Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Бизнес

Экономполитика

Подкинули на детей: в России увеличится размер декретных выплат

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком вырастет до 26 тысяч рублей

Минимальный размер выплат по беременности и родам в 2020 году вырастет до 51,9 тыс. руб, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет — до 4,5 тыс. рублей. Максимальная планка по этому показателю будет установлена на уровне 26 тыс. руб. Между тем ежемесячное пособие по уходу за ребенком с полутора до трех лет по-прежнему остается на уровне 50 руб.

В России со следующего года увеличится размер выплат по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Как уточнили ТАСС в в пресс-службе Федерального фонда социального страхования (ФСС), максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 января 2020 года вырастет до 26 тыс. рублей. В 2018 году он составлял 24 тыс. рублей.

Для расчета данного пособия берется суммарная ежегодная заработная плата за два предшествующих года, но не выше предельной базы. А она на 2018 год установлена на уровне 815 тыс. рублей против 755 тыс. руб. в этом году. Увеличение этого показателя позволяет увеличить максимальный размер пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

«Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за полный календарный месяц с 1 января 2020 будет составлять 26 152,27 руб», — уточнили в фонде.

Вырастет также минимальный размер пособия по беременности и родам за 140 дней отпуска. С 1 января 2020 года он составит 51 919 рублей.

Максимальный размер этой выплаты будет установлен на уровне свыше 301 тыс. руб. В 2018 году он составлял 282 тыс. рублей.

В то же время, если у застрахованного лица заработок отсутствовал, либо был очень маленьким, то указанное данное пособие будет начисляться на основе минимального размера оплаты труда (МРОТ) — он с нового года вырастет до 11 280 рублей с нынешних 11 163 руб.

минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет увеличится с 1 января 2020 года до 4,5 тыс. рублей.

В случае отсутствия или минимального размера заработка указанное пособие также будет исчисляться из МРОТ. Ранее минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет был увеличен до 4,4 тыс. рублей. Таким образом, в следующем году размер этой выплаты увеличится примерно на 100 рублей.

В то же время самая критикуемая выплата для молодых матерей — ежемесячное пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет остается пока на уровне 50 рублей. Эксперты, депутаты и ряд общественных деятелей неоднократно поднимали этот вопрос, однако системного решения проблемы пока нет.

Справедливости ради надо отметить, что во многих развитых странах подобные выплаты и вовсе отсутствуют.

В большинстве европейских стран декретный отпуск в совокупности с отпуском по уходу за ребенком варьируется от 16 до 36 недель. Из них 12 — 14 недель занимает оплачиваемый восстановительный период, остальное время оплачивается государством частично либо не оплачивается совсем.

Ранее правительство РФ определило выделить на нацпроект «Демография» 3,8 трлн рублей до 2024 года. Смысл проекта в повышении рождаемости и сокращении смертности россиян. В первую очередь программа рассчитана на поддержку семей с целью стимулировать рождаемость, создание мест в яслях для детей до трех лет, поддержку и формирование здорового образа жизни, модернизацию спортивной инфраструктуры, а также социализацию и поддержку старшего поколения.

Между тем в этом году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) зафиксировала снижение рождаемости в стране. За десять месяцев нынешнего года этот показатель снизился на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Из статистики следует, что с января по сентябрь нынешнего года родились 1,21 млн человек, в то время как в прошлом году за этот же такой показатель составлял 1,27 млн человек. Также, по данным ведомства, в России за первые десять месяцев 2018 года выросло число умерших на 100 тысяч человек (с 1,37 млн до 1,38 млн) по сравнению с 2017-м.

Лидерами по рождаемости стали Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Краснодарский край, республика Дагестан, Свердловская область и Татарстан. При этом в этих же регионах была зафиксирована самая высокая смертность.

министерство труда и социальной защиты России подсчитало, что к 2020 году в России показатели рождаемости вырастут в Чечне, Туве и Горном Алтае. По прогнозу ведомства, коэффициент рождаемости, т. е. число детей на одну женщину, через два года должен составить в среднем по стране 1,65, а в Сибири и на Кавказе этот показатель превысит 2.

Самый высокий показатель ожидается в Тыве — 3,4. Далее в Чечне (2,92), республике Алтай (2,9), Ненецком автономном округе (2,52) и Бурятии (2,28).

По экспертным оценкам, высокие показатели рождаемости характерны для регионов с сильными семейными традициями, большой долей молодого населения и успешной реализацией программы господдержки рождаемости. А вот среди регионов с самыми низкими показателями рождаемости вполне могут оказаться Москва, Ленинградская, Воронежская, Томская и Смоленская области.

Между тем в новых майских указах президента РФ, которые Владимир Путин подписал этой весной после вступления в должность, поставлена задача обеспечить устойчивый естественный рост численности населения, увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7, а также полное обеспечение к 2021 году доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

SimpleFoto / Depositphotos.com

Еще в конце прошлого месяца Минтруд России опубликовал свой проект масштабных поправок в законодательство об обязательном социальном страховании (Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании») 1 . Основной новеллой данного законопроекта является повсеместный переход от «зачетного» принципа расходования средств ФСС России, при котором работодатель из своих средств выплачивает работнику пособие с уменьшением на эту сумму подлежащих уплате страховых взносов, к так называемым прямым выплатам, когда пособие напрямую работнику перечисляет ФСС России, а работодатель уплачивает полную сумму страховых взносов. Проще говоря, уже действующий во многих регионах пилотный проект «Прямые выплаты» планируют наконец распространить на всю страну.

Однако широкую огласку данная инициатива получила лишь в последнюю неделю и совсем с иной стороны. 9 октября политолог и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман на своей странице в Facebook раскритиковала одно из предложенных Минтрудом России нововведений в части регулирования условий выплаты пособия по уходу за ребенком. По ее мнению, поправка «запрещает одновременную подработку (любую по времени) и получение детского пособия». «Демографическая политика такая демографическая», – с иронией добавила Шульман (https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann/posts/10220572174445293).

После этого новость о грядущей отмене пособий по уходу за ребенком для работающих граждан приобрела вирусный характер и облетела множество СМИ. Громкие заголовки спровоцировали волну общественного возмущения. На Федеральном портале проектов нормативных актов законопроект получил огромное для данного ресурса количество дизлайков, а на портале Change.org была создана петиция с требованием «отмены внесения законопроекта» (https://www.change.org/p/президент-рф-мы-против-отмены-выплаты-по-уходу-за-ребёнком?source_location=petitions_browse). Вызванный данной темой широкий общественный резонанс не позволил пройти мимо ее обсуждения и многим политикам, часть из которых, судя по всему, даже не была знакома с сутью предложений Минтруда России. Так, например, на официальном сайте Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов был размещен комментарий председателя комитета Ярослава Нилова насчет «информации о возможности переадресации пособия по уходу за ребенком от работающих неполный день родителей» иным осуществляющим уход за ребенком лицам, которая «обсуждается в СМИ со ссылкой на источники в Минтруде» (http://komitet1.km.duma.gov.ru/Novosti-komiteta/item/20207230). «Если подобная идея действительно обсуждается в министерстве, то мое отношение к этому отрицательное», – заявил депутат.

Однако если попробовать разобраться в том, что именно предлагает Минтруд России, придется признать, что алармистские заключения некоторых экспертов о перспективах лишения работающих родителей права на пособие по уходу за ребенком не имеют под собой оснований.

Обратимся непосредственно к тексту законопроекта. Чиновники предлагают дополнить статью 11.1 Закона об обязательном социальном страховании нормой следующего содержания: «В случае, если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». Как видно, данная норма не устанавливает никакого запрета на выплату пособия работающим гражданам. Установлено лишь основание для лишения таких граждан права на пособие. Такие последствия наступают, если в период работы на условиях неполного рабочего времени (обратите внимание: не в течение непосредственно рабочего времени, когда, очевидно, за ребенком присматривает кто-то другой, а в целом в течение периода осуществления трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени) фактический уход за ребенком осуществляет иное лицо. Истолковать данную норму как в принципе исключающую возможность трудиться в период получения пособия по уходу за ребенком невозможно хотя бы потому, что право лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, работать на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпусках по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию напрямую прописано в ст. 256 Трудового кодекса. И менять данную норму не планируется. Факт осуществления ухода за ребенком одновременно несколькими лицами также не является основанием для лишения права на пособие. В силу ч. 4 ст. 11 Закона об обязательном социальном страховании в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (это законоположение также не планируется подвергать корректировке). Таким образом, Минтруд России в предлагаемой норме говорит о случаях, когда получатель пособия из-за работы фактически лишается возможности осуществлять уход за ребенком и эту функцию выполняет иное лицо.

Смотрите так же:  Годы учебы пенсионный стаж

И в рамках такого толкования этой поправки она вообще не устанавливает никакого нового регулирования, лишь закрепляя существующую практику, основанную на уже действующих нормах. Как уже отмечалось выше, ТК РФ определяет в качестве основания для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком фактический уход за этим ребенком. В ч. 2 ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании также прописано, что право на пособие в такой ситуации сохраняется, если лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.

Уже сейчас ФСС России и арбитражные суды нередко признают отсутствие у работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на получение пособия по уходу за ребенком именно из-за того, что характер его трудовой деятельности свидетельствует о невозможности осуществления им фактического ухода за ребенком. Так, многочисленные споры в последние годы вызывает вопрос о том, насколько именно работнику необходимо сократить рабочее время, чтобы его можно было считать ухаживающим за ребенком. Например, ФСС России в письме от 19 января 2018 № 02-08-01/17-04-13832л отмечал, что «большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности». В Фонде указали, что, хотя максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Аналогичную оценку сокращению рабочего времени на 1 час и менее дают и судьи.

Другой пример: работник лишается права на пособие по уходу за ребенком в случае его направления в долгосрочную (на срок свыше одного месяца) командировку, поскольку длительное отсутствие работника в месте проживания ребенка свидетельствует о фактической невозможности осуществления ухода за ним (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17). Впрочем, по мнению ФСС России, выплата работнику пособия должна прекращаться даже при кратковременных командировках, однако в этом судьи со специалистами Фонда не согласны.

В любом случае следует признать, что уже сегодня действующее регулирование вполне позволяет лишать работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если фактически этот уход осуществляют не они, а другие лица. И Минтруд России пытался лишь зацементировать существующее положение вещей, не предусматривая ничего нового. В его инициативе вовсе не прослеживается стремление создать какие-либо дополнительные основания для отказа в выплате работникам пособия по уходу за ребенком или тем более намерение лишить работников как такового права на работу в период получения пособия.

О том же говорят и в самом ведомстве. Комментируя законопроект, пресс-служба Минтруда России заявила, что соответствующая инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие. Если лицо, формально работая неполный рабочий день, фактически проводит на работе столько времени, что это исключает осуществление ухода за ребенком, получать пособие оно не должно. Чиновники подчеркнули, что в случае принятия законопроекта «пособия, как и сейчас, будут выплачиваться лицам, работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодняшний день лица, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют».

Таким образом, адресованные Минтруду России обвинения в попытке оставить работающих матерей без пособий по уходу за ребенком несправедливы. Скорее следует поставить в упрек ведомству другое. Вместо того, чтобы наконец урегулировать действительно сложные и вызывающие многочисленные споры вопросы о том, в каких именно случаях работающее на условиях неполного рабочего времени лицо уже нельзя считать фактически осуществляющим уход за ребенком (то есть насколько должна быть сокращена продолжительность его рабочего времени, на какой срок он может уехать в командировку и так далее), Минтруд России всего лишь придумал очередную общую норму, не содержащую никакой конкретики и не вносящую ничего нового в правовое регулирование (что сам же и признает), создавая тем самым еще больше недопонимания среди правоприменителей.

Кстати, аналогичные претензии в отношении законопроекта Минтруда России недавно высказала и депутат Госдумы, первый заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Ольга Баталина, отметив при этом, что партия готовит свои поправки в закон, которые должны устранить этот пробел в нормативном регулировании. Их внесение в Госдуму запланировано на осень этого года.
_____________________________

1 С текстом законопроекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-19/00094739).

С 2020 года вырастет пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

В России с января 2020 года будет увеличен максимальный размер ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Он составит 26 тысяч рублей вместо 24 тысяч рублей как сейчас.

«Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за полный календарный месяц с 1 января 2020 будет составлять 26 152,27 рублей», — сообщили ТАСС в пресс-службе Фонда социального страхования (ФСС).

Кроме того, вырастет минимальный и максимальные размеры пособия по беременности и родам за 140 дней отпуска.

«При наступлении страховых случаев с 1 января 2020 года минимальный размер пособия по беременности и родам за 140 дней отпуска составит 51 919 рублей», — сказали в пресс-службе фонда. Максимальный размер пособия по беременности и родам за 140 дней отпуска превысит 301 тысячу рублей, сейчас чуть более 282 тысяч рублей.

Максимальный размер пособия по беременности и родам рассчитывается с учетом размера заработной платы за два предшествующих года, но оно не может быть выше предельной базы начисления страховых взносов в фонд за 2017 и 2018 годы. Оно составляет 755 тысяч и 815 тысяч рублей соответственно.

В Госдуму внесли проект об увеличении сроков выплаты пособия по уходу за ребенком

Фото: АГн москва

В Госдуму внесен законопроект об увеличении в два раза сроков выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком — до достижения им возраста трех лет. Соответствующий документ опубликован в четверг в электронной базе данных нижней палаты парламента.

В качестве авторов инициативы выступили депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с ее лидером Сергеем Мироновым. По их словам, предложенная мера корреспондируется с положениями Трудового кодекса РФ, согласно которому отпуск по уходу за ребенком предоставляется на три года.

В документе отмечается, что существующие меры стимулирования рождаемости, включая материнский капитал, «исчерпали себя». В связи с этим справороссы предложили также распространить механизм выплат пособия по уходу за ребенком, в том числе, на неработающих матерей, женщин, проходящих военную службу и некоторые виды госслужбы по контракту, и студенток очного отделения, в том числе при обучении в аспирантуре.

«Законопроект решает ряд правовых пробелов, являющихся формой социальной несправедливости в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих уход за ребенком», — говорится в пояснительной записке к документу.

Инициатива также направлена на решение проблем дефицита мест в детских садах и занятости матерей в первые три года после рождения ребенка.

Предполагается, что источником финансирования инициативы станут «увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики».

Вместе с тем правительство РФ в своем заключении ссылается на неопределенность источников средств на реализацию предложений и не поддерживает законопроект. В кабмине указали, что в конце 2017 инициатива аналогичного содержания также не была поддержана.

В настоящее время ежемесячное пособие по уходу за ребенком застрахованным лицам выплачивается до достижения им 1,5 лет в размере 40% среднего заработка, но не менее минимального размера оплаты труда.

Минтруд хочет изменить условия выплаты пособия по уходу за ребенком

Минтруд считает, что претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет могут те, кто уделяет этому достаточно времени. Ведомство уже подготовило соответствующий проект поправок в законы о социальном страховании. Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, пояснили РБК в министерстве.

Внимание на проект поправок обратила член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман. Как следует из документа, «если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». В Минтруде объяснили, что если опекун при неполном рабочем дне проводит на работе больше времени, чем с ребенком, то пособие он получать не должен.

Сейчас по закону выплата пособия не прекращается, если его получатель (мать или отец, опекун или другой родственник), находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день. При этом у опекуна есть право на ежемесячное пособие «только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», отметили в министерстве.

Даже если рабочий день будет незначительно сокращен, получатель пособия по факту не будет осуществлять должный уход за ребенком, но при этом сможет получать и пособие, и зарплату почти в полном объеме, а Минтруд такую практику не поддерживает. «В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом»,— убеждены в ведомстве.

В Минтруде уточнили РБК, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто работает неполный день.

Ранее стало известно, что Минтруд хочет увеличить срок выплаты детских пособий с полутора до трех лет. Подготовленный ведомством проект также предусматривает изменение параметров доходов семьи с полуторакратного до двукратного размера прожиточного минимума при назначении пособия.

О реформе выплаты пособий в России — в материале “Ъ” «Детские пособия сделают менее обидными».

Минтруд ужесточит условия выплаты пособия по уходу за ребенком

Минтруд предложил дополнить условия выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если работник продолжает работать на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Соответствующие нормы содержит законопроект, опубликованный на Едином портале для размещения проектов НПА.

Министерство предлагает дополнить нормы статьи 11.1 закона об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 29.12.2006 № 255-ФЗ) новым правилом.

Смотрите так же:  Купить дом на материнский капитал в великом новгороде

Напомним, по действующим нормам этой статьи право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. При этом в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Теперь Минтруд предлагает внести в эту статью новое правило. Оно гласит, что в случае, если в период работы работника на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается.

В настоящее время работники ФСС часто оспаривает в суде право работников, продолжающих работать неполный рабочий день в период декретного отпуска, на пособие по уходу за ребенком. В подобных случаях ФСС пытается выявить формальное сокращение рабочего времени, которое не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком.

После принятия указанных поправок у ФСС будет дополнительное законодательное обоснование для лишения работника, продолжающего работать неполный день, права на получение пособия по уходу за ребенком.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями с последующим возмещением за счет средств ФСС. Формальное сокращение рабочего дня не является основанием для получения пособия по уходу за ребенком работающим родителем. Поэтому работодатель, выплачивающий пособие, не сможет претендовать на возмещение или зачет выплаченных сотруднику денег.

При этом в законе прямо не указывается, насколько необходимо сокращать рабочий день в целях получения пособия. Но в любом случае сокращение рабочего дня на час-полтора вызовет у ФСС подозрения в добросовестности работодателя и его сотрудника. В таких ситуациях, с точки зрения ФСС, пособие уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования.

По закону величина пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет составляет 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми размер пособия не может превышать 100% среднего заработка. Индексация пособий осуществляется ежегодно с 1 февраля.

Пособие по уходу за ребенком выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска

Улица Труда, 164
Улица Комарова, 39
Проспект Победы, 396/1
Улица Новороссийская, 118 В
Улица Университетская Набережная, 125

CALL-ЦЕНТР 211-08-92

ТРУДА, 164 8(912)47-00-278
КОМАРОВА, 39 8(912)47-01-400
ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, 396/1 8(912)47-02-418

ТРУДА, 164 8(919)124-17-79
КОМАРОВА, 39 8(912)791-16-07
ПРОСПЕКТ ПОБЕДЫ, 396/1 8(919)124-37-78
НОВОРОССИЙСКАЯ, 118 В 8(919)124-15-01
ПОНЕДЕЛЬНИК 9:00-19:00
ВТОРНИК 9:00-20:00
СРЕДА 9:00-19:00
ЧЕТВЕРГ 9:00-19:00
ПЯТНИЦА 9:00-19:00
СУББОТА 9:00-14:00
ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЫХОДНОЙ

Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Государственную услугу оказывают органы социальной защиты населения муниципальных образований Челябинской области.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату пособия, в размере, предусмотренном законодательством РФ на соответствующий период.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком не назначается:

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

— гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Срок предоставления государственной услуги

Заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком подлежит рассмотрению органами социальной защиты населения в 10-дневный срок с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

В случае подачи заявления с необходимыми документами через многофункциональный центр датой приема заявления считается дата его регистрации в многофункциональном центре.

Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком заявителям осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные заявителями в заявлении, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Нормативно-правовые акты:

— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ;

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

— Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 марта 2018 г. N 186н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей».

  • МФЦ города Челябинска — ул. Труда, д. 164
  • МФЦ в Тракторозаводском районе — ул. Комарова, д. 39
  • МФЦ в Курчатовском районе — пр-кт Победы, 396/1
  • МФЦ в Ленинском районе — ул. Новороссийская, 118 В
  • МФЦ в Калининском районе — ул. Университетская Набережная, 125

Результатом предоставления государственной услуги является:

а) принятие решения о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае наличия права на пособие;

б) принятие решения об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае отсутствия права на пособие.

Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком выносится по основаниям, указанным в пункте 4 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н (далее — Порядок), а также в случае, если обращение за ним последовало позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не предусмотрено.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Оснований для отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Уполномоченный орган принимает решение о возврате заявителю заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

а) назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком не отнесено к компетенции уполномоченного органа;

б) заявителем не представлены в уполномоченный орган надлежащим образом оформленное заявление и (или) в полном объеме необходимые документы.

Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком выносится по основаниям, указанным в пункте 4 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н (далее — Порядок), а также в случае, если обращение за ним последовало позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах;

— гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Заявителями на предоставление государственной услуги по назначению ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются:

а) матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

б) матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;

в) матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

г) другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций.

Для предоставления государственной услуги заявителем представляется заявление (форма), в котором указываются:

а) наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (мать, отец, лицо, их заменяющее);

в) сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, кем и когда выдан);

г) сведения о месте жительства (пребывания) (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

д) сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

Смотрите так же:  Как оформить шкаф на лоджию

е) вид государственного пособия, за назначением и выплатой которого обращается заявитель;

ж) способ получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком (почтовым переводом, перечислением на личный счет заявителя, открытый в кредитной организации);

з) сведения о реквизитах счета, открытого заявителем (наименование организации, в которую должно быть перечислено государственное пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета заявителя);

и) сведения о представителе заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства (пребывания), фактического проживания) (в случае обращения представителя заявителя);

к) сведения о документе, удостоверяющем личность представителя заявителя (наименование, серия и номер, кем и когда выдан) (в случае обращения представителя заявителя);

л) сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя заявителя (наименование, серия и номер, кем и когда выдан) (в случае обращения представителя заявителя);

м) форма получения результата государственной услуги — на бумажном носителе, в форме электронного документа;

н) способ получения результата государственной услуги — в уполномоченном органе, многофункциональном центре, посредством почтовой связи (с указанием почтового адреса), посредством Единого портала, портала услуг;

о) согласие на обработку персональных данных;

п) перечень прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Заявление подписывается заявителем с проставлением даты заполнения заявления.

При обращении за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются документы, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, и подлежат представлению заявителем:

1) свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства и его копия, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, — при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее — Конвенция 1961 г.);

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, — при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции 1961 г.;

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;

2) заверенная выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком — для лиц, указанных в подпункте «а» раздела «Получатели» (подпункте «а» пункта 6 Административного регламента), из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком;

3) заверенная выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан», — для лиц, указанных в подпункте «а» раздела «Получатели» (подпункте «а» пункта 6 Административного регламента), из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам;

4) заверенная выписка из трудовой книжки о последнем месте работы — для лиц, указанных в подпункте «б» раздела «Получатели» (подпункте «б» пункта 6 Административного регламента);

5) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, копия удостоверения беженца — для беженцев, которым назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, осуществляются органами социальной защиты населения;

6) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года — для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;

7) заверенная копия трудовой книжки, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте «в» раздела «Получатели» (подпункте «в» пункта 6 Административного регламента), (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях);

8) заверенная копия трудовой книжки, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, — для лиц, указанных в подпункте «г» раздела «Получатели» (подпункте «г» пункта 6 Административного регламента).

В случае отсутствия у заявителя трудовой книжки в заявлении указываются сведения о том, что заявитель нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

9) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей либо лицом, его заменяющим, осуществляющим уход за ним, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, — для лиц, указанных в подпункте «в» и «г» раздела «Получатели» (подпунктах «в» и «г» пункта 6 Административного регламента);

10) справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения, справка с места учебы о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам — для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, указанных в подпункте «в» раздела «Получатели» (подпункте «в» пункта 6 Административного регламента).

Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

1) Документами, которые находятся в распоряжении воинских частей, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и военных комиссариатов муниципальных образований, являются:

— справка о прохождении гражданином военной службы по призыву;

— извещение о переводе военнослужащего в другую воинскую часть;

— извещение о досрочном увольнении военнослужащего и других случаях прекращения им военной службы по призыву;

— акт о расформировании (ликвидации) воинской части, находящейся за пределами Российской Федерации.

2) Документами, которые находятся в распоряжении территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, являются:

— справка о признании заявителя безработным;

— справка о невыплате пособия по безработице.

3) Документами, которые находятся в распоряжении органов записи актов гражданского состояния, являются:

— справка о рождении ребенка (детей);

— копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка (детей);

— копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, копия свидетельства о смерти.

4) Документами, которые находятся в распоряжении судов, являются выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении).

5) Документом, который находится в распоряжении медицинской организации, является копия заключения о рождении ребенка.

6) Документом, который находится в распоряжении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, является решение о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

7) Документом, который находится в распоряжении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений, является справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы.

8) Документами, которые находятся в распоряжении территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, являются:

— копии документов, подтверждающих статус плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование;

— справка об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении государственного пособия за счет средств обязательного социального страхования.

9) Документами, которые находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов, являются:

— сведения о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации;

— сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации;

— сведения о регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства;

— сведения о постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства.

Заявитель вправе представить указанные документы и сведения в уполномоченный орган по собственной инициативе.

В случае непредставления заявителем документов (копий документов, сведений) о месте жительства (пребывания) или фактического проживания, необходимых для вынесения решения о назначении государственных пособий самостоятельно, уполномоченный орган запрашивает их в государственных органах, органах местного самоуправления и иных органах, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в распоряжении которых имеется указанная информация.

Специалист многофункционального центра проверяет соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.

Оставьте комментарий