Администрация президента структура и полномочия

Сведения об Администрации Президента

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

Подробнее

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.

Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.

Непосредственно управляет работой Администрации её глава – Руководитель Администрации.

Подразделения Администрации Президента

Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации

Обеспечивает деятельность Президента по правовым вопросам. Осуществляет правовое обеспечение деятельности Администрации Президента и информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации. Оказывает консультативную помощь Аппарату Правительства, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Федерации по правовым вопросам.

Помощник Президента – начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации – Лариса Игоревна Брычёва.

Контрольное управление Президента Российской Федерации

Контролирует и проверяет исполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента. Контролирует и проверяет исполнение поручений Президента и Руководителя Администрации Президента. Контролирует реализацию ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов Президента. Информирует Президента и Руководителя Администрации Президента о результатах проверок и готовит на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации – Дмитрий Владиславович Шальков.

Референтура Президента Российской Федерации

Участвует в подготовке проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию и иных программных документов Президента. Готовит проекты выступлений, приветственных писем и поздравлений Президента России. Участвует в издательских проектах, связанных с обеспечением деятельности Президента и его Администрации. Участвует в обеспечении деятельности Президента по вопросам образования и науки.

Помощник Президента – начальник Референтуры Президента Российской Федерации – Дмитрий Рафаэльевич Калимулин.

Старшие референты Президента Российской Федерации – Ярослав Васильевич Шабанов, Лариса Павловна Мишустина.

Референты Президента Российской Федерации: Наталья Михайловна Меликова, Татьяна Сергеевна Трубинова, Екатерина Юрьевна Хуторская.

Управление Президента Российской Федерации по внешней политике

Содействует Президенту в определении основных направлений внешней политики государства. Участвует в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства. Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам внешней политики государства и международных отношений. Обеспечивает содержательную часть внешнеполитических мероприятий с участием Президента. Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по внешней политике – Игорь Святославович Неверов.

Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике

Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства. Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики. Организует и обеспечивает взаимодействие главы государства с Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, организациями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, общественными и религиозными объединениями, иными структурами гражданского общества. Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с полномочными представителями Президента в федеральных округах.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике – Андрей Вениаминович Ярин.

Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров

Обеспечивает деятельность Президента в решении кадровых вопросов и полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы; осуществляет в пределах своих полномочий контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента по вопросам государственной службы; готовит предложения Президенту по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти и иных государственных органах, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной службы, а также по вопросам кадровой политики; занимается кадровым и организационно-штатным обеспечением деятельности Администрации Президента.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров – Максим Александрович Травников.

Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам

Обеспечивает деятельность Президента в решении вопросов, касающихся награждения государственными наградами и присвоения почётных званий, награждения Почётной грамотой Президента и объявления благодарности Президента; награждения Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами и объявления благодарности Верховного Главнокомандующего; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений Президента по вопросам, касающимся государственных наград и геральдики; готовит предложения Президенту по вопросам осуществления единой политики в области государственных наград и геральдики.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам – Владимир Борисович Осипов.

Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан

Обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, государственной миграционной политики, осуществления помилования.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан – Локаткина Татьяна Александровна.

Управление информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации

Занимается организацией информационного и документационного обеспечения Президента и его Администрации. Обеспечивает функционирование единой системы делопроизводства в Администрации Президента. Организует, координирует и контролирует деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Администрации Президента. Организует специальную документальную связь с органами исполнительной власти субъектов Федерации, контролирует её состояние. Занимается комплектованием, обеспечением сохранности, учёта и использования архивного фонда документов Президента, его Администрации, совещательных и консультативных органов при Президенте; осуществляет комплектование, обработку, хранение и использование библиотечного фонда Администрации Президента.

Начальник Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации – Антон Юрьевич Фёдоров.

Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций

Обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту и Администрации Президента, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования, запросов в виде электронного документа, о предоставлении информации, касающейся деятельности Президента и Администрации Президента.

Осуществляет информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента, Администрации и её самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов, обеспечивает деятельность Приемной Президента, анализирует обращения, результаты их рассмотрения и принятые по ним меры.

Обеспечивает деятельность Комиссии при Президенте по реабилитации жертв политических репрессий.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций – Михаил Геннадьевич Михайловский.

Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации

Основными задачами Управления являются: предоставление СМИ сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием; оперативное информирование Президента о позиции СМИ в отношении деятельности главы государства, об откликах на неё в средствах массовой информации; организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом; организация и обеспечение взаимодействия Президента со средствами массовой информации; освещение деятельности Президента в сети Интернет.

Начальник Управления пресс-службы и информации Президента Российской Федерации – Андрей Михайлович Цыбулин.

Управление протокола Президента Российской Федерации

Осуществляет протокольное обеспечение визитов за рубеж и поездок в субъекты Российской Федерации Президента. Осуществляет протокольное обеспечение мероприятий с участием Президента в ходе визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций. Осуществляет протокольное обеспечение массовых и иных мероприятий, проводимых с участием или по поручению Президента, Руководителя Администрации Президента.

Начальник Управления протокола Президента Российской Федерации — Анна Александровна Куликова.

Управление Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям

Основными задачами Управления являются обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий в области государственной информационной политики, а также подготовка предложений Президенту по вопросам государственной информационной политики, участие по поручению Президента в реализации указанных предложений; анализ позиции СМИ, общественного мнения по вопросам реализации государственной политики в различных областях и оперативное информирование об этом Президента; разработка стратегии информационного сопровождения общественно значимых решений Президента, а также участие по поручению Президента в их реализации; координация информационной работы федеральных государственных органов, а также федеральных органов исполнительной власти в целях объективного освещения в СМИ проводимой государством политики в различных областях; координация информационного сопровождения крупных международных мероприятий в Российской Федерации и за рубежом.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным связям и коммуникациям – Александр Юрьевич Смирнов.

Экспертное управление Президента Российской Федерации

Осуществляет экспертно-аналитическое обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий. Готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации экспертные и аналитические материалы. Обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и Администрации Президента Российской Федерации.

Начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации – Владимир Александрович Симоненко.

Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами

Обеспечивает деятельность Президента по развитию международных связей Российской Федерации. Основные задачи Управления: разработка и реализация проектов в области межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами в целях оказания содействия Президенту в реализации стратегии внешней политики государства; информационно-аналитическое обеспечение Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами, относящимся к компетенции Управления.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами – Владимир Александрович Чернов.

Управление Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации

Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Государственного совета, президиума Государственного совета, Совета по спорту, их рабочих органов, а также обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий с участием Президента Российской Федерации.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации – Александр Дмитриевич Харичев.

Управление Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству

Обеспечивает деятельность Президента по вопросам приграничного сотрудничества с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Украиной, а также по поручению Президента с иными сопредельными государствами; занимается выработкой направлений взаимодействия с данными государствами; подготовкой предложений по реализации совместных социально-экономических программ и проектов с данными государствами; координирует в установленном порядке деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях обеспечения комплексного подхода к осуществлению приграничного сотрудничества в пределах своей компетенции; подготавливает для Президента и Руководителя Администрации Президента экспертные заключения, аналитические доклады и иные экспертные и аналитические материалы по вопросам, относящимся к ведению Управления.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству – Алексей Евгеньевич Филатов.

Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике

Участвует в обеспечении реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования; обеспечении деятельности Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию; подготовке и представлении Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов по вопросам формирования и реализации государственной политики в области науки и образования, в том числе по вопросам финансирования научных исследований и программ развития научно-образовательных центров.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике – Инна Петровна Биленкина.

Управление Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи

Основными задачами Управления являются обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в области применения информационных технологий и развития электронной демократии, подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся применения информационных технологий и развития электронной демократии в государственном и муниципальном управлении, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи – Андрей Юрьевич Липов.

Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам

Основными задачами Управления являются информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; подготовка в пределах своей компетенции, обобщение и представление Президенту и Руководителю Администрации Президента материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодёжи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам – Сергей Геннадьевич Новиков.

Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

Основными задачами Управления являются участие в обеспечении реализации Президентом его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции; осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента по вопросам противодействия коррупции;подготовка предложений по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов; содействие Президенту в пределах своей компетенции в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции – Андрей Сергеевич Чоботов.

Канцелярия Президента Российской Федерации

Основной задачей Канцелярии является обеспечение документационного обслуживания Президента Российской Федерации.

Руководитель Канцелярии Президента Российской Федерации – Александр Михайлович Голублев.

Администрация президента РФ: структура и функции

Характеристика Администрации Президента

Администрация Президента, как закреплено в Конституции России, формируется для реализации полномочий Президента в управлении страной.

Администрация президента РФ – государственный орган России обеспечивающий деятельность президента и осуществляющий контрольные мероприятия в сфере исполнения его поручений и решений.

Структура, задачи и функциональные обязанности Администрации закреплены в «Положении об Администрации Президента» от 2007г.

  • Реализация полномочий главы российской Федерации;
  • Контроль за исполнением Президентских решений и указов;
  • Предложения по охране государственного суверенитета и содействие Президенту в определении основных приоритетных направлений деятельности государства;
  • Разработка общей политической стратегии и организация общенациональных проектов;
  • Решение кадровых административных вопросов и награждение государственными наградами выдающихся трудовых деятелей;
  • Решение вопросов в сфере прав и свобод граждан России и иные цели.
  • Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Администрация Президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.

    Структура Администрации Президента

    В состав Администрации входят:

  • Руководитель Администрации;
  • Первый заместитель Руководителя;
  • Второй заместитель Руководителя;
  • Помощники Президента;
  • Пресс-секретарь Президента;
  • Руководитель протокола Президента;
  • Представители Президента;
  • Советники Совета Федерации;
  • Референты и иные лица.
  • Руководитель Администрации и помощники подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации координирует деятельность помощников, делегирует полномочия в сфере управления. Заместители руководителя , помощники Президента осуществляют кадровые назначения, решают иные организационные вопросы. В случае отсутствия Президента РФ, временно исполняющими его обязанности назначаются Заместитель руководителя и помощник Администрации Президента. Подразделения Президентской администрации включают региональные департаменты, численность которых курируется и утверждается лично Президентом РФ.

    Смотрите так же:  Классификация крыш и требования к ним

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Департаменты Администрации РФ:

    • Аппарат Совета Безопасности;
    • Представительный аппарат на правах правления;
    • Канцелярия Президента;
    • Контрольной управление;
    • Управления по внешней, внутренней и кадровой политике;
    • Управления государственной службы, конституционного строя, информационного обеспечения;
    • Референтура и секретариат Президента РФ;
    • Протокольное и экспертное управления.

    Функции Администрации Президента

    • Подготовка законопроектов в Государственную Думу;
    • Рассмотрение и утверждение проектов заключений на уже принятые законодательные акты;
    • Рассмотрение предложений о подписании или отклонении законов;
    • Согласование и передача Презенту проектов распоряжений, постановлений и аналитических справок и прочих документов необходимых Президенту в реализации своих полномочий;
    • Обнародование законопроектов, издание указов и иных документов подписанных лично Президентом РФ;
    • Сбор и группировка материалов ежегодного послания Президента;
    • Обеспечение и контроль деятельности Совета Безопасности РФ;
    • Взаимодействие с политическими партиями и общественными организациями;
    • Анализ и обработка политической и международной информации, обращений граждан страны.
    • При реализации выше перечисленных функций, Администрация Президента взаимодействует с Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России и судами высших инстанций.

      Так и не нашли ответ
      на свой вопрос?

      Просто напиши с чем тебе
      нужна помощь

      Администрация Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Блинов Алексей Борисович

      В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте РФ , раскрываются сферы деятельности и полномочия рабочего аппарата Президента РФ его Администрации. Затрагивается исторический аспект создания Администрации Президента РФ , освещаются цели создания, классифицируются ее функции и полномочия. Делается вывод о том, что Администрация Президента РФ обладает намного большим объемом полномочий по сравнению с администрациями президентов других стран.

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Блинов Алексей Борисович,

      Pres >The article is about the bodies established under the President of the Russian Federation , reveals the scope and powers of activity and authority of executive personnel of the President: administration. The author concludes that the Russian President’s Administration has a greater amount of power, compared with the administrations of Presidents of other countries.

      Текст научной работы на тему «Администрация Президента Российской Федерации»

      ?I отворительных организациях», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и др.

      Исходя из вышесказанного, общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, или, в широком смысле, за деятельностью администрации, можно определить как конституционный механизм, предусматривающий системную деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия деятельности органов исполнительной государственной власти законодательным и иным нормативно-правовым стандартам, а также коррекцию выявленных отклонений посредством обращения как в уполномоченные государственные органы, так и к общественному мнению в целях оптимизации деятельности органов администрации.

      АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

      При Президенте РФ в целях оказания ему содействия и под его руководством действуют специальные органы. Это, прежде всего, Администрация Президента РФ, которая является рабочим аппаратом главы государства, и консультативно-совещательные органы — различные советы и комиссии. Последние, как считает С.А. Авакьян, не могут рассматриваться как часть аппарата Президента РФ, его Администрации, поскольку состоят из лиц, выполняющих свои функции в силу должностного положения или на общественных началах1.

      Впервые Администрация Президента была учреждена в качестве аппарата, обеспечивающего деятельность главы государ-

      * Статья рекомендована к печати доктором юридических наук профессором Ю.Л. Шульженко.

      1 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 2. М., 2005. С. 347.

      Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2011

      ства и исполнение его решений, Указом Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. № 13 «Об Администрации Президента РСФСР»2. В ее структуру вошли Руководитель Администрации, советники Президента РСФСР и 13 структурных подразделений, таких как секретариаты, канцелярия, службы государственных советников, управление делами, Контрольное управление, Информационно-аналитический центр, Пресс-служба и Служба безопасности. Позже в состав Администрации были дополнительно включены помощники Президента РФ, Управление протокола Президента РФ, его референты и Государственно-правовое управление. Как отмечает Л.А. Окуньков, «Администрация Президента в первые годы своей деятельности представляла собой рабочий аппарат, созданный специально для обеспечения деятельности Президента и контроля за исполнением принятых решений»3.

      В.И. Кайнов, анализируя конституционно-правовой статус института президентства, делает вывод, что усиление конфронтации между Президентом РФ и парламентом создало необходимые предпосылки для развития Администрации Президента РФ. В результате была создана мощная структура, которая состояла из различных по своему функциональному назначению подразделений4.

      Администрация Президента РФ получила конституционный статус в декабре 1993 г.: «Президент Российской Федерации: формирует Администрацию Президента Российской Федерации» (ст. 83 Конституции РФ). Правовое положение Администрации Президента РФ установлено Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации»5 и Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ

      2 Ведомости СССР. 1991. № 38. Ст. 1233.

      3 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 1996. С. ПО.

      4 См.: Кайнов В.И. Институт Президентства: конституционно-правовой статус: Дисс. докт. юрид. наук. СПб., 1999. С. 32.

      5СЗРФ. 2004. № 15. Ст. 1188. 58

      от 6 апреля 2004 г. № 4206. Из этих актов следует, что она является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением его решений. O.E. Кутафин называл Администрацию Президента РФ «вспомогательным совещательным государственным органом»7. М.В. Баглай отмечает: «Нынешняя Администрация — государственный орган, действующий на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ. Она не обладает властными полномочиями, но пользуется большим влиянием в обществе и государстве»8.

      Следует отметить, что в ноябре 1996 г. возник спор по поводу статуса Администрации Президента РФ, закрепленного в Положении о ней. Депутаты Государственной Думы инициировали открытое разбирательство в Конституционном Суде РФ. Они направили запрос, в котором подвергли сомнению конституционность ряда норм Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412, в частности, п. I9. В соответствии с данным пунктом Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ. Депутаты Государственной Думы РФ, отождествляя государственный орган и орган государственной власти, указывали, что, поскольку Конституция РФ не относит Администрацию Президента РФ к органам государственной власти, она является не государственным органом, а службой, аппаратом, вспомогательным органом Президента РФ.

      6 СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

      7 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. М„ 2010. С. 402.

      8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2011.С. 484.

      См.: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации 11 ноября 1996 года» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5506.

      После этого последовала реакция Президента РФ Б.Н. Ельцина. Он издал Указ от 15 апреля 1997 г. № 352 «О внесении изменений и дополнений в Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации 1996 г.»10. Соответствующие нормы указанного Положения, конституционность которых оспаривалась депутатами Государственной Думы, фактически были либо отменены, либо утратили силу.

      Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев отозвал запрос депутатов. В определении от 29 мая 1997 г. № 55-0″ Конституционный Суд РФ указал, что производство по делу о конституционности Указа Президента РФ от 2 октября

      1996 г. № 1412 прекращено. Что же касается «существа» норм, которые не были изменены Указом Президента РФ от 15 апреля

      1997 г. № 352, то эти нормы, и прежде всего положение о том, что Администрация Президента РФ является государственным органом, носят общий характер, и их реальный смысл и значение определяются полномочиями, которыми наделена Администрация.

      Ученые-юристы продолжают называть Администрацию государственным органом, опираясь на нормы Положения об Администрации Президента РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490. Е.И. Козлова отмечает, что «Администрация по своему правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента»12. Г.М. Шмавонян, ссылаясь на ст. 1 Положения, указывает, что «Администрация Президента является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением его решений»13.

      Целями деятельности Администрации Президента РФ являются: обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства; осуществление контроля за исполнением ре-

      10 СЗ РФ. 1997. № 16. Ст. 1857.

      11 СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2664.

      12 Козлова Е.И., Кутафин O.E. Указ. соч. С. 402.

      13 Конституционное право России: Курс лекций / Рук. авт. кол. Ю.Л. Шульженко. М., 2007. С. 272.

      шений Президента РФ; подготовка предложений Президенту РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства; разработка общей стратегии внешней политики РФ, обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации; разработка совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов; контроль за реализацией общенациональных проектов; обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами РФ и присвоении почетных званий; содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.

      Администрация Президента РФ для достижения целей, ради которых она сформирована, выполняет следующие основные функции, которые, по нашему мнению, можно классифицировать как подготовительные, обеспечительные и контрольные:

      подготовительные функции — организует подготовку законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготавливает проекты заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой, и предложения о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; подготавливает, согласовывает и представляет Президенту РФ проекты его указов, распоряжений, поручений и обращений, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов; подготавливает предложения Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, проекты обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ, а также материалы для

      ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;

      обеспечительные функции — обеспечивает обнародование федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных им; обеспечивает деятельность Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; обеспечивает взаимодействие Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами; обеспечивает диалог со структурами гражданского общества, содействует их развитию и укреплению; обеспечивает взаимодействие Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями; обеспечивает реализацию Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства РФ; обеспечивает реализацию Президентом РФ полномочий по осуществлению актов помилования; обеспечивает хранение официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; обеспечивает сбор, обработку и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

      контрольные функции — осуществляет контроль за исполнением федеральных законов в части, касающейся полномочий Президента РФ; осуществляет контроль за исполнением указов и других решений Президента РФ; осуществляет контроль и проводит учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представляя соответствующие доклады Президенту РФ.

      Исходя из целей создания Администрации Президента РФ, выделим следующие основные группы полномочий, которыми Президент РФ наделяет Администрацию:

      полномочия в сфере законопроектной деятельности — разработка законопроектов для внесения их Президентом в Госу-

      дарственную Думу в порядке законодательной инициативы, проектов указов, распоряжений, поручений, обращений, ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных документов Президента РФ;

      полномочия по проверке исполнения указов, распоряжений и поручений Президента РФ;

      полномочия по представлению докладов Президенту РФ -подготовка и предоставление Президенту РФ докладов по соответствующим вопросам;

      полномочия по обеспечению взаимодействия — обеспечение взаимодействия Президента РФ с различными организациями, государственными органами и должностными лицами;

      полномочия в сфере информационного обеспечения — сбор, анализ информации о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире;

      полномочия по рассмотрению обращений — рассмотрение обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления.

      Отдельная группа полномочий Администрации Президента РФ по созданию Центра исторического наследия Президентов по согласованию с Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, в порядке, установленном законодательством РФ, закреплена в Федеральном законе от 13 мая 2008 г. № 68-ФЗ «О центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» . В нем оговорено, что создание Центра после смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, осуществляется по согласованию с его наследниками — Администрация Президента РФ утверждает устав Центра, определяет документы, подлежащие передаче в музейную коллекцию Центра и архивный фонд Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; определяет, какие личные вещи, книги, документы из его личного архива подлежат передаче Центру, и формирует совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в

      СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2253.

      области культуры, музейную коллекцию Центра как составную часть Музейного фонда РФ; определяет совместно с Правительством РФ земельные участки, предоставляемые Центру в бессрочное пользование, и другое имущество; устанавливает место нахождения Центра.

      Л.А. Окуньков, говоря о целях и полномочиях Администрации Президента РФ, отмечает, что она действует «как самостоятельная политическая сила под эгидой Президентского покровительства, как «второе правительство». Администрация Президента РФ хоть и выполняет важные функции, но ставить ее на один уровень с Правительством РФ принципиально неправильно»15. Соглашаясь с данным высказыванием, отметим, что Администрация Президента РФ создается главой государства как рабочий аппарат дпя обеспечения его деятельности и координации полномочий и не может работать отдельно от Президента РФ.

      Администрация Президента РФ при выполнении своих функций взаимодействует с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, иными судами РФ, прокуратурой РФ, Следственным комитетом при прокуратуре РФ, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями. Взаимодействуя с федеральными органами исполнительной власти, Администрация Президента РФ исполняет функции учредителя средств массовой информации, журналов, например «Российская юстиция». При осуществлении кадровой политики Администрация Президента РФ ведет учет лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых относится к компетенции

      15 Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 10. 64

      Президента РФ, руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также базы персональных данных указанных лиц. Администрация Президента РФ организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов.

      В основу построения структуры Администрации Президента РФ положен принцип создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие Президента РФ.

      Структура Администрации выглядит следующим образом: Руководитель Администрации Президента РФ, два его заместителя — помощника Президента РФ, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старшие референты, референты и иные должностные лица Администрации.

      Администрация Президента РФ состоит из следующих подразделений: аппарат Совета Безопасности РФ, аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, аппарат советников Президента РФ, Государственно-правовое управление Президента РФ, канцелярия Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ, референтура Президента РФ, секретариат Руководителя Администрации Президента РФ, управление Президента РФ по внешней политике, управление Президента РФ по внутренней политике, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, Управление Президента РФ по государственным наградам, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, управление пресс-службы и информации Президента РФ, Управление протокола Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ, Управление Президента РФ по обеспече-

      нию деятельности Государственного совета РФ. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава — Руководитель Администрации.

      Администрация Президента РФ не занимается предварительным рассмотрением вопросов, относящихся к его компетенции. Для выполнения данной работы, а также для проведения экспертиз проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, информирования главы государства о положении дел в соответствующей сфере Президент РФ создает консультативно-совещательные органы. Основное отличие Администрации Президента РФ от консультативно-совещательных органов при главе государства состоит в том, что последние не наделены правом издания от своего имени общеобязательных нормативных правовых актов.

      В процессе своей деятельности Администрация Президента РФ издает распоряжения. К таким относятся, к примеру, распоряжение от 11 мая 2011 г. «О мобильной приемной Президента Российской Федерации», которым было утверждено Положение о мобильной приемной Президента Российской Федерации; распоряжение от 16 июля 2008 г. «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти»; распоряжение от 20 апреля 2004 г. «О распределении обязанностей между должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации»; распоряжение от 15 января 1997 г. «Об утверждении правил оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации».

      Сравнивая Администрацию Президента РФ с аппаратами и администрациями президентов других стран, отметим, что она обладает намного большим объемом полномочий. Объясняется это тем, что изначально Администрация Президента РФ была создана как аппарат, предназначенный для обеспечения деятельности главы государства, фактически для первоначального выполнения его полномочий. В нашей стране полномочия главы государства столь обширны, что лицу, занимающему пост Президента, не под силу было бы справиться с таким объемом власти без помощи Администрации.

      Формирование и полномочия Администрации Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Борискова И.В.

      Аннотация: статья содержит анализ процесса становления Администрации Президента РФ и ее современного правового положения, включая порядок формирования, функции и место в системе государственных органов.

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Борискова И.В.,

      The article includes analysis of the process of formation of the Presidential Administration and its current legal status, including the procedure for the formation, function and place in the system of government.

      Текст научной работы на тему «Формирование и полномочия Администрации Президента Российской Федерации»

      ?Территория науки. 2015. № 4

      ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Борискова И.В.

      ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Воронежский экономико-правовой институт

      Ключевые слова: Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ.

      Аннотация: статья содержит анализ процесса становления

      Администрации Президента РФ и ее современного правового положения, включая порядок формирования, функции и место в системе государственных органов.

      Keywords: President, Administration of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation.

      Abstract: The article includes analysis of the process of formation of the Presidential Administration and its current legal status, including the procedure for the formation, function and place in the system of government.

      В соответствии со статьей 83, пункта «и» Конституции России, Президент России для реализации возложенных на него Конституцией России и федеральными законами полномочий формирует собственную Администрацию.

      За период своего существования статус и структура Администрации Президента кардинальным образом менялись несколько раз, серьезно обновлялся кадровый состав. Однако ее главные цели и назначение всегда оставались неизменными — обеспечение деятельности главы государства и осуществление контроля исполнения его решений.

      В результате своей эволюции Администрация Президента прошла пять этапов. Первый этап начинает отсчет с издания Б.Н. Ельциным Указа «Об Администрации Президента РСФСР». Заканчивается он принятием Указа Президента России № 273 от 22 февраля 1993 года «О совершенствовании системы обеспечения деятельности Президента России». Он явился основным организационно-правовым документом, давшим начало второму этапу развития Администрации Президента. Третий этап начинается с Указа Президента России № 773 от 29 июля 1995 г. «Об Администрации Президента России», но он был коротким и закончился 2 июля 1996 года принятием главой государства Указа № 1101 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации

      Территория науки. 2015. № 4

      Президента России». С этого момента начинается четвертый этап. Пятый этап завершается, когда 24 марта 2004 г. в Российской газете опубликовывается Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2004 г. № 99/799-4 «О результатах выборов Президента России», в соответствии с которым вновь избранным Президентом России становится В.В. Путин. На следующий день, 25 марта 2004 г. Президент России издает Указ № 400 «Об Администрации Президента России», а 6 апреля 2004 г. Указом № 490 утверждается новое Положение об Администрации Президента России.

      Администрация Президента России является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента России и осуществляет контроль за исполнением решений Президента России. В своей деятельности она руководствуется Конституцией России, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, а также настоящим Положением.

      В состав Администрации входят: Руководитель Администрации Президента России, два заместителя Руководителя Администрации Президента России — помощника Президента России (далее -заместители Руководителя Администрации), помощники Президента России, пресс-секретарь Президента России, руководитель протокола Президента России, полномочные представители Президента России в федеральных округах, советники Президента России, полномочные представители Президента России в Совете Федерации Федерального Собрания России, Государственной Думе Федерального Собрания России, Конституционном Суде России, старшие референты, референты Президента России и иные должностные лица Администрации; управления Президента России; иные

      самостоятельные подразделения Администрации. Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

      Администрация формируется в целях:

      — обеспечения реализации Президентом России полномочий главы государства:

      — осуществления контроля за исполнением решений Президента России;

      — подготовки предложений Президенту России о мерах, направленных на охрану суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;

      — содействия Президенту России в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

      — разработки общей стратегии внешней политики России, обеспечения реализации Президентом России его полномочий по руководству внешней политикой России и т. д.

      Администрация осуществляет следующие функции:

      — организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом России в Государственную Думу Федерального Собрания России в порядке законодательной инициативы;

      — подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания России;

      — подготовка предложений о подписании Президентом России федеральных законов либо об их отклонении;

      — подготовка, согласование и представление Президенту России проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента России, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту России документов;

      — обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента России, а также иных документов, подписанных Президентом России;

      — подготовка материалов для ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию России и для его программных выступлений, а также осуществляет иные функции в соответствии с Положением об Администрации Президента.

      Администрация при реализации возложенных на нее функций:

      — взаимодействует с Советом Федерации Федерального

      Собрания России, Государственной Думой Федерального Собрания России, Правительством России, Конституционным Судом России, Верховным Судом России, Высшим Арбитражным Судом России, иными судами России, Генеральной прокуратурой России, федеральными органами исполнительной власти и их

      территориальными органами, органами государственной власти субъектов России и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

      — подготавливает предложения Президенту России по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

      — подготавливает предложения Президенту России по реализации

      государственной политики в отношении средств массовой

      информации, а также по обеспечению граждан России объективной информацией о внутренней и внешней политике России;

      — реализует иные полномочия, закрепленные за ней Положением об Администрации Президента России.

      Общее руководство Администрацией осуществляет Президент России. Президенту России в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, заместители

      Руководителя Администрации, помощники Президента России, пресс-секретарь Президента России, руководитель протокола Президента России, полномочные представители Президента России в федеральных округах, советники Президента России, полномочные представители Президента России в Совете Федерации Федерального Собрания России, Государственной Думе Федерального Собрания России, Конституционном Суде России, старшие референты и референты Президента России, Секретарь Совет Безопасности России.

      — назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений Президента России, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей Секретаря Совета Безопасности России и помощников Секретаря Совета Безопасности России;

      — определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему;

      — утверждает положения об управлениях Президента России, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

      В конституционном праве сформировались разные суждения о силе и возможностях Администрации Президента. Нередко ее представляют как «суперисполнительный орган», как некий второй «кабинет министров», с помощью которого глава государства реализует свои полномочия. Более того, высказывается мнение, что в сфере исполнительной власти сформировались два центра — Администрация Президента России и Правительство. Подобная позиция

      небеспочвенна. Действительно, роль Администрации Президента России значительна. Но она, одновременно, достаточно ограничена. И, прежде всего, волевым характером самого Президента.

      Одной из причин, порождающих неясность такого рода, является недостаточная проработанность понятийного содержания используемого Конституцией России термина «Администрация». Данный термин следует рассматривать в двух направлениях — «узком» и «широком». В «узком» смысле Администрация Президента России -это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента

      России. В «широком» смысле — это аппарат, включающий в себя систему органов, деятельность которых направлена на обеспечение реализации Президентом России его конституционных полномочий. Подобный подход позволит лучше понять природу формируемой Президентом России Администрации.

      Завершая анализ статуса Администрации Президента России, исходя из места и роли Президента в государственном механизме России, следует сделать вывод о том, что Администрация реально обладает более широкими возможностями влиять на механизм реализации властных полномочий органами государственной власти, чем это законодательно предполагается. Данное обстоятельство, учитывая важность решаемых Президентом России задач на современном этапе государственного строительства, вполне объяснимо и целесообразно. Структурно и функционально современная Администрация Президента России давно вышла за рамки границ, определяемых понятием термина «Администрация». Для обозначения совокупности органов, обеспечивающих реализацию Президентом России закрепленных за ним полномочий, целесообразно употреблять понятие — «Аппарат Президента России».

      1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрайт-Издат, 2005. -48 с.

      2. Указ Президента РФ «Об утверждении положения об Администрации Президента» от 6 апреля 2004 года с последними изменениями от 20 марта 2007 г.

      3. Борискова И.В. Конституционный принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 136-144.

      4. Борискова И.В. Некоторые проблемы формы современного российского государства // Территория науки. 2014. № 4. С. 109-113.

      5. Голубок С.А. Конституционное право России. — М.:

      Издательский Дом РИОР, 2007. — 161 с.

      6. Конституционное (Государственное) право России / Под общей редакцией В.П. Сальникова. — М.: ЦОКРМ МВД России, 2005 — 512 с.

      Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об Администрации Президента Российской Федерации»

      от 06 апреля 2004 года № 490

      (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2014 № 837)

      1. Администрация Президента Российской Федерации (далее — Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

      2. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

      3. В состав Администрации входят:

      Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее — Руководитель Администрации), два первых заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (далее — первые заместители Руководителя Администрации), два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (далее — заместители Руководителя Администрации), заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации (далее — заместитель Руководителя Администрации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации), помощники Президента Российской Федерации, включая помощников Президента Российской Федерации — начальников управлений Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, советники Президента Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации;

      (в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2013 № 128, от 31.12.2014 № 837)

      управления Президента Российской Федерации;

      иные самостоятельные подразделения Администрации.

      Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

      Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации.

      4. Администрация формируется в целях:

      обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

      осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

      подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

      содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

      разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

      разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

      обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

      содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

      содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

      обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

      5. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:

      организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

      подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

      подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;

      подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;

      обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

      подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

      обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

      осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

      подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

      подготовка предложений Президенту Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

      обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

      обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

      обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

      содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

      содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий в области противодействия коррупции;

      (абзац введен Указом Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

      обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

      организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;

      сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

      учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

      обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

      6. Администрация при реализации возложенных на нее функций:

      взаимодействует с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

      (в ред. Указов Президента РФ от 21.10.2008 № 1510, от 14.01.2011 № 38, от 25.07.2014 № 529)

      подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

      подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

      осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

      подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной и муниципальной службы;

      (в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 03.12.2013 № 878)

      подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

      осуществляет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, лиц, кандидатуры которых представлены для назначения на эти должности, и других лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведет базы персональных данных указанных лиц;

      принимает меры по профилактике коррупции, осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, должностей государственной службы и руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими указанные должности, а также другие проверки в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

      (абзац введен Указом Президента РФ от 12.01.2010 № 59, в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2013 № 878)

      запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также от организаций;

      пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

      осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

      организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

      исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

      осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

      (в ред. Указа Президента РФ от 01.08.2005 № 903)

      7. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент Российской Федерации.

      Президенту Российской Федерации в Администрации непосредственно подчиняются:

      Руководитель Администрации, первые заместители Руководителя Администрации, заместители Руководителя Администрации, заместитель Руководителя Администрации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации, помощники Президента Российской Федерации, включая помощников Президента Российской Федерации — начальников управлений Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, советники Президента Российской Федерации, старшие референты и референты Президента Российской Федерации;

      Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

      Президент Российской Федерации:

      назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

      (в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128, от 31.12.2014 № 837)

      определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему;

      утверждает положения об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

      8. Руководитель Администрации:

      представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях;

      осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации;

      распределяет обязанности между первыми заместителями Руководителя Администрации и заместителями Руководителя Администрации;

      координирует деятельность помощников и советников Президента Российской Федерации, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению;

      координирует деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

      по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

      представляет Президенту Российской Федерации на утверждение проекты положений об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации;

      представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с настоящим Положением;

      утверждает по представлению первых заместителей Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации, заместителя Руководителя Администрации — пресс-секретаря Президента Российской Федерации и помощников Президента Российской Федерации структуру и штатную численность управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют;

      (в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

      утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;

      утверждает по представлению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов;

      утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации;

      назначает на должность и освобождает от должности в Администрации руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, заместителей начальников управлений Президента Российской Федерации и заместителей руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, иных работников самостоятельных подразделений Администрации;

      определяет полномочия первых заместителей Руководителя Администрации и заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания;

      издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к его компетенции;

      определяет должностных лиц Администрации, уполномоченных подписывать от имени представителя нанимателя служебные контракты о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы с гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу в Администрацию, а также утверждать должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации;

      (абзац введен Указом Президента РФ от 01.08.2005 № 903)

      обеспечивает проведение в Администрации конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, аттестации работников Администрации и сдачу ими квалификационных экзаменов, организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Администрации, присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам Администрации, кроме тех работников, которым указанные классные чины присваиваются Президентом Российской Федерации;

      организует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

      запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

      организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и содержания их заместителей;

      (в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 № 370)

      распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации;

      имеет право по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год;

      имеет право поручить одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.

      9. Первые заместители Руководителя Администрации и заместители Руководителя Администрации издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.

      10. Непосредственное обеспечение деятельности Руководителя Администрации, первых заместителей Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации, заместителя Руководителя Администрации — пресс-секретаря Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации (кроме случаев, устанавливаемых Руководителем Администрации) и советников Президента Российской Федерации осуществляет Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

      (п. 10 в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 № 128)

      11. Помощники Президента Российской Федерации:

      подготавливают предложения Президенту Российской Федерации по реализации его полномочий;

      подготавливают с участием управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента Российской Федерации;

      подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента Российской Федерации;

      участвуют совместно с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений;

      обеспечивают по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность Государственного совета Российской Федерации, иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

      подготавливают проекты поручений Президента Российской Федерации и исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

      Помощники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

      взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

      направляют по поручению Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации на рассмотрение управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации поступившие на имя Президента Российской Федерации обращения и другие материалы для подготовки проектов решений;

      обращаются к федеральным министрам и иным членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, не входящим в состав Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции помощников Президента Российской Федерации, и получают от них соответствующую информацию;

      представляют предложения по поступившим на рассмотрение Президента Российской Федерации проектам федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

      пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации;

      представляют Руководителю Администрации, а также одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносят им предложения об освобождении от должности работников, обеспечивающих деятельность помощников Президента Российской Федерации.

      Помощники Президента Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.

      Число помощников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

      Для целей настоящего Положения руководитель протокола Президента Российской Федерации имеет статус помощника Президента Российской Федерации. По решению Руководителя Администрации на него может быть возложено руководство Управлением протокола Президента Российской Федерации.

      (в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 № 128)

      12. Советники Президента Российской Федерации:

      подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;

      обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

      исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

      Советники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

      подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

      возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

      пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации.

      Число советников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

      13. Старшие референты и референты Президента Российской Федерации осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента Российской Федерации, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации.

      Число старших референтов и референтов Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

      14. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации.

      Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации:

      возглавляет аппарат Совета Безопасности Российской Федерации;

      представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

      (в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2004 № 726, от 12.01.2010 № 59)

      представляет Руководителю Администрации, а также одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносит им предложения об освобождении от должности работников аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

      15. Полномочные представители Президента Российской Федерации представляют интересы Президента Российской Федерации в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации осуществляют их аппараты.

      16. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах представляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации. Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности полномочными представителями Президента Российской Федерации по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

      (в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

      17. Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.

      Смотрите так же:  Приказ контрольного замера расхода топлива образец

    Оставьте комментарий