Договор на грант

Оглавление:

Особенности заключения договора о гранте

Софья ЗАЛЕССКАЯ
главный бухгалтер ИСАР-Москва

Российское законодательство не дает точных указаний о юридическом статусе и налогообложении целевых средств, грантов, пожертвований. Это вызывает множество проблем и у фондов, и у грантополучателей. Одна неверная формулировка в договоре может привести к тому, что вашу организацию обяжут платить дополнительные налоги.
(Статья подготовлена по состоянию на 10 ноября 1998 г.)

Итак, вы прошли сложную процедуру конкурса и выиграли грант. Следующим этапом является заключение договора о гранте. Скорее всего, грантодатель предложит вам свой типовой договор, который очень важно внимательно прочитать до того как вы подпишете его и начнете выполнять проект. Что же нужно знать грантополучателю о договорах?

С точки зрения налогообложения, под термином «грант» понимаются «целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение,ели с последующим отчетом об их использовании» [12].

Чтобы организация или физическое лицо имели право применить существующие в российском законодательстве льготы по налогообложению грантов, необходимо иметь и в случае необходимости представить в налоговую инспекцию следующие документы:

1) договор о гранте;

2) смету расходов, подтверждающих целевое назначение средств;

3) справку компетентного органа иностранного государства (с нотариально заверенным переводом на русский язык) о том, что данная благотворительная организация зарегистрирована в установленном порядке в соответствии с законодательством того государства. Отсутствие такой справки может привести к потере грантом своего статуса с точки зрения налогообложения.

4) Если в договоре между грантодателем и грантополучателем есть ссылки на другие взаимосвязанные договоры и соглашения, то необходимо потребовать от грантодателя копии этих документов.

«Организации, получившие гранты, по окончании отчетного года должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования предоставленных средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета» [12]. Одновременно нельзя забывать о том, что «. средства в денежном или натуральном выражении, предоставляемые безвозмездно иностранными юридическими лицами, не являющимися благотворительными организациями, а также гражданами, не являются грантами и подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии с действующим налоговым законодательством» [12] (подробно об этом написано ниже).

I. Особенности заключения договоров между различными субъектами

Договор о гранте (безвозмездной помощи) может заключаться между:

1) иностранной благотворительной организацией и российским юридическим лицом;

2) иностранной благотворительной организацией и российским физическим лицом;

а договор о целевом финансировании (или целевом использовании средств) — между:

3) двумя российскими организациями;

4) российской организацией и физическим лицом.

Для каждого отдельного случая должен составляться договор, учитывающий статус его субъектов.

A. Общие условия

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее — «ГК РФ») (ч.2, ст.582) [2], грант является частным случаем дарения, а именно — пожертвованием. Соответственно, при составлении договора о гранте необходимо руководствоваться этой статьей Кодекса.

«Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» ГК РФ (ч.2) [2]. Предметом договора о пожертвовании является передача средств — денег, имущества, права — в безвозмездное пользование их получателем, который обязуется принять эти средства, использовать их по целевому назначению, указанному передающей стороной, и отчитаться об их использовании.

Если пожертвование передается физическому лицу, то в договоре должно быть указано использование средств по определенному назначению. В противном случае, согласно ГК РФ, пожертвование признается обычным дарением, подлежащим налогообложению. Если получателем пожертвования является юридическое лицо, передающая сторона может указать в договоре назначение использования средств. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию полученных средств.

Важным моментом является название проекта: оно должно отражать содержание проекта и показывать его общеполезную некоммерческую сущность.

Договор о гранте (безвозмездной помощи) или о целевом финансировании должен содержать следующие основные пункты:

Предмет договора с указанием названия программы или кратким описанием проекта, на который выделяются средства.
Права и обязанности сторон.
Порядок расчетов.
Процедуру финансовой и содержательной отчетности.
Срок действия договора.
Ответственность сторон.
Изменение условий договора.
Другие условия.
Адреса и банковские реквизиты сторон.
Приложения к договору (смета, техническое задание, календарный план).
В смете должно быть предусмотрено постатейное распределение средств гранта на осуществление мероприятий в соответствии с проектом, на который выделен грант, а также все полагающиеся налоги. Средства должны расходоваться в соответствии со сметой проекта и бюджетом организации. Перераспределение средств сметы требует специального уведомления грантодателя и его письменного разрешения.

В календарном плане предусматривается график осуществления мероприятий по проекту, а также порядок и сроки выплаты средств гранта и предоставления отчетов об их использовании.

В техническом задании обычно указываются результаты, которые должны быть достигнуты на промежуточных этапах и по окончании проекта.

Договор и приложения подписываются обеими сторонами — грантодателем и грантополучателем.

Б. Специальные условия

Налогообложение гранта и целевых средств зависит от юридического статуса передающей и принимающей сторон. Как правило, частные фонды распределяют собственные средства, в то время как некоторые организации передают средства, полученные ими от других фондов или из иных источников по какой-либо программе. Поэтому для грантополучателя очень важно знать, кто является непосредственным «хозяином», источником передаваемых средств.

Договор о гранте между иностранной благотворительной организацией и российской организацией.

В этом случае, в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы РФ (далее — «ГНС») №37 [6], «. в состав доходов от внереализационных операций не включаются суммы средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре».

В соответствии с Инструкцией ГНС №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» [7], «. средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения не являются».

Договор о гранте между иностранной благотворительной организацией и физическим лицом.

Согласно Инструкции ГНС №35 «О подоходном налоге с физических лиц» [5, п. я12)], не включаются в совокупный облагаемый налогом доход «. суммы, полученные физическими лицами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными иностранными учреждениями, а также международными и иностранными некоммерческими и благотворительными организациями (фондами), зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за науку и техническую политику, а также за образование, культуру и искусство в Российской Федерации».

Перечень организаций, гранты которых освобождены от уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержден Минфином РФ [13] и [14]. Если грантодатель не включен в этот перечень, то вся сумма гранта считается материальной выгодой физического лица и включается в его совокупный, облагаемый налогом доход.

Денежные средства, выплаченные физическому лицу, могут также облагаться взносами во внебюджетные фонды. В существующем российском законодательстве вопрос об обложении грантов страховыми взносами во внебюджетные фонды не раскрыт, поэтому однозначного мнения по этому поводу у внебюджетных фондов не существует. Таким образом, грантополучатель должен уметь самостоятельно заручиться поддержкой данных органов, для чего в каждом конкретном случае необходимо обращаться с письменным заявлением в вышестоящие органы социального страхования.

Существует мнение Пенсионного фонда, согласно которому сумма гранта, полученного физическим лицом, облагается взносом в Пенсионный фонд. Однако, по мнению автора, договор о гранте не является договором, предмет которого — выполнение работ или оказание услуг, и, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ» [8], на такие суммы взнос в Пенсионный фонд не начисляется.

Согласно «Перечню видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию» [9], на «. средства, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера (в том числе по договорам о гранте. — Прим. авт.), страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются».

Согласно «Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование» [10], страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие единовременный (как грант) либо компенсационный характер: «. страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения», коими договор о гранте не является.

В соответствии с письмом ГНС и Минтруда РФ «О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости» [11, п.9], «. для определения базы по начислению страховых взносов следует руководствоваться перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования». Следовательно, взносы в Фонд занятости, как и взносы в фонды обязательного медицинского страхования, по договору о гранте также не начисляются.

Договор о целевом финансировании между российскими организациями, одна из которых является передающей стороной, другая — принимающей.

В данном случае для налогообложения термин «грант», определенный в письме ГНС и Минфина РФ [12], теряет свой статус. В этой ситуации правильнее использовать формулировку «целевые средства» и заключать договор о целевом финансировании, или о целевом использовании средств. В противном случае налоговая инспекция может рассмотреть данный договор как безвозмездную передачу средств и обложить всю сумму по договору о гранте налогом на прибыль.

Согласно Инструкции ГНС №37 [6], «. в составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан. и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно».

Предметом договора о целевом использовании средств не является выполнение работ или оказание услуг, и, соответственно, согласно Инструкции ГНС №39 [7], эти средства налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Договор о целевом финансировании между российской организацией и физическим лицом.

В этом случае при передаче денежных средств организация обязана уплатить за физическое лицо подоходный налог со всей суммы, а также взносы во внебюджетные фонды. Порядок уплаты взносов во внебюджетные фонды физическим лицом аналогичен вышеописанному порядку уплаты взносов в эти же фонды с сумм грантов.

Если договором о гранте предусматривается приобретение оборудования, то переход права собственности в этом случае является важным и спорным моментом. Как правило, грантодатель бывает заинтересован в целевом использовании оборудования и указывает в договоре условия его использования и даже возврата по окончании гранта. Однако такая практика вступает в противоречие с положениями российского законодательства.

Смотрите так же:  Детские пособия с 1 июля

Если грантополучатель самостоятельно на средства гранта покупает оборудование, то, в соответствии с ГК РФ (ч.1) [1], оно является его собственностью (право собственности приобретает покупатель имущества). Поэтому грантодатель не может ставить условий по использованию купленного грантополучателем оборудования и тем более — отобрать его.

Два следующих варианта, в большей степени соответствующих законодательству, дают грантодателю основание контролировать целевое использование оборудования грантополучателем.

1. Согласно ГК РФ (ч.2, гл.36) [2], грантодатель покупает оборудование самостоятельно и передает его в безвозмездное пользование грантополучателю. В таком случае право собственности на оборудование принадлежит грантодателю. ГК РФ не предусмотрена ситуация, когда по окончании гранта грантополучатель может оставить оборудование в собственном пользовании, и по окончании проекта грантополучатель обязан это оборудование вернуть.

Данный договор может предусматривать целевое использование имущества, а также досрочный возврат имущества в случае недоиспользования или нецелевого использования. В договоре могут быть указаны ограничения на покупку оборудования (например, его страна-производитель).

2. Помимо договора о гранте с грантополучателем заключается договор некоммерческого поручения на покупку оборудования. Условием этого договора является обязанность грантополучателя совершить покупку от имени и за счет грантодателя. Одновременно заключается договор об ответственном хранении оборудования. Договором поручения может предусматриваться дальнейшее использование оборудования грантополучателем по собственному усмотрению при условии успешного выполнения проекта.

III. Реклама грантодателя

Часто в договоре о гранте имеется пункт о том, что грантополучатель обязуется в своей продукции, созданной на средства грантодателя, указывать его в качестве организации, предоставившей средства на ее создание. Для налоговых органов это указание может являться скрытой рекламой (спонсорством). Поэтому важно, чтобы при упоминании грантодателя было сказано о благотворительных целях, достигнутых в результате использования его средств (социальная реклама).

«Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами» [4].

ГНС утверждает, что если при упоминании грантодателя даются его контактные телефоны или адрес, то такое распространение информации является рекламой. В этом случае вся сумма переданных средств будет рассматриваться в качестве спонсорского взноса, выручки от предоставления рекламных услуг и облагаться всеми налогами, связанными с получением выручки.

Следует помнить, что Закон «О рекламе» [4] распространяется также и на иностранных юридических лиц.

Чтобы избежать дополнительного налогообложения, правильнее использовать негласное обязательство по пропаганде грантодателя.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.94 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94). Опубликован в «Российской газете» (далее — «РГ») №248-249 от 08.12.94, №38 от 24.02.96, №153 от 14.08.96.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.2) от 26.01.96 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95, в ред. от 24.10.97). Опубликован в «Собрании законодательства РФ» (далее — «СЗ РФ») №5 от 29.01.96, ст.401, №43 от 27.10.97, ст.4903.

3. Закон от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 31.07.98).
4. Федеральный Закон от 18.07.95 №108-ФЗ «О рекламе».
5. Инструкция ГНС РФ от 29.06.95 №35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Опубликована в «Российских вестях» (далее — «РВ») №№169, 174, 179 от 07.09.95, 14.09.95, 21.09.95; последние изменения опубликованы в приложении к газете «РВ» — еженедельнике «Курьер» №15 от 17.04.98.

6. Инструкция ГНС РФ от 10.08.95 №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Опубликована в «РВ» №194 от 12.10.95, №199 от 19.10.95; последние изменения опубликованы в «РГ» №206 от 29.10.98.

7. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95 №39 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость». Опубликована в «РВ» №223 от 23.11.95, №228 от 30.11.95; последние изменения опубликованы в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» №24 от 21.09.98.

8. Постановление Правительства РФ от 07.05.97 №546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ». Опубликовано в «РГ» №№93-94 от 15.05.97.

9. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 г. №358/16-28 «Об утверждении перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию». Опубликовано в «Бюллетене Госкомтруда СССР» №1, 1991.

10. Постановление Правительства РФ от 11.10.93 №1018 (ред. от 19.06.98) «О мерах по выполнению Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (вместе с «Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование», «Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование»). Опубликовано в «Собрании актов Президента и Правительства РФ», 01.11.93, №44, ст.4198, «РГ» №123 от 02.07.98.

11. Письмо ГНС РФ и Минтруда РФ от 27.03.97 «О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости». Опубликовано в «Финансовой газете» (далее — «ФГ») №28, 1997.

12. Письмо ГНС РФ №ЮУ-4-06/88н и Минфина РФ №04-06-01 от 11.06.93 «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций». Опубликовано в «РВ» №129 от 08.07.93.

13. Письмо Минфина РФ от 21.05.97 №04-04-01 и ГНС РФ от 22.05.97 №СШ-6-08-392 (в ред. от 16.04.98) «О перечне международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц».

14. Письмо Минфина РФ от 12.10.98 №04-04-06 и ГНС РФ от 13.10.98 №СШ-6-08-791 «О перечне международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов)» (вместе с Перечнем, утвержденным приказом Минкультуры РФ от 16.12.97). Опубликовано в «Нормативных актах по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету» №6, 1998.

Бобрдобр закладки с метками монтаж дымохода цена.

Музей без границ

Цели программы

«Музей без границ» – программа поддержки специалистов и организаций, меняющих представление о роли музея в современном мире и делающих его открытым общественным институтом.

Документы

Музей без границ.pdf

Истории успеха

Археологический заповедник в Челябинской области Аркаим стал понятнее туристам и местным жителям: в нем появились более полусотни информационных стендов, рассказывающих о расположенных здесь памятниках эпохи бронзы. Средства на установку стендов выделил Благотворительный фонд В.Потанина. А после музей выиграл еще и грант президента – это значит, что еще 14 древних поселений будут обозначены и защищены от случайного разрушения. О том, что угрожает археологическим памятникам и как можно помочь их сохранению, рассказывает руководитель проекта «Парк Аркаимского периода», заведующая музеем заповедника «Аркаим» Мария Макурова.

Новости

Тревел-гранты получат 10 сотрудников некоммерческих организаций

Фонд и Институт театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») объявляют конкурс на получение 10 тревел-грантов для региональных специалистов музеев

Подведены итоги очередного цикла конкурса «Музейный десант» благотворительной программы «Музей без границ»

Пять городских проектных команд успешно прошли все этапы инициативы и в скором времени смогут приступить к реализации своих замыслов

Абросимова Е.А.
Юридическое оформление получения гранта. Практика взаимоотношений учреждений культуры с организациями, дающими гранты

[ Справочник руководителя учреждения культуры. ? 2004? № 3. ? С.66-72 ]

Одним из источников формирования имущества и денежных средств учреждений культуры, помимо поступлений от собственных платных услуг и пожертвований российского бизнеса, могут быть средства, полученные в качестве грантов от иностранных и международных организаций, реализующих программы поддержки культуры в нашей стране.
Как получить грант ? тема отдельного разговора. Эта процедура основана на конкурсном механизме, который используют все грантодающие организации. Знание механизма действия грантового конкурса позволит руководителю правильно написать заявку на финансирование.
Остановимся на том, как учреждению культуры юридически грамотно оформить отношения со своим грантодателем: какие нормы предусматривает российское законодательство в отношении грантов и как избежать ошибок при заключении грантового договора.

Фонды, предоставляющие гранты, могут придавать этому слову то значение, которое соответствует их собственным представлениям о гранте, их внутренним регламентам или законодательству их страны.
Грант для целей налогообложения. Для целей налогообложения некоммерческих организаций (НКО), в том числе учреждений культуры, гран том признаются только те поступления, которые соответствуют условиям подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее ? НК РФ). И только в этом случае гранты как таковые могут не включаться в налоговую базу.
31 мая 2002 г. был опубликован Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ? Закон № 57-ФЗ).
В новой редакции подп. 14 п. 1 ст. 251 появилось определение гранта для целей налогообложения. Закон № 57-ФЗ придал этой правовой норме обратную силу, т. е. она распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Таким образом, грант (для целей налогообложения) должен соответствовать одновременно следующим критериям:

  • грантодатель ? российская некоммерческая организация, международная или иностранная некоммерческая организация, включенная в Перечень, утвержденный Правительством РФ, физическое лицо;
  • получатель гранта ? коммерческая или некоммерческая организация, физическое лицо;
  • форма гранта ? денежные средства или иное имущество;
  • условия предоставления гранта ? безвозмездно и безвозвратно;
  • обязательные условия для получателя гранта ? раздельный учет средств, целевое использование средств и отчет перед грантодателем;
  • цели предоставления грантов ? осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, проведение конкретных научных исследований.
  • Грант также во многих случаях (но не во всех) отвечает признакам гражданско-правового договора дарения в общеполезных целях, т. е. пожертвованию. Оптимальный вариант ? отнести грант к категории пожертвования. Пожертвования освобождены от налога на прибыль, если они по всем признакам соответствуют нормам НК РФ — подп. 1 п. 2 ст. 251 Закона № 57-ФЗ.
    Грант как пожертвование. Английское слово grant переводится на русский язык в том числе и как дарение.
    Пожертвование имущества юридическому лицу может, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 НК РФ). Поэтому гранты на так называемую институциональную поддержку просто необходимо квалифицировать как пожертвование.
    Этим вариантом не могут, к сожалению, воспользоваться многие НКО, не перечисленные в ст. 582 НК РФ (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и пр.), которые не могут
    быть получателями пожертвования. Безвозмездную передачу имущества в собственность таким организациям следует признавать простым дарением, которое не входит в перечень целевых поступлений, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.
    Научный грант. Более того, в российском законодательстве вообще нет универсального определения термина «грант», хотя это слово прочно вошло в практику принятия нормативных актов. Наиболее полное определение гранта содержится в ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: «грант ? это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». Но это определение касается только научных грантов, и оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление грантов.
    Благотворительный грант. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает определение благотворительных грантов как благотворительных пожертвований, носящих целевой характер и предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной формах (ст. 15). Однако понятие «благотворительный грант» не применимо к коммерческим организациям, и для целей налогообложения пожертвование является самостоятельным видом целевых поступлений.
    Государственные гранты. В российском законодательстве существует понятие государственных грантов. В ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и в ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам.
    Президентские гранты. В некоторых нормативных актах слово «грант» используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента РФ присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 09.01.97 № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации»). Бюджетная субсидия. С точки зрения ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее ? БК РФ), грант ? это бюджетная субсидия, или субвенция.
    Таким образом, из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова «грант» можно вывести лишь следующие общие его признаки:

    • безвозмездность;
    • целевой характер;
    • общественная полезность.
    • Порядок заключения грантового договора

      Документом, подтверждающим право грантополучателя на налоговые льготы, является текст договора или текст грантового письма. Проблема идентичности текста договора на английском языке тексту договора на русском языке несущественна. Именно то, что подписано на русском языке, принимается к рассмотрению любыми государственными органами на территории РФ, и именно этот текст нужно соблюдать.
      Следует отметить, что грантовые письма, как правило, направляются частными фондами.
      В грантовом письме должны содержаться все существенные условия договора о гранте, к которым относятся:

      • решение о предоставлении гранта;
      • его наименование, цели и срок, на который грант выдан;
      • сумма и порядок финансирования (единовременный или периодический);
      • порядок расходования денежных средств и приобретения оборудования;
      • порядок предоставления отчетности, а также другие условия, по которым стороны достигли соглашения.
      • В практике деятельности фондов существуют два вида грантовых, или наградных, писем:

        • письмо, включающее все существенные условия договора и, соответственно, достаточно большое по объему;
        • письмо короткое, из которого все существенные условия помещены в заявку, заполненную организацией-грантополучателем.
        • Среди названий договора наиболее часто встречаются следующие:

          • соглашение (договор) о гранте (о предоставлении гранта);
          • договор целевого благотворительного пожертвования;
          • соглашение (договор) о безвозмездной технической помощи;
          • соглашение о целевом финансировании или соглашение о предоставлении целевых финансовых средств.

          Целевое назначение грантовых средств

          Следует обратить особое внимание на то, что целевое назначение гранта должно четко вытекать из условий грантового договора.
          Обычно в грантовом договоре целям предоставления гранта посвящаются отдельная статья или раздел. Оптимальным является не только упоминание целей в общем виде, но и достаточно подробное описание мероприятий, которые грантополучатель обязуется осуществить для достижения этих целей. Примером таких договоров могут быть договоры Агентства по международному развитию США, Информационной службы США и Фонда Евразии.
          В отдельных случаях в грантовых договорах делается ссылка на приложения, которые являются неотъемлемой частью договора. В этих приложениях могут предусматриваться подробное описание мероприятий проекта, списки компьютерного оборудования, которое должен приобрести грантополучатель для достижения цели.
          Довольно подробное описание целей, на которые предоставлен грант, вызвано необходимостью контроля со стороны как самого грантодателя, так и налоговых служб. Известно, что налоговые инспекции при проведении проверок правильности применения налоговых льгот особое внимание обращают на целевое использование грантовых средств.
          Как показывает практика консультаций для бухгалтеров НКО, в том числе и учреждений культуры, налоговые инспекторы часто подменяют понятие «нецелевое использование» на «нецелесообразное», руководствуясь при этом собственными представлениями о целесообразности.

          Безвозмездность и безвозвратность гранта

          Еще один момент, на котором стоит остановиться, это вопрос о безвозмездности грантов. В грантовом договоре должно быть определенно указано на то, что грант предоставлен безвозмездно.
          В российском законодательстве понятие безвозмездности трактуется как отсутствие встречной передачи имущества (в том числе денег) или встречного исполнения обязательств в отношении как грантодателя, так и третьих лиц, связанных с грантодателем какими-либо обязательствами.
          При этом обязанность грантополучателя предоставить грантодателю отчет не является таким встречным обязательством, поскольку предоставление отчета является для грантодателя лишь средством контроля за целевым использованием выделенных им средств.
          В этом смысле безвозмездность отличается от безвозвратности в договоре о гранте. Так, договор о гранте может предусматривать возврат грантодателю оборудования, полученного по гранту и используемого не по назначению.
          Эта норма договора не противоречит законодательству. Она определяет данные отношения как сделку, совершенную под условием. Право собственности у грантополучателя возникает с так называемыми имущественными обременениями. Оно обременено специальными обязательствами ? использовать имущество только в определенных целях.
          Надо сказать, что в некоторых договорах указывается, что грантода-тель может потребовать от грантополучателя возмещения средств в случае недовнесения суммы своего вклада. Здесь возникает вопрос, кому должно производиться это возмещение, так как единого счета грантодателя и грантополучателя, при наличии собственного вклада грантополучателя, не существует.

          Ограничения на происхождение имущества

          Некоторые договоры о грантах запрещают покупку на средства грантов товаров, производимых в определенных странах. Эта норма, как правило, относится к любым товарам, приобретаемым по грантам. Такая регуляция связана с политическими моментами. Она, как правило, соблюдается в отношении оборудования, но часто нарушается применительно к канцелярским и тому подобным товарам.
          Грантодатель вправе не принять к рассмотрению бухгалтерские документы, в которых указаны запрещенные страны-производители.
          Поэтому в бюджеты проектов необходимо закладывать цены на все товары в тех странах, в которых их приобретение не запрещено договором.

          Переход права собственности по договору гранта

          В каждом грантовом договоре должен быть определен собственник того имущества, которое передается в качестве гранта, если грант предоставляется в натуральной форме, либо имущество приобретается за счет гранта.
          Если вопрос о том, кто является собственником имущества, не урегулирован договором, то по общему правилу собственником имущества является грантодатель (так как он предоставляет имущество в безвозмездное целевое использование).
          Так, например, если в условиях договора о гранте не оговорено, кто является собственником имущества, будет применено правило о том, что имущество остается в собственности грантодателя до тех пор, пока гранто-получатель не принял его на баланс. Причем оттого, каким образом бухгалтером грантополучателя оформлена постановка на баланс имущества, приобретенного на средства гранта (как собственные или как заемные средства), зависит решение вопроса о принадлежности собственности и уплате налога на имущество. На весь период действия гранта, по которому имущество получено из-за рубежа как его часть, имущество считается собственностью грантодателя.
          Совсем иная ситуация возникает, если грант предоставлен организации в денежной форме, и она закупила на эти средства имущество. В этом случае собственником имущества будет являться грантополучатель, если договором не предусмотрено иное.

          Обязательность публикации информации о грантодателе

          Публикация информации о грантодателе грантополучателем не будет являться рекламой, поскольку таковой в соответствии с Законом РФ «О рекламе» признается распространение информации о тех субъектах, которые работают на рынке реализации товаров, работ и услуг. Грантодатели, как правило, не работают на российских рынках реализации товаров, работ и услуг. Поэтому указание имени грантодателя не будет расцениваться как реклама и, соответственно, не является возмездностью.
          Надо сказать, что практически во всех договорах на предоставление грантов, рассмотренных автором статьи, это являлось пожеланием грантодателя, но нигде не было обязательным условием при любой публикации. В этом случае включение условия об обязанности публиковать информацию или распространять ее иным способом может быть расценено как реклама, и договор гранта может утратить признак безвозмездности.

          Имущественные и авторские права на материалы, созданные в рамках гранта

          При создании материалов и публикаций сотрудниками грантополу-чателя, которые состоят с ним трудовых отношениях, грантополучателю принадлежат имущественные права. Авторские же права всегда принадлежат только автору и никому другому.
          Однако в соответствии с законодательством об авторских и смежных правах без согласия автора может быть осуществлено воспроизведение, публикация, другое использование таких материалов в том случае, если такое использование не связано с выплатой гонорара и распространение таких материалов происходит бесплатно.
          В договоре это может быть оформлено как «использование результатов интеллектуальной деятельности в некоммерческих целях».
          Когда грантополучатель поручает своему сотруднику дать информацию о грантодателе в виде публикаций, книг, брошюр, то имеет место так называемое служебное задание. В этом случае действует другой правовой режим. Автором произведения, созданного по служебному заданию, считается организация-грантополучатель, но не ее сотрудник. Исключение составляют случаи, когда речь идет о пресс-секретарях, штатных журналистах, писателях, которые работают в своих организациях, или учителях (здесь использовано собирательное понятие), которые разрабатывают различные методики.

          Примерная форма договора на передачу и целевое использование денежных средств или имущества (договор предоставления гранта) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

          Договор
          на передачу и целевое использование денежных средств или имущества (договор предоставления гранта)

          г. [ вписать нужное ]

          [ число, месяц, год ]

          [ Указывается полное наименование организации ], именуемое в дальнейшем «Грантодатель», в лице [ указывается имя и должность уполномоченного лица ], действующего на основании [ указывается документ и его реквизиты, на основании которого действует данное лицо ] с одной стороны, и [ указывается полное наименование организации ], именуемое в дальнейшем «Грантополучатель», в лице [ указывается имя и должность уполномоченного лица ], действующего на основании [ указывается документ и его реквизиты, на основании которого действует данное лицо ], с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

          1.1. Грантодатель передает Грантополучателю денежные средства и (или) имущество (далее — «Грант»), а Грантополучатель обязуется принять Грант и распорядиться им в соответствии с целями, условиями и в порядке, определенными настоящим Договором.

          1.2. Сроки действия «Гранта» [ вписать нужное ].

          2.1. Основными целями Гранта являются: [ вписать нужное ] (подробное описание целей Гранта дается в Календарном плане работ, который полностью согласован сторонами и прилагается к Договору.) Календарный план работ не может быть изменен Грантодателем или Грантополучателем в одностороннем порядке.

          3. СОСТАВ ГРАНТА

          В состав Гранта входят:

          3.1. Денежные средства в размере [ сумма денежных средств цифрами и прописью ] в виде утвержденного Бюджета Гранта, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение N [ вписать нужное ]).

          3.2. Имущество в соответствии с Перечнем, прилагаемым к Договору (Приложение N [ вписать нужное ]).

          Имущество передается Грантополучателю во временное пользование безвозмездно. Имущество передается Грантополучателю в исправном состоянии, пригодном для целевого использования, по Акту сдачи-приемки имущества (Приложение N [ вписать нужное ]). В таком же порядке и исправном состоянии имущество возвращается Грантодателю.

          3.3. Состав Гранта не может быть изменен в одностороннем порядке.

          4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАНТОДАТЕЛЯ

          4.1. Грантодатель обязуется передать Грант Грантополучателю в полном объеме, в сроки и в соответствии с условиями, определенными настоящим Договором.

          4.2. Грантодатель не вправе вмешиваться в деятельность Грантополучателя, связанную с реализацией настоящего Договора. Не считаются вмешательством в деятельность Грантополучателя утвержденные настоящим Договором мероприятия, в рамках которых Грантодатель осуществляет контроль за целевым использованием Гранта и надлежащим выполнением Грантополучателем Календарного плана работ.

          4.3. Грантодатель не вправе требовать от Грантополучателя финансовой и статистической отчетности или иных сведений, не предусмотренных Российским законодательством, кроме обозначенных в разделе 6 настоящего Договора.

          5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ

          5.1. Грантополучатель обязуется использовать Грант исключительно на цели, определенные настоящим Договором.

          5.2. Грантополучатель обязуется реализовать работы, определенные Календарным планом, в полном объеме и в установленные настоящим Договором сроки.

          5.3. Грантополучатель не вправе произвольно изменять назначение статей расходов в смете, утвержденной настоящим Договором (Приложение N [ вписать нужное ]).

          5.4. Грантополучатель в пределах согласованной сметы расходов вправе по своему усмотрению привлекать к выполнению работ, предусмотренных Календарным планом, третьих лиц.

          5.5. Грантополучатель обязуется не использовать Грант (денежные средства, имущество и др.) для коммерческих целей.

          5.6. Если в результате надлежащей реализации настоящего Договора Грантополучатель приобретает незапланированные преимущества или доходы, выраженные в денежных средствах или имуществе, он в течение [ значение ] дней извещает об этом Грантодателя, который принимает решение о дальнейшем использовании полученного.

          5.7. Грантополучатель обязуется вести раздельный учет средств и имущества, полученного на основе настоящего Договора, от других средств и имущества, которыми он владеет и пользуется.

          5.8. Грантополучатель ведет бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

          6. ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ

          6.1. Устанавливаются следующие формы отчетности об использовании Гранта и выполнении работ, предусмотренных Календарным планом:

          6.1.1. Текущие (промежуточные) и итоговый письменные Отчеты о выполнении работ, предусмотренных Календарным планом. Сроки представления промежуточных и итоговых отчетов оговариваются в Приложении N [ вписать нужное ] к настоящему Договору.

          6.1.2. текущие (промежуточные) письменные финансовые отчеты об использовании предоставленных средств Гранта. Сроки представления промежуточных и итоговых отчетов оговариваются в Приложении N [ вписать нужное ] к настоящему Договору;

          6.2. Контроль за использованием финансовых средств и имущества, а также за выполнением работ, предусмотренных Календарным планом работ, осуществляется Грантодателем на основе отчетов, указанных в п. 6.1. настоящего Договора.

          7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

          7.1. Стороны несут имущественную ответственность за виновное ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

          8.1. Договор вступает в силу с момента подписания.

          8.2. Договор может быть расторгнут досрочно:

          8.2.1. по соглашению сторон;

          8.2.2. по решению судебного органа, предусмотренного в п. 10.1 настоящего Договора.

          8.3. В случае досрочного прекращения действия Договора, Грантополучатель отчитывается по использованию фактически полученных денежных средств и имущества в порядке, установленном разделом 6 настоящего Договора.

          9. ИЗМЕНЕНИЕ (ДОПОЛНЕНИЕ) ДОГОВОРА

          9.1. Изменение (дополнение) Договора производится соглашением сторон в письменной форме.

          10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

          10.1. Все споры по настоящему Договору разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

          Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

          12. ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС И ДРУГИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

          Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

          Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

          Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

          Примерная форма договора на передачу и целевое использование денежных средств или имущества (договор предоставления гранта)

          Разработана: Компания «Гарант», декабрь, 2008 г.

          Приложение. Типовая форма договора о выделении гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и государственных научных центрах Российской Федерации, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы

          Утверждена
          приказом Министерства образования и науки РФ
          от 27 декабря 2016 г. N 1657

          *(1) Операции с грантами, поступающими бюджетному (автономному) учреждению, находящемуся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, учитываются на лицевом счете, открытом учреждению в установленном порядке в органе Федерального казначейства и предназначенном для учета операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений, предоставленными им из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели.

          *(3) Пункт 2.3.9.1 предусматривается в Договоре, заключаемом Организацией, являющейся бюджетным или автономным учреждением, не находящимся в ведении Минобрнауки России (в том числе созданным субъектом Российской Федерации муниципальным образованием).

          *(4) Предусматривается в Договоре, заключаемом Организацией, являющейся образовательной организацией высшего образования.

          *(5) Предусматривается в Договоре, заключаемом Организацией, являющейся научным учреждением, подведомственным Федеральному агентству научных организаций, или государственным научным центром Российской Федерации.

          Гранты, проекты, договора

          В числе основных научных проектов, выполняемых в последние годы, можно выделить следующие НИР.

          1. Грант РФФИ совместно с Минпром НО «Совершенствование механизма сохранения здоровья пожилых в Нижегородской области, путем создания и оптимизации математической модели сети медицинских учреждений». Руководитель Федоткин М.А. профессор кафедры программной инженерии. Срок исполнения 2018–2021 гг. Цель проекта заключается в построении, анализе и оптимизации адекватной математической модели функционирования реальной сети многопрофильных отделений сестринского ухода, при оказании медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста в Нижнем Новгороде и Нижегородской области в условиях малого объема статистических данных.
          2. Грант Российского научного фонда «Фазовая динамика осциляторных сред». Руководитель Г.В. Осипов. Срок выполнения 2014–2016 гг.
            Объем финансирования – 15 млн. руб.
            Исследуется поведение осцилляторных сред, состоящих из большого числа нелинейных активных элементов, описание которых удается проводить с помощью фазовых моделей. Предполагается изучение фазовых осцилляторов, систем маятникового типа, хаотических фазовых систем, взаимодействующих согласно нетривиальным паттернам связи (в том числе и нелинейной) и демонстрирующих нетривиальную коллективную динамику; конструирование новых моделей фазовых систем, способных воспроизводить сложную динамику взаимодействующих пассивных, возбудимых и автоколебательных элементов. Предполагается рассмотрение взаимодействий, характерных для биологических систем (нейронные сети, ансамбли генетических осцилляторов, сердечная мышца) – возбуждающих, тормозных, диффузионных и их комбинаций. Планируется разработать стратегии управления сложными системами в приложении к кардиологии, нейродинамике и робототехнике и провести апробацию полученных результатов в реальных биологических экспериментах с использованием мультиэлектродных матриц и в экспериментах с мобильными агентами (гуманойдный робот Nao, мобильные роботы E-puck).
          3. Грант Российского научного фонда «Динамика и бифуркации диссипативных и консервативных систем». Руководитель Д.В. Тураев. Срок выполнения 2014–2016 гг. Объем финансирования – 27 млн. руб.
            Проект направлен на решение актуальных проблем теории динамических систем и динамического хаоса и на создание и развитие новых направлений по этой тематике. К числу последних относятся теория смешанной динамики и теория дискретных аттракторов лоренцевского типа.
          4. Грант Российского научного фонда «Глобальная оптимизация, суперкомпьютерные вычисления и приложения». Руководитель Я.Д. Сергеев. Срок выполнения 2015–2017 гг.
            Объем финансирования – 24 млн. руб.
            В рамках проекта ставится задача создания и исследования взаимосвязанного комплекса уникальных современных эффективных вычислительных алгоритмов оптимизации, применимых в условиях сложного многоэкстремального поведения функционалов моделей. Теоретические результаты создают необходимый алгоритмический базис для применения к рассматриваемым задачам новейших технологий и технических возможностей высокопроизводительных вычислений, включая распределенные кластерные и общие конвейерные вычисления на графических процессорах с использованием возможностей суперкомпьютера Нижегородского госуниверситета. Полученные результаты позволят выйти на принципиально новый уровень сложности решаемых многоэкстремальных задач высокой практической значимости.
            1. Грант Российского научного фонда «К квантовым аттракторам: вычислительная физика открытых квантовых наносистем вдали от равновесия». Руководитель П. Хэнгги. Срок выполнения 2015–2017 гг.
              Объем финансирования – 24 млн. руб.
              Целью данного проекта является исследование «квантовых аттракторов» – нового класса периодических во времени асимптотических состояний, возникающих в многокомпонентных квантовых системах, подверженных взаимодействиям с окружающей средой и модуляциям системных параметров.
          5. Проект ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» «Исследование и разработка комплекса научно-технических решений микроволнового зондирования для активного управления колебаниями зданий и сооружений». Руководитель Д.В. Баландин. Срок выполнения 2015–2017 гг.
            Объем финансирования – 34 млн. руб.
            Совместный проект Института информационных технологий, математики и механики и Радиофизического факультета, в ходе выполнения которого планируется создание комплекса научно-технических решений в области активного управления колебаниями зданий и сооружений, подверженных сейсмическим и ветровым воздействиям. Предполагается разработка аппаратно-программного комплекса, предназначенного для измерения в режиме реального времени деформаций элементов конструкций методами микроволнового зондирования и формирования на основе этой информации сигналов управления для активного гашения колебаний.
          6. Хозяйственные договора, выполняемые для Нижегородского кластера Государственной корпорации «РОСАТОМ» (Головное предприятие ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ). Руководитель Прилуцкий М.Х. Объем финансирования в 2016 году — 10 млн. руб.
          7. 6.1 «Создание средств распознавания геометрических сущностей для последующей генерации сеток в рамках программного модуля пакета программ «ЛОГОС» для автоматизированной подготовки и обработки расчетных моделей» (шифр «ЛОГОС-Распознавание»).

            6.2 «Создание модуля оптимизации производственных решений по планированию выполнения работ» (шифр «Планер»).

            6.3 «Разработка программного средства синтеза топологии микросхем» (шифр «Синтез»).

            6.4 «Разработка и реализация диалоговых программных средств объемно-календарного планирования и оперативного управления процессом изготовления микросхем» (шифр «Кристалл»).

            Правовая природа договора о предоставлении гранта

            Закржевская И.В., аспирант юридического факультета ЮУрГУ.

            Активное развитие инновационной деятельности является определяющим началом построения нового типа экономики — инновационной. Одним из важнейших средств развития инновационной деятельности является договор о предоставлении гранта (грантовский договор), не предусмотренный гражданским законодательством. Имеются лишь определения гранта, данные ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», п. 14 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Кроме того, используются такие понятия, как «государственный грант» (ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях») и «благотворительный грант» (ст. 15 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Но, на наш взгляд, указанные категории являются лишь составной частью общего понятия «грант».

            Поскольку специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, необходимо выявить правовую природу данных отношений.

            Договор о предоставлении гранта различными авторами рассматривается как разновидность договора пожертвования , один из видов договора дарения , разновидность конкурса , смешанный договор , самостоятельный вид договорного обязательства .

            См.: Юцковская И.Д., Кудряшова Е.В. Реализация на безвозмездной основе: юридическое оформление и налогообложение // Налоговый вестник. 1999. N 2. С. 149; Иванов А.Г. Гранты — правовое регулирование и налогообложение // Налоговый вестник. 2000. N 12. С. 168.
            См.: Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. С. 209; Родионов С.С. Гранты и спонсорские взносы: порядок налогообложения // Главбух. 1999. N 5. С. 48.
            См.: Якутин Ю. Технология прорыва // Экономика и жизнь. 2004. N 45.
            См.: Гутников О. Правовой статус гранта по законодательству Российской Федерации // Право и экономика. 2005. N 12. С. 6; Лапаева В.В. Закон о науке: анализ нормативного содержания // Законодательство и экономика. 2003. N 5. С. 36.
            См.: Кабалкин А.Ю. Комментарий к ст. 572 ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

            Разновидность договора пожертвования

            Несмотря на то что между договорами пожертвования и грантовским имеется ряд общих черт (безвозмездный характер; целевая направленность расходования предоставленных средств), имеются и существенные отличия (получателем по договору пожертвования не могут быть коммерческие юридические лица; объекты, передаваемые по грантовскому договору грантополучателю, всегда используются только для достижения предусмотренной договором цели). Ввиду этого считаем, что нет оснований отождествлять данные договорные конструкции.

            Вид договора дарения

            Рассматривать грантовский договор одним из видов договора дарения, регулируемого гл. 32 ГК РФ, позволяет квалифицирующий признак этих договоров — безвозмездный характер. Однако ввиду существенных различий (запрет дарения между коммерческими организациями противоречит сущности гранта; в отличие от договора дарения недопустимы со стороны грантодателя отмена и отказ от исполнения грантовского договора) представляется, что не следует приравнивать грантовский договор к договору дарения. В то же время при выборе правового режима регулирования данных отношений необходимо учитывать их сходную правовую природу.

            Разновидность конкурса

            На наш взгляд, сходство в общих чертах с гражданско-правовым конкурсом РФ не дает права распространять на отношения по предоставлению гранта нормы гл. 57 ГК РФ.

            Смешанный договор

            Поскольку грантовский договор содержит в себе элементы договора дарения и договора на выполнение НИОКР, некоторыми авторами был сделан вывод о его смешанной правовой природе.

            Однако, на наш взгляд, более правильным будет рассмотрение грантовского договора в качестве самостоятельного вида договорного обязательства, требующего специального правового регулирования (так как сочетание в грантовском договоре элементов иных договоров с различной правовой природой весьма осложняет применение аналогии закона).

            Смотрите так же:  Иск о разделе имущества автомобиль

Оставьте комментарий