Законодательные основы общевоинских уставов вс рф и их требования

Законодательные основы общевоинских уставов вс рф и их требования

Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.
«Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации ? закон воинской жизни»

Подготовлен материал учителем ОБЖ
высшей квалификационной категории
Лукиным Л.И.

Задача:
Изучив материал урока, учащиеся должны иметь представление о содержании общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации.

  1. Схемы по структуре общевоинских уставов ВС РФ.
  2. Общевоинские уставы ВС РФ.

Вопросы:

  1. Из истории уставного творчества в России.
  2. Устав внутренней службы ВС РФ.
  3. Дисциплинарный устав ВС РФ.
  4. Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ.
  5. Строевой устав ВС РФ.
  6. Понятие о боевых уставах.
  7. 1. Из истории уставного творчества в России.

    Первым документом, определяющим порядок прохождения службы, является упоминающийся в 1556 году «Уложение о службе», согласно которого призывались на службу все годные для этого дворяне со своими лошадьми, припасами, оружием и своимиратниками (один воин от 50 десятин земли).

  8. Первый устав ? 1571 года — устав пограничной и сторожевой жизни;
  9. 1621 год ? Устав ратных, пушечных других дел;
  10. 1647 год ? Учение о хитрости ратного строения пехотных людей, прообраз Строевого устава.
    Проводимые Иваном 4 в середине 16 века реформы коснулись упорядочению системы комплектования военной службы в поместном войске; организации централизованного управления армией; созданием постоянного стрелецкого войска; выделение артиллерии в самостоятельный род войск; централизации системы снабжения; создание сторожевой службы на южной границе.
    Проводимые Петром 1 реформы первой четверти 18 века, затронули создание русской регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования армии; упразднения ранее существовавших разнородных военных формирований и внедрение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии, единой системы обучения и воспитания, регламентированных уставами. Устав воинский ? 1716, закрепил создание в России регулярной армии. Основные положения устава действовали до конца 19 века.
    Морской устав ? 1720 года, определял принципы организации русского регулярного флота. Устав разработан на опыте Северной войны 1700 ? 1721 гг. Текст состоял из 5 книг и приложения о сигналах. В них изложены права и обязанности командующего флотом и лиц, ведавшими различными частями управления, а также указания о тактике действия эскадр в бою. В последних книгах определены организация повседневной и боевой службы на кораблях, права и обязанности экипажа. В них излагались также тактика корабля в бою. В 1724 году Морской Устав был переиздан и с незначительными изменениями существовал до 1779 года.
    В 1811году был издан новый Воинский Устав о пехотной службе. В 1874 году был издан Устав о воинской повинности. Военные реформы, проводимые в России в 1860 ? 1870 гг. предусматривали замену рекрутской повинности всесословной воинской повинность, созданием обученного резерва запаса; образованием военно ? окружной системы управления (15 округов); введение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время». Реформа предусматривала перевооружения армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; реорганизацию боевой подготовки; разработку и введение новых уставов, а также систему подготовки офицерских кадров.
    Военные реформы, проводимые в России в 1905 ? 1912гг. усиливали централизацию военного управления, сокращали сроки службы. Принимались новые программы для подготовки офицеров, новые уставы для частей, создавалась корпусная и полевая тяжёлая артиллерия, усиливались инженерные войска, улучшалось материальное положение офицеров.
    Первые уставы после революции 1917 года появились в 1918 ? 1919 гг. (Временным уставным положением являлась «Книжка красноармейца»). Были приняты: Устав Внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной службы, Полевой, Строевой и Дисциплинарный Уставы.
    Военная реформа, проводимая в СССР в 1924 ? 1925 гг. предусматривала принятие смешанной системы комплектования Вооружённых Сил. Вооружённые Силы сокращались до 540 тыс. человек. Предусматривалось широкое обучение трудящихся находившихся в запасе, упорядочивалась штатно ? должностная структура, закладывалась новая система боевой подготовки, укреплялась роль политических органов, создавались новые уставы, вводился закон об обязательной военной службе, вводилось единоначалие.
    Воинские Уставы в течение последних лет дополнялись и перерабатывались, особенно после Великой Отечественной воины, а также в 1975 году. В Вооружённых Силах в настоящее время действуют общевоинские уставы, утверждённые 14 декабря 1993 года. Уставы Вооружённых Сил России ? это свод законов воинской службы. Они служат законодательной основой решения задач по достижению высокой организованности, дисциплины, порядка, по совершенствованию боевой подготовки войск, тесно связаны с нравственными принципами и моралью гражданина России.
    К уставам Вооружённых Сил России относятся:

  11. Устав внутренней службы;
  12. Дисциплинарный устав;
  13. Устав гарнизонной и караульной служб;
  14. Строевой устав.

    Положения этих уставов обязательны для всех военнослужащих Вооружённых Сил РФ, поэтому их принято называть общевоинскими.

    2. Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ.

    Устав внутренней службы определяет общие права и обязанности военнослужащих, их взаимоотношения между собой. Для военнослужащих, проходящих службу на флоте, существует его аналог ? Корабельный устав.

    В Уставе сказано, что повседневная жизнь и деятельность в воинской части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы, а также для поддержания порядка и дисциплины. Начинается Устав с текста Военной присяги и описания Символа воинской чести и героизма ? Боевого знамени воинской части.

    Глава 1 Устава определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих. Пункт 5 повторяет и развивает положение Конституции РФ о том, что защита Отечества — священный долг и обязанность каждого гражданина РФ. Далее перечисляются категории граждан, относящиеся к военнослужащим (контрактник, призывник), каждый из которых имеет соответствующее воинское звание. Вообще же содержание прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависит от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы или нет. К первому случаю относится участие в военных действиях, несение боевого дежурства, исполнение обязанностей, а также те случаи, если военнослужащий находится в плену, в заложниках или при иных обстоятельствах, если суд признает его действия в интересах общества и государства. И, наоборот, не признаются исполняющими обязанности военной службы лица, приведшие себя в наркотическое состояние, совершившие уголовное преступление и аналогичное деяния.
    Важно отметить, что военнослужащий, исполняющий обязанности военной службы, является представителем власти и находится под защитой государства. Далее положения Устава разъясняют правила хранения, ношения и применения оружия. Так, применению оружия должно предшествовать предупреждение его применить. Конечно, есть случаи, когда оружие можно применить и без предупреждения. (Пример, вооружённое нападение и т.д.)
    Запрещено применять оружие против женщин и несовершеннолетних, кроме исключительных случаев. Раздел Устава «Общие обязанности военнослужащих» определяет: обязанности военнослужащих (ст.13-20), должностные и специальные обязанности (ст. 21-22), ответственность военнослужащих (ст.23-29).

    Глава 2 «Взаимоотношения между военнослужащими», определяет положение военнослужащих по отношению друг к другу, по своему воинскому положению и воинскому званию военнослужащие могут быть подчинёнными и одновременно начальниками. (Зависит от должности, воинского звания, конкретной ситуации.)В любом случае, приказ вышестоящего начальника ? закон для подчинённого. Разъясняется суть и содержания понятия «приказ». Военное приветствие тоже является неотъемлемой частью военной службы. Во второй части Устава разъясняется внутренний порядок. Он состоит из глав: «Размещение военнослужащих», «Распределение времени и повседневного порядка», «Суточный наряд» и др.

    3. Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил РФ.

    Данный Устав определяет предназначение, порядок организации несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и мероприятий с участием войск.
    Гарнизон составляют все воинские части, расположенные в населённом пункте, и в нём организуется гарнизонная и караульная служба. Они необходимы для поддержания воинской дисциплины, организации повседневной жизни в гарнизоне, выхода войск по тревоге, проведения мероприятий с участием войск, а также охраны и обороны Боевых знамён, хранилищ с оружием, техникой и т.д.

    Глава 4 посвящена организации караульной службы. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от военнослужащих точности соблюдения положений Устава, высокой бдительности, непреклонной решительности и инициативы. Караул состоит из часовых.
    Часовой ? вооружённый караульный, выполняющий свои обязанности на посту. Постом называется всё, порученное для охраны и обороны часовому, а также место, где часовой выполняет боевую задачу.
    У часового есть свои права и обязанности (ст.184 — 203).
    Глава 7 определяет «Внутренний порядок в караулах».

    4. Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил РФ.

    Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. Все военнослужащие независимо от своих воинских званий и должностей обязаны выполнять требования Устава. В главе 1 определены общие положения воинской дисциплины (ст.1 — 4). «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Во 2 главе говорится о поощрениях, которые являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины (ст.17 -47).
    В 3 главе определены дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих за нарушение воинской дисциплины и общественного порядка (ст.48 — 104).

    5. Строевой Устав Вооружённых Сил РФ.

    Устав определяет строевые приёмы и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей, порядок проведения строевых смотров, положения Боевого Знамени в строю, способы передвижения военнослужащих на поле боя и другое. В главе 1 даны определения некоторых понятий строя.
    В главе 2 разъясняются строевые приёмы и движения без оружия и с оружием.
    Устав определяет обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

    6.Боевые уставы Вооружённых Сил РФ.

    В современных боевых уставах определены цели, задачи, основополагающие принципы ведения боевых действий с применением оружия массового поражения, с использованием обычных средств, учтён опыт ведения вооружённых конфликтов последних десятилетий.
    Эти уставы подразделяются на общевойсковые уставы и видов вооружённых сил. В общевойсковых уставах изложены основы организации и ведения общевойскового боя и принципы применения в нём частей и соединений. Уставы видов вооружённых определяют порядок боевых действий их войск, как в общевойсковом бою, так и самостоятельно.
    Положения боевых уставов постоянно проверяются в ходе боевой учёбы и время от времени перерабатываются с учётом изменений, происходящих в вооружении и техническом оснащении войск, развитии военного искусства, совершенствованием организационно ? штатной структуры и накоплении опыта.

    Литература:

    1. Основы безопасности жизнедеятельности.11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., М. Просвещение. 2010 г.
    2. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева. 11 класс. /Автор ? составитель В.А. Шкенёв / Волгоград. 2005 год.
    3. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ. М. 1994 год.
    4. Основы безопасности жизнедеятельности
      11 класс

      Урок 20
      Правовые основы службы
      Общевоинские уставы ВС РФ — закон воинской жизни

      В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

      Воинская обязанность регламентирована рядом законодательных и нормативных правовых актов, которые представляют собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Нормативные правовые акты — это системное образование, осуществляющее правовое регулирование вопросов, связанных с военной службой.

      Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией РФ и не могут ей противоречить.

      Конституция Российской Федерации

      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) — закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, в том числе и в области обороны и военного строительства. Устанавливая в главе 2 права, свободы и обязанности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из важнейших обязанностей гражданина — обязанность защищать свое Отечество.

      В ст. 59 Конституции указано, что:

      1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
      2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
      3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

      Из формулировки этой статьи вытекает, что обязанность защиты Отечества занимает особое место среди других конституционных обязанностей граждан. В статье употреблены близкие по значению термины «долг» и «обязанность». Первый из них подчеркивает, что требования настоящей статьи носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности.

      Вопросы, связанные с воинской обязанностью, военной службой и обороной страны, регламентирует ряд законодательных актов, в том числе федеральные законы:

      «Об обороне»;
      «О воинской обязанности и военной службе»;
      «О статусе военнослужащих»;
      «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
      «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

      Наряду с законодательными актами, правовые основы военной службы изложены в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, а также приказах и директивах глав федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

      Многие вопросы прохождения военной службы регламентированы Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.

      К числу основополагающих актов в области обеспечения обороны и строительства Вооруженных Сил относится Федеральный закон «Об обороне».

      Он определяет основы и организацию обороны страны, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации, силы и средства, привлекаемые для организации обороны, ответственность за нарушение законодательства в области обороны, и другие нормы, касающиеся обороны.

      Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый в 1998 г., осуществляет правовое регулирование по реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В нем определено, что военная служба — особый вид государственной службы. Этим законом определено содержание воинской обязанности граждан, регламентированы вопросы организации воинского учета, обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, установлен порядок призыва на военную службу и сроки ее прохождения.

      Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определил права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Это единый правовой акт, в котором определены понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих; установлены круг граждан, имеющих этот статус, а также гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

      Законом установлены права и свободы военнослужащих:

      • защита свободы, чести и достоинства;
      • свобода передвижения и право на выбор места жительства;
      • свобода слова, право на участие в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетировании;
      • свобода совести и вероисповедания;
      • право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями;
      • право на труд, право на отдых;
      • право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение;
      • право на жилище;
      • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
      • страховые гарантии и право на возмещение вреда;
      • право на образование и права в области культуры;
      • право на бесплатный проезд различными видами транспорта в установленном порядке;
      • право на защиту своих прав и законных интересов и др.

      В тексте статей закона, закрепивших эти права и свободы, содержатся указания на гарантии и способы их реализации. В законе определены также обязанности военнослужащих по выполнению воинского долга.

      Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определяет основы проведения в мирное время мероприятий по заблаговременной подготовке экономики, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей населения в военное время, а также по переводу всех указанных структур на работу в условиях военного времени. Этот закон регламентирует принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, полномочия в этой сфере Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, организаций и граждан. В законе также определены организационные основы мобилизационной подготовки и мобилизации, порядок призыва граждан на военную службу по мобилизации и некоторые другие вопросы.

      В связи с военной службой и выполнением других воинских обязанностей гражданам устанавливают определенные гарантии и компенсации: жилищные, в области здравоохранения, в области образования и культуры, по перевозкам, а также за службу в отдаленных местностях; за выполнение задач при вооруженных конфликтах. Структура и содержание социальных гарантий и компенсаций для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, приведены на схеме 29.

      В Конституции Российской Федерации впервые закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Условием такой замены является противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию лица, подлежащего призыву, а также иные случаи, установленные федеральным законом. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вступил в силу с 1 января 2004 г. Им предусмотрены: основания замены воинской службы альтернативной гражданской, порядок такой замены и прохождения службы, ее сроки, права и обязанности граждан, проходящих такую службу. Виды работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, устанавливаются Правительством РФ.

      Вопросы

      1. Что понимают под воинской обязанностью?

      2. В каких случаях гражданин России имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой?

      3. Какие законодательные и нормативные правовые акты регламентируют в Российской Федерации вопросы обороны и военного строительства?

      4. Каким законом определено содержание воинской обязанности граждан и регламентированы вопросы организации воинского учета, подготовки граждан к военной службе, порядок призыва на военную службу и сроки ее прохождения?

      5. Каким законом определены права и свободы военнослужащих?

      6. Какие социальные гарантии и компенсации установлены для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву?

      7. Какова основная задача Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

      8. При каком условии военная служба может быть заменена альтернативной гражданской?

      Общевоинские уставы ВС РФ — закон воинской жизни

      Из истории создания в России воинских уставов

      В XVI в. в связи с массовым оснащением войск огнестрельным оружием возникла необходимость жесткой регламентации боевой подготовки, и к 1571 г. воевода Михаил Баратынский составил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Это первый русский устав, дошедший до нашего времени. В 1621 г. Онисим Михайлов разработал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки. ». Развитие уставного творчества этого периода стало одной из важнейших предпосылок для разработки уставов новой национальной регулярной армии, созданной в начете XVIII в. Петром I. Петр I систематизировал основные военно-правовые нормы в особых законодательных актах: Воинских Артикулах 1715 г. и Воинском Уставе 1716 г. Петровские акты законодательно закрепили рекрутскую повинность, сделавшую русскую армию национально однородной и одной из самых боеспособных в Европе.

      После смерти Петра I последователи его школы П. А. Румянцев и А. В. Суворов, «не держась устава яко слепой стены», подняли уровень национального военного искусства на более высокую ступень. Возникла настоятельная необходимость закрепить тактические новшества в новом уставе. Однако в военное дело вмешался другой «реформатор» — Павел I, ненавидевший все екатерининское и русское вообще. Павловский «Устав о полевой пехотной службе» 1796 г. стал тяжелым ударом по национальному военному искусству, представляя собой прусские постулаты Фридриха II.

      В Отечественной войне 1812 г. и в последовавших за ней заграничных походах русской армии, когда ею руководили генералы, прошедшие суворовскую и кутузовскую школы, боевая практика обеспечила войскам высокий уровень боевой подготовки. Казалось, что опыт войны с Францией повлияет на характер уставов, и все устаревшие положения линейной тактики будут отброшены. Однако этого не произошло. В вышедшей в 1820 г. заключительной части нового устава были предусмотрены такие сложные и утомительные перестроения войск, что устав сразу же показал разрыв между ним и боевой практикой.

      Во второй половине XIX в. положения боевых уставов русской армии продолжали отставать от боевой практики. Военная мысль не поспевала за бурным прогрессом боевой техники. Следствием этого стали слишком высокая цена, которую Россия заплатила за победу в войне с Турцией (1871—1878), а затем тяжелые потери в русско-японской войне 1904—1905 гг.

      Войска остро нуждались в новом боевом уставе, однако его разработка вследствие беспрерывных дискуссий затянулась на долгие годы. Наконец в 1912 г. русская армия получила «Устав полевой службы», в котором был учтен прежний военный опыт. В нем были подробно рассмотрены наступательный и оборонительный бои, а также бой в особых условиях. Акцент был сделан на маневр и взаимодействие всех родов войск, решительность, инициативу и самостоятельность офицеров и солдат.

      Первые уставы Красной Армии были изданы сразу же после Октябрьской революции. Уставы внутренней и гарнизонной службы — в 1918 г., а Полевой, Строевой и Дисциплинарный — в 1919 г.

      В 1924—1925 гг. под руководством видного советского полководца М. В. Фрунзе были разработаны и внедрены в войска временные Дисциплинарный устав, уставы внутренней, гарнизонной и корабельной служб, боевые уставы пехоты, кавалерии, артиллерии и бронесил.

      В дальнейшем по мере изменений в организационно-штатной структуре, поступления новых видов вооружения и техники, накопления опыта боевых действий, обучения и воспитания военнослужащих создавались новые уставы и пересматривались старые. После 1945 г. уставы были разработаны с учетом опыта Великой Отечественной войны.

      В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют уставы, подготовленные в соответствии с современными требованиями на основе опыта вооруженных конфликтов последних десятилетий и учитывающие лучшие традиции нашей армии.

      Это официальные нормативные документы, которые регламентируют повседневную деятельность военнослужащих, жизнь, быт и несение службы в Вооруженных Силах и определяют основы боевых действий. Уставы подразделяют на боевые и общевоинские.

      Боевые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн, уровня технического оснащения и развития военной мысли. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.

      Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 10 ноября 2007 г., регламентируют жизнь, быт и деятельность военнослужащих нашей армии.

      Они включают в себя:

      — Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
      — Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации;
      — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

      Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего распорядка.

      Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

      Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

      Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом Министра обороны РФ. Он определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их обучению строевой подготовке, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

      Требованиями этих уставов должны строго руководствоваться все военнослужащие и должностные лица воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

      В уставах дано основанное на опыте многих поколений сжатое и ясное изложение порядка несения военной службы, прав и обязанностей военнослужащих и их действий в мирных и боевых условиях.

      1. Какие функции выполняют уставы Вооруженных Сил Российской Федерации?

      2. Какие вопросы регламентирует Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации?

      3. Каким уставом определены предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и регламентированы гарнизонные мероприятия?

      4. Какие стороны военной службы определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации?

      5. Для каких целей предназначен Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации?

      Вопрос 1. Перечень и законодательная основа общевоинских уставов ВС РФ (стр. 1 )

      Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
      1 2 3 4 5 6 7 8

      Вопрос 1. Перечень и законодательная основа общевоинских уставов ВС РФ

      Сборник «Общевоинские Уставы Вооруженных СилРоссийской Федерации» состоит из четырех уставов:

      1) Устава внутренней службы;

      2) Дисциплинарного устава;

      3) Устава гарнизонной и караульной службы;

      4) Строевого устава.

      Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб утверждены Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г., а Строевой устав введен в действие Приказом министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. N 600.

      Устав внутренней службы (УВС) определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

      Дисциплинарный устав(ДУ) определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

      Устав гарнизонной и караульной служб (УГиКС) определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует прове-дение гарнизонных мероприятий с участием войск.

      Строевой устав (СУ) определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

      Вопрос 2. Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

      Общие обязанности военнослужащих

      16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

      быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

      строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

      совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

      быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

      дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

      соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

      17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

      18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

      19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

      Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

      За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности.

      20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

      21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника — к старшему начальнику.

      По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.

      При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

      22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

      23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

      Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

      За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

      Права и ответственность военнослужащих

      3.1. Права военнослужащих

      Военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      10. Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

      Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

      Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      11. Приведение военнослужащих к Военной присяге (принесение обязательства) осуществляется в соответствии с положением, предусмотренным в приложении № 1.

      Военнослужащий до приведения к Военной присяге (принесения обязательства) не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, к военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест.

      12. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

      13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

      Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

      Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

      для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

      для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

      для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

      для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

      Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

      14. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

      Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

      При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

      Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

      О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

      15. Обо всех случаях хищения, утраты, порчи или выхода из строя оружия военнослужащие обязаны докладывать своему непосредственному начальнику. Командир воинской части возбуждает уголовное дело, уведомляет органы внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органы прокуратуры Российской Федерации об обстоятельствах хищения или утраты оружия с указанием модели, калибра, серии, номера, года выпуска каждой единицы и принимает меры по розыску похищенного или утраченного оружия.

      В случае возвращения похищенного или утраченного оружия в воинскую часть командир воинской части в течение трех суток обязан проинформировать государственные органы, поставленные ранее в известность о хищении или утрате оружия.

      3.2. Ответственность военнослужащих

      26. Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

      27. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

      28. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.

      29. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      30. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      31. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

      32. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

      В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

      При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

      Вопрос 3. Воинские звания.

      Вопрос 4. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие

      34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

      Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

      Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

      Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

      35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

      Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

      36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

      маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

      генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

      старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

      младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;

      прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

      сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

      37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

      Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

      Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

      38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

      Вопрос 5. Приказ, порядок его отдачи и выполнения. Обращение военнослужащего к начальникам по служебным и личным вопросам.

      Порядок отдачи и выполнения приказа (приказания)

      39. Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

      Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

      Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

      40. Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом — от имени начальника гарнизона.

      41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

      Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

      42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

      Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

      43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его.

      При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

      Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

      О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

      Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

      44. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям статьи 41 настоящего Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.

      Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий прямой начальник.

      45. Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от старшего командира (начальника) новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа выполняет его.

      Начальник, отдавший новый приказ, сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

      Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу.

      12. Обращение военнослужащего к начальникам по служебным и личным вопросам.

      Курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющих воинских званий сержантского и старшинского состава, состава прапорщиков и мичманов, а также курсантов учебных воинских частей (подразделений) при обращении к ним называть: “Курсант Иванов”, “Товарищ курсант”.Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово “товарищ”.

      Например: “Товарищ старший лейтенант”, “Товарищ контр-адмирал”.

      При обращении к военнослужащим гвардейских соединений и воинских частей перед воинским званием добавляется слово “гвардии”.

      Например: “Товарищ гвардии старшина 1 статьи”, “Товарищ гвардии полковник”.

      Во внеслужебное время и вне строя офицеры могут обращаться друг к другу не только по воинскому званию, но и по имени и отчеству. В повседневной жизни офицерам разрешается применять утвердительное выражение “слово офицера” и при прощании друг с другом допускается вместо “до свидания” говорить “честь имею”. При обращении к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие называют их по воинской должности, добавляя перед названием должности слово “товарищ”. Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащих.

      65. Вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащие обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее. Докладывая или принимая доклад, военнослужащий опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда “Смирно”, то докладывающий по команде начальника “Вольно” повторяет ее и опускает руку от головного убора.

      66. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.

      Например: “Товарищ полковник. Разрешите обратиться к капитану Иванову”.

      67. В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему). Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его, при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение. Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, — проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях.

      68. Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для этой цели.

      69. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

      70. Для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливаются необхо-димые виды формы одежды. Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, пребывающие в запасе или находящиеся в отставке, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами, утвержденными министром обороны Российской Федерации. Вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или в отпуске военнослужащим разрешается не носить военную форму одежды.

      71. Правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия обязательны также для граждан, пребывающих в запасе или находящихся в отставке, при ношении ими военной формы одежды. Они должны строго соблюдать установленные правила ношения военной формы одежды.

      Вопрос 7. Воинское приветствие. Порядок представления командирам (начальникам).

      46. Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности.

      Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга, соблюдая правила, установленные Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Подчиненные (младшие по воинскому званию) приветствуют первыми начальников (старших по воинскому званию), а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

      47. Военнослужащие обязаны выполнять воинское приветствие, отдавая дань уважения:

      Могиле Неизвестного Солдата;

      братским могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества;

      Государственному флагу Российской Федерации, Боевому знамени воинской части, а также Военно-морскому флагу при каждом прибытии на корабль и убытии с корабля;

      48. Воинские части и подразделения при нахождении в строю приветствуют по команде:

      Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации;

      маршалов Российской Федерации, генералов армии, адмиралов флота, генерал-полковников, адмиралов и всех прямых начальников, а также лиц, назначенных для руководства проведением инспектирования (проверки) воинской части (подразделения).

      Для приветствия в строю на месте указанных лиц старший начальник подает команду «СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СРЕДИНУ)», встречает их и докладывает.

      Например: «Товарищ генерал-майор. 46-й танковый полк на общую полковую вечернюю поверку построен. Командир полка полковник Орлов».

      При построении воинской части с Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем (на параде, строевом смотре, во время приведения к Военной присяге (принесения обязательства) и т. п.) в докладе указывается полное наименование воинской части с перечислением присвоенных ей почетных наименований и орденов.

      При приветствии в строю в движении начальник подает только команду.

      49. Воинские части и подразделения приветствуют по команде друг друга при встрече, а также выполняют воинское приветствие, отдавая дань уважения:

      Государственному флагу Российской Федерации, Боевому знамени воинской части, а на военном корабле — Военно-морскому флагу при его подъеме и спуске;

      похоронным процессиям, сопровождаемым воинскими подразделениями.

      50. Воинское приветствие войсками, находящимися в строю на месте, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации сопровождается исполнением оркестром «Встречного марша» и Государственного гимна Российской Федерации.

      При приветствии воинской частью прямых начальников от командира своей воинской части и выше, а также лиц, назначенных для руководства проведением инспектирования (проверки), оркестр исполняет только «Встречный марш».

      51. При нахождении вне строя как во время занятий, так и в свободное от занятий время военнослужащие воинских частей (подразделений) приветствуют начальников по команде «Смирно» или «Встать. Смирно».

      В штабах приветствуются по команде только прямые начальники и лица, назначенные для руководства проведением инспектирования (проверки).

      На занятиях вне строя, а также на совещаниях, на которых присутствуют только офицеры, для воинского приветствия командиров (начальников) подается команда «Товарищи офицеры».

      Команды «Смирно», «Встать. Смирно» или «Товарищи офицеры» подает старший из присутствующих командиров (начальников) или военнослужащий, первый увидевший прибывшего командира (начальника). По этой команде все присутствующие встают, поворачиваются в сторону прибывшего командира (начальника) и принимают строевую стойку, а при надетом головном уборе, кроме того, прикладывают к нему руку.

      Старший из присутствующих командиров (начальников) подходит к прибывшему командиру (начальнику) и докладывает ему.

      Прибывший командир (начальник), приняв доклад, подает команду «ВОЛЬНО» или «ТОВАРИЩИ ОФИЦЕРЫ», а докладывавший повторяет эту команду, после чего все присутствующие принимают положение «вольно», при надетом головном уборе опускают руку от головного убора и в дальнейшем действуют по указанию прибывшего командира (начальника).

      52. Подача команды «Смирно» или «Встать. Смирно» и доклад командиру (начальнику) осуществляются при первом его посещении воинской части или подразделения в данный день. Командиру корабля команда «Смирно» подается при каждом его прибытии на корабль (сходе с корабля).

      В присутствии старшего командира (начальника) команда для воинского приветствия младшему не подается и доклад не производится.

      При проведении классных занятий команды «Смирно», «Встать. Смирно» или «Товарищи офицеры» подаются перед началом каждого занятия и по его окончании.

      Команды «Смирно», «Встать. Смирно» или «Товарищи офицеры» перед докладом командиру (начальнику) подаются в том случае, если при этом присутствуют другие военнослужащие, при их отсутствии командиру (начальнику) только докладывается.

      53. При исполнении Государственного гимна Российской Федерации военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку без команды, а командиры подразделений от взвода и выше, кроме того, прикладывают руку к головному убору.

      Военнослужащие, находящиеся вне строя, при исполнении Государственного гимна Российской Федерации принимают строевую стойку, а при надетом головном уборе прикладывают к нему руку.

      54. Команда для выполнения воинского приветствия воинским частям и подразделениям не подается:

      при подъеме воинской части (подразделения) по тревоге, на марше, а также на тактических занятиях и учениях;

      на пунктах управления, узлах связи и в местах несения боевого дежурства (боевой службы);

      на огневом рубеже и огневой (стартовой) позиции во время проведения стрельб (пусков);

      на аэродромах во время проведения полетов;

      во время занятий и работ в мастерских, парках, ангарах, лабораториях, а также при выполнении работ с учебной целью;

      в ходе спортивных состязаний и игр;

      при приеме пищи и после сигнала «Отбой» до сигнала «Подъем»;

      в помещениях для больных.

      В перечисленных случаях командир (начальник) или старший прибывшему начальнику только докладывает.

      Например: «Товарищ майор. 1-я мотострелковая рота выполняет второе упражнение учебных стрельб. Командир роты капитан Ильин».

      Подразделения, участвующие в похоронной процессии, воинское приветствие не выполняют.

      55. На торжественных собраниях, конференциях в воинской части, а также на спектаклях, концертах и в кино команда для воинского приветствия не подается и командиру (начальнику) не докладывается.

      Смотрите так же:  Стороны договор аренды транспортного средства без экипажа

Оставьте комментарий