Трудовой договор ст 52

Статья 52 ТК РФ. Право работников на участие в управлении организацией

Новая редакция Ст. 52 ТК РФ

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

Комментарий к Статье 52 ТК РФ

Согласно статье 52 Трудового кодекса РФ работники имеют право на участие в управление компаний.

Другой комментарий к Ст. 52 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Вопрос об участии работников в управлении организацией в Российской Федерации в последние годы являлся и продолжает оставаться одним из наиболее дискуссионных. За время экономических преобразований законодатель прошел путь от признания в качестве приоритетной формы управления хозяйствующим субъектом самоуправления трудовых коллективов до полного отрицания самой возможности прямого участия работников в управлении организацией.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах отнесено к числу основных принципов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (статья 2 ТК РФ). Конкретные формы участия работников и их представителей в управлении организацией устанавливаются как законодательством, так и сторонами социального партнерства.

2. Основные формы участия работников в управлении организацией определены ст. 53 ТК РФ. Иные федеральные законы устанавливают особенности участия работников в управлении организацией, обусловленные спецификой в организации труда и организационных основах деятельности организаций различной отраслевой принадлежности. В частности, Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ относит к компетенции общего собрания (конференции) работников и обучающихся принятие устава высшего учебного заведения, а для государственных и муниципальных высших учебных заведений и избрание органа управления — ученого совета.

Статья 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает возможность включения представителей работников в состав наблюдательного совета автономного учреждения. При этом количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета, представитель работников не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения. Решение о назначении членов наблюдательного совета принимается учредителем автономного учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения.

Формы участия работников в управлении организацией могут устанавливаться учредительными документами организации.

3. В современных условиях конкретные полномочия работников по участию в управлении организацией могут устанавливаться сторонами социального партнерства и фиксироваться в коллективных договорах, соглашениях.

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

СТ 52 ТК РФ.

Комментарий к Ст. 52 Трудового кодекса РФ

1. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах отнесено к числу основных принципов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ). Конкретные формы участия работников и их представителей в управлении организацией устанавливаются как законодательством, так и сторонами социального партнерства.

2. Основные формы участия работников в управлении организацией определены ст. 53 ТК РФ. Иные федеральные законы устанавливают особенности участия работников в управлении организацией, обусловленные спецификой в организации труда и управления разного рода юридических лиц. В частности, ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к числу коллегиальных органов управления образовательной организации общее собрание (конференцию) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации). Компетенция данных органов устанавливается уставом образовательной организации.

Статья 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает возможность включения представителей работников в состав наблюдательного совета автономного учреждения. При этом количество представителей работников автономного учреждения не может превышать 1/3 от общего числа членов наблюдательного совета, представитель работников не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения. Решение о назначении членов наблюдательного совета принимается учредителем автономного учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения.

Юридические советы

все вопросы юридической практики

Трудовой кодекс рк статья 52 пункт 1

Трудовой кодекс РК
Статья 52. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя

1. Трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случаях:

2) сокращения численности или штата работников;

5-1) лишения свидетельства о присвоении квалификации «оценщик»;

6) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы и исключающего возможность ее продолжения;

7) отрицательного результата работы в период испытательного срока;

9) нахождения работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного, токсикоманического опьянения (их аналогов), в том числе в случаях употребления в течение рабочего дня веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения (их аналогов);

10) отказа от прохождения медицинского освидетельствования для установления факта употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения, подтвержденного соответствующим актом;

11) нарушения работником правил охраны труда или пожарной безопасности либо безопасности движения на транспорте, которое повлекло или могло повлечь тяжкие последствия, включая производственные травмы и аварии;

12) совершения работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, умышленного его уничтожения или повреждения, установленного вступившим в законную силу приговором или постановлением суда;

18) нарушения трудовых обязанностей руководителем исполнительного органа работодателя, его заместителем либо руководителем подразделения работодателя (филиалов, представительств и иных подразделений работодателя, определенных актом работодателя), повлекшие причинение материального ущерба работодателю;

19) прекращения допуска работника к государственным секретам в случаях, установленных законами Республики Казахстан;

20) неявки работника на работу более двух месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, за исключением случаев нахождения работника в отпуске по беременности и родам, а также если заболевание входит в перечень заболеваний, для которых установлен более длительный срок нетрудоспособности, утверждаемый уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.

За работником, утратившим трудоспособность в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

21) совершения работником коррупционного правонарушения, исключающего в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом возможность дальнейшей работы, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан;

23) прекращения полномочий руководителя исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря по решению собственника имущества юридического лица либо уполномоченного собственником лица (органа) или уполномоченного органа юридического лица;

24) достижения работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с правом ежегодного продления срока трудового договора по взаимному согласию сторон;

25) отсутствия работника на работе более одного месяца по неизвестным работодателю причинам.

2. Трудовой договор о работе по совместительству может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае заключения трудового договора с работником, для которого эта работа будет являться основной.

Трудовой кодекс рк статья 52 пункт 1

Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в рамках реализации 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ был подготовлен проект нового Трудового Кодекса Республики Казахстан, который был подписан 23 ноября 2015 года Президентом Республики Казахстан.

В cвязи с принятием нового Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс), который вступит в силу с 1 января 2016 года,главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования труда».

Следует отметить, что введенные правки вызвали достаточно громкий общественный резонанс. Эксперты высказываются, что новый Трудовой кодекс ухудшил положение работников.

Давайте рассмотрим некоторые правки, в чем заключается их смысл, чем чревато для обоих субъектов трудовых правоотношений и на что следует обратить внимание работникам и работодателям при применении той или иной нормы. Поскольку каждое новшество заслуживает отдельного внимания, мы их выделили в отдельные статьи.

В первой статье хотели бы осветить нововведенные дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

1. при повторном непрохождении проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда или промышленной безопасности работником, ответственным за обеспечение безопастности и охраны труда организации, осуществляющей производственную деятельность.

Стоит отметить, что расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 5) пункта 1 статьи 52 Кодекса, должно основываться на решении аттестационной комиссии, создаваемой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В этом случае работодателю, необходимо соблюсти все процедуры, в соответствии с действующим законодательством РК в т.ч. и тот факт, что в составе аттестационной комиссии должен участвовать представитель работников, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

В данном случае работнику для определения правомерности увольнения по основанию, предусмотренному данным пунктом Трудового кодекса, рекомендуем при получении уведомления о расторжении трудового договора обратить внимание на наличии в уведомлении и приказе о расторжении трудового договора ссылки на решение экзаменационной комиссии, а также запросить выписку данного решения. Кроме того, рекомендуем работнику при прохождении аттестации/ экзамена/проверки поинтересоваться результатами аттестации/ экзамена/проверки непосредственно после прохождения таковых с получением подтверждающего документа.

В случае если работника смущает периодичность проведения работодателем аттестации, рекомендуем работнику изучить внутренние документы (положения, правила, приказы, коллективный договор и пр.) своего предприятия, поскольку порядок, условия и периодичность проведения аттестации работников определяются в вышеназванных документах.

2. При отсутствии работника на работе более одного месяца по неизвестным работодателю причинам.

Обращаем внимание, работников, что расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 25) пункта 1 статьи 52 Кодекса, допускается при непредоставлении работником информации о причинах отсутствия в течение десяти календарных дней со дня направения работодателем работнику акта об отсутствии письмом с уведомлением. В связи с чем, работнику необходимо не пропустить срок предоставления информации работодателю, в письменном виде с предоставлением соответствующих документов. В случае если предоставить документы самостоятельно не получается, необходимо воспользоваться услугами почты, направив письмо с уведомлением или передать информацию в письменном виде через третье лицо, на при этом иметь второй экземпляр (копию) письма, на котором представитель работодателя (кадровой службы) поставит отметку о получением с обязательным указанием даты, ФИО, должности и время получения.

При этом, обращаем внимание работодателя, на тот факт, что если акт об отсутствии был отправлен без уведомления или письмо было возвращено отправителю, то в этом случае срок о предоставления информации от работника отодвигается. В связи с чем работодатель не имеет возможности расторгнуть трудовой договор на основании вышеназванного основания.

3. При «снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшения экономического состояния работодателя».

В случае расторжения трудового договора на основании данного пункта рекомендуем сторонам трудового договора обратить внимание на следующее:

  • При расторжении трудового договора на основании снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшения экономического состояния работодателя (подпункт 3) пункта 1 стати 52 Кодекса) работодатель обязан письменно уведомить работника о расторжении трудового договора за пятнадцать рабочих дней, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления.
  • Согласно нормам Кодекса по соглашению сторон срок уведомления может быть заменен выплатой заработной платы, пропорционально неотработанному сроку. В уведомлении работодатель обязан указать причины, послужившие основанием для расторжении трудового договора.
  • Вместе с тем, необходимо учесть, что расторжении трудового договора по данному основанию возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
  • Смотрите так же:  Увольнение в связи с сокращением численности штата

    — закрытие структурного подразделения (цеха, участка);

    — отсутствие возможности перевода работника на другую работу;

    — письменное уведомление не менее чем за один месяц представителей работников с указанием причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора (наличие непосредственной связи между экономическими изменениями у работодателя и необходимостью расторжения трудового договора).

    4) В случае расторжения трудовых отношений на основании «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации» работодатель выплачивает работникам компенсация в размере двухмесячной заработной платы.

    5) Расторжение трудового договора по инициативе работодателя на основании «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя», не допускается с беременными женщинами, предоставившим работодателю справку о беременности, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери.

    Данная норма, введенная в связи с финансовым кризисом, регулирует мероприятия работодателя по сокращению штата, которые вынуждены в настоящее время проводить многие представители бизнеса. Вместе с тем, закон прописывает для этого соблюдение определенных условий.

    В целях обеспечения защиты своих прав работникам, имеющим основания, по которым не допускается расторжение трудового договора в связи с ухудшением экономического состояния работодателя, следует иметь при себе подтверждающие справки.

    При этом в связи с предусмотренными данным пунктом кодекса условиями компенсации при увольнении работодателям рекомендуем закладывать в бюджет соответствующие статьи для таких расходов.

    4. Достижения работником пенсионного возраста, установленного Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с правом ежегодного продления срока трудового договора по взаимному согласию сторон.

    В случае расторжения трудового договора на основании настоящего пункта и не допущения нарушения законодательства РК рекомендуем сторонам трудового договора принять во внимание, что:

    1. Кодексом предусмотрена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (по аналогии с государственными и гражданскими служащими).
    2. Не подускается расторжение трудового договора с работниками до достижения пенсионного возраста, установленного Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан», которым осталось менее двух лет, по основаниям, предусмотренным подпунктами 4) пункта 1 статьи 52 Кодекса, без наличия положительного решения комиссии, созданной из равного числа представителей от работодателя и работников.
    3. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 24) пункта 1 стати 52 Кодекса, допускается по достижении работником пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с уведомлением работника не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора, с выплатой компенсации в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.
    4. В этом случае работодателям необходимо предусмотреть внутренними документами перечень критериев, определяющих работоспособность работника пенсионного возраста в соответствии с действующим законодательством о государственной службе.

      Работнику, достигшему пенсионного возраста, при устройстве на работу рекомендуем изучить и ознакомиться с трудовым договором, внутренними актами работодателя и коллективным договором, в период работы интересоваться изменениями и дополнениями в вышеназванные акты и договоры, а также своевременно оформлять все необходимые документы для подтверждения своей работоспособности согласно требованиям законодательства и внутренних документов работодателя.

      В следующей нашей статье мы рассмотрим положения нового Трудового кодекса, касающиеся трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.

      Статья 52 ТК РФ. Право работников на участие в управлении организацией (действующая редакция)

      • URL
      • HTML
      • BB-код
      • Текст

      Комментарий к ст. 52 ТК РФ

      1. В качестве одной из форм социального партнерства ст. 27 ТК называет участие работников в управлении организацией. Эта форма является важным элементом политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимым условием равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, одной из форм социального партнерства.

      Демократизация всех сфер жизни поставила вопрос о необходимости партнерских отношений между работниками и работодателями на уровне организации, выявления общих целей, объединяющих участников производственных отношений. Однако задача построения таких отношений осложняется тем, что создаваемые для реализации прав работников органы и совместно разрабатываемые процедуры не должны препятствовать развитию производства, снижению конкурентоспособности организации в сфере свободного рынка. Перекос в сторону интересов работодателей и их объединений также достаточно опасен, поскольку ведет к конфронтации, усилению социальной напряженности и нестабильности в обществе.

      2. Нормативная база для участия работников в управлении организацией заложена в положениях Всеобщей декларации прав человека (1948). В ней предусматривается, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (ст. 22).

      Этот общий тезис преломляется в положение о том, что каждый работник как гражданин имеет право на свободную реализацию своих способностей, закрепленное в Конституции РФ, программных документах профсоюзов и т.п.

      3. Давно отмечен тот факт, что завоевания политической демократии не совпадают с возможностями участвовать в разработке производственных решений, иметь хотя бы информацию о принимаемых или готовящихся решениях, затрагивающих интересы работников. Институт участия работников в управлении организацией призван преодолеть существующий разрыв между политической и производственной демократией. Достигнуть этой цели можно различными путями: признавая за работниками и их представителями право на ведение переговоров с работодателем относительно условий труда и защиты их интересов, привлекая профессиональные союзы к консультациям по поводу общих проблем производства как в рамках организации, так и на отраслевом и национальном уровнях, стимулируя деятельность социальных партнеров, направленную на достижение мира в трудовых отношениях.

      4. Предоставление работникам возможности участвовать в управлении организацией оказывает немаловажное влияние на эффективность работы организации. Приобщая работников прямо или косвенно к принятию управленческих решений, работодатели могут рассчитывать на увеличение объема выпускаемой продукции, улучшение ее качества, на более рациональное использование рабочей силы, быстрейшее внедрение новой техники и технологии.

      Одновременно с помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании, что не замедлит сказаться на итоге деятельности организации, улучшит взаимоотношения с инвесторами и проч.

      Значительную роль в становлении и внедрении в национальную и международную практику систем участия работников в управлении организацией сыграли нормы и рекомендации Международной организации труда, направленные на расширение прав трудящихся. К таким документам относятся Конвенция N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981), Рекомендация N 94 «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия» (1952), Рекомендация N 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967), Конвенция N 135 и Рекомендация N 143 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971).

      5. Международная организация труда поощряет развитие института участия работников в управлении организацией. Его развитие идет по нескольким основным направлениям.

      Первое — это закрепление и использование процедур информирования и консультирования работников, заключение коллективных договоров.

      Второе — это создание в организациях представительных органов работников для участия совместно с органами управления в решении вопросов социального и экономического развития.

      Третье направление определяет участие работников или их представителей в органах управления корпоративных организаций.

      6. Право на участие в управлении может осуществляться как каждым работником индивидуально, так и коллективом работающих в целом.

      Каждый работник вправе обратиться к работодателю или его представителям с предложениями по улучшению производственного процесса, корректировке производственных заданий, по устранению имеющихся недостатков, снижающих эффективность производства, и др.

      Участие коллектива работников в управлении организацией осуществляется как путем прямого обращения к работодателю (как правило, по вопросам сугубо производственного характера: выпуска продукции, использования оборудования, исполнения производственных заданий и проч.), так и через представительные органы (по вопросам, касающимся персонала, экономической и финансовой политики организации и т.п.).

      7. Представление интересов всех (или большинства) работников при реализации ими права на участие в управлении организацией может осуществляться представителями работников, к которым законодатель относит профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иными представителями, избираемыми работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

      Закон предусматривает, что работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

      При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

      Создание иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

      Законодательство наделяет как профессиональные союзы, так и иные избранные работниками органы равными правами при реализации полномочий по участию в управлении и участию в выработке управленческих решений, затрагивающих существенные интересы работников.

      В небольших организациях, где избрание коллегиального органа не представляется возможным, работники могут назначить уполномоченного (профорганизатора, доверенное лицо), который вправе от их имени реализовывать право работников на участие в управлении.

      До настоящего времени практика складывалась так, что основными представителями прав и интересов работников являются профессиональные союзы, которые должны уделять и уделяют значительное внимание проблемам участия в управлении в предусмотренных законодательством формах.

      8. Новым органом, который может сыграть заметную роль в деле обеспечения участия работников в управлении организацией, может стать производственный совет. Согласно ст. 22 ТК работодатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе создавать производственный совет. Кодекс определяет производственный совет как совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с ТК и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации.

      Создание производственного совета позволит работодателю наладить эффективное взаимодействие с работниками по многим значимым вопросам, в т.ч.:

      — по оптимизации организационной структуры предприятия;

      — по совершенствованию используемых технологий;

      — по подготовке перспективных планов модернизации производства.

      Поскольку полномочия цели и задачи производственных советов производственных советов во многом схожи с целями и задачами, которые достигаются посредством реализации механизмов участия работников в управлении организацией, представляется, что в дальнейшем производственные советы смогут стать полноценными участниками процессов социального партнерства и содействовать достижению социального мира в организациях (подробнее о производственных советах см. коммент. к ст. 22).

      9. Право работников на участие в управлении и связанные с ним правомочия детально регламентируются ТК. Прежде всего, следует отметить, что рассматриваемое право закрепляется в перечне основных прав работников. В соответствии со ст. 21 ТК предусматривается право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах.

      Кроме того, к основным правам работников относятся право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений, право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

      Все эти полномочия являются весьма значимыми при реализации комплексного права на участие в управлении организацией, поскольку цели такого участия — наиболее полное удовлетворение интересов работников, соблюдение их прав и уважение работодателем законных интересов работников, создание возможностей для реализации работниками своих предложений по оптимизации производственного процесса.

      В соответствии со сложившейся практикой и международными нормами ТК предусматривает различные формы и методы такого участия, к которым можно отнести следующие. Во-первых, это предоставление работникам информации, затрагивающей интересы персонала и необходимой для коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Во-вторых, это проведение консультаций с представительными органами работников при принятии работодателем управленческих решений, влияющих на существенные условия труда работников, или при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового законодательства. И в-третьих, это возможность участия представительных органов работников в работе коллегиальных органов управления организацией (общих собраний участников, наблюдательных советов, советов директоров, правлений, дирекций и проч.).

      Законодательно определяются и механизмы проведения консультаций и предоставления информации, порядок учета работодателем мнения выборного представительного органа работников и принятия взаимоприемлемого для сторон решения (ст. ст. 372 и 373 ТК).

      10. Наряду с нормами ТК право на участие работников в управлении организацией закрепляется и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 26 Закона об образовании в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

      Кроме того, право работников на участие в управлении прямо закреплено в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) от 18.07.2008, в Типовом положении об общеобразовательном учреждении от 19.03.2001 и др.

      11. Поощряет системы участия работников в управлении организацией и Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ 28.11.2001 (протокол N 49).

      Так, п. 3.4 гл. 4 Кодекса корпоративного поведения предусматривает, что исполнительные органы должны создавать атмосферу заинтересованности работников общества в эффективной работе общества.

      С этой целью рекомендуется организовать регулярные консультации исполнительных органов с работниками при принятии исполнительными органами решений, напрямую влияющих на условия труда работников. Работодатель должен разработать и утвердить процедуру проведения таких консультаций и порядок их инициирования.

      О принятых исполнительными органами решениях следует своевременно информировать работников.

      12. В дополнение к законодательным актам и актам, принимаемым Президентом РФ, Правительством РФ и заинтересованными министерствами и ведомствами, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, право на участие работников в управлении может закрепляться учредительными документами организации, к которым могут быть отнесены ее уставы и положения.

      13. В организации возможны разработка и применение специальных локальных нормативных актов, которые также могут содержать права, касающиеся права работников на управление организацией. Данные акты могут определять взаимоотношения работодателя и его представителей с органами, представляющими интересы работников.

      В таких актах могут быть определены и формы участия работников в управлении, правила и процедуры предоставления информации, порядок проведения консультаций и принятия взаимоприемлемых для сторон решений.

      Особенно актуальным представляется закрепление в локальных актах организации права на участие представителей работников в работе коллегиальных органов управления организацией (общем собрании участников или членов организации, наблюдательном совете, совете директоров, правлении и проч.).

      Наличие указанных прав в локальных актах организации позволяет работникам своевременно и более эффективно отстаивать свои права перед работодателем, своевременно влиять на планируемые и принимаемые им решения.

      Вопросы реализации работниками права на участие в управлении могут быть включены и в коллективный договор.

      Соглашения, заключаемые сторонами социального партнерства на других уровнях (выше локального), также могут содержать разделы, посвященные участию работников в управлении организациями.

      14. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что положения данной главы распространяются только на работодателей — юридических лиц.

      Данному обстоятельству может быть дано как минимум два объяснения. Во-первых, при принятии Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, которым в значительной мере были усилены права индивидуальных предпринимателей в социально-трудовой сфере, законодатель не вполне последовательно внес в ТК соответствующие изменения. Так, индивидуальные предприниматели наделены правом принимать локальные нормативные акты, вступать в коллективные переговоры и проч. Соответствующими правами наделены и работники, заключившие трудовые договоры с индивидуальными предпринимателями. Однако прав участвовать в управлении делами индивидуального предпринимателя, влиять на выработку и принятие им управленческих решений таким работникам не предоставлено.

      Во-вторых, работодатели — индивидуальные предприниматели не поощряют и не развивают системы участия работников в организации производственного процесса, в выработке управленческих решений. Это объясняется спецификой деятельности таких предпринимателей, немногочисленностью работников, почти полным отсутствием органов профессиональных союзов.

      Трудовой кодекс РК
      Статья 52. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя

      1) ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращения деятельности работодателя – физического лица;

      3) снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя;

      4) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

      5) повторного непрохождения проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда или промышленной безопасности работником, ответственным за обеспечение безопасности и охраны труда организации, осуществляющей производственную деятельность;

      5-1) лишения свидетельства о присвоении квалификации «оценщик»;

      8) отсутствия работника на работе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд за один рабочий день (рабочую смену);

      13) совершения виновных действий или бездействия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, если эти действия или бездействие дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

      14) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы;

      15) разглашения работником сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, ставших ему известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;

      16) повторного неисполнения или повторного ненадлежащего исполнения без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим дисциплинарное взыскание;

      17) представления работником работодателю заведомо ложных документов или сведений при заключении трудового договора либо переводе на другую работу, если подлинные документы или сведения могли являться основаниями для отказа в заключении трудового договора или переводе на другую работу;

      22) продолжения работником участия в забастовке после доведения до его сведения решения суда о признании забастовки незаконной либо о приостановке забастовки;

      23) прекращения полномочий руководителя исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря по решению собственника имущества юридического лица либо уполномоченного собственником лица (органа) или уполномоченного органа юридического лица;

      24) достижения работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с правом ежегодного продления срока трудового договора по взаимному согласию сторон;

      Сноска. Статья 52 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 № 483-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.07.2018 № 134-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

      Статья 52. Понятие авиационного персонала

      СТ 52 ВЗК РФ

      1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

      В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

      Абзац третий утратил силу.

      Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

      2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

      3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.

      На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

      3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

      Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

      На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

      Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

      4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

      1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

      2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

      3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

      4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом О полиции, имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды;

      5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

      Комментарий к Статье 52 Воздушного кодекса России

      Комментируемая статья 52 ВЗК устанавливает требования, предъявляемые к авиационному персоналу. Для более эффективного осуществления деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения персонал должен иметь высококлассную специальную подготовку и сертификат.

      В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ «О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации» статья 52 Воздушного кодекса РФ была дополнена новым абзацем, которым установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
      ———————————
      СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3483.

      Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» в статье 17 определяет, что забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. ст. 3 — 8, 12 — 16 данного Федерального закона. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. Также являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, — если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.
      ———————————
      СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.

      В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации». Необходимость внесения изменений обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона от 08.07.1999 N 150-ФЗ, которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного кодекса РФ, нормам ст. 413 действующего Трудового кодекса Российской Федерации. Этой статьей регламентируется порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются, в частности предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются, лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

      В соответствии со статьей 412 ТК РФ, на период проведения забастовки на предприятиях авиационного транспорта, авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др. Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст. 8 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 37 Конституции РФ и главой 3 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в редакции от 6 ноября 2001 г.) «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.

      Забастовка определена в ст. 2 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и в ст. 398 Трудового кодекса РФ как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

      Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.

      Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг) обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.

      В связи с несоответствием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ ст. 413 ТК Российской Федерации нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав, авиаработники вынуждены проводить акции протеста нелегитимного характера.

      Вместо предусмотренной статьей 413 Трудового кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ, приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок уже через несколько дней реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей. Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.

      Приведение норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, в части порядка разрешения коллективных трудовых споров, позволит избежать необходимость проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.

      Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» дополнена новыми пунктами 3 и 4 в целях создания правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.
      ———————————
      СЗ РФ. 28.03.2005. N 13. Ст. 1078.

      Целью правового регулирования отношений, возникающих при обеспечении авиационной безопасности, является защита жизни и здоровья авиапассажиров, объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и иных опасных предметов. Действующая в настоящее время Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее — Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

      События последних лет (ряд террористических актов, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, образование новых очагов напряженности в связи с военными действиями в Ираке) показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса (террористические акты в августе 2004 года, по маршрутам Москва — Сочи, Москва — Волгоград), что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспортного комплекса. Одной из таких мер является привлечение в обязательном порядке к предполетному и послеполетному досмотру сотрудников органов внутренних дел.

      Статья 52. Утратила силу

      Статья 52. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

      ФЗ о страховых пенсиях

      ФЗ о пожарной безопасности

      ФЗ об образовании

      ФЗ о государственной гражданской службе

      ФЗ о государственном оборонном заказе

      О защите прав потребителей

      ФЗ о противодействии коррупции

      ФЗ об охране окружающей среды

      ФЗ о бухгалтерском учете

      ФЗ о защите конкуренции

      ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

      ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

      ФЗ о прокуратуре

      ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

      ФЗ о персональных данных

      ФЗ о госзакупках

      ФЗ об исполнительном производстве

      ФЗ о воинской службе

      ФЗ о банках и банковской деятельности

      Проценты по денежному обязательству

      Ответственность за неисполнение денежного обязательства

      Уклонение от исполнения административного наказания

      Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

      Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

      Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

      Особенности правового положения казенных учреждений

      Общие основания прекращения трудового договора

      Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

      Судебный порядок рассмотрения жалоб

      Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

      Документы, прилагаемые к исковому заявлению

      Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

      Форма и содержание искового заявления

      (c) 2015-2020 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

      Смотрите так же:  Купил сотовый телефон можно ли его вернуть

    Оставьте комментарий