время у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:

1) Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Во исполнение этого Договора был принят Федеральный закон от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства».

2) Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.), на основании которого был принят Федеральный закон от 25 ноября 1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Несмотря на то, что 10 апреля 2003 г. Российской Федерацией и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия этого Соглашения, оно по-прежнему продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу [4, с. 78].

Также действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года. Около 90 % граждан Абхазии имеют российское гражданство.

Также Россия совместно со странами СНГ осуществляет программу переселения соотечественников.

Соотечественнику для участия в Госпрограмме необходимо пройти следующие административные процедуры:

1. Подготовка регистрации соотечественников в качестве участников Государственной программы путем подачи анкеты.

2. Оформление участия в Государственной программе путем подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

3. Получение документов, определяющих правовое положение соотечественника и членов его семьи на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — разрешение на временное проживание; для граждан Российской Федерации — действительный паспорт гражданина РФ.

4. Регистрация в качестве участника Государственной программы на территории вселения (на территории Российской Федерации)

Участники Госпрограммы и члены семей освобождаются от уплаты таможенных платежей за товары для личного пользования (включая автомобили), приобретённые ими до въезда в Российскую Федерацию, при их ввозе в течение 18 месяцев после регистрации участника Госпрограммы в территориальном органе ФМС России на территории Российской Федерации.

С 2007 года — начала ее реализации — в Россию прибыло 62590 участников программы. В Тюменскую область за первое полугодие 2012 года прибыло 669 человек, из них 294 участника программы и 375 членов их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что страны СНГ ведут активное взаимодействие друг с другом в вопросах гражданства, осуществляют различного рода программы, заключают взаимные договоры, в некоторых вопросах идут на уступки. Данная тема ежегодно совершенствуется и дорабатывается, пополняясь новыми программами и законами.

1. Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ. \ М. В. Варлен — М, 2010. — 328 с.

2. Басик В. П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ \ В. П. Барсик — М., 2005. — с. 311.

3. Кулматов Т. Ш., Сластунина О. А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал российского права. М.: Норма, 2004. N 4. С. 118–131.

4. Кучин, М. В. Вопросы гражданства: Соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках Содружества Независимых Государств /М. В. Кучин. //Правоведение. -1992. — № 5. — С. 76–80

Похожие статьи

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной.

беларусь, сельское хозяйство, страна СНГ, Казахстан, Российская Федерация, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственная продукция, раз, Молдова

К союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном примкнули Армения, Киргизия, Таджикистан и Украина.

Законодательное регулирование процедуры получения.

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств — участников СНГ (91,0 %), среди которых 35,3 % — граждане Украины.

Современное понимание принципа единства гражданства.

Закон о гражданстве 1991 г. предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из признания в статье 5 Конституции России республик в составе Российской Федерации государствами.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Российская Федерация, Россия, область миграции, миграционное законодательство, норма, акт, свобода

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной.

Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Молдова обращают внимание на социальные.

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой.

Выход из гражданства лица, проживающего в России, согласно статье 19

гражданстве Республики Казахстан», а именно, лишение гражданства Республики Казахстан

Основные термины (генерируются автоматически): гражданство, Российская Федерация, государство.

Страны СНГ в системе международной безопасности

Содружество Независимых государств (СНГ) создавалось в целях смягчения адаптации бывших республик СССР к новым

Из-за позиции Украины передача сохранившегося ядерного потенциала России замедлилась. Только в январе 1994 года страны.

Приднестровская Молдавская Республика: становление и развитие

В 2002 года в республике началась большая приватизация, в программу которой были включены 142 объекта государственной собственности.

Общая характеристика IT сферы в современной российской. Страны СНГ в системе международной безопасности.

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

. Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Лиц с двойным гражданством не допустят в ряды таджикской милиции

Отныне в рядах таджикской милиции не имеют права служить лица с двойным гражданством.

В случае выявления подобных фактов, обладатели таджикского и российского гражданства будут незамедлительно уволены. Соответствующие поправки относятся ко всем людям в погонах – от рядового милиционера до министра внутренних дел, так как их деятельность связана «со сведениями, представляющими государственную тайну».

На очередном заседании нижней палаты парламента Таджикистана, состоявшемся 7 июня, были одобрены поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым органам внутренних дел страны запрещено брать на работу милиционеров с двойным гражданством, иностранцев, а также лиц без гражданства. Проект поправок в парламенте представил Абдурахмон Аламшохзода, заместитель министра внутренних дел республики.

Ранее, в марте 2017 года, нижняя палата парламента одобрила поправки в закон «О государственной службе» и лишила лиц с двойным гражданством находиться на государственной службе.

В апреле этого года на заседании Совета Маджлиси намояндагон, нижней палаты парламента Таджикистана, были обсуждены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие наказание за сокрытие наличия гражданства другого государства.

Согласно поправкам, претенденты на работу в государственных структурах, скрывающие свое двойное гражданство, будут оштрафованы на сумму от 1000 до 1500 сомони (примерно от $115 до $140).

Ранее, согласно поправкам в закон «Об органах национальной безопасности Таджикистана», лица с двойным гражданством были лишены права работать в органах госбезопасности страны. Мансурджон Умаров, первый заместитель председателя Государственного комитета национальной безопасности страны, 2 ноября прошлого года, представляя депутатам проект поправок в указанный закон, заявил, что отныне в структурах ГКНБ имеют право работать исключительно граждане Таджикистана и это связано с защитой государственных секретов. «Отныне претендент на службу в органах безопасности не только должен знать таджикский язык, но и иметь исключительно гражданство Таджикистана. Гражданам с двойным гражданством в приеме на работу будет отказано», — сказал Мансурджон Умаров.

Ранее в правоохранительных структурах страны работали граждане, имеющие двойное гражданство — Таджикистана и России.

В настоящее время в Таджикистане и России действуют единственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Договор был подписан в Москве 7 сентября 1995 году и после ратификации вступил в силу 26 апреля 1997 года.

По некоторым статистическим данным, число граждан Таджикистана, которые получили российское гражданство за последние двадцать лет, варьируется от 300 тысяч до 500 тысяч человек.

Оставьте комментарий